Богородица

Актуальные статьи

Аще изволит настоятель... (Ответ на новогоднее письмо протоиерея Леонида Калинина)

12.01.2015

Аще изволит настоятель, творим беззаконие.
(старинная семинарская шутка)


Поводом для написания данной статьи послужило следующее: 4 января с удивлением обнаружил в своей электронной почте послание от члена Патриаршего совета по культуре прот. Леонида Калинина, в котором он поздравляет «всех с Наступающим Рождеством Христовым», а священников (и меня, недостойного) «с отверстыми Царскими Вратами» (см. также комментарий прот. Леонида Калинина к статье: http://www.blagogon.ru/digest/579/Прим. ред. БО).

Послание начинается с оценки Указа Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/209 от 31.12.2014 о благословении на Рождество Христово «ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами», причём автор с первой фразы поспешил заверить, что он ничего «странного» и «обновленческого» в этом Указе «не видит».

Я не имел намерения давать оценку Патриаршим Указам, тем более я не имел намерения вступать в предложенную о. Леонидом дискуссию. Его позиция понятна. Это именно «позиция», поэтому пытаться её опровергнуть, равно как выражать ей горячую поддержку, думаю, не имеет никакого смысла.

Итак, автор письма ставит два вопроса: является ли Указ «странным», и является ли он «обновленческим»?

Слово «странный» имеет широчайший спектр значений. Недаром оно вошло в лексикон Эллочки-людоедки. Лично я думаю, что содержание обсуждаемого Указа не более и не менее «странно», чем неоднократные распоряжения столичного чиноначалия московским священникам являться на некоторые общественные мероприятия «без крестов». В одном случае клирика «повышают» до права служить по-архиерейски (с отверстием до «Отче наш»), в другом случае – «понижают» до дьяконского сословия.

Если провести аналогию с военнослужащими, это можно сравнить с приказом по армии всем офицерам (от лейтенанта до полковника) иногда появляться в форме рядовых, а иногда – в генеральских погонах и с лампасами. «Странно» это или «не странно»? Повышает ли это дисциплину и обороноспособность армии?

Определим теперь, что обычно подразумевают под словом церковное «обновленчество». Этот термин может употребляться в широком и в конкретно-историческом смыслах.

В широком смысле – это любая новизна, незнакомая православной традиции. Так, вполне «обновленческими» можно считать нововведения, установленные в некоторых храмах, где мигает иллюминация или в свободное от богослужений время вместо благоговейной тишины звучит тихая музыка (органчик).

Такие нововведения могут противоречить, а могут никак не противоречить церковным догматическим и каноническим установлениям.

В конкретно-историческом смысле обновленчество связано с расколом и церковно-модернистской деятельностью известных церковных реформаторов 1920-х годов (на самом деле, начавшейся ещё прежде 1917-го года и не завершившейся поныне).

Тот факт, что в нашей Русской Церкви обновленцы есть, и современные реформаторы являются духовными преемниками обновленцев 1920-х годов, подтвердил Святейший Патриарх Алексий II, когда на Московском Епархиальном собрании 20 декабря 1993 года назвал «неообновленчеством», разрушающим богослужебные традиции, деятельность известных московских реформаторов.

Какие же нововведения, противоречащие сложившейся православной традиции, осуществляли обновленческие лидеры в 1920-е и 1990-е годы? Не претендуя на полноту перечня, отметим их наиболее характерные искажения традиционного богослужения:

1. Служение без иконостаса, царских врат и катапетасмы.

Вместо этих «досадных помех» некоторые обновленцы использовали одну большую занавеску, откидывавшуюся перед началом проскомидии и задёргивающуюся после завершения Литургии. Другие оставляли Престол открытым всегда (как в католических храмах). Третьи (как Антонин Грановский) выносили Престол из алтаря в центр храма.

Приведём выписку из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 г.:

«C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

 1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма...

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям» [ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95].

2. Чтение во всеуслышание молитв из Служебника.

Один священник-обновленец на вечерне вместо «Блажен муж» читал во всеуслышание вечерние светильничные молитвы. Подобным образом, он горлопанил все священнические молитвы во время совершения Божественной литургии. Если сопровождающие песнопения – такие как «Достойно есть» или задостойники – мешали ему произносить громко и театрально текст евхаристического канона, он требовал от регента их упразднения из литургического чина (мотивируя тем, что «в древней Церкви задостойников не было»).

3. Активная русификация всех текстов.

Чтение по-русски Шестопсалмия, паремий, Апостола и Евангелия. Грубое вторжение (с малограмотными «исправлениями») в содержание канонов, стихир и даже прокименов. Искажение священнических возгласов и прошений на ектеньях. Наконец, грубое коверкание текста тайных молитв, читаемых вслух по Служебнику.

4. Установка на «общенародное» пение.

Вопрос о целесообразности и допустимости общенародного пения является не бесспорным и активно обсуждается в последнее время. Поскольку не все православные христиане имеют музыкальные способности, общенародное исполнение, очевидно, не может быть (за редким исключением) ни умилительным, ни изящным, ни искусным.

Традиционно церковное пение исполнялось «по клиросам», то есть в нём принимали участие «клирики». Это означает, что к церковному пению должны допускаться не все подряд «желающие», но лишь специально посвящённые и обученные церковнослужители. Между прочим, существует особый чин посвящения в певца! 15-е Правило Лаодикийского Собора указывает, чтобы только певцы, «состоящие в клире, на амвон входящие и по книге поющие, пели в Церкви».

Если указанная каноническая норма трудна для исполнения, это не означает, что дозволительно подменять её профанным самодеятельным «общенародным» пением. Во всяком случае, идеалом церковного пения является слаженное монашеское ангелоподобное (в частности, антифонное) пение, а вовсе не любительское «козлогласование», запрещённое Типиконом в главе 28: «Безчинный вопль поющих в церкви, не прияти того к церковному пению. Такоже и прилагаяй к церковному пению, не приятен есть: да извергутся сана своего, и паки в церкви не поют».

5. Причащение без исповеди «за каждой Литургией».

Об этом обновленческом перекосе я писал подробнее в статье «Порядки старые не новы» (http://www.blagogon.ru/digest/457/).

6. Ослабление аскетической дисциплины постов.

Речь идёт как о литургическом посте перед Причастием, так и о говении в уставные посты и постные дни.

7. Неоправданное сокращение уставного богослужения.

Упразднение кафисм (и вообще многих псалмов), исключение из суточного круга часов (полностью или частично). Сокращение канона на утрени: и тропарей, и катавасии. Отметим, что 17-я глава Типикона называется «О кафисмах во все лето», а 19-я – «О катавасии во весь год».

8. Отказ от служения «всенощного бдения», взамен – служение только вечерни.

Типичными для обновленцев являются рассуждения о «неправильности» чтения утренних молитв и прошений вечером. При этом воскресная утреня (с полиелеем и Евангелием) банально опускается – поскольку утром служится Литургия.

Во многих перечисленных пунктах этой программы проявляется характерное для обновленцев искажение апостольского учения о «царственном священстве» всего народа Божьего (воспринятое по-протестантски гипертрофированно), умаляющее значение Богом установленной церковной иерархии.

Я мог бы продолжить этот перечень указанием на отношение к календарному вопросу, к акцентам в пастырско-духовнической практике, «женской» проблеме и ряду других тем, имеющих различное решение у священников-традиционалистов и священников-модернистов. Но сказанного вполне достаточно для того, чтобы поставить вопрос: вправе ли мы применять к этим нововведениям эпитет «обновленческий»?

Если кто-то считает, что все эти новшества являются не проявлениями «обновленчества», а своеобразной «нормой» православного благочестия, очевидно, что такой человек ничего «странного» и «обновленческого» не увидит и в Указе, о котором написал прот. Леонид Калинин.

Вопрос остаётся лишь один: действительно ли каждое из этих нововведений противоречит сложившийся православной богослужебной традиции?

Как бы отец Леонид Калинин и любой другой участник начатой им дискуссии не ответил на этот вопрос, надеюсь, он согласится со мною в одном: современные обновленцы непременно постараются использовать Указ № У-01/209 в своих целях. И они это сделают как для реабилитации своей прежней (никем не благословлённой и вполне беззаконной!) практики, так и для оправдания будущих модернистских богослужебных экспериментов: «Нас Патриарх благословил!»

Приведём мнение Святейшего Патриарха Тихона, написанное им в  Обращении № 1575 от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви:

«Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путём более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения...» [ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4].

Перейдём, наконец, к рассмотрению аргументации о. Леонида в оправдание служения Литургии на Рождество с открытыми царскими вратами до «Отче наш». Скажем прямо, она слабовата.

Я внимательно перечитал страницы Типикона (ИС РПЦ 2002 г.), регламентирующие службу на Рождество Христово и не встретил там цитируемых слов: «и три дня Пасха».

Но даже если «древлехранитель епархии города Москвы протоиерей Леонид Калинин» (так он подписался в своём новогоднем письме) эти слова найдёт в каком-нибудь другом Типиконе, что это изменит?

Неужели дозволительно будет не закрывать на Святках царские врата, как на Пасху? Неужели можно будет заменить обычные часы «пасхальными»? Почему одну службу суточного круга (Литургию) дозволительно служить «по-пасхальному», а другую службу – нет?

А ведь прот. Леонид именно так и пишет: «Если в Пасху мы целую Седмицу служим не только Литургию, но и Вечерню и Утреню и часы с отверстыми Царскими Вратами и не боимся впасть в “обновленчество”, то вполне логично в Рождество Христово с отверстыми Царскими Вратами служить хотя бы только Литургию».

Вот здесь о. Леонид сильно неправ. Вовсе не «логично» служить по-пасхальному всего лишь одну «хотя бы только» Литургию.

На Пасху мы служим с открытыми царскими вратами, соблюдая требование Типикона, и именно поэтому «не боимся впасть в обновленчество». Кто не будет служить с открытыми царскими вратами на Пасху, тот окажется нарушителем Устава (даже если будет делать это из соображений «особого миссионерского значения» богослужения). Этот вопрос не подлежит обсуждению, но обязывает к неукоснительному исполнению.

На Рождество (и другие праздники) церковный Устав запрещает нам служить по собственному произволу с открытыми вратами. Это регламентировано 23-й главой Типикона «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей» и ясным указанием Служебника, которыми необходимо руководствоваться всем священнослужителям.

Иначе совершается служба архиерейская, но она проводится не по Служебнику, а по Чиновнику, и при этом имеет множество других существенных особенностей (использование дикирия и трикирия, орлецов, рипид и др.) и отличий от Литургии иерейской. Известные отличия есть и в облачении (митра, омофор) епископов от пресвитеров, и в некоторых дополнительных возгласах, и в местоположении предстоятеля. Если предстоятелем является архиерей, то он начинает служение Литургии не в алтаре возле Престола (как священник), а на кафедре посреди храма, что делает невозможным закрытие царских врат, поскольку они отделили бы предстоятеля (олицетворяющего Христа!) от Престола..

Тот факт, что некоторые протоиереи и игумены заслуживают право носить митру и даже служить «с отверстием», является исключением, подтверждающим правило. Это право воспринимается церковным сознанием как личная награда и не распространяется на других (не заслуживших данной награды) клириков. Так, из офицеров только полковники имеют право носить генеральскую папаху.

Особенностью такого рода наград является то, что они выдаются последовательно. Невозможно себе представить, чтобы священнослужитель, получивший более высокую награду, не имел бы права носить награду более низкую. Так, всякий батюшка, получивший право служить «с отверстием», непременно является «митрофорным». И иначе никогда не было и быть не могло.

Странность заключается в том, что теперь священник, удостоенный служить «с отверстием», не имеет при этом права ни на ношение палицы, ни на митру.

Другой особенностью наград является то, что они даются не на время, а навсегда. Выдача палицы, митры или права служения «с отверстием» на один день (к примеру, на Рождество) представляет собой нонсенс.

Аналогичное рассуждение можно отнести к тем соборам (а не лицам), которые имеют привилегию служения Литургии с открытыми вратами. Это право даётся храму не на один раз, а навсегда.

Наконец, церковные награды, подобно воинским званиям, свидетельствуют о различии клириков по их достоинству и духовному опыту, связанному с «выслугой лет». В случае провинности награда может быть снята, при особых заслугах священника представляют к внеочередной награде. Странно было бы уравнять всех клириков, выдав им в один день всем поголовно одинаковую награду – например, митру – вне зависимости от духовного опыта и заслуг перед церковью.

Прот. Леонид Калинин прав, когда пишет, что это «дело не богословское, а дело церковной традиции». Именно в церковной традиции мы не можем найти ни одного аналога обсуждаемому нововведению.

Заметим, кстати, что церковная традиция, пользуясь символическим богослужебным языком, содержит вероучительные истины православного литургического богословия. Символическое отверзание царских врат и завесы в разные моменты богослужения отражает богатство православной литургики. Отмена же этих выразительных средств неизбежно приводит к обеднению богослужения и его ущербности.

Это имеет непосредственное отношение к вопросу о миссионерском значении богослужения.

По моему убеждению, наше православное богослужение (как в архиерейском, так и в иерейском видах его проведения) содержит в себе огромный миссионерский потенциал. Этот потенциал тем выше, чем изящнее и ближе к уставной норме проводится литургическое богослужение. От послов князя Владимира-крестителя до искателя истины американца Юджина Роуза, ставшего православным богословом – иеромонахом Серафимом, именно красота и божественная высота церковной молитвы приносила истинный миссионерский плод – делала людей причастниками спасительной благодати Христовой.

Однако следует удержаться от одного логически порочного вывода. Недопустимо рассматривать Литургию как «миссионерское средство», нацеленное на восприятие её нецерковными людьми. Более извращённого отношения к наследию евангельской Тайной Вечери трудно себе представить. Евхаристическая молитва всегда проводится для верных Оглашеннии, изыдите!»), и её нельзя путать с богословским диспутом, который проводится в миссионерских целях для внешних. В противном случае Церковь верных понесет непоправимый ущерб, а внешние вместо свидетельства об Истине получат фальшивку, подстроенную под вкусы и запросы века сего.

Сказанное в полной мере относится и к рождественскому богослужению. Ярким и запоминающимся его моментом является пение тропаря и кондака Рождества Христова, сопровождающееся раскрытием царских врат во время служения великого повечерия. Если бы врата были всё время раскрыты (или всё время закрыты), очевидно, это лишило бы службу элемента праздничности и особой духовной выразительности. Символика евхаристическая ещё более значима в догматическом отношении, если воспринимать Литургию как церковное воспоминание о земной жизни Спасителя.

Протоиерей Леонид Калинин отмечает, что проведение Литургии с открытыми царскими вратами «по внешнему виду служения приближает торжественность Рождественской службы к Пасхальной».

Но оправдано ли такое «приближение торжественности»?

Святитель Григорий Богослов в Слове на Святую Пасху пишет: «Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные но, даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Чинопоследование Рождества Христова (и сходное с ним чинопоследование Богоявления, которое некоторые богословы не без оснований считают праздником, бóльшим, чем Рождество) отличается от остальных двунадесятых праздников сугубой торжественностью. Особенности касаются и наличия царских часов, и умилительного чина навечéрия с Литургией свт. Василия Великого, и количества паремий, и ряда других. Но из этого никак не вытекает, что торжественность службы Рождества нужно «приближать» к пасхальной. Это частное мнение о. Леонида Калинина, похоже, является заблуждением.

Не лишним будет вспомнить, что в течение всего церковного года на утрени поётся либо «Аллилуйа» (в постовые и заупокойные дни), либо «Бог Господь», причём второе песнопение свойственно более торжественным дням. Торжественность же пасхального богослужения выше, чем праздников с «Бог Господь». Может быть на Рождество не петь «Бог Господь»?..

Во все великие праздники поётся полиелей. Но торжественность Пасхи выше, чем любого праздника с полиелеем – в том числе выше, чем торжественность Рождества. Может быть на Рождество отменить полиелей?.. Отметим любопытную особенность: торжественность Рождества можно сравнить не с Пасхой, а с Антипасхой, когда поётся полиелей и величание… Пасхе: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго!»

Между прочим, если признать канонически допустимым служение Литургии с открытыми вратами на Рождество, придётся с неизбежностью допустить служение подобным образом и на все остальные двунадесятые праздники… А если вспомнить, что всякое Воскресенье есть «малая Пасха», то многие прихожане вообще никогда не увидят, кто изображён на царских вратах в их храме. 

В завершении своего ответа на новогоднее письмо о. Леонида Калинина, хочу объяснить уважаемому отцу протоиерею, почему я против необоснованных нововведений, которые противоречат сложившийся уставной традиции Православия. На Руси 1000 лет служили Пасху с открытыми вратами, а Рождество – с закрытыми. Если Вам, батюшка, кажется, что эта традиция недостаточно хороша и требует улучшения – я не буду с Вами спорить и готов предоставить Вам свободу думать, как Вам нравится. Но только не надо исправлять то, что принадлежит соборной полноте исторического Православия, включая мнение и духовный опыт многих поколений святых, патриархов, митрополитов, монашествующих и всех верных чад нашей Матери-Церкви.

 
                                                                   Протоиерей Константин Буфеев

* * *

От редакции: Напомним, о чем идет речь в письме прот. Леонида Калинина. Накануне праздника Рождества Христова по всем храмам Русской Православной Церкви был разослан весьма странный Указ Святейшего Патриарха Кирилла, противоречащий сложившемуся уставу Русской Церкви, зафиксированном, в частности, в Типиконе и в Служебнике.

«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по “Отче наш…” (Указ Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА №У-01/209 от 31.12.2014)».

Очевидно, что служение с открытыми царскими вратами не даст никакого миссионерского эффекта, так как люди всё равно ничего не увидят. Во-первых, священник закрывает собой всё то, что происходит в алтаре на престоле (это о евхаристическом каноне), а во-вторых, иконостас закрывает жертвенник и не видно проскомидии, даже если открыты царские врата. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола. Если царские врата открыть, не станет понятнее – чем именно священник там занят. Для этого надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг.

С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, иконостас ненужен, ибо недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!

Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре). Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение. Например, закрытие царских врат на вечерне (начало суточного цикла) знаменует собой изгнание из рая, открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие царских врат – открытие христианам Царствия Небесного и т.д. Да и вообще все действия и передвижения священника (он сам символизирует, или изображает Самого Христа) в алтаре и в храме во время богослужения, в том числе открытие и закрытие царских врат в определенные моменты богослужения, имеют глубокое символическое значение: это образы евангельских действий Господа Иисуса Христа в Его земной жизни, они воспринимаются в их внутреннем богочеловеческом реализме. Это глубочайшая и таинственная мистика Церкви, которая учит, что на каждой литургии действительно повторяется жизнь и крестный путь Господа Иисуса Христа, что во время литургии мы, молящиеся, а не слушающие человеческие «миссионерские» комментарии (на т.н. «миссионерских литургиях»), пребываем в Вечности, ибо измерение литургическое реально есть пребывание неба на земле, и бесконечное воспроизведение евангельских событий.

Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь. Они явно не понимают, и потому искажают в своей литургической практике значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего). Фактически обновленцы, упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами.

Также напомним, что открытие и закрытие не только царских врат, но и завесы регламентируется в Типиконе: гл. 23 «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей». Также в Служебнике точно указано, когда точно следует отверзать царские двери на литургии (и Типикон и Служебник являются богослужебными книгами, а, следовательно, составляющими традиционное Предание Церкви).

Типикон ничего не говорит об открытых вратах на Рождество. Таким образом, данный Указ однозначно изменяет Типикон. Заметим, что это – даже не постановление Синода и тем более не соборное решение. Возникает вопрос: есть ли право у епископа и даже у первого епископа Поместной Церкви единоличным указом изменять Типикон, который существует в Русской Церкви в нынешней редакции в течение более 300 лет? Поскольку Православная Церковь – не Ватикан и Святейший Патриарх – не император, а каноны говорят: «но и первый епископ ничего да не делает без рассуждения остальных...», то ответ напрашивается скорее отрицательный, что ставит под сомнение каноническую силу этого странного Указа и всеобщую обязательность к его исполнению.

К сожалению, уже не одно десятилетие в РПЦ имеет место практика награждения маститых протоиереев правом служения литургии с открытыми царским вратами по «Отче наш». Эта практика также противоречит Типикону и по нашему глубокому убеждению должна быть постепенно искореняема.

 

Благодатный Огонь

Сайт «Благодатный Огонь» работает благодаря вашим пожертвованиям.
Вы можете пожертвовать на работу и модернизацию сайта:
Кошелек в системе Яндекс-Деньги: 410012614780266



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

иер. Сергий 18.01.2016 в 20:23:15

Под всеми восемью "обновленческими" пунктами готов подписаться. Но как с ними связаны отверстые на Рождество Господне Царские Врата, в толк не возьму. Доводы, простите, какие то надуманные. Да и тон, или правильней сказать - дух статьи, мягко сказать, смущает. При всем уважении к о.Константину (читал множество его трудов), на сей раз разочарован не конструктивностью.

Владимир Юрганов 11.01.2016 в 14:05:53

Яблокову 

Я, Михаил, не начинаю, а прорывается мой грех, который ранее активно являл, а сейчас подавляю. Ну все же Кирилл, которого я так не любил митрополитом, патриархом всё же изменился сильно, Божьей волею

М.Яблоков 10.01.2016 в 17:51:44

Владимиру Юрганову.
Очень рад, что вы начинаете критически мыслить ) Непогрешима Церковь, а не священноначалие.

Владимир Юрганов 10.01.2016 в 13:45:27

дауны воцерковленные - это конечно замечательно. Сам видел, как убогих с интерната на службу привозили. Очень благоговейно присутствовали. Однако зачем же их беду выставлять на потребу публики, да ещё на грани святотатства, заставляя их лицедействовать на тему Св. Писания?

Владимир Юрганов 10.01.2016 в 13:31:09

"учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения" - вот краеугольный камень всей этой глупости. Как бы уважительно не относился бы к Патриарху и его власти, могу сказать, что тут он не прав. Нельзя превращать Литургию в балаган для привлечения зевак.

Максим 06.01.2016 в 01:09:30

Отец Леонид Калинин благословил проведение у себя при храме просто ужасающей по уровню кощунства и богохульства выставку "Семь библейских сцен". Экспонаты выставки представляли собой фотографии, в том числе обнаженных, даунов, которые играли роли Спасителя, святых Апостолов, Божией Матери, волхвов и др. святых. Наберите в поисковике: "Семь библейских сцен" и ужаснитесь!!!
«Москва. 7 марта 2013 года. ИНТЕРФАКС - На творческой площадке при храме Священномученика Климента Римского в Москве 10 марта состоится встреча "Иные", посвященная произведениям современного искусства, которые созданы при участии людей с синдромом Дауна. На мероприятии, организованном лабораторией современной христианской культуры, представят визуальный проект Евгения Семенова "Семь библейских сцен", в основе которого - попытка нестереотипного взгляда на евангельские сюжеты. В качестве натурщиков для фотографий, созданных по мотивам классических произведений христианского искусства, были приглашены люди с синдромом Дауна. Художник предлагает зрителю увидеть в этих неблагообразных в привычном смысле слова лицах образ Божий, сообщили "Интерфакс-Религия" в четверг организаторы встречи. Наряду с этим перед зрителями выступят актеры "Театра простодушных" - люди с синдромом Дауна, пройдет встреча с главным режиссером театра Игорем Неупокоевым. Инициаторами создания Лаборатории современной христианской культуры являются творческая площадка "Место действия" при храме Священномученика Климента (настоятель о. Леонид Калинин), содружество авторов и слушателей поэтического рока "Даждь", а также независимые деятели искусства».
Подумайте, кого после этого надо запрещать в священнослужении?

Смирнова Людмила 05.01.2016 в 16:41:32

Об отце отца Леонида Калинина информация с форума художников Общины Храма Христа-Спасителя г. Москвы: http://obchina-xxc.ru/forum/2-1-8
Цитата: Пресса о нас
Протоиерей Леонид Калинин: "Наша община формировалась на улице…"
для газеты "Православная Москва", март 2010 г.
В вере он окончательно укрепился в рядах армейского стройбата, в советские времена считавшимися солдатскими "задворками". Попадание же туда после принятия крещения, как ясно виделось уже тогда, в дальнейшем для окончания вуза было спасительным. А может, это было делом Промысла…
...,Так или иначе, но у протоиерея Леонида Калинина, настоятеля храма во имя священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье, промыслительных моментов, как считает он сам, было немало. Человеку искусства, ему, в отличие от обычных батюшек, постоянно приходилось "примирять", гармонировать красоту и сложность. И это понятно: кому многое дано, с того многое и причитается". (конец цитаты)
Мне бы очень хотелось, чтобы промыслительным моментом для отца Леонида оказалось пояснение оставшимся еще в живых художникам куда девались абсолютно все деньги кооператива "Художник" в Отрадном, председателем которого был его отец - коммунист Дмитрий Калинин. И cколько мастерских промыслительно выстроили себе Калинины на Вавилова? Мне известно, что было несколько судов в лужковские времена по поводу этого. Вы, отец Леонид, причисляете себя к художникам, зачем? Зачем вам успешному человеку нищая братия, которая всю себя не задумываясь отдаст ради достижения малой крупицы в искусстве, и даже не задумается, что ее 100 раз обманули и кинули. Не надо вам относить себя к людям, похожим на птиц - они молчат, а вы говорите слишком много и все у вас промыслительно. Добавлено (11.11.2011, 09:50)"
И еще:
"В СМИ говорят, что Ю.М. Лужкова на допрос вызвали. Вы будете подавать на него заявление про рейдерский захват 4 этажей мастерских художников? Или это отец отца Калинина отнял? На него будете подавать?"
"Подавали и не раз. Я об этом узнавала из собраний кооператива. На одном из них случился казус: отец отца Леонида выскочил из ЦДХ, где проходило собрание 400 обманутых художников, и понесся на машине по городу. За ним помчалась группа художников. Говорят, что хотели забрать печати. Мы ждали, когда они вернуться. Вернувшись, гнавшиеся за отцом отца Леонида художники пояснили, что он выставил вооруженную охрану, и они вынуждены были ретироваться. Может если бы "пымали" и отняли печати, то и не перевели бы деньги со счета пайщиков в Отрадном на счет пайщиков на Вавилова, где и выстроили себе мастерские Калинины.
Это было в лихие 90-е!!!"
Калинины - художник-коммунист Дмитрий Калинин и "древлехранитель" о. Леонид Калинин. Батюшка, не проясните ситуацию с захватом четырехэтажного здания мастерских для художников Москвы, а также кражей денег пайщиков кооператива "Художник" в Отрадном?

Россиянин 05.01.2016 в 12:32:55

Неоднократно сталкиваясь с разными обновленцами, всегда замечал у них ряд типичных общих для них черт, которые смягченно можно определить как "странности" духовного, душевного и психического характера. "Рожки и хвостик" проявлялись у их во многих ситуациях...

М.Яблоков 05.01.2016 в 11:49:02

Николаю (Москва)
К сожалению обновленчество захватило не только всю Грецию, но постепенно проникает и на Афон. В Андреевском скиту игумен Ефрем благословляет служить всю утреню и литургию с отверстыми царскими вратами и чтением вслух тайных молитв. А вот, что он сам говорит: "Мы (старцы) не выше послушников, и послушники нам не слуги (не ниже нас), все во Христе братья перед Святой Чашей... Священники и епископы не различаются по достоинству как низшие и высшие (мне это совершенно не нравится), это только разные служения." http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/09/06/
Оказывается не одному Г.Кочеткову божественная иерархия не по душе.

Mike 18.02.2015 в 22:01:33

***... у Патриарха есть полное право наказать такого клирика в дисциплинарном порядке, вплоть до запрещения в священнослужении до покаяния и исправления..***
- ужас. Батюшка Константин, не бойтесь, на иных батюшка Леонид в интернете в предыдущее время Божьи кары призывал... а с иными схватывался чуть ли не драться (с регентом Кутузовым) в алтаре Храма Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря ...при этом паства у батюшки имеет жесткую градацию - есть избранные (потомки дворян и пр. и пр.) и есть "не избранные" (т.е. не потомки )...

Mike 18.02.2015 в 18:42:52

А в этом интервью батюшка Леонид Калинин скорбит о своем брате, который вынужден работать в ЦРУ, а также высказывается за то, чтобы в православной стране президентом был человек инославный... - http://www.mk.ru/editions/daily/article/2008/11/24/

Mike 18.02.2015 в 18:21:32

протоиерей Леонид Калинин пишет: "В храмах, подчас разорение, паутина и грязь..". Странно это очень, совсем недавно сам хотел сдавать храм обратно государству из-за разорения ))) даже интервью в МК давал - http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2012/12/13/

Mike 18.02.2015 в 17:30:33

а где же "угли горящие" на главу в день страшного суда? протоиерей Леонид забыл про "угли горящие" ...

Елена Владимирова 21.01.2015 в 12:35:05

Самое горькое то, что указ этот вышел в такое тяжелое для всей России и для всех нас, верных чад Церкви, время! Именно это я лично отказываюсь понимать, хотя упорно ищу оправданий этому событию, но... не нахожу их. Ведь читая выступления Патриарха, слушая его оценки происходящей трагедии на Украине и в Новороссии, возникала живая надежда, что наконец наступил час, когда решительной рукой Патриарх остановит все либеральные и реформаторские атаки. Всем же ясно, что происходящее у крещальной колыбели нашей - это вторая волна большевизма на Православие! Жаль, что наш духовный лидер отстает от нашего светского лидера, благоверного (во всей полноте смысла этого слова) правителя российского раба Божия Владимира в последовательности своих действий и обращенности к своему народу и к его исконным древним традициям.
Елена Владимирова.
Сайт "Защитник Православия", Польша (www.apologet.pl)

р.Б.Сергий 19.01.2015 в 17:17:01

Протоиерею Леониду Калинину 17/01/2015
Дорогой отче, без какого либо отношения к чину для человека, не ищущего воли Божией и упорно не желающего признавать очевидного сказано: "Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!" (Ис.5,21). Именно наши заблуждения свободой собственного произволения удаляют нас от Истины! Раздражение же не приличествует и пастырю, ибо не согласуется с любовью во Христе!
Слава Богу за все!

мирянин Владимир 18.01.2015 в 20:39:30

Позвольте, Протоиерей Леонид Калинин, к Вам обратить вопрос мирянина. Меня интересует, как Вы относитесь к следующему высказыванию: "Такъ какъ Типиконъ образовался въ теченіе многіхъ вѣковъ и составлялся лучшими предсгавителями хрпстіанской вѣры и благочестія, то, можно сказать, что онъ заключаетъ въ себѣ многовѣковый опыть искушенныхъ въ духовной жизни и служеніи Богу людей. Типиконъ является живымъ преемственнымъ преданіемь въ Церкви отъ временъ апостольскихъ до нашихъ дней. Обстоятельно познакомиться съ его исторіей значитъ проникнуть въ самую душу исторіи Церкви. Как и стѣны древнихъ храмовъ пропитаны благовоніемь ѳиміама, такъ и страницы Типикона праівославной церкви несомненно хранятъ на себѣ печать благоговѣнія и усердія в в публичномъ исповеданіи вѣры, завѣщанныхь намъ предками по вѣрѣ". (Протоiерей М.Лисицынъ. Первоначальный Славяно-Русскiй Типиконъ, историко-архиологическое исследованiе, 1911г.).
Мне думается, с этими словами нельзя не согласиться. Прошу Вас пояснить: почему в нарушение Правил Церкви епископ Московский издает Указ, обязательный для ВСЕХ епархий. И почему он же может применить неправильные взыскания к тем, кто желает исполнять не Указ епископа, а предписание Типикона? И почему, Ваше Высокопреподобие, именно Вы определяете степень взыскания в виде отлучения (иначе теперь скромно именуется "запрещение в служении")? И почему, к примеру, упомянутый Вами Кочетков по сей день не служит чтецом, а продолжает свою разрушительную деятельность?
Спаси Господи за ответ. Ваше молчание будет ответом тоже.

Михаил Ершов 17.01.2015 в 12:38:07

... Ради мира Церкви следует отменить беззаконный указ и впредь таких соблазнов не допускать.

Николай (Москва) 17.01.2015 в 10:42:16

Протоиерею Леониду Калинину:
Если Вам известно, о.Леонид, то богослужение регламентируется не Кормчей книгой и не Следованной Псалтирью, а Типиконом. Так вот, в Типиконе нигде не указывается держать открытыми царские врата во время служения всей литургии (кроме праздника Святой Пасхи). Боле того, наши святые Новомученики и Исповедники - Святейший Патриарх Тихон и Преосвященнейший Петр, митрополит Крутицкий - эти нововводные священнодействия конкретно запрещали своими указами, как обновленческие. Так служили только т.н. "живоцерковники" в 20-30 годах. Наши же святые предки так не служили и нам такого не заповедовали. Поэтому указ Святейшего патриарха Кирилла является беззаконным, нарушающий Типикон и 1000-ю традицию Русской Церкви.
Духовным авторитетом для Церкви всегда являлись и являются наши святые, а не неообновленцы в сане. Духовная же опасность заключается именно в обновленчестве и профанации литургии. Если Вы этого не понимаете, то сами находитесь в духовной прелести, служа не Богу, а человекам. А соблазнением малых сих являются именно нововведения, чуждые духу и букве православного богослужения.
И еще. Не надо лукаво путать. Послушание священноначалию и аскетическое послушание старцу-духовнику - это совершенно разные вещи. В греческом языке они обозначаются даже разными словами. Духовника-старца по прп. Иоанну Лествичнику монах выбирает сам, священноначалие же никто не выбирает, оно принимается как должное. Поэтому для нас более важно послушание Церкви в лице ее свв.отцов и послушание древней традиции, свв.отцами установленной, а не нововводным указам неообновленцев.

Протоиерей Леонид Калинин 17.01.2015 в 08:28:36

Я уже писал на другой ветке дискуссии, что ничего «странного» и «обновленческого» в Указе Святейшего Патриарха Кирилла не вижу: ведь даже в Типиконе написано о Празднике Рождества Христова и о последующих за ним двух днях: «...и три дня Пасха». А если в Пасху мы целую Седмицу служим не только Литургию, но и Вечерню и Утреню и часы с отверстыми Царскими Вратами и не боимся впасть в «обновленчество», то вполне логично в Рождество Христово с отверстыми Царскими Вратами служить хотя бы только Литургию. В конце концов, я думаю, что это дело не богословское, а дело церковной традиции.
Уважаемые богословы «Благодатного Огня», объясните мне, грешному протоиерею, чем принципиально отличается Литургия в служении архиерейском от служения иерейского? Таинство что ли полнее? Благодати намного больше? Почему при Архиерейском служении Царские врата на Литургии всегда отверсты – независимо от? Чтобы все любящие бабушки видели «дорогого Владыченьку»? Или чтобы видели Христа Спасителя?
Что, в иерейском «исполнении» служба ущербнее?
Почему же тогда мы Пасхальную службу служим с отверстыми царскими вратами? Так вот. Хоть канонически именно архиерей благословляет пресвитера на любые священнодействия и пресвитер без благословения «ничтоже священнодействует», но Благодать Христова от этого не меньше! Ибо мы все едино во Христе, в Его Святой Церкви и мы чувствуем своего архиерея, как главу нашей большой епархиальной семьи! И в каждом захолустье, и в столичном храме и в Кафедральном Соборе – «Христосъ вчера, днесь, тойжде и во веки».
Поэтому Указ Святейшего ничего не разрушает, ничему не противоречит, но этот Указ он по внешнему виду служения приближает торжественность Рождественской службы к Пасхальной. Ибо и по своему значению этих двух величайших праздников для Спасения всего человечества и по понесенным трудам предшествующих многодневных Постов они схожи, а открытые Царские Врата символизируют Отверстое Небо, особую Божию благодать и пение равноангельное возвещает нам: «Слава в вышних Богу, и на Земли Мир, в человецех благоволение!»
Все эти заумные рассуждения "указоборцев" в сане паству к Богу не приведут! Если бы батюшки, матушки и к ним примкнувшие - занимались своими храмами и общинами в мире созидая Святую Церковь в кротком следовании за Христом сердец своих! Патриарх издал Указ - никакого канонического и богословского ущерба в нем нет - вот вы и определяется сами себя, кто Вы есть - либо служите с Богом как Вам повелено, либо показываете, что Вы - без сомнения святее Патриарха и служите с закрытыми Царскими Вратами, обличая сами свое подлинное "смирение"!
От всех этих высокопарных рассуждений прото-и-просто иереев, в запальчивости учащих весь православный Мiр об "ошибочности" Патриарших Указов - столько гордыни, что противно и читать! Нечего толочь воду в ступе и осуждать Патриарха, показывая свое над ним вероучительное, богословское и интеллектуальное "превосходство"! Лучше приведите свое хозяйство в порядок и занимайтесь тем, чем Вам положено и благословлено.
В храмах, подчас разорение, паутина и грязь, паства зомбирована священником-оракулом, которому смотрит в рот горстка верных православных теток, а он и радуется - у него "дух особый" в Приходе! Дух этот - вражий, а высокоумие - непомерное, такое же высокоумие прививается и пастве от службы к службе! Выращиваются целые Приходы высокоумных, гордых, непогрешимых лиц, именующих себя "православными" - армия духовно поврежденных!! Пример Кочетковщины заразителен? Вот это и есть ПОДЛИННАЯ ДУХОВНАЯ ОПАСНОСТЬ!
Остудите свой пыл и ревность не по Богу, оставьте Патриарху, архиерейским Соборам и специалистам Московской, Киевской и Петербургской духовных Академий заниматься ИХ ВОПРОСАМИ. А Вам могу только смиренно посоветовать: займитесь молитвой, устроением не прелестной, гордой и "продвинутой", а подлинной (в Евангельском и святоотеческом смысле) жизни того Прихода, что по милости Божией и Патриаршей оказался в Вашей компетенции .... В этом отверстие Царских Врат в Праздник Рождества Христова Вам не сможет помешать!
Я точно знаю, что "Пасха три дня" - не моя выдумка, а текст, взятый из церковного источника. Обратиться к Кормчей книге было бы полезно и Вам.



Я в обсуждении этой темы дальше участвовать не хочу: это не приводит ко Христу: гордецы остаются гордецами, высокоумные не становятся смиренными... Служите как хотите, но я остаюсь в послушании Церкви и Патриарху, который благословил нас всех совершать Божественную Литургию в Рождество с отверстыми Царскими Вратами. Так много копий сломано из-за того, что многие считают себя святее Патриарха.
Рождественский Указ Патриарха к ЕРЕСИ никакого отношения не имеет. Этот вопрос в другой плоскости - церковного Устава и полномочий Предстоятеля Церкви. Патриарх, по Уставу, имеет право единолично награждать любого пресвитера правом служить в отверстыми Царскими Вратами. Но, конечно и Патриарх может ошибаться. Непогрешимых у нас нет. В случае, если какой-то священник считает себя "святее" Патриарха - пусть послужит вопреки Указу. При этом, у Патриарха есть полное право наказать такого клирика в дисциплинарном порядке, вплоть до запрещения в священнослужении до покаяния и исправления.
Гордыня и высокоумие - страшные грехи, которыми, как выяснилось, болеют не только простые священники, но и протоиереи и даже целые Благочинные.
Если бы эти клирики были людьми церковными (По их милости мне приходится ставить это под сомнение!), то они бы смиренно исполнили этот Указ, а после - сделали бы его предметом обсуждения на собрании духовенства Епархии, а после этого материалы собрания должны быть направлены в Священный Синод для вынесения суждения. Но этого, уважаемые "возмущенные духом" прото-и-просто иереи, не сделали, а САМИ ОТМЕНИЛИ ПАТРИАРШИЙ УКАЗ и научили этому многих "малых сих", соблазнив души многих, а так же грубо нарушили церковную дисциплину!
Я полагаю, что с этими "ревнителями" правящие Архиереи могли бы провести разъяснительные беседы о церковном послушании, которое никто и никогда в Церкви Божией еще не отменял!
А особо упорным и считающим себя "судьями израильскими" не помешало бы потрудиться псаломщиками, пока не придет на них благодать Всесвятого Духа.
С любовью во Христе,
Член Патриаршего совета по культуре,
Настоятель храма сщмч. Климента папы римского в Замоскворечье,
Древлехранитель епархии города Москвы
Протоиерей Леонид Калинин

Агапит 13.01.2015 в 20:11:32

Константин S, хамство не перестаёт быть таковым, даже если вы защищаете здесь свою сомнительную точку зрения. Учтите, это тоже грех.

р.Б.Сергий 13.01.2015 в 18:45:25

послушнику 13/01/2015 в 16:55:52 и Агапиту 13/01/2015 в 13:52:09
Дорогие братия, а кто здесь богохульствует?!!! Уже ли патриарх?! Не его ли предлагаете заушить?! Полноте вам Бога гневить! Откуда вам ведомо, что то, что вы искренне полагаете - истинно?! Не подменяйте дерзновение дерзостью, прочитайте еще раз статью отца Константина... и не выдергивайте цитат из контекста трудов святых отцов!
Слава Богу за все!

Константин S. 13.01.2015 в 17:42:38

Агапиту.
***А Патриарх перед камерами ТВ пил с ЕБН шампанское***
***я благоговейно чту память Святейшего Патриарха Алексия II, но из песни слов не выкинешь. Я сам слышал от людей то, о чём написал. Именно о шампанском и о Ельцине... Просто мне ближе Владыко Иоанн (Снычев).***
А я вот, Агапит, слышал от людей, как митрополит Иоанн (Снычев) пил, и не только шампанское, с мэром С-Петербурга А. Собчаком. И к тому же владыка Иоанн был категорически против канонизации царя-мученика Николая.
Так что права Вера Н.: не пачкайте своими дурацкими комментами светлую память убиенного Патриарха Алексия II. Он наш молитвенник пред Богом!

Агапит 13.01.2015 в 17:20:03

Вере Н.
***Именно во время патриаршества Алексия II миллионы людей обратились ко Христу, пришли в Церковь и своими руками восстанавливали храмы и монастыри - он всем в этом помогал, лично содействовал, сам освящал сотни храмов по всей стране (в т.ч. и наш в начале 1990-х). Он не допускал нововведений в богослужении. Сейчас его деяния пытаются предать забвению, преуменьшить, но верующий народ-то помнит добро и никогда не забудет этого пастыря доброго. И Вы, пожалуйста, не уподобляйтесь тем, кто комара оцеживает, а верблюда поглощает.***
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вера, я благоговейно чту память Святейшего Патриарха Алексия II, но из песни слов не выкинешь. Я сам слышал от людей то, о чём написал. Именно о шампанском и о Ельцине. Человек тот горько негодовал. К тому же Святейший продвигал именно те кадры, которые сейчас делают перестройку в Церкви. Упаси меня Бог судить. Просто мне ближе Владыко Иоанн (Снычев). И с несчастным Диомидом (Дзюбан) я во многом согласен. Простите меня. По крайней мере я честно говорю, что думаю. А душа покойного Патриарха, верю, сейчас в Раю. Всех с Новым Годом!!!

послушник 13.01.2015 в 16:55:52

р.б.Сергию на @Имеете ли Вы благословение своего духовника на борьбу с церковными нестроениями?! @
Свт. Иоанн Златоуст: "Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди".
Но Вам лучше Вашего духовника послушать, а то как бы чего не вышло.

Агапит 13.01.2015 в 13:52:09

р.Б Сергию.
Я не толстовец, а православный. Я Вам подскажу. Вы вот, допустим, идёте по улице и видите, как пьяный амбал матерится при детях, задирает прохожих. Общественное зло налицо. Вы подойдите к нему и урезоньте, "освятите руку раной", как учил св. Иоанн Златоуст. Глядишь, и люди Вам спасибо скажут, и пьяного вразумите, и за смелость и благое дело Господь Вам, может быть, простит грехи. Или Вам и в данном случае нужно сначала испросить благословение?

Вера Н. 13.01.2015 в 13:27:39

Агапиту 13/01/2015 в 11:08:09
Именно во время патриаршества Алексия II миллионы людей обратились ко Христу, пришли в Церковь и своими руками восстанавливали храмы и монастыри - он всем в этом помогал, лично содействовал, сам освящал сотни храмов по всей стране (в т.ч. и наш в начале 1990-х). Он не допускал нововведений в богослужении. Сейчас его деяния пытаются предать забвению, преуменьшить, но верующий народ-то помнит добро и никогда не забудет этого пастыря доброго. И Вы, пожалуйста, не уподобляйтесь тем, кто комара оцеживает, а верблюда поглощает.

р.Б.Сергий 13.01.2015 в 12:06:07

Агапиту 13/01/2015 в 11:08:09
**... каждый христианин должен бороться как с грехами личными, так и церковными и общественными.**
Дорогой Агапит, невозможете никого научить как избавиться от греха, пока сами не освободитесь от него. В нашей власти лишь желать благого, а дать это благое лишь во власти Господа!!!
Имеете ли Вы благословение своего духовника на борьбу с церковными нестроениями?! А может быть Вас благословил кто на подвиг общественного служения?! Каждый христианин должен нести свой крест, сообразно своему чину, но ежели Вам угодно нести еще и Крест Христов, то не помешало бы Вам удостовериться, что это угодно Господу, ибо только Бог в этом Вам в помощь!

Агапит 13.01.2015 в 11:08:09

р.Б. Сергию.
Категорически с Вами не согласен! Прор. Исаия обличал общественные грехи Израиля, преп. Иосиф Волоцкий называл царей-угнетателей лисами, подобными Ироду. Муч Арсений Мациевич обличал неправды Екатерины II, митр. Иоанн (Снычев) возвысил голос против ельцинской ворократии. А Патриарх перед камерами ТВ пил с ЕБН шампанское, награждал олигархов, в том числе евреев, церковными орденами... Скольких людей ЭТО оттолкнуло от Церкви. Я считаю, что каждый христианин должен бороться как с грехами личными, так и церковными и общественными.

р.Б.Сергий 13.01.2015 в 09:39:41

Агапиту 12/01/2015 в 22:54:01
**...выражение "каковы овцы, таковы и пастыри" теряет всякий смысл...**
- это совершенно не так!!! Господь не оставляет овец своих и всегда они имеют такого пастыря, которого заслуживают! Ныне народ русский (а не российский) в подавляющем своём большинстве Бога оставил и духовного почти не разумеет! Вот и Вы требуете от Православной Церкви защиты социальной справедливости и вините во всем (во всех неурядицах доступных Вашему пониманию) обмирщвленный епископат и клептократический режим. Рыба действительно гниет с головы, - с нашей. И будет нам по вере нашей, ибо всего то и должно нам, что - бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему своему.
Господи, умножь в нас Веру!!!

р.б.Сергий 12.01.2015 в 23:43:08

Елене 12/01/2015 в 23:07:16
**...думают, наверное, многие, но не каждый священник осмелится...**
Когда человек с Богом, ему ничто не страшно вне зависимости от чина.

Елена 12.01.2015 в 23:07:16

Как здорово, что есть у нас такие честные и смелые батюшки! Как о.Константин думают, наверное, многие, но не каждый священник осмелится высказать свое мнение публично.

Михаил Ершов 12.01.2015 в 23:02:57

Священнику Алексию
Зачем же так все переворачивать с ног на голову? Мы - не белые и не пушистые. Каемся, исправляемся с Божией помощью. Но перекладывать вину на других правильно ли? А начать нужно, правильно, с себя. Каков пастырь (радеет ли об овцах), таковы и овцы. Слава Богу, добрых пастырей еще много.

Светлана 12.01.2015 в 23:00:28

Церковь спасли в России конечно прихожане, те бабушки, которые несмотря на гонения не оставляли Церковь и шли в нее, когда нельзя было. Мою бабушку за это уволили из школы, так как считалось, что учителя русского языка и литературы не могут преподавать в школе и ходить в храм Божий. Это и мой прадед, который был регентом в хоре, которого за это расстреляли. Это миллионы прихожан, которые не ходили в обновленческие храмы и хранили святую Веру. Поведение некоторых священников, в особенности митрополита Сергия, дало явлению новое название Сергианство, полное согласие с безбожной властью. Плоды этого сотрудничества мы видим на Украине и Белоруссии сейчас. Да и достойных иереев, честных и не трусливых очень мало. Слава Богу, что они еще есть. Пример тому эта статья.

Агапит 12.01.2015 в 22:54:01

Священнику Алексию.
***Или может допустить хотя бы на йоту, что каковы овцы - таковы и пастыри и начинать исправления с себя в следовании канонам Церкви - тогда и таких указов уже не будет*** (священник Алексий)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нет, батюшка, в условиях полного отсутствия соборных начал в нашей Матери-Церкви и наличия феодальной "вертикали", выражение "каковы овцы, таковы и пастыри" теряет всякий смысл. Это не упраздняет борьбу каждого со своими личными грехами, но за соблюдение канонических норм ответственны мы все. Можете считать, что рецепции церковным народом, здесь представленным, Патриаршего Указа не произошло. Да и в народе российском популярность РПЦ МП как института в целом и духовенства в частности падает. Потому что вместо того, чтобы поднять голос в защиту униженного, ограбленного и угнетённого народа русского, в защиту социальной справедливости, мы видим симфонию епископата с клептократическим режимом и в 90-е и сейчас, скандалы всякого рода, итд. Рыба гниёт с головы.

священник Алексий 12.01.2015 в 21:49:25

Ой, простите Михаил, я думал что Церковь это все мы, а оказывается есть вы, миряне, и мы - священники, исключительно по вине которых происходит отступничество, а миряне - белые и пушистые. Может мирян назначить судьями и надзирателями над духовенством, как того и требуют обновленцы? Может подсказать надо Господу, что Его Церковь оккупировало духовенство и творит произвол? А то может Он этого не знает и допускает недостойным пастырям пасти достойных овец? Или может допустить хотя бы на йоту, что каковы овцы - таковы и пастыри и начинать исправления с себя в следовании канонам Церкви - тогда и таких указов уже не будет.

Михаил Ершов 12.01.2015 в 20:35:51

Нерадение священников (хотя за нашим настоятелем и многими другими я этого не замечал) одно, а псевдомиссионерские указы и распоряжения священноначалия, противоречащие Преданию - совсем другое. Священноначалие призвано следить за чистотой Православия, заботиться о своей пастве. Да если какой- нибудь нерадивый(е) и продвинутый(е) клирик(и) вздумал(и) вдруг облагодетельствовать всех в "миссионерских целях" якобы более торжественным богослужением, при этом попирая Устав и многовековые традиции, то гнать таких советчиков и клириков вон. Удивляться не приходится - авторитет ваш падает по вашей же вине из-за вашего же "нерадения" и зачастую откровенного отступничества.

Сергій 12.01.2015 в 20:29:51

Полностью согласен с тоном и доводами статьи о. Константина. Что же касается миссионерского значения отверстых царских врат, то оно... велико. Но не потому, что невоцерковленному человеку интересно происходящее в алтаре – он этого и не видит, а потому, что затворение царских врат устойчиво ассоциируется у многих с концом некой “основной” части богослужения: врата затворены – священник не видит – можно идти домой.

священник Алексий 12.01.2015 в 19:55:44

Со всем согласен. Только вот Типикон и так у нас никто не читает. Например, катапитасму положено закрывать на "Святая святых", чего не видел ни у кого с кем сослужил, а некоторые даже закрывают ее на "Отче наш". Молебны положено служить с отверстой катапитасмой, а не с отверстыми Царскими Вратами и пр. То есть я не за то, что патриарх прав, я просто хочу указать, что приводит к подобным указам - наше нерадение каждого на своем месте. Все для нас становится мелочами. Чему же теперь удивляться?

р.Б.Сергий 12.01.2015 в 19:41:26

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
О странном патриаршем указе и о новогоднем письме о. Леонида, пожалуй лучше о. Константина и не скажешь - "не надо исправлять то, что принадлежит соборной полноте" по чьему-либо самохотению! Всякий отдельный человек может ошибиться и впасть в заблуждение, поэтому церковные нестроения этим вызываемые попускаются Господом именно для того, чтобы они преодолевались всей церковной полнотой, тем самым укрепляя земное воплощение Церкви Небесной. Невозможна награда без подвига, а венец - без труда, путь в Царствие Небесное лежит через тернии мира сего - похоть очей, похоть тела и гордость житейскую! От того, ищущий своего и не может искренним сердцем воскликнуть: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Николай (Москва) 12.01.2015 в 18:15:26

Ларисе. 12.01.2015 в 15:35:
***А именно: под сводами звучит музыка (электроорган)***
Вы точно не ошиблись? Или у о.Леонида Калинина действительно крышу снесло?! Такое надо Святейшему непременно докладывать. "Древлехранитель" оказался древлеобновленцем?!

В.Семенко 12.01.2015 в 17:46:16

Заголовок: "Тысяча и одна ночь церковной реформы". Дарю Николаю Каверину в качестве рождественского подарка. О. Константин, как всегда, предельно убедителен. Еще раз всех с Праздником!

Михаил Ершов 12.01.2015 в 17:41:20

Интересно, по какому принципу и за какие заслуги становятся древлехранителями епархий? У меня в голове не укладывается, почему в наше время возможно "древлехранительство" и органная музыка в православном храме, оправдывание странных указов какими-то "миссионерскими значениями" и отступления от нашего Священного Предания. Понятно, что это - заказуха. Но не лучше ли и действительно честно будет признать свои ошибки, отказаться от таких пусть и неудобных поручений? А "указ" отменить и не вводить в соблазн паству и многочисленных лжепастырей, готовых выполнять любое указание...

Штирлиц 12.01.2015 в 17:14:27

Поддерживаю о.протоиерея Константина! Интересно отметить пропорцию "понравилась статья - не понравилась". Доля тех, кому не понравилась, всего 1/34 на данный момент...

Светлана 12.01.2015 в 16:36:37

Слава Богу, что есть мужественные, верные хранители православия!!! Пока есть голоса, сопротивляющиеся мамоне и его ставленникам, Вера наших отцов не будет изменена и поругана. А ставленники нечистых сил уйдут. Это зло преходящее и попущено для нас грешных, чтобы мы берегли, то что имеем - Единственную Спасительную Православную Веру.

Александр 12.01.2015 в 16:18:51

Наконец-то дан ясный и четкий ответ на указ. Спасибо Вам батюшка!

Лариса 12.01.2015 в 15:35:54

Отец Константин Буфеев дал удивительно точную и верную оценку проявления обновленчества в нашей Церкви. Жаль, что мнение таких пастырей не рассматривается в Межсоборном Присутствии.
Я хочу поделиться одним личным наблюдением, имеющим, как мне кажется, прямое отношение к данной статье. Я работаю в Замоскворечье возле метро Третьяковская. Люблю заходить в храм священномученика Климента Папы Римского, настоятелем которого является протоиерей Леонид Калинин. Отца Леонида я не считаю «обновленцем», но что-то странное, о чём написал отец Константин, в его храме все-таки есть. А именно: под сводами звучит музыка (электроорган).
Лариса

Антон Мацнев 12.01.2015 в 15:32:05

Очень грамотно рассуждает о. Константин Буфеев. Если позволите, я выскажусь на обсуждаемую тему с позиции мирского прихожанина. Возможно, католики, обновленцы и нынешние модернисты, а так же издатели странного указа, руководствовались тем, что в первые века христианства не было отделения алтаря. Если вспомнить причину, по которому оно появилось, то это соблазн. Один из дьяконов пялился на женщину прихожанку, в связи с чем Дух Святый не сходил для пресуществления Даров, что и стало причиной ограждения алтаря. Простите за сумбурный пересказ сего события. И становится совсем не понятно, в чем миссионерское значение. Открыть врата, тайные молитвы вслух, народное пение... Все же Евхаристия - это таинство, таинство верных. Дьявол, когда искушал Еву, как рассуждает Иоанн Златоуст, не знал о содержании заповеди, которую дал человеку Бог, поэтому и предлагал лукавые наводящие вопросы, а Ева, будучи невнимательной, все ему рассказала, а далее последовало падение. И евангельская заповедь нам говорит, не пометайте биссера вашего перед свиньями... И вдруг все таинства на обозрение? Что же это за миссия такая, для кого, когда все неверные (оглашенные) должны быть устранены из церкви перед совершением таинства? Не иначе это подход к богослужению с точки зрения плотского разума, который вздымается на разум Христов. Католики, протестанты - живой пример последования этому плотскому разуму, в результате которого, мы видим бездну развращения.

Михаил Ершов 12.01.2015 в 14:55:52

Истинно так!

Андрей 12.01.2015 в 14:03:57

Целиком и полностью поддерживаю тезисы статьи о. Константина Буфеева.

протоиерей Алексий Касатиков 12.01.2015 в 10:55:33

Полностью согласен со взвешенной и основательной аргументацией о. Константина Буфеева. Однако, хочется привести довольно известные примеры "наград, выдаваемых на время". Впрочем, этот примеры не из церковной жизни, хотя они и вошли в поговорки. Речь идёт о некоем Дамокле, вельможе, который откровенно завидовал своему господину сиракузскому тиранну Дионисию. Однажды тиранн, любивший Дамокла, решил доставить ему удовольствие и пользу одновременно. Во время пира он велел посадить Дамокла на своё место и оказывать ему те почести, которых тот так желал. Дамокл был вне себя от радости до тех пор, пока не заметил над своей головой острый меч, висящий на тонком конском волосе. Удовольствие от почестей, конечно же куда-то делось. Схожий пример мы находим и в известном сборнике арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Знаменитый багдадский калиф Гарун-аль-Рашид снизошёл к желанию одного из своих подданных вкусить царской жизни. Простака этого усыпили, перенесли в царский дворец, в течение часа его всячески ублажали, а потом, вновь усыпив, доставили в его бедняцкую хижину. Параллели и пояснять не надо. Слава Богу, что это примеры не из церковной жизни, ведь ничего подобного в Церкви до сих пор не было и не могло быть.

Николай (Москва) 12.01.2015 в 10:23:41

На Святой Горе ни в одном из монастырей не совершается литургия с постоянно открытыми вратами, кроме архиерейского богослужения и Святой Пасхи. На Афоне такой практики нет.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс