Богородица

Актуальные статьи

«Православное диссидентство»: кризис правды.
О не новом в «Новой газете»...

25.05.2015


Борец за правду и вольный протодиакон Андрей Кураев не дремлет на боевом посту антиидеологического фронта. Недавно он дал интервью «Новой газете» (http://www.novayagazeta.ru/society/68391.html) в лучших традициях советского диссидента или постсоветского либерального общественника. Ничего нового там, правда, нет. Все те же избитые уже темы об идеологическом диктате путинского правления, о несчастных креативных узницах Pussy Riot, о непонятом «Тангейзере», о «голубом лобби», смело разоблаченном самим Кураевым в рядах РПЦ, — в общем стандартный набор честного и благородного борца с ненавистным кремлевским режимом из рядов наиболее совестливого и передового духовенства. Вся беседа обозревателя «Новой газеты» с протодиаконом Андреем просто несет в себе девиз «правда, правда и ничего, кроме правды!». Кураев против любой идеологии и всяких там «духовных скреп», горой стоит за «частную веру частного человека» и буквально жаждет голых фактов и ПРАВДЫ. — Как он и журналистка «Новой газеты» ее понимают...

Но знакомство с либеральной прессой и либеральным движением у нас в России каждый раз убеждает меня, что чем больше призывов к правде, тем больше будет вранья. Это вранье особого рода — идеологического, того самого, в котором либералы обвиняют своих оппонентов.

Протодиакон Кураев, как выпускник философского факультета МГУ, прекрасно знает платоновское учение об идеях как проблему части и целого. Целое не состоит из частей, а сумма частей не дает целого. Идея есть та нематериальная, метафизическая скрепа (выражаясь не любимым нашими либералами словом), которая объединяет все части в одно целое. Можно разобрать труп человека на органы, снова собрать, но человек в ходе этой манипуляции не появится, и даже интервью «Новой газете» не даст. К чему это хрестоматийное философское отвлечение? — К тому, что можно довольно правдоподобно излагать отдельные факты, но при этом сочинить большую ложь. Этим занимается пропаганда, в том числе и либерально-демократическая. Не случайно Победоносцев назвал европейскую демократию «великой ложью нашего времени».

Возьмем, например, фундаментальный труд теоретика неолиберализма Карла Поппера «Открытое общество и его враги» — прекрасный пример пропаганды, не уступит Геббельсу! Вся история античной философии рассматривается им как борьба демократии и тоталитаризма. Платон — главный объект критики Поппера, вдохновитель тоталитарных режимов, как он считает, предтеча Гитлера и Сталина. Доживи старик Карл до наших дней, добавил бы: и Путина... А Попперу, как и Кураеву, очень не нравилась идеология, т. е. учение об идеях. Идея — это что-то большое, великое, до конца не понятное, идея требует служения, полной отдачи, порой даже смерти во имя нее. А частное, фактическое, оно вот — рядом, можно пощупать, потрогать, использовать. Как приятно: частная жизнь, частная собственность, частная вера, частная сексуальная ориентация — все настолько частное, что об эти взбесившиеся части (диавол — главный либерал) вдребезги разбиваются божественные идеи семьи, народа, Церкви, державы, красоты, порядка, добра, служения.

И появляется на свет новая идеология — либеральная. И сразу начинает врать. Я, мол, не идеология, — кричит либерализм, — это все наследие вашего проклятого имперского прошлого, а я — за правду, за факты! И достает из кармана засаленную колоду крапленых фактов, тасует ее, как опытный шулер, и раскладывает нужную комбинацию перед обозревателем «Новой газеты», например. Кураев проделывает эту операцию не первый раз — ради сомнительной частной «правды» он лжет на Правду с большой буквы.

При всех закулисных нюансах в истории с Pussy Riot или с «Тангейзером» последняя Правда заключается в том, что это — богохульство с точки зрения верующих и политическая провокация с точки зрения пусть и неверующих, но просто умных и культурных людей.

В смелых кураевских «разоблачениях» «голубого лобби в РПЦ» слишком отчетливо видны типичный пиар-ход и снова политическая провокация. Это — отработанная западная антиклерикальная технология по раскручиванию педофильских дел и гей-скандалов в католической церкви. Кураев решил перенести это на нашу почву, не правда ему в данном случае нужна была, а скандал вокруг Патриарха Кирилла. Протодиакон 20 лет вращался в разных церковных структурах и никогда не поднимал эту тему, а как только ушел в оппозицию, «содомский вопрос» от Кураева стал неплохо продаваться в либеральных СМИ. Говорить стыдно и о самóм «вопросе», и уж тем более о «правде».

Врет Кураев и в рассуждениях о Великой Отечественной войне — о битве на Прохоровском поле. Конечно же, не стоит ждать от церковного диссидента патриотических слов о Победе, тем более после блистательного военного Парада и шествия «Бессмертного полка» 9 мая, — скулы сведет. Но зачем снова взывать к правде и врать? Не была разбита 5-я танковая армия генерала Ротмистрова, как это хочется Кураеву, иначе не стала бы Прохоровская битва 12 июля 1943 года тем переломным моментом в ходе войны, после которого наступательная мощь Вермахта была сломлена и гитлеровские войска были уже обречены на отступление. Да, некоторые историки (особенно западные) оценивают это грандиозное танковое сражение как ничью — слишком большие потери были с обеих сторон и была опасность окружения с флангов советских частей. Но даже если тактически это была ничья, то стратегически эта была крупная победа во всей Курской операции, предопределившая разгром нацистской Германии. Не прекрасный советский фильм «Огненная дуга» искажает историю 1943 года (от художественных произведений вообще не ждут документальной точности), а протодиакон Кураев в угоду либеральной исторической парадигме грешит против наших священных смыслов Великой Победы.

Георгиевскую ленточку не хочет больше «цеплять» о. Андрей к своей сумке — и правильно! Не стоит мелькать с георгиевской лентой на студиях «Дождя» или «Эха» — это будет оскорблением ветеранов. Кураев говорит, что ленточка ассоциируется у него сегодня с путинской политикой и с «донецкой Новороссией», а он как настоящий интеллигент-диссидент с вечной фигой в кармане не «примат узконосый» (как мы с вами — русские патриоты), а индивид! Индивид, мол, идеологической обработке не поддается. Снова соглашусь, потому что сам индивид есть концепт либеральной идеологии и только в этой матрице он и мыслит. Подводит под нее Кураев свои политические, экономические, эстетические и даже религиозные взгляды. Богословие в словах протодиакона — это не православное богословие, а интерпретация им богословских понятий в духе «частной веры частного человека». Разве Кураев не знаком с «Конфликтом интерпретаций» П. Рикера? — Знаком, безусловно. Тогда спокойно и честно о. Андрею стоит признаться той же «Новой газете», что он всего лишь озвучивает (бескорыстно или за вознаграждение — в данном случае неважно) западно-либеральную интерпретацию присоединения Крыма, войны в Новороссии, политики Президента В.В. Путина и даже высказываний о. Всеволода Чаплина. Но Кураев этого не делает, продолжая обвинять всех в идеологической зашоренности, а себя представлять честным объективным диссидентом — этакая смесь Чаадаева с Солженицыным.

Разница, скажем, между мною — «идеологически зомбированным» диаконом и Кураевым — честным и свободолюбивым протодиаконом совсем не в степени верноподданичества или оппозиционности. И Кураев, и я — за идеологию. Вопрос только — какую? О. Андрей — сторонник либеральной модели развития государства, Церкви и общества, идеологического диктата индивида над коллективом, частного над общим, материального над духовным, а значит, Крым — Америке, Путина — в отставку, девочкам-узницам — благодарность от Миссионерского отдела, «Тангейзера» — на сцену Большого театра и т.п. Утрирую, конечно, но не вру.

Я же, наоборот, полагаю, что единственно идентичной русской идеологией может быть только имперская идеология Большой России и Русского мира с религиозно-культурным центром в традиционном Православии и этноконфессиональным разнообразием на перифериях. По крайней мере это — наша родная русская модель традиционной России. Она прошла путь от Московского царства через славянофилов, Леонтьева, Данилевского, Гоголя, Достоевского, Савицкого и князя Н. Трубецкого, вплоть до Красной империи сталинского периода, когда СССР после Великой Победы практически полностью вернул себе границы прежней Российской империи.

П. Савицкий, один из идеологов евразийства, писал, что империя — это объединение политического, культурного и хозяйственного начал на большом пространстве. Сейчас мы называем это Русским миром, но все равно в глубине души русский человек стремится к империи, к своей идентичности. Мы хотим соединить то, что было противоестественно и беззаконно разорвано под улюлюкание западных политиков и наших диссидентов. А либерал хочет разорвать даже то, что осталось. Вот главная и принципиальная разница между нашими идеологическими установками.

В прошлом году я написал открытое письмо другому либералу проф. А.Б. Зубову (http://www.blagogon.ru/digest/499/), где обратил внимание на то, что в первую очередь он не историк, а идеолог. И это нормально, когда люди противоположных убеждений и разных идеологических взглядов выстраивают свою картину мира. И о. Андрей Кураев в интервью «Новой газете» тоже нарисовал свою картину. Вот только не хватает либералу российскому честности подписать это произведение словесного искусства правдивым названием: не русской историей, а «либеральным взглядом на русскую историю», не «новым прочтением классики», а общественной провокацией на литературную или театральную тему, не православным богословием со ссылкой на свое профессорское прошлое, а «миссионерско-креативным изводом» этого самого богословия, например. А иначе получается то самое reservatio mentalis (мысленная оговорка), о котором так осуждающе говорит Кураев. Только грешат этим не только сектанты, но и светские либералы, и церковные диссиденты.

Так что идеологически выверенное интервью дал о. Андрей «Новой газете», только сам от всяких идеологий открестился, что по меньшей степени некорректно и не совсем честно. И совсем неубедительно звучит проведенное им различие между «проповедью высоких ценностей» и идеологической пропагандой. Одно другому совершенно не противоречит. Высокие ценности, если они и в самом деле — ценности, необходимо пропагандировать, т. е. распространять и внедрять в обществе, а идеология в широком смысле — это и есть общие ценности, святыни, общенародный взгляд на свою историю и культуру, а также четкое коллективное представление как о своих единомышленниках, так и о своих идейных врагах (не личных!). В этом контексте можно говорить о русской идее, сербской идее, об англо-саксонской идее, китайской идее и т. д. как об особых цивилизационных архетипах. На этих архетипах и должна строиться идеология того или иного народа и государства, тогда она будет органичной, подлинно народной.

Русский народ — строитель империи, противник любого национализма, интегрированный в православную культуру (даже если не все в России и православные по вере), а значит и идеология имперская для него органична и византийская модель церковно-государственных отношений наиболее приемлема. Это далеко не данность, в это нельзя играть, и велика опасность наплодить симулякры, но это является образцом, «иконой» России.

А можно, наоборот, навязать совершенно чуждую идеологию, наплевав на собственные архетипы. Капитализм, рынок, права человека, гражданское общество, толерантность, современное западное искусство — все это будет принимать уродливые и монстровидные формы на русской почве, как если бы авокадо посадили в Архангельской области. Современный российский либерализм с чуждыми идеями и нашей действительностью — это ничто иное как оккупационная идеология, которая предлагает нам нерусские ответы на наши проблемы и вызовы. Рок-проповеди и Гарри Поттер не в традициях русского православия; русский человек всегда брался за дубину, когда плевали на его алтари; Крым и Новороссия — это наше историческое и цивилизационное пространство, а Победа 1945 года — национальная Пасха — так смотрит русское сознание. Прочитав интервью Кураева, знакомишься с другим сознанием — оккупационным, как выражался И. Киреевский. И не прикроешь это сознание ни богословской эрудицией, ни отточенным словоблудием, ни пропагандистским опытом, полученным на идеологической кафедре атеизма в МГУ. Ничем не прикроешь, даже «Новой газетой».

В конце вспомнился мне персонаж из «Золотого теленка» — старый ребусник Синицкий, который никак не мог вписаться в советскую идеологию со своими ребусами и шарадами, каждый раз горестно жалуясь: «Идеология заела! А какая в ребусном деле может быть идеология?» Может быть старик Синицкий был прав, и в ребусном деле можно обойтись без идеологии — не знаю точно, но вот выступления о. Андрея Кураева в либеральных СМИ без идеологии не обходятся. Но либеральная идеология его тоже «заела»: «диссидент от Церкви» явно испытывает и кризис жанра, и кризис правды. Былая оригинальность и скандальная экстравагантность сдулась у Кураева до пошлого либерального занудства, типа «Путин во всем виноват, а я — за правду». А ведь правдоискательство — очень русская черта, почти как богоискательство. «Россия, — как сказал Иван Ильин, — есть прежде всего живой сонм русских правдолюбцев». И Правда эта не частная, маленькая, «фактологическая», а Божья.


Читайте также: «Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Марина 03.06.2015 в 10:42:43

Гаденький и подленький вид А. Кураева удивлял меня ещё в то время, когда я считала его православным! Считается, что лицо выражает сущность человека, так у этого типа, ещё и вся фигура, мимика, жесты, голосок - всё выдает Иуду!

Смирнова Людмила 29.05.2015 в 16:55:34

Уважаемый р.Б. Сергий!
Во-первых, спасибо на добром слове, Вы меня не обидели ничуть. Позволю себе все же не согласиться с оценкой некоторых Ваших собственных опытных фактов. Думаю, такие случаи Вам действительно известны, раз Вы утверждаете, что «атеисты крестятся и полагаются в священство». Как это просто сказано, и как на самом деле страшно! Не кажется ли Вам, что рукоположенный атеист – это хула на Духа Святого со всеми вытекающими….
Конечно, Господь и из камней может воздвигнуть детей Аврааму. Из рукоположенных атеистов, например. Но в случае с Андреем Кураевым весь ход его жизни – пока! – свидетельствует в лучшем случае о еретическом устремлении духа, в худшем – о бесновании. Сознаюсь, мне страшновато писать такие слова, подкрепляет только точка зрения уважаемого православного священства.
И в заключение.
***Смердящие трупы принято закапывать, а не препарировать, выставляя результаты на всеобщее обозрение...***.
Ваши слова. Я вовсе не считаю Андрея Кураева «смердящим трупом», ведь глубокое покаяние и отчитку никто не отменял. Если хотите, этот талантливый человек вызывает у меня глубокую жалость. Просто по складу я глубокий технарь и выражаюсь порой достаточно жестко. К тому же его книги читают дети.
Дай Вам Бог здравия и спасения.
Татьяне Рябининой.
Я не являюсь знатоком «христианской антропологии» и психоанализа с его адептами. Цитата из Адлера обобщила и подтвердила мой профессиональный учительский опыт. То, что он сформулировал – это правда, что же еще?
Ко всем форумчанам.
Поможем Осипову Владимиру Николаевичу. http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/27/pomozhem_vladimiru_nikolaevichu_osipovu/

р.Б. Сергий 29.05.2015 в 11:11:45

Смирнова Людмила 28/05/2015 в 18:42:53 пишет:
//Маленький, толстенький, но умненький мальчик... в Андрея Кураева вселилось некое инфернальное существо, которое и управляет всеми жутковатыми вывертами крещеного атеиста.//
Дорогая Людмила, хотелось бы поблагодарить Вас за действительно прекрасный психоанализ, дополняющий прекрасную аналитику уважаемого диакона Андрея Маслова. Браво! Но "поскольку Бог есть, случайностей нет", - и закомплексованным умненьким мальчикам Господь предоставляет возможность духовного восхождения, и атеисты крестятся и полагаются в священство. Зачем?! Зачем мы лишаем наше мировосприятие и оценку происходящего духовной аскезы?! Смердящие трупы принято закапывать, а не препарировать, выставляя результаты на всеобщее обозрение... Ужели мы только и способны что расстреливать из всех калибров "духовных террористов, облаченных в рясу"? Накал брани духовной не должен ожесточать сердец наших. Простите меня, если обидел. Храни Вас Бог!

Татьяна Рябинина 28.05.2015 в 23:36:10

Людмиле Смирновой.
"Нас унижающий обман..."
Простите, Людмила, но нет ничего более чуждого христианской антропологии, чем теория психоанализа. Фрейд, Юнг, Адлер, неофрейдисты не просто неверующие люди — это скрытые богоборцы. Юнгианство вообще укоренено в оккультизме. Перефразируя нашего национального гения, можно определить психоанализ как "нас унижающий обман". В качестве аргумента уместно вспомнить знаменитую трилогию А.М. Эткинда ("Эрос невозможного", "Содом и Психея", "Хлыст"). Пользующийся отмычкой психоанализа автор — энергично, талантливо, но совсем не аутентично — развенчивает всю духовность Серебряного века. Вместо ярких, мощных, противоречивых мыслителей перед нами предстают истеричные извращенцы, закомплексованные невротики...
Читая Ваш комментарий, я как раз Эткинда вспомнила.

р.Б. Сергий 28.05.2015 в 21:32:37

Владимиру Юрганову
Дорогой Владимир, и благоразумный разбойник, и Савл, и многие тысячи других христиан к Богу пришли, а не ушли от Него! Но Вы конечно же правы, - пока человек жив, возможно покаяние его при наличии совести, разумеется. Ведь Милосердный Господь право покаяться не отнимает и у диавола до скончания века сего, ибо три с половиной года положил Бог каяться сатане на Голгофе перед человеком за убийство (увлечение в грех) его.
Когда же человек, подобно Кураеву, сознательно сжигает свою совесть, то становится не только духовно слепым, но и беспробудно оглохшим, а потому и не способным к общению (вниманию воли Творца). Пути Господа неисповедимы и мы не ведаем почему Господь не пресекает земного пути таких одиозных личностей как Денисенко, Говорун, Кочетков, Митрофанов и им подобных, - возможно нас убогих ради, чтобы мы научались различать и преодолевать ложь во всех её видах.
Во всякой войне, а в информационной в первую очередь, главным для человека все же является брань духовная. Чтобы уберечь душу, необходимо "облекаться во всеоружие Божие" (Еф.6,11), а не только бороться с кризисом правды кураевской плоти, - "всё в соблюдении заповедей Божиих" (1Кор.7,19). "Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Еф.5,25).
Все увлекаемые кураевскими богословскими изводами имеют собственный ум, сердце и волю, и в пагубу увлекаются не случайно. Должно бороться нам не с приходом в мир скорбей и соблазнов, а "против козней диавольских... против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф.6,12). Священная война ведется в сердцах, а информационная в умах людей. Когда ум и воля человека пребывают в согласии с сердцем его, наполненным благодатию Божией, бежит враг рода человеческого и отступает тьма наступления апокалипсиса. Россия может и стать Большой, но Великой без Святой Руси не будет!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Смирнова Людмила 28.05.2015 в 18:42:53

Маленький, толстенький, но умненький мальчик. Детство и юношество прошли в уязвленном самолюбии от безжалостных сверстников. (Как хочется быть «мачо»!) Ненависть к сильным и успешным. К точным наукам – неспособен, зато в старших классах школы выпускал газету «Атеист». (Отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.)
В 1979 году, 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма. Если кто-то сомневается, что умненький Андрюша с правильным папой был от начала «присмотрен» КГБ, то напрасно…
Роль его была спланирована заранее: 29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В 1984 году окончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не окончил её. Зачем аспирантура, если в 1985 году он вдруг стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА) и поступил в в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1988 году.
Чем дальше, тем чудней. В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута Московский обком КПСС вынес специальное постановление «О неудовлетворительной постановке атеистического воспитания в Коломенском пединституте» и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь.
В 1988-1990 годах учился в Бухарестском богословском институте (рум.), который он не окончил и не получил никакого диплома. 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста (рум.) был рукоположен в сан диакона.
Так бы и был в Русской Православной Церкви «смотрящий» от КГБ, приближенный к православным верхам, «православный дьякон» Андрей Кураев, но тут грянула перестройка, и все пошло не так.
Далее – читаем прекрасную аналитику уважаемого диакона Андрея Маслова. В основе причудливой биографии Андрея Кураева лежит давно исследованный психологами «принцип дополнительности»: комплекс неполноценности + гордыня. По мнению немецкого психоаналитика Альфреда Адлера, два комплекса (неполноценности и превосходства) естественным образом связаны. Он писал: «Нас не должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваем комплекс неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытый комплекс превосходства. С другой стороны, если исследуем комплекс превосходства в динамике, мы всякий раз находим более или менее скрытый комплекс неполноценности».
И самое главное. Для неверующего человека рукоположение в сан диакона даром не прошло. Думаю, что в Андрея Кураева вселилось некое инфернальное существо, которое и управляет всеми жутковатыми вывертами крещеного атеиста.

Надя Z. 28.05.2015 в 18:39:27

Творчеству протодиакона Андрея Кураева очень верную оценку недавно дал протоиерей Владимир Переслегин: «это не "выкрутасы", а духовный терроризм. Причем террорист в форме подразделения по борьбе с терроризмом, в рясе».

Надя Z. 28.05.2015 в 18:37:31

Вот слова архимандрита Рафаила (Карелина) о диаконе Андрее Кураеве:
«У таких, как Кураев, размыт православный менталитет, они сами не понимают, во что верят, и поэтому свои сомнения приписывают не собственной отчужденности от духа и буквы Православия, а философии, так, чтобы их мировоззренческий сумбур и нравственный нигилизм выглядел бы элитарным. По моему мнению, группа таких теологов-скептиков хочет создать рационалистическое и гуманистическое христианство.
Мне кажется, что Кураев популярен именно потому, что выражает либеральный дух современности, т.е. удовлетворяет интеллектуальной страсти аудитории, кроме того, оригинальничает и пересыпает свою речь парадоксами. У неглубоких людей это вызывает интерес и воспринимается как глубокомыслие, как новые интеллектуальные открытия и озарения. Такие доказательства, что “Бог – это не дедушка с белой бородой” напоминают Ярославского-Губельмана.
Не знаю, чем кончится пляска модернистов на корабле во время бури. Думаю, что и хороших философов из них не выйдет: будут говорить, как семинарист, чтобы показать знание латинского языка: “лопатеус копатеус”.
Вы спрашиваете меня о плеяде современных богословов. Это талантливые жизнелюбцы, в самом прямом значении этого слова. Они будут есть в пост жареную курицу, утверждая, что они настолько духовны, что жареная курица для них все равно, что трава, но они поставили её на стол из-за любви к ближнему».

Надя Z. 28.05.2015 в 18:35:50

Рассказывает православная женщина из провинции, которую удостоил своим посещением миссионер Андрей Кураев: «он тут приехал и мало того, что горбачевскую муть нес (в церковном варианте), но и в аудитории с 17-летними девушками употреблял слова вроде “анальное отверстие” (пардон, но это было публично сказано). Девушки только в стулья вжимались, все присутствующие батюшки угодливо смеялись. Мерзость».
И это – не единственный случай. Помимо уже известного скандального высказывания о.Андрея о допустимости гомосексуалистам быть православными священниками, в своих лекциях о.Андрей часто церковные и даже богословские вопросы сводит к проблемам, расположенным ниже пояса. Такая «озабоченность» Протодьякона-целибата у многих вызывает недоумение и смущение. Именно в этой оригинальной сексуальной парадигме понятий целибатный протодьякон объяснял и взаимодействие (прости, Господи!) Лиц Святой Троицы, и причины употребления Великим постом монахами постной пищи. Да и похоже, что это уже становится «народной приметой»: если Кураев заводит речь «про это» – значит пост начался.
http://www.blagogon.ru/digest/300/

Надя Z., профессиональная домохозяйка 28.05.2015 в 18:31:54

Елене Догадиной.
Вот что свидетельствует об о. Андрее протоиерей Георгий Городенцев:
«Поясню свою позицию в отношении творчества диакона Андрея Кураева следующим примером из жизни и богословия. Лет 10 тому назад я дал студентам Одесской духовной семинарии в рамках преподаваемого мною предмета Основное богословие сочинение на тему “Нравственное содержание Талмуда”. И вот один, надо заметить, неплохой студент подал мне очень оригинальное сочинение. Критикуя Талмуд, он очень подробно остановился на том, как последний учит о Божией Матери. Причем он подробно, страницах этак на 5-7 привел все хулы Талмуда в отношении Нее. Все эти страницы я перечеркнул, снабдив их красноречивыми надписями типа – “это хула!”, “ты что, дурак!”, “надо быть идиотом, чтобы так подробно перечислять все эти хулы!” и т.д. Когда впоследствии, при разборе сочинений я попытался выяснить, откуда же черпал этот студент свое так сказать “творческое вдохновение”, он, не обинуясь, тут же признался, что этим источником послужили “творения” диакона Андрея Кураева. Исходя из этого, можно оценить степень благочестия и глубину ума о. диакона следующим сравнением: все это похоже на то, как если бы кто-то издал объемную книгу против порнографии, обильно снабдив ее выполненными на высоком типографском уровне порнографическими фотографиями, с такими, например, обличительными надписями: “Посмотрите-ка, что они делают!”; “Как им не стыдно!”; “Ай-яй-яй, как это нехорошо!” и т.д. Конечно, мы, православные христиане, имели бы весьма негативное суждение о такой книге, но вынуждены были бы признать, что она пользовалась бы большим успехом и шла бы нарасхват. Так и деятельность о.А.Кураева».
http://www.blagogon.ru/digest/300/

Елена Догадина 28.05.2015 в 18:07:24

Владимиру Юрганову.
Спаси Вас Господи! Может быть, дар духовного зрения заключается и в том, чтобы увидеть даже в нынешнем о. Андрее Кураеве образ и подобие Божие? Да и кто мы такие, чтобы категорично и безапелляционно отказывать о. протодиакону в шансе на спасение?! Вспоминается императив из Патерика: "Антоний, себе внимай!"

Владимир Юрганов 28.05.2015 в 10:09:41

р.Б.Сергию
Сергий! ну глупости же говорите!
***- Может быть и вернет, - если сатана покается... Жизнь, честь и совесть даётся человеку один раз. Самому ему, обратно, точно не родиться, - ибо "трудно идти ему против рожна".***
Кто первым в рай попал? Напомнить? А про Савла напомнить? А таких с Рождества Христова тысячи были. Господь их не оставляет, и пытается наставить, а они противятся (и мы с ними вместе - кто в какой мере). Как их противление ослабевает, они возвращаются в лоно Церкви. Я так понимаю. Не всегда это полезно, это факт. Как св. Иоанн Златоуст увещевал друга своего Феодора не оставлять церковь и молился за него! Остался Феодор Мопсеустийский. И что же? Основал ересь несторианскую... Что уж говрить о нас, убогих? Нам ли разбираться в этом, если и святым отцам Церкви бывает непросто...

Иван Красножонов 27.05.2015 в 18:09:11

Действительно верующий христианин окрепший в вере пропускает правду Божию через сердце своё, она становиться частью его самого. И ничто уже не способно его сбить с пути истинного. Частью Кураева стала далеко не правда Божия, а нечто другое. Значит и не был он никогда христианином. Не важно, что человек думает сам о себе, важно кто он есть на самом деле. Благодаря обстоятельствам проявилась его истинная суть. В связи с событиями последнего года (Украина) в людях просыпается их истинная суть. Люди делятся не на верующих и атеистов, а на тех у кого душа стремится к Богу, и на тех у кого душа стремится к диаволу. На неокрепших в вере и на тех кто мог бы прийти к вере, Кураев может очень даже повлиять. Вольно или невольно, но Кураев является частью пятой колонны, самой опасной её частью, не будет православия не поможет никакая экономика, никакая армия. Это то, что касается нашей земной жизни, а самое главное, наше спасение, "не бойтесь убивающих тело, бойтесь убивающих душу".
Борьбу на информационном фронте с такими как Кураев считаю самым главным в информационной войне.

р.Б. Сергий 27.05.2015 в 10:40:12

Владимир Юрганов 27/05/2015 в 08:40:17
//...Кураев, ...хороший миссионер. ... Миссия у него поменялась на противоположную. Да вернет Господь ему разум и чувство совести.//
- Может быть и вернет, - если сатана покается... Жизнь, честь и совесть даётся человеку один раз. Самому ему, обратно, точно не родиться, - ибо "трудно идти ему против рожна".

р.Б.Ирина 27.05.2015 в 09:42:43

Владимиру Юрганову.
Может быть и такое :) Судя по тому, что типичный дерьмократ в духе гершензонов-герценов-чернышевских, то не его идеологический фанатизм налицо, хотя он его яростно отвергает)))

Владимир Юрганов 27.05.2015 в 08:40:17

р.Б.Ирине.
1) Ирина, то что он сознательный разрушитель, не значит что ему платят, так сказать, земными деньгами... Он мож напрямую договор составил, без западных посредников... Или впал в прелесть. Те опосредованно получают вознаграждение от врага человечества, мож даже неосознанно. Но разрушают осознанно. Такие возможности тоже есть.
2) Кураев, разумеется, хороший миссионер. Но, если когда то был миссионером Христовым, то теперь как раз наоборот. Миссия у него поменялась на противоположную. Да вернет Господь ему разум и чувство совести.

Владимир Юрганов 27.05.2015 в 08:23:13

маленько переборщил с образностью и метафорами (фельетонно как то), а так в целом, по сути очень верно

р.Б. Сергий 26.05.2015 в 21:31:39

р.Б.Ирина 26/05/2015 в 17:08:01 пишет:
//А кураевскую ложь показывать необходимо... //
Господь вочеловечился (пришел в мiр) не ради праведников, но призвать грешников на покаяние. Пока не возвращено слову "русский" значения "православный" рассуждать об органичности для русского народа имперской идеологии и приемлемости византийской модели церковно-государственных отношений преждевременно. Это все равно что рассуждать "о шкуре не убитого медведя". Не делают прививок больному, дабы не усугублять его состояния. Кроме того, ведь надобно же и понимать, что привлечение внимания к обличению лжи неизбежно тиражирует ее, что и является одним из способов СМИ при проведении пиар-акций. Ныне в России «живой сонм русских правдолюбцев» неимоверно оскудел, хотя и не иссяк. Но на негативных примерах не оживить этого источника хранения Веры! Ложь изобличается при ярком свете, а не в полутьме. Уже 30 лет (целое поколение) русским и их детям посредством СМИ и интернета вдалбливается в сознание один сплошной негатив, - идеологические результаты (плоды) очевидны: культурный и нравственный упадок, разрушительный для семьи, - последнего духовного оплота Церкви Небесной на земле. Но коли желаем призвать детей своих к праведной жизни, надобно и самим взыскивать ее, а не уподобляться Понтию Пилату - умойте руки и отвернитесь.
«Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой» (Притч. 16;17).
«Все, благоугодившие Богу, благоугодили не иначе, как оставив свою правду, поврежденную грехопадением и устремясь к исканию правды Божией, изложенной в учении и заповеданиях Евангелия. В правде Божией они обрели любовь, сокровенную от падшего естества. И Господь, заповедав многое о любви, повелел прежде искать правды Божией, зная, что она – мать любви» (Прп. Макарий Великий, Беседа 37, 2,3).
Дорогая Ирина, я не отрицаю необходимости обличения лжи, - я говорю о "бремени удобоносимом". И хотя заштатный "протодиакон Кураев в своих миссионерских проектах пытается вести Церковь по пути постмодерна", но возможно ли это без согласия церковной полноты?! Уже ли "кризис его правды" важнее "правды Божией, изложенной в учении и заповеданиях Евангелия"?!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

р.Б.Ирина 26.05.2015 в 17:08:01

р.Б. Сергию
///копаясь в душевном навозе о. Андрея Кураева///
Копаться не надо, тем более если вы все поняли, то умойте руки и отвернитесь. А кураевскую ложь показывать необходимо, а то здесь некоторые (не будем показывать пальцем) уже спасибо говорят Кураеву за его "честные" обличения. Он для них пастырь, увы! и образец для подражания.

р.Б. Сергий 26.05.2015 в 16:50:33

р.Б.Ирина 26/05/2015 в 13:21:25 пишет:
//... По нынешним временам дьякон Илья Маслов - это подарок нам. Он просто обязан говорить...//
Дорогая Ирина, по нынешним временам, мы все духовные младенцы, - одни больше, другие меньше. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан» (1 Кор., 13, 4-7). Кроме того, моя духовная немощность никоим образом не умоляет трудов и действенности данной статьи о.Ильи Маслова, я лишь посетовал о трудности пребывания в духовной чистоте, копаясь в душевном навозе о. Андрея Кураева. Простите меня, но не поднять Руси с колен, пока в сердцах духовный тлен, как и не быть Великой России без Святой Руси!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Александр 26.05.2015 в 16:44:34

Вонь от Кураева, конечно, жуткая, но может хватит ее нюхать, в очередной раз эту самую вонь обсуждая? Лишить сана, плюнуть, растереть и забыть.

р.Б.Ирина 26.05.2015 в 16:30:58

Андрею.
Ну, начнем с того, что ВСЯКИЙ священнослужитель обязан паству тыкнуть лицом в зеркало. Ибо известно, что какой народ - такой и правитель, что не бывает правителей без воли Божьей на то. Это лишнее свидетельство того, что Кураев - сознательный враг, а никакой не священнослужитель. А уж про его иезуитские приемчики ведения дискуссий даже и говорить не приходится...

Андрей 26.05.2015 в 14:48:34

р.Б.Ирине
***Критику в свой адрес он пропускает мимо ушей, как будто не слышит***
- Неправда. Он активно с нею полемизирует - хотя и весьма нечестными приемами подчас.
Насчет госдепа - не слежу за его деятельностью и тем более не сопоставляю с мнением о. Кураева. От мерзости властей РФ хочется пустить себе пулю в лоб.

р.Б.Ирина 26.05.2015 в 13:21:25

р.Б. Сергию.
***Мы, будучи слабыми духом и маловерными, как правило неспособны открытому противостоянию... (...) но для укрепления веры и увеличения силы духа необходимо очищение от скверны***
Вы правы, конечно, но только в отношении себя и таких же слабых, как вы. А отец дьякон Илья Маслов обладает не только даром Слова, он ещё и тонкий богослов, точно следующий святому Писанию и Преданию. По нынешним временам дьякон Илья Маслов - это подарок нам. Он просто обязан говорить. Иначе Бог не простит ему талантов, зарытых в землю.

р.Б.Ирина 26.05.2015 в 13:16:34

Андрею
***Какие же факты говорят о том, что он - именно сознательный враг?***
Критику в свой адрес он пропускает мимо ушей, как будто не слышит. Более того, он не останавливается на достигнутом, но запутанный ком его лжей увеличивается с геометрической прогрессией и давно похож на лавину, несущуюся в пропасть вместе с афанаревшим дьяконом. Более того, обратите внимание, что его активность резко возрастает или затухает параллельно политике госдепа.

р.Б. Сергий 26.05.2015 в 12:41:51

диакон Илья Маслов 25/05/2015 в 15:32:28 пишет:
//Информационная война тоже может быть священной, если она за подлинную русскую правду, а не за фальшивые обертки "частной веры частного человека".//
Ныне священной войной для русского народа прежде всего является духовная брань, в которой компромиссы невозможны. Мы, будучи слабыми духом и маловерными, как правило неспособны открытому противостоянию смраду духовного разложения ходящих трупов, которое активно распространяется и воздействует на наше сознание посредством СМИ.
Антидот в виде данной статьи о. Ильи безусловно нужен и важен для подвизающихся взысканием Истины, но для укрепления веры и увеличения силы духа необходимо очищение от скверны, чему более способствует уклонение от стрел и сетей лукавого. Именно воззрение (обращение внимания на) положительных образов обильно создаваемых действием благодати Божией питает наши души полезным. Духовным младенцам частые информационные прививки могут быть даже вредны. Ведь в нашей власти лишь наше произволение к полезному (желание благого), дать же это благое (сделать полезным) только во власти Господа! Забвение для тщеславных - не только тяжелейшее наказание, но и лучшее лекарство...
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

М.Яблоков 26.05.2015 в 12:38:55

Татьяне.
@для еврея Авраама@
В Септуагинте впервые слово еврей встречается в отношении Иосифа.

Андрей 26.05.2015 в 11:55:09

р.Б.Ирине.
***...А в данном случае мы имеем дело с голыми фактами, которые говорят о том, что Кураев — сознательный враг и разрушитель***
- Какие же факты говорят о том, что он - именно сознательный враг? Да, враг безусловно - но мне уже приходилось не раз говорить, что тактика приписывать своему оппоненту непременно мотивы вроде "продался за деньги", "агент", "масон" и т.п. - не самый лучший метод. Не говоря уже о том, что клевета (в данном случае недоказанное обвинение) в любом случае есть грех - он весьма уязвим и в честной полемике больно ударит именно по нам, а не по противнику. Ведь доказательств нет (наши умозаключения - это не доказательства) - следовательно, у врага есть прекрасная возможность уличить нас во лжи - а если мы уличены во лжи, значит - и все наши остальные верные доводы ложны. Стало быть, сами отдали победу врагу.

р.Б.Ирина 26.05.2015 в 11:26:17

Андрей 25/05/2015 в 23:48:30
///Конечно, я не верю в то, что о. Кураев - чей-то агент или "проплачен"///
"Верю-не верю" — это из области религии. А в данном случае мы имеем дело с голыми фактами, которые говорят о том, что Кураев — сознательный враг и разрушитель.

р.Б.Ирина 26.05.2015 в 09:33:38

Автору.
Уважаемый отец дьякон, внимательно прочитала статью ещё раз и хочу поблагодарить Вас от чистого сердца. В высшей степени превосходная статья. И хотя поводом для написания её послужил жалкий и драчливый клоун в рясе, трясущий фигушками в Небо, по сути она объясняет вопросы намного более глубокие и всеобъемлющие, чем характер какой-то отдельной, скандальной медиа-фигуры.

Татьяна Рябиниа 26.05.2015 в 00:57:32

Андрею.
Спасибо за точные и конструктивные суждение относительно методологической уязвимости отца протодиакона! Мне кажется, уместно вести речь о свойственном ему телеологическом детерминизме, предполагающем произвольный подбор фактов в угоду изначально заданной идее. Методологическая уязвимость заметна и в упомянутой Вами теме "любимого анекдота" миссионера. Это новелла вторая дня первого "Декамерона" Боккаччо (на которую ссылался Н.А. Бердяев в работе "О достоинстве Христианства и недостоинстве христиан"). Тому, что стало решающим аргументом для еврея Авраама с его сугубо рациональным складом ума, Кураев приписывает универсальный характер. Увы, не чувствует отец протодиакон русской органики! При этом модель миссионерских отношений о. Андрея с аудиторией носит субъект-объектный характер, что далеко не всегда оправдано. А как много потенциальных опасностей таит в себе его теория "агрессивного миссионерства"! Хотя это — уже отдельная тема...

Андрей 25.05.2015 в 23:48:30

Конечно, я не верю в то, что о. Кураев - чей-то агент или "проплачен" - но, безусловно, мало кто наносит вере столько вреда, чем он. Основных причин две.
Первая - несмотря на своей многолетний стаж миссионера, он постоянно делает грубейшую ошибку в своих выступлениях - если ему кажется, что те или иные доводы безупречно действуют на него самого - значит, такое же действие они должны оказывать и на всех остальных - хотя это абсолютно не так. Здесь как раз показателен его любимый, кажется, анекдот о еврее, крестившемся в Средние века после того, как он понаблюдал за развратом римской курии - дескать, раз прелаты таковы, а церковь все же существует - значит, ею в самом деле управляет Св. Дух. Да, на этого еврея этот нелепый довод подействовал - но ведь ясно, что 99,9 проц. других людей сделали бы из этих фактов совершенно противоположные выводы.
Вторая (не мною замечена) - в его выступлениях постоянно имеет место весьма странная, мягко говоря, система - весь смысл и содержание его речи подводит к одному выводу - но вывод делается прямо противоположный. Вкратце его проповедь (утрировано, конечно) можно выразить в таких тезисах:
1. Отсутствие Бога в мире. То есть Бог, конечно, есть - но Его присутствие и действия здесь настолько непостижимы, что париться над этим не стоит. Мы предоставлены сами себе.
2. Практически полное отрицание чудес и святости вообще. Чудо? Помилуйте, это поздняя вставка в житие, сделанная по приказу византийского императора, собиравшего разводится со своей третьей женой. Промысл Божий? Конечно, нет - банальнейшие политические интриги патриарха, Сталина, Путина и т.п. Святой? Что вы, имя этого далекого от святости необразованного невежи, антисемита и цезарепаписта внесли в святцы по требованию царя и т.д. и т.п.
3. Епископат состоит из двух категорий - гомосеки и тупые жестокие самодуры. Если вам кажется, что известный вам епископ ни то, ни другое - значит, вы просто мало знаете или он суперэкуменист, рукоположенный в Халдейском униатском патриархате.
А после всех этих откровений следует выверт - только эта Церковь истинна, у нас нет другого выхода, кроме как окормляться в ней, ибо... Но у любого разумного человека естественно возникает вопрос - а стоит ли присоединяться к этому сборищу лицемерных циников и педерастов, вся история которого состоит из лжи, подтасовок и прочих мерзостей? Разумеется, ответ ясен.

Татьяна Рябинина 25.05.2015 в 22:22:01

Огромное спасибо о. Илье Маслову за глубокую и умную статью! То, что о. Андрей Кураев — агент влияния, сейчас уже не вызывает сомнения. Немного удивляет другое — терпимость священноначалия по отношению к этой персоне. Хотя, может быть, отсутствие реакции промыслительно... По сути, одиозный протодиакон делает всё, чтобы состоялся церковный суд над ним со всеми вытекающими — вплоть до снятия сана — последствиями. Но молчание патриархии подтверждает вечную истину: с Креста не сходят — с Креста снимают.

диакон Илья Маслов 25.05.2015 в 15:32:28

Может быть верующему и покажется порой странным писать о таком человеке как Кураев - человеке с "сожженной совестью", а кто-то из противоположного лагеря и скажет, что заметки подобного рода - "злобные нападки" на прогрессивного миссионера, но моя позиция в этом вопросе неизменна: ничего личного. Протодиакон Кураев в своих миссионерских проектах вел и пытается вести Церковь по пути постмодерна, а как общественный деятель он вообще ничем не отличается от всех остальных российских либералов - агентов иностранного влияния. Информационная война тоже может быть священной, если она за подлинную русскую правду, а не за фальшивые обертки "частной веры частного человека".

М.Яблоков 25.05.2015 в 13:28:59

Да, Кураев смердит, это точно сказано...

р.Б.Ирина 25.05.2015 в 13:02:56

///а кураев, как настоящий интеллигент-диссидент С ВЕЧНОЙ ФИГОЙ В КАРМАНЕ, не «примат узконосый» (как мы с вами — русские патриоты), а индивид! Индивид, мол, идеологической обработке не поддается. Снова соглашусь... ///
Не, в этом пункте я не согласна с автором. Кураев тут выступает, как обычная либеральная обезьяна, только прыгает он не на ногах (потому что слишком тяжел для прыжков), а в словесной эквилибристике)) Кураевская либеральная фига в кармане уже давно стала притчей во языцех! Кураев НИЧЕМ не отличается от укропитеков, до сих пор прыгающих на собственных похоронах с фигой в адрес России.
Вот свеженькие фигушки агонизирующей массы евромайданутых обезьян https://youtu.be/3yEy20Eq4uM

Михаил 25.05.2015 в 12:32:36

Можно только глубоко сожалеть о тех метаморфозах, которые произошли с диаконом Андреем в последние 10-15 лет. А какие правильные апологетические книги он писал лет 20-25 назад.
Что касается истории ВОВ и Прохоровского сражения 12 июля 1943 года, то рекомендую обратиться к исследованиям и книгам белгородского историка Замулина В.Н., изучавшего вопрос по архивным рассекреченным документам в ЦАМО, Германии и США. Действительно 5-я ТА Ротмистрова понесла очень большие потери (этому было много причин), несовместимые с достигнутым результатом (продвинулись вперед на 2-3 км), но основная задача была выполнена - 2тк СС был остановлен, а затем, начал отход, вместе с 4 ТА Гота. Прохоровку отстояли, но разгромить немцев не удалось. Тем не менее победа была за Красной Армией, в этом ни кто, никогда не сомневался ни а нас, ни за рубежом, кроме диакона Андрея Кураева, которому хочется пожелать более глубокого изучения отечественной истории по первоисточникам, если со святоотеческими писаниями возникли проблемы.

протоиерей Алексий Касатиков 25.05.2015 в 09:11:26

С автором можно не согласиться только в одном - труп может давать интервью "Новой газете". Правда, этот труп ещё не претерпел разделения на отдельные органы своего тела, но душу свою от Бога он уже отделил сознательно и надёжно. А это и есть духовная смерть - отделение души от Бога. Протодиакон Андрей Кураев умер. Умер духовно и, как любой труп - смердит.

скрипко 25.05.2015 в 03:13:10

Диктат индивида над коллективом всегда кончается диктатом узкой группы индивидов над страной. Кураев со своими идеями ушёл далеко не только от христианства, но и от здравого рассудка вообще. Есть общие задачи, которые можно решить только коллективно при наличии общей идеологии: это защита родины, подъём экономики, воспитание нового поколения с соблюдением общих нравственных правил. В Европе под могучим крылом всемирных корпораций и американской военной защиты выросло поколение людей, которые мнят себя независимыми индивидами, которые должны диктовать обществу, как ему жить. Точнее даже, общество допускается в их жизнь только в качестве поставщика услуг. Но с такими индивидами - общество слабеет и вырождается! Наше общество живёт со всем в других условиях и еще вынуждено себя совершенствовать и поднимать к новым высотам. Нам - эти эгоисты - бремя, как трутни в улье!
Скорее всего Кураев забыл, что церковь - это прежде всего сообщество людей!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс