Богородица

Актуальные статьи

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

1.10.2019


В последнее время модернизм стал проникать не только в сферу богословия и литургики, но и в область церковной архитектуры и внутрихрамового убранства. В стольном граде России стали возводить храмы в модернистском стиле, чуждом московской и вообще русской архитектурной церковной традиции, с низкими, а нередко и просто отсутствующими иконостасами.

Появилась информация, что в Москве на Верейской улице появится православный храм, который будет отличаться от большинства традиционных храмов: сооружение будет выполнено в модернистском современном лаконичном стиле, с элементами минимализма. Футуристический проект храма в честь священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице Москвы был одобрен в июле 2019 года. Храм спроектировали Саид Джабраилов из бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» и Валерий Лизунов с Анжелой Моисеевой, модные архитекторы ресторанного общепита в Москве, из бюро Archpoint, которое специализируется на общественных пространствах. Новые креативные архитекторы-«храмостоители» Анжела Моисеева и Валерий Лизунов, которым принадлежит «красивая» и кощунственная затея попирать шедевры русской церковной традиции, до этого создали инфернальное кафе Poison, концептуальное «Бэд кафе», трехэтажное казино на Кутузовском проспекте и роскошный белый клуб First – все без исключения «бомбы» в ресторанно-интерьерном мире.

Продвижение сего креатива одобрили и Московская патриархия, и Москомархитектура. Инициатором и заказчиком проекта выступил настоятель храма иеромонах Иона (Голов). «Одной из особенностей стала стеклянная восточная стена, к которой примыкает алтарь. Благодаря этому прихожане смогут видеть сквозь стекло пейзаж долины реки Сетунь», – рассказал главный архитектор города Сергей Кузнецов. Это значит, что верующим предлагают сосредоточиться не на молитве, а на лицезрении речки Сетунь?

Креативная проектировщица этого «храма» Анжела Моисеева на антицерковном сайте «Правмир» заявила

«К нам обратился иеромонах Иона (Голов) и предложил нам разработать проект. Он также считает, что не нужно штамповать копии, которые идейно устарели. Что образом храма нужно привлекать новые поколения верующих к Богу. Можно сказать, что отец Иона хочет построить храм для молодежи, для родившихся в 2000-е и позже. Кроме того, нам самим хотелось воплотить подобный заказ в жизнь, поскольку мы — прихожане Церкви, наш приход находится в Новодевичьем монастыре (именно там в настоящее время тусуется община священника Георгия Кочеткова. — Прим. Н.К.). Прежде чем взяться за работу, мы посоветовались с духовником и получили благословение.... В интерьере храма не будет ничего лишнего...».

Проект храма представят на международном конкурсе религиозной архитектуры Faith & Form. Победителями данного экуменического конкурса, проходящего в США, ранее уже становились модернистские проекты иудейских синагог, католических костелов, лютеранских кирх и мусульманских мечетей.

Обратите внимание на сильно искаженную (растянутую по вертикали) «икону» Святой Троицы в виде, прости, Господи, фаллического символа («В интерьере храма не будет ничего лишнего», — заявила г-жа Моисеева). Вряд ли подобное кощунственное внутреннее убранство можно назвать православным храмом. Это сознательная десакрализация храмового пространства, в том числе и алтарной части. Неужели прихожане сего кощунственного псевдоправославного архитектурного креатива смогут молиться в этом странном помещении, задуманном как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы? Может быть лучше уж сквер, чем такой «храм»? Возникает еще один закономерный вопрос: куда смотрит правящий архиерей града Москвы Святейший Патриарх Кирилл?



21 января 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке г. Москвы (Влахернское благочиние Юго-Восточного викариатства) и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.


Как видим, это вообще храм без иконостаса. Согласно традиции справа от Царских врат полагается размещать икону Господа нашего Иисуса Христа (или Святой Троицы, если храм посвящен Ей). Вместо этого мы видим справа и слева от «царских врат» иконы Благовещения (Богородицы и архангела Гавриила), которые по канонам полагается размещать на царских вратах. А вместо таковых в этом новосооруженном храме – черная металлическая решетка, которую трудно назвать «царскими вратами».

А 6 марта 2015 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм Александра Невского при МГИМО (настоятель – прот. Игорь Фомин). Внутреннее убранство храма выглядит нетрадиционно: очень низкий иконостас, высотой менее 1 м. Да само слово «иконостас» к этой перегородке неприменимо: на ней нет икон! Как говорят сами неообновленцы, все это делается в миссионерских и учебно-просветительских целях.


Не понятно правда, а что это даст для цели миссионерства? То, что люди смогут подсматривать, что делается в алтаре? Не вытворяют ли там священнослужители чего-то неподобающего во время совершения литургии?

Очевидно, что служение с открытым алтарем не даст никакого миссионерского эффекта. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола. Неужели для того, чтобы узнать, чем именно священник там занят, надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг., и как, по-видимому, пытается возродить практику обновленцев нынешнее церковное священноначалие?


С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, традиционный высокий иконостас не нужен, ибо он недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!

Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с низким иконостасом или же с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь. Они явно не понимают значение иконостаса, и потому искажают в своей литургической практике его значение как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом особого Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего). Фактически обновленцы (как старые, так и современные), упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами.

Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре). Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение.

Если религиозное сознание православных верующих привыкло окружать особым благоговением то место, где совершается величайшее из таинств – святая Евхаристия, то реформаторы-обновленцы 1920-х гг. требовали открыть алтарь и даже перенести престол из алтаря на середину храма, чтобы действия священника были видны молящимся. Именно так и совершал богослужения, в частности, епископ Антонин (Грановский) в Заиконоспасском монастыре, выдвинув престол из алтаря на солею. На «соборе» Союза «Церковное возрождение» Антонин говорил:

«Народ также требует, чтобы он мог созерцать, видеть то, что делает священник в алтаре во время богослужения. Народу хочется не только слышать голос, но и видеть действия священника. Союз “Церковное возрождение” дает ему требуемое» (Труды первого Всероссийского съезда или Собора Союза «Церковное возрождение». М., 1925, с. 25).

Антонин (Грановский) рассказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти открытие одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите.

Антонин говорил по поводу высказывания Патриарха Тихона:

«Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились».

Другая обновленческая организация «Свободно-трудовая церковь» – СТЦ, основанная в 1922 г. и ставившая задачу революционного преобразования внутренней и внешней сторон церковной жизни при том, что «Церковь должна принять великий смысл мировой революции, имеющей целью... создание единого бесклассового общества, что отвечает евангельскому идеалу» («Известия ВЦИК». 2.12.1922), требовала упрощения системы богослужения, ликвидации дорогого церковного убранства, а также уничтожения в храмах иконостасов.

Неообновленцы конца 1990-х гг. разделяли мнение своих духовных предшественников начала ХХ века.

Священник А.Борисов:

«Когда-то, в 20-е годы, смелый реформатор епископ Антонин Грановский пытался ввести служение литургии с престолом, поставленным посередине храма, с чтением вслух всем народом евхаристических молитв. Тогда это вызвало насмешки церковных снобов. Но может быть, это не так уж и смешно? Быть может, пройдет какое-то время, и наши потомки будут недоумевать, как могло случиться, что... миллионы христиан на много веков были отгорожены иконостасом... Очевидно настало время подумать о том, не будет ли служение литургии, подобное возобновленному епископом Антонином, способствовать более полному и сознательному участию всех находящихся в храме в Евхаристии» (Побелевшие нивы, с. 175–176).

Священник Г.Кочетков:

«...Я решил для себя принципиальный вопрос – как служить. Я решил: надо служить по совести. Надо мной нет никого (!), я свободен... Все, что я делал, воспринималось как само собой разумеющееся: и русский язык, и отсутствие иконостаса...» («Новая Европа». 1992, № 1, с. 79). «Клир не должен быть отделен от остального народа Божьего, как и алтарь от остальной церкви. Вероятно этому будет способствовать установление в новых храмах низких иконостасов и служение при отверстых царских вратах... Неуместны в этом контексте и “тайные” от народа Божьего молитвы... Их надо читать вслух» («Православная община». 1995, № 28, с. 46). «Когда алтарь оказался в храме отдельным помещением, когда высокий иконостас совершенно закрыл его, там стали твориться вещи, подчас непотребные» («Православная община». 1995, № 30, с. 73).

Архимандрит Зинон (Теодор) в альманахе «Хрiстiанос» (1996, V, с.146) заявлял:

«Может быть, это странно будет услышать из уст иконописца, но я бы иконостас и вовсе упразднил» (видимо без него проще служить латинские мессы с католиками, как это практиковалось в монастыре известного иконописца).

Церковь призывает каждого верующего, взирая на традиционный иконостас, созерцать всё домостроительство нашего спасения, начиная от времен пророческих и вплоть до раскрытия новозаветных истин после воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и тем самым возвышать наш ум и сердце от земного к небесному. Слежение же за спиной священнослужителя и за его перемещениями в алтаре не способно оторвать ум и сердце от земных реалий к восприятию небесных откровений; и сама молитва из области внутреннего сосредоточения переходит в область обычного наблюдения, т.е. как таковая упраздняется. То же самое происходит при взирании на модернистский «иконостас» без икон.

Можно услышать возражение: «ну ведь в древности не было иконостасов, а если были – то только низкие, и это не считалось обновленчеством!» Во-первых, в традиции Русской Церкви иконостасы были всегда. А во-вторых, такой лукавый прием имеет целью добиться желаемых церковных реформ, хитро осуществляемых под благовидным предлогом возвращения к древней традиции. В основу реформы полагается древняя, уже отжившая, форма или традиция церковной жизни. Этот приём носит наименование «модернизм через традицию». Ну, например, давайте снесем Московский Кремль в его нынешнем виде ради благого дела сохранения исторического облика центра Москвы: ведь при Иване Калите Кремль выглядел совсем иначе, чем сегодня. Вот и давайте восстановим его в первозданном виде! Итак, под лозунгом «возвращения к практике Древней Церкви» обновленцами проводятся все богослужебные реформы.

Чтобы не потакать распространению порочной обновленческой литургической практике под видом «миссионерства», можно порекомендовать православным верующим воздерживаться от посещения храмов с низкими иконостасами, по сути своей иконоборческих.

Изуродованный модернистами придел прп. Серафима Саровского в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве (настоятель – протоиерей Александр Абрамов)

 

Церковь в честь Феодоровской иконы (Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге 


 Церковь свмч. Серафима (Чичагова) Отдела религиозного образования и катехизации СПб епархии


Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Михаил 08.10.2019 в 21:32:29

Михаилу Яблокову
Что я не очень понимаю у греков, почему так мало белого духовенства, начал читать книгу "Люди Греческой Церкви", какой-то сплошной целибат получается, нет ли здесь элемента окатоличивания? У нас вон женатые священники книги пишут, на Спасе/Союзе выступают!

Михаил 08.10.2019 в 21:14:40

Михаилу Яблокову
Кто такие эти греки-модернисты, можете уточнить? Первый раз слышу, что в Элладской Православной Церкви или Кипрской строят Храмы без иконостасов или с низкими иконостасами?

Владимир Юрганов 07.10.2019 в 07:19:11

я бы это и костелами не назвал... как будто внерелигиозные дизайнерские интерьеры

Роман 05.10.2019 в 11:04:51

Православному Христианину нельзя ходить в эти храмы-костелы или еще как, нельзя ходить хотя бы в знак протеста против модернизма в церкви.

Михаил Яблоков 01.10.2019 в 16:57:05

Чтобы эту гидру уничтожить на корню, нужно знать откуда растут ноги... Так вот, ноги растут от греков-модернистов! Наши модернисты лишены всякого «творческого» начала, будучи полным и окончательным быдлом, хоть и претендуют на некое (псевдо)интеллектуальное начало, и надевают на себя маски интеллигенции. Все церковные нововведения они воспринимают и копируют от греческих модернистов и обновленцев. Далеко не все греки - обновленцы и модернисты, но, увы, весьма многие. Все это - ничтожный плагиат! Этих несчастных плагиаторов надо по хорошему на бабки поставить, чтобы знали как воровать. Быдло и ворье несчастное...

Гостья 27.05.2019 в 22:54:49

Еще один обновленческий храм с низким иконостасом при высоком потолке. Настенная роспись напоминает обои. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Солнцево, настоятель - иерей Александр Волков, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.

Гостья 27.05.2019 в 11:21:06

Храм Всемилостивого Спаса в Митино освящен Патриархом Кириллом в 2016 году, при значительной высоте стен - очень маленький и очень странный "иконостас". Настоятель храма - иерей Григорий Геронимус.
Внутри https://hramspasa.ru/wp-content/uploads/2019/05/DSC_9883_1.jpg Снаружи http://s1.fotokto.ru/photo/full/581/5819929.jpg

Ангелина 12.02.2018 в 06:01:11

Виктор 04/02/2018 в 08:23:13
Может, прости Господи, модернистам от священноначалия и эту практику взять на вооружение, что уж там? Они об этом уже говорят, что если бы архиереи были умнее, они бы давали мирянам антиминс, чтобы те могли по домам служить. А то много времени тратится на поход в храм...

mark 11.02.2018 в 17:08:34

Иконостас символизирует завесу между святилищем и притвором в иудейском храме. Во время крестной смерти Спасителя, завеса раздралась надвое, что наряду с другими значениями, являлось подтверждением слов Спасителя: "Се, оставляется вам дом ваш пуст." Отсутствие иконостаса, как завесы, означает отсутствие Таинства. Что скрывать, если ничего не происходит? Обновленцы являются лишь инструментом для подтверждения истины. Имеющий очи, да видит.

Виктор 04.02.2018 в 08:23:13

Священномученик Серафим (Звездинский) в проповеди о Божественной Литургии приводил такой случай:
"Гонителями был захвачен священник Лукиан со своею паствою. Они уже были приговорены, и паства с грустью сказала Лукиану: «Отец наш, как же мы причастимся Святых Таин?» Лукиан неподвижно лежал на помосте, ноги его были скованы, встать он не мог. «А есть ли у вас хлеб и вино?» – спросил он. «Добрые люди принесли все это,– ответили ему,– только как же совершать ты будешь Литургию, даже и престола нет у нас?» «Принесите хлеб и вино, положите их на грудь мою, пусть она будет живым престолом для Пречистых Таин Господа»,– воскликнул заключенный священник. И принесли хлеб и вино на грудь Лукиана, и совершена была литургия Божественная, во время которой причастился сам Лукиан и все остальные христиане".
Может, прости Господи, модернистам от священноначалия и эту практику взять на вооружение, что уж там?

Михаил Яблоков 02.02.2018 в 11:20:21

Ивану Лаптеву.
@Евангелие читалось дьяконом спиной к алтарю и лицом к прихожанам@
На Афоне, если и читается Евангелие лицом к народу (кроме воскресной утрени), то лишь в том случае, если священник служит один без диакона. Если служба с диаконом, то Евангелие всегда читается диаконом лицом к алтарю. Диакон никогда не читает лицом к народу.

Иван Лаптев 02.02.2018 в 00:58:57

Внешне, храм свт. благоверного князя Александра Невского при МГИМО, изумительный! Купол сделан в виде древнего шлема русского воина. Первый раз зашел в него после открытия и обомлел: отсутствие иконостаса напоминало щербатую улыбку человека переболевшего цингой. Стоял всю литургию в невыразимом искушении. Глаза искали образы Спасителя и Богородицы, и не находили их. Заборчик "по колено" говорил о том, что теперь в рай попасть стало намного проще, перемахнул через него, как через турникет в метро и спасся. Калитка вместо Царских врат, навязчиво ассоциировалась с дверями-вертушками из американских вестернов. Всё это дополнялось наблюдением за священниками, дьяконами и служками снующими туда-сюда по алтарю. В конце службы подошел к священнику и задал ему вопрос: "Почему у Вас отсутствует иконостас?"- на что получил дежурный миссионерский ответ: "Прихожане и священство - одно целое и негоже их разделять". На мой вопрос о том, чем мы сейчас лучше наших предков, которые тысячу лет хранили традиции, мне ответили, что сейчас как раз время возвращения к традициям, только к апостольским.
Второй раз пойти на Литургию в этот храм уговорил меня близкий друг. С Литургии уходить нельзя и пришлось в ещё большем искушении стоять всю службу. Евангелие читалось дьяконом спиной к алтарю и лицом к прихожанам. Когда вышли из храма друг сказал: "Ты знаешь, я больше в этот храм на службу не пойду, чужой дух в нём, не православный".
Теперь, каждый раз проезжая мимо храма страдаю от того, что не могу в него даже зайти и вижу великого святого русского князя в шлеме-куполе с немым укором в глазах: "Что же вы братцы хилые такие стали, мы католикам-еретикам не дали нашу веру и землю поганить, а вы сами к ним на поклон идете?"

Странница 01.02.2018 в 12:16:03

В Подмосковье есть ещё один такой храм, и известный. Храм Спаса Нерукотворного в селе Усово. Там в нижнем храме в этом смысле просто запустение. Я ушла оттуда в настоящем шоке. Не представляю, что чувствуют там молящиеся за литургией, я им от души сочувствую, и не хотела бы быть на их месте...

Михаил Яблоков 01.02.2018 в 10:59:16

андрею.
Вы повредились у кочетковцев.

Владимир Юрганов 01.02.2018 в 07:16:08

Сельскiй бригадир пишет Андрею:
/// Никогда на Руси не строили такие (низкие) иконостасы ///
Ну как это не строили. Андрею то лучше знать - у него богатый обновленческий опыт. Ты ему ещё скажи, что богослужение только на церковнославянском у нас было. )) Он тебе сразу в пример Кочеткова приведет, что вот, не только... Чёрного кобеля не отмоешь до бела! Оказывается цель прихожан на богослужении не молиться. а за священниками подглядывать.

андрей 01.02.2018 в 05:27:48

Нда... Я сам лично был у крайних левых, то бишь обновленцев а теперь читаю крайних правых, то бишь супер супер православных. Следуя логике которых получается, что традиция архитектурного строительства РПЦ и есть единственно правильная традиция, а всё остальное - это католичество априори! Слава Богу, что это не так. К большому сожалению для таких суперправославных в традиции архитектурного строительства Руси встречаются и Храмы с низкими иконостасами, а также с низкой алтарной перегородкой! Если они возьмут на себя труд найти такие, то у них с лёгкостью это получится. И кстати, строились такие Храмы не вчера и уж тем более не сегодня.
По моему глубокому убеждению, оба этих направления, как крайне левое, так и крайне правое, они оба губительны. Потому как оба доводят в тупик. Одни приходят к выводу, что можно всё, а другие к тому, что ничего нельзя. И оба эти направления абсолютно убеждены в своей исключительности и правоте. Святые Отцы нас учат на протяжении веков о том, что Царский путь - это путь золотой середины... И об этом, кто захочет, тот с легкостью найдет у Отцов.

Сельскiй бригадиръ 31.01.2018 в 17:25:40

андрей пишет:
***мне лично не понравилось направленность основной мысли статьи, что низкие Алтари, это что-то чуждое Православной традиции.***
Низкие иконостасы (не алтари!) - это на самом деле нечто чуждое РУССКОЙ православной традиции. Никогда на Руси не строили такие иконостасы, более похожие на калиточку в огороде. Это на самом деле разновидность иконоборчества, о чем предупреждает автор статьи.

Россиянин 31.01.2018 в 17:21:15

Измена в малом ведет к измене в большом. А дальше - Русская Православная Церковь становится одной из католических митрополий.

андрей 31.01.2018 в 11:51:48

Я поставил, что статья мне не понравилась. Объясню почему. Мне понравилась одна цитата в статье, хоть она и приведена в отрицательном контексте, что мол миряне смогут подсматривать, что творится в Алтаре. Что мол и так понятно, что священник и так занят тем, чем надо, стоя перед Престолом Божиим. Смею заверить, что не всегда священник занят тем, чем следовало бы, т.е. молитвой и положенными священнодействиями. Я сам алтарник, то бишь пономарь, и знаю о чем говорю, в отличии от мечтателей, которые полагают, что священники прямо-таки молятся всё время в Алтаре. Нет, не только этим они занимаются, но ещё и разговоры разговаривают и шутки шуткуют и делают много другого чего, что абсолютно не связано с молитвой. Замечу, что всё это делается священниками, предстоящими перед Престолом Божиим! Для меня это было и есть Очень Большим искушением по сей день. Я по своей наивности тоже раньше думал, что отцы прямо-таки молятся в Алтаре. Ан нет! И на мой взгляд, если Алтарь будет открытым для обзора молящихся в Храме, то этот момент, будет дисциплинировать священника, находящегося в Алтаре.
Кроме того, мне лично не понравилось направленность основной мысли статьи, что низкие Алтари, это что-то чуждое Православной традиции. Эта мысль притянута автором за уши, как говорится. Это ему хочется чтобы так оно и было. Но это далеко не так. И тот, кто захочет в этом убедиться, сможет без труда найти об этом в многочисленных трудах по истории храмового искусства, а также истории церковного искусства и т.д. и т.п., коих сейчас издано и переиздано огромное количество. Я согласен с тем, что некоторые примеры таких алтарных перегородок, просто ужасные! Но это дело-то как раз поправимое и решаемое. Ну в общем как-то так.
Сразу хочу предупредить тех ярых "суперправославных" защитников и критиканов, которые сразу начнут меня и моё мнение разносить на атомы, что в отличии от них я на собственном опыте знаю, что такое обновленчество. Мне, в отличии о них, пришлось пройти школу Кочеткова, перед тем, как попасть в саму Православную Церковь. Об этом они могут прочитать в моих статьях "Как я был кочетковцем" и "Осторожно - кочетковские паломники" под псевдонимом Алексея Смирнова.

Михаил Яблоков 31.01.2018 в 06:42:48

Это называется вырождение в архитектуре. Внешняя форма отражает внутреннюю веру. Такая вера у них.

Надежда 10.10.2016 в 12:21:07

В дополнение к сообщению от 12.09.16. Получена информация, что озабоченность верующих понимается, но иконостас нуждался в серьёзной реконструкции, и, по благословению Патриарха, в порядке исключения, службы временно проводятся без иконостаса.

андрей 12.09.2016 в 20:25:37

а как вставить фотки? у меня очень интересные есть...

От модератора: присылайте в JPEG. Вставим, если сочтем нужным.

Надежда 12.09.2016 в 15:36:00

Простите, другой пример из Нижнего Новгорода. Вчера крестным ходом пришли в Спасо-Преображенскую (Старопечерскую) церковь. Там после реставрации придел в честь святителя Николая Чудотворца и вовсе оказался без иконостаса. Я так и не поняла, действующий ли он или, может, в процессе восстановления. Спросить у служителей не догадалась, так была удивлена. В интернете информацию не нашла. Не хотелось бы, чтобы храм, который один из немногих и в безбожные времена не закрывался, ныне шёл вразрез с традицией. Очень горько наблюдать плоды ползучего неообновленчества, каковы бы они ни были. Надеюсь, что ошибаюсь в своих предположениях.

Лидия 11.09.2016 в 21:46:52

Слава Богу, есть и другие примеры. Так в Нижнем Новгороде есть недавно восстановленный собор Александра Невского. Он стоит на Стрелке, где Ока сливается с Волгой. И там восстановили дивной красоты иконостас - 23 метра, почти 8-этажный дом! И какие Богослужения - душа устремляется в Небо. Вот какие иконостасы нам нужны!



Vladimir NN 16.06.2016 в 13:36:14

Кому и какие службы служатся в этих рамах?
<...> Воочию сбываются слова святителя Феофана Затворника о последних временах: "Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это - одна видимость, внутри же отступление от Истины".

Виктор П. 16.05.2016 в 09:40:09

Софии.
Здравствуйте! Других примеров московского храма без иконостаса мне не попадалось. Если это так и храм в МГИМО является первым 100-процентным (а не 90%, как в ЦДРМ) БЕЗиконостасным , то мы имеем дело с очередным сдвигом окон Овертона. Всё же, подобное глумление над храмом в столице имеет, с точки зрения воздействия на паству, бОльшее значение, Надо отдать им должное - знают, что делают.

Александр из Од. 16.05.2016 в 00:16:31

Разумеется, отсутствие православного иконостаса способствует миссионерству. Католическому. А вот для православного миссионерства как раз необходим мощный и величественный иконостас! Кстати, появление иконостаса произошло по требованию святителя Василия Великого, поскольку у него на Литургии видимым образом сходил Дух Святой в чашу с Дарами в виде пламени. А однажды этого не произошло и изумленный святитель огляделся и увидел молодого дьякона, который стоя в алтаре, засмотрелся на красивую прихожанку. Св. Василий выгнал его и после соответствующей молитвы все прошло как надо!
Очень печальное известие, что наших молодых дипломатов будут "приучать" к католическому храму...

раба Божия София 15.05.2016 в 20:56:06

Здравствуйте, Виктор, благодарю за пример. Вопрос был именно про Москву и именно про данную статью:) Иконы все-таки на приведенных фото на алтарной перегородке и Царских вратах имеются, хотя в целом, конечно, это модерн. Плохо, что нет завесы, а так было бы совсем не видно, что в алтаре.

Антон Мацнев 15.05.2016 в 12:18:51

Военному наблюдателю.
В видеоролике отчётливо слышно, как такое гипербыстрое каждение священником, вызвало смех паствы. Собственно очень точная характеристика такому поведению.

Виктор П. 15.05.2016 в 10:42:05

Софии и Григорию.
1. Софии. Вот предыдущий: храм Сретения при печально известном ЦДРМ. Я не могу это назвать иконостасом. Смотреть, например, вот тут например http://cdrm.fotki.com/2016/bsl/2016-04-02/
2. Григорию. Перед тем, как размещать что-то, надо всё-таки знать, что именно Вы размещаете. На первом фото - храм в немецком г. Гессен http://www.giessen.orthodoxy.ru/Pasha_2011.htm На втором - храм в г. Костолец, Браничевская епархия Сербской Церкви. Разумеется, и то, и другое - безобразие, но вопрос был именно про Москву.

Григорий 14.05.2016 в 23:02:00

р.Б.Софии
***Получается, что за "и др." в самом конце статьи ничего не стоит. ***



раба Божия София 14.05.2016 в 22:17:02

Уважаемая редакция, разрешите небольшое замечание, можете не публиковать. Думается, заголовок не корректен, ведь в статье не приведено примера хотя бы одного подобного московского храма, кроме упомянутого храма в МГИМО. Собор Феодоровской иконы находится в Петербурге. Получается, что за "и др." в самом конце статьи ничего не стоит. На сайте "Москва - Третий Рим" данный материал перепечатан под заголовком "Патриарх Кирилл освятил храм без иконостаса", предельно конкретно, один храм. Правда, они не указали авторство Николая Каверина. У Вершилло же заголовок такой: "В Москве вновь появился храм без иконостаса", хотя "предыдущие" не указаны в статье. Авторство и название вашего журнала указаны. Спасибо за внимание, простите.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Павел 14.05.2016 в 18:59:58

Военному наблюдателю.
По поводу каждения на видеоролике - это также греческая традиция на велии праздники так кадить. Не помню кто из отцов рассказывал, что однажды у нас архиерей на полиелеее в алтаре решил так покадить, и надо ж такому случиться - чашечка кадильная неожиданно соскочила и улетела через иконостас в храм на счастливые головы ничего не подозревающих молящихся.

р.б. Андрей 14.05.2016 в 15:53:27

Алтарь православного храма - это тоже самое, что святая-святых ветхозаветного храма. Наверное это трудно сейчас понять и представить, но Алтарь - это место, где всегда присутствует Бог, даже когда служба не ведется. Алтарь - это не наш земной мир, - это уже мир Небесный. Иконостас - это преграда отделяющая Небесный мир от нашего грешного земного.
Вы не задумывались, почему в Алтарь могут входить только служители Божии? Миряне мужского пола входят только один раз в жизни - при крещении! Женщины - вообще не могут войти в Алтарь. Если женщина дерзнет хотя бы помыть в алтаре пол (такое бывало) - храм придется освящать заново!
Перед алтарем возвышенная площадка - солея, как бы пограничная полоса между нашим миром и миром Божиим. На ней служат священнослужители. Миряне на нее входят, тоже только в строго указанных Канонами случаях - например при целовании Иконостаса во время венчания! На Светлое Христово Воскресение целую неделю потом царские врата Иконостаса открывают, так как это символизирует, что Небесное соединилось с Земным и Господь своей жертвой открыл для нас грешных врата рая. В другое время дозволяется открывать их лишь во время службы на краткое определенное Канонами время - считается, что в это время через них к нам выходят Господь, Богородица, святые Храма и святые дня сего.
Очевидно то, что все, кто ратует за упразднение Иконостаса, открытость Алтаря и все связанные с этим демократические "прелести", не понимают и не хотят понимать истинного значения Иконостаса и Завесы. Они думают, что приблизят Бога к людям, а на деле получается, что Господь не поселится в их храме и их храм не станет домом Божьим, так как является пустыми стенами.
В видении Страшного суда иноку Григорию был показан среди многих полков грешников ведомых в Езеро огненное полк монашеский. На вопрос Григория сопровождающему его Ангелу, почему они здесь, они ведь иноки? Ангел ответил: в последние времена монашеский класс первым развратится и будут они только по одеждам иноками, а по делам же их и нравам они будут хуже последних мирян... Пусть идут куда их влечет сатана, они клевреты его, а не Христа! Страшно другое - они ведь повлекут за собой в погибель многих не ведающих! Чтобы многие не погибли, ереси и лица их исповедывающие должны быть осуждены, от кого бы они не исходили! Тогда откроются покровы тайны Беззакония и она станет видна многим и многие тогда отвратятся от беззаконий и изберут путь исповеднический.
Дай Господи хоть малой части епископов наших силу и твердость в сохранении веры!

Протопоп Олег 14.05.2016 в 15:31:52

По поводу "гласных тайных молитв". Это та же тема глупого "миссионерства". Уже и не знают, чем бы привлечь еще в храм народ! Осталось снять священникам ризы и дать в них постоять всем желающим, глядишь и "благодать" шарахнет по голове! Это чисто подано самим Святейшим.

Протопоп Олег 14.05.2016 в 15:29:10

Военный наблюдатель.
Потешный ролик, признаться. :) Видно радость Пасхи так захлестнула отца, что он готов был летать. Это не нарушение какой-то традиции, просто в соборных храмах особенно, принято петь канон Пасхи очень ускоренно, а, учитывая каждение на каждой песне, делать его приходится быстро. Но, здесь пение неспешное, и, скорее просто отец привык служить с архиереем с быстрым каждением. Мы так не делаем, не спеша, без суеты и радостно!

Адриан 14.05.2016 в 15:27:15

Макария 14/05/2016 в 11:27:36
***Адриан, … хотелось бы прочесть Ваш ответ на заданный Вами вопрос***
1. Дорогая Макария, я не из страха "резких отзывов" вместо себя попросил БО обстоятельней ответить на вопрос, почему необходим православный иконостас, а из соображений, что я не богослов и не из духовенства. Такие ключевые вопросы должны освещать, по-моему, только верные нашей традиционной Церкви духовные лица и богословы. Попросите и Вы БО посвятить этому специальный богословский материал.
2. Поздравляю Вас с Вашим, хоть и начальным, успехом в борьбе с обновленческой озвучкой в храме и чтением вслух тайных молитв. Помоги Господь!

Макария 14.05.2016 в 11:27:36

Ольге.
"Не бойся, о царь, слишком громких голосов, ведь очень часто они ничего не значат" ("Стефанит и Ихнилат").
У нас так же было и с чтением тайных молитв вслух, и с динамиками (еще раз спасибо Адриану за поддержку тогда). Набралась смелости и спокойно поговорила с батюшкой, задавая вопросы и приводя аргументы. Не сразу, но и тайные молитвы перестали читаться вслух, и динамики стали включать реже, потому что не мне одной они, оказывается, мешали - и другие прихожане, сравнив службу с ними и без них, стали откровеннее говорить священнику, что лучше воспринимают службу без динамиков.
Адриан, если не побоитесь резких комментариев здешних читателей, хотелось бы прочесть Ваш ответ на заданный Вами вопрос.

Павел 14.05.2016 в 10:50:38

Военному наблюдателю: это восточная традиция на Пасху.

Адриан 14.05.2016 в 02:08:40

Кочетков Андрей 13/05/2016 в 12:29:30
@Адриан 12/05/2016 в 19:46:32 ***в чем же моя прелесть, ув. Андрей?*** "А вот с этим вопросом, ув. Адриан, лучше обратиться к верному архиерею" @
— что ж мне ему сказать или спросить у него? Или Вам лучше обратиться к психиатру?))

Сельскiй бригадиръ 13.05.2016 в 20:44:13

О гласном чтении тайных молитв на литургии.
Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «В церкви громкое чтение тайных молитв запрещалось. Одно время, при Юстиниане Великом, когда обнаружилось, что некоторые священники пропускали тайные молитвы, было предписано читать их вслух, но тихо, не для народа, а чтобы их слышали присутствующие в алтаре. Но этот обычай был вскоре отменен. Так что чтение вслух тайных молитв является грубым нарушением устава».
Ольге.
Если есть возможность посещать другой храм, в котором служат традиционно - то смело меняйте храм.

Геннадий 13.05.2016 в 20:07:45

Примерно год назад приехал архиепископ Ф. в наш храм, и с того дня наши батюшки стали читать тайные молитвы вслух, перекрикивая хор, старался их не слушать, а внимать пению, со временем эти молитвы становились всё тише и тише, сейчас их почти не слышно. Имя его не пишу, т.к. если он читает сайт или кто-то ему подскажет, то опять приедет и молитвы станут громче.

Ольга 13.05.2016 в 19:44:53

Православные, что делать??? В нашем храме, открытия которого я так ждала (Всеволожский р-н ЛО), священник стал служить с гласным чтением тайных молитв. Сначала это было во время пения хора "Тебе поем...", затем он стал громко читать молитвы во время пения хором Херувимской песни - хора почти не слышно, а совсем недавно он стал вслух читать почти все тайные молитвы. Это невозможно! Я пробовала акцентировать слух на пении хора, а тайные молитвы как бы мимо пропускать. Плохо получается, хора почти не слышно, пение становится заметно тише, когда священник начинает читать. Менять храм?
п.с. Военному наблюдателю: смеюсь сквозь слезы (или плачу сквозь смех) над вашим роликом.

Военный наблюдатель 13.05.2016 в 18:06:31

Хотелось бы узнать мнение духовенства (например, прот. Олега) о таком служении священника на Пасху (служба в храме св. Митрофана Воронежского в Москве). Насколько это соответствует православной традиции?

Протопоп Олег 13.05.2016 в 17:38:20

Марина писала:
***Ещё новая мода пошла открывать храм ещё не готовый к богослужению, то есть не расписанный! Непонятно для чего это делают? Якобы не успели расписать, потом доделаем! И так стоят годами не расписанные. Я хожу в такой храм, с 2008 года постройки! Святые очень заботились о благолепии храма и благолепии службы! ...***
Дорогая Марина! Это потому, что деньги нужны просто бешенные на роспись. Вы хоть поинтересуйтесь, а потом говорите. Метр квадратный росписи стоит 10-15 тысяч! Мой храм уже 15 лет не расписан, но иконостас в каноне сразу сделали. Не сваливайте все в кучу, здесь конкретно сказано об иконостасе в статье, а не про роспись.

Протопоп Олег 13.05.2016 в 17:30:53

Видно совсем одолела головная болезнь этих "миссионеров". Молиться без икон просто невозможно, это даже не обновленчество, а просто шизофрения! Смотреть без содрогания невозможно! Господи, дай всем нам ума, а то совсем лишились его!

Алексей 13.05.2016 в 16:34:39

Насколько я знаю в католических храмах нет иконостасов. Алтари там открыты. Вот и в этом храме как у католиков. Не дай Боже услышать в ближайшее время в храмах: "Венчаются раб Божий Николай и раба Божия Василий..." Прости меня Господи, от этих можно все ожидать.

Владимир Юрганов 13.05.2016 в 12:30:58

вот сень! ) http://www.metronews.ru/.jpg

Кочетков Андрей 13.05.2016 в 12:29:30

Адриан 12/05/2016 в 19:46:32
***в чем же моя прелесть, ув. Андрей?***
А вот с этим вопросом, ув. Адриан, лучше обратиться к верному архиерею.

Антон Мацнев 13.05.2016 в 12:19:51

"Однажды, когда Василий служил и возносил святые дары, обычного знамения с голубем, который своим сотрясением указывал сошествие Святого Духа, не было. Когда Василий размышлял о причине сего, то увидел, что один из диаконов, державших рипиды, смотрел на одну женщину, стоявшую в церкви. Василий повелел тому диакону отступить от святого жертвенника и назначил ему епитимию - семь дней поститься и молиться, проводить целые ночи без сна в молитве и из имения своего раздавать милостыню нищим. С того времени святой Василий повелел устроить в церкви пред алтарем завесу и перегородку, для того чтобы ни одна женщина не могла смотреть в алтарь во время совершения божественной службы; непослушных же повелел выводить из церкви и отлучать от святого причащения" (Житие святителя Василия Великого, архиепископа Кессарийского. Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского).

Владимир Юрганов 13.05.2016 в 12:19:45

Спасибо Андрею Кочеткову и Николаю за корректный ответ Адриану. Я лично ушел от ответа, что бы не захлестнули эмоции

Николай 12.05.2016 в 20:48:54

иконоборство!

Адриан 12.05.2016 в 19:46:32

Кочетков Андрей 12/05/2016 в 19:05:05
***чтобы Вы в прелесть окончательно не провалились...***
— в чем же моя прелесть, ув. Андрей? Боюсь, Вы не правильно поняли мой комментарий.

Кочетков Андрей 12.05.2016 в 19:05:05

Адриан 12/05/2016 в 16:56:02
***Я знаю ответ, но я простой прихожанин. Пусть ответит верный православный архиерей на этот вопрос.***
Адриан, боюсь, что ни один архиерей на Ваш вопрос не ответит... Но не потому, что верных не осталось, а для того, чтобы Вы в прелесть окончательно не провалились...

Алла 12.05.2016 в 18:05:41

С чувством глубокой благодарности журналу БО, хотелось бы поделиться видением ситуации. Как бы мы, каждый в отдельности, отнеслись к тому, что в нашу драгоценную квартиру ворвались бы представители табора с намерением поселиться. Начали бы переставлять мебель, выбрасывать книги, требовать от нас пересмотра отношения к ним и к квартирному вопросу и т.п. А мы бы стояли, вжавшись в угол, прижимая к груди вырванную нечеловеческими усилиями подушку-думку и утешали своих: "Может оно не навсегда, может быть они еще одумаются, может быть уживемся". Короче - может пронесет. Ответ - нет! Наша Святая Православная Церковь - ДОМ БОЖИЙ, это НАША ЦЕРКОВЬ. И сейчас стоит вопрос либо они, либо мы.
По поводу иконостаса в МГИМО: напоминает забор с калиткой, прости Господи. Совершенно нелепо выглядят традиционные царские врата, вставленные в низкую алтарную преграду. Висящее над престолом трудно назвать сенью: сень покоится на четырех столбах, символизирующих собою четырех Евангелистов. Хотя... может быть это тоже по-своему символично?

Адриан 12.05.2016 в 16:56:02

К сожалению, уважаемый автор коснулся только внешней стороны, защищая традиционный иконостас, не раскрыв убедительно его глубокого богословского смысла. Кажется, что католики правы, потому что "завеса разодралась" и открылось Царство Божие, которое и символизирует алтарь. А православные, как иудеи остались под "покровом". Но иконостас возник в Православной Церкви не "случайно, как выставка икон" (по Меню). Никто из Св. Отцов никогда не выступал против иконостаса. Почему? Просьба к БО ответить на это основательно. Я знаю ответ, но я простой прихожанин. Пусть ответит верный православный архиерей на этот вопрос.

Кочетков Андрей 12.05.2016 в 15:07:27

Владимир Юрганов 12/05/2016 в 14:13:14
***Скажите-ка, а что за штука такая над престолом висит, с образками? как называется? Я таких в алтарях не замечал, хотя не сильно туда пялился ***
СЕНЬ. Но в случае с этим храмом не знаю... Похоже, что просто паникадило. У обновленцев и светомузыка появится скоро... черти, одним словом.

Владимир Юрганов 12.05.2016 в 14:13:14

Скажите-ка, а что за штука такая над престолом висит, с образками? как называется? Я таких в алтарях не замечал, хотя не сильно туда пялился

Владимир Юрганов 12.05.2016 в 14:08:08

Наталия с семьей, МО пишет про Максима:
/// А вообще, типичное высказывание одного из многочисленных бездуховных захожан. ///
А захожан ли он? а не из членов ли обновленческих общин. У меня скорее такое впечатление сложилось.

Владимир Юрганов 12.05.2016 в 14:05:24

Максим пишет:
/// Почему авторы статьи пытаются загнать всех под свои рамки, будто храм должен быть только таким (с иконостасами до небес, иконами повсюду) и не иначе? У нас даже Евангелия четыре )) так почему храмы должны быть на одно лицо? ) ///
Потому что это Православных храм, а не синагога и не мечеть. И у организации храма есть свои каноны. Алтарь ДОЛЖЕН быть отделен от места для прихожан иконостасом, так как алтарь - это место для совершения ТАИНСТВ, а таинства должны лицезреть лишь те, кому это положено. Это не цирк для зевак, не надо из богослужения делать шоу.

Наталия с семьей, МО 12.05.2016 в 11:49:16

Максим
**Почему авторы статьи пытаются загнать всех под свои рамки,**
Это не авторы пытаются, а все наши предки, строившие храмы Божии на Руси до нас в течение 1000 лет, начиная со святого равноапостольного князя Владимира, а до них - византийские зодчие еще 1000 лет.
**будто храм должен быть только таким (с иконостасами до небес, иконами повсюду)**
Действительно, почему ему не быть похожим на хлев или еще лучше театр? Где демократия вообще "у этих отставших от жизни "православнутых"?
**У нас даже Евангелия четыре ))**
А в Библии вообще ужас - 70 книг. И что, они противоречат друг другу, что ли?
**так почему храмы должны быть на одно лицо? )**
Бедные наши великие предки-зодчие земли русской, храмоздатели Покрова на Нерли, Василия Блаженного, Исаакия... Топчут их многовековую память и славные дела рук их вот такие вот иваны, родства не помнящие... без году неделя пришедшие в храм и с порога начавшие рушить многовековые устои, точнее - "модернизировать"... А вообще, типичное высказывание одного из многочисленных бездуховных захожан.

Максим 12.05.2016 в 09:44:36

Почему авторы статьи пытаются загнать всех под свои рамки, будто храм должен быть только таким (с иконостасами до небес, иконами повсюду) и не иначе? У нас даже Евангелия четыре )) так почему храмы должны быть на одно лицо? )
От редакции: На иконостасе должны находиться иконы с изображениями Христа Спасителя, Божией Матери и святых, напоминающих о вневременности Церкви. И иконостасы в разных храмах - различные, от одноярусных до многоярусных. А то, что мы лицезреем в храме при МГИМО, иконостасом назвать никак нельзя.
А главное то, что мы приняли само обустройство храма как из Византии, так и из славянской древности, т.е. с эпохи св.равноапостольного князя Владимира и св. князя Андрея Боголюбского. Всякое искажение их наследия приведет к деформации самой веры, т.к. в этом случае нарушится контакт верующих с образом (т.к. он не будет созерцать образа, не находящегося в перегородке, который обновленцы именуют почему-то "иконостасом"), честь которого восходит к небесному Первообразу.
У нас 4 Евангелия, но среди них нет ни одного без слов и смысла, а перегородка знаменует собой отсутствие всякого богослужебного смысла. И ее можно квалифицировать как скрытое иконоборчество.

Наталья 12.05.2016 в 09:26:23

Конечно. Мгимо это то же, что и овсц. Учат будущих дипломатов соответственно себя вести и служить известно кому. В такие храмы не надо ходить. Они не наши.

Марина 12.05.2016 в 08:43:56

Ещё новая мода пошла открывать храм ещё не готовый к богослужению, то есть не расписанный! Непонятно для чего это делают? Якобы не успели расписать, потом доделаем! И так стоят годами не расписанные. Я хожу в такой храм, с 2008 года постройки! Святые очень заботились о благолепии храма и благолепии службы! Св.пр. Иоанн Кронштадский в своих дневниках пишет о "безголосом дьяконе", то есть заметил неблаголепие и скорбит по этому поводу! Да у многих святых описывается, как они трепетно относились к красоте храма и красоте богослужения!
Много лет я ходила в собор который построили (за 3 года) всем миром и сдали под ключ и расписанным и убранным и с прекрасным профессиональным хором! После переезда в Россию хожу в храм, где также чувствуется благодать и радость богослужения, но когда идешь туда, то внутренне идет сопротивление, настолько храм Божий жалок, с голыми серыми от копоти стенами, без иконостаса, теснота и духота, но зато бурная приходская жизнь, с тематическими мероприятиями, плясками после литургии на масленицу! Тут тебе и пирожки раздают после литургии, и куда-то бегут, несут скамейки из храма. Прихожане все суетливые, очень занятые разнообразными мероприятиями! Но когда я спросила, есть ли библиотека и как туда попасть, никто не смог ответить! А вот в моем родном Казахстане все силы духовенства и вообще вся жизнь прихода сосредоточена на Богослужении, после литургии спокойные прихожане идут в библиотеку! А библиотека чудесная, такой выбор литературы! Печальный контраст!

Владимир Юрганов 12.05.2016 в 07:27:50

Кошмар!! Недавно после Крестного хода на Пасху нас повели в строящийся храм, где ещё нет ничего, ни иконостаса, ни икон, одни только стены. С боков сделали временные перегородки, на которые установили иконы. Смысл в этом был, ибо во храме безумно тесно. Нет возможности перекреститься даже в обычную службу. И строители подвели, не сделали к Светлому Воскресенью... и ведь не обновленцы священники, наоборот себя позиционируют...
Но (скажу только за себя) чувствовал я себя в новом храме без иконостаса как будто меня голым вывели на площадь - не знал куда глаза девать... Старался не глядеть в сторону алтаря. А бес любопытства подталкивал... Хотя Пасхальную службу служет с открытими Царским вратами, совсем без иконостаса - это слишком, а тут люди нарочно из богослужения делают шоу для зевак...

Екатерина 12.05.2016 в 01:02:27

Нам такой два года назад с гордостью показывал экскурсовод на ВАЛААМЕ!

Елена Сергеева 11.05.2016 в 22:34:52

Христос воскресе! Благодарю за статью. Автор прав.
Сколько то лет назад довелось побывать на службе без Царских врат в храме (тогда еще полностью не реставрированном) Феодоровской иконы Божией Матери в СПб. Вместо сосредоточенности на молитве глаза невольно провожали передвижения священников по алтарю: «Вот чайник понесли… опять чайник понесли…» Жуть. И это не говоря еще о предназначении, значении Царских врат для Литургии.

Россиянин 11.05.2016 в 21:58:09

Все движется по спирали? Так говорят философы. И наша Русская Православная Церковь приблизилась в своем перемещении к 20-м годам обновленчества и... начала гонений?

Геннадий 11.05.2016 в 18:04:03

"Чтобы не потакать распространению порочной обновленческой литургической практике под видом «миссионерства», можно порекомендовать православным верующим воздерживаться от посещения храмов с низкими иконостасами, по сути своей иконоборческих"
А кто там на верхней фотографии, не главный ли обновленец, так похожий на патриарха?

Павел 11.05.2016 в 17:52:20

Боже, какой ужас! Прям папистский храм налицо.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс