Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова



Рецензия на книгу М.В. Шкаровского и священника Ильи Соловьева «Церковь против большевизма»

 

В истории Церкви ХХ века есть темы, которые иначе как взрывоопасными не назовешь. Одна из них – проблема коллаборационизма среди духовенства и верующих, служивших и проживавших на временно оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны. Осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах и в ущерб своему государству тесно связано с деятельностью вражеских спецслужб, которые активно использовали «пятую колонну» в своих интересах. Для нас здесь встают вечные вопросы о предательстве и месте земного Отечества в жизни человека. Эти проблемы требуют выверенных подходов, взвешенных оценок и обязательной опоры на достоверные источники.

В последние годы немало внимания уделяется Псковской православной миссии, существовавшей на оккупированной фашистами территории северо-запада СССР. Кроме апологетики в работах на эту тему присутствует минимальное количество источников, причем преимущественно мемуарного характера и, как правило, опора на одно судебно-следственное дело, хотя источниковая база истории Псковской миссии очень обширна и многообразна но, к сожалению, мало изучена. Основными ее частями являются: судебно-следственные дела, хранящиеся в архивах УФСБ Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода и в архивах Латвии, Эстонии и Литвы; документы канцелярии митрополита Сергия (Воскресенского), сохранившиеся не только в Прибалтике, но и в Государственных архивах Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, а также оккупационных учреждений Германии, хранящихся в Российском государственном военном архиве[1]. Публикации по этой теме пока не раскрыли всей сложности этой темы, поэтому каждая новая книга о Псковской миссии вызывает живой интерес церковных историков[2].

Общество любителей церковной истории издало книгу «Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.)», М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев. Москва, 2013.

Попробуем разобраться, зачем написана и издана эта книга, которая вводит читателей в заблуждение относительно деятельности Псковской миссии? Прежде всего, удивляет название: «Церковь против большевизма». Оно сразу рождает вопрос: разве борьба с господствующей идеологией и государственным строем является прерогативой Церкви? Или напрасно сказал Господь: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36)? И далее читаем фактический вывод авторов: «Уникальность Псковской миссии состояла, в частности, в том, что ее руководство открыто выступало против преступного большевистского режима, установившегося в России. При этом Псковская миссия с канонической точки зрения являлась частью Московской Патриархии»[3]. Из этого читатель может сделать вывод, что священникам Псковской миссии были неизвестны планы Германии по уничтожению славянских народов и их порабощения, хотя об этом говорилось в главных документах фашистской Германии, и они ни для кого не были тайной. Скажем больше: эти планы не исчезли до сих пор. Только теперь их носителем являются США.

В 2010 году вышла работа М.В. Шкаровского[4], значительная часть которой посвящена Псковской миссии. Очень важно, что автор признает подлинность протоколов допросов судебно-следственных дел, но только в той части, где они совпадают с его взглядами. В предисловии к рецензируемой книге, к сожалению, нам не удалось найти обоснования источниковой базы проведенного исследования и ее анализа. В нем очень кратко перечислены архивы, которыми пользовались авторы, и ответ на вопрос, что нового удалось им ввести в научный оборот, можно получить только после прочтения и анализа книги.

По мнению авторов книги «Церковь против большевизма» наиболее важными являются документы немецких архивов: Федерального архива в Берлине, Федерального военного архива во Фрейбурге, Архива Института современной истории в Мюнхене. Возможно, этот выбор и обусловил те ошибки и неточности, которые содержит книга, а подзаголовок книги однозначно ориентирует читателя на достоверные сведения о митрополите Сергии (Воскресенском). Но авторы не потрудились уточнить биографические данные владыки. А именно: на с. 25 написано, что Д. Н. Воскресенский окончил Московское духовное училище. Но в Москве их было несколько, и училища с указанным названием просто не существовало. Окончил Дмитрий Николаевич Заиконоспасское духовное училище. И семинарий в Московской епархии было две: Московская и Вифанская, учился он в Московской, но пока не найдены документы, подтверждающие образование владыки, т. е. окончание им семинарии и обучение в академии, что необходимо было указать хотя бы в примечаниях.

На с. 22 говорится, что когда митрополит Елевферий скончался 1 января 1941 г., «митрополит Сергий (Воскресенский) прибыл на его похороны, затем возвратился в Москву...», а на с.197 митрополит Сергий вспоминает, что он не уезжал из Риги, когда скончался владыка Елевферий!

Авторы также не выяснили: был ли действительно митрополит Сергий арестован в 1922 году, как он вел себя на следствии, был ли он выслан из Москвы в 30-е годы.

Говоря о причине, по которой митрополит Сергий остался в Риге, авторы делают ничем не подкрепленные предположения: «возможно, (здесь и далее подчеркнуто нами. – Р.С., С.Л.) и экзарх имел определенные контакты с советской разведкой. Во всяком случае, представляется вероятным, что он остался в Риге с санкции Патриаршего местоблюстителя»[5].

Хотелось бы знать, какими источниками пользовались авторы, утверждая: «Осуществляя связь Патриархии с государственными органами власти, архиепископ Сергий имел довольно регулярные и тесные контакты с НКВД, о характере которых существуют разные мнения. Авторам книги представляется, что они имели для владыки характер вынужденных “игр с дьяволом”. Преосвященный Сергий, сотрудничая в определенных пределах с советскими репрессивными органами и, очевидно, ненавидя их, стремился “переиграть”, и таким образом спасти остаток Патриархии от полного уничтожения (о чем косвенно свидетельствуют некоторые его высказывания в последующий период)»[6]. Какие это высказывания, при каких обстоятельствах и с какой целью они были сделаны? «Между тем, сами органы госбезопасности считали архиепископа Сергия, как и другого видного архиерея Московского Патриархата, проводившего подобную политику, – архиепископа Николая (Ярушевича), своими “агентами”», – говорят авторы, ссылаясь на книгу И.А. Курляндского[7]. А операция «Послушник», которую они упоминают, вообще не имеет отношения к деятельности Псковской миссии.

Раздел книги «Архиереи Прибалтийского экзархата и священноцерковнослужители Псковской миссии», впервые был опубликован 12 лет тому назад в журнале «СПб Епархиальные ведомости»[8]. Списки эти, к сожалению, даны без учета анализа следственных дел, где также нет ссылок и пояснений на важный факт отказа в реабилитации некоторым членам Псковской миссии. В настоящее время нами при изучении судебно-следственных дел выявлено 555 человек, служивших в Миссии, и это еще не все. В книге же их значительно меньше.

Авторский текст книги пестрит вводными словами «вероятно», «возможно» и т.д. Таким образом может показаться, что имеет место осторожное отношение к историческим событиям, стремление сохранить и гарантировать нейтралитет, но на самом деле, здесь просто отсутствует четкая научная позиция, и часто высказываются взаимоисключающие гипотезы, большинство из которых уже были высказаны в других книгах М.В. Шкаровского, отличающегося пристрастием постоянно делать ссылки на самого себя.

«Первоначальное ядро Миссии составляли активные, хорошо образованные русские священники из Рижской, а позднее из Нарвской епархии, – эмигранты, стремившиеся помочь своей Родине»[9]. Но из следственных дел мы знаем, что состав первых миссионеров был разнообразен. Никто из них, кроме о. Л. Воронова, не имел высшего образования. Он также был единственным, происходившим из русской священнической семьи. А.Я. Перминов – немец, его бабушка жила в Швейцарии. О.Н. Шенрок и Г.И. Радецкий – тоже немцы, оба дворянского происхождения; о. Кирилл Зайц и о. Н. Жунда – латыши. Необходимо также отметить, что судебно-следственные дела репрессированных священнослужителей и мирян, так или иначе связанных с Псковской миссией, значительно отличаются делопроизводственной культурой от дел других исторических периодов: 1918–1922, 1937–1938 годов. Они содержат многочисленные и подробные протоколы допросов, собственноручные показания обвиняемых, протоколы очных ставок, выступления на судах и т. п. Написаны и оформлены документы грамотно. Особо следует сказать и о вопросах следователей. В них чувствуется погруженность в тему, а возможно, и специальная предварительная подготовка. Видимо, этому способствовало изучение документов канцелярии митрополита Сергия (Воскресенского).

Очень часто основанием для ложных выводов о деятельности Псковской миссии являются «воспоминания очевидцев», которые с точки зрения источниковедения требуют тщательной проверки достоверности. Так, М. Шкаровский утверждает, что архимандрит Кирилл (Начис) сообщил ему в своих воспоминаниях, что, якобы, он хорошо знал митрополита Сергия (Воскресенского). Но исследование судебных показаний о. Кирилла, тогда псаломщика Леонида, в его двухтомном деле, легко опровергает те факты, о которых он вспоминал впоследствии. Сопоставив ответы Л. Начиса на следствии и ответы на такие же вопросы, которые ему задавали журналисты в наши дни, можно увидеть, что эти ответы даются уже с другим подтекстом. К тому же разница между молодым псаломщиком и митрополитом слишком велика для хорошего знания митрополита.

Первый начальник Миссии вернулся в Ригу по состоянию здоровья, – утверждают авторы, но из следственного дела ясно, что он был отозван по распоряжению СД [10].

Распоряжение митрополита от 1 мая 1942 г.: «Священник, который требует за совершение служебных действий гонорар или установил определенную плату за эту деятельность, подлежит отстранению», – приведено без сноски, как и ряд других документов.

«Под давлением СД в начале марта был издан циркуляр с призывом к духовенству выявлять лиц, настроенных против немцев и высказывающих недовольство германскими порядками. Однако практическое значение циркуляров было ничтожным. О.К. Зайц на допросе 10 октября 1944 г подчеркнул: “Но подобные сведения собрать было и трудно, и опасно и, по существу, нежелательно. А потому большинство священников категорически отказывались исполнять предписание циркуляра”»[11].

Но ведь существуют и такие показания о. Кирилла на следствии: «По заданиям Псковского СД, Миссией были разосланы в разное время благочинным и священникам следующие циркуляры: о выявлении неблагонадежных лиц, враждебно настроенных против немецкой армии, немецких властей и немецких порядков; о выявлении партизан и лиц, сочувствующих партизанам, и отношении населения к партизанскому движению; о сборе сведений об урожайности того или иного района; выявлении отношения населения к Власову и власовскому движению; о проведении бесед и собеседований по вопросам атеизма, материализма, марксизма, чтобы разбивать большевистскую идеологию; о наблюдении за деятельностью сельских и церковных старост и волостных старшин с сообщением характеристики их деятельности; о выявлении священников-самозванцев и священников, в советское время снявших сан; о преподавании в школах Закона Божия и о назначении законоучителей; об уничтожении колхозов и земельной реформе, проводимой немецкими властями, с популяризацией этой реформы и немцев»[12] и об обязательном участии духовенства в немецких торжествах.

Авторы сообщают, что «циркуляры на практике не выполняются»[13], а предоставление сведений о партизанах «встретило фактический отказ». Но тот факт, что начальник Миссии о. Кирилл Зайц писал собственноручные показания, почему-то умолчали авторы. На следствии о. Кирилл подтвердил, что о партизанах доносили священники: Лин, Берзинь, Першин, Тайлов, Рушанов, Ф. Михайлов, иеромонахи Амфилохий и Сергий, Оглоблин, Амозов, Попов. Священник Ципурдеев, который знал немецкий язык, выезжая на приход, брал с собой ружье[14], поскольку партизаны обещали его убить.

«Если о сочувствии нацистам подавляющего большинства духовенства говорить не приходится, то часть из них после жестоких гонений верующих 1930-х гг. была настроена антисоветски, и желала восстановления Великой России без “господства большевиков”»[15].

На эту позицию авторов книги хочется возразить: личные обиды священников на советскую власть либо застилали реальную жизнь, либо они сознательно шли на сотрудничество с оккупантами.

После убийства экзарха активное участие в вопросе[16] о его преемнике принимали важнейшие ведомства Третьего рейха. Это говорит о том, какое значение придавалось этой теме. И далее, подводя итоги деятельности митрополита Сергия (Воскресенского), авторы делают вывод: «Сыгранная им в годы войны роль, несомненно, была очень значительной, в первую очередь как база для развития интенсивного процесса церковного возрождения на Северо-Западе России, и главная заслуга в этом, безусловно, принадлежит митрополиту Сергию (Воскресенскому). Не менее важным историческим событием, связанным с жизнью экзархата, было обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма. Так Московская Патриархия через своих иерархов, оказавшихся вне тяжелых цепей, наложенных на Церковь большевиками, свободно высказала свое подлинное отношение к коммунистической деспотии в России. Это было историческое выступление Патриархии против Сталина и большевизма, значение которого трудно переоценить»[17].

Браво, чисто большевистская риторика! Псковская миссия, да, была против большевизма, но не против фашизма. Скорее всего, именно для этого вывода и была написана книга. Оказывается, Патриархия выступала против Сталина и в этом ее главная заслуга перед историей! Но как быть с истинными пастырями, которые не оставили своих пасомых в смертельной борьбе с фашизмом, помогали им, бедствовали и погибали вместе с ними? Они, по-видимому, с точки зрения авторов, принадлежали к «другой Церкви», которая просто выпала из их поля зрения.

«Почти никто из входящих в ее состав (имеется в виду Внутренняя миссия) не ушел на Запад с отступавшими немцами»[18], – утверждают авторы, и это может создать впечатление, что они остались верны Родине, а арестовали их впоследствии зря.

Авторы говорят о побудительных мотивах к написанию этой книги так: «В последние десятилетия в среде отечественных историков и публицистов остро ставится вопрос об оценке деятельности как генерала Власова, с одной стороны, так и духовенства, состоящего в Псковской миссии, – с другой. Не вдаваясь в детали этой полемики, которая подчас ведется в наукообразном виде, отметим, что некоторые авторы доходят порой едва ли не до апологии советского коммунистического строя и, в частности, сталинизма. Уже несколько лет мы не воспринимаем как сенсацию известия о массовых жертвах, которые принес наш народ в годы правления Сталина. Фактический развал страны, произошедший в 1990-е годы, подтолкнул некоторых наших сограждан к мнению, что “порядок” в государстве был только при Сталине, а значит, возможно, возвращение к подобному режиму, своего рода сталинизму, но с “человеческим лицом”. Между тем разоблачение сталинизма и большевизма в целом является первым шагом на пути возрождения исторической России, той страны, которую мы постепенно теряли, уничтожая ее наследие и носителей ее культуры в страшные годы господства насквозь лживого богоборческого режима»[19].

Мы видим, что историки-западники и либералы, как правило, говоря о деятельности Псковской миссии, подчеркивают лишь факты восстановления разрушенных храмов, преподавания Закона Божия, открытия в Пскове свечной фабрики, церковной лавки, создание объединенного церковного хора и иконографической мастерской. Но при этом совершенно замалчивается или минимизируется факт сотрудничества миссионеров с нацистами и доносительство на партизан. Если же такое явление историкам не удается скрыть, то непременно делается оговорка: «под пытками» или «под давлением следователя», причем, подлинность протоколов допросов нигде не оспаривается. Были, конечно, случаи, когда в отдаленных приходах говорить о сотрудничестве местных священников с нацистами и доносах на партизан не приходится, но это были лишь исключения.

Таким образом, мы являемся свидетелями формирования определенного исторического мифа, в основе которого лежат не факты, а политические пристрастия. Циркуляры, издаваемые Миссией, затрагивали не столько церковную, сколько политическую сторону жизни военного времени, поэтому говорить, что священнослужители были только молитвенниками, не приходится. Священники Псковской миссии, выполняя свои церковные обязанности, попадали не только в материальную, но и в полную духовную, нравственную, политическую и идеологическую зависимость от немецких властей. Псковская миссия декларировала религиозные цели, но фактически выполняла и разведывательные, пропагандистские задачи: изучала политическое настроение народа, информировала об урожаях, проводила агитацию среди русского населения оккупированных областей за помощь нацистской армии, пропагандировала вступление в армию генерала Власова. Жизни и благополучию священников, служащих молебны фюреру, ничего не угрожало, в отличие от пастырей, служивших в 30-е гг. в СССР. Поэтому сравнивать их служение с подвигом духовенства, пронесшего свой крест до конца, нельзя, это противоречит исторической правде.

Необходимо также отметить, что приступать к данной теме нельзя, не решив для себя главного вопроса: что такое идеология фашизма и идеология «большевизма». Можно себе представить, чем бы закончилась для русских людей борьба с большевиками, осуществляемая руками фашистов. А теперь внимательно прочтите, уважаемый читатель, текст Великой ектении, которая звучала на литургии в храмах Псковской миссии: «О Державе Германской и Верховном Правителе ея, Господу помолимся!» Это что, борьба с большевизмом? Ведь уже ни для кого не секрет, что такую точку зрения разделяют многие ведущие либеральные историки нашей страны.

Упорное стремление Запада к пересмотру итогов Второй мировой войны к уравниванию И.В. Сталина и Гитлера, к осквернению и забвению подвига народа и величия нашей Победы уже привело к созданию на Украине фашистского государства, к появлению предпосылок для появления таких государств в Прибалтике. Взгляните в лицо фашизма в новостях о событиях на Украине. Не страшно?


Об авторах: Светлана Николаевна Романова, кандидат исторических наук, сотрудник фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»

Лидия Ивановна Соколова, секретарь Комиссии по канонизации святых СПб епархии и заведующая Музеем Александро-Невской Лавры




[1] Коллаборационизм в Советском Союзе 1941–1945. Справочник по фондам РГВА. Сост. А.Е.Забелин, В.И. Коротаев. М., 2014

[2] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. М., 2013

[3] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. М., 2013. С.5.

[4] Шкаровский. М.В. «Русский вопрос. Русская церковь и третий рейх», М. «Вече», 2010. 

[5] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев.  С.33.

[6] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев.  С.27.

[7] Курляндский  И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М., 2011. С.543

[8] Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. № 26–27, 2002. С.8–45.

[9] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.46

[10] ФСБ по ПО д. АА-10676, т.2, л. 261

[11] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С. 66

[12] ФСБ по ПО д. АА-10676, т.1, л. 65

[13] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С. 66

[14] ФСБ по ПО д. АА-10676, т.1, л. 74

[15] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.67

[16] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.154

[17] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.156

[18] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С.152

[19] Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.). М.В. Шкаровский,  священник Илья Соловьев. С. 122–123

 



Голосование за статью
 - 
66
 /  - 
28
Комментарии:
Олег Евсеев 02/04/2017 в 00:05:08
Хорошая статья. А то получается, когда митрополит Сергий Страгородский молился о властех и воинстве, то предавал церковь, а подобной молитвой за линией фронта митрополит Сергий (Воскресенский) делал благое дело. И как быть с обращением митрополита Сергия Страгородского 22.06.1941? Хорошая мысль, жаль не моя: увлечение антибольшевизмом, антисталинизмом и антисоветчиной неминуемо проводит к русофобии. У русских - к предательству, пример Шкуро и Краснов. Эмоций много, надо подождать.
Владимир Юрганов 21/02/2017 в 20:17:59
МаРиЯ, Вы СчИтАеТе, ЧтО тАк ТеКсТы ПоНяТнЕе? или все же лучше капслоком пользоваться пореже?
Агапит 21/02/2017 в 15:24:38
В эти дни ушли из жизни о.Кирилл (Павлов), академик И. Шафаревич, дипломат В.Чуркин. Давайте отбросим наши разномыслия, и помолимся за упокой их душ.
Мария 20/02/2017 в 13:42:16
А ОТЧЕГО ВСЕ молчат о роли МАСОНСТВА в Революции? Олег Платонов прекрасно раскрыл все в своих трудах "Масонский заговор в России". Весь механизм ЧЁТКО показан! ОТЧЕГО отравили Святителя Иоанна СНЫЧЕВА? Именно за борьбу с СЕКТАНТАМИ!
Олег из Москвы 13/01/2015 в 01:06:42
Агапиту, ответ на цитату: ***При Николае II враг не взял в осаду С.-Петербург на 900 дней, при Николае II враг не стоял в 40 км у врат Москвы, мы не дрались не на жизнь, а на смерть у Царицина, Кайзер не захватил Малороссию, Беларусь, Крым а Царское Правительство не было эвакуировано в Самару. Вместе с тем, если бы Царская власть использовала бы сталинские методы борьбы с вероятными внутренними противниками, то, вероятно, мы и сейчас бы жили при Монархии, а Второй Мировой, возможно, и не случилось бы***
Мой комментарий такой: Сталину и СССР пришлось намного сложнее, чем Российской империи в 1914-1917 годах. Вот только цифры: Во время Первой мировой войне 1914-1918 годов из 220 немецких дивизий лишь 85 сражались на восточном фронте (плюс 37 австро-венгерских, 2 болгарские и 3 турецкие дивизии). Всего получаем 127 вражеских дивизий, самыми боеспособными из которых были германские. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) из 256 немецких дивизий 179 воюют на восточном фронте (плюс 22 румынские, 14 финских, 10 итальянских, 13 венгерских, 1 словацкая и 1 испанская). Всего получаем 240 вражеских дивизий. Теперь понятно, почему враг в 1941 году чуть не взял Москву, а в 1942 году стоял у стен Сталинграда? А ведь по территории и ресурсам СССР не был равен Российской империи, в состав которой входила и Польша, и Финляндия! И наоборот, в 1941-1945 годах на германскую военную промышленность работала вся Европа, за исключением Англии!
Недостойно православного человека принижать подвиг советского (русского народа)!
Николай С. 11/11/2014 в 12:33:06
Извините за пространный комментарий. Предатели, в том числе и такая их разновидность как «власовцы», не в 1941 году появились – они были всегда и везде. И везде прикрывались какими-то высокими религиозными, идеологическими и нравственными лозунгами.
В истории России можно вспомнить изменника и врага страны Андрея Курбского, который, убегая ночью на коне, к врагам захватил мешок с деньгами, а малолетнего сына бросил – Боливар не выдерживал двоих. А ведь изображал из себя очень добродетельного мужа, идейного борца с тиранией и ревностного православного, хотя на самом деле был адептом ереси жидовствующих.
В Смутное время появилась куча изменников, жаждавших переметнуться к сильным в то время и «по-европейски цивилизованным» захватчикам-полякам. Тоже кричали, что они горой стоят за истинного самодержца в лице сначала одного, потом второго Лжедмитрия, а в итоге оказалось, что за Владислава и Сигизмунда. У них даже свой «архипастырь» был – лжепатриарх Игнатий.
В Русско-японскую войну большевики стали пораженцами, потому что царская Россия-де суть тюрьма народов и гнёт в ней столь невыносим, что даже кушать по утрам не хочется. Надо эту страну разгромить посредством диких, но чрезвычайно прогрессивных самураев и поддерживавших их англичан и американцев, и тогда будет народу небывалое революционное счастье.
Но в подлинно массовом масштабе власовщина проявилась в годы Первой Мировой войны. Тогда впервые в армию были принудительно мобилизованы миллионы мужчин. Естественно, в такой массе народа были, наверное, сотни тысяч равнодушных к стране и вере, и просто робких людей. А как известно, вера и патриотизм – это сильное лекарство против естественного человеческого страха на войне. Если их нет, то робость вынуждает стать власовцем. Трусом и предателем прослыть никому не хотелось, поэтому пораженческая пропаганда большевиков имела такой успех на фронте, а тем паче в тыловых частях. «Пошли брататься с немцами!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Долой обманщиков-попов!», «Вся власть Советам!» и т.д. В общем, получились как бы вовсе и не трусы и дезертиры, а несгибаемые идейные борцы с кровавым царским режимом, за мир, свободу и народное. Революции 1917 года сделали не большевики, а фронтовые и особенно тыловые власовцы из Петроградского гарнизона, не желавшего отправляться на опасный на фронт.
В 1941–1942 годах на ещё более страшную и кровавую войну тоже были мобилизованы миллионы людей. В условиях тяжёлых военных поражений сотни тысяч солдат и офицеров сдавались в плен, чтобы не погибнуть в бою, а дабы не умереть в полоне массово записывались во власовцы, и сразу, начиная с убеждённого коммуниста и атеиста Власова, превращались в непримиримых противников «Совдепии», ярых антикоммунистов, ревностных православных и, разумеется неустрашимых защитников родины и свободы. Я, кстати, вовсе никого не сужу, ибо отнюдь не уверен, что сам на их месте непременно избрал бы участь Александра Матросова или генерала Карбышева. Но и делать из этих по-своему несчастных людей каких-то титанов духа, бесстрашных героев и подвижников веры не надо, ни к чему это. По-настоящему идейных и смелых людей – врагов своей страны – там было крайне мало, вряд ли даже тысячи. Из них немцы формировали небольшие группы диверсантов для заброски в советский тыл. Остальную массу к фронту даже близко не подпускали: понимали, что это воинство сразу же разбежится по лесам или совершенно искренне со слезами покаяния опять сдастся в плен, но уже не отступающей, а победоносной Красной Армии. Счастье для нашей страны, что Сталин создал механизмы, совершенно исключавшие открытое существование власовцев в действующей армии, а тем более в столице, как это было в Первую мировую войну. Власовцам 41-года оставалось только сдаваться в плен, а за линией фронта они были не страшны, представляя собой только лишнюю головную боль и кормовую обузу для немцев – пожалуй, единственно в этом и заключалась их польза для нашего Отечества.
P.S. Уважаемый Агапит пишет: «При Николае II враг не взял в осаду С.-Петербург на 900 дней, при Николае II враг не стоял в 40 км у врат Москвы, мы не дрались не на жизнь, а на смерть у Царицына, Кайзер не захватил Малороссию, Беларусь, Крым…». Позволю заметить, что тогда на Западе шла настоящая мясорубка в виде полноценного второго фронта во Франции, и Германия просто не могла сосредоточить силы для решительного наступления в России, как это было в 1941 и 1942 годах. С другой стороны, в Первую мировую русская армия ни Берлин, не Вену не взяла – тогдашние власовцы помешали… Со второй частью комментария Агапита я полностью согласен. Действительно, «если бы Царская власть использовала бы сталинские методы борьбы с вероятными внутренними противниками, то, вероятно, мы и сейчас бы жили при Монархии».
Агапит 08/11/2014 в 14:14:31
Г. Грибоедов: "Учите историю!"
-----------------------------------
"В истории Церкви ХХ века есть темы, которые иначе как взрывоопасными не назовешь". Этими словами начинается обсуждаемая на форуме статья и темперамент дискуссии полностью подтвердил взрывоопасность темы. Да и учебники разные есть разные, да и судьи кто? Мне вот нравится "Великороссия" о. Льва Лебедева, и проза Солженицына, и "Окаянные дни" Бунина, люблю Ивана Ильина. Вот они - мои учителя. Больше на эту тему писать не буду, считаю излишним, и так все точки над i давно расставлены.
Ангела всем Хранителя, дорогие собратья по вере и коллеги-форумчане!
Григорий Грибоедов 08/11/2014 в 12:00:16
Агапиту и ленивой свинье:
Учите историю!

скрипко 08/11/2014 в 10:02:40
Все годы у Иуд одна забота
как слить тебя - духовная Россия,
меняя квас квасного патриота,
на горькую закваску фарисея
Агапит 08/11/2014 в 10:02:29
 О. Андрею.
Сказано также: "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?" (Мф.7;16). Плоды большевицкой и гитлеровской тирании вкусили миллионы людей и кровь их взывает к небу об отмщении.
о. Андрей 07/11/2014 в 22:21:37
Думаю, вершить истинный и праведный суд над человеком может только Всеведущий Бог. Только Он знает, насколько человек верил и любил Бога и ближнего и поступал согласно своей совести. А насколько руководствовался своими страстями (гордостью, сластолюбием, сребролюбием и т.д.) и жил под их игом. Каялся ли потом, и как каялся... Слово Божие непреложно: "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7,1).
Лeнивaя cвинья 07/11/2014 в 12:02:34
Агапит, согласен с Вами. Товарищ Грибоедов сам не понимает, что говорит. Плохо оскорблять историю прошлого, своих предков, конечно, и всех людей, живших в то время. Очень плохо!
Уважаемый Григорий, настоятельно рекомендую Вам остановиться и не перечить всем тем, кто пытается Вас поправить, а историю поменять невозможно, увы.
Агапит 07/11/2014 в 10:51:53
Если уж ленивые свиньи пишут сюда умные вещи, то я отвечу Г. Грибоедову, что он оскорбляет память Царя-Мученика, не Государь проиграл войну, а Ленин заключил похабный брестский мир с уже проигравшей Германией.
Алексей Проскурин 07/11/2014 в 10:48:42
Грибоедову
Вот уж, действительно, горе от ума...
Алексей Проскурин 07/11/2014 в 10:46:31
Геннадию
В нашем обществе те, кто лучше всех осведомлён о происходящем, меньше всех способны увидеть мир таким, каков он есть. В общем, чем больше понимания, тем сильнее иллюзии: чем умнее, тем безумнее... Джордж Оруэлл
Лeнивaя cвинья 07/11/2014 в 10:21:00
Не надо ссориться, товарищи, ведь за ошибки прошлого - всегда нужно расплачиваться в будущем! Я говорю про развал Империи и СССР.
Григорий Грибоедов 07/11/2014 в 09:32:07
Алексей Проскурин 06/11/2014 в 23:43:59
Всё правильно Путин сказал. Государь Николай II был неважным главнокомандующим, человеком слабой воли. Россия была слита. Увы.
Геннадий 07/11/2014 в 09:24:18
Алексею Проскурину.
Нет не страшно. Войну же выйграли. Даже не страшно, когда начинают оправдывать и пропагандировать фашизм.
Агапит 07/11/2014 в 08:54:35
"Просто трудно сказать, мы смогли бы выиграть войну, если бы власть не была такой жесткой, а она была бы такой, как при Николае II"
-------------------------------------------
Поскольку здесь затронута память Царя-Мученика, приведу простой пример. При Нинолае II враг не взял в осаду С.-Петербург на 900 дней, при Николае II враг не стоял в 40 км у врат Москвы, мы не дрались не на жизнь, а на смерть у Царицина, Кайзер не захватил Малороссию, Беларусь, Крым а Царское Правительство не было эвакуировано в Самару. Вместе с тем, если бы Царская власть использовала бы сталинские методы борьбы с вероятными внутренними противниками, то, вероятно, мы и сейчас бы жили при Монархии, а Второй Мировой, возможно, и не случилось бы.
Алексей Проскурин 06/11/2014 в 23:43:59
"Можно, конечно, сейчас спорить и давать оценки политические. Просто трудно сказать, мы смогли бы выиграть войну, если бы власть не была такой жесткой, а она была бы такой, как при Николае II. Тут очень трудно сказать.. А последствия были бы какие, если бы проиграли?.." Путин В.В. (сказано публично, 5 ноября, в Музее современной истории России, на встрече с молодыми учёными и преподавателями истории). Браво, авторы, вы в тренде.. Не страшно?
Геннадий 06/11/2014 в 14:21:50
Уважаемый Агапит, если Вы за примирение и прощение, так простите тов. Сталина, как вы прощаете господ Краснова, Шкуро, Хольмстон-Смысловского и воевавшие под их командованием казачьи части Вермахта.
Агапит 06/11/2014 в 10:43:47
Псаломщику.
Люблю я русский народ или нет, не Вам решать. Спорить на уважаемом форуме в категориях быдло/небыдло с вами я не собираюсь. Рекомендую Вам успокоиться, помолиться и заняться подробным изучения "Последования пономарского служения." Всё, что я считал необходимым высказать по поводу размещенной здесь статьи, я уже написал выше. Взглядов своих не меняю.
Псаломщик 06/11/2014 в 00:37:05
Агапиту 05/11/2014 в 21:34:37
Вы можете прощать кого угодно. Хоть гитлеровских пособников, хоть Иуду Искариота. Но народ русский Вы точно не любите, раз считаете, что Советы его превратили в быдло совковое. Я так понял, что Вы сами относитесь к категории "небыдла"?
Агапит 05/11/2014 в 23:23:00
Геннадий, во-первых, трагической точкой отсчёта можно считать февраль 17-го, петровские реформы, никонианский раскол, а во-вторых, история не знает сослагательного наклонения.
Геннадий 05/11/2014 в 22:38:54
Агапиту.
Уважаемый, видели ли Вы статью "Языческие корни европейского сектантства" http://www.blagogon.ru/digest/311/? Не приходило ли Вам в голову, что октябрь 17-го попущен не зря? Остались бы или нет православными русский народ и Россия, если бы не большевики? К чему привели бы демократы начала ХХ века Россию, к реформе Православия, к торжеству либерализма в России?
Агапит 05/11/2014 в 21:34:37
Псаломщику.
Вы-за продолжение войны, я - за примирение и прощение. Ибо, если бы о н и не были бы виноваты, то и прощать их было б не за что. И дело не в быдле совковом, а в антихристианском терроре со стороны Сталина, в том, что Советы превратили великий русский народ в "быдло совковое", при этом уничтожив его генофонд и переформатировав менталитет.
Россиянин 05/11/2014 в 21:32:14
Сатанисты - это все те, кто организовывал разрушения храмов и убийства священнослужителей, а также те, кто участвовал в этих зверствах.
Псаломщик 05/11/2014 в 20:55:35
Агапиту 05/11/2014 в 19:34:04
***Как нам относиться к генералам Краснову, Шкуро, Хольмстон-Смысловскому и воевавшим под их командованием казачьим частям Вермахта? Как относиться к иерархам РПЦ(З), благословлявшим воевать на стороне Германии? К тем же священникам, о которых упомянуто в статье? Говорят, в Испании франкистам и республиканцам поставили общий памятник с фразой "Они сражались каждый за свою Испанию".***
Как относиться? Как к предателям своего, русского народа и мерзким пособникам Гитлера, чудовища гораздо страшнейшего, чем Сталин. Все эти разговоры о том, что они сражались якобы за Белую Россию - лукавство. Почему Деникин, которого очень трудно упрекнуть в сталинизме, отказался сотрудничать с нацистами? (И не только Деникин). - А потому, что он был действительно русским патриотом, потому что даже находившиеся под властью большевиков русские люди для него оставались русскими людьми, а не быдлом совковым.
Агапит 05/11/2014 в 19:34:04
Как нам относиться к генералам Краснову, Шкуро, Хольмстон-Смысловскому и воевавшим под их командованием казачьим частям Вермахта? Как относиться к иерархам РПЦ(З), благословлявшим воевать на стороне Германии? К тем же священникам, о которых упомянуто в статье? Говорят, в Испании франкистам и республиканцам поставили общий памятник с фразой "Они сражались каждый за свою Испанию". Мы должны простить друг друга, признать ошибки, покаяться, обняться и примириться. Ведь ТОГДА еще ничего не было ясно. "И Русью правил деспот дикий, бесчеловечный, лютый зверь", писал Сергей Бехтеев. Наконец, лучше промолчать, чем писать панегирики Сталину, ревнуя параллельно о памяти Новомучеников.
Агапит 05/11/2014 в 19:16:25
Сергию Р.
Евромайданутая революция... Это революция нацистского, русофобского духа, это революция потомков предателя Андрiя и польской паненки. Но это уже не просто банальный оранжевый переворот, это нечто большее, страшное, демоническое. Это явление того же порядка, что и большевицкая революция и красный террор, и маоизм, и режимы Гитлера и Пол Пота, ИГИЛ... Поэтому надо покаяться, преподавать историческую правду а не заниматься мифотворчеством в духе православного сталинизма. А вот взять всё полезное из нашего советского прошлого, пожалуй, не помешало бы. Но этого не делают. Ведь играть советский гимн и чествовать имя палача Дзержинского куда как легче. Скоро и памятник на Лубянку вернут.
Сергей Р. 05/11/2014 в 18:10:41
Агапиту.
**но и лениноповал, и рост бандеровских симпатий, и оголтелая русофобия на фоне пронацистской идеологии - всё это свидетельствует о свершившейся там национальной революции, революции Духа.**
Но по этой "логике" и "великая октябрьская социалистическая революция" и храмоповал, и рост марксистских симпатий сто лет назад - была также "революцией Духа".
Только вопрос: какого "духа" евромайданутая революция 2014 г.?
"Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Ин. 4, 1).
Агапит 05/11/2014 в 17:33:12
*** «Между тем разоблачение сталинизма и большевизма в целом является первым шагом на пути возрождения исторической России, той страны, которую мы постепенно теряли, уничтожая ее наследие и носителей ее культуры в страшные годы господства насквозь лживого богоборческого режима»[19]. ***
------------------------------------------------------------------------------------------------
К сожалению, этого никак не могут понять наши православные сталинисты. Как бы мы не относились к событиям на Украине, но и лениноповал, и рост бандеровских симпатий, и оголтелая русофобия на фоне пронацистской идеологии - всё это свидетельствует о свершившейся там национальной революции, революции Духа. И нечего винить ЦРУ. Уродливое это явление? В целом, да. Как и в РФ, все украинские лидеры 90-х и 2000-х гг - бывшие комсомольцы и партократы. Да и нынешний шоколадный король из них же. Для них эти идолы Ленина - больше, чем просто памятники. Это памятники времён счастливой райкомовской юности. Как и для большинства наших ельциноидов, либералов, олигархов, и силовиков, неважно. Пили на комсомольских пирушках все вместе. А ведь можно было бы провести культурную революцию мирно, с люстрацией всяхих там "штази" и управленцев из райкомов комсомола. Демонтировать памятники, коим несть числа, переименовать улицы, как это было сделано в Прибалтике, Грузии, Восточной Европе. Не провели революцию сверху, теперь народ на Украине проводит её "снизу", через мусорные баки.
Я ещё понимаю, когда безбожное чиновничество пытается объединить большевизм и либерализм, сохранить преемственность, так сказать. Типа "храм Воскресения Христова на улице Урицкого". Да им Мавзолей Ленина и советский гимн дороже всех храмов, вместе взятых! Это они до сих пор разлагают пожилых и молодёжь пошлыми сериалами на СТС и ТНТ. Но вот когда православные называют себя сталинистами, когда кандидаты исторических наук из обществ ревнителей памяти Новомучеников пишут ТАКИЕ критические статьи, тогда действительно становится страшно. В отношении Сталина и советского периода должен доминировать трезвый аналитический подход, но никак не возвращение имени Дзержинского в название дивизии МВД и не статьи священника-сталиниста А. Шумского, выходца из советской номенклатурной семьи, о чем он с гордость пишет в своих не лишенных таланта статьях. В итоге на каждого шумского появляется свой митрофанов.
Авторы статьи неправы уже в том, что не совсем корректно отождествляют богоборческое государство с Родиной. Вот с этой точки зрения и надо изучать коллаборационизм в годы ВОВ, размах и численность которого не имели исторических прецедентов.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»? Православный журнал «Благодатный Огонь»

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

12.08.2018
Архиепископ Никон (Рождественский)

Славянский язык – родная стихия нашей церковности

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

9.08.2018
Священник Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

1.07.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

30.07.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

О пользе мечтаний.
Размышления, навеянные пенсионной реформой

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

29.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

14.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

 

НОВОСТИ

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»