Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Отмененный» чемпионат

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин


Удивительно, какие неожиданные ассоциации вызывают иногда самые заурядные и обыкновенные вещи. Ехал я в автобусе и смотрел (ведь надо же куда-то смотреть) на болтающийся рядом с водительским местом вымпел – кажется, ещё советских времен. На нём были изображены две противостоящие друг другу в напряженных позах человеческие фигурки, а выше надпись: «Чемпионат по греко-римской борьбе».

И вот я смотрю, смотрю на этот трепыхающийся мотыльком вымпел, и пришла мне в голову странная мысль, что он символизирует собой драматическую многовековую борьбу греческой и римской традиции христианства. И, может быть, полезно нам поразмыслить со страхом Божиим и благоговением об этом загадочном и затянувшемся «чемпионате». И это сравнение не покажется таким уж странным, если мы вспомним, например, слова апостола Павла о том, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).

Невозможно отрицать, что западный мир обогатил нашу жизнь, особенно в области технологий, житейского удобства, комфорта, но также надо признать, что именно с Запада к нам пришло немало заразы душевной, нравственной… в смысле широком, так сказать, эпидемическом: вольнодумство, вольтерьянство, коммунизм… ну и дальше – всех «измов» не перечислишь – вплоть до нынешнего секулярного либерализма. Грустно только, что именно мы, славяне, как-то уж больно рьяно бросаемся воплощать в жизнь эти идеи, да ещё и с вселенским размахом. Так, чтобы каждую идею довести до крайнего и абсолютного своего раскрытия и предела, посмотреть, что она есть в совершенном и последовательном своем развитии. Безобразен человек русский без Бога, страшен, потому что культуры не хватает светской, этики… И слава Богу, что не хватает! Спрятаться не за что, прикрыть наготу, срам нечем – пусть весь мир смотрит и ужасается, что такое жизнь без Бога по сути своей, без ретуши. Бесы… бесы… – правильно Федор Михайлович чувствовал всё, предвидел. Да ведь прохмыкали, прокуксились скептически… вот вам и пожалуйста.

Так вот, я всё хотел понять, почему именно с Запада лезут к нам все эти гнилые мыслишки да идейки. Может, и не прав в чём – простите, ну уж что думаю, то скажу.

Все вы знаете, конечно, что до середины XI века Запад и Восток составляли единую Церковь. Церковь святая и кафолическая, с единым учением, хоть географически она и была разделена на Западную и Восточную, но в духовном отношении это не имело значения. Было даже время, когда папа Лев Великий – Римский епископ – отстаивал чистоту веры, а весь Восток склонялся к монофизитской ереси. Но бывало и наоборот. Словом, чистоту веры блюли одинаково и Восточные, и Западные отцы… одно слово – единая Церковь. Но потом на Западе (вот это важный момент!) в Символ веры – о котором договорено было, и именно соборно, сообща, что его менять нельзя ни на йоту, – на Западе в те слова, где говорится, что Дух Святой от Отца исходит, внесли поправочку маленькую… всего-то одно слово – «и от Сына», «Филиокве» знаменитое. Ну, казалось бы, какая разница! Так им помыслилось правильнее, и даже до сих пор богословы толкуют, спорят, о чем речь шла и кто прав. Но результат этой поправочки в истине стал катастрофическим – понимаете, как поправочка в расчётах… да вот хотя бы… Эйфелевой башни знаменитой – первое, что в голову пришло.

Только представьте, что какой-нибудь подмастерье Эйфелев взял бы да что-нибудь поменял в расчетах, в чертежах инженера-мастера… показалось ему, что так будет правильнее. И никто ошибочки его не заметил бы поначалу, стали бы детали, элементы производить в сталелитейных цехах, собирать их день за днем, как конструктор… а потом вдруг однажды ка-а-ак гигнулась бы эта башня… Шум, гам, скандал… катастрофа, погибшие, вероятно, были бы… газетчики зашумели бы, в парламенте дискуссии бы пошли: виновные наказаны, выводы сделаны… и подмастерьев больше к чертежам не допускают… Да и не только ведь с Эйфелевой башней так могло случиться, а и в реальности случается – только оглянитесь вокруг: дома рушатся, мосты проваливаются, спутники с неба падают, поезда с рельсов сходят, а всё зачастую из-за ошибок в расчетах, из-за неточностей происходит. Я именно это слово сейчас подчеркнуть хочу: из-за неточностей катастрофы страшные случаются… Так почему же вы думаете, что в вере не должно быть точности? Неужто вы полагаете, что отцы святые случайно постановили в Символе веры не менять не единой буквы? Так здесь и катастрофа предполагалась в случае искажения настолько масштабнее, насколько душа больше тела и даже, по слову Спасителя, более всего мира, в смысле – ценнее. Но вот дерзнули внести это свое Филиокве: мол, не только от Отца Дух Святой исходит, но и от Сына.

Словом, главное – чистота учения о Боге-Троице – нарушено было на Западе и именно в ущерб учения о Святом Духе – я это подчеркиваю и хочу, чтобы мы это твердо запомнили, потому что Церковь истинная не иначе созиждется, как благодатью Духа Святого. И никакие ухищрения человеческого гения действие Духа Святого заменить не могут. И именно Духом Святым открываются в Церкви тайны домостроительства, и никакими человеческими средствами эти понятия не приобретаются.

А на Западе… Вся история Западной церкви, да и культуры тоже – потому что культура западная неразрывно связана с историей церкви – так вот, вся история Западной церкви и культуры со времен позднего средневековья, так скажем, – это история угасания, деградации без действия животворящего Духа Святого. Вот в чем главный момент, без чего мы не поймем ничего. Дух Святой Западная церковь постепенно утрачивала, и всё остальное – только следствие этого истощания.

Потом говорят еще, что важнейшая причина разрыва Церквей – это гордыня непомерная Западной церкви, папизм, притязающий на вселенскую власть… Правильно… И именно гордыня есть первая и главная причина безблагодатности, богооставленности, потому что гордость и благодать несовместимы. Сами ведь знаете, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А теперь послушайте, на чем эта гордыня непомерная зиждется, на каком основании.

Известно, что церковь Западная, Римская, была основана апостолом Петром, и именно этого апостола Господь назвал основанием Церкви. Так и сказал Спаситель: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Вот латиняне и усвоили себе мысль, что основание единой Церкви положено в Риме и Римский епископ, как правопреемник апостола Петра, должен управлять Вселенской Церковью. Но уже это мнение свидетельствует о слепоте, внешнем и буквальном понимании того, о чем говорил Господь.

Припомним, при каких обстоятельствах Господь назвал апостола Петром, а «Петр» ведь означает «камень, скала», и природное имя апостола было, как известно, иное – Симон. Так вот, Петр единственный из апостолов исповедал Христа Сыном Божиим, и Господь, говоря об истинности этого утверждения, о правоте и истине веры апостола, назвал его Петром, то есть Камнем, подразумевая, конечно, камень подлинной, истинной веры. И именно на этом камне Господь обещал создать Церковь. Как видите, уже в толковании этого события можно заметить разночтения, разноречивость тенденций: буквального, внешнего толкования Западной церковью и сокровенного, духовного – Церковью Восточной. Но чтобы подтвердить, что не о человеке Петре как таковом и уж тем более не о его последователях говорил Господь, обещая создать Церковь, приведем другой эпизод – изумительный и, как мне кажется, глубоко провиденциальный, имеющий прямое отношение к развитию вообще западной цивилизации. Этот эпизод относится ко времени уже после того, как Господь назвал Симона Петром, а именно когда Он открыл ученикам, что Ему, Господу, надлежит пострадать, быть распятым за весь мир и умереть на Кресте, чтобы потом в третий день воскреснуть. Так не кто иной, как Петр, стал отговаривать Учителя от страданий, говоря, мол, Учитель, зачем?.. да не будет этого с Тобой!.. ведь всё только начало как-то мало-мальски устраиваться… Ты учишь, мы учимся… народ за нами ходит… слава, почет, уважение… да и просто стабильность, устроенность понятная, житейская, доступная пониманию… и вдруг – какие-то страдания, смерть, катастрофа… зачем, зачем это всё, Учитель? да не будет этого с Тобой! Мы Тебя так любим, не лишай нас Своего общения, не покидай, будь с нами здесь, на земле, подольше…

Так примерно говорил Петр, и Господь, по слову Евангелия, обернулся к нему и сказал: «Отойди от Меня, сатана»! Вы слышите, что Господь сказал тому, кого недавно называл основанием Церкви?! «Отойди от Меня, сатана, – сказал, – потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). И я хочу, чтобы мы запомнили эти слова, потому что именно в этот момент в апостоле проявилось то, чем будет жить Западная церковь, обозначился тот путь, по которому она в великом своем соблазне пошла. И дальше Господь говорит как будто прямо о Западной церкви, о цивилизации западной, о главном в ней. Послушайте, это важно: «Кто хочет душу свою сберечь, – говорит Господь, – тот потеряет ее» (Мф. 16:25). То есть тот, кто захочет прилепиться к земле, к земной жизни с ее удобствами, наслаждениями, достатком, комфортом, властью, богатством… – тот душу свою погубит. Конечно, это о всяком вообще человеке сказано, но и ведь именно с Петром эти слова оказались не случайно связаны, как будто обозначил Господь тот соблазн, который от Петра переймет Западная церковь. Вот только Петр в себе этот соблазн преодолел – через покаяние глубочайшее после падения, через подвиг подлинной веры, а затем и через смерть мученическую… а церковь Западная по этому пути за своим первоверховным учителем идти не захотела. И именно с самого начала пожелала по-своему веровать, по-человечески понять всё и по полочкам разложить… в этом уже и было заложено основание будущей катастрофы.

В этом-то и беда, что латиняне не приняли Бога, Каков Он есть, а (страшно сказать) создали собственную идею о Боге и этой идее стали поклоняться и служить. Вместо того чтобы потрудиться приблизиться к осознанию в себе образа и подобия Божиего – они «сотворили бога» по образу и подобию своему, по образу и подобию падшего человека. Вот где человеческое становится препятствием спасению. Гуманизм светский – это уже было только осмысленное развитие данной идеи.

Вот и «сберегает» Запад душу свою в этом мире, заботится о ней… конституционно, законодательно… выпестывает свою свободу… свободу от страданий за истину, от скорбей ради правды… от Царствия Божиего. Это не случайное совпадение только. Мне так кажется, что это именно пророчество Господа… о судьбах мира, если угодно, о судьбах Западной церкви и Восточной, об истине, хранимой последней. А в чем эта истина? Да в том, что кто душу свою погубит ради Евангелия, тот ее спасет в подлинном, то есть в высшем, смысле. И вот опять же как верно это в отношении каждого человека, так верно и в отношении Церкви нашей Восточной, многострадальной, присно распинаемой ради Христа. Потому ведь Церковь наша и называется воинствующей, что в душах всех вообще и каждого в частности человека святость должна отстаиваться, утверждаться через отречение и попрание бесконечных темных и лукавых прилогов, через борьбу жесточайшую с грехом. И всё время эта борьба идет, непрестанно, а если не идет – значит, ты уже сдался и отошел от Церкви в область тьмы, пусть даже и усыпляющей сладостно и сытно до срока.

Ну, да это разговор отдельный. Я сейчас про Западную церковь хочу продолжить. Вот если нам допустить, даже допустить только, что лишила себя Западная церковь благодати Духа Святаго искажением чистоты учения, то что же остается? А остается организация человеческая, в основании которой лежит… вера? Вера, пожалуй, но вера без любви, потому что истинная любовь – это дар Божий, плод Духа Святого. Значит, вера лежит в основании – холодная, жестокая, потому что вера без любви непременно становится жестокой – и еще исполненной гордыни непомерной: умной, энергичной, корыстной, созидающей… но созидающей не на камне, а на песке человеческих страстей! О, как всё тут хитро замешано, как лукаво… Не на любви уже церковь эта держится и зиждется, а на страхе, власти, корысти и гордости. А любовь подменяется сентиментальностью, экзальтацией, как мёд иногда подменяют дешевой патокой. Такой вот набор получается. Да и плоды соответствуют. Ну как, скажите мне, как это стало возможно, что Четвертый крестовый поход – крестовый! вы только послушайте: призванный освободить Святую Землю от агарян – «ошибся адресом» да и духом, потому что взял и распял на кресте «сестру свою» – Церковь Восточную. Подло, предательски, страшно. Вы только подумайте, до какого падения внутреннего – не нравственного даже, а именно духовного – нужно было дойти, чтобы разгромить Константинополь, разграбить варварски… хуже варваров. Это же прямо помрачение. О каком просвещении тут можно говорить?! Разметали Византию братья христиане, растащили, разграбили. Вот вам первый плод безблагодатности – безумие. Потому что именно безумие, не осознающее себя, да ещё и кичащееся, есть первое и главное проявление богооставленности, бездуховности. Вы, может быть, обвините меня в резкости суждений… да только ненависти вовсе нет во мне, а только боль. Боль от осознания реальности.

Мы Возрождение теперь всё превозносим, Ренессанс. А откуда он появился, а главное – почему? Вот вопрос. И я здесь, может быть, опять не угожу кому-то, но скажу, как думаю. А я думаю, что Ренессанс начался именно от неудовлетворенности – да-да! – от отсутствия подлинно духовной жизни, от незнания реальности действительного Богообщения… от пустоты, если угодно… вроде как попробовали на небеса воззриться, да ничего там не увидели и стали земную жизнь устраивать, «реальную». Вот, вот оно самое и есть начало! «Душу свою сберечь» – помните? Вот что в основании лежит Возрождения – желание здесь, на земле, полноты вкусить от всех наслаждений возможных: физических… эстетических… нравственных даже… И всё это хотя вначале и не без веры как будто, но больше уже так… из деликатности, чтобы уж не отрекаться прямо. Но главное, главное именно плоть и душа, душевная жизнь. А вы послушайте, что апостол Павел об этой душевности говорит. «Душевный, – говорит, – человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:14). Вот в чём главная опора культуры Возрождения – в душевности. И то, что веру в Бога потом прямо уже осмеяли и отвергли, – это уже в самом основании было заложено, в желании душу свою «сберечь» от конфликта с мiром, который «во зле лежит», в примирении, срастании с ним. Вот основание современной светской цивилизации и корни её великого разочарования в Западной церкви. И призыв к высшей, духовной свободе – свободе в Боге – выродился со временем в призывы к либерализму как мере всех вещей, как к новой, безблагодатной, но универсальной вере. Не дала церковь Западная людям то, что должна была дать: прозрения духовного, огня не дала, – и остался один испуг и растлевающая вседозволенность.

Я не хочу сейчас рассуждать, осталось ли в церкви Западной хоть сколько-нибудь благодати или она совсем отсутствует… спасутся ли иноверцы или гореть им в геенне – модные нынче рассуждения, досужие. То Бог ведает. А вот о бесспорных и явных вещах сказать нужно. А бесспорна и очевидна сама тенденция, нацеленность западного человека на решение вопросов сугубо земных: безопасности, комфорта, удобства, достатка и удовольствий. Духовное если и интересует кого, то только в том смысле, чтобы обмануть, успокоить саднящую совесть, мятежность унять, неудовлетворенность, тоску приглушить. А избавиться от них – это, увы, никак, потому что происходят они от духовного голода. От изгнания из жизни Бога. Но признать это для секулярного ума дело почти невозможное. Именно самое простое и отвергается с ужасом, брезгливостью и упрямством потому, что здесь поступиться надо гордыней своей… поверить! (Ах, какой кошмар – в Бога поверить! Да как же это можно!.. и зачем?!) Смириться под крепкую руку Божию… а для гордыни это дело немыслимое, и вот она изгаляется, обманывает несчастную душу, изобретает теории, методики и практики самые бессмысленные и извращенные, только чтобы обойтись без Бога, только чтобы счастья достичь без Него, доказать… И всё не хочет признать, что это невозможно, и в упрямстве своем доходит до безумия.

Ну, это то направление, светское, которое задала эпоха Возрождения… гуманизм… вера в человека как в меру всех вещей. А что же церковь (Западная, разумеется)?

А она и дальше жила своей ущербной, душевно-плотской жизнью. И вера без любви, без радости всё более принимала болезненные, искаженные формы, всё более пропитывалась тревогами, ужасами грядущих мук, и страх этот помогал строить церковно-государственную жизнь. Ну и гордыня в прелестном сознании своей избранности продолжала повелевать и начальствовать. Вот тут уж и костры пошли…

И что такое Европа современная как не испуг отшатнувшейся от инквизиции самовластной души? Всё законодательство, все «свободы» её пропитаны этим страхом, не изжитым ещё и в любом упоминании о Боге усматривающим угрозу темниц, костров и пыток. И за всё это вина лежит на католичестве, как ни крути…

Но и роскошь ослабила Церковь, поистине римская, развращающая душу, потому что роскошь не может не развращать… и интриги как неизбежные игры безблагодатного разума… и индульгенции – торговля совестью… и всё это, конечно, не могло не вызвать протест, недовольство. Только протест уже не в душевном только, не в культурно-эстетическом смысле, а в духовном, высшем значении, если так можно выразиться.

И начались мятежные поиски истины, «освобожденные» не только от греховной накипи, приобретенной католичеством за века, но и от догматических и канонических «оков». Но тут уже прямо было что-то революционное. Не реформация в собственном смысле, а именно протест, отрицание. И начали плясать от печки, то есть от самих же себя, от тех же мнений человеческих, но только свободных от прежней, старой системы. Стали «новую церковь» создавать, как будто забыв или не желая помнить, что Церковь подлинная, Единая, Святая, Соборная и Апостольская уже существует, и сотворена она Христом ещё на заре новой эры. И всё, что было нужно, – это смириться, принять, приобщиться этой Единой Церкви. Но всё отмели реформаторы, от всего, как им кажется, лишнего отреклись, а главную болезнь, главный порок и язву унаследовали и даже не осознали. Я гордыню имею в виду. И потянулись опять… да не сотни даже, а тысячи отговорок и оправданий, почему нельзя просто взять и принять Православие. Вот ведь удивительно: простейшее дело – смирение, но для гордости оно мучительно, непреодолимо, как гора медная.

Они говорят: «Начнём сначала, вернёмся к Писанию, а Предание – это человеческое, наносное». Но, позвольте, разве само Евангелие – это не записанное предание? И потом ведь очень по-разному можно понимать одни и те же слова Господа, и всё наше Предание не что иное, как опыт благодатного, деятельного прочтения Нового Завета, опыт благодатной жизни, жизни по Евангелию, изложенный теми, кто не разговаривал только, а реально приобщился благодати Христовой. Бесценный опыт тех, кто прославлен в лике святых самой же Церковью. И этот богатейший, бесценный опыт отвергается – и во имя чего? Во имя нового предания, но предания внецерковного, творимого осуетившимся, безблагодатным разумом. И тут уж, как следствие свободы суждений и мнений, неизбежна многоголосица дроблений, разделений и обособлений. А где же то единство веры, о котором говорится в Писании? Где единое стадо? То есть оно-то есть, но реформаторов в нём нет.

И смотрите, с чего началась история католичества – с раскола, с того, что часть, пусть даже и значительная, откололась от целого – и притом от живого целого, а часть, отколотая или оторванная от живого, ведь обречена на разрушение или разложение, и процесс этот уже ничем не остановить, хотя бы он и имел значительную протяженность во времени, хотя бы и длился века.

Мёртвое живого не родит, и вот – в чувственную, «земную» душевность вылился как гуманизм светский, так и протестантство со своей идеей «комфортного» спасения. Именно здесь и смычка их произошла и согласие, в общем полное, хотя бы одни и верили в человека, а другие в Бога. Всё дробится, рушится, рассыпается, теряя энергию, жизненную силу, которую человек может черпать лишь в чистой вере, в такой вере, которая прорывалась бы через рамки и установки рутинного, обывательского сознания. Вы ведь знаете, что одних только протестантских деноминаций в мире уже несколько тысяч. И каждая о своем толкует. Какое уж тут единство веры?! Насмешка одна.

А гуманизм? Разве не из него проросли все новейшие, «вольные» безбожные идеи, начиная с просветителей – Вольтера, Руссо – и заканчивая свалившимся на наши с вами головы радикальным либерализмом с обещанием непременного счастья и плотского благоденствия. А ведь это не что иное, как… не следствие даже гуманизма, а именно полное и совершенное обнажение его сути, и уж теперь всё в истинном своем свете предстает, в откровенности полной.

Здесь понять надо: я вовсе не против любви к человеку. Но истинная любовь обымает всего человека, с его высочайшими запросами и устремлениями, а не только потворствует его низменным инстинктам, как это сейчас зачастую бывает.

Идея любви к человеку – это ведь основная идея христианства, но эта любовь не мыслится без соблюдения главной и первой заповеди – о любви к Богу, а когда первая заповедь оставляется, то и исполнение второй становится невозможно. И тогда идея любви к человеку Богоподобному вырождается в любовь к человеку обезбоженному, к человеку гибнущему, страстному, плотскому. И любовь становится такой же – плотской, гибнущей. Да это собственно и не любовь уже вовсе, а что-то иное, только по инерции называемое любовью. И эта инерция, лишенная источника жизни, источника вдохновения, веками вела западный мир в тупик.

Возродили на свою голову, а что? Идолопоклонство древнее, только не то – примитивное, с чурбаками деревянными, глиняными истуканами или статуями мраморными, а глубинное, с поклонением порокам, страстям и похотям. Вот они, демоны, выпущенные на свободу гуманизмом под видом многообразия личностных проявлений. Ещё и развитие инициировали всех сторон человеческой личности, без трезвенности, без внимания строгого, без разделения на добро и зло… так – всё в кучу и – всё хорошо. Доброзло такое… светотьма и правдоложь – всё, мол, хорошо! И эта философия оборачивается таким содомом, что сами содомляне от стыда покраснели бы… Вот он – человек без Бога, во всей своей ущербной, уродливой красе… купленный и полный раб страстей, похотей и пороков, считающий их свободным проявлением всех сторон своей «многогранной» личности и даже не помышляющий о собственном плачевном, рабском состоянии! Беда, беда! А как же Господь говорил: «Да будет слово ваше “да” или “нет”, а что сверх того – то от лукавого» (Мф. 5:37)? Слышите, от кого «всейность» эта, только прикрытая фиговым листком «человеколюбия»?!

Господь говорил: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). А Запад свободу от Истины захотел познать и нас заразил своим похотением смутным. А опомнятся когда сами, именно сами до полного разложения дойдут и вкусят горечь, копившуюся веками на дне сосуда с названием «лжесвобода». Он там уже есть – осадок этот, и никуда от него не деться, не отвернуть лица, не избежать… просто не допито еще до дна это добровольно и сознательно выбранное пойло… пойло греха, пьянящее болезненной сладостью. Но допьют, допьют – иначе попросту быть не может. Не потому говорю, что злой такой, а просто закон есть: «Возмездие за грех – смерть!» – и горше этой горести ничего нет. Вот когда до тоски самой крайней, смертной дойдут, когда обманывать себя уже никак невозможно будет, тогда и прозреют… да и то ещё вопрос. Потому что и опыт может ни в чём не убедить и вместо прозрения повергнуть в отчаяние… тут уж прямо вопрос веры будет стоять так: хочешь ли ты быть с Богом или нет? В этом-то проявлении свободной воли и будет проблеск последней надежды или уже окончательная погибель и тьма. Таково уж свойство гордыни: она будет себя бесконечно оправдывать, если только хоть искорка покаяния не промелькнет, хоть крупица сомнения в своей правоте не зародится в душе – тогда только, как в просвет, сможет благодать обильно пролиться, и уж тут никакие доказательства не понадобятся, потому что в благодати Сам Господь, любовь Его убеждает паче всяких уговоров и слов. А где благодать – там умиротворение, тишина и исцеление, даже восстание от смерти греховной, воскресение духовное и нравственное!

* * *

По странному совпадению греко-римская борьба, неизменно и по праву входившая в список основных олимпийских дисциплин, недавно была предложена к исключению из обязательной программы. Названная причина весьма характерна: слишком скучно… не актуально… Хочется чего-нибудь этакого. Например, вслед за пляжным волейболом ввести в обязательную олимпийскую программу танцы на шесте… или ещё что-нибудь «погорячее».

Людей всё меньше интересует истина и честная борьба в её отстаивании, зато всё больше интересует развлечение, зрелищность, эпатаж. И может быть именно это, а не пресловутые «скандалы» заставили недавно отречься от престола Римского понтифика? Осознание своего бессилия перед всепоглощающей энергией «постхристианского» равнодушия и гедонизма.

А мы-то что, именующие себя православными?

Церковь – это Тело Христово, созидаемое Духом Святым даже до сего дня, обретением, приобщением к высшей жизни новых и новых душ. Тут великая тайна! Каждый из нас, православных, хоть и часть от целого, но часть полновластная, разумная и свободная, вот почему ещё Церковь именуют Невестой Христовой! Что может быть теснее и вместе с тем свободнее, чем единство жениха и невесты, связанных взаимной любовью? Такова теснота общения, единство нерасторжимое в Духе, которое Он благоволил нам даровать. И если бы мы только понимали величие и высоту этого единства!

Но в Церковь прорастать надо, трудиться на этом поприще, и это вот и есть то, о чём сказано: «Царство Небесное нудится», то есть усилием приобретается, терпеливым трудом. Благодатная жизнь – это талант, которой мы все получаем в крещении и который требует от нас усердного и постоянного умножения. От одного таланта до пяти, от пяти до десяти и так далее…

И умножается этот талант не иначе, как исполнением заповедей Божиих. Так что даже «отмененный чемпионат» всё равно продолжается, о чём и напоминает нам святой первоверховный апостол: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9:24).


Благодатный Огонь

 





Голосование за статью
 - 
97
 /  - 
13
Комментарии:
Манефа 09/12/2019 в 10:14:26
Лучше бы нас призывали к покаянию, объясняя, что это такое-покаяние, с чего оно начинается и как оно делается!!! Нас спасут не размышления о происходящем, а личное покаяние каждого. Только оно - покаяние наше! может подвигнуть Отца нашего Небесного запретить еретичествующим архипастырям и пастырям губить веру Православную и нас, немощное стадо, ими же вере и покаянию не наученных.
Да, хорошая статья, если устранить указанные неточности. Но прочитав ее, кто-нибудь начнет плакать о своих грехах и вести борьбу со своими страстями? В Церкви все есть - и Догматы и Нравственное предание, которые не дадут нам пойти за врагами Церкви Православной, если мы будем их изучать и следовать по ним.
Спаси нас Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих.
Наставников нет, руководителей нет. Вере не научены, Догматы не знаем, нравственное предание не знаем. Ждет нас ад, ждут нас вечные муки. Господи! чрез Тебя спасемся, если только спасемся!
Простите. Душа болит.
Сергей Ка. 05/12/2019 в 19:32:09
Раз идет борьба, значит и у нас не всё на пять с плюсом. Иначе враг давно уже был бы "на лопатках". Упомянутое отсутствие культуры... может, это на самом деле страха Божия у нас мало, а не светской культуры? Культурность от смирения возникает, наверное. Или так: культурность от культа, как Божественное от Бога.
Евгений 05/12/2019 в 11:57:46
Браво, о. Димитрий Шишкин! Отлично сказала и раба Божия Лия (хоть и давно это было)! Вот бы это всё как-то отправить нашему патриарху Кириллу и услышать его отзыв о статье. А то он всё про церковь-сестру да про братьев-католиков как-то любит вещать, да в гаванах с ними лобызаться, сокрушаться об исторических разногласиях и выражать желание их преодолеть в невнятных декларациях... Странно это как-то в моих глазах... Хотя в глазах более чем трёхсот епископов наших во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) вовсе не странно! Так вот и живём... Слава Богу за всё!
раба Божия Лия 07/06/2015 в 17:46:44
Владимир 07/06/2015 в 16:34:26
Каким образом вы почувствовали благодать в католических капищах? Вы - святой? Объясните, как её чувствуют, благодать? Я только и умею, что по воскресеньям себя "за шиворот" в храм водить. Что вы скажете, Владимир, Феодосию Печерскому при встрече, и не только ему, и другим нашим святым, и Ему, по Чьей благодати Преподобный Феодосий оставил нам сие завещание: "...Живя в этой вере (православной) не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере: в католической или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит..."
А таких, как вы, он называл "кривоверами" или "двоеверами". А сейчас их называют экуменистами.
***Ведь это русские сначала грызли семечки в храме, потом тушили папиросы об образа и курили в алтаре, потом ринулись в обновленчество, а потом разгромили храмы и Церковь***
- нет, это не русские делали, а жыды и жыдовствующие по их же наущению. Сожалею о вас.
Владимир 07/06/2015 в 16:34:26
Спасибо за статью. Благодать Божия в католическом храме имеется. Был в Мадриде в 2-х соборах, в Доминикане, в деревенской церкви в Мексике, намоленность чувствуется. Причем, чем дальше от города или курортного центра, тем радостнее картина. Например, в той же Доминикане, в глуши, тебе искренне радуется каждый, и ты понимаешь, что для них, которые не смотрят ТВ, живут не по времени (вообще часов в стране нет), всякое дыхание да хвалит Господа. Это видно во взрослых и детях. Но болезни католичества перехлестывают Благодать. Например, вместо свечей - автомат со светодиодами по 1 евро на 5 минут под образами и статуями и одна лампадка на собор.
Конечно, нам православным, нужно на себя смотреть. Рубеж 19-20 веков показал нам, что зараженные "свободой" мы отринули Бога. Ведь это русские сначала грызли семечки в храме, потом тушили папиросы об образа и курили в алтаре, потом ринулись в обновленчество, а потом разгромили храмы и Церковь. Будем верить и надеяться, что мы сбросим с себя пелену ложной западной свободы, покаемся перед Ним и вернем в свои сердца Любовь.
Спаси нас всех Господь!
Владимир 29/05/2015 в 13:43:23
Статья замечательная. Только один серьезный промах:
***Я не хочу сейчас рассуждать, осталось ли в церкви Западной хоть сколько-нибудь благодати или она совсем отсутствует… спасутся ли иноверцы или гореть им в геенне – модные нынче рассуждения, досужие. То Бог ведает. А вот о бесспорных и явных вещах сказать нужно. ***
Вера в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую (Православную) Церковь, вера в то, что вне Ее нет ни спасения, ни благодати - вера Святых Отцов, открытая им Самим Богом, ведающим все, а не спорные досужие рассуждения.. Надеюсь, о. Димитрий хотел сказать, что он в данной статье не желает вступать в полемику по этому поводу.
Владимир Юрганов 28/05/2015 в 13:08:04
Надо заметить, что гуманизм - это не человеколюбие. Гуманизм - это идеология, в которой в центр вселенной, на место Бога, ставят человека, убогого и грешного. Который должен считать себя последним, ибо среди грешником первый аз есмь, а Бог-Творец вычеркивается, в гуманизме Ему нету места. Ну тогда и оправдываться не стоит, что мы не гуманисты. Мы любим Бога и человека - именно потому мы и не гуманисты.
Владимир Юрганов 28/05/2015 в 10:21:16
Потом: "гордость... Папизм". Как-то мы всё упрощаем, сводим к символам... а откуда это возникло? Не от папы Григория уж... Они несколько веков так молились. С Толедского собора... А вот меня волнует, а кто на Толедском соборе это обсуждение инициировал? Наверно оно ещё до собора возникло, а от кого пошло? Мне вот както мнится, что много новшеств от бл. Августина происходили... или я ошибаюсь? Обозрел бы кто из священников этот момент нам на пользу... Мыж не образованы в этой сфере.
Иван Красножонов 27/05/2015 в 19:07:59
Слава Богу! Очень важная и очень своевременная статья. Самое главное, самая суть и нечего добавить. Храни вас Бог!
Вера Н. 27/05/2015 в 13:45:26
При всем уважении к деятельности иерея Димитрия Шишкина в Крыму, по тексту статьи есть принципиальное замечание. Автор пишет:
//Известно, что церковь Западная, Римская, была основана апостолом Петром//.
Никакой "Западной" церкви ап. Петр не основывал, он создавал Церковь Христову - везде, где мог: в Иерусалиме (Деян.2:14-40), в Лидде и Иоппии (Деян.9:32-43), в Антиохии (Гал.2), в Риме (по преданию) и др. местах. Заметим, что Антиохийская Православная Церковь ведет епископальный ряд от апостола Петра (45—53гг.), как и Рим. Так что, вопрос об основании Римской Церкви именно ап. Петром отнюдь не бесспорен.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
«Отмененный» чемпионат Православный журнал «Благодатный Огонь»

«Отмененный» чемпионат

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

10.07.2020
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

 

НОВОСТИ

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны