Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

О «патриотическом мотиве» распятия Христа и преследований ранних христиан.
Особенности уранополитической экзегезы

22.03.2015
Тимур Давлетшин

Среди различных новомодных модернистских течений в нашей Церкви особое место принадлежит представителям идеологии т. н. уранополитизма (небесного гражданства), Сие течение утверждает, что у христиан одно Отечество – на небесах, и потому любовь к земному отечеству необязательна для христианина, а патриотизм представляет собой одну из форм идолопоклонства.

Причем даже приводимые сторонниками патриотизма цитаты святых о важности служения отечеству нисколько не смущают уранополитов. Родоначальник этой идеологии убиенный иерей Даниил Сысоев заявил в своей статье «Уранополитизм и патриотизм»: «...наличие земного отечества для христианина вещь вовсе не самоочевидная. Консенсус патрум будет скорее на стороне тех, кто утверждает наличие у христианина только одного Отечества – небесного. Другие мнения высказывались только редкими святыми последних двух веков, что противоречит принципу преп. Викентия, “Предание – то, чему верили все, всегда и повсеместно”». В самом деле, более всего в защиту патриотизма мы можем найти у святых последних двух веков (причем далеко не редких – странно слышать такое от кандидата богословия). Однако и у ранних Отцов мы можем встретить кое-что.

Например, замечательные строки есть у святителя Амвросия Медиоланского (ΙV век) в трактате «Об обязанностях священнослужителей». В главе XXVΙΙ он написал следующее:
«127. Справедливость же требует, чтобы мы прежде всего любили Бога, затем отечество, далее родных и, наконец, всех (остальных) людей. Учительницей в этом случае является сама природа, так как с самаго начала сознательной жизни, когда (в нас) только что начинают проявляться чувства, мы уже любим жизнь, как дар Божий, любим родственников, а затем равных нам (по положению), с которыми мы желали бы составить сообщество...
129. И так ясно, что как эти, так и другия добродетели являются между собой тесно связанными. Ведь и храбрость, которая или защищает на войне отечество от варваров, или в обыденной жизни вступается за слабых или за товарища (при нападениях) разбойников, – исполнена справедливости...».

Убиенный иерей Даниил Сысоев – не единственный уранополитический идеолог. На сайте «Православный взгляд» опубликована статья иерея Алексея Шляпина «Православие и патриотизм». Причем иллюстрацией в самом начале статьи явилась фотография с мальчишками гитлерюгенда (ну и взрослые нацисты там кое-где). Очевидно, эта фотография изображала патриотов. Сия статья представляет собой самый настоящий антипатриотический «катехизис».

В этой статье иерей Алексей заявляет: «В церковном сознании РПЦ имеет место навязанный со стороны государства и нации ложный стереотип, будто патриотизм является составляющей Христианства. На самом деле патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания»[1].

Далее он развивает этот тезис. Свидетельства православных святых в пользу патриотизма (например, св. Николая Японского или св. прав. Иоанна Кронштадтского) он считает ошибочными. В пользу своей идеологии иерей Алексей приводит вырванные из контекста слова Священного Писания и Святых Отцов. Для того, чтобы разобрать все аргументы этой довольно объемной статьи, мне бы потребовалось написать целую книгу. В этой статье остановлюсь на двух аргументах иерея Алексея, поскольку уранополиты очень часто на них упирают.

Иерей Алексей пишет: «Свящ. история и история Церкви показывает враждебность патриотизма правде Божией... И само Христианство в Римской империи было явлением антипатриотическим. Что и показывают гонения. Все римские императоры гнали Христиан из патриотических соображений, ради земного блага империи.

Но, кто был прав пред Богом, – патриоты или Христиане, которых гнали патриоты? Сам факт, что по мотивам патриотизма в истории происходили гонения на Церковь, радикально разводит патриотизм и Христианство.

Более того. Одним из мотивов Распятия Христа был именно патриотизм. Когда “Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом”(Ин. 11, 47–48), они беспокоились именно о том, что проповедь Христа о Небесном Царстве отвлечёт народ от борьбы за земное отечество.

Именно после этого совещания и совета Каиафы, что “Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб” (Ин. 11, 50) они “Положили убить Его” (Ин. 11, 53)»[2].

Итак, первый аргумент иерея Алексея – это «патриотический» мотив гонений на христиан в Римской империи. Этот аргумент опровергается словами св. Луки (Войно-Ясенецкого) о гуманизме христианской морали:

«Иногда под христианское учение о любви ко всем людям пытаются подвести ложное обвинение, будто отсюда можно сделать вывод и о любви к врагам Отечества нашего. Это очень опасное и явно ложное политическое обвинение. Человека, безразлично относящегося к вопросам религиозной морали, рассуждения об этой морали как таковой могут не заинтересовать, но обвинение, которому придается политический и явно антипатриотический характер, безусловно, заинтересует. Обвинение в антипатриотизме сразу может оттолкнуть от церкви всякого, кто любит свое Отечество. Прием этот довольно старый. Еще в первые века христианства, когда язычество вело с ним борьбу не на жизнь, а на смерть, самым сильным и успешным обвинением, возводимым на христиан, было обвинение в опасности их для государства и власти. Когда не помогали приемы простой клеветы – обвинения в разврате, изуверстве, когда не помогало обвинение даже в атеизме, когда не помогало распространение слухов, что христиане поклоняются ослиной голове (а распространялась и такая версия, и люди верили, потому что Евангелие не было доступно для чтения, а вся христианская письменность уничтожалась), тогда прибегали к клевете политического характера и обвиняли христиан в антиобщественных и антигосударственных преступлениях. Так, при Нероне обвинили христиан в поджоге Рима (на самом же деле Рим поджег сам Нерон), обвиняли и в государственной измене.

Каждый, переживший последнюю войну, хорошо знает, какую колоссальную работу вела наша Русская Православная Церковь в годы войны, какую помощь материальную и моральную она оказывала народу и армии в деле победы над врагом»[3].

Получается, что св. Лука опровергает неких врагов Церкви, обвиняющих христианство в антипатриотизме, а иерей Алексей и прочие уранополиты, наоборот, утверждают, что патриотизм «враждебен правде Божией», т.е. по сути, становятся на точку зрения врагов Церкви, только самому патриотизму дают другую оценку.

Возможно, св. Лука несколько упрощает. Ведь наверняка среди тех, кто преследовал ранних христиан, были и те, кто искренне считал их врагами Римской империи, считал, что их преследование служит благу империи. Но является ли на самом деле это настоящим патриотизмом? Ведь если отождествлять такой «патриотизм» с настоящим здоровым патриотизмом, то почему же тогда не отождествить религиозность римских язычников с христианской верой? Ведь как для воинствующих антипатриотов (уранополитов) нет никакой разницы между римскими «патриотами», преследующими христиан, и нормальными патриотами, так и для воинствующих атеистов нет никакой разницы между верой во Христа и верой в римских богов, из-за отказа почитать которых и казнили ранних христиан.

Христианство никогда не было антипатриотическим явлением. Неслучайно еще в эпоху языческой Римской империи было сформулировано 8-е правило св. Григория Чудотворца. Там говорится: «Аще которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, такожде указывали не ведущим варварам пути или домы: таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый»[4].

Это правило было создано в связи с событиями Скифской (или Готской) войны – войны Римской империи во 2-й половине III века с коалицией варварских племён, совершавших набеги на Малую Азию, Грецию, Фракию и Мезию из регионов Северного Причерноморья и Прикарпатья. Как мы знаем, Римская империя в это время была ещё языческой, и речь в правиле св. Григория идет именно о «единоплеменных», а не о единоверных. Причем не только те, кто убивал единоплеменных, но и те, кто указывал «не ведущим варварам пути или домы», подвергаются отлучению.

Еще один аргумент иерея Алексея Шляпина – «патриотический» мотив распятия Христа: «Более того. Одним из мотивов Распятия Христа был именно патриотизм. Когда “Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом” (Ин. 11, 47–48), они беспокоились именно о том, что проповедь Христа о Небесном Царстве отвлечёт народ от борьбы за земное отечество.

Именно после этого совещания и совета Каиафы, что “Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб” (Ин. 11, 50) они “Положили убить Его” (Ин. 11, 53)»[5].

Здесь я испытал немалое удивление. С чего это иерей Алексей взял, что Христа распяли потому, что враги Спасителя «беспокоились именно о том, что проповедь Христа о Небесном Царстве отвлечёт народ от борьбы за земное отечество»? Может быть, иерей Алексей вообще не в курсе, что Иудея и так была под властью римлян? На самом деле враги Христа пытались указать на то, что последователей Христа римляне сочтут за мятежников против римской власти и отправят против Иудеи карателей, и относительно мягкое иго римлян сменится жесточайшим рабством. Это совершенно понятно тому, кто знаком с Евангелием, но для пущей убедительности обратимся к толкованиям Святых Отцов, тем паче, что сами уранополиты утверждают, что Евангелие необходимо толковать, опираясь на Святых Отцов, а не от ветра главы своея.

В Евангелии от Иоанна говорится: «Собраша убо архиерее и фарисее сонм и глаголаху: что сотворим; яко Человек Сей многа знамения творит: аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут Римляне и возмут место и язык наш» (Ст. 47–48). Как же толкуют это место Евангелия Отцы?

Самым авторитетным экзегетом является, без сомнения, св. Иоанн Златоуст. Вот что он говорит: «Что сотворим? Яко Человек Сей многа знамения творит, говорят они (ст. 47). Еще называют Его человеком, получивши такое удостоверение в Его Божестве. Что сотворим? Следовало уверовать, послужить и поклониться, и уже не почитать Его человеком. Аще оставим Его тако, приидут Римляне и возмут язык наш и город (ст. 48). Что такое замышляют они сделать? Хотят уже возмутить народ, как будто бы им угрожает опасность по подозрению в похищении верховной власти. Как скоро, говорят, римляне узнают о Нем как о предводителе народа, они заподозрят нас, возьмут и разрушат наш город. Почему же, скажи мне? Разве Он учил измене? Не заповедал ли Он давать дань кесарю? Не хотели ли вы сделать Его царем и Он – скрылся? Не скромную ли и простую проводил Он жизнь, не имея ни дома, ни чего-либо подобного? Очевидно, они говорили так не из опасения, но из зависти»[6].

Златоусту вторит и другой авторитетный толкователь – блаж. Феофилакт Болгарский: «Нужно было изумляться и удивляться Господу, когда Он творил такие чудеса; фарисеи, напротив, составляют совет, как погубить Его. Какое крайнее безумие! Того, Кто в телах прочих преодолевает смерть, думают предать смерти, чтобы сокрыть славу Его; и после стольких чудес считают Его простым человеком. Что, говорят, делать нам? Этот “Человек” много чудес творит. И что за преступление, если Он творит чудеса? В таком случае должно веровать в Него, покланяться Ему, а не считать уже простым человеком. Смотри, какая наглость у фарисеев! Стараясь возмутить народ, они пускают молву, что всем иудеям грозит опасность и погибель от римлян по подозрению в похищении верховной власти. Если, говорят, оставим Его, за ним последует много народа, привлекаемого явлением чудес, и, наконец, римляне заподозрят всех нас в похищении верховной власти, возьмут наши города и разрушат. Так говорили они с лукавством. Чтобы не показалось, что они строят ковы Христу по зависти, они выставляют на вид общую опасность, возбуждая народ против Христа как будущего виновника погибели их»[7].

Как видим, Златоуст и Феофилакт никакой заботы о народе Израильском в сих словах не усматривают, а видят одно лукавство...

К слову сказать, иерей Алексей – не единственный, кто говорит о «патриотическом мотиве» распятия Христа. Ранее него о том же заявил убиенный иерей Даниил Сысоев: «Именно Каиафа сказал, что лучше одному человеку умереть за народ, чем весь народ погибнет (Ин. 11, 50). И для этого патриот иудейского государства Каиафа и убил Христа Спасителя»[8].

Интересно, что как раз отец Даниил заявлял о том, что нельзя толковать Священное Писание самостоятельно, без опоры на Святых Отцов (см. мою статью «Был ли апостол Павел антипатриотом? Уранополиты против св. Иоанна Восторгова»). Однако у кого из Святых Отцов он прочитал о том, что первосвященник Каиафа был патриотом иудейского государства, для меня остается загадкой.

Те же Златоуст и Феофилакт говорят о лукавстве Каиафы, а не о его трогательной заботе об израильском народе. В Евангелии от Иоанна говорится: «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (ст.49–51). Блаж. Феофилакт поясняет: «Сказал он это со злобным помыслом. Ибо благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем, хотя и не коснулась скверного его сердца. Смотри, какая сила Духа! Она устроила так, что и из лукавого сердца произошли слова, заключающие чудное пророчество»[9]. То же говорит и Златоуст: «Видишь, какова сила архиерейской власти? Удостоившись вполне архиерейства, хотя был недостоин, он пророчествовал, сам не разумея того, что говорил. Благодать воспользовалась только его устами, но не коснулась нечистого сердца. Так и многие другие предсказали будущее, хотя были недостойны, например: Навуходоносор, фараон, Валаам; причина этому известна. А слова (Каиафы) значат вот что: вы сидите, доселе мало обращаете внимания на это дело и не знаете, что должно пренебречь для (блага) общего спасением одного человека. Смотри, какая сила Духа! Из лукавой души Он смог извлечь слова, полные чудного пророчества»[10].

На самом деле Каиафу и прочих первосвященников очень трудно заподозрить в патриотизме. Те, кто читал Евангелие, прекрасно помнят, что Христу непосредственно перед казнью вменили в вину попытку свержения римского ига, хотя и заведомо ложно: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифóстротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19, 12–15). Это слова коллаборационистов, римских пособников, а не патриотов. Понятно, что эти слова были также лицемерны, но они явно указывают на то, что никакими патриотами враги Христа (и прежде всего первосвященник Каиафа) на самом деле не были.

Но мы забыли еще об одном мотиве казни Спасителя – религиозном. Обратимся к суду над Спасителем:

«Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?

Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!» (Мф. 26, 63–65).

Разумеется, религиозная ревность Каиафы – такое же лицемерие, как и его «патриотический мотив».

Опять-таки, как и в случае с ранними христианами, для тех же воинствующих безбожников нет никакой разницы между христианами и теми, кто обвинил Христа в богохульстве. Тем паче, что осудившие Христа на смерть были Его единоверцами. Сам Христос предрек своим ученикам: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16, 2).

Попытка противопоставить Евангелие патриотическому служению не нова. В XIX веке то же пытался сделать, к примеру, писатель и философ Лев Толстой. Но он тогда опровергал не только патриотизм. Саму Церковь он также пытался противопоставить Евангелию. Уранополиты же, пусть и бессознательно, продолжают дело Толстого, и даже в чем-то успешнее, ибо разрушают Церковь изнутри, размывая нравственные ценности. Мы не можем не признать, что патриотизм нередко принимает уродливые формы, однако уродливые формы принимает нередко и религиозность. Небесное Отечество выше земного, это бесспорно для любого христианина, но и земное Отечество имеет большое значение, о чем есть замечательные слова св. прав. Иоанна Кронштадтского в его слове «В день восшествия на всероссийский прародительский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича. 21 октября 1907 г.»: «Бог призывает вас к этому великому делу – благоустроения и умиротворения отечества. При этом помните, что отечество земное с его Церковью есть преддверие отечества небеснаго, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную там»[11].

 
 
 
————————————————————————

[1] Иерей Алексей Шляпин. Православие и патриотизм. http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/

[2] Иерей Алексей Шляпин. Православие и патриотизм. http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/

[3] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Глава четвертая. О гуманизме христианской морали. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/luka/nauka-religija/txt05.html

[4] Книга правил. Канонические послания святаго Григория, архиепископа Неокесарийскаго, чудотворца. Правило 8. http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Chudotvorets/pravila

[5] Иерей Алексей Шляпин. Православие и патриотизм. http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/

[6] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 64 http://krotov.info/library/08_z/zlatoust/08_01_02.htm

[7] Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник, или толкование на Евангелие от Иоанна гл. 11 http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1077

[8] Иерей Данил Сысоев. Грех оправдания убийства http://pr-daniil.livejournal.com/47993.html

[9] Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник, или толкование на Евангелие от Иоанна гл. 11 http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1077

[10] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 65 http://krotov.info/library/08_z/zlatoust/08_01_02.htm

[11] Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в день восшествия на всероссийский прародительский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича. 21 октября 1907 г. http://ornin.narod.ru/knigi/grozslov.htm#_Toc479514683

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
39
 /  - 
5
Комментарии:
Ярослав 26/03/2015 в 09:06:49
Кстати, пример из Украины: УПЦ КП считают себя самой патриотической "церковью", пожалуй под давлением пропаганды уже многие так считают. Об истинном патриотизме говорит Ян Таксюр в статье "Разрушивший церковь не встретит Бога": "... Для тех же, кто вслед за Филаретом бездумно повторяет, что его «церковь» особенно патриотична, скажу то, что говорил не раз: УПЦ – самое патриотическое установление на земле Украины. Потому, что желает и может дать гражданам самое главное благо и богатство – соединение с Богом и спасение в Нём. ..."
Сергій 25/03/2015 в 18:55:49
Мир меняется, пополняя понятие “патриотизм” всё новыми и новыми смыслами. Патриотами были и Гай Муций Сцевола, и Георгий Кастриоти (Скандербег), и Александр Ипсиланти. Отказать в патриотических чувствах невозможно не только герою, но и самому последнему негодяю. Потому вопрос не в том, кто – патриот, а в том, что нового, особенного, в патриотизме православного человека. И ответ: служение Господу Богу нашему Иисусу Христу.
р.Б. Сергий 25/03/2015 в 17:15:24
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими" (свт. Филарет Московский). Апостасия священства Русской Православной Церкви происходит в полном соответствии исполнения им церковного документа "ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ". Поставленное в нем во главу угла социальное служение самым непосредственным образом низводит Веру русского народа "до одного из аспектов национального самосознания". Каноны Православной Церкви неизменны и потому незыблемы, сколь врата ада не штурмовали бы Её многопопечительностью эффективного служения клира. Не во власти человека не допустить скорби прийти в мир, но во власти текущего во времени собственное произволение. Когда по нерадению или ослеплению ума медлим в устремлении к Богу, то падаем. Сей церковный документ для духового врачевания русского народа столь же пагубен сколь и нынешняя конституция России пагубна для суверенитета его государственности...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Псаломщик 24/03/2015 в 10:38:26
Михаилу 23/03/2015 в 22:24:24
Я прекрасно понял, о каком эпизоде Вы говорите. То, что они лгали, тоже понятно. Только народ в данном эпизоде не при делах: "Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом".
Т.е. сказано это на самом деле втайне от народа, в узком кругу некоего Совета (очевидно из фарисеев и саддукеев), именно в страхе, что народ уверует.
Михаил 23/03/2015 в 22:24:24
Псаломщик 23/03/2015 в 18:37:41
И в каком месте он "использовал патриотические чувства угнетенного Римом народа". Не в том ли, когда он и другие первосвященники заявили "Нет у нас царя, кроме Кесаря?" Нет, не в этом, потому что в Евангелие сказано "аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут римляне и возмут место и язык наш. Един же некто от них Каиафа, архиерей сый лету тому, рече им: вы не весте ничесоже, ни помышляете, яко уне есть нам, да Един Человек умрет за люди, а не весь язык погибнет" (Иоан.11,48-50) и "бе же Каиафа давый совет иудеом, яко уне есть Единому Человеку умрети за люди" и именно "Они же вопияху: возми, возми, распни Его. Глагола им Пилат: Царя ли вашего распну? Отвещаша архиерее: не имамы Царя токмо кесаря" (Иоан.19,15). И еще "От сего искаше Пилат пустити его. Иудее же вопияху, глаголюще: аще сего пустиши, неси друг кесарев: всяк, яже Царя себе творит, противится кесарю" (Иоан.19,12). Это являлось прямой клеветой, ибо "(И) глаголаша Ему: кесарев. Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови" (Матф.22,21).
Как видим, архиереи по обстоятельствам ЛГУТ. Народу, эксплуатируя патриотические чувства, лгут об опасности усиления римского гнета в целях голосовать за убийство Христа Бога, Пилату ЛГУТ о том, что нет для них Царя, только Кесарь, которого иудеи люто ненавидели и против которого позже таки поднял восстание Бар Кохба. Все сие мне напоминает действия современных обновленцев и экуменистов.
Псаломщик 23/03/2015 в 18:37:41
Михаил 23/03/2015 в 13:35:30
**На самом деле жид Каиафа использовал патриотические чувства угнетенного Римом народа, клевеща на Господа Бога, но не приводя никаких фактов, а используя только свой авторитет для осуждения Невиновного**.
И в каком месте он "использовал патриотические чувства угнетенного Римом народа". Не в том ли, когда он и другие первосвященники заявили "Нет у нас царя, кроме Кесаря?" Что же до того момента, который трактуется уранополитами как патриотический мотив, то его весьма сложно так трактовать. Тут скорее он сыграл на обыкновенной человеческой трусости. А для успокоения их совести представил это под соусом заботы о народе. Не о народе пеклись осудившие Христа, а о собственных шкурах. При чем тут патриотические чувства. Из патриотических чувств выдать оккупантам на растерзание своего единоплеменника как мятежника против оккупационной власти? - Оригинальный патриотизм!
Владимир П. 23/03/2015 в 18:06:12
Скоро и семья православная перестанет быть малой церквью. Но ...претерпевший до конца, спасется
Павел 23/03/2015 в 14:38:19
Тимур Давлетшин писал: "Для того, чтобы разобрать все аргументы этой довольно объемной статьи, мне бы потребовалось написать целую книгу."
А что, Тимур, может действительно напишите книгу? Ну например не об "Уранополитизме", а о "Патриотизме". Ну чтобы не бороться с кем-то, а созидать во Благодать Божию. Книгу о настоящем патриотизме в историческом срезе и о настоящих, сегодняшних реалиях этого движения.
Михаил 23/03/2015 в 13:35:30
На самом деле Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия XXXI говорит о древней, можно сказать, исконной любви человека к Родине. В России это поэт назвал любовью к отеческим гробам, что полностью соответствует рассуждениям Великого учителя Церкви. Автор пишет: "На самом деле враги Христа пытались указать на то, что последователей Христа римляне сочтут за мятежников против римской власти и отправят против Иудеи карателей, и относительно мягкое иго римлян сменится жесточайшим рабством". На самом деле жид Каиафа использовал патриотические чувства угнетенного Римом народа, клевеща на Господа Бога, но не приводя никаких фактов, а используя только свой авторитет для осуждения Невиновного. Как таковой "суд" на Христом Спасителем вообще является примером вопиющего беззакония, когда Невинный Страдалец оклеветан был и даже не по возвордимой на Него тяжести клеветы распят. Это древнее иудейское судилище чем-то напоминает современное типичное безбожное "правосудие".
тихий омут 22/03/2015 в 23:13:45
Ирине:
я читал еще более радикальное высказывание старца Гавриила: "Монах, равнодушный к судьбе своего отечества - не достоин называться монахом!"
Ирина 22/03/2015 в 21:48:34
А вот, например, преподобный Гавриил (Ургебадзе) уранополитом не был. К старцу прибыли гости со Святой Горы. Отец Гавриил подарил одному из них икону святого, имя которого тот носил. Удивленный гость коленопреклоненно попросил старца поехать на Святую Гору Афон, где он ни в чем не будет нуждаться. Отец Гавриил сказал: «Я свою Грузию на Афон не променяю». Этим монахом был игумен Ксиропотамского монастыря. Но современным модернистам-новоделам никто не указ.
Ярослав 22/03/2015 в 20:15:41
Что может быть патриотичнее признания царя богом? Пример с Христом вообще интересный: Христа распяли как раз из патриотических побуждений, потому что он де "был против цезаря"
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 22/03/2015 в 19:58:05
Напомню фрагмент из церковного документа "ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ" (Это - мнение всей нашей Церкви!):
П.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры — православный народ.
П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания. Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
О «патриотическом мотиве» распятия Христа и преследований ранних христиан.<br>Особенности уранополитической экзегезы Православный журнал «Благодатный Огонь»

О «патриотическом мотиве» распятия Христа и преследований ранних христиан.
Особенности уранополитической экзегезы


22.03.2015
Тимур Давлетшин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

8.04.2021
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

24.03.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К дискуссии о служении пассий

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.03.2021
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

26.03.2021
Священник Вадим Коржевский

Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

16.03.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Умеем ли мы молиться Богу?

21.03.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Пост и его значение

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

4.03.2009
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

4.03.2021
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

11.03.2021
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

 

НОВОСТИ

30.03.2021
Просим Священный Синод в самое ближайшее время дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

21.03.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!