Богородица

Актуальные статьи

О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

8.03.2023


Исследуя вопрос о сложившейся не так давно практике совершать Литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время суток, нельзя оставить без внимания информацию из католических источников о подобном нововведении в Католической церкви, где организаторами II Ватиканского собора (1965 г.) эта практика была узаконена.

Исторический экскурс

В Католической церкви вопрос о совершении Литургии в вечернее время впервые был поднят в XVI веке. Известно, что в 1566 году папа Пий V строго-настрого запретил вечерние Литургии, и этот вопрос не поднимался у католиков вплоть до XX века.

В период же до начала Первой мировой войны среди латинских служителей начали возникать прения о возможности совершения Литургии в любое время суток. Слухи об этих спорах дошли до папы Пия X, который в 1917 году запретил вечерние Литургии каноническим правилом (Can. 821 § 2 Кодекса канонического права). Однако 19 марта 1957 года папа Пий XII составляет новый канон, отменяющий 821. Канон под номером 931 гласит, что совершение Евхаристии может быть в любой день и в любой час, если это не нарушает литургических норм (Can. 931: Die Feier und Austeilung der Eucharistie darf an jedem beliebigen Tag und zu jeder Stunde erfolgen, soweit dies nicht nach den liturgischen Normen ausgeschlossen ist.).

После II Ватиканского собора (1965 г.) вечерняя Литургия у католиков стала называться «Abendmesse» – «вечерняя месса». Апологетика вечерних месс у католиков очень схожа с аргументами, которые приводят сегодня защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров в Православной Церкви. Это прежде всего то, что Литургия в Евангелии именуется «Тайной вечерей». Это и исторические фантазии вокруг традиции соединения богослужебного чина вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров и, конечно же, удобство прихожан, которые днем трудятся на светской работе, а по окончании ее могут пойти в храм и причаститься.

Тайная вечеря

Относительно Тайной вечери надо сказать, что о времени ее совершения святой апостол Павел в своем Послании к Коринфянам говорит: «Яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и Чашу по вечери, глаголя: сия Чаша новый завет есть в Моей Крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание» (2 Кор. 5, 14–15).

Из апостольского послания ясно, что Тайная вечеря совершалась ночью: «в нощь, в нюже предан бываше», совершалась в воспоминание не только страданий, но и преславного Воскресения Христова. И мы знаем, что праздник Православной Пасхи есть как бы краеугольный камень литургического времени всего богослужебного года.

Совершается Литургия на Пасху всегда ночью, как об этом и повествуется в Евангелии: «зело рано…». Святыми апостолами, по преданию, время совершения евхаристии изначально было установлено с начала суток до полудни, и никогда евхаристия не совершалась в другое время. Это было настолько очевидно, что не имело нужды в утверждении в письменном законодательстве. 

Соединение вечерни с Литургией

В те дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, то, согласно Типикону, она совершается сразу после вечерни. Защитники «вечерних месс» утверждают, что раз вечерня должна служится вечером, то и Литургия Преждеосвященных Даров должна быть также в вечернее время суток. Но эти «аргументы» не выдерживают даже мало-мальской критики.

Вечерня вполне могла совершаться вечером, перед полуночью, а Литургия – после полуночи («зело рано»). Тем не менее, этот естественный временной ход защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров даже не рассматривают. Следует добавить, что по Типикону вечерня переходит в Литургию не только в дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, но и в навечерие Рождества и Богоявления. Так же вечерня Великой Субботы соединяется с Литургией. Однако это ни в коей мере не означает, что в эти дни Литургия должна совершаться вечером. 

Ради комфорта прихожан

Стараясь угодить своим последователям, Католическая церковь приняла множество новшеств. Это и удобные кресла в костелах, и сокращение мессы (до 30–40 минут), чтобы не утомились «молящиеся», это и упраздненные посты.

Не исключение и «вечерняя месса», которая также совершается якобы для удобства тех, кто днем работает, а рано утром не в силах подняться с постели, чтобы сходить на службу.

С появлением «вечерних месс» у католиков возникла проблема соблюдения поста перед причастием. Сначала они, как и наши православные приверженцы вечерних Литургий, не вкушали весь день, чтобы причаститься.

Затем папа Пий XII в 1957 году уменьшил «sacram communionem» до трех часов, а в 1964 году пост перед причастием был сокращен папским орденом «XXI Mensis» до одного часа. На II Ватиканском соборе эта практика была узаконена и по сей день применяется у латинян. 

 Филокатоличество

Изучая феномен «вечерних Литургий», возникает вопрос: «почему это католическое новшество прижилось в православных приходах?»

Ответ оказывается абсолютно простым: причиной появления в нашей Церкви «вечерних Литургий» стала любовь некоторых иерархов XX века ко всему католическому. Их экуменическое заблуждение о том, что святая Церковь якобы разделилась и значит нуждается в соединении, привело к стремлению реформировать нашу Православную Церковь, дабы иметь как можно меньше расхождений с «братьями»-католиками.

Одним из основоположников «вечерних Литургий» был председатель Отдела Внешних Церковных Сношений (ОВЦС) митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), который присутствовал в качестве наблюдателя на II Ватиканском соборе.

В 1968 году Священный Синод РПЦ МП рассмотрел вопрос о вечерних Литургиях Преждеосвященных Даров.

По просьбе митрополита Никодима, к Патриарху Русской Церкви обратились митрополит Антоний (Блюм), Патриарший Экзарх в Западной Европе, и архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский Ионафан, Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки. Правящий Сурожской епархией митрополит Антоний с восторгом писал в своем письме, что уже год назад он совершил несколько Преждеосвященных Литургий по вечерам, а архиепископ Ионафан поднял также вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед Причастием на «вечерней Литургии».

Изрядно расплывчатую «историческую справку» по вопросу Причащения Святых Таин натощак составил профессор Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенский. Очевидно, что его задачей было связать новшество с традицией, как это принято у обновленцев. Ведь каждому новшеству необходимо найти основание в древности. Поэтому Николай Дмитриевич неуклюже попытался доказать, что Агапы и Евхаристия близнецы и братья. И, по его убеждению, первоначально Литургия всегда совершалась вечером, а причащаться натощак все христиане стали якобы лишь в конце IV века. Вывод Успенского: пост перед Причастием должен длиться всего лишь «несколько часов», на усмотрение архиерея.

Интересен отзыв архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия по вопросу «вечерних Литургий». Он не скрывает, что это новшество может вызвать возмущение среди верующих. «Могу только сказать, что вечерние Преждеосвященные Литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих, – пишет архиепископ. – Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых».

На основании вышеизложенных документов Священный Синод в 1968 году постановил: «Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной Литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным».

Однако никто из архиереев того времени не стал вводить у себя «вечерние Литургии». Эта практика какое-то время прижилась лишь в храме Ленинградской Духовной академии, а после внезапной смерти митрополита Никодима (Ротова) в Ватикане в 1978 году полностью прекратилась.

Сейчас практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время постепенно возрождается.


Следует ли совершать литургию Преждеосвященных Даров обязательно вечером, и можно ли в этом случае до полудня вкушать пищу?

В некоторых храмах литургии Преждеосвященных Даров в последнее время стали совершаться вечером. Якобы «по церковному уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы». Кроме того, духовенство разрешает тем, кто захочет причаститься вечером, вкушать пищу до полудня (12:00 дня). «В наши дни, – заявляет митрополит Иларион (Алфеев), – для тех, чья профессиональная деятельность в дни Великого поста не прекращается, столь строгое воздержание невозможно и ненужно. Поэтому, согласно существующей практике, там, где литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, желающие причаститься воздерживаются от пищи в течение нескольких предшествующих часов. Этой практике нужно следовать и нам, желающим участвовать в этой прекрасной службе, которая помогает нести подвиг Великого поста и соединяет нас с Господом».

Рассмотрим, соответствует ли такая практика богослужебному уставу. Также проясним вопрос о воздержании от пищи перед вечерним причащением «в течение нескольких предшествующих часов».

Само по себе служение Преждеосвященной литургии в вечернее время может быть оправдано только одним: усилением аскетического делания во время Великого поста, что полностью соответствует смыслу прохождения великопостного поприща, немыслимого без усиления аскезы, как то пост и молитва. Причастник, согласно сложившейся евхаристической практике и каноническим нормам (29 прав. VI Вселенского Собора, 50 и 58 прав. Кафагенского Собора), воздерживается от принятия пищи и пития с полуночи. Когда же ему предлагается воздерживаться от пищи перед вечерним причащением «в течение нескольких предшествующих часов», то естественное для великопостного времени усиление аскетического делания (евхаристический пост) обращается в свою противоположность: до полудня можно успеть не только позавтракать, но и пообедать. В итоге мы получаем пародию на подвиг Великого поста и профанацию аскетического воздержания.

Истинно великопостный, подвижнический и аскетический подход для желающих причаститься за вечерней Преждеосвященной литургией должен заключаться в следующем: от желающего причаститься вечером требуется воздерживаться с полуночи от вкушения еды и питья, как это и соответствует традиции Церкви и канонам для обычной литургии.

Ни в коем случае не следует «догматизировать» время совершения литургии Преждеосвященных Даров: она может совершаться как вечером, в 18:00, так и утром, как это уже много десятилетий практикуется в большинстве московских храмов. Можно, например, в среду совершать Преждеосвященную литургию вечером, а в пятницу – утром. И это будет самым мудрым пастырским решением. Такую практику можно, слава Богу, сейчас встретить в некоторых православных обителях и ее следует всячески поддерживать и распространять.

А вот церковные реформаторы, опять-таки под видом «модернизации через возвращение к традиции», как раз догматизируют время: совершать Преждеосвященную литургию можно и нужно только вечером и никак иначе!

Но ведь Бог наш не связан временем, Он живёт в вечном настоящем. Поэтому и Церковь Его не очень следит за точностью во времени.

Совершение литургии Преждеосвященных Даров было в свое время перенесено на более раннее время исключительно по причине церковной икономии, ибо трудно было причастникам не вкушать совершенно никакой пищи и не пить воды с полуночи до вечера следующего дня.

Если уж строго рассмотреть уставной тезис, согласно которому «по церковному уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы», то мы придем к выводу, что строго говоря служение Преждеосвященной литургии в вечернее время противоречит указанию Типикона.

В Типиконе однозначно указывается, что литургия Преждеосвященных Даров должна во всяком случае заканчиваться до наступления вечера, ибо в девятом часу (после 3-х часов пополудни) уже должно начинаться Великое повечерие (см.: понедельник 1-й седмицы Четыредесятницы. Великий канон начинается «О часе девятом»).

Выше уже было сказано, что в 1968 году Священный Синод постановил:

«1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным;

2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».

Скажем ещё раз: ничего страшного в самой практике совершать Преждеосвященную литургию вечером нет. Об этом говорится и в «Известии учительном»: 

«Время служения литургии есть, по древнему церковному обычаю, третий час дня, но также может и раньше и позже начинаться и совершаться Божественная литургия, если будет такая необходимость; только не прежде рассвета дня, тем более, после полудня (ночные литургии на Рождество и Пасху являются исключениями, специально оговоренными Уставом. – Н.К.). Кто так начинает и совершает литургию – согрешит. Но есть в Церкви особые урочные дни, в которые подобает совершать литургию после полудня, тем более, когда литургия совершается вместе с вечерней, например: Преждеосвященные литургии, литургия в Великую субботу, литургии в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в день Пятидесятницы».

В решении Синода 1968 года непонятно только одно: откуда появился временной промежуток воздержания от пищи в 6 часов? Например, в ночь на Пасху перед началом полунощницы (23:30) читаются Деяния апостолов: именно в это время в древности братия в трапезной храма под чтение Деяний вкушала последний раз постную пищу перед Пасхальным богослужением. Получается меньше шести часов!

Так что евхаристический пост в 6 часов воздержания от пищи со временем может превратиться в 3, и даже в 1 час, как это практикуется у католиков перед причащением на мессе.

Вывод отсюда только один: перефразируя решение Синода 1968 года, следует со всей ответственностью заявить, что воздержание перед причащением с полуночи не только весьма похвально но и канонически необходимо.

* * *

По Уставу служение Литургии в определённые дни полагается не вечером, а «в соединении с вечерней». При этом служение вечерни днём или даже утром ничуть не хуже, чем общепринятое служение утрени вечером или ночью. Это – вопрос традиции, а в Русской Церкви, как признают сами модернисты, вечерних Литургий не было никогда, потому что позднее причастие затруднительно для большинства верующих. Всё-таки, сказано: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2,27).

В результате проведения Преждеосвященной Литургии вечером к вечернему причастию приступают люди, должным образом не постившиеся и не молившиеся на уставном богослужении. 

Общеизвестно, что перед причастием христианину полагается присутствовать на всех службах суточного круга, предшествующих Литургии. Если речь идёт не о постовом дне – это, как правило, вечерня и утреня плюс часы. Не меньшие требования, очевидно, должны быть предъявлены желающим причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров, которую, согласно Типикону, предваряют утреня, часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и изобразительны. Причастие в будние дни никак не должно быть более «легкодоступным», чем в воскресенье.

О необходимости непременного говения с полуночи говорится в 58 Каноническом Правиле Карфагенского Собора: «О священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утвержденó сие». Это установление подтверждено в более жёсткой формулировке также 29-м Каноническим Правилом VI Вселенского Собора. Поэтому все рекомендации о «шестичасовом» или «семичасовом» говении перед вечерним причастием попросту противоречат Правилам Апостольской Церкви. Кто не способен исполнить канонические требования для подготовки к причастию в будние дни, тот может «не в суд или во осуждение» причаститься в ближайший субботний или воскресный день.

Опыт многих приходов и монастырей показывает, что если не слишком сокращать чинопоследования великопостной утрени и часов, то Литургия Преждеосвященных Даров на приходе не должна начинаться раньше полуденного времени. Поэтому стремление к вечернему причащению похвально – но при условии, что великопостную среду или пятницу мы проводим в отрешении от мiрских суетных дел, предавшись долгой уставной молитве полного суточного круга и с разрешением строгого поста лишь после причастия. В противоположность этому, вечернее служение Литургии может оказаться в осуждение тем, кто дерзнет приступать к Святыне, игнорируя предписанное Уставом богослужение и говение.

В обоснование «допустимости» вечернего служения Литургии сейчас ссылаются на выше упомянутое постановление Священного Синода РПЦ от 28 ноября 1968 г. (журнал № 41). Постановление 1968 года было инициировано митрополитом Никодимом (Ротовым) при поддержке лишь трёх архиереев, проходивших свое служение за границей, – высокопреосвященных Антония, Ионафана и Василия. Этот вопрос, вынесенный на рассмотрение Священного Синода в 1968 году, не выражал ни потребности российской православной паствы, ни желания нашего епархиального Священноначалия. Примечательно, что с соответствующим предложением не выступил ни один из епископов, служащих в Отечестве, но лишь те двое, служение которых проходило за рубежом: митрополит Сурожский Антоний, Патриарший Экзарх в Западной Европе и архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский Ионафан, Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки. Причина их озабоченности очевидна: влияние инославного, прежде всего католического, окружения, где привычным стало служение мессы в любое время суток. Это, бесспорно, является соблазном для православных («Почему у нас должно быть хуже, чем у соседей?»). Крайне важно отметить, что ни один из наших архиереев, кроме названных экзархов Дальнего Зарубежья, не воспринял эту чуждую Православию практику, как полезную или приемлемую для своей епархии. Единственным, кто поддержал предложение западных экзархов, оказался также служивший на Западе архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий, который выразился предельно откровенно: «Вечерние Преждеосвященные литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих. Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодёжи, чем среди старых».

 

По материалам статей священника Владимира Романова и Николая Каверина.



Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Вера 09.03.2023 в 23:40:38

Мой муж был несколько раз на Святой горе Афон и рассказывал, что там в будние дни поста причащают после 15 часов по европейскому времени.
От редакции: Если служить ЛПД строго по Уставу и с утра, то как раз к 15:00 ЛПД будет подходить к концу. Так что всё на Афоне правильно и согласно Уставу.

Николай 09.03.2023 в 00:06:34

Причащаемся утром, как принято и не мудрим.

хорос 24.03.2021 в 19:26:21

Приложив небольшие усилия удалось найти, думаю, одного из авторов учения о причащении вином во время Литургии Преждеосвященных Даров. Им оказался некий Алексей Кашкин, написавший книгу "Устав православного богослужения":
"В современной литургической практике нашло свое выражение воззрение, что в Чаше на литургии Преждеосвященных Даров – освященное вино, а не Кровь Христова. Именно потому тот священнослужитель, который потребляет Дары, не испивает из Чаши сразу по причащении. Также священник, когда испивает из Чаши сразу по причащении, ничего не произносит. Наконец, именно потому на данной литургии не причащают младенцев: так как младенцев принято причащать Святой Кровью, а в данном случае в Чаше, как считается, не Кровь Христова, а освященное вино. Следует заметить, что такое воззрение, несмотря на его принятие богослужебной практикой, далеко не всегда имело место в Православной Церкви. Уже само положение в Чашу частицы «Иисус» позволяет говорить о том, что ее содержимое – более чем просто освященное вино. В греческой церковной практике и в России до 2-й половины XVII века имел место совсем иной взгляд: признавалось, что вино в Чаше после вложения частицы «Иисус» претворяется в Святую Кровь, так что во время причащения духовенства в Потире находится Кровь Христова. Подробно этот вопрос исследован отечественным литургистом Карабиновым И.А., труд которого мы настоятельно рекомендуем всем интересующимся Литургикой".
Все аргументы, что в средние века так делали, греки во время османского владычества. (А чего они только не делали). Итак говорит некий Карабинов. Аргументы убийственные. Очевидно, хотелось ему найти что-то новое, ошеломляющее. "Признавалось, что вино в Чаше после вложения частицы «Иисус» претворяется в Святую Кровь, так что во время причащения духовенства в Потире находится Кровь Христова".
Аргумент убийственный. Если положить на престол разрезанный вдоль батон хлеба, а на него частицу Тела, то освятится весь хлеб, и станет Телом. Освящение происходит по молитвам Церкви, а церковь ни вино, ни что другое в этот момент не освящает. Очевидно, что для автора этого учебника церковь ничего не значит.

xopoc 23.03.2021 в 23:06:22

лукавство их посреди их.
Прислали:
"Добрый день, дорогие браться и сестры. С этой недели в нашем храме начинаются обычные великопостные богослужения. Обращу ваше внимание на Литургию Преждеосвященных даров по средам. Она будет совершаться вечером, так как это богослужение совершалось изначально. Совершенно особый опыт - не только посетить это богослужение, но и причаститься на нем Святых Таин. Для этого будет необходима обычная по форме своей подготовка, но в необычное время. Евхаристический пост, который по сути и происхождению своему и является настоящим постом (а не дисциплинарное воздержание от конкретных продуктов), окажется чем-то существенным по сравнению с его обычным практически незаметным совершением ночью перед утренней службой. Евхаристический пост полного воздержания от еды и пития нужно начинать не позднее 12 часов дня, а кто может, то и с утра этого дня. Но и конечно же, более всего полезным будет прожить этот день сознательно в подготовке к вечернему причастию, в ограждении своего слуха, зрения, ума, языка от всего пустого и праздного, от всякого раздражения и сквернословия. И так прожив этот день в обычных своих делах и попечениях, почувствовав что-то иное, чем обычно, придти после работы на вечернюю службу, выдохнуть суету и вдохнуть в себя ту тихую радость этой вечерней Встречи со Христом, к которой готовился весь день. Почти каждую среду Великого поста, начиная с этой недели. Начало службы в 18, исповедь в 17, но если вы исповедовались в субботу-воскресенье, то дополнительно можно не исповедоваться".
Утешает только, что это означает, что Церковь стоит, потому что лукавый воюет против нее через луковнят. Реально эта "древняя" сводится к современному обновленчества: причащаться без поста и исповеди. Как ещё лучше нанести удар Церкви? Напомним, что Преждеосвященных Литургии были введены для тех, кто не мог столько выдержать без полной литургии. А тут рекомендуется днём пообедать, а вечером перед ужином зайти в храм и без нудных молитв причаститься.
Может лучше сразу отменить Великий пост и служить полные литургии. Великий пост для этих людей тоже устарел.

Петр 23.03.2021 в 16:35:27

Статья хорошая, но что касается "Вечерня вполне могла совершаться вечером, перед полуночью, а Литургия – после полуночи («зело рано»)." то тут автор не прав. С точки зрения Типикона это совершенно не возможно.

Иоанна 07.03.2017 в 22:32:22

Неужели такое бывает?! Литургия - вечером...

Ирина Фр. 24.04.2016 в 19:20:12

В московском храме апостола Иакова (Яковоапостольский переулок, это у Курского вокзала) Преждеосвященная литургия на Страстной седмице будет совершаться вечером в 16.00, а евхаристический пост благословлено держать - с 13.00 этого дня!

Ярослав 31.03.2016 в 00:55:19

"Вечерня вполне могла совершаться вечером, перед полуночью, а Литургия – после полуночи («зело рано»). Тем не менее, этот естественный временной ход защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров даже не рассматривают".
С точки зрения Типикона, вышеприведенная цитата - это абсурд. Давайте представим: Преждеосвященная "после полуночи" заканчивается где-то к 00:40-01:00. После нее расход, вкушение пищи и чтение Великого Повечерия еще минимум на час. А в часа три ночи подъем на чтение Полунощницы. По вашему сколько тогда должен спать человек?

илья муромец 23.03.2016 в 21:18:28

В Ханты-мансийском округе, в частности г.Нижневартовске, с приходом нового епископа стала внедряться эта практика... мирянам предлагают этакое новое блюдо, оригинальное, необычное... и мало кто этому препятствует. Уважаемая редакция, будьте добры, не оставьте без внимания голос вопиющих в пустыне, т.к. последователям о.Г.Кочеткова там и вовсе дан зеленый свет, а уж про это новшество, тем более... молчим...
С уважением, ваши почитатели из Сибири.

Наталья Михайловна 22.03.2016 в 21:53:32

А вот что поведал нам Шмеман (публикация пресловутого Правмира): http://www.pravmir.ru/...-audio/.
Данная статья в Благодатном Огне - отличный ответ модернистам!

Агапит 22.03.2016 в 16:21:04

"...Ни в коем случае не следует «догматизировать» время совершения литургии Преждеосвященных Даров: она может совершаться как вечером, в 18:00, так и утром, как это уже много десятилетий практикуется в большинстве московских храмов. Можно, например, в среду совершать Преждеосвященную литургию вечером, а в пятницу – утром."
Вот это верно! Я за всю жизнь побывал только на нескольких Преждеосвященных из-за того, что время учёбы, а теперь работы - с 8 утра. А это ведь незабываемая по красоте и благодатности служба!
Насчёт евхаристического поста трудно что-либо комментировать, думаю, этот вопрос должен решаться в каждом случае индивидуально на усмотрение духовника.

Ольга 22.03.2016 в 15:24:23

Правильно ли я поняла, что не возбраняется причащаться на вечерней литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост, с условием того, что не вкушать пищу после полуночи?
От редакции: Вы правильно поняли.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс