Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

 

Имя протодиакона Андрея Кураева взято мною в кавычки неслучайно. Я не хочу и не считаю возможным рассматривать в этой статье о. Андрея как отдельную личность, конкретного священнослужителя, даже просто как индивидуального публициста, блогера, миссионера. Кураев как Кураев может быть объектом изучения для авторов серии ЖЗЛ, но совершенно не интересен с социально-философской точки зрения. Гораздо большего внимания, на мой взгляд, заслуживает «Андрей Кураев» как философский проект, социальное явление, интеллектуальный бренд современности, в котором аккумулируются тенденции постмодерна и которые распространяются им и через него в богословском, культурном и церковно-политическом дискурсе за последние 20 лет.

Вопрос открытый, проблема обширная и, на мой взгляд, пора начинать крупное исследование данного явления, которое отнюдь не заканчивается, а приобретает все более апостасийные черты. Это стало очевидно на фоне последних скандалов, связанных с Кураевым, с его медийной популярностью, подпитываемой «пятой колонной» и всевозможной либеральной сволочью, и, конечно же, дало о себе знать в его четкой антироссийской позиции по поддержки украинского переворота и идеологов «евромайдана».

Чтобы рассмотреть «Андрея Кураева» как философский проект, необходимо наложить на него матрицу парадигмального анализа. Как известно, парадигмальный анализ вырос из трудов Т. Куна, П. К. Фейерабенда, а огромную работу в этой области на русском языке в наше время провел проф. А.Г. Дугин. В книге «Эволюция парадигмальных оснований науки»[1] и последующих своих работах по философии, социологии, политологии он предлагает для изучения истории человеческой мысли деление на три фундаментальные парадигмы — традицию (премодерн), современность (модерн) и информационное или постиндустриальное общество (постмодерн). Причем, как отмечает Дугин, смена парадигм — и это очень важно для православного сознания — осуществляется не просто как заданная смена исторических эпох, «но как свободный, сознательный и волевой выбор человечества, общества, личности»[2]. Это значит, что верующий человек, в какое бы время он ни жил, и какие бы социальные перемены ни происходили вокруг него, может и должен сделать ценностный выбор в пользу той или иной модели. И в соответствии с этим мировоззренческим выбором мы можем судить о таком верующем или как о традиционном религиозном человеке, или как о религиозном модернисте, или как о симулякре[3] религиозного человека в постмодерне.


Парадигмальный идиотизм

А.Г. Дугин так же подчеркивает, что характерной чертой постмодернистской парадигмы является одновременное игровое смешение современности (модерна) и традиции (премодерна): «Парадигмы модерна и премодерна сходятся друг с другом напрямую в ситуации постмодерна. Сегодня эти парадигмы рассматриваются как равновозможные, абсолютно несерьезные и игровые»[4]. Эти слова каждый день иллюстрирует практически любое ток-шоу, где в одной студии могут оказаться академик, священник, байкер, пиар-менеджер, депутат, колдун — все они будут обсуждать какую-нибудь «очень серьезную» тему (да и тема-то не имеет значения — ее забудут к концу передачи не только зрители, но и участники программы) под визг невменяемой массовки, с крикливыми обрывками фраз, анекдотами ведущего и перерывами на рекламу. Каждый участник этого бессмысленного шума (в том числе и мы — зрители, включившие в это время телевизор) представляет собой просто законченного идиота, который строит Вавилонскую башню, но уже давно не понимает не только своего иноязычного соседа, но и вообще забыл, что он строит — то ли башню, то ли метро; хочет ли он подняться до небес, или ему надо спуститься в преисподнюю. Такова ситуация постмодерна в самом общем смысле, а вернее сказать, в бессмыслице. При этом стоит человеку вернуться на свое место — академику на кафедру, священнику в храм, байкеру на мотоцикл — и каждый из них воспринимается как адекватный представитель своей парадигмы, социальной среды, культурного ареала.

Но как им вернуться? И священник, и академик переступили уже одной ногой в постмодерн (про байкера даже не говорю — он мчится туда на своем Harley-Davidson). Академик может возвращаться на кафедру, а придти на реалити-шоу; священник в церкви вдруг может оказаться на «миссионерской литургии» с плазменным телевизором, по которому вышеупомянутый байкер (а он ведь сегодня — активный участник наших «миссионерских» проектов) после трансляции службы будет смотреть то самое шоу, на котором академик будет спорить с Павлом Глобой о внеземных цивилизациях. А потом — реклама, футбол, а потом священник выложит у себя «Вконтакте» фотографию освящения мотоцикла «отмиссионеренного» (выражение Кураева) им байкера. Шизофрения? — Возможно, но только массовая, парадигмальная. Это и есть ситуация постмодерна, когда никуда больше нельзя вернуться и никуда нельзя придти. Смыслы, значения, цели — всё перепутано, перемешено, бесконечное количество раз переиграно — мы устали: разговариваем с телевизором и ждём рекламной паузы... В этой ситуации все — идиоты. Кстати, несколько слов об идиотизме как о фундаментальном принципе «новенькой» теологии.

Вспомним передачу, которую не так давно вел о. Андрей Кураев, — «Со своей колокольни». В заставке к ней о. Андрей «шутит», прибегая к этимологической игре: «Я — идиот (ἰδιώτης«частное лицо»), — говорит он, — и буду говорить с вами как идиот, которого ни Церковь, ни Собор, ни Патриарх не уполномочивали говорить как-то иначе». А дальше идет передача-монолог Кураева, где он поднимает серьезные богословские, церковно-политические, культурно значимые вопросы — все это выдается как частный взгляд священнослужителя. Но если он (взгляд) — частный, то значит, возможно, нецерковный, скорее всего неважный и уж точно необязательный, а тогда и ненужный. Зачем «частное лицо» высказывается в подряснике, подчеркивая свою принадлежность именно к церковной структуре? Почему частное мнение частного диакона транслируется не на кухне, не в приходских кулуарах, даже не на лекциях, а по телевидению (ведь оно является средством формирования не частного, а общественного мнения)? В конце концов, почему мы смотрим церковную передачу на светском канале да еще и с «идиотом» (употребляю это слово в том значении, какое вкладывает в него сам о. Андрей: не медицинское)? Вопросы бессмысленные (в самом деле, зачем мы вообще смотрим телевизор, пишем в ЖЖ, сидим в соцсетях?), но они демонстрируют ситуацию постмодерна, в которой оказался и сам о. Андрей Кураев (вольно или невольно — неважно). Смешение парадигм в постмодернистском проекте «Андрей Кураев» мы видим на примере не самой одиозной и даже не скандальной передачи «Со своей колокольни». Схема, описанная Дугиным: частное лицо (концепт либерального модерна), богословская тематика и церковный антураж (знаки премодерна) — и все это начинается с юмора, с шутки (игровой стиль постмодерна). В итоге же главное не то, что сказал Кураев, а то, что всё, сказанное им, — нескучно и необязательно. Интересненько, познавательно. После этого можно переключить на Малахова или на «Битвы экстрасенсов»...

Какое отношение весь выше описанный бред имеет к Кураеву? — Самое прямое и философское. Образ самого о. Андрея Кураева есть постмодернистский образ, несущий в себе ролевое смешение парадигм модерна и традиции. Перед нами ещё пока классический модернист, апологет Нового времени, но уже совершенно отчетливо мы видим в о. Андрее «постсвященнослужителя», «постбогослова», «постмиссионера». Можно сказать и так: если еще вчера «Андрей Кураев» — это проект модерна, то завтра это будет экстравагантный постмодернистский фарс, наряду с Femen, Pussy Riot или персонажами фильмов Тарантино. Что же мы имеем на сегодняшний день?


«Андрей Кураев» и феномен «новенькой» теологии

Начиная с Реформации, христианский мир (в первую очередь, конечно же, западный) был ввергнут в модернизацию — «sola Scriptura» и «sola fide» — стали вкупе с европейским индивидуализмом базовыми принципами религиозного модернизма. Новое время породило не только новоевропейскую науку (что скорее есть следствие, а не причина), но и новое сознание, новую философию, новую теологию. И проблема здесь не в тех и иных доктринах, но в новом, модернистском, антитрадиционном восприятии христианства. Теология всё больше и больше обмирщалась, сжималась, искала новые формы своего существования в стремительно меняющемся европейском мире и вступила в XX век в двух версиях: новая теология то искусственно пыталась воссоздать древность, разучившись уже понимать язык традиционного богословия и мистики, церковного искусства и литургической жизни; то с тупым оптимизмом объявляла курс на aggiornamento (обновление), стремясь ассимилировать новейшие либеральные идеи и догнать летящий в бездну поезд современности.

Первую версию модернизации теологии (назад к древности) можно наблюдать у нас в православной среде — это движение «нового религиозного сознания» (НРС) Бердяева, Розанова, четы Мережковских-Гиппиус и иных представителей Серебряного века, это богословие «парижской школы» — законной преемнице НРС, это общины о. Г. Кочеткова сегодня и т. п. Имена ярких представителей всем известны.

Вторая версия новой теологии (вперед к прогрессу) — это Второй Ватиканский собор. Ватикан-2 — это mainstream западного религиозного модерна и «смерти Бога». Здесь и экуменизм, и женское священство, и христианские демократы вместе с христианским эволюционизмом. В собственно теологической сфере после Второго Ватикана катализируются все постмодернистские тенденции религиозного авангарда: «теология освобождения», квир-теология (ассоциация теологов для защиты секс-меньшинств), движения Эмерджентной («проявляющейся») церкви (Emerging church) и «пацифистских церквей», «слабая теология» (Weak Theology) Джона Капуто и идея «музейной церкви» Джанни Ваттимо.

Вот адекватное описание этих последних тенденций в современной западной теологии: «Среди всех постмодернистских теологических течений можно заметить несколько тенденций – к освобождению и к ослаблению, которое также служит освобождению, а также интенцию к смерти бытия и Бога – желание смерти бытия и Бога, как гарант свободы. А также ключевая идея Бога-любви вместо Бога-силы, Бога как Отца и строгого воспитателя. Скорее можно говорить о Боге-друге. Бытие слишком тоталитарно, нетерпимо и агрессивно, слишком травматично и опасно – его необходимо ослабить и принизить, такое ослабление позволит вырваться из уз Бытия, т.е. освободиться. Понимаемый в христианстве как любовь, Бог может помочь человеку освободиться из тюрьмы Бытия»[5].

Последний философский всплеск и одновременно тупик модерна — экзистенциализм — окончательно лишает религию на Западе надежды на свою внутреннюю силу и вообще надежды на Бога. Когда Пауль Тиллих утверждает свою концепцию «безусловной веры» в «Бога над Богом теизма», то говорит лишь об одном: больше нет никаких условий (для западного человека, поэтапно проходящего модерн) для веры в Бога Библии и Традиции. Эта вера накануне постмодерна не обладает никаким содержанием: «Это просто вера, ненаправленная, безусловная. Она не поддается определению, потому что все определенное разрушается сомнением и отсутствием смысла»[6]. Все традиционные смыслы религиозной жизни, христианские символы и знаки утрачивают свою силу. Произошла полная инфляция смыслов: нет означающего и означаемого, есть только пустые знаки как пустые конфетные обертки, копии без оригинала — симулякры, говоря языком постмодерна.

Церковь уже не воспринимается ни как иерархический институт (католическая экклезиология), ни как корпорация спасенных индивидов (протестантская экклезиология), она лишь проявляется (отсюда и современное движение Эмерджентной («проявляющейся») церкви) как отдельные и несвязные всплески религиозности отдельного индивида.

Постмодернисты вообще отказались от всякой серьезности: экзистенциальные страх и отчаяние последних людей модерна они заменили игрой. Когда-то Ницше писал о «веселой науке», теперь можно говорить о «веселой религии» — в религию теперь можно играть. Не притворяться, не лицемерить, а просто жить тем фрагментарным сознанием либерального индивида, в котором религия есть опция его запрограммированной игры под названием «жизнь». Да и религия целиком в постмодерн «не закачивается», слишком большой «файл» — лишь отдельные идеи, обрядовые фрагменты, разорванные образы — облегченная версия, одним словом.

Возникает «новенькая теология». Почему «новенькая»? — потому что от модернизма уже устали, он стал неимоверно скучен для поколения постмодернистских теологов. Постмодернисты, по замечанию Бруно Латура, есть «разочарованные рационалисты», которым больше нечего ждать от Нового времени, от модерна в будущем, и прошлого у них тоже уже нет[7]. Все новое уже надоело, хочется «новенького», не новейшего — это слишком фундаментально, серьезно, тоталитарно, а именно новенького — необязательного, игрового, того, что «быстро» зацепит и так же быстро пройдет. А. Дугин называет это «постмодерном для масс»: «“Новенькое времечко” постмодерна сообщает нам в первую очередь о том, что модерн более не интересен»[8]. Следовательно, и все модернистское богословие за весь прошлый век исчерпало себя.

Наши отечественные церковные модернисты — это замшелая древность, вчерашний день. Послушайте или почитайте о. Георгия Кочеткова: это мы в церковной среде ведем с ним полемику, критикуем или наоборот интеллигентно поддерживаем, воспринимая серьезно его богословские потуги; для постмодернистской среды Кочетков — это просто пещерный человек. Он ещё верит в прогресс, в разум, имеет какие-то гуманистические принципы, серьезно пытается что-то реформировать в разрушающемся модерне, искренне увлекается персонализмом и экзистенциализмом, о котором сейчас не вспомнит современная западная философия даже на его (экзистенциализма) родине — во Франции. В общем, для постмодерна модернисты такие же ретрограды, «охранители», каковыми сами модернисты считали людей Традиции, и даже хуже — почти фашисты, ибо в постмодернистской гносеологии разум представлен как источник тоталитаризма.

Таким образом, игровой, несерьезный, иронический характер религиозности является одной из существенных черт «новенькой теологии» постмодерна. Второй, не менее важной характеристикой постмодерна и постмодернистской теологии в частности служит тотальный постлиберальный плюрализм или толерантность.

Теперь возвращаемся к предмету нашего исследования — к «Андрею Кураеву» как проекту постмодерна. И что мы видим? Весь образ постмодернистского протодиакона конструируется с помощью тех концептов, о которых мы говорили выше. Игра и плюрализм — с этим блестяще справляется о. Андрей. Я не говорю о его специфическом языке — смесь научно-популярного ликбеза, церковных анекдотов и молодежного слэнга, о рок-проповедях, о фотографиях на мотоцикле и с украинским борщом, о пестрой компании друзей — от морских котиков и обрюзгших рок-звезд до креативных «девочек»-узниц — все это медийный образ Кураева. Но даже если посмотреть на его «богословское наследие» — я, как и многие молодые люди у нас в Церкви, читал почти все его книги, слушал лекции и выступления — то можно вполне определенно сказать, что это не богословие, это — игра в богословие.

Кураев все 20 лет занимался тем, что расщеплял традиционное православное сознание на отдельные детали. Все это делалось по «канонам» постмодернизма — из православной Традиции конструировался симулякр: «В постмодерне сакральное всплывает именно в таком качестве — как нечто рассеянное, остаточное, разрозненное и не способное заново собраться. Как демоны в традиционной иконографии изображаются в виде монстров, искаженных существ, в которых перемешаны звериные, человеческие и механические черты, где все пропорции искажены и обезображены, так и язык Традиции появляется в постмодерне <...> как пародия и симулякр, не как Традиция, но как “обезьяна Традиции”»[9]

Любимая идея о. Андрея о том, что «мир Православия сложен», что в Церкви только узкая сфера догматики (в рамках Символа веры) непреложна и неизменна, а всё остальное (каноника, богослужебный устав, социально-политическое учение Церкви, святоотеческое предание и многое другое) является формой миссионерской игры «на церковном дворике», свела масштабное кураевское творчество к одной большой постмодернистской инсталляции под названием «Православие». Здесь нагромождение всего — и остатков Традиции, и пафоса модерна: Шестоднева и эволюции, Рерихов и святых отцов, Гарри Поттера и богословия и т. п. Можно «постебаться» над «симфонией властей» или над Днём народного единства, но с умным видом «понять» русофобский «крик души» украинского народа и т. д. И вся эта протодиаконская инсталляция есть симулякр духовной жизни, который вызовет графоманский рефлекс нескольких десятков блогеров, к вечеру умрёт, а на завтра программа «Андрей Кураев» будет снова нуждаться в перезагрузке.

Американский политик Патрик Бьюкенен более десяти лет назад рассуждая о проблемах американского общества, духовном кризисе и дехристианизации США, справедливо заметил, что причина этой религиозной деградации — внутри самой Церкви, в тех её членах, священнослужителях, теологах, простых верующих, которые безумно пытаются «примирить христианство с контркультурой»[10], и тем выставляют веру на посмешище миру сему, постмодернистском миру. Об этом пишет американец, он боится потерять свою протестантскую, и без того слабохристианскую идентичность, а у нас что происходит? На мой взгляд, проект «Андрей Кураев» необходимо срочно закрывать, закрывать грамотно, последовательно, с опорой на традиционное православное сознание, культ «всероссийского миссионера» пора развенчивать. «Новенькая теология» — это дыхание сатаны.



———————————————————————————

[1] Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002.

[2] Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М., 2009. С. 16

[3] Симулякр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — распространенный постмодернистский термин, обозначающий в самом широком смысле «копию без оригинала» (по Ж. Бодрийяру), рассматривается как образ, лишенный сходства с предметом, но создающий эффект подобия.

[4] Дугин А.Г. Постфилософия. С. 192

[5] Давыдов Д.Г. Проблема метода в современном русском богословии в условиях постмодерна // http://www.academia.edu/2942118/

[6] Тиллих П. Мужество быть. М., 2011. С. 218

[7] Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб., 2006. С. 114

[8] Дугин А.Г. Постфилософия. С. 67

[9] Дугин А.Г. Радикальный субъект и его дубль. М., 2009. С. 15

[10] Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2003. С. 261

 
Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
164
 /  - 
50
Комментарии:
р. Б. Татьяна 20/09/2016 в 15:16:46
Россиянин 01/04/2015 в 10:02:48
***Лишний раз убеждаюсь, что в Церкви нет "мелочей". Любой уклонение ведет к гибели...***
Согласна! Дьявол Скрывался в деталях... Плевелы проросли... А статья - замечательная!
Сергий Агапов 10/12/2015 в 22:30:15

Очень жаль, уважаемый Владимир Петрович. А я всегда буду помнить, что о заразе неообновленчества впервые услышал из вашего выступления на радио «Радонеж». Вы рассказывали, как проникли на конференцию кочетковцев и объясняли, что это за явление и движение такое. И уже только потом мне попались номера журнала «Благодатный огонь», где уже подробнее излагалась суть дела. Печально, что наше разномыслие приводит нас к размолвкам. Кстати, и отец Андрей Кураев когда-то сотрудничал с «Благодатным огнем», и вот такой грустный финал. Желающие могут сравнить прежнего и нынешнего отца Андрея. Статья «Искушение модернизмом» в первом номере «Благодатного огня»: http://www.blagogon.ru/articles/30/
С уважением и благодарностью к Вам Сергий.

В.Семенко 10/12/2015 в 17:46:01
С.Агапову
Сергий, это не они отказались меня публиковать, а я сам отказался. После уже они удалили меня с форума и из вторичных авторов, но это уже несколько другая история.
Сергий Агапов 10/12/2015 в 08:31:09
Охотно прощаю, дорогой Владимир Петрович. И вы меня простите за грубость и нетерпимость. Всегда с интересом читаю ваши статьи, стараюсь следить за всеми вашими публикациями. Считаю, что РНЛ многое потеряла, отказавшись от размещения на своих страницах ваших работ. С уважением Сергий.
В.Семенко 10/12/2015 в 00:58:32
Агапову.
С вами нелегко как-то.
1) Кураев сейчас пашет на либеральную башню нашей родимой власти, на тех, кто устраивал здесь "болотное" белоленточное движение. И никакая это не конспирология. Считайте, что я там у них под столом сидел и все подслушал.
2) Никто Кураева не бьет ногами и по лицу, а напротив, он процветает на всех либеральных ресурсах.
3) Церковь существует не в безвоздушном пространстве. Война против нее управляется внешними силами. Кураев сейчас на той стороне, на стороне врагов Церкви. На фоне его последних демаршей данная статья - просто воплощение умеренности и академичности.
4) Свести проблему к нашим грехам - это все равно что сказать, что Бог зла не сотворил, а оно есть порождение нашей свободной воли и, стало быть, избавление от зла лежит на путях борьбы с грехом. Оно, конечно, так, но это же не значит, что надо, например, распустить армию и спецслужбы и ни с кем не воевать, потому что мы христиане, а Христос был против насилия.
В общем, нельзя так все валить в одну кучу, простите...
Сергий Агапов 09/12/2015 в 22:02:32
Так причем здесь поддержка мiра и заявленное богословие с теологией, в которых я, действительно ничего не смыслю? Что здесь обсуждается, проблемы внутрицерковные или пуськи с муськами, которые к церковной ограде отношения не имеют? Явление протодиакона Андрея Кураева это проявление церковных болезней, происходящих и от наших личных грехов, какие бы конспирологические версии вы не выстраивали, уважаемый Владимир Петрович.
В.Семенко 09/12/2015 в 19:46:05
Это Кураев-то остался без своих покровителей? Вы не понимаете не только богословской стороны вопроса, но и политической! С точки зрения "мiра", а не Церкви, он сейчас, как у них говорится, в полном "шоколаде"! Повторяю, наконец, речь не о нем лично, а о явлении, коего он является ярчайшим представителем!
Сергий Агапов 09/12/2015 в 18:56:14
Претензии к дьякону Илье, дорогой Владимир Петрович, у меня за его чересчур глубокомысленный и модернистский язык. Как говорится, в чем обвиняешь, в том и грешишь. На мой взгляд, увлечение отца Ильи критикой постмодернизма оказывает на него негативное действие. Как в языке, так и в мышлении. О чем он сам и предупреждает в последней своей статье желающих постигнуть пороки этого явления. Вы, конечно, постарше и поопытней его, но и вы не избежали дурного последствия от занятий по этой теме. Даст Бог, я вам про это расскажу, если приведется встретиться.
А мое негодование вызывает стадное желание некоторых товарищей плюнуть или помочиться на поверженного соперника. Было время, когда и я присоединялся к хору осуждающих отца протодиакона. Но это когда мне виделось, что он выполняет желания эффективных менеджеров неообновленчества. Но сейчас, когда наш соперник остался без своих покровителей, не по мужски толпой набрасываться на него. Настоящий человек, видя, как толпа топчет кого-то, должен надавать по шеям подлецам, а потом разбираться с обвиняемым.
Прошу прощение дам, читающих эти строчки, моя грубость, которая, в общем-то, не присуща мне, вызвана жеманством и фарисейством некоторых борцов с «кураевщиной», строящим из себя невинных… А ведь наше дерьмо пахнет ничуть не лучше дерьма наших противников. Так что извините.
В.Семенко 09/12/2015 в 17:54:49
Агапов, вы вообще ничего не поняли! Читайте на ночь катехизис и не более. Речь идет не о личности Кураева (она сама по себе совершенно не интересна), а о явлении, о "проекте "Кураев". Не имеете богословского ума, так молитесь лучше. Это тоже "богословие"!
Сергий Агапов 09/12/2015 в 00:39:00
Я удивлен положительными откликами на статью дьякона Ильи. На мой взгляд, это какая-то псевдонаучная белиберда, яркий образец вот этой самой «новенькой» теологии. Когда отец дьякон последний раз открывал Евангелие? Такое впечатление, что он его только целует и ставит на полочку. Какой контраст с простотой слов Спасителя и этим «интеллектуальным брендом современности», который несет уважаемый дьякон и «в котором аккумулируются тенденции постмодерна и которые распространяются им и через него в богословском, культурном и церковно-политическом дискурсе». Где, скажите на милость, здесь Благая Весть? И как удручает толпа, которая подобно мухам на дерьме перелетает от статьи к статье, от сайта к сайту понося и проклиная протодиакона. И каждый норовит уже не по первому разу обрушить свои камни на несчастного грешника, вообразив, что слова Спасителя ему не указ. Ладно, женщины, массовая истерия это их стихия. Но мужики. Вот представьте. Идет человек и видит, к примеру, что толпа подонков месит одного человека. Что? И ему подскочить и врезать лежащему по морде, по почкам, по я…м? Давайте растопчем человека. И уподобимся юнцу, который лихорадочно давит прыщики перед походом на танцплощадку, не понимая, что беда не в прыщиках, а в самом организме. Стыдно, честное слово.
Инна 08/12/2015 в 18:51:24
О Кураеве как о еретике и скабрезном похабнике говорят уже давно. А воз и ныне там. Молчанием предается Бог.
раба Божия София 23/04/2015 в 11:40:06
Блестящий комментарий Михаила К. к блестящему анализу отца Илии! СпасиБо! Оба правы, по-моему
Михаил К. 16/04/2015 в 12:59:17
//...проект «Андрей Кураев» необходимо срочно закрывать, закрывать грамотно, последовательно, с опорой на традиционное православное сознание, культ «всероссийского миссионера» пора развенчивать//
Статья действительно интересная. Но какова цель??? Еще раз напомнить о самозатухающем проекте "о.Андрей"? Дать новый импульс этому проекту, который и живет только лишь благодаря пересудам и склокам вокруг него? Это и есть та самая перезагрузка, о которой упомянуто в конце статьи? Хвала и хула всегда идут рядом...
Про о.Андрея и его сомнительные труды вспоминаю лишь благодаря "Благодатному огню". Хотите действительно закрыть этот проект - забудьте про него!
Валентина Б. 07/04/2015 в 15:42:07
Я бы в слове бренд убрала букву н - интеллектуальный бред современности - это о кураеве. Статья блестящая! Мне хватило одной его книжки. Просто бред неправославный! Неряшливое письмо.
Была на одной встрече с ним - на Оптинском подворье в Ясеневе. Это был ужас - какие-то непристойные побасенки... Я потом пересказала одну из них 80-летнему старцу. Он сказал: такое даже пересказывать нельзя!
Автору - респект! Читала с интересом и удовольствием.
Александр En. 06/04/2015 в 14:07:00
И вот это иуда Кураев выступает в Новосибирске на митинге в защиту богохульства...
р.Б.Сергий 06/04/2015 в 02:23:42
В.Семенко 02/04/2015 в 09:42:58 пишет:
//В целом мысль автора движется в правильном направлении... //
Дорогой Владимир Петрович, прежде всего благодарю Вас за ссылку и превосходно выполненный труд анализа современных нестроений Русской Православной Церкви. Поскольку мы члены одной Церкви, то совершенно естественно, что наши мысли движутся в одном направлении: "Кому Церковь не Мать, - тому и Бог не Отец". Неообновленчество это не просто церковный мэйнстрим "либеральной скверны", а ползущая реформация посредством эффективного социального служения, в котором "«Основы социальной концепции РПЦ» — предельно взвешенный, глубокий и сбалансированный документ, являющийся базовым, исходным в социальном учении нашей Церкви..." играет весьма значительную роль. Спасение русского народа заключается в возвращению слову "русский" смысла "православный", а не в превращении духовной лечебницы в комбинат душевно-ритуальных услуг. Социальному служению Бог не нужен, - вполне сгодится "призрак Ватикана". И не так важно, является ли секуляризация Православия очередным проектом спецслужб "сетевого противостояния", как важно то, что никогда ересь не врачевалась принципом икономии, но только посредством анафемы и покаяния, и уж тем паче, жертва и подвиг без благодати Божией - ничто.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.Б.Ирина 02/04/2015 в 13:55:15
В.Семенко 02/04/2015 в 09:42:58
"Модернистский соблазн": http://amin.su/2009_kak.pdf См. также: http://amin.su/content/kolonka-redaktora/40/
Владимир Петрович, спасибо! Блестящая статья (книжку себе тоже скачала). Происходит, действительно, глобальная мутация традиционного православного соборного сознания. Точнее сказать, в корне уничтожается сама соборность, паства распыляется на атомы. Незаметно уничтожаются Догматы, человек тонет в водовороте лжи. Видимо, поэтому мы не наблюдаем соборного сопротивления наглому беспределу.
р.Б.Ирина 02/04/2015 в 13:32:53
Когда сектант Сергей Смирнов из кочетковской седьмой общины говорит, что один из членов секты «начал бунтовать» против самопальных молитв, я понимаю, что это серьезно. Да, господа, это бунт! - http://www.blagogon.ru/biblio/3/
И когда Кураев в своем блоге устраивает треш и угар, разрушая древние, благочестивые устои мудрого Домостроительства - это тоже бунт, но бунт уже со вселенским размахом, с расчетом на революцию! И кочетковцы, и Мень, и Осипов, и его верный ученик Кураев - это всё одна большая секта, внедрившаяся в Тело Христово специально для разрушения.
В.Семенко 02/04/2015 в 09:42:58
В целом мысль автора движется в правильном направлении. У меня Кураеву посвящена глава "Модернистский соблазн": http://amin.su/2009_kak.pdf
См. также: http://amin.su/content/kolonka-redaktora/40/
иерей Илья Мотыка 01/04/2015 в 13:20:13
Больно жирно для вышеуказанных персон собирать из-за них целый Поместный собор. Для этого не нужно даже собирать епархиальное собрание. Достаточно запрета в служении на приличный срок лет эдак пять рабочем порядке. Протодиакона Андрея Кураева и в лучшие годы за богослова никто не считал, только за церковного публициста.
Ирина Фр. 01/04/2015 в 11:51:24
Недавно архиерей подверг жесткому прещению священника за призывы к братоубийству в Новороссии. А вот и его предтеча - протодиакон, воспротивившийся сестроубийству кощунниц из ХХС. Ведь православные же девочки, одна их них - прилежная ученица Белановского из ЦДРМ. События - звенья одной цепи. Главное ведь любовь, правда? Голубок и горлица никогда не ссорятся.
р.Б.Ирина 01/04/2015 в 11:39:59
///...проект «Андрей Кураев» необходимо срочно закрывать, закрывать грамотно, последовательно, с опорой на традиционное православное сознание, культ «всероссийского миссионера» пора развенчивать///
Очень хорошая статья, спасибо отцу дьякону Илье. Лучшей критики, чем эта, по поводу Кураева я не встречала. Показана самая суть кураевского лицедейства, природа его извращений и целенаправленного словоблудия. Кураева давно пора лишить сана, он не православный. Но ему даже говорить от лица Церкви не запрещают! Это ужасно. Я знаю хороших людей, которые совращаются с правильных мыслей, начитавшись кураевских мерзостей...
Антон Мацнев 01/04/2015 в 11:34:38
Мудреная конечно статья, но смысл верный. Удивляет, что до сих пор многие, в том числе и священнослужители, воспринимают Кураева, как богослова. А некоторые даже говорят, что он лучший богослов современности. Смешно и плакать хочется.
Ярослав 01/04/2015 в 10:53:59
Интересно, что диакон банит без предупреждения, если в его ЖЖ "хулят" его "его величество Я". Но если хулят Церковь или Христа - он против того чтобі "просто запретить".
р.Б.Сергий 01/04/2015 в 10:14:28
**... проект «Андрей Кураев» необходимо срочно закрывать, закрывать грамотно, последовательно, с опорой на традиционное православное сознание... **
Категорически воспрепятствовать даже появлению таких "проектов" как "Кочетков", "Борисов", "Митрофанов", "Кураев" ... и "Всемирный Совет Церквей" мог бы Поместный Собор Русской Православной Церкви, отказавшись от эффективного социального служения. Но кто ныне соберет и направит такой Собор, дабы уврачевать ДУХОВНО церковные нестроения?! Проект "Кураев" и ему подобные является закономерным зримым результатом апостасии священства и самого русского народа в целом.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Россиянин 01/04/2015 в 10:02:48
Лишний раз убеждаюсь, что в Церкви нет "мелочей". Любой уклонение ведет к гибели...

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии Православный журнал Благодатный огонь
«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии
1.04.2015
Диакон Илья Маслов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

Успел ли старец Кирилл Павлов пройти аттестацию, или О реформах духовного образования митрополита Илариона (Алфеева)

19.03.2017
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

7.03.2017
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

5.03.2017
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

3.03.2017
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

28.02.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

 

НОВОСТИ

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

04.03.2017
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О последних нововведениях митрополита Илариона (Алфеева)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви

01.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий призывает отказаться от Всеправославного Собора