http://www.blagogon.ru/digest/477/

Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом

13.01.2014
Сергей Буфеев
 

Скандальная слава протодиакона Андрея Кураева дала многим повод для размышления: за что в действительности он был лишён звания профессора Московской Духовной Академии? Не секрет ведь, что иногда за явные грехи мы не предстаём перед правосудием, в то время как человек, случается, может понести наказание по уголовной статье за преступление, которого не совершал. А бывает и так, что прегрешение заключалось в одном, а наказание было назначено за другое…

Многие заявления о. Андрея смущали и продолжают смущать православных людей. В частности, меня. Однако я не смею выступать в качестве судьи, тем более что духовное решение уже вынесено уважаемыми членами Учёного совета МДА. Я хочу лишь отметить, что в течение многих лет диакон (а потом и протодиакон) Андрей Кураев высказывал позицию, противоположную учению Церкви по одному догматическому вопросу: отношению к шестидневному творению и появлению смерти. В 1999 году он опубликовал статью «Может ли православный быть эволюционистом?», а в 2006 году – книгу с тем же названием.

На ошибочность взглядов о. Андрея ему неоднократно указывал убиенный иерей Даниил Сысоев в книге Шестоднев против эволюции. Дважды это сделал и мой брат, протоиерей Константин Буфеев. В книге «Православное вероучение и теория эволюции» (2003 г.) ему посвящена глава «Как миссионер-эволюционист не устоял в Православии» (с. 340–352), в сборнике «Православное осмысление творения мiра» № 3 (2007 г.) – статья «“Православный эволюционизм” как одно из новых “мнений Церкви”» (с. 55–80).

Никакого содержательного ответа на критику в течение нескольких лет о. Кураев своим оппонентам не предоставил. При этом тихо и незаметно он оставался «православным эволюционистом».

Новым поводом для вступления о. Андрея Кураева в эту дискуссию (причём в самом неприглядном и хамском стиле) явилась яркая статья протоиерея Константина Буфеева «Шестоднев в контексте Священного Предания. О докладе протоиерея Леонида Грилихеса» (http://blagogon.ru/digest/473/). Наиболее важной, на наш взгляд, в этой публикации является мысль автора о том, что отношение к самой тематике Шестоднева должно определяться, исходя из догматического учения Православной Церкви. Из этого следует, что не научный подход (равно как в академическом, так и в «книжническом» смысле), а именно опора на святоотеческую традицию может дать единственно правильное понимание событий первой творческой седмицы.

Как это ни странно, догматическое значение церковного учения о Боге как о Творце не осознается в должной степени, и даже отрицается многими современными богословами (протоиерей Леонид Грилихес – один из них). И как бы ни хотелось эволюционистам трактовать события Творения «более духовно» – аллегорически, все их хитрые изворачивания являются лишь игрой ума и никак не приближают к Истине. Достоинством статьи отца Константина Буфеева является то, что он сумел сказать об этом просто и ясно.

Тем удивительнее было встретить среди отзывов на эту статью следующую резкую оценку протодиакона Андрея Кураева, его многолетнего оппонента: «Крайне подлая статейка» [19 декабря 2013, http://pravmir-24.livejournal.com/3383830.html].

Отец Андрей перешёл все дозволенные границы человеческого приличия и духовного такта. Статья отца Константина – конкретная и аргументированная, опирается на мнение Святых Отцов. Она содержит критическую часть, причём весьма обоснованную (интересно, что сможет ответить прот. Леонид Грилихес?). Статья содержит и позитивную часть – а именно, напоминает о забытом многими богословами-модернистами традиционном толковании Шестоднева. Ничего «подлого» в статье нет ни по содержанию (стиль вполне академический), ни по отношению к кому-либо из упоминаемых в ней лиц.

Подлость, скорее, можно усмотреть в самих приведенных бессовестных и безответственных словах отца протодиакона. Если о. Андрей отвергает святоотеческое учение о Сотворении и воспринимает критику, направленную в адрес о. Леонида Грилихеса, как уязвление собственной позиции, это вовсе не означает, будто обличение эволюционистов о. Константином Буфеевым несправедливо.

Отцы Даниил Сысоев и Константин Буфеев неоднократно персонально приглашали о. Андрея Кураева принять участие в работе богословских конференций, проводимых Миссионерско-Просветительским Центром «Шестодневъ». Однако о. Кураев назвал созданный по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Центр «сектой», а на открытый диспут прийти так и не решился. Вместо этого он позволил себе циничный и развязный стиль по отношению к священнослужителям, стоящим выше него в церковной иерархии: к священнику и к протоиерею (имеющим церковные награды, а также богословские и естественнонаучные кандидатские степени). И теперь он не смог найти других слов, кроме наглого вызывающего пассажа: «И эти сысоевские шулеры хотят, чтобы с ними кто-то всерьёз диспутировал?» [там же].

Бессильные и жалкие слова.

Исполненный ненависти, протодиакон-целибат назвал оппонентов «юношами». Трудно сказать, что это – особый пиарный ход «старца»-блогера, либо проявление его «старческого» (младостарческого) слабоумия. Дело в том, что первый «юноша», иерей Даниил – отец трёх дочерей. Другой «юноша», о. Константин имеет шестерых детей, из которых двое – студенты московских ВУЗов, а один уже аспирант.

Но главное, конечно, не в этом. Протодиакона Кураева обличили в еретическом заблуждении, в противоречии согласному мнению Церкви, в догматической ошибке – а он вместо покаяния (или содержательного ответа) изрыгает лишь хулу и оскорбления… И ни одного слова по существу. Отец Андрей действительно не ответил ни на одно критическое замечание к своим публикациям по теме Шеcтоднева. (Поразительно, насколько эволюционисты беспомощны в своей богословской аргументации и постоянно проигрывают в споре православным оппонентам.)

На самом деле, мне вообще не понятно, с какой стати о. Кураев в контексте полемики между двумя протоиереями (Буфеевым и Грилихесом) упомянул имя отца Даниила Сысоева. Сам о. протодиакон уже давно исписался и вряд ли способен после десяти лет отмалчивания сказать что-либо существенное по теме продолжающейся богословской дискуссии. Приснопоминаемый отец Даниил, к сожалению, ответить ему уже не сможет. В его тело уже вошли две смертоносные пули. Каким же чудовищным бесстыдством должен обладать человек, к тому же православный клирик (!), который написал про убиенного священника: «И не надо про “мученика”. Удар по голове топором или пулей никого не делает умнее. Мученическая кончина не может быть оправданием предшествующего графоманства» [18 декабря 2013 г., http://diak-kuraev.livejournal.com/563860.html].

Вот до какой моральной высоты возрос наш «православный эволюционист».

В обществе благородных людей за такие слова раньше вызывали на дуэль. Но протодиакон Кураев (сам, кстати, редкий графоман – в отличие от о. Даниила, который таковым не был) ни разу не поднял перчатки, брошенной ему в богословском диспуте. Так что в благородстве этого «милостивого государя» никто не подозревает. Даже пощёчины о. протодиакон не достоин. Кому охота руки марать?

…И вот, на очередном витке жизненной спирали, Господь дал миссионеру-эволюционисту знамение. Бог поругаем не бывает. Отец Андрей, Вы хоть заметили, что лишились всех академических регалий в день памяти небесного покровителя убиенного иерея Даниила Сысоева – святого пророка Божьего Даниила?..

 
* * *

От редакции


Во что может превратиться православный миссионер, если останется эволюционистом:

Протодиакон Андрей Кураев встретился с Pussy Riot и заявил, что никогда не понимал обвинений в их адрес


Pussy Riot в обновленном составе и без балаклав

В субботу 11 января протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев провел рождественскую миссионерскую встречу с участницами панк-группы Pussy Riot Марией Алехиной и Надеждой Толоконниковой, получившими по два года тюрьмы за кощунственные пляски в храме Христа Спасителя. Как сообщает сайт «Сноб», во время беседы протодиакон обсудил с Толоконниковой и Алехиной ситуацию, сложившуюся в Русской Православной Церкви. В частности, Кураев отметил, что участницы Pussy Riot, проведя акцию в храме Христа Спасителя, «придвинули патриарха к кремлевской стене».
Кроме того, Андрей Кураев высказался об уголовном преследовании участниц панк-коллектива. Так, он заявил: «Я знаю множество храмов, в которых женщинам разрешено выходить на солею. Эти обвинения в ваш адрес я никогда не понимал» (http://www.snob.ru/selected/entry/70345).



http://988.livejournal.com/374015.html?view=13975039#t13975039

Напомним предысторию этой исторической святочной миссионерской встречи Протодьякона с кощунницами. 21 февраля 2012 года участницы феминистской панк-группы Pussy Riot выступили с концертом, исполнив богохульную песню на солее перед алтарем храма Христа Спасителя. Выступление группы продлилось не более пяти минут, а из слов песни удалось разобрать лишь припев: «Срань господня». Видимо так называлась песня, которую исполнили участницы ВИА Pussy Riot. Подбежавшие охранники в черной форме оттаскивали девушек от врат. Девицы падали ниц, завывая «Богородица, стань феминисткой!»
В тот же день профессор Московской Духовной академии протодиакон Андрей Кураев в интервью агентству «Интефакс» заявил, что феминистская панк-группа Pussy Riot, проведя акцию в храме Христа Спасителя в Москве, таким образом хотела отметить Масленицу.

«Когда речь идет о выходке этих девушек, в качестве обстоятельств, смягчающих их вину, стоит учесть два факта: сейчас все-таки Масленица. Это время, когда, по канонам православной, древнерусской культуры, норма нарушается, рушится социальный космос: человек одевался зверем, зверей обряжали в человеческие одежды, мужика – царем, пьяницу – попом и так далее», – заявил отец Андрей корреспонденту «Интерфакс-Религия».

Второй момент, продолжил собеседник агентства, связан с тем, что храм Христа Спасителя не находится в собственности Русской Церкви. «Отсюда возникает вопрос, какие конфессиональные ограничения могут налагаться на людей, которые зашли в муниципальное учреждение, по определению доступное для всех граждан», – сказал он.

Протодиакон Андрей Кураев признался, что и сам, заходя в православный храм, не может воздержаться от того, «чтобы не спеть там какую-то молитовку, хотя, наверное, это тоже не очень канонично».

Позже в своем блоге отец Андрей заявил, что, будь он ключарем этого храма, то накормил бы этих девушек блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на чин прощения: «А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... По отечески. Для вразумления».



Осведомленные блоггеры утверждают, что следующая миссионерская встреча отца протодьякона с участницами ВИА Pussy Riot состоится в Зоологическом музее. На масленицу.

Благодатный Огонь


Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:
Карта Cбербанка: 5332 0580 7018 9424
ЮMoney (Яндекс-Деньги): 410012614780266