Богородица

Актуальные статьи

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

2.03.2015
Валентин Гасин

3 февраля 2015 г. на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии», содержащий, в большей своей части, требования к приступающему к Таинству Евхаристии. Данный документ содержит в разделе V прямое противоречие со Священным Преданием Православной Церкви, (в частности размывает один основополагающий нравственный догмат), а также с каноническими правилами свв. Апостолов и свв. Отцов.

В указанном разделе, посвященном подготовке к Святому Причащению в части отношений между полами, в абзаце 2 документа говорится: «Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. Не допускается до причастия тот сожитель, по вине которого не заключается брак. Если же хотя бы один из сожителей состоит в другом браке, то обе стороны не могут быть допущены до причастия без канонического урегулирования ситуации и принесения должного покаяния» (http://www.pravmir.ru/ob-uchastii-vernyih-v-evharistii/#ixzz3RSkLmiVK).

Описываемые в приведенной цитате отношения, когда люди не состоят ни в церковном, ни в зарегистрированном браке, а значит фактически не несут нравственной, материальной и социальной ответственности друг перед другом и перед обществом, во всю историю Ветхозаветной и Новозаветной Церквей назывались блудным сожительством, серьезно порицались и требовали в Ветхом Завете – жестокого наказания, а в Новом – решительного покаяния с оставлением греха.

Таким образом, применение метода икономии (что, по-видимому, подразумевается в выражении «по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях») в качестве метода правового церковного регулирования в данном случае неправомерно, т.к. в этом случае происходит серьезное нарушение нравственного догмата – заповеди Божией «Не прелюбодействуй».

Также эта формулировка прямо противоречит каноническим правилам свв. Отцов.

В частности, правило 26-е св. Василия Великого гласит:

«Блуд не есть брак и даже не начало брака. Посему совокупившимся посредством блуда, лучше есть разлучати, аще возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да примут епитимию блуда; но да оставятся в сожитии брачном, да не горше что будет».

Толкование Аристина на данное правило: «Брак в том имеет свое достоинство, что чист от всякого блуда; поэтому блуд не есть ни брак, ни начало брака, но грех и преступление божественного закона…. Если же они всемерно будут настаивать на неразрывности своего союза и пожелают жить с тех пор на условиях брака, то должны принять епитимию за блуд, но оставлены в таком положении, дабы не было чего-нибудь худшего…»

Очевидно, что св. Василий Великий проводит решительное разграничение между блудным сожительством и браком и говорит, что такие отношения не являются и поводом к заключению брака. Между двумя состояниями (брак и блуд) лежит пропасть и, чтобы преодолеть ее, человеку необходимо по учению Православной Церкви осознание греха и раскаяние в соделанном, оставление блуда, исповедание у священника и несение наложенной епитимии (в которой человек проходит как бы некое испытание своего раскаяния, – сможет ли удержаться от возвращения ко греху, а также углубляет свое покаяние и сокрушение). Только после этих шагов «с сердцем сокрушенным и смиренным» кающийся приступает к Святой Чаше, где соединяясь со Христом, омывается от греха получает силу на дальнейшую борьбу со страстями и грехами, включая, безусловно, и оставленный блуд.

Помимо этого, 34-е правило св. Василия Великого гласит: «Живущая с прелюбодеем есть прелюбодеица во все время сожития». Зонара толкует это правило: «…потому что совершает еще зло и не должна быть принимаема в число кающихся, а пребывающему во грехе нельзя верить, что он раскаивается и скорбит, но услаждается грехом.

Мы видим из 34-го правила, что св. Василий Великий не считает действительным покаяние человека, не оставившего прелюбодеяние, причем особый акцент делается на том, что не важно, краткое или длительное время люди пребывают в преступном сожительстве, – во все время они повинны греху блуда.

Длительность наложения епитимий за блуд менялась во времени. Во времена Василия Великого она составляла 7 лет отлучения от Чаши Христовой за любодеяние (прав. 56) и 15 лет за прелюбодеяние (прав. 58).

В своих трудах авторитетный пастырь Церкви протоиерей Валентин Свенцицкий, который был неразрывно связан духовными узами с традицией оптинского старчества, в своем труде «Монастырь в миру» пишет: «Вот перед нами правила свв. Отцов. Читаем правила Василия Великого и ужасаемся их строгости. Чувствуем, что они не для нас. Что общество должно было жить совсем другой нравственной и церковной жизнью, чтобы возможно было в нем применять такие средства врачевства. Правило 58 “Прелюбодействовавший пятнадцать лет да не приобщается” Василий Великий определил, чтобы (прелюбодей) пятнадцать лет осуждался… А мы, если порок прекращен, определяем. чтобы виновный два года лишался причастия».

В Номоканоне Иоанна постника читаем: «Мы теперь семь лет за блуд определенных сократили до трех ввиду слабости сего поколения». «Те, которые от природы горячи и борьбою плоти побеждаются сильно, если падет один или два раза от такой борьбы… и потом оставит и проявит усердно раскаяние и не повторит греха … достаточно 1, 2 или 3 лет, и дай им прощение».

Как видно из святоотеческих текстов, речь идет о смягчении епитимийных требований при непременном, однако, условии оставления порока, и при снисходительности к кающимся: налицо решительное требование борьбы и оставления блуда.

Что же предлагается нам в рассматриваемом документе Архиерейского Совещания и какие шаги проделает готовящийся ко Причащению, следуя изложенным правилам? В документе говорится, что «духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак». То есть, священник не требует оставления греха (кстати, смертного по св. Василию Великому), а довольствуется тем, что будущий причастник лишь осознает грех, – в тексте документа мы не видим требований оставления блуда. Фактически, покаяние, состоящее из исповедования греха и обещания Богу с решимостью не грешить тем, что исповедал, не происходит, и к Чаше подходит человек с нераскаянным и неоставленным смертным грехом.

Таким образом, осознанный допуск к Святой Чаше человека, находящегося в блудном сожительстве, является прямым святотатством, ибо Сам Господь говорит в Нагорной проповеди «Не дайте святыни псам», – таинство Тела и Крови Христовой в этом случае нагло попирается, нарушается весь правильный строй духовной жизни.

Опасность такого нововведения заключается также в возможности формирования у человека пагубной привычки лишь «осознавать» грех, но не оставлять и не бороться с ним. Действительно, получая отпущение только лишь за «осознание», велик соблазн оставить собственные усилия к перемене жизненной ситуации и борьбе с грехом. Если же цель – сохранить мнимый «мир» и психологический комфорт в отношениях ради греха, то эта цель мнимая и эфемерная. Господь сказал «Взыщите прежде Царства Небесного и [земное] приложится вам». Силен Бог помочь человеку, решившемуся жить по-божьему, а не по-своему, и Ему одному поверять все Свои недоумения и неустройства. Все может перемениться при молитве и доверии ко Творцу, заключающемся в исполнении заповеданного Им. Напротив, человек, потакающий себе в похотях души своея, легко взрастит в этой самой душе гордое самоволие вместо смирения и недоверие Господу вместо упования. Какие будут плоды такой жизни, догадаться несложно, да они и так видны на каждом шагу – разбитые судьбы, дети без родителей, растущее недоверие между мужчиной и женщиной, разрушение института семьи.

В одном из психологических следствий кроется еще одна ловушка, заключающаяся в перекладывании ответственности на другого: «Это он виноват, что мы не женаты, я то хочу жениться, все дело в нем!» А раз так, то уже готова благодатная почва для самооправдания – человек не берет реальную ответственность за ситуацию в своей жизни и, конечно, теряет подлинную самостоятельность в принятии жизненно важных решений. Достаточно успокоить себя мыслью: «я хочу создать семью» и можно жить как жил, ничего не меняя и глубже погрязая в неопределенности и безволии.

Подобная лжеикономия в особенности опасна в современном обществе, где, не секрет, значительная часть молодежи (из-за отсутствия, кстати, истинных нравственных ориентиров) находится в блудных сожительствах, считающихся нормой в сознании многих молодых людей. А если и не до конца завладела умом человека эта мысль, для каждого естественно думать, что уж его то случай и есть именно тот «исключительный», о котором говорит предлагаемое правило документа. А уж «немощь человеческая», к которой документ призывает иметь «снисхождение», имеет такое пространное толкование и так уширяет путь, что любую жизненную ситуацию можно, в итоге, подвести под необходимость проявить это самое снисхождение. В результате, молодежь может легко усвоить опасную установку: «Это нехорошо, но можно, а раз можно, то не так уж нехорошо, чтобы менять ради этого свою жизнь». Налицо размытие нравственного ориентира вместо его правильного установления.

Остается только вспомнить слова Спасителя: «Не можете служить Богу и маммоне». Господь ставит человека перед выбором, – что тебе дороже, Я или мiр, а если Я, то широкий путь и сидение на двух стульях не спасет.

Потакание похотям людским, возросшим из почвы длительного безбожия и в тлетворных западных ветрах либерализма, подувших с началом так называемой «перестройки», низводит Церковь до социального института, искусно оправдывающего порок и выполняющего магические ритуалы в угоду толпе и духу мiра сего, вместо несения слова Божиего, животворящего, которое «действенно и острее всякого меча обоюдоострого». К этому ли обмiрщению призвана Православная Церковь, или же к тому, чтобы «светить всем в доме» нерассеянным светом Божьих заповедей, истолкованных и раскрытых нам в полноте святыми Отцами и проверенных самой жизнью в двухтысячелетней истории Церкви Христовой.


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

р.Б. Дионисий 10.03.2015 в 18:38:29

Канонические отступления - это конечно плохо, но они все же менее важны, чем отступления догматические. А они уже давно присутствуют в доктринальных документах РПЦ, например «Основные принципы отношения РПЦ к инославию», принятым архиерейским Собором в 2000г. В нем говорится что РПЦ МП относится к инославию как к части Церкви Христовой, в которой есть остаточная благодатная жизнь, есть таинства по факту, церковный статус которой не определен, с которой есть некое неполное общение. Это учение проповедуется священноначалием открыто и всенародно: "В то же время, ни Католическая Церковь, ни Русская Православная Церковь не отрицают присутствия элементов спасительной благодати в христианских некатолических или неправославных общинах" (Доклад председателя ОВЦС митр. Илариона в г. Вюрцбург 19.03.2011 г.). Это не просто ошибка в документе, не недоразумение отдельных людей, а осознанное учение, новая вера, реализуемая в жизни санкционированными священноначалием РПЦ МП. Так что священноначалие РПЦ уже плюхнулось в зловонное болото ереси и не думает из него вылазить.

М.Яблоков 08.03.2015 в 22:18:56

Владимиру П.
Потому что православные христиане хотят исповедовать ту веру, которую исповедовали их святых предки, без каких-либо изменений и искажений. Что тут не ясно?

Владимир П. 07.03.2015 в 19:09:53

Не понимаю одного: почему Гасин критикует Патриарха? Или мода сейчас такая? А не лучше бы всем (!!!) православным быть как никогда одной семьей?

Михаил Ершов 04.03.2015 в 11:18:26

Прот. Леонид Калинин 03/03/2015 в 00:48:04
**Не соваться бы "со свиным рылом в калашный ряд"!**
Вот что пишут об этом выражении: «Значение - грубое замечание кому-либо, что он лезет не в свои дела. Выражение указано в Толковом словаре Д. Н. Ушакова, 1935-1940 (к слову "рыло") - "употребляется в выражениях, обозначающих пренебрежение, презрение к кому-нибудь, вмешивающемуся в чужое, не в свое дело. С суконным рылом да в калашный ряд, иначе (и вернее) с посконным рылом да в суконный ряд". Калашный ряд - это торговый ряд, на котором продаются хлебные изделия (калачи). Выражение имеет в виду ситуацию, когда в калашный ряд кто-либо приходит торговать свининой и продавцы калачей делают ему замечание, что он пришел не туда и занимается тем, что здесь не положено».
Мы грешные, конечно не графья и не князья, но и Вам никакой чести не делает выражаться здесь как последняя торговка калачного ряда. Не принимайте такие "документы", и смущения никакого не будет. А пока видим, что "высокородные" и сановитые деятели отступают от Священного Предания и в этом волю Божию не творят...

Ольга В. 03.03.2015 в 22:08:49

Cогласна со Светланой. Прот. Леонид Калинин, Вы кого отчитываете, на кого нападаете? На молодежь, которая стремится к ВЕРЕ, к БОГУ, а значит и ко СПАСЕНИЮ? Не из таких как Вы состоит "калашный ряд", а из таких людей, которые писали все эти комментарии. Сожительство и СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ несовместимо не только в действии, но и в помышлении.

Светлана Г. 03.03.2015 в 19:01:04

В случае с евангельской блудницей Христос говорит: "Иди и впредь не греши". То есть речь идет не только о покаянии, но и о плодах покаяния. Согласно же о. Леониду, можно не каяться (или каяться) и со спокойной совестью продолжать грешить. Разве это не есть "тайна беззакония"?

Ирина 03.03.2015 в 16:55:42

на комментарий о. Леонида Калинина
Вот это да! Ай да пастырь!

р.Б.Сергий 03.03.2015 в 16:06:48

Слава Богу за все!
Прот. Леонид Калинин 03/03/2015
**Документ, принятый соборным разумом Церкви, правильный и не вам его обсуждать... вы побили бы камнями не только грешницу, но и Самого Спасителя Христа!**
А с какого перепугу Вы, о.Леонид, решили, что сей невразумительный документ принят соборно и исходит от Святаго Духа?! Как верные чада Русской Православной Церкви мы обязаны молиться за законно избранных патриархов и рукоположенных архиереев, но эффективных служителей, попирающих догматы Православия, слушать не должно... Как "не может Бога назвать своим Отцом тот, кто не имеет своею матерью Церковь" (свт. Киприан Карфагенский), то хоть и должно нам любить врагов наших, но и тем паче должно верным сынам сокрушать врагов Отечества и матери Церкви! Господь наш Иисус Христос изгнал разбойников из Храма бичом, и помятуя это народ встретил патриарха и архиереев, принявших унию, камнями и палками...
"Если Церковь, как свидетельствует устроение сего места, признается нужною и для больных, которые большею частию не имеют сил приходить в оную: меньше ли нужна она для здоровых, которые приходить в нее могут? Кто отважится утверждать сию несообразность? А не часто ли видим мы сию несообразность на деле, то есть, что здоровые меньше больных помышляют о Церкви?" (свт. Филарет Московский).
Если Вы, о.Леонид, служите Богу, то я, со "свиным рылом", ближний ваш и брат о Господе, а коли "калашный ряд" лицеприятия Вам ближе, то я Вам точно не судья, но и не собеседник тем более. Страха Божия не имеющие - духовного не разумеют. Это ли не повод воспользоваться Вам собственным советом?!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Антон Мацнев 03.03.2015 в 14:38:46

К прот. Леониду.
Пребывая в плотском состоянии, человек действительно не лучше свиньи. Но наверное мы все хотим свергнуть с себя иго греха и не питаться более рожками. И наверняка, все статьи и обсуждения не имели бы места и смысла, если бы не ощущали на себе плоды этого соборного разума. Вот примеры. Стоишь на молитве в храме, поется херувимская, а священник, вдруг, начинает громко читать тайные молитвы. Вся стройность пения и благоговение прихожан нарушены, зато миссия выполняется. А в некоторых храмах раздают листочки с песнопениями и ту же херувимскую начинают петь нестройные голоса прихожан, какофония получается, но зато народное пение внедряем. А теперь, надо не надо, еженедельно прихожан причащать начнем и все равно, что многие из них в смертном грехе прибывают, ведь теперь есть исключительный случай. Все равно что некоторые о христианстве из художественной литературы знают или что еще хуже читают авторов западных церквей. А зачем, если об этом даже никто и не спросит? А зачем собственно вообще исповедывать? Если еретические учения вроде как и не еретические становятся. Тем паче сам профессор МДА, Осипов, выпускает из ада грешников и открывает рай невоцерковленным, прям папа римский.
Бедные священники! Один из поклонников Осипова, когда я заикнулся о заблуждениях сего профессора на тему ада, сказал мне: неужели ты думаешь, что святые и праведные не имеют милосердия к грешникам в аду и не умолят о них Бога? Мы уже имеем Оригена, преданного анафеме, изобретшего эту ересь, чего спрашивается повторятся?
Да, кстати, обратите внимание, как модно ныне стало утверждать, что догматы православной Церкви незыблемы и тут же их низлагать своими мудрованиями. Так делает Осипов, так сделал и "соборный разум": "Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак".
А дальше то что? Так что уважаемый протоиерей Леонид, я свинья и худший из всех грешник, коим и являюсь, но веру православную и ее догматы, которой имею единственную надежду на спасение, разрушить позволить не могу. Апостолы тоже неучеными рыбарями были, но Бог даровал им разум и Дух и в простоте своей веры они обратили всю вселенную ко Христу. А ученые фарисеи остались вне врат. Это про рыла свинные.

Иоанн 03.03.2015 в 13:26:11

<...> Опять умолчите, господа с БО?
От модератора: Умолчим.

М.Яблоков 03.03.2015 в 12:00:13

Прот. Леониду Калинину.
"Кафолическую истину мы должны определять теперь более не общецерковным сознанием, которого в настоящее время не достает нам, а общецерковным Преданием, как было во времена монофелитов и иконоборчества" (проф. А.П.Лебедев).
Никакой Собор не может отменить Предание Церкви, разве что разбойничий...

Сергей Агапов 03.03.2015 в 11:22:25

Прот. Леонид Калинин 03/03/2015 в 00:48:04
Соборным разумом это будет называться только тогда, уважаемый отец Леонид, когда эта статья и эта дискуссия будет опубликована в главных церковных изданиях. Пусть даже не эта статья, пусть это будет любое открытое обсуждение. А вот это полуподпольное и незаконное сборище никак не может претендовать на Соборный разум. Вы еще скажите мозг нации.

Сельскiй бригадиръ 03.03.2015 в 09:24:31

Прот. Леонид Калинин 03/03/2015 в 00:48:04
***Документ, принятый соборным разумом Церкви, правильный***
Ни о каком "соборном разуме Церкви" при принятии документа "Об участии верных в Евхаристии" невозможно говорить. Принимал его даже не Собор, а всего лишь неканоническое церковное "Архиерейское совещание".
Например, если в первоначальном варианте документа, вынесенном на обсуждение "Межсоборного присутствия", было сказано: "Исповедь перед причащением является НЕОТЪЕМЛЕМОЙ важной частью говения", то в окончательном варианте, утвержденном архиерейским совещанием, исповедь перед Причастием носит лишь РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер.

р.Б.Ирина 03.03.2015 в 02:26:55

Эти отступления от канона суть ничто иное, как оправдание своих пороков. Есть Совершенный Человек Иисус Христос, к Которому мы карабкаемся (каждый в меру своих сил). Если убрать критерии совершенства, то карабкаться будет просто некуда, будем опускаться до себя - грешных и смертных, и рухнет всё Домостроительство. Именно это и делают волки в овечьих шкурах, подкапывая фундамент Церкви.

В.Семенко 03.03.2015 в 01:16:54

В целом все верно, но следует ставить вопрос шире, говоря о глобальном кризисе института традиционной семьи в нашем обществе (в Европе тем более и еще раньше). А этот последний невозможно, в свою очередь, рассматривать вне контекста кризиса всей системы традиционных, прежде всего христианских, ценностей в современном мiре. Это я к тому, что вырывать из контекста один какой-то аспект и проявлять строгость именно в нем, как бы отдельно от всего остального - методологически не вполне верно. Все дело в проникновении духа мiра внутрь церковной институции, что сказалось и в данных, рассматриваемых в статье, излишне компромиссных формулировках документа.

Прот. Леонид Калинин 03.03.2015 в 00:48:04

Документ, принятый соборным разумом Церкви, правильный и не вам его обсуждать. Не соваться бы "со свиным рылом в калашный ряд"! Свои грехи исправляйте, "судьи" неправедные! В Евангельском случае с блудницей вы побили бы камнями не только грешницу, но и Самого Спасителя Христа! Воистину, провокационная и вредная статья!

Антон Мацнев 02.03.2015 в 21:33:55

Статья правильная. Само стремление к обсуждению и изменению основ церковных правил, уже какое то гордостное движение. Очевидно, что сколько бы вместе мужчина и женщина не прожили вместе, брак их без церковного благословения незаконен и живут они в блуде. И как не крути, так оно и есть. И вот таковой, не венчаный потому и не венчаный, что не имеет понятия о вере и церковной жизни. И вдруг такой приходит в церковь... Если он действительно пришел от веры, то не дерзнет и приступить к причастию, пока не исправит свою жизнь. А если его привело нынешнее миссионерство, и такой вот миссионерский священник вдруг решил, что случай исключительный... Происходит то, что человек в грязном рубище заталкивается на брачный пир. Но таковой извержен будет, по слову Евангельскому, и мы знаем, что далее с ним будет.
Далее, остальные посчитают, что покаяние излишне. Соблазн невообразимый. Протестанты и католики на этой же почве уже садомитов венчают и животным врата в рай открывают... Или исключительный случай это смертный одр и кающийся на нем?
Читая эту статью, мне сразу вспомнился один священник, он все оправдывал своего приближенного (не помню точно, старостой тот вроде церковным был), уже кстати пожилого мужчину, который на старости лет ушел к другой, и этот священник говорил при этом, а что я могу сделать - ведь он любит ее.
Все эти новшества - явная попытка оправдания своих пороков. Это уже произошло с католиками, протестантами, они развратились до беспредела. И ведь такое стремление заставляет как то сглаживать остроту догматов и уделять мало внимания опасности злочестия.
Вчера на приходе, куда хожу, в проповеди на неделю о православии, речь шла почему то только о седьмом Соборе и иконоборчестве, как будто других нет. Было сказано, что ересями дьявол тогда искушал, а теперь типа не так. Но ведь ереси стали еще более изощренные, а для развращенного общества они так и вовсе не приметны, а наоборот являются удобной возможностью прикрыть свою развращенность. Тем более ни для кого не секрет, что общество наше все более языческое нежели христианское и христианам все более трудней в нем жить, соблюдаясь от соблазнов, которые умножаются все более. Так зачем же подавать еще более соблазнов христианам?

р.Б.Сергий 02.03.2015 в 20:12:29

**3 февраля 2015 г. на Архиерейском Совещании...**
Уже и архиереи Русской Православной Церкви соборного мнения не имут, а токмо совещательное...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Михаил Ершов 02.03.2015 в 15:29:22

Статья правильная, но в конце можно сделать конкретное предложение: убрать из текста "документа" приведенный выше абзац как противоречащий Священному Преданию и каноническим правилам. Вообще этот "документ" мне не по душе, так как он дает широкие возможности для экспериментов современных клириков либерального толка.

Николай (Москва) 02.03.2015 в 14:03:57

На Афоне невенчанных не причащают.

Пётр Цыганков 02.03.2015 в 12:44:57

Здесь есть недосказанность.... Вот ситуация: двое людей живут в сожительстве, он хочет жениться, она-нет.... В таком случае, если он-мужчина, то ставит ультиматум: или женимся, или давай, ищи другого.... Хотя обратных примеров знаю больше (она хочет Брака, он-нет).... В таком случае пусть она ставит ультиматум уже ему: или женимся, или расстаёмся... Только так. Моё видение ситуации...
Так что хорошая статья, но психологических нюансов не хватает, увы. А они лишь подкрепляют правоту БО... Вообще, в этом "Документе" я вижу некоторое "сергианство"...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс