Богородица

Актуальные статьи

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова



Рецензия на книгу М.В. Шкаровского и священника Ильи Соловьева «Церковь против большевизма»

В истории Церкви ХХ века есть темы, которые иначе как взрывоопасными не назовешь. Одна из них – проблема коллаборационизма среди духовенства и верующих, служивших и проживавших на временно оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны. Осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах и в ущерб своему государству тесно связано с деятельностью вражеских спецслужб, которые активно использовали «пятую колонну» в своих интересах. Для нас здесь встают вечные вопросы о предательстве и месте земного Отечества в жизни человека. Эти проблемы требуют выверенных подходов, взвешенных оценок и обязательной опоры на достоверные источники.

В последние годы немало внимания уделяется Псковской православной миссии, существовавшей на оккупированной фашистами территории северо-запада СССР. Кроме апологетики в работах на эту тему присутствует минимальное количество источников, причем преимущественно мемуарного характера и, как правило, опора на одно судебно-следственное дело, хотя источниковая база истории Псковской миссии очень обширна и многообразна но, к сожалению, мало изучена. Основными ее частями являются: судебно-следственные дела, хранящиеся в архивах УФСБ Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода и в архивах Латвии, Эстонии и Литвы; документы канцелярии митрополита Сергия (Воскресенского), сохранившиеся не только в Прибалтике, но и в Государственных архивах Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, а также оккупационных учреждений Германии, хранящихся в Российском государственном военном архиве[1]. Публикации по этой теме пока не раскрыли всей сложности этой темы, поэтому каждая новая книга о Псковской миссии вызывает живой интерес церковных историков[2].

Общество любителей церковной истории издало книгу «Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.)», М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев. Москва, 2013.

Попробуем разобраться, зачем написана и издана эта книга, которая вводит читателей в заблуждение относительно деятельности Псковской миссии? Прежде всего, удивляет название: «Церковь против большевизма». Оно сразу рождает вопрос: разве борьба с господствующей идеологией и государственным строем является прерогативой Церкви? Или напрасно сказал Господь: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36)? И далее читаем фактический вывод авторов: «Уникальность Псковской миссии состояла, в частности, в том, что ее руководство открыто выступало против преступного большевистского режима, установившегося в России. При этом Псковская миссия с канонической точки зрения являлась частью Московской Патриархии»[3]. Из этого читатель может сделать вывод, что священникам Псковской миссии были неизвестны планы Германии по уничтожению славянских народов и их порабощения, хотя об этом говорилось в главных документах фашистской Германии, и они ни для кого не были тайной. Скажем больше: эти планы не исчезли до сих пор. Только теперь их носителем являются США.

В 2010 году вышла работа М.В. Шкаровского[4], значительная часть которой посвящена Псковской миссии. Очень важно, что автор признает подлинность протоколов допросов судебно-следственных дел, но только в той части, где они совпадают с его взглядами. В предисловии к рецензируемой книге, к сожалению, нам не удалось найти обоснования источниковой базы проведенного исследования и ее анализа. В нем очень кратко перечислены архивы, которыми пользовались авторы, и ответ на вопрос, что нового удалось им ввести в научный оборот, можно получить только после прочтения и анализа книги.

По мнению авторов книги «Церковь против большевизма» наиболее важными являются документы немецких архивов: Федерального архива в Берлине, Федерального военного архива во Фрейбурге, Архива Института современной истории в Мюнхене. Возможно, этот выбор и обусловил те ошибки и неточности, которые содержит книга, а подзаголовок книги однозначно ориентирует читателя на достоверные сведения о митрополите Сергии (Воскресенском). Но авторы не потрудились уточнить биографические данные владыки. А именно: на с. 25 написано, что Д. Н. Воскресенский окончил Московское духовное училище. Но в Москве их было несколько, и училища с указанным названием просто не существовало. Окончил Дмитрий Николаевич Заиконоспасское духовное училище. И семинарий в Московской епархии было две: Московская и Вифанская, учился он в Московской, но пока не найдены документы, подтверждающие образование владыки, т. е. окончание им семинарии и обучение в академии, что необходимо было указать хотя бы в примечаниях.

На с. 22 говорится, что когда митрополит Елевферий скончался 1 января 1941 г., «митрополит Сергий (Воскресенский) прибыл на его похороны, затем возвратился в Москву...», а на с.197 митрополит Сергий вспоминает, что он не уезжал из Риги, когда скончался владыка Елевферий!

Авторы также не выяснили: был ли действительно митрополит Сергий арестован в 1922 году, как он вел себя на следствии, был ли он выслан из Москвы в 30-е годы.

Говоря о причине, по которой митрополит Сергий остался в Риге, авторы делают ничем не подкрепленные предположения: «возможно, (здесь и далее подчеркнуто нами. – Р.С., С.Л.) и экзарх имел определенные контакты с советской разведкой. Во всяком случае, представляется вероятным, что он остался в Риге с санкции Патриаршего местоблюстителя»[5].

Хотелось бы знать, какими источниками пользовались авторы, утверждая: «Осуществляя связь Патриархии с государственными органами власти, архиепископ Сергий имел довольно регулярные и тесные контакты с НКВД, о характере которых существуют разные мнения. Авторам книги представляется, что они имели для владыки характер вынужденных “игр с дьяволом”. Преосвященный Сергий, сотрудничая в определенных пределах с советскими репрессивными органами и, очевидно, ненавидя их, стремился “переиграть”, и таким образом спасти остаток Патриархии от полного уничтожения (о чем косвенно свидетельствуют некоторые его высказывания в последующий период)»[6]. Какие это высказывания, при каких обстоятельствах и с какой целью они были сделаны? «Между тем, сами органы госбезопасности считали архиепископа Сергия, как и другого видного архиерея Московского Патриархата, проводившего подобную политику, – архиепископа Николая (Ярушевича), своими “агентами”», – говорят авторы, ссылаясь на книгу И.А. Курляндского[7]. А операция «Послушник», которую они упоминают, вообще не имеет отношения к деятельности Псковской миссии.

Раздел книги «Архиереи Прибалтийского экзархата и священноцерковнослужители Псковской миссии», впервые был опубликован 12 лет тому назад в журнале «СПб Епархиальные ведомости»[8]. Списки эти, к сожалению, даны без учета анализа следственных дел, где также нет ссылок и пояснений на важный факт отказа в реабилитации некоторым членам Псковской миссии. В настоящее время нами при изучении судебно-следственных дел выявлено 555 человек, служивших в Миссии, и это еще не все. В книге же их значительно меньше.

Авторский текст книги пестрит вводными словами «вероятно», «возможно» и т.д. Таким образом может показаться, что имеет место осторожное отношение к историческим событиям, стремление сохранить и гарантировать нейтралитет, но на самом деле, здесь просто отсутствует четкая научная позиция, и часто высказываются взаимоисключающие гипотезы, большинство из которых уже были высказаны в других книгах М.В. Шкаровского, отличающегося пристрастием постоянно делать ссылки на самого себя.

«Первоначальное ядро Миссии составляли активные, хорошо образованные русские священники из Рижской, а позднее из Нарвской епархии, – эмигранты, стремившиеся помочь своей Родине»[9]. Но из следственных дел мы знаем, что состав первых миссионеров был разнообразен. Никто из них, кроме о. Л. Воронова, не имел высшего образования. Он также был единственным, происходившим из русской священнической семьи. А.Я. Перминов – немец, его бабушка жила в Швейцарии. О.Н. Шенрок и Г.И. Радецкий – тоже немцы, оба дворянского происхождения; о. Кирилл Зайц и о. Н. Жунда – латыши. Необходимо также отметить, что судебно-следственные дела репрессированных священнослужителей и мирян, так или иначе связанных с Псковской миссией, значительно отличаются делопроизводственной культурой от дел других исторических периодов: 1918–1922, 1937–1938 годов. Они содержат многочисленные и подробные протоколы допросов, собственноручные показания обвиняемых, протоколы очных ставок, выступления на судах и т. п. Написаны и оформлены документы грамотно. Особо следует сказать и о вопросах следователей. В них чувствуется погруженность в тему, а возможно, и специальная предварительная подготовка. Видимо, этому способствовало изучение документов канцелярии митрополита Сергия (Воскресенского).

Очень часто основанием для ложных выводов о деятельности Псковской миссии являются «воспоминания очевидцев», которые с точки зрения источниковедения требуют тщательной проверки достоверности. Так, М. Шкаровский утверждает, что архимандрит Кирилл (Начис) сообщил ему в своих воспоминаниях, что, якобы, он хорошо знал митрополита Сергия (Воскресенского). Но исследование судебных показаний о. Кирилла, тогда псаломщика Леонида, в его двухтомном деле, легко опровергает те факты, о которых он вспоминал впоследствии. Сопоставив ответы Л. Начиса на следствии и ответы на такие же вопросы, которые ему задавали журналисты в наши дни, можно увидеть, что эти ответы даются уже с другим подтекстом. К тому же разница между молодым псаломщиком и митрополитом слишком велика для хорошего знания митрополита.

Первый начальник Миссии вернулся в Ригу по состоянию здоровья, – утверждают авторы, но из следственного дела ясно, что он был отозван по распоряжению СД [10].

Распоряжение митрополита от 1 мая 1942 г.: «Священник, который требует за совершение служебных действий гонорар или установил определенную плату за эту деятельность, подлежит отстранению», – приведено без сноски, как и ряд других документов.

«Под давлением СД в начале марта был издан циркуляр с призывом к духовенству выявлять лиц, настроенных против немцев и высказывающих недовольство германскими порядками. Однако практическое значение циркуляров было ничтожным. О.К. Зайц на допросе 10 октября 1944 г подчеркнул: “Но подобные сведения собрать было и трудно, и опасно и, по существу, нежелательно. А потому большинство священников категорически отказывались исполнять предписание циркуляра”»[11].

Но ведь существуют и такие показания о. Кирилла на следствии: «По заданиям Псковского СД, Миссией были разосланы в разное время благочинным и священникам следующие циркуляры: о выявлении неблагонадежных лиц, враждебно настроенных против немецкой армии, немецких властей и немецких порядков; о выявлении партизан и лиц, сочувствующих партизанам, и отношении населения к партизанскому движению; о сборе сведений об урожайности того или иного района; выявлении отношения населения к Власову и власовскому движению; о проведении бесед и собеседований по вопросам атеизма, материализма, марксизма, чтобы разбивать большевистскую идеологию; о наблюдении за деятельностью сельских и церковных старост и волостных старшин с сообщением характеристики их деятельности; о выявлении священников-самозванцев и священников, в советское время снявших сан; о преподавании в школах Закона Божия и о назначении законоучителей; об уничтожении колхозов и земельной реформе, проводимой немецкими властями, с популяризацией этой реформы и немцев»[12] и об обязательном участии духовенства в немецких торжествах.

Авторы сообщают, что «циркуляры на практике не выполняются»[13], а предоставление сведений о партизанах «встретило фактический отказ». Но тот факт, что начальник Миссии о. Кирилл Зайц писал собственноручные показания, почему-то умолчали авторы. На следствии о. Кирилл подтвердил, что о партизанах доносили священники: Лин, Берзинь, Першин, Тайлов, Рушанов, Ф. Михайлов, иеромонахи Амфилохий и Сергий, Оглоблин, Амозов, Попов. Священник Ципурдеев, который знал немецкий язык, выезжая на приход, брал с собой ружье[14], поскольку партизаны обещали его убить.

«Если о сочувствии нацистам подавляющего большинства духовенства говорить не приходится, то часть из них после жестоких гонений верующих 1930-х гг. была настроена антисоветски, и желала восстановления Великой России без “господства большевиков”»[15].

На эту позицию авторов книги хочется возразить: личные обиды священников на советскую власть либо застилали реальную жизнь, либо они сознательно шли на сотрудничество с оккупантами.

После убийства экзарха активное участие в вопросе[16] о его преемнике принимали важнейшие ведомства Третьего рейха. Это говорит о том, какое значение придавалось этой теме. И далее, подводя итоги деятельности митрополита Сергия (Воскресенского), авторы делают вывод: «Сыгранная им в годы войны роль, несомненно, была очень значительной, в первую очередь как база для развития интенсивного процесса церковного возрождения на Северо-Западе России, и главная заслуга в этом, безусловно, принадлежит митрополиту Сергию (Воскресенскому). Не менее важным историческим событием, связанным с жизнью экзархата, было обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма. Так Московская Патриархия через своих иерархов, оказавшихся вне тяжелых цепей, наложенных на Церковь большевиками, свободно высказала свое подлинное отношение к коммунистической деспотии в России. Это было историческое выступление Патриархии против Сталина и большевизма, значение которого трудно переоценить»[17].

Браво, чисто большевистская риторика! Псковская миссия, да, была против большевизма, но не против фашизма. Скорее всего, именно для этого вывода и была написана книга. Оказывается, Патриархия выступала против Сталина и в этом ее главная заслуга перед историей! Но как быть с истинными пастырями, которые не оставили своих пасомых в смертельной борьбе с фашизмом, помогали им, бедствовали и погибали вместе с ними? Они, по-видимому, с точки зрения авторов, принадлежали к «другой Церкви», которая просто выпала из их поля зрения.

«Почти никто из входящих в ее состав (имеется в виду Внутренняя миссия) не ушел на Запад с отступавшими немцами»[18], – утверждают авторы, и это может создать впечатление, что они остались верны Родине, а арестовали их впоследствии зря.

Авторы говорят о побудительных мотивах к написанию этой книги так: «В последние десятилетия в среде отечественных историков и публицистов остро ставится вопрос об оценке деятельности как генерала Власова, с одной стороны, так и духовенства, состоящего в Псковской миссии, – с другой. Не вдаваясь в детали этой полемики, которая подчас ведется в наукообразном виде, отметим, что некоторые авторы доходят порой едва ли не до апологии советского коммунистического строя и, в частности, сталинизма. Уже несколько лет мы не воспринимаем как сенсацию известия о массовых жертвах, которые принес наш народ в годы правления Сталина. Фактический развал страны, произошедший в 1990-е годы, подтолкнул некоторых наших сограждан к мнению, что “порядок” в государстве был только при Сталине, а значит, возможно, возвращение к подобному режиму, своего рода сталинизму, но с “человеческим лицом”. Между тем разоблачение сталинизма и большевизма в целом является первым шагом на пути возрождения исторической России, той страны, которую мы постепенно теряли, уничтожая ее наследие и носителей ее культуры в страшные годы господства насквозь лживого богоборческого режима»[19].

Мы видим, что историки-западники и либералы, как правило, говоря о деятельности Псковской миссии, подчеркивают лишь факты восстановления разрушенных храмов, преподавания Закона Божия, открытия в Пскове свечной фабрики, церковной лавки, создание объединенного церковного хора и иконографической мастерской. Но при этом совершенно замалчивается или минимизируется факт сотрудничества миссионеров с нацистами и доносительство на партизан. Если же такое явление историкам не удается скрыть, то непременно делается оговорка: «под пытками» или «под давлением следователя», причем, подлинность протоколов допросов нигде не оспаривается. Были, конечно, случаи, когда в отдаленных приходах говорить о сотрудничестве местных священников с нацистами и доносах на партизан не приходится, но это были лишь исключения.

Таким образом, мы являемся свидетелями формирования определенного исторического мифа, в основе которого лежат не факты, а политические пристрастия. Циркуляры, издаваемые Миссией, затрагивали не столько церковную, сколько политическую сторону жизни военного времени, поэтому говорить, что священнослужители были только молитвенниками, не приходится. Священники Псковской миссии, выполняя свои церковные обязанности, попадали не только в материальную, но и в полную духовную, нравственную, политическую и идеологическую зависимость от немецких властей. Псковская миссия декларировала религиозные цели, но фактически выполняла и разведывательные, пропагандистские задачи: изучала политическое настроение народа, информировала об урожаях, проводила агитацию среди русского населения оккупированных областей за помощь нацистской армии, пропагандировала вступление в армию генерала Власова. Жизни и благополучию священников, служащих молебны фюреру, ничего не угрожало, в отличие от пастырей, служивших в 30-е гг. в СССР. Поэтому сравнивать их служение с подвигом духовенства, пронесшего свой крест до конца, нельзя, это противоречит исторической правде.

Необходимо также отметить, что приступать к данной теме нельзя, не решив для себя главного вопроса: что такое идеология фашизма и идеология «большевизма». Можно себе представить, чем бы закончилась для русских людей борьба с большевиками, осуществляемая руками фашистов. А теперь внимательно прочтите, уважаемый читатель, текст Великой ектении, которая звучала на литургии в храмах Псковской миссии: «О Державе Германской и Верховном Правителе ея, Господу помолимся!» Это что, борьба с большевизмом? Ведь уже ни для кого не секрет, что такую точку зрения разделяют многие ведущие либеральные историки нашей страны.

Упорное стремление Запада к пересмотру итогов Второй мировой войны к уравниванию И.В. Сталина и Гитлера, к осквернению и забвению подвига народа и величия нашей Победы уже привело к созданию на Украине фашистского государства, к появлению предпосылок для появления таких государств в Прибалтике. Взгляните в лицо фашизма в новостях о событиях на Украине. Не страшно?


Об авторах: Светлана Николаевна Романова, кандидат исторических наук, сотрудник фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»

Лидия Ивановна Соколова, секретарь Комиссии по канонизации святых СПб епархии и заведующая Музеем Александро-Невской Лавры




[1] Коллаборационизм в Советском Союзе 1941–1945. Справочник по фондам РГВА. Сост. А.Е.Забелин, В.И. Коротаев. М., 2014

[2] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. М., 2013

[3] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. М., 2013. С.5.

[4] Шкаровский. М.В. «Русский вопрос. Русская церковь и третий рейх», М. «Вече», 2010. 

[5] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев.  С.33.

[6] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев.  С.27.

[7] Курляндский  И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М., 2011. С.543

[8] Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. № 26–27, 2002. С.8–45.

[9] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.46

[10] ФСБ по ПО д. АА-10676, т.2, л. 261

[11] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С. 66

[12] ФСБ по ПО д. АА-10676, т.1, л. 65

[13] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С. 66

[14] ФСБ по ПО д. АА-10676, т.1, л. 74

[15] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.67

[16] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.154

[17] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.156

[18] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.152

[19] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С. 122–123

 



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Дмитрий 26.01.2021 в 13:27:03

"... осквернению(е) и ЗАБВЕНИЮ(е) подвига народа и величие(я) нашей Победы УЖЕ привело к созданию на Украине фашистского государства".
Факт. Позорнейший факт. На Украине у власти вот уже СЕМЬ ЛЕТ - фашизм, как общественно-политическая сила организованная в государство.
Господи Иисусе Христе Сыне Божий Помилуй нас грешных.

Олег Евсеев 02.04.2017 в 00:05:08

Хорошая статья. А то получается, когда митрополит Сергий Страгородский молился о властех и воинстве, то предавал церковь, а подобной молитвой за линией фронта митрополит Сергий (Воскресенский) делал благое дело. И как быть с обращением митрополита Сергия Страгородского 22.06.1941? Хорошая мысль, жаль не моя: увлечение антибольшевизмом, антисталинизмом и антисоветчиной неминуемо проводит к русофобии. У русских - к предательству, пример Шкуро и Краснов. Эмоций много, надо подождать.

Владимир Юрганов 21.02.2017 в 20:17:59

МаРиЯ, Вы СчИтАеТе, ЧтО тАк ТеКсТы ПоНяТнЕе? или все же лучше капслоком пользоваться пореже?

Агапит 21.02.2017 в 15:24:38

В эти дни ушли из жизни о.Кирилл (Павлов), академик И. Шафаревич, дипломат В.Чуркин. Давайте отбросим наши разномыслия, и помолимся за упокой их душ.

Мария 20.02.2017 в 13:42:16

А ОТЧЕГО ВСЕ молчат о роли МАСОНСТВА в Революции? Олег Платонов прекрасно раскрыл все в своих трудах "Масонский заговор в России". Весь механизм ЧЁТКО показан! ОТЧЕГО отравили Святителя Иоанна СНЫЧЕВА? Именно за борьбу с СЕКТАНТАМИ!

Олег из Москвы 13.01.2015 в 01:06:42

Агапиту, ответ на цитату: ***При Николае II враг не взял в осаду С.-Петербург на 900 дней, при Николае II враг не стоял в 40 км у врат Москвы, мы не дрались не на жизнь, а на смерть у Царицина, Кайзер не захватил Малороссию, Беларусь, Крым а Царское Правительство не было эвакуировано в Самару. Вместе с тем, если бы Царская власть использовала бы сталинские методы борьбы с вероятными внутренними противниками, то, вероятно, мы и сейчас бы жили при Монархии, а Второй Мировой, возможно, и не случилось бы***
Мой комментарий такой: Сталину и СССР пришлось намного сложнее, чем Российской империи в 1914-1917 годах. Вот только цифры: Во время Первой мировой войне 1914-1918 годов из 220 немецких дивизий лишь 85 сражались на восточном фронте (плюс 37 австро-венгерских, 2 болгарские и 3 турецкие дивизии). Всего получаем 127 вражеских дивизий, самыми боеспособными из которых были германские. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) из 256 немецких дивизий 179 воюют на восточном фронте (плюс 22 румынские, 14 финских, 10 итальянских, 13 венгерских, 1 словацкая и 1 испанская). Всего получаем 240 вражеских дивизий. Теперь понятно, почему враг в 1941 году чуть не взял Москву, а в 1942 году стоял у стен Сталинграда? А ведь по территории и ресурсам СССР не был равен Российской империи, в состав которой входила и Польша, и Финляндия! И наоборот, в 1941-1945 годах на германскую военную промышленность работала вся Европа, за исключением Англии!
Недостойно православного человека принижать подвиг советского (русского народа)!

Николай С. 11.11.2014 в 12:33:06

Извините за пространный комментарий. Предатели, в том числе и такая их разновидность как «власовцы», не в 1941 году появились – они были всегда и везде. И везде прикрывались какими-то высокими религиозными, идеологическими и нравственными лозунгами.
В истории России можно вспомнить изменника и врага страны Андрея Курбского, который, убегая ночью на коне, к врагам захватил мешок с деньгами, а малолетнего сына бросил – Боливар не выдерживал двоих. А ведь изображал из себя очень добродетельного мужа, идейного борца с тиранией и ревностного православного, хотя на самом деле был адептом ереси жидовствующих.
В Смутное время появилась куча изменников, жаждавших переметнуться к сильным в то время и «по-европейски цивилизованным» захватчикам-полякам. Тоже кричали, что они горой стоят за истинного самодержца в лице сначала одного, потом второго Лжедмитрия, а в итоге оказалось, что за Владислава и Сигизмунда. У них даже свой «архипастырь» был – лжепатриарх Игнатий.
В Русско-японскую войну большевики стали пораженцами, потому что царская Россия-де суть тюрьма народов и гнёт в ней столь невыносим, что даже кушать по утрам не хочется. Надо эту страну разгромить посредством диких, но чрезвычайно прогрессивных самураев и поддерживавших их англичан и американцев, и тогда будет народу небывалое революционное счастье.
Но в подлинно массовом масштабе власовщина проявилась в годы Первой Мировой войны. Тогда впервые в армию были принудительно мобилизованы миллионы мужчин. Естественно, в такой массе народа были, наверное, сотни тысяч равнодушных к стране и вере, и просто робких людей. А как известно, вера и патриотизм – это сильное лекарство против естественного человеческого страха на войне. Если их нет, то робость вынуждает стать власовцем. Трусом и предателем прослыть никому не хотелось, поэтому пораженческая пропаганда большевиков имела такой успех на фронте, а тем паче в тыловых частях. «Пошли брататься с немцами!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Долой обманщиков-попов!», «Вся власть Советам!» и т.д. В общем, получились как бы вовсе и не трусы и дезертиры, а несгибаемые идейные борцы с кровавым царским режимом, за мир, свободу и народное. Революции 1917 года сделали не большевики, а фронтовые и особенно тыловые власовцы из Петроградского гарнизона, не желавшего отправляться на опасный на фронт.
В 1941–1942 годах на ещё более страшную и кровавую войну тоже были мобилизованы миллионы людей. В условиях тяжёлых военных поражений сотни тысяч солдат и офицеров сдавались в плен, чтобы не погибнуть в бою, а дабы не умереть в полоне массово записывались во власовцы, и сразу, начиная с убеждённого коммуниста и атеиста Власова, превращались в непримиримых противников «Совдепии», ярых антикоммунистов, ревностных православных и, разумеется неустрашимых защитников родины и свободы. Я, кстати, вовсе никого не сужу, ибо отнюдь не уверен, что сам на их месте непременно избрал бы участь Александра Матросова или генерала Карбышева. Но и делать из этих по-своему несчастных людей каких-то титанов духа, бесстрашных героев и подвижников веры не надо, ни к чему это. По-настоящему идейных и смелых людей – врагов своей страны – там было крайне мало, вряд ли даже тысячи. Из них немцы формировали небольшие группы диверсантов для заброски в советский тыл. Остальную массу к фронту даже близко не подпускали: понимали, что это воинство сразу же разбежится по лесам или совершенно искренне со слезами покаяния опять сдастся в плен, но уже не отступающей, а победоносной Красной Армии. Счастье для нашей страны, что Сталин создал механизмы, совершенно исключавшие открытое существование власовцев в действующей армии, а тем более в столице, как это было в Первую мировую войну. Власовцам 41-года оставалось только сдаваться в плен, а за линией фронта они были не страшны, представляя собой только лишнюю головную боль и кормовую обузу для немцев – пожалуй, единственно в этом и заключалась их польза для нашего Отечества.
P.S. Уважаемый Агапит пишет: «При Николае II враг не взял в осаду С.-Петербург на 900 дней, при Николае II враг не стоял в 40 км у врат Москвы, мы не дрались не на жизнь, а на смерть у Царицына, Кайзер не захватил Малороссию, Беларусь, Крым…». Позволю заметить, что тогда на Западе шла настоящая мясорубка в виде полноценного второго фронта во Франции, и Германия просто не могла сосредоточить силы для решительного наступления в России, как это было в 1941 и 1942 годах. С другой стороны, в Первую мировую русская армия ни Берлин, не Вену не взяла – тогдашние власовцы помешали… Со второй частью комментария Агапита я полностью согласен. Действительно, «если бы Царская власть использовала бы сталинские методы борьбы с вероятными внутренними противниками, то, вероятно, мы и сейчас бы жили при Монархии».

Агапит 08.11.2014 в 14:14:31

Г. Грибоедов: "Учите историю!"
-----------------------------------
"В истории Церкви ХХ века есть темы, которые иначе как взрывоопасными не назовешь". Этими словами начинается обсуждаемая на форуме статья и темперамент дискуссии полностью подтвердил взрывоопасность темы. Да и учебники разные есть разные, да и судьи кто? Мне вот нравится "Великороссия" о. Льва Лебедева, и проза Солженицына, и "Окаянные дни" Бунина, люблю Ивана Ильина. Вот они - мои учителя. Больше на эту тему писать не буду, считаю излишним, и так все точки над i давно расставлены.
Ангела всем Хранителя, дорогие собратья по вере и коллеги-форумчане!

Григорий Грибоедов 08.11.2014 в 12:00:16

Агапиту и ленивой свинье:
Учите историю!

скрипко 08.11.2014 в 10:02:40

Все годы у Иуд одна забота
как слить тебя - духовная Россия,
меняя квас квасного патриота,
на горькую закваску фарисея

Агапит 08.11.2014 в 10:02:29

 О. Андрею.
Сказано также: "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?" (Мф.7;16). Плоды большевицкой и гитлеровской тирании вкусили миллионы людей и кровь их взывает к небу об отмщении.

о. Андрей 07.11.2014 в 22:21:37

Думаю, вершить истинный и праведный суд над человеком может только Всеведущий Бог. Только Он знает, насколько человек верил и любил Бога и ближнего и поступал согласно своей совести. А насколько руководствовался своими страстями (гордостью, сластолюбием, сребролюбием и т.д.) и жил под их игом. Каялся ли потом, и как каялся... Слово Божие непреложно: "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7,1).

Лeнивaя cвинья 07.11.2014 в 12:02:34

Агапит, согласен с Вами. Товарищ Грибоедов сам не понимает, что говорит. Плохо оскорблять историю прошлого, своих предков, конечно, и всех людей, живших в то время. Очень плохо!
Уважаемый Григорий, настоятельно рекомендую Вам остановиться и не перечить всем тем, кто пытается Вас поправить, а историю поменять невозможно, увы.

Агапит 07.11.2014 в 10:51:53

Если уж ленивые свиньи пишут сюда умные вещи, то я отвечу Г. Грибоедову, что он оскорбляет память Царя-Мученика, не Государь проиграл войну, а Ленин заключил похабный брестский мир с уже проигравшей Германией.

Алексей Проскурин 07.11.2014 в 10:48:42

Грибоедову
Вот уж, действительно, горе от ума...

Алексей Проскурин 07.11.2014 в 10:46:31

Геннадию
В нашем обществе те, кто лучше всех осведомлён о происходящем, меньше всех способны увидеть мир таким, каков он есть. В общем, чем больше понимания, тем сильнее иллюзии: чем умнее, тем безумнее... Джордж Оруэлл

Лeнивaя cвинья 07.11.2014 в 10:21:00

Не надо ссориться, товарищи, ведь за ошибки прошлого - всегда нужно расплачиваться в будущем! Я говорю про развал Империи и СССР.

Григорий Грибоедов 07.11.2014 в 09:32:07

Алексей Проскурин 06/11/2014 в 23:43:59
Всё правильно Путин сказал. Государь Николай II был неважным главнокомандующим, человеком слабой воли. Россия была слита. Увы.

Геннадий 07.11.2014 в 09:24:18

Алексею Проскурину.
Нет не страшно. Войну же выйграли. Даже не страшно, когда начинают оправдывать и пропагандировать фашизм.

Агапит 07.11.2014 в 08:54:35

"Просто трудно сказать, мы смогли бы выиграть войну, если бы власть не была такой жесткой, а она была бы такой, как при Николае II"
-------------------------------------------
Поскольку здесь затронута память Царя-Мученика, приведу простой пример. При Нинолае II враг не взял в осаду С.-Петербург на 900 дней, при Николае II враг не стоял в 40 км у врат Москвы, мы не дрались не на жизнь, а на смерть у Царицина, Кайзер не захватил Малороссию, Беларусь, Крым а Царское Правительство не было эвакуировано в Самару. Вместе с тем, если бы Царская власть использовала бы сталинские методы борьбы с вероятными внутренними противниками, то, вероятно, мы и сейчас бы жили при Монархии, а Второй Мировой, возможно, и не случилось бы.

Алексей Проскурин 06.11.2014 в 23:43:59

"Можно, конечно, сейчас спорить и давать оценки политические. Просто трудно сказать, мы смогли бы выиграть войну, если бы власть не была такой жесткой, а она была бы такой, как при Николае II. Тут очень трудно сказать.. А последствия были бы какие, если бы проиграли?.." Путин В.В. (сказано публично, 5 ноября, в Музее современной истории России, на встрече с молодыми учёными и преподавателями истории). Браво, авторы, вы в тренде.. Не страшно?

Геннадий 06.11.2014 в 14:21:50

Уважаемый Агапит, если Вы за примирение и прощение, так простите тов. Сталина, как вы прощаете господ Краснова, Шкуро, Хольмстон-Смысловского и воевавшие под их командованием казачьи части Вермахта.

Агапит 06.11.2014 в 10:43:47

Псаломщику.
Люблю я русский народ или нет, не Вам решать. Спорить на уважаемом форуме в категориях быдло/небыдло с вами я не собираюсь. Рекомендую Вам успокоиться, помолиться и заняться подробным изучения "Последования пономарского служения." Всё, что я считал необходимым высказать по поводу размещенной здесь статьи, я уже написал выше. Взглядов своих не меняю.

Псаломщик 06.11.2014 в 00:37:05

Агапиту 05/11/2014 в 21:34:37
Вы можете прощать кого угодно. Хоть гитлеровских пособников, хоть Иуду Искариота. Но народ русский Вы точно не любите, раз считаете, что Советы его превратили в быдло совковое. Я так понял, что Вы сами относитесь к категории "небыдла"?

Агапит 05.11.2014 в 23:23:00

Геннадий, во-первых, трагической точкой отсчёта можно считать февраль 17-го, петровские реформы, никонианский раскол, а во-вторых, история не знает сослагательного наклонения.

Геннадий 05.11.2014 в 22:38:54

Агапиту.
Уважаемый, видели ли Вы статью "Языческие корни европейского сектантства" http://www.blagogon.ru/digest/311/? Не приходило ли Вам в голову, что октябрь 17-го попущен не зря? Остались бы или нет православными русский народ и Россия, если бы не большевики? К чему привели бы демократы начала ХХ века Россию, к реформе Православия, к торжеству либерализма в России?

Агапит 05.11.2014 в 21:34:37

Псаломщику.
Вы-за продолжение войны, я - за примирение и прощение. Ибо, если бы о н и не были бы виноваты, то и прощать их было б не за что. И дело не в быдле совковом, а в антихристианском терроре со стороны Сталина, в том, что Советы превратили великий русский народ в "быдло совковое", при этом уничтожив его генофонд и переформатировав менталитет.

Россиянин 05.11.2014 в 21:32:14

Сатанисты - это все те, кто организовывал разрушения храмов и убийства священнослужителей, а также те, кто участвовал в этих зверствах.

Псаломщик 05.11.2014 в 20:55:35

Агапиту 05/11/2014 в 19:34:04
***Как нам относиться к генералам Краснову, Шкуро, Хольмстон-Смысловскому и воевавшим под их командованием казачьим частям Вермахта? Как относиться к иерархам РПЦ(З), благословлявшим воевать на стороне Германии? К тем же священникам, о которых упомянуто в статье? Говорят, в Испании франкистам и республиканцам поставили общий памятник с фразой "Они сражались каждый за свою Испанию".***
Как относиться? Как к предателям своего, русского народа и мерзким пособникам Гитлера, чудовища гораздо страшнейшего, чем Сталин. Все эти разговоры о том, что они сражались якобы за Белую Россию - лукавство. Почему Деникин, которого очень трудно упрекнуть в сталинизме, отказался сотрудничать с нацистами? (И не только Деникин). - А потому, что он был действительно русским патриотом, потому что даже находившиеся под властью большевиков русские люди для него оставались русскими людьми, а не быдлом совковым.

Агапит 05.11.2014 в 19:34:04

Как нам относиться к генералам Краснову, Шкуро, Хольмстон-Смысловскому и воевавшим под их командованием казачьим частям Вермахта? Как относиться к иерархам РПЦ(З), благословлявшим воевать на стороне Германии? К тем же священникам, о которых упомянуто в статье? Говорят, в Испании франкистам и республиканцам поставили общий памятник с фразой "Они сражались каждый за свою Испанию". Мы должны простить друг друга, признать ошибки, покаяться, обняться и примириться. Ведь ТОГДА еще ничего не было ясно. "И Русью правил деспот дикий, бесчеловечный, лютый зверь", писал Сергей Бехтеев. Наконец, лучше промолчать, чем писать панегирики Сталину, ревнуя параллельно о памяти Новомучеников.

Агапит 05.11.2014 в 19:16:25

Сергию Р.
Евромайданутая революция... Это революция нацистского, русофобского духа, это революция потомков предателя Андрiя и польской паненки. Но это уже не просто банальный оранжевый переворот, это нечто большее, страшное, демоническое. Это явление того же порядка, что и большевицкая революция и красный террор, и маоизм, и режимы Гитлера и Пол Пота, ИГИЛ... Поэтому надо покаяться, преподавать историческую правду а не заниматься мифотворчеством в духе православного сталинизма. А вот взять всё полезное из нашего советского прошлого, пожалуй, не помешало бы. Но этого не делают. Ведь играть советский гимн и чествовать имя палача Дзержинского куда как легче. Скоро и памятник на Лубянку вернут.

Сергей Р. 05.11.2014 в 18:10:41

Агапиту.
**но и лениноповал, и рост бандеровских симпатий, и оголтелая русофобия на фоне пронацистской идеологии - всё это свидетельствует о свершившейся там национальной революции, революции Духа.**
Но по этой "логике" и "великая октябрьская социалистическая революция" и храмоповал, и рост марксистских симпатий сто лет назад - была также "революцией Духа".
Только вопрос: какого "духа" евромайданутая революция 2014 г.?
"Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Ин. 4, 1).

Агапит 05.11.2014 в 17:33:12

*** «Между тем разоблачение сталинизма и большевизма в целом является первым шагом на пути возрождения исторической России, той страны, которую мы постепенно теряли, уничтожая ее наследие и носителей ее культуры в страшные годы господства насквозь лживого богоборческого режима»[19]. ***
------------------------------------------------------------------------------------------------
К сожалению, этого никак не могут понять наши православные сталинисты. Как бы мы не относились к событиям на Украине, но и лениноповал, и рост бандеровских симпатий, и оголтелая русофобия на фоне пронацистской идеологии - всё это свидетельствует о свершившейся там национальной революции, революции Духа. И нечего винить ЦРУ. Уродливое это явление? В целом, да. Как и в РФ, все украинские лидеры 90-х и 2000-х гг - бывшие комсомольцы и партократы. Да и нынешний шоколадный король из них же. Для них эти идолы Ленина - больше, чем просто памятники. Это памятники времён счастливой райкомовской юности. Как и для большинства наших ельциноидов, либералов, олигархов, и силовиков, неважно. Пили на комсомольских пирушках все вместе. А ведь можно было бы провести культурную революцию мирно, с люстрацией всяхих там "штази" и управленцев из райкомов комсомола. Демонтировать памятники, коим несть числа, переименовать улицы, как это было сделано в Прибалтике, Грузии, Восточной Европе. Не провели революцию сверху, теперь народ на Украине проводит её "снизу", через мусорные баки.
Я ещё понимаю, когда безбожное чиновничество пытается объединить большевизм и либерализм, сохранить преемственность, так сказать. Типа "храм Воскресения Христова на улице Урицкого". Да им Мавзолей Ленина и советский гимн дороже всех храмов, вместе взятых! Это они до сих пор разлагают пожилых и молодёжь пошлыми сериалами на СТС и ТНТ. Но вот когда православные называют себя сталинистами, когда кандидаты исторических наук из обществ ревнителей памяти Новомучеников пишут ТАКИЕ критические статьи, тогда действительно становится страшно. В отношении Сталина и советского периода должен доминировать трезвый аналитический подход, но никак не возвращение имени Дзержинского в название дивизии МВД и не статьи священника-сталиниста А. Шумского, выходца из советской номенклатурной семьи, о чем он с гордость пишет в своих не лишенных таланта статьях. В итоге на каждого шумского появляется свой митрофанов.
Авторы статьи неправы уже в том, что не совсем корректно отождествляют богоборческое государство с Родиной. Вот с этой точки зрения и надо изучать коллаборационизм в годы ВОВ, размах и численность которого не имели исторических прецедентов.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс