http://www.blagogon.ru/digest/594/

Библеист Андрей Десницкий против «священного патриотизма»

12.02.2015
Тимур Давлетшин


В декабре 2014 года на сайте «Слон» вышла статья известного библеиста, доктора филологических наук Андрея Десницкого «Московская патриархия и священный патриотизм», републикованная также на сайтах «Религiя в Украiнi» и «Портал-Credo.ru».

Статья эта вызвала у меня некоторое удивление. Нет, я знал об антипатриотической (пацифистской) позиции Андрея Десницкого в связи с последними событиями на Украине, о его неодобрении присоединения Крыма к России. Его подпись стоит под «Обращением» инициативной группы по проведению Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма», в котором говорилось: «Под лозунгом “Защитим русских в Крыму, а также всех украинцев от новой нелегитимной фашистской власти в Украине!” уже произошла фактическая аннексия Крыма. Грубо нарушено международное право, разрушены принципы европейской безопасности и стабильности. Россия стремительно скатывается к новой холодной войне с Западом, тяжелейшие последствия которой невозможно предсказать». И все же я считал его человеком, способным для защиты своей позиции выдвигать более серьезные аргументы.

В своей статье Десницкий прошелся по посланию президента:

«Кто волновался по поводу возможного “броска на Киев”, с удовлетворением отметил и другое: теперь самодостаточной священной землей предков объявлен Крым, Московия через него – прямая преемница Византии, а Киевская Русь… да ведь не было никакой Киевской Руси. Было Древнерусское государство, никак не привязанное к берегам Днепра. Словно и не отмечалось в прошлом году с таким торжеством 1025-летие Крещения Руси в стольном граде Киеве».

Да, действительно, Путин в своем послании отметил тот факт, что именно в Корсуни (Херсонесе, находившегося на территории нынешнего Севастополя) принял крещение князь Владимир, креститель Руси. Однако того, что Крым является самодостаточной святыней, наш президент не заявлял. Здесь Андрей Десницкий очень сильно передергивает. Можно сомневаться в искренности нашего президента, и полагать, что с его стороны указание на то, что с Крымом связано Крещение Руси, было неискренним, и обусловленным желанием найти идеологическое обоснование, однако никто не делал вид, что никакой Киевской Руси не было. Из чего А. Десницкий сделал такой вывод, мне неясно.

Но, как я понял, наибольшее беспокойство Андрея Десницкого вызывает усиление патриотических настроений в Русской Православной Церкви, хотя официальная позиция Церкви по его же собственным словам, до сих пор является очень осторожной:

«Что касается вооруженного конфликта на востоке Украины, официальная позиция руководства РПЦ была скорее миротворческой. Говорить о полном нейтралитете не приходится: например, патриарх Кирилл не раз, в том числе и в письмах к предстоятелям других православных церквей, описывал конфликт как войну “католиков и раскольников” против православия – притом не забудем, что с территории ДНР и ЛНР периодически приходят сообщения о, мягко говоря, крайне жестких действиях православного воинства по отношению к католикам и протестантам. И все же церковь последовательно молилась и молится о мире на украинской земле, а не о “победах на сопротивныя”».

Немного не понял, о каких письмах патриарха Кирилла идет речь. Если говорить о его «Обращении к предстоятелям поместных Церквей в связи с событиями на Украине», то ничего такого в нем не звучало. Патриарх Кирилл вовсе не описывал конфликт как войну католиков и раскольников, он  просто заявил о гонениях на православных на Украине. И, хотя со стороны ополченцев Донбасса тоже были достаточно жесткие действия по отношению к иноверцам (во многом это связано именно с тем, что они поддержали революцию), никакого сравнения с тем, что вытворяли «защитники территориальной целостности Украины» это не выдерживает. Впрочем, я подозреваю, что Андрей Десницкий черпает сведения из киевского «министерства правды», поэтому у него может быть другая картинка.

Но наибольшее беспокойство Андрея Десницкого вызвало не это. Знаковым событием он считает тот момент, когда президент Путин побывал в храме Живоначальной Троицы, настоятелем которого является протоиерей Андрей Новиков, вынужденный из-за угрозы ареста СБУ покинуть Одессу:

«Все изменилось, когда президент 10 сентября поставил свечку “за погибших защитников Новороссии” не в одном из кремлевских соборов и не во время торжественного богослужения, а как-то так мимоходом, в одной из небольших московских церквей. А точнее, в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Его настоятелем весной стал протоиерей Андрей Новиков, политэмигрант с Украины и горячий поборник идеи русского мира. Помощником настоятеля на сайте храма назван Кирилл Фролов, наверное, самый пламенный борец за “священное единство патриарха и президента”, которое только одно и способно спасти Россию (включая, разумеется, и Новороссию). Трудно было послать церковным иерархам более ясный сигнал: священному патриотизму в России быть, и если они не поддержат начинания, всегда найдется, к кому обратиться за поддержкой. Национальный лидер потому и носит такое звание, что может обращаться к нации и отдельным ее представителям напрямую, минуя традиционные институции. И церковь – отнюдь не исключение».

Тут логика Десницкого мне совсем непонятна. Что он хотел этим сказать? Что изменилось? Церковь стала молиться не о «мире на украинской земле», а о «победах на сопротивныя»? И какие традиционные институции? Президент Путин должен был поставить свечку за защитников Новороссии непременно в Храме Христа Спасителя и непременно в присутствии самого патриарха Кирилла? Это где же такая «традиция» прописана, в каком уставе?

Но самое удивительное дальше:

«Проигнорировать вызов означало бы безнадежно выпасть из повестки дня, и осенью православная политическая риторика резко активизировалась. Так, 11 ноября Всемирный русский народный собор под председательством патриарха принял “Декларацию русской идентичности”. Так было дополнено учение апостола Павла: во Христе нет ни эллина, ни иудея, зато есть целых пять пунктов, по которым можно определить, кто тут русский».

На этом моменте мне бы хотелось остановиться. Потому что тут меня Десницкий особенно удивил. При чем тут учение апостола Павла? Каким образом оно оказалось дополнено? Во-первых, эта «Декларация русской идентичности» – не церковный документ. Вообще во Всемирном русском народном соборе участвуют не только православные христиане. Да, там председательствует патриарх Кирилл, но это вовсе не означает, что ВРНР – некое церковное учреждение. Там ведь есть и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Это именно русский собор, а не православный. И соответственно, принятый документ даже по характеру не является церковным. Это вполне светский документ, там нет ничего такого, с чем бы принципиально не соглашались бы даже атеисты. Просто в «Декларации русской идентичности» говорится: «В формировании русской идентичности огромную роль сыграла Православная вера». Кто станет с этим спорить? Тут даже не говорится, что русский человек обязательно является православным. Самым главным критерием является самосознание (т.е. человек должен сознавать себя русским). Указываются другие факторы: языковой, генетический (указывается, что «Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племён». Что здесь вообще нового сказано в сравнении с тем, что нам вообще известно о таком предмете, как национальность? Каким образом учение Павла оказалось дополненным, если это вообще скорее из области светской науки (этнологии, социологии...), а не христианского вероучения?

Очевидно, председательство патриарха Кирилла ввело Андрея Десницкого в заблуждение. Но даже если стать на такую совершенно нелепую точку зрения, в чем же эта декларация противоречит учению апостола Павла? Видимо, Андрей Десницкий, подобно уранополитам, считает, что эта декларация находится в противоречии со словами апостола Павла: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:8–11). Т.е. православные участники этого собора должны были восстать против декларации, поскольку они – христиане, и не принадлежат ни к какой национальности?

Однако никакого противоречия здесь нет. У апостола Павла говорится лишь о равном достоинстве каждого человека пред Богом, независимо от его национальности, пола или социального положения. Очень хорошо по этому поводу сказал священномученик Михаил Чельцов в книге «Христианство и жизнь» в главе «Патриотизм и христианская любовь ко всем»: «В Церкви Божией, действительно, нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, т.е. нет различения по племенам и разным цензам; но иудей, как и эллин, в ней так и остаются с их принадлежностью к известному народу, с их работой в известной области человеческой культуры и просвещения, с их национальными особенностями. Церковь христианская, хотя и не знает временных и случайных человеческих перегородок, но оставляет за каждым его законное право быть личностью с ее отличительными духовно-нравственными особенностями. И Христос Спаситель, призывая все народы в Царствие Свое, ни от кого не требовал перестать быть членом своего отечества и сделаться евреем или греком или каким-либо отвлеченным общечеловеком».

Может быть, для библеиста Андрея Десницкого мнения святых неавторитетны. Что ж, его право. Но тогда хотелось бы спросить: а как у него с половой идентичностью обстоит? Ведь у апостола в другом месте также говорится, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Считает ли он себя мужчиной, или он половую идентичность также считает противоречащим учению апостола?

Почему-то доктор Десницкий решил, что принятие сей декларации должно каким-то образом ущемить тех православных РПЦ, которые не являются этническими русскими:

«Надо оценить, насколько велика эта жертва на алтарь патриотически-националистического дискурса, особенно если учесть, что среди паствы РПЦ далеко не все этнические русские и еще неизвестно, как примут эти дефиниции в православной Якутии, Осетии или Гагаузии, не говоря уж об Украине. Впрочем, когда православные стреляют друг в друга, можно и в самом деле оставить политес, мол, хуже уже точно не будет».

Непонятно, о какой жертве говорит доктор Десницкий. Что тут обидного для тех представителей Русской Православной Церкви, которые не являются этническими русскими? Разве в этом документе говорится, что все православные РПЦ – русские по определению, или что русские чем-то лучше, чем нерусские. Я вот не совсем русский (что видно из моего татарского имени), но ничего обидного для себя я в сем документе не узрел. И уж тем более украинцы, которые являются ветвью русского племени, менее всего должны обижаться.

Эти аргументы, как я понял, имели целью подтвердить главную мысль, которая прозвучала в статье А. Десницкого:

«...была вполне ясная надежда, что церковь будет заниматься не идеологической поддержкой государства, а, собственно, тем, чем и должна: исповедовать и проповедовать христианство. Может быть, государство и само справится со своими идеологическими задачами?»

Вероятно, Андрей Десницкий опасается превращения Церкви в некий идеологический отдел при государстве. Опасность такая действительно есть. Правда, гораздо больше эта опасность угрожает Украине. Некоторые украинские иерархи даже Московского Патриархата спешат расписаться в украинском патриотизме, понимаемом ими как преданности новой революционной власти, тогда как в то время, когда революционеры избивали милиционеров, большинство иерархов помалкивало. Но, очевидно, нашего библеиста Украина мало волнует. Он ведь – российский гражданин, и его беспокоит православие в России (такой вот своеобразный «патриотизм»). Ну да ладно.

Возможно, государство и справится со своими идеологическими задачами и без помощи Церкви (хотя я не совсем уверен в этом), но ничего зазорного в том, что Церковь поддержит государство, я не вижу.

В истории нашей страны Церковь неизменно поддерживала государство в борьбе с внешним врагом. К примеру, в Крымской войне 1853–56 гг., когда русская армия противостояла Западу. С патриотическими словами и проповедями выступили, к примеру, свв. Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов), Иннокентий Херсонский…

Св. Иннокентий Херсонский, который во время Крымской войны окормлял защитников Севастополя, в «Слове по прочтении Высочайшего манифеста, воспоследовавшего 14 марта 1848 года» произнес: «По чувству народного достоинства, не можем не присовокупить к сему и то, что величие и сила России, когда ни являлись за пределами России, всегда являлись не к угнетению, а ко благу народов. Не Россия ли усмирила могущество Оттоманов, приводивших не один век в трепет всю Европу? Не Россия ли расторгла узы неволи, кои налагал на нее грозный меч Карла и Наполеона? Не Россия ли, еще в недавние времена, победоносно содействовала восстанию из гроба единоверной Греции? Не Россия ли неусыпно стояла доселе на страже всемирного порядка и спокойствия, жертвуя для этого многими собственными выгодами? Не Россия ли, если даст Господь, послужит и в будущем к обузданию адского духа безначалия, от коего мятутся теперь царства и народы?»

Кто-то упрекнёт святителя в некоторой идеализации исторической роли России, и всё же в сравнении с другими могучими империями Россия действительно в истории выглядит совершенно иначе. И, смею надеяться, что и сейчас Россия остановит махновщину, гуляющую по Украине. Примечательно также то, что святитель ставит нашему Отечеству в заслугу помощь в национально-освободительной борьбе греческим «сепаратистам», разрушавшим «территориальную целостность» Османской империи.

Даже в годы безбожного правления большевиков Церковь поддержала государство в борьбе с фашизмом. Патриотические и антифашистские проповеди прозвучали не только от патриарха Сергия. Замечательные статьи были написаны св. Лукой Крымским (Войно-Ясенецким). К примеру, он писал в статье «Возмездие совершилось»: «Огромно значение древнего закона: “Истреби зло из среды себя” (Втор. 13, 5), ибо нарушение его грозит всемирным торжеством зла. Уже во время нюрнбергского суда во многих странах поднялись змеиные головы сторонников фашизма, стремившихся к торжеству его во что бы то ни стало. В Англии они даже кощунственно прикрываются христианским именем и в то же время провозглашают культ Гитлера. В Мексике, Северной Италии, Албании они взялись за оружие, и к стыду католической Церкви, во главе некоторых террористических фашистских банд стояли священники. Не ясно ли, что надо вырвать зло с корнем, “истребить злого из среды себя”! Пусть помнят защитники фашизма слова Пророка Исаии: “Горе тем, которые называют зло добром, а добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою” (Ис. 5, 20)».

Библеисту Андрею Десницкому следовало бы призадуматься над приведенными св. Лукой словами из пророка Исайи. Ведь Десницкий, который, хоть и не защищает фашизм, зато осуждает борьбу с этим самым фашизмом. Конечно, пока мы не можем говорить об окончательном торжестве фашизма на Украине, и всё же закрывать глаза на очевидное, как это делают либеральные богословы вроде Андрея Десницкого, мы не можем. Ведь и германский нацизм образовался не вдруг, с приходом Гитлера, а был подготовлен достаточно длительной «эволюцией». Марши в честь «героев» дивизии СС «Галичина» во Львове проводятся уже давно (кстати, одним из главных зачинателей этого является небезызвестный Тягнибок, лидер партии «Свобода», один из вождей последней евромайданной революции, в свое время прямо назвавший себя бандеровцем). А переломным моментом я бы назвал даже не последнюю революцию, в которой главную роль сыграли именно необандеровцы, а указ президента Ющенко в 2004 году о прославлении нацистских пособников Бандеры и Шухевича в «лике» героев Украины. И тот факт, что во главе сего безобразия стоят не идейные фанатики, а плутократы, не делают его менее отвратительным.

Святитель Лука Крымский оказал идеологическую поддержку Советскому Правительству и в «холодной войне» с Западом. В статье «К миру призвал нас Господь (I Кор. 7,15)» святитель заявил: «Настал исключительно серьезный момент мировой истории. Враги мира готовят новую войну. Зачем она нужна? Можно ли ее предотвратить? ...Первый мотив – ненасытное желание новых военных прибылей и стремление США к экономической и политической власти над всем миром. Конечно, не только стремление монополистов капитала к обогащению, но и страх перед надвигающимся экономическим кризисом и желание предотвратить его. Но предотвращать грозящий кризис ценой истребления миллионов ни в чем неповинных людей в других народах — чем это лучше гитлеровского стремления овладеть “жизненным пространством” для немцев небывалыми в истории мира преступлениями? Открыто выраженные империалистические стремления США к экономическому и политическому господству во всем мире не новость в истории. Знает она, чем кончались грозные завоевания Тамерлана, Александра Македонского, Римлян, Наполеона; а всего ближе к нам финал нацистского предприятия овладеть всем миром...»

Конечно, можно упрекнуть святителя в сервилизме, как это делали некоторые ревнители из РПЗЦ. Но для этого нужно забыть, что у самого святителя были весьма непростые отношения с Советской властью даже после того, как он был выпущен из лагеря. Дело вовсе не в сервилизме. Просто всего лишь три года до этого США сбросили ядерные бомбы на японские города, чем вполне доказали свое родство с фашистами. И сегодня мы видим, что Штаты (не народ, разумеется, а правящая верхушка) продолжают разжигать мятежи и войны, так что слова святителя Луки по-прежнему актуальны.

Понимая, что идеологический союз Церкви и государства может иметь и отрицательные последствия (извратить можно любое благое начинание), я все же не считаю, что Церковь должна совершенно отстраниться от этого. Церковь не должна прислуживать государству, но она может оказать ему поддержку в том случае, если речь идет о богоугодном деле. А защита угнетенных – дело богоугодное, и библеисту Андрею Десницкому это должно быть хорошо известно. К примеру, из книги пророка Исайи: «…спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Исайя, 1:17). И если Россия всё же вмешается и окажет военную помощь страждущему народу Донбасса, а Церковь поддержит это начинание, то это можно только приветствовать.


Благодатный Огонь




Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:
Карта Cбербанка: 5332 0580 7018 9424
ЮMoney (Яндекс-Деньги): 410012614780266