Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

9.06.2014

31 мая 2014 года в авторской передаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) ответил на вопрос, связанный с предложениями перевести богослужение на русский язык. 

«На этот вопрос мне приходилось отвечать много раз и часто мои слова перетолковывали, выдавая меня чуть ли не за сторонника русификации богослужения, каковым я не являюсь. Считаю, что славянский язык в том виде, в каком он сохранен в богослужебных книгах, в богослужебной практике нашей Церкви, должен сохраняться и тщательно нами оберегаться. Ведь это и есть то наследие святых Кирилла и Мефодия, которое объединяет нас, в том числе и с другими славянскими народами. Правда, надо сказать, что большинство славянских Православных Церквей уже перешли на свои национальные языки. Допустим, в Сербии богослужение совершается, как правило, не на славянском языке, а на современном сербском. В Болгарии – на современном болгарском. Хотя есть, конечно, исключения, а чаще всего эти языки соединяются в одном и том же богослужении», – отметил владыка.

По его словам, «совершенно очевидно, что богослужение должно быть понятным для людей. Мы не можем служить на языке, который людям не понятен. Но мне кажется, что здесь должно иметь место встречное движение: с одной стороны, человек, который хочет овладеть языком богослужения, может это сделать без особых трудов, потому что славянский язык – это не латынь, это не древнееврейский. Это язык, в котором большинство слов – общие с русским языком и не требуется больших усилий для того, чтобы им овладеть. Наши прихожане, которые приходят каждое воскресенье на Литургию, более или менее понимают каждое слово Литургии», – продолжил митрополит Иларион.

«Другое дело, что те тексты, которые звучат в храме редко, – например, богослужение праздника Пятидесятницы, – весьма сложные, богословски насыщенные, и с одного раза их невозможно усвоить на слух. В таких случаях требуется либо какая-то разъяснительная работа, либо, чего я не исключаю, в некоторых приходах по благословению Священноначалия для определенной части богослужения может использоваться русский язык, например, для чтения кафизм Псалтири», – полагает митрополит.

«Не сторонник русификации», как он себя постоянно называет, митрополит Иларион считает, что «в итоге должно быть найдено компромиссное решение: если, допустим, в городе 100 храмов, почему бы в десяти или в трех из них богослужение, по просьбе верующих, хотя бы частично, не совершать на русском языке? Ведь такая возможность существует. Более того, Архиерейский Собор принял решение о том, что славянский язык является основным языком богослужения в Русской Православной Церкви, но при этом допускается использование национальных языков, а национальные языки – это не только молдавский, украинский или белорусский, но и русский в том числе», – заключил владыка Иларион (http://hilarion.ru/2014/06/01/6103). 

 

От редакции: На самом деле, уже не в первый раз Его Высокопреосвященство митрополит Иларион (Алфеев) выступает за частичный переход на русский язык в богослужении.

Например, 23 октября 2010 года митрополит Иларион (Алфеев) в передаче радио «Орфей», на вопрос ведущего Владимира Молчанова о том, почему он не может услышать богослужение на русском языке, заявил:

«...Мне кажется, что вопрос о русификации богослужения, наверное, будет решаться каким-то естественным путем: может быть, в некоторых приходах по инициативе прихожан, или в миссионерских приходах богослужение будет частично совершаться по-русски. Приведу пример: за богослужением на утрени положено читать две кафизмы (каждая около десяти-двенадцати псалмов) из Псалтири. Когда читают по-славянски, это, как правило, людям непонятно. Они скучают, зевают и ждут, когда эта часть службы закончится и начнется пение полиелея. Во многих приходах кафизмы не читают вообще, или читают по два-три псалма или даже по два-три стиха из псалма. Я хотел бы спросить, что лучше: прочитать эти псалмы по-русски или не читать их вообще? Современная церковная действительность дает ответ, что лучше не читать вообще. Зайдя в обычный московский храм, вы не услышите кафизмы, или же услышите какие-то их обрывки» (Из интервью «Митрополит Иларион (Алфеев): “Подхожу к инструменту раз в три недели и играю Брамса”»).

Также 11 апреля 2012 года митрополит Иларион в интервью газете «Новые Известия» снова коснулся русификации богослужения:

«Я являюсь принципиальным противником полной русификации богослужения – заявил владыка Иларион. – Однако допускаю, что иногда, особенно в миссионерских условиях, некоторые части богослужения могут совершаться на русском языке. На русском языке могли бы читаться так называемые кафизмы, то есть длинные отрывки из Псалтири, которые во многих приходских храмах на практике просто опускаются. Это происходит именно потому, что на церковнославянском языке они малопонятны. Люди скучают, когда читаются эти длинные кафизмы. Так вот, возникает вопрос, что лучше: читать псалмы на русском языке или же не читать их вовсе? Поэтому, думаю, здесь возможны какие-то осторожные шаги» (http://www.newizv.ru/society/2012-04-11/162072-mitropolit-ilarion.html).

Весьма удивительно и прискорбно, что в наше время вообще появляются архипастыри, которым совершенно не дóроги богослужебные традиции русского православия. Ведь на протяжении более тысячи лет церковнославянское богослужение, являющееся драгоценной жемчужиной Русской Православной Церкви, просвещает души верующих в России и за ее пределами. И долг каждого архипастыря Церкви Русской бережно хранить это святое достояние и в неискаженном виде передавать его в наследие нашим потомкам, не приспосабливая святые богослужебные тексты к мирским звукам повседневной речи современного секуляризованного общества, лукавомудрствуя о якобы их «непонятности» и оправдывая русификацию богослужения какими-то темными «миссионерскими» целями.

Уж не знаем, творят ли эти прогрессивные архипастыри кафизмы обнощь? Ну уж никак не желают учить этому народ православный. А скорее всего и не творят, ибо видим, что положенные кафизмы им как кость в горле. (Кстати сказать, в храме «Всех Скорбящих Радосте» на Б.Ордынке, где служит владыка Иларион, кафизмы не читаются вообще!)

На самом деле кафизмы во многих приходских храмах читают, и прихожане в это время нисколько не скучают, не зевают и не ждут, когда эта часть службы закончится, как полагает почему-то владыка Иларион, а усиленно возносят свои моления к Подателю всех благ Господу нашему Иисусу Христу, ибо Псалтирь для большинства православных верующих является абсолютно понятной и неотъемлемой частью их молитвенного делания: славянская Псалтирь, восприняв помазанность Духа Святаго, глаголавшего через Псалмопевца, стала любимой книгой для молитвы и домашнего чтения православных христиан после Священного Евангелия и Апостола.

Представьте себе ситуацию: владыка после литургии выносит на аналой Псалтирь на церковнославянском языке и открывает ее прямо на первом псалме. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» – послышится из его уст. «Как же нам понимать эти слова, братья и сестры?» – обратится он к народу. И, вооружившись цитатами святых Отцов, тихо и смиренно, начнет истолковывать прочитанное. Да и как же иначе? Ведь именно так и подобает поступать истому монаху, облеченному к тому же святительским саном! И тогда, вместо бесконечных заседаний на различных межконфессиональных конференциях, монах-архипастырь будет занят своим прямым делом – учительством народа.

Но вопреки этому, мы постоянно слышим от его Высокопреосвященства весьма странные словеса, что, дескать, и сами тексты Псалтири трудны для понимания (хотя огромная часть православных верующих включает чтение Псалтири в свое домашнее молитвенное правило и очень любит псалмы на церковнославянском языке) и что настало время открывать храмы, где богослужение будет проводиться на русском языке. Так ведь архипастырь и поставлен для того, чтобы, не разрушая вечных устоев и многовековой традиции Церкви, донести все неудобопонятное до сознания паствы.

Взял бы такой архипастырь, да и стал бы разбирать с народом церковнославянский текст кафизм с первого стиха, которые прихожане наши очень любят.

Ведь не гнушались таким «тяжким трудом» ни свт. Афанасий Великий, ни свт. Иоанн Златоуст, но посвящали свою паству в тонкости греческого текста. И ничего плохого из этого не выходило: паства крепла и ещё многие века держала истины Православия. А тут прямо аллергия на церковнославянский текст! А ведь он является великолепным переводом с греческого, того самого языка, на котором глаголали святые Отцы. И как легко по Псалтири, зная церковнославянский язык, учить язык греческий!

Что же касается богослужения праздника Пятидесятницы, о котором упоминает митрополит Иларион, то признаемся: они несколько трудны для «стопроцентного» понимания на слух. Но трудны они по одной простой причине: эти каноны Пятидесятницы представляют собой высочайшие по своей глубине богословские трактаты о Тайне Пресвятой Троицы и Ее Божественных Лиц в действии. И на русском языке они останутся также затруднительны для «стопроцентного» понимания, ибо Тайна Пресвятой Троицы может приоткрываться только очищенному от страстей уму. Почитайте труды святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого или Григория Назианзина. Обрящем ли «стопроцентное» восприятие этих трактатов о Троице Единосущной и Нераздельной? Но это не снимает с повестки дня задачу донесения истин о Святой Троицы до сознания широких масс верующих. И здесь стоит простая задача: не перевод этих текстов на русский язык, а издание на церковнославянском языке отдельными брошюрами богослужения на св. Пятидесятницу (включая коленопреклонные молитвы).

Напомним Его Высокопреосвященству владыке Илариону, что о недопустимости богослужения на русском языке предупреждали почти все первосвятители Русской Церкви ХХ–XXI вв. (см. Первосвятители Русской Церкви о богослужебном реформаторстве. http://www.blagogon.ru/digest/211/). И уж тем более нельзя разрушать сложившиеся православные устои в отдельных храмах, отдавая их на откуп новым обновленческим экспериментам. Опыт и Сербии и Болгарии в этом смысле оказался крайне плачевным!


Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
141
 /  - 
33
Комментарии:
Любовь Николаевна 13/09/2016 в 10:38:30
Служить Литургию на уличном слэнге? Да не будет этого никогда! Ведь это ложь? Алфеев так не думает, надеюсь. Мы, русский народ, ПРОТИВ!!! Не допустим, будем бороться.
Лариса 11/09/2015 в 20:44:06
В храме 12 апостолов на ул. Клинская (новый храм из 200) в Москве священник перед причастием, стоя с Чашей, читает молитву, часть слов на ц. славянском, а часть на русском. Как к этому относиться. А батюшка добрый, радостный, настоятель.
Алексей 27/07/2015 в 18:13:34
«Известно, как велико бывает искушение, склоняющее к реформам богослужебного языка. Время от времени за это принимаются энтузиасты, которые исходят из рациональных и, как кажется из лучших побуждений. Но кому, как не вдохновляющему их духу (Мф. 7,16; 1 Ин. 4,6; Еф. 2,2; 1 Тим. 4,1), ясно, что представляет собой церковнославянский язык, кому как не ему, понятно, что достаточно порвать эту связующую с Небом нить, и храмы можно не закрывать-они превратятся в светские клубы. Богослужебный язык - сакральный инструмент, священное, мистическое "вещество" церковных таинств. "Священное - есть посвященное Богу, то, что в обыденной жизни не употребляемо" (Богослужебный язык Русской Церкви. 1999 г., с. 280)». Н.Новиков. "Меч воина внутренний подвиг мирянина и инока", 2013 г., с. 25-26.
Геннадий 28/05/2015 в 22:24:31
Тут не о чем рассуждать и возмущаться, братья и сестры. Да будет всем известно, что сей иерарх из московской еврейской семьи музыкантов. В прежние времена евреев в лоно Церкви принимали только через чин отречения от жидовства, и только лишь для единственной цели - приведение евреев ко Христу. Как известно, с этой должности выбирают в Патриархи. Так что прицел у врагов - дальний. Они хотят сковырнуть Церковь, но врата адовы не одолеют ЕЕ.
Пётр Цыганков 23/01/2015 в 04:25:13
Попался акафист "Слава Богу за всё!"... На чистом русском. До чего же убого и куцо он написан, я имею ввиду не смысл, конечно же, а ЯЗЫК... Это просто ужасно. Хорошо, что не слышал Литургии по-кочетковски, наверняка не смог бы осилить. Это просто мои впечатления.
Ольга 30/11/2014 в 12:20:58
К сожалению зуд реформаторства охватил всю иерархию, а не только мит. Илариона. Патриарх Кирилл тоже читает тайные молитвы вслух с помощью микрофона да так громко, что хора уже не слышно и молиться под такой ор просто невозможно. Зачем тогда присутствие прихожан, когда совместная молитва невозможна, ради мебели что ли? На мое недоумение мне ответили, что теперь так будет всегда, что иерархи порешили, то мы и будем исполнять. Никто нашего мнения выслушивать не собирается. Да и при чтении, например, канона Андрея Критского, патриарх Кирилл все время заменял славянские слова на русские. Например, живот на жизнь, хотя это не синонимы отнюдь. Ну и например введение катехизации по-кочетковски уже практически завершилось в СПБ епархии. Да и во многих храмах служат кто как хочет. И на русском уже давно служат во многих храмах. Никто за этим и не следит, а наоборот - после архиерейского собора "в каждой избушке свои погремушки". К чему это приводит - мы уже видим на Украине - война и разрушенные храмы, ну и революцию 1917 еще не все забыли. Скоро докатится до нас, потому как Богу видно не угодны никакие "реформации" в Богослужении.
Р.Бож.София 19/11/2014 в 00:02:26
Простите, Николай, но Вы сами себе противоречите: говорите, что в Греции не прижилось, так почему же у нас должно непременно прижиться? Народ верующий у нас разве одни либералы? Вы не знаете, что любой верующий мог оставить свое несогласие с русификацией по приглашению священноначалия и большинство высказались против? Не сомневайтесь, не пройдет это у нас, даже в Москве.
Николай С. 18/11/2014 в 12:13:50
«Некоторые части богослужения» – это довольно смутное понятие. Можно, например начать с кафизм, а закончить тем, что в богослужении останутся только два церковнославянских слова «Господи» и «Боже», которые и без того уже давно и прочно вошли в современный русский литературный язык. Формально это и будет «некоторая часть богослужения на русском языке», ибо два церковнославянских слова всё-таки будут присутствовать. То же самое относится и к «некоторым храмам». В итоге в каждой епархии останется по одному храму с церковнославянским, да и те со временем прикроют. «По просьбе верующих» – это при нынешней размытости приходов (ведь официального членства в приходах у нас нет) тоже весьма сомнительная формулировка. В Москве, например, две-три сотни либералов, в том числе и вообще неверующих, с удовольствием подпишутся под петицией о русском языке и будут представлять её во все храмы подряд, объявляя себя их прихожанами. И попробуй опровергнуть, что они не прихожане – поимённых списков всех «неприхожан» в приходах нет. Кстати, я где-то читал, что несколько лет назад в Элладской церкви в целях привлечения молодёжи в течение, кажется, полугода в храмах служили на современном греческом разговорном языке димотике. Эксперимент оказался неудачным – ни молодёжи, ни либеральных интеллектуалов (которые этого требовали) в храмах ничуть не прибавилось.
р.Б.Сергий 17/11/2014 в 18:07:32
Господи, прости не ведающим, что творят! Не попусти Владыко Всевышний следовать нам за слепыми, для которых светом является тьма, а душевность - духовностью! Пусть терпение наше не претворится в терпимость, а мужество - в безрассудность, дабы приносимое нами покаяние было бы раскаянием верных! Боже Всемилостивый, позволь нам зреть в происходящем тщетность наемничества, не разумеющего разницы между дерзостью и дерзновением, и научающего нас самопожертвованию вместо самоотвержения! Посрами Милосердный Отче ловления духов злобы поднебесных и настави нас на стезю заповедей Твоих! Господи, умножь в нас Веру!
Андрей 17/11/2014 в 10:43:16
«Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают», — ответил отец Мефодий. (Об отце Силуане Афонском).
Алла 02/10/2014 в 18:53:15
Не ожидала от Владыки Илариона таких высказываний и такого мнения. И это вместо того, чтобы призывать к изучению церковно-славянского, организации курсов этого языка и т.д.?! Можно ответить, что на курсы ходить никто не будет и другое, но даже на проповеди можно сказать многое о прозвучавшем на службе. Разверните рекламу (не боюсь этого слова здесь) церковно-славянского языка для ленивых и не читающих параллельные переводы церковных текстов (а они есть)!
Всегда с интересом смотрела передачи с участием Владыки Илариона на ТВ канале СПАС. Разочарована! Это призыв отдать сокровище, которое даровали нам и сохранили для нас наши родители и прародители! Ведь кроме присущей церковно-славянскому языку сакральности, возвышенности, он красив и благозвучен, имеет свою мелодику и ритмический рисунок, в переводе на современный язык некоторых слов сузится смысловой диапазон сказанного в богослужебном тексте.
р.Б.Ирина 04/09/2014 в 16:24:17
Вспомнила старый анекдот на эту тему. Как-то одного человека попросили: "Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты!" В ответ на это Иуда радостно засмеялся.
Lubov 02/09/2014 в 21:32:26
Как же эти экуменисты без мыла лезут во все возможные щели! Уж если ты назвался владыкой, богословом - тебе не нужно тратить время на зарабатывания хлеба насущного, тебя кормит народ, так уж будь так последователен, ПОЧИТАЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ и ИСТОРИЮ Церкви! Не нужно быть врачом, чтобы понять, что человек со сломанным позвоночником уже не совсем человек, а нечто убогое - в физическом, конечно, смысле. Так вот и с языком - нам дан изначально язык богослужения СЛАВЯНСКИЙ, не китайский и даже не английский. Если ты хочешь и желаешь общаться с БОГОМ, - будь добр потрудись, изучи. Почему нужно опускаться на бытовой язык, который еще никого не приблизил ни к церкви, ни к Богу - ЭТО ВСЕ ОТГОВОРКИ и поиск ПРИЧИН для самооправдания. С такими темпами модернизации Церкви возникнет сразу же вопрос, а почему женщины не священники, почему бы и матерную брань таким образом не узаконить - ведь матерятся даже ученые и чиновники? Таким образом, поступившись в малом, потеряем все! Те, кто хочет общаться с Богом, язык им не помеха.
Наталья 01/09/2014 в 11:13:01
Ларе.
Кто о чем, а каждый о своем... Если Вы считаете, что поездки по конференциям, заседаниям и проч., занимание определенной должности (начальствующей) и чина в теле Церкви есть дело "завидное", то не судите и не рядите и не додумывайте также за автора статьи. У Вас выпятились определенный обмирщенный взор духовного ока, светское мировосприятие и система ценностей (тоже светская, мирская), т.к. судя по Вашему, служить где-нибудь "в маленьком храме" - есть дело незавидное, и наверное по Вашей логике все священники, служащие и служившие когда-либо в истории Церкви "в маленьких храмах", только и делали, что локти кусали "да завидовали" тем, "высшим", что по конференциям мотаются... (кстати сегодня не редкость, когда и сельский поп мотается по всяким конференциям и поповским съездам) да в огромных соборах служат средь массы "креативных", "интиллигентных", "образованных" прихожан (правда всеми этими эпитетами справедливо было бы наградить личностей такого уровня как Константин Икономос, добились бы такого уровня образования и так бы послужили Церкви, а потом бы уж вякали, ну или там Лихачев..., но нет же, только из-за того, что имеют в/о, более-менее исполняют свои профессиональные обязанности, уже мнят себя "лихачевыми", великими интиллигентами, а посмотрели бы на себя реальным взором и увидели бы, что ничем не лучше, и такой же обыватель как и какой-нибудь повар из колледжа или слесарь).
И во все времена даже святые люди, имеющие власть и чин в Церкви, считали это служение за крест и великое обязательство (а не за завидное дело) и даже мечтали свалить в тихое мирное место и там без суеты служить Богу.
Но я это не к тому, чтобы все иерархи и т.п. попрятались по глухим деревням, но к тому, что глаз ничем не лучше уха, или нога руки, и нельзя завидовать руке, а ногу считать "незавидным" членом... Для верующего в БОГА это очевидно и понятно и усвоено. А для верующего в мирские идолы под знаменем какой-либо религии наверное нет...
И Ваш упрек автору статьи в том, что он якобы делает вид, что не понимает, о чем говорит митр. Иларион (т.е. читай - лицемерит), не прокатит. Т.к. в статье говорится о недопустимости перевода БОГОСЛУЖЕНИЯ на русский язык, а ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ - пожалуйста, объясняй псалмы, кафизмы, занимайся учительством.  Митрополит Иларион же и иже с ним твердят иное - много чего не понятно, особенно мол кафизмы вообще щас никто не читает не понимает, давайте хотя бы часть литургии на русский переведем и будет усё "понятно". Где Вы здесь видите "недопонимание" автора. Может у Вас с логикой туговато. Ну, да, не лихачевы мы, однако. Или со вниманием? Читайте внимательней. А лучше всего не лукавить. Хотя бы перед собой.
Лара 31/08/2014 в 01:44:20
Мне статья категорически не понравилась, так как оппонент о Илариона делает вид, что вообще не понимает, что говорит о Иларион. Это особенно видно, когда он советует о Илариону делать ровно то, что предлагает делать о Иларион (Цитата: ***Представьте себе ситуацию: владыка после литургии выносит на аналой Псалтирь на церковнославянском языке и открывает ее прямо на первом псалме. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» – послышится из его уст. «Как же нам понимать эти слова, братья и сестры?» – обратится он к народу. И, вооружившись цитатами святых Отцов, тихо и смиренно, начнет истолковывать прочитанное. Да и как же иначе? Ведь именно так и подобает поступать истому монаху, облеченному к тому же святительским саном! И тогда, вместо бесконечных заседаний на различных межконфессиональных конференциях, монах-архипастырь будет занят своим прямым делом – учительством народа.***)
Простите за длинную цитату, но этот абзац квинтэссенция статьи, её смысл и основной посыл. А именно то, что о Иларион имеет возможность посещать конференции, посещает их, а лучше бы, по мысли автора, служил бы в маленьком храме и не давал поводов для зависти.
Анатолий 24/07/2014 в 14:27:46
Для того, чтобы понимать язык богослужения, нужно вести духовную жизнь. Если человек не живет духовной жизнью, то и богослужение на русском языке он не поймет так же как и на церковно-славянском. Владыка Иларион производит впечатление светского человека. Поэтому он думает, как человек далекий от духовной жизни: что переведем на русский - и все сразу начнут все понимать. То есть мыслит плоско. Даже грамотный человек, не будучи духовным, не понимает всей глубины слова. Потому что эта глубина духовная. Если о духовном начинает говорить вполне светский человек, даже каким-то образом назначенный митрополитом, то его рассуждения могут показаться лукавыми. Поэтому мы в его статьях вполне справедливо усматриваем лукавство. Лукавства здесь никакого нет, есть только убеждения. Видимо благодаря таким вот убеждениям и симпатиям, а симпатии его всем известны, он и назначен митрополитом. И будет гнуть теперь свою линию на русификацию богослужения до конца. Чего от него и ожидали те, кто его когда-то продвинул в митрополиты.
Марина 22/06/2014 в 15:39:19
Дорогие братья и сестры, рекомендую вам посмотреть фильм "Двенадцать афонских старцев против 8 Вселенского собора и ереси латинства". В этом фильме настоятель храма святых Космы и Дамиана (Москва) протоирей Александр Борисов, ссылаясь на талантливого композитора Вл. Илариона (Алфеева), рассказывает о том, как по инициативе Вл.Илариона впервые в истории РПЦ прошло знаменательное мероприятие - детский Рождественский утренник с участием представителей РПЦ и союза христиан-баптистов. Настоятель заявил, что у нас с баптистами един Господь, едина вера, едино крещение. И ещё заявил, что нас разделяет совсем несущественные мелочи, а объединяет гораздо больше! Поэтому надо забыть о том, что нас разделяет, и объединяться.
Меня возмутило, что догматы и каноны нашей Православной Церкви обновленцы называют словом "меньшее". Нас разделяет "меньше", а больше у нас общего! Да между католиками и православными ПРОПАСТЬ!
прот. Борис 19/06/2014 в 13:26:16
Николаю С.:
Знание надмевает, а любовь назидает. Введение латыни митр. Иларионом (Алфеевым) помянуто как символ внедрения в Православие чуждых ему элементов. Любого священнослужителя, если он открыто проповедует ересь, можно и нужно НЕ СЛУШАТЬ И ЕМУ НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ! В православии - СОБОРНОСТЬ, означающая, что каждый православный христианин, даже не мирянин, есть не часть Церкви, а заключает в себе всю Церковь и является в себе носителем православной веры.
Николай С. 17/06/2014 в 11:12:47
Согласен с комментарием Олега – слова владыки заключают в себе немалое лукавство. Это известный приём: написать десять страниц правильного текста и где-то в середине спрятать маленькую оговорку, в которой и выражен основной тезис, а всё остальное является лишь маскировочной шелухой из хороших слов. Выступление митрополита Илариона направлено не на защиту, а на ликвидацию церковнославянского языка в богослужении.
Хочу заметить Наталии Ш., что древнегреческий и латынь, входящие в индоевропейскую языковую семью, не есть языки, рождённые от древнего иврита, относящегося к афразийской, или семито-хамитской семье. Конечно, все современные (по крайней мере, ностратические языки) произошли от дарованного Богом праязыка, на котором общались в Эдеме Адам и Ева. Но это отнюдь не означает, что райский праязык был идентичен древнееврейскому. Кстати, сами евреи эпохи Моисея и судей разговаривали не на более позднем иврите, а на утраченном позже наречии, называемом «канаан». Вероятно, именно на нём первоначально было записано Пятикнижие. Семитский финикийский язык давно умер, но сохранился его прямой наследник – язык нынешнего населения средиземноморского острова Мальта. На сиро-халдейском (древнеарамейском) языке написаны некоторые части Ветхого Завета, например, небольшая часть книги пророка Даниила, на нём же разговаривали Пресвятая Богородица, Господь Иисус Христос и апостолы. Этот язык развился в новоарамейский, на котором сейчас говорят современные несториане айсоры, или ассирийцы. Если я не ошибаюсь, в богослужении у них до сих пор используется древнеарамейский. Думаю, что и этот почтеннейший язык вполне можно отнести к священным, и несторианство здесь не при чём. А на греческом койне и латыни служат и по сей день, правда, латинская Тридентская месса после Второго Ватиканского собора практически совсем вышла из употребления (поэтому я не разделяю опасений протоиерея Бориса, о том что митрополит Иларион собирается ввести у нас богослужение на латыни, ибо его уже и сами римо-католики почти совсем позабыли).
Сельскiй бригадиръ 16/06/2014 в 23:05:45
14 сентября 1925 года Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) издает распоряжение всем верным чадам Русской Православной Церкви, которое сохраняет свою силу и до сего дня и в котором говорится о «введении различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения…», в частности,
«п. 13) Введение в богослужебную практику русского языка…
Я решительно заявляю, — писал митрополит Петр, — о недопустимости… подобных явлений в церковно-богослужебной практике… и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям»
Сергей 16/06/2014 в 18:28:00
Братья и сестры! Удивляет ... (далее неразб. — Прим. ред.)
Марина 16/06/2014 в 12:12:26
Как же не любит владыка Иларион Псалтырь! Даже страшно за него! Где не услышишь его речи - обязательно про кафизмы и непонятность церковно-славянского языка! А детки наши как любят этот язык и Псалтырь! Мой сын говорит, что самая любимая книга у него - Псалтырь, а самый любимый и почитаемый пророк - Давид!
Мой вывод таков, что любовь к православию и церковно-славянскому языку записана у нас на генетическом уровне. Все мои предки глубоко верующие православные, даже 2 поколения атеистов не смогли разрушить этот генетический код! Мне кажется, что у митрополита Илариона в роду были католики, его патологическая любовь к Риму не дает возможности отдать свое сердце православию! Его речи лукавы, во всем прорывается его неприязнь к православию - оно ему чуждо!
Эта неприязнь очень заметна и в ответ у меня вызывает неприязнь к личности владыки Илариона! Я в этом каюсь на исповеди. Но вот вопрос - грех ли осуждать владыку за его любовь к католикам?
Наталья 15/06/2014 в 12:06:20
Марина, у меня вот любовь эта не записана на генетическом уровне и с детства меня никто в атмосферу церковной жизни не погружал, тем более не учил церковно-славянскому. Но даже такой дикой поросли, дичку, как я, всё очень дорого и жизненно необходимо и осмысленно и понятно, что есть в жизни и духе Церкви, Ее Предании и учении. Тем более удивительно осознавать, что такие "непонятки" предъявляет человек (в частности, вл.Иларион), у которого вроде бы мать православная, где то там они по монастырям скакали... который окунулся в гущу, в эпицентр церковной жизни, окружен верующими людьми, у которого была и есть возможность общаться воочию со светильниками (а я непреложно верю, что таковые есть и сейчас и будут до скончания века) православия...
Магдесьян Павел 15/06/2014 в 09:26:39
"Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке"
Ну и д.... этот младореформатор!
Олег 14/06/2014 в 23:32:38
Ответы митрополита не прямые, не однозначные, лукавые. Сегодня люди более внимательны, разборчивые, зрячие, сегодня особенно видно человека, ибо именно сегодня идет последний бой, когда если дать слабину, попустить самую малость, допустить хоть самый малый компромисс - все, ЦСЯ скоро не будет, календаря не будет, исповеди перед причастием не будет, и т.д. Именно сегодня идет последний бой, надо выстоять. Эх, бедный инертный народ...
любовь 13/06/2014 в 13:42:30
Всем, кто за какие либо изменения. Оставьте в покое наше православие. Просто перейдите туда, где все переделали по своим прихотям. Например: в протестантизм, католицизм и т д. Что вам мешает?:
Наталья 12/06/2014 в 12:47:46
Наталья Ш., Вам никто и не говорил о языках, которорые "лучше". Я этого слова ни у кого даже и не встречала...
Если вернуться к теме. А и вправду, если включить дурочку и повестись на аргументацию, что переход на соврем. русский даст плод - люди сразу всё будут понимать, храмы забиты... Если кто знает такие приходы (где используется современный язык), то так ли уж забиты они людьми и кипит приходская жизнь (кипит по-настоящему в Духе Христовом, а не в духе общественно-агитационно-клубном-пионерско-сурковом движении)? В письме Яна Таксюра, например, сказано, что "особого многолюдства там не замечал".
Да и гнаться надо не за прозелитизмом, а в полноте миссию исполнять. Да и вообще, что значит - "понимать"? Если вместо "Радуйся, Невесто неневестная. Ааронов Жезле прозябший, Сосуде Тихой Радости" пропоют "радуйся, Невеста незасватанная. Проросший (расцветший) Жезл Ааронов. Сосуд Тихой радости", будет круче и понятнее? А кому то будет непонятно и слово "жезл", перейдем на "посох" или "палку"? Пародия.
Наталья Ш. 11/06/2014 в 23:41:48
Дорогие мои оппоненты, не надо от меня защищать древнегреческий, древнегрузинский, латынь и др. древние языки Богослужения, на которых сейчас не служат. Служат только на церковно-славянском языке, которому уже более тысячи лет. Он моложе всех языков, но в отличие от других, сохранился в Богослужении. И я писала не о других языках, а о духовном контексте нашего славянского языка.
Аз, Буки, Веди... - это не просто знакомые слова, это программа жизни православного человека. Вы же принялись мне объяснять, что, оказывается, есть языки "лучше". Спасибо, вижу, народа православного умного немало. Рада.
Наталья 11/06/2014 в 23:14:59
Наталья Ш., а что только Аз Буки Веди - язык духовного совершенства? А греческий? А другие языки, на которых в том числе святые отцы (не русские) возносили свои молитвы к Богу? А Василий Великий свои молитвы на каком языке создавал - языке духовного совершенства или нет? Вас никто не упрекает, надеюсь. Просто не совсем понятно как то. Что же касается церковно-славянского языка в сравнении с современным, то он является совершенным, полным и священным.
Наталья Ш. 11/06/2014 в 20:33:28
Всё-таки хочу ещё скромно заметить, что древнегреческий и латынь - есть языки, рожденные от древнего иврита. А иврит - язык Бытия. Аз, Буки, Веди (напоминаю) - это язык духовного совершенства. В этом алфавите святых Братьев всё написано от начала до конца. Знаете, есть и финикийский, есть и сиро-халдейский.... не надо меня упрекать в неуважении к другим национальным языкам, я написала не своё мнение, а мнение лингвистов, которые специально изучали проблему "языка Богослужения". По поводу "женщина в храме да молчит" совершенно согласна, особенно, когда мужчин в этом храме практически раз-два. Аминь.
Наталья 11/06/2014 в 19:12:16
Да уж... Похоже "мудрецам" так и охото и чешется разхлебянить Церковь навстречу всем ветрам. Пока в полноте не удается эту затею в жизнь претворить, так изподтишка, потихонечку, "из благих намерений" типа того... широкие дороги стелят. Если митр. Илариону и иже с ним не понятны (!) псалмы, кафизмы на церковно-славянском, то ясень день, что им "непонятно" (если вообще не противно) будет все далее и далее и более других вещей. Дай пальчик - руку откусят. Я тоже как и Агапит иногда читаю (келейно) на русском современном. Но всему есть место и время.
Пусть Иларион в воскресную школу запишется, там его мигом научат, обучат, объяснят, если в академиях, семинариях мух ловил. Детишки малолетние и то церковно-славянский понимают (я не преувеличиваю), читают на службах, помогают при богослужениях, и именно пониают, а не зубрят (я знаю как минимум один такой приход). А вообще, церковно-славянский не филипинский и не китайский, большинство слов русский человек понимает. Есть сложные тексты, но и тут можно выйти из положения - элементарно просмотреть перевод на современный русский.
Читайте больше, узнавайте свой родной язык, увлекитесь хоть немного филологией. У нас в школе был факультативный кружок, изучали не церковно-славянский, а старославянский и происхождение слов. Если его Высокопреосвященство знает "сирийский" (древнеарамейский) и латынь, то что уж труда составит в богатство своего родного языка окунуться. Лукавство всё это. Лукавство.
р.Б. Сергий 11/06/2014 в 14:19:30
прот. Борису (11/06/2014)
Разве можно постичь волю Божию, не разумея, что не имя "красит" человека, а человек - имя?!
-----------------------------------------
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
прот. Борис 11/06/2014 в 09:37:54
Надо называть все своим именем, настоящая фамилия митрополита Илариона - Дашевский, и все сразу становится ясным: скоро предложит богослужение на латыни и называться оно будет мессой!
любовь 11/06/2014 в 08:39:29
Отправить всех на мыло за какие-то изменения. Неужели не хватило раскола при патриархе Никоне. Как надоели эти богословы с дискотек 90-х. Простите.
Агапит 10/06/2014 в 19:55:34
Бригадиру.
Это верно. На сайте о. Рафаила Карелина есть замечательные, глубоко научные статьи (а он ведь преподавал ЦСЯ) о глубине, высоте и святости нашего богослужебного языка.
Сельскiй бригадиръ 10/06/2014 в 18:52:30
Агапиту.
@А вы... когда-нибудь слышали о трехъязычной ереси? ... Стало быть, и ЦСЯ свят? @
Свят, свят, свят! Осуждение трёхъязычной ереси означает, строго говоря, только лишь то, что нет и не может быть ограничения на количество языков, способных выразить Богооткровенную истину. Но язык, действительно её выразивший, тем самым становится священным. И надо сказать, что такие языки всегда в большей или меньшей степени отличаются от разговорного языка народа.
Агапит 10/06/2014 в 18:24:34
Наталии Ш.
А вы... латынь и древнегреческий и древнегрузинский так, ни во что ставите? Вот правда сказано: жена в Церкви да молчит, пусть здесь не храм, но Церковь в широком смысле этого слова. Такие посты льют воду на мельницу церковных модернистов, давая им повод показывать пальцев на эдаких "простых мирян".
Агапит 10/06/2014 в 18:13:04
Наталии Ш.
***Осталось в мире два Божественных языка: у евреев, народа избранного и ...народа-Богоносца...***
А вы, Наталия Ш., когда-нибудь слышали о трехъязычной ереси? А вы знаете, как и что претерпели от этого свв. Кирилл и Мефодий? А вы знаете, что, отвергнув Христа, евреи утратили и богоизбранность? А вы что, думаете, что Бог не "понимает" иных языков? А вы тропарь и кондак Пятидесятницы читали? Вдумывались в них? А смысл дара говорения на иных языках апостолов для проповеди вам известен? А вы что, думаете, что когда Кирилл и Мефодий создали старославянский язык, они УЖЕ были святыми? Стало быть, и ЦСЯ свят? Коль вы "простая мирянка", то не торопитесь с выводами и публикацией их здесь. Матчасть выучите для начала.
Наталья Ш. 10/06/2014 в 15:53:04
Когда я, простая мирянка, слышу, или читаю, как служение священника называют "работой", а Божественный язык Богослужения, данный нам Господом через преподобных Кирилла и Мефодия - поэтическим славянским языком, то есть НЕ Божественным, а как бы наиболее древним языком Богослужения, я ужасаюсь. Осталось в мире два древних Божественных языка: у евреев, народа избранного, и Русской Православной Церкви - народа Богоносца. На этом языке Бог разговаривает с нами. Буква - звук, а звук церковно-славянского языка - это Божественная энергия, иначе Божественная сила, которая укрепляет. Все мы знаем, какая разница в чтении молитв на церковно-славянском и русском.
Господи, не допусти надругательства над нашей Церковью. Как страшны образованные и богословствующие иерархи и иже с ними. Ведь даже не нужно будет никаких соборных решений: решит митрополит Иларион быть русскому языку в Церкви Христовой - и будет?
Агапит 10/06/2014 в 12:57:43
Согласен с позицией брата Скрипко: необходимо издавать тексты богослужений на славянском языке с параллельным русским переводом. Опыт издания, например, Канона Андрея Критского уже есть. Также можно издать тексты пасхальной заутрени, эксапсалмов. Насчёт кафизм - сложнее, ну, в принципе, и Псалтирь славянскую с русским переводом Юнгерова можно издать для вспомогательных целей. Вот я Великим постом иногда читал псалмы по-русски (келейно) и, знаете, польза несомненная есть. Молитва, это ведь, возношение ума и сердца к Богу, да и перед началом чтения Псалтири нам рекомендуется и умом разумевать глаголемое.
А предложение Владыки НЕПРИЕМЛЕМОЕ! Я удивлён, КАК человек музыкально одарённый, каковым считаю митр. Илариона, готов разорвать единую симфонию богослужения и фрагментировать его на славянские и русские куплеты? Уже не говоря о тысячелетней намоленности, благозвучии и поэтике славянского языка. Да не будет!
Светлана 10/06/2014 в 11:42:48
И у нас в храме вместо положенных на каждый день кафизм, согласно служебному уставу, читают кафизмы по очереди. Замечания прихожан священнику полностью игнорируются. Я так хочу и буду делать, отвечает священник. Что-то не нравятся нашим священникам кафизмы, неисковерканные современнык переводом. Не нраивится им и пророческая сущность кафизм, и привязка кафизм к определнным дням недели или богослужениям. Следующий этап - это чтение евангелия, не согласно празднику, а по по-порядку, видимо у таких горе-обновленцев.
Елена 10/06/2014 в 10:55:02
***«... мы постоянно слышим от его Высокопреосвященства весьма странные словеса, что, дескать, и сами тексты Псалтири трудны для понимания».***
Немудрено, что после такого тесного общения с католиками, для него, очевидно, потускнели слова Псалтири и ОН САМ перестал их понимать.
«Православное богословие прямо пропорционально целомудрию» - говорил архиеп. Серафим (Соболев). Духовный разврат - общение с еретиками неминуемо окрадывает человека - уходит благодать Божия, хотя сам человек этого, вероятно, и не замечает. И то, что открыто простецам, закрывается от "мудрецов" типа митр. Илариона. Дай Господи осознать ему это.
р.Б. Сергий 09/06/2014 в 14:02:59
Собственным мудрованием претворяется пастырь в наемника, и горьки плоды дел его...
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
скрипко 09/06/2014 в 13:52:49
Позиция "Благодатного огня" понятна и разумна! Услышали бы её священники. У нас в соборе пояснения на русском языке не практикуются. Нет места для отдельных бесед и пояснений! Хорошо бы всем прихожанам иметь Святые тексты всей литургии - на церковнославянском и на русском. Часто осуждаемый Александр Шмеман даже издал книгу, где объяснил смысл произносимых во время литургии текстов...
Россиянин 09/06/2014 в 11:36:32
Чем выше возносится человек по ступеням любой иерархии, тем разрушительней сказывается его гордыня. Но прежде всего разрушается он сам. И сам готовит себе погибель.
"А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской." (Мф.18:6)

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке Православный журнал «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

9.06.2014
АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

2.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

27.09.2018
Об антинародном характере пенсионной реформы

29.08.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» по поводу пенсионной реформы

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

 

НОВОСТИ

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»