Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

13.11.2016

 

На сайте «Радонеж» 30 мая была опубликована статья публициста и постоянного автора и ведущего  радио «Радонеж» Сергея Львовича Худиева, посвященная защите богословской репутации постоянного члена Священного Синода РПЦ МП митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Поводом написания статьи г.Худиевым послужила новостная заметка на сайте «Благодатный Огонь» «Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян».

Приведем полностью текст новостной заметки сайта БО.

В светлые пасхальные дни в московских храмах, в частности, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», где служит председатель ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев), бесплатно раздавалась вышедшая в свет 110-тысячным тиражом брошюра «Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста с параллельным переводом на русский язык», составленная самим владыкой Иларионом[1].

Прежде всего было бы странно, конечно, если бы такой рьяный филокатолик, как постоянный член Священного Синода митрополит Иларион (Алфеев), не исказил Догмата о Святом Духе – ахиллесовой пяты папизма. Так и случилось. Его «вольный» перевод, где Дух «Животворящий» назван «оживляющим» (причём – именно с маленькой буквы!) – чрезвычайно показателен. Но это, как минимум, бездарная отсебятина.

Бóльшое смущение православных вызвало внесенное митрополитом Иларионом в изданную им брошюру изменение традиционного определения 9-го члена Символа веры, который в его переводе звучит так: «Верую… в единую Святую, вселенскую и апостольскую Церковь». Большинство комментаторов обращают внимание на различие между православным и католическим пониманиями греческого термина καθολικὴν (кафолическая, соборная, всеобщая, вселенская): если православные ставят акцент на соборном характере Церкви, то католики – на ее универсальности, глобальности.

Так чем же помешало митрополиту Илариону слово «соборная» (Церковь)? Можно предположить, что, внося в перевод Символа веры слово «вселенская», митрополит Иларион захотел сделать акцент на том, что в Церкви основополагающие решения принимаются исключительно иерархией, без согласованием с прочим духовенством и мирянами, которые тоже входят в полноту Церкви. Об этом свидетельствует вся история Вселенских Соборов. Другими словами, так легче протаскивать разного рода модернистские и либеральные инициативы, как то: перевод богослужения на русский язык (русификация богослужения), попытки «уточнения» якобы уже неточного церковного календаря, «оптимизация» постов, а по сути дела их постепенное упразднение, прививание пастве филокатолических и экуменических настроений и т.д. При слове «соборная» (Церковь) все подобные инициативы неизбежно наталкиваются на резкое неприятие и противодействие духовенства и мирян, что, конечно, представляет неудобство для доморощенных ревнителей обновленчества.

Итак, мы видим здесь не только наглую подмену, но по сути подсовывание вместо термина «вселенская», фактически, такого выдуманного еретиками свойства Церкви, как «экуменическая» (именно так этот термин будет звучать в переводе на большинство европейских языков).

Когда народ бездумно молится на Божественной Литургии по книжицам митрополита Илариона (Алфеева), принимая за истину искаженный смысл Никео-Царьградского Символа веры, то в действительности он исповедует веру, отличную от веры, которую уже 2000 лет исповедуют православные христиане. Народ в этом случае гласно исповедует в православном храме неправославное учение и тем самым удаляется от Христа, Истины и Церкви!

Пророчества старцев об изменении в предантихристовы времена Символа веры не обязательно будут исполняться по букве (например, добавлением «Филиокве», как некоторые ожидают), но вполне по-иезуитски – изменением смысла текста. Ведь так слугам антихриста будет гораздо легче добиться массового безропотного принятия этих искажений православным народом, что и произойдет, когда еретическое мнение отдельных иерархов будет закреплено общецерковными решениями соборов.

Напомним, что митрополит Иларион давно известен своими симпатиями к римо-католицизму и многочисленными встречами с Папой Римским. В ряде интервью он заявлял, что не считает католиков отделенным от Церкви сообществом и даже предложил наложить мораторий на святоотеческий термин «ересь» в отношении Римо-католической церкви.


* * *

Свою статью на сайте «Радонеж», посвященную ответу на эту новостную заметку «Благодатного Огня», Сергей Худиев начинает с утверждения:

«“Переиначивание” состоит в том, что митрополит Иларион параллельно с церковно-славянским текстом Символа Веры дает русский перевод – в частности, передает славянское “соборная” как русское “вселенская”».

Можно подумать, что ни митр. Иларион, ни С.Худиев не открывали орфографический словарь русского языка. Слово «соборный» усваивается ими исключительно славянскому языку, как будто в русском оно не существует.

Далее г.Худиев пишет:

«Некоторые бдительные миряне полагают, что это – попытка навязать православным католическое понимание Символа веры и Церкви вообще… Первая – это проблема минимального духовного образования… В других областях знания люди обычно признают, что для того, чтобы высказывать экспертные мнения о чем-либо, в этом желательно разбираться… Рвение, с которым некоторые из наших мирян обрушились на Владыку Илариона, выдает ту же проблему – глубокую неосведомленность в предмете...

Отцы Вселенских Соборов, которые составили для нас Символ Веры, не говорили ни по-русски, ни по-церковнославянски. Их языком был греческий. В Символе Веры они употребили слово καθολικόν, что традиционно переводится как “соборная”, хотя перевести на русский как “вселенская” вполне сообразно смыслу оригинала, как легко убедиться, просто заглянув в словарь. Более того, ознакомившись с традиционными толкованиями Символа, мы именно это значение и обнаружим. Как, например, говорит святой Кирилл Иерусалимский в своих “Огласительных поучениях”, “Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душею и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях” (Поучение Восемнадцатое, глава 23).

Мнение, что “если православные ставят акцент на соборном характере Церкви, то католики – на ее универсальности, глобальности” просто неверно – Святитель Кирилл говорит именно об универсальности и глобальности Церкви. Потому что Православная Церковь – и это важно помнить – не является неким закрытым провинциальным сообществом, этнографической сектой, как ее видят некоторые. Церковь обращает свою проповедь ко всем народам, именно универсально и глобально, по той очевидной причине, что Бог есть Создатель и Спаситель по отношению ко всему человеческому роду, Христос посылает Апостолов с миссией ко “всем народам”, и Христова Церковь просто не может не быть универсальной и глобальной.

Святитель Филарет в своем Катехизисе пишет:

“268. Почему мы Церковь называем Соборной?

Церковь называется Соборной, или, что то же, Кафолической, или Вселенской(!), потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов”.»

Смотрите, какую фору (понимая высказывания святителей Кирилла и Филарета буквально) дает г.Худиев Константинопольскому патриарху! Если «Благодатный Огонь» относит перевод слова «кафолический» как «вселенский» лишь к римо-католикам (да и то по преимуществу), то г.Худиев придает значению кафоличности безусловно вселенский характер, выражающийся в глобальности и универсальности. Следовательно, по логике г.Худиева, вполне оправдано требование Константинопольского патриарха (именуемого Вселенским) быть первоиерархом всего православного мiра. Вот к чему приводит «осведомленнось» г.Худиева.

Приведем еще одну цитату из статьи г. Худиева:

«“Соборность” же в смысле “демократичности” то есть активного участия мирян в принятии решений, касающихся жизни Церкви, может быть делом и хорошим – но вот только едва ли его проповедует сам по себе Символ Веры, или его традиционные толкователи. Митрополит Макарий в своем фундаментальном труде “Православно-Догматическое Богословие” подробно и со многими цитатами из святых Отцов раскрывая понятие соборности, упоминает о том, что Церковь вверена Епископам…»

С этим трудно не согласиться. С.Худиев не дает здесь никакого комментария. И именно это выдает его «минимальное духовное образование и его же «глубокую неосведомленность в предмете». Вся история Вселенских Соборов свидетельствует о широком присутствии среднего и низшего духовенства и даже мирян как в обсуждении вопросов, так и в подписании окончательных соборных документов.

Так, на IV Вселенском Соборе низложение Евтихия подписывают как епископы, так и пресвитеры. На том же Соборе некоторые документы рассылаются для согласования как с епископами, так и с отдельными монахами.

На VII Вселенском Соборе после принятия решений епископы постановили: «Справедливость требует, чтобы и достопочтенные иноки подали свой голос». Достопочтенные иноки могли бы заявить, что наш голос абсолютно ничего не значит, потому что «Церковь вверена Епископам». Но вместо это они сказали: «Если порядок требует, чтобы и иноки подавали голоса, то пусть будет по вашему приказанию». И святейший патриарх Тарасий утвердил: «Порядок требует, чтобы каждый из находящихся на Соборе провозгласил свое исповедание».

А ведь на Соборе присутствовали как епископы, так и пресвитеры и иноки и миряне в светском чине (представители высшей светской знати). Многие иноки подписали окончательные документы VII Вселенского Собора.

Как увидит достопочтенный читатель и как упорно не видит (а по всей видимости – и не знает) г.Худиев, в VIII веке ответственность как за чистоту веры, так и за благоденствие Церкви возлагалась на всю ее полноту, состоящую как из лиц, облеченных святительским саном, так и не имеющих его.

В своей статье г.Худиев заявляет:

«Потому что ложные обвинения и сеяние смуты и раздора в Церкви – это очень серьезный грех. Которого, к тому же, легко избежать при минимальной рассудительности».

А уж кто иной как не митрополит Иларион (Алфеев) послужил сеянию смуты и раздора в Церкви своими экуменическими и филокатолическими инициативами и псевдобогослужебными брошюрами на русском языке!

В конце своей статьи г.Худиев задается вопросом:

«В самом деле, что более правдоподобно – Епископ открыто впал в ересь и измену, а все прочие Епископы, во главе с Патриархом, это благодушно игнорируют – то есть тоже впали, Церковь одолена вратами ада, от всей Церкви Христовой осталось несколько человек по всему лицу земли, или, все же, эти несколько человек впали в невежество и гордость?..»

Ладно, Худиев поленился проштудировать «Деяния Вселенских Соборов» – но ведь жизнеописания прп. Максима Исповедника он не может не знать. А может и не знает! В VII веке как Римская кафедра, так и патриархаты Востока (за исключением нескольких епископов Иерусалимской Церкви) уклонились в ересь монофелитства и лишь прп. Максим и несколько его сподвижников (не будучи в сане епископов) защитили православие.

Мы разобрали все значимые «доводы» г.Худиева. Все они бьют мимо цели и не отвечают на главный вопрос: чем же так напугало Его Высокопреосвященство митрополита Илариона слово «соборный», или «соборная» в приложении к Церкви? То, что от термина «вселенская» (Церковь) до термина «экуменическая» один шаг, мы выше показали. Никаких опровержений г.Худиев не дал; да их и невозможно дать. В противном случае пришлось бы менять лексику многих европейских языков. А со словом «соборная» (Церковь) ничего подобного предпринимать не нужно: оно было передано нам с эпохи Крещения Руси и полнозначно вошло в русский язык. А стесняться русского языка не достойно митрополита, тем более постоянного члена Священного Синода нашей Церкви.

 

Редакция сайта «Благодатный Огонь»


 


[1] «Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста с параллельным переводом на русский язык» (Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). М., изд.«Никея», 2016 г. Тираж 110 тыс.экз.)

 

 

Благодатный Огонь

 




Голосование за статью
 - 
296
 /  - 
19
Комментарии:
Наталья 11/05/2017 в 23:41:40
Обратите внимание на реакцию редакции. Меня радует, что такое количество отрицательных отзывов о данной статье говорит о том, что народ, который читает ваши статьи, не стадо бездумное, а как раз - думающий.
Екатерина 17/11/2016 в 06:00:31
Кто платит - тот и заказывает музыку. Заказали г-ну Х-ву - он и написал. Расстроилась, когда увидела у отца пенсионера эту книжку. Ему наш настоятель после службы подарил. Объяснила, "в топку её". Но ведь не всем это известно, а кто-то читать будет ( И жалко переводить столько бумаги и средств, которые жертвуют православные на издание таких вот "трудов".
Владимир Юрганов 16/11/2016 в 08:03:33
Игорю Б
Ну царствие "верховного правителя, доброго и справедливого," будет кратковременно, слава Богу!! и это окрыляет.
Игорь Б 15/11/2016 в 23:44:17
Ничего у них не получится в настоящее время. А вот когда на земле наступит глобальный порядок и кругом будут говорить мир и безопасность, и все захотят поставить верховного правителя, доброго и справедливого, то Алфеев будет едва успевать переписывать тексты. Ну а пока он, скорее всего, отрабатывает свой хлеб, пред своими вассалами из-за бугра. Есть в народе поговорка (нет худа без добра), пускай пытаются что-либо противоестественное сделать, тем самым заставят всех православных, активнее искать истину в разногласиях.
Наталия 14/11/2016 в 16:13:28
Андрею, теологу. 
Уважаемый Андрей, благодарю Вас за Ваш комментарий, в котором Вы смогли просто и точно определить "сдвиги" в понятиях Истины и её интерпретации такими как Худиев. Мне очень помогло Ваше замечание. Спаси Вас Господь. А господин Худиев очень опасен, потому что вездесущ и многоглаголен прелестно.
Александр Бутов 14/11/2016 в 15:21:35
Уважаемая редакция! Вы когда-нибудь договоритесь, дополемизируетесь на свою грешную голову! ...
От уважаемой редакции: Снова угрозы, г. Бутов? Это уже не в первый раз. Учтем обязательно. Имейте это ввиду!

Иван Красножонов 13/11/2016 в 18:06:12
Худиев не заблуждатся, он сознательный враг православия, не явный, скрытый и потому очень опасный. Опасный для тех, кто приходит к вере, и до конца не понимает многие вещи. Бочка мёда с ложкой дёгтя.
Андрей Ручкин, теолог 11/11/2016 в 04:32:44
Прочитал материалы: самого митр. Илариона, Худиева, статью "Благодатного огня", отзывы. Меня настораживает изменение двух мест Символа веры. И вот почему.
Во-первых, в тексте Εις Μίαν, Αγία, Καθολικήν, και Αποστολικήν Εκκλησίαν слово Μίαν действительно означает "Одну", "единственную" от μια - один, одна. Церковно-славянское "едину" как раз означает "одну", а не "единую", как перевел Владыка (или благословил, редактировал перевод, все равно ему отвечать). Это искажение смысла, изменение его. Это или безграмотность, или умышленное искажение, за которым стоит какая-то мысль. Да, хотелось бы, чтобы Церковь наша была едина в своей любви к Господу и друг ко другу, но святые отцы Вселенского собора имели в виду не единство, а единственность, потому что "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". Поэтому католики не Церковь. А термин "единую" как раз способствует пониманию объединенности Церкви, но в ущерб единственности. Происходит не просто замена термина, но подмена значений в худшую сторону.
Во-вторых, термин "вселенскую" формально правилен, но я, когда веду беседы перед будущими крестными, говорю им, что "Соборная" Церковь, потому что она состоит из двух частей - видимой и невидимой: это, во-первых, богочеловеческий организм, тело Христово, потому что мы соединены с Духом Святым, а, во-вторых, есть еще небесная, торжествующая часть Церкви, в которую тоже надо верить. И вот этот контекст - вертикальная составляющая Церкви отсутствует в термине "вселенская". Хотя премудрый свт. Филарет указывает на нее: "Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни ВРЕМЕНЕМ, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, ВРЕМЕН и народов". Но в общеупотребительном смысле слово "вселенская" имеет исключительно земной или космический (материальный) характер. Оно Уже по смыслу, чем слово "соборная", в которое можно вложить его же собственные значения: καθ’ (κατά) (в, на, по) + ὅλος (целый, цельный, полный, весь). Церковь собрана из небожителей и православных христиан на земле. Недаром у нас есть "Собор Архистратига Михаила", "Собор Пресвятой Богородицы" и другие "соборы", в которых объединяется Церковь земная с небесной. ...
Владимир 10/08/2016 в 16:10:08
Alex Belt 06/08/2016 в 21:39:11
*** «Стереть между человеками отличия рас, сословий, верований, воззрений, истребить фанатизм суеверий, уничтожить национальную ненависть (путем уничтожения национальностей. — В.О.), объединить все человечество узами любви и знания»" (В.М.Острецов, "Масонство, культура и русская история", 1998). ***
БОЛЬШИЕ УШИ... Чтобы поверить в это, задаться целью его осуществления, нужно не иметь в себе Христианской Православной Веры, истинно не понимать Евангелия в предании святых Отцов первого тысячелетия, и второго тысячелетия именно Православной Веры, значит, совсем далеко отстоять от истинного Бога Всесвятой Троицы! Ведь это и есть лозунг антихриста, по крайней мере, один из направляющих. Осуществление этого масонского проекта - не может основываться на узах истинной любви и истинных знаний. Это только красивые слова для тех, у кого одни только большие уши! Что это такое скажи, и никто не ответит, а если и ответит (много бывает разных ответов), тогда, если некий слушающий этот ответ, возьми и скажи что-либо неприятное или очень неприятное уму отвечающего, тогда молниеносно получишь ту грубость, которая ничего общего не имеет ни с истинной любовью, ни с истинными знаниями! Это и есть истинное доказательство бесполезности в жизни одних больших ушей. Ну ладно, это у кого одни большие уши, НО! Есть же те, которым Господь даровал необыкновенный ум, интеллект – талант (не говорю о тех, кто осознанно сопоставляет себя со злом), как они могли и до сих пор – ВСЕГДА искренне могут (ведь есть же те, которые действительно искренне в это верили и верят, потому искренность без совести евангельской - не является истинным благом!) следовать этому? Я понимаю, враг не дремлет, но, есть же нечто очень простое и всеми понятное, чтобы на этот голый колючий крючок самовольно – осознанно пойти и одеть на него свой ум, интеллект? Ведь после такой запросто уловленной рыбы, уже следует раскаленная сковорода. Да! Горе от ума! Этот проект потребует уничтожения 90 процентов людей земли, это и будет воплощать антихрист. В общем, с вами - согласен!
Alex Belt 06/08/2016 в 21:39:11
ГОРЕ ОТ УМА...
"Кто же они на самом то деле?" задает риторический вопрос Владимир 08/06/2016 в 00:49:35, в названии своего пассажа, уже имея ответ.
"Л. МАЦИХ: Александр Сергеевич действительно был человеком необыкновенных дарований. Он закончил полностью два курса университета, тогда это вещь беспримерная, и слушал лекции на третьем. Был великолепный музыкант, композитор и пианист превосходный. Был необыкновенно одарён филологически. Знал все европейские языки, хорошо знал латынь, греческий, неплохо знал библейский иврит, знал арабский и знал турецкий и персидский языки."
Позвольте, чью биографию мы читаем?
"Кроме того, у Грибоедова были очень большие амбиции, - читаем дальше. - Он многого достиг в своей короткой жизни, но амбиции были ещё больше. Одна из этих амбиций была связана с деятельностью масонских лож. Он состоял, как многие в его время аристократы, в ложе «Соединённых друзей», в самой большой численно ложи Петербурга. Но он хотел её усовершенствовать. В этом смысле интересны его заметки, письма, он хотел, как он говорил, реконституировать эти ложи."
И он ложу реконституировал, и очень характерно для своих амбиций назвал ее — «Благо».
А вот что пишет о Грибоедове В.М.Острецов о "Полярной звезде", в которой Грибоедов также был членом:
"В ложе провозглашался лозунг «В единении — сила», проповедовалась «естественная религия», а предметом занятий объявлялось: «Стереть между человеками отличия рас, сословий, верований, воззрений, истребить фанатизм суеверий, уничтожить национальную ненависть (путем уничтожения национальностей. — В.О.), объединить все человечество узами любви и знания»" (В.М.Острецов, "Масонство, культура и русская история", 1998).
Также см.: Нечкина М.В. Следственное дело А.С. Грибоедова: М.1982. Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. М.1982.
-------------------------------------------
"Неточности" перевода Символа Веры, осуществленного под эгидой митр. Илариона носят двойной характер. Не знаю, как это у него так вышло, злонамеренно или не злонамеренно... Их не сложно разделить на две группы. Одни привносят в Символ Веры неправославный смысл и разрушают православную традицию. Другие носят провокационный характер.
К первой группе следует в первую очередь отнести неправильный перевод числительного "един". В Символе Веры он употреблен 4 раза и в русском языке ему соответствуют также числительное "один" или прилагательное "единственный". Трижды допускается существенная ошибка в переводе. Заменяя числительное "един" прилагательным "единый" происходит подмена православное богословие не только в области эклезиологии на экуменическое (Церковь одна -> Церквей много), но и меняется догматическое представление в отношении первых двух Лиц Пр.Троицы. Отец оказывается единым (общим) для всех людей, так что становится не существенным как Бога называть. Сын также получает такое же общее толкование. И то и другое льют воду на мельницу идеи о "всеобщем спасении".
Но более всего в данном переводе страдает эклезиологический смысл. Ведь "единственная" вряд ли предполагает только лишь множество Православных Церквей. А в документах с энтузиазмом готовящихся русской делегацией в Шамбези во многих местах эта двусмысленность уточнена. Не только Православные Поместные Церкви предлагается рассматривать Церквами Христовыми, но любые социальные группы так себя именующие. Достаточно самоназвания. Надо уважать других и не настраивать их против себя, - часто звучит в проповедях патриарха Кирилла. Симптоматично, что четвертый случай "Во едино крещение" переведен правильно. Числительное переведено числительным же, - "одну". Значит переводчики знают это слово. Их лексический запас достаточно широк, что бы делать правильный и точный в богословском смысле перевод.
Сергей Худиев обходит стороной рассмотрение "ошибок" первого типа, а сосредотачивается на вторых.
Вторая группа ошибок перевода предназначена для отвода глаз и в этой провакационности он солидаризируется с авторами перевода. Он хочет быть духовно вместе с ними и это ему вполне удается. Музыкант играет, а он глядит на него. Он не решается затрагивать о существенных ошибках, иначе рискует потерять лицо у большинства своих поклонников. А поддавшись на провокацию, он ничем не рискует.
Итак, греч. слово καθολικόν из покон веков традиционно переводилось как "Соборная". В новом переводе здесь открыто брошен вызов традиции.
В своем выступлении 19 апреля в Свято-Тихоновском университете на конференции «Всеправославный собор, мнения и ожидания» митр.Илларион говорит, что документы Шамбези они постарались заранее опубликовать, до "Всепровославного" Собора. Лучше будет, если мы заранее посмотрим на общественную реакцию.
- Это и называется провокация. Вызов традиции брошен, заметим теми, кто должен стоять на страже ее, в чем приносил клятвенные обеты при хиротонии. Что поделаешь, - новые времена и архиереи обрабатывают массовое сознание по всем правилам PR. В чем же здесь хитрость этой провокации? А в том, что "соборная" это и впрямь не точный перевод, хотя и традиционно оправданный. Но это не дословный перевод, а толковательный исходя из принципов православной эклезиологии. Дословных переводом будет "имееющая главу". Напр. κεφαλη - Genesis 8:5 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. или Genesis 3:15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Стоило бы сделать краткий экскурс в Теорию множеств. Само слово в себе содержит противоречивый смысл. Хотя буквальный его смысл это "множество элементов", множественность, но в Теории оно также означает "единство" этого множество, свое единство. Два противоположных смысла в силу их взаимосвязанности обозначены одним термином. И нас не смущает, что в качестве термина используется "множество", а не "единство". Если бы назвали по-другому, то и сама Теория наверное получала названия Теории единств или единства. В переводе Символа Веры с цер.слав. слово "Соборная" переводится по сути не на русский язык, а обратно на греческий. И неправильным это не назовешь, это просто нетрадиционно. Нам надо лишь еще раз понять, что вполне уместно единство называть словом множество (соборность), на том основании, что оно не призрачное кажущееся единство - глава, оторванная от тела, или то, что с легкой руки Николая Рериха появилось на долларовой купюре.
Древний знак иллюминатов: вершина пирамиды оторвана от ее тела и скрыватся в заоблачной выси. Церковь есть Единство Соборное, потому что "Христос посреде нас". Церковь это не проект будущего, а сам жизнь. Православная еклезиология определяется формулой "первый среди равных". Латиняне кафоличнось понимают как примат папской власти с ее вертикалью. Протестанты занялись построением церкви основываясь на принципе демократии, снизу вверх. Поэтому так легко оказались уловленными масонами идеей организации ВСЦ, синодом над синодами.
Вот такими, примерно, словами, стоило бы ответить на провокацию митр. Илариона. Церк.слав. перевод "Соборная" не точен, но тем не менее содержит более богатый богословский экклезиологический смысл.
Роман 20/07/2016 в 22:42:46
Вселенский Патриарх потому и считает себя вселенским, что с мит. Алфеевым заодно. Понимая соборность, как вселенскость, а не как единение в духе, собранность малого стада как они понимают титул Александрийского Патриарха?
Титул Предстоятеля Александрийской церкви: Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Арики, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной.
Марина 26/06/2016 в 20:27:10
Антон Мацнев 03/06/2016 в 17:24:44
***На мой взгляд, вообще перевод символа веры м. Иларионом не имеет смысла. Существуют разъяснения сделанные СВЯТЫМИ людьми, из которых очевиден и понятен смысл.***
Ну, митрополит Иларион желает быть святее всех Святых! Святые Отцы жесткосердно еретикам закрыли вход в Царство Небесное! А митрополит сделал открытие, что Святые Отцы ошиблись, все всё равно будут спасены, Господь ведь Милосерд! Отсюда логично, нет понятия "еретик", а Церквей много и их надо объединить, какая разница в какой Церкви спасаться?
Агапия 25/06/2016 в 22:15:43
Да Символ веры поковеркан ещё при Никоне. На московском соборе 1666-67 годов. Попарно все русское. Весь уклад жизни изменили. На Стоглав наплевали. И изменили Символ веры в угоду жидовствующих. Но была часть русского народа, которая умирала, самосжигалась, уходила в глубь Руси матушки. Но не приняла изменения ни Символа веры, ни изменений других богослужебных текстов. Честь им и хвала. Старообрядцы сохранили древлеправославие таким как его исповедовал Сергий Радонежский, Александр Невский и другие дониконовские святые. Очень жаль, что наше священноначалие ничего нам не говорит об этом. И о том, что другой московский собор 1971 года спустя триста лет признал анафему на старообрядцев не правильной и не действительной. Только надо соединяется с ними и прощения у них просить. А не анафемы снимать. Это мы не правы, а не они.
Марина 18/06/2016 в 19:58:53
В своей брошюре митр. Иларион протаскивает новое понятие Церкви Христовой, так называемой "Вселенской Церкви", которую создают экуменисты. Вселенская Церковь - это Церковь, в которую входят: Православные Христиане, римо-католики, англикане, коптоармяне и эфиопы, лютеране и другие протестанты. Как мы теперь знаем, у нас не одна Церковь Христова, а "Церкви", а также, что еретики отныне не еретики, а братья по вере. Таким образом, митр. Иларион, на отдельно взятом приходе, активно взращивает "новое поколение" христиан, отрывая свою паству от животворящего источника Священного Предания.
Марина 18/06/2016 в 19:37:48
"Его «вольный» перевод, где Дух «Животворящий» назван «оживляющим» (причём – именно с маленькой буквы!) – чрезвычайно показателен. Но это, как минимум, бездарная отсебятина."
Не "бездарная отсебятина", а хорошо обдуманное и НАМЕРЕННОЕ искажение. Каждый православный христианин знает, что в Символе Веры, все слова и даже отдельная буква, заглавная или прописная строго обоснованы и имеют глубокое значение. Ещё на III Вселенском Соборе, Святыми Отцами было запрещено, что либо изменять или дополнять в Символе Веры! Как же дерзнул митр. Иларион, так кощунствовать и оскорблять третье Лицо Святой Троицы!?
Сергей Владиславович 08/06/2016 в 18:00:47
О подобных реверансах, как у Сергея Худиева в адрес пассажей Священноначалия, святитель Феофан Затворник писал следующее:
"Господи, кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.
Наталия с семьей, МО 08/06/2016 в 16:06:16
Наталия
**...Церковь одолена вратами ада, ..., или, все же, эти несколько человек впали в невежество и гордость?..» ...автор отождествляет Церковь как Тело Христово, Которую действительно не одолеют врата ада, и Русскую Православную Церковь? Как так? **
Видимо, тут либо невежество, либо гордость. Как-то так... А митр. Иларион переврал еще один ключевой смысл Символа веры: "ЕДИНУ" Церковь перевел как "единую", а "ЕДИНО" крещение - как "одно". А тут как, господин Худиев??...
Наталия 08/06/2016 в 11:26:50
Вот этот текст Худиева: «В самом деле, что более правдоподобно – Епископ открыто впал в ересь и измену, а все прочие Епископы, во главе с Патриархом, это благодушно игнорируют – то есть тоже впали, Церковь одолена вратами ада, от всей Церкви Христовой осталось несколько человек по всему лицу земли, или, все же, эти несколько человек впали в невежество и гордость?..» говорит о том, что автор отождествляет Церковь как Тело Христово, Которую действительно не одолеют врата ада, и Русскую Православную Церковь? Как так?
Владимир 08/06/2016 в 00:49:35
ГОРЕ ОТ УМА...
В конце своей статьи г.Худиев задается вопросом: «В самом деле, что более правдоподобно – Епископ открыто впал в ересь и измену, а все прочие Епископы, во главе с Патриархом, это благодушно игнорируют – то есть тоже впали, Церковь одолена вратами ада, от всей Церкви Христовой осталось несколько человек по всему лицу земли, или, все же, эти несколько человек впали в невежество и гордость?..»
А вот, что говорит Редакция сайта «Благодатный Огонь»: «… А со словом «соборная» (Церковь) ничего подобного предпринимать не нужно: оно было передано нам с эпохи Крещения Руси и полнозначно вошло в русский язык. А стесняться русского языка не достойно митрополита, тем более постоянного члена Священного Синода нашей Церкви».
И правильно говорит! Мое мнение, что тысячу лет и писалось и звучало слово – «соборная» (Церковь), оно уже живёт и в духе православного христианина, и в крови, и, вдруг! митр. Иларион обнаруживает в себе прекрасный здравый ум, который трактует ему, что наступило долгожданное время к изменению. Ибо до его ни у кого за тысячу лет такого прекрасного и достойного христианского ума не нашлось, чтобы изменить то, что изменил он, чтобы в нынешнем веке ум митр. Илариона хотя бы в этом был спокоен, и этого не касался?
Так какой может быть ответ Сергею Худиеву в том, когда он своей логикой спрашивает у всех христиан, что же правдоподобно, или Епископ и с ним согласные находятся в прелести, или несогласные с ними, эти находятся в невежестве и гордости? Конечно уже, вне всякого сомнения, безапелляционно убедил себя, а так же своей логикой желает убедить и читателей, что несогласные, и есть невежественные и гордые, т. е. на данном этапе времени – пропащие, а Епископ и согласные - находятся на истинном пути. И если тот, который сделал себя достойным в сем веке изменить то, что жило тысячу лет, и те, которые согласны с такими изменениями тысячелетнего нашего устоя, кто же они на самом то деле…? Логика Сергея Худиева такова, если священство с Патриархом, т. е. большинство находятся в прелести, тогда, разве Церковь уже одолена вратами ада?
Теперь скажу нормальную логику, что НИКОГДА большинство не определяло святость, а именно меньшинство и являлось истинно кающимися, которых не долготерпел Господь Иисус Христос, а за которых Он радовался, потому и жизнь земная, по милости Божией, продолжается, и это меньшинство всегда было и будет, даже при антихристе, потому и врата ада – НИКОГДА не одолеют Церковь! Надеюсь, не буду определять, что такое, когда долготерпит Господь, а когда радуется за христианина, христиан! Доходит уже до полного краха, проявляются многие не просто гадости, а «светится» то, которое явно противоречит православию, а нам его преподносят - как за истину, и думается, что те, которые это творят или уже полностью потеряли контроль в себе, в своем уме, в истинном рассуждении, и главное, хотят убедить остальных христиан, что это они потеряли ум, христианское рассуждение, или они уже настолько не стесняются своих лукавст, что смеются всем нормальным христианам прямо в лицо? Скушаете, и всё! Всё было, НО! НИКОГДА ТАКОГО КАК СЕЙЧАС НЕ БЫЛО! И если тот, который сделал себя достойным в сем веке изменить то, что жило тысячу лет, и те, которые согласны с такими изменениями тысячелетнего нашего устоя, кто же они на самом то деле? Творили бы они такое в другом веке, когда жил преподобный Сергий, а?
Владимир Юрганов 06/06/2016 в 12:35:42

Наталья пишет:
/// Худиев относится к тем вездесущим и всеядным авторам Интернета, который имеет своё мнение обо всём. Он учит человеков Десяти заповедям Божиим неустанно, он рассуждает о политических проблемах, он объясняет практически в каждом своём тексте, что значит "христианская любовь" и как должны жить люди - даже боязно за автора столь широкого диапазона. Но до чего же надоел этот либеральный православный мыслитель, учитель нравственности и толерантности. ///
А вспомните старую статью на БО про "розовое Христианство" (http://blagogon.ru/digest/140/). Говорят что Бог есть любовь, откинув страх Божий.

Владимир Юрганов 06/06/2016 в 12:33:46
Агапит пишет:
/// Иной раз поражаешься противоречиям человеческой натуры: митрополит-экуменист и модернист возглавляет направление по взаимодействию со старообрядчеством, освоил древний чин и совершает служения в Патриаршем центре в Рубцове по старому обряду... ///
Тоже самое удивление по поводу его возмущения отходом от Православия в Сурожской епархии... Такое впечатление, что пробует разные личины. Лицедейство. Не призвал пока Господь его на службу... Вот если призовет - иное будет. А не призовет - так и останется без Дара, потешателем
Агапит 04/06/2016 в 23:59:54
Наталия 04/06/2016 в 17:39:17
***Вы только вслушайтесь: Синод признал Временное правительство. Душу продать очень просто.***
Справедливости ради скажем, что это логически вытекает из текста отречения императора Николая II от Престола. Что же ещё Синоду оставалось делать? 200 лет от Петра до Распутина не прошли даром...
От модератора: Просьба присылать комментарии по теме статьи.
Наталия 04/06/2016 в 17:39:17
Вы только вслушайтесь: Синод признал Временное правительство. Душу продать очень просто. Вот, что самое страшное в жизни христианина будь хоть мирянин, хоть иерарх. И не заметишь. Поэтому православный люд так встревожен и встречей в аэропорту с понтификом, и критскими играми.
Агапит 04/06/2016 в 11:54:01
Александру из Од.
@ А соборности боятся те первоиерархи, в ком совесть нечиста...@
А у кого она чиста? У нас соборности уже века три как не было, исключение - Соборы 1917-18гг и 1990г, когда свободно на подлинно альтернативной основе был избран Патриархом Алексий II. Сейчас активно внедряется папоцезаризм, ватиканская властная вертикаль вместо соборности. И это возможно ещё хуже, чем Синодальный церковный строй.
Агапит 04/06/2016 в 11:45:31
Александр из Од. 04/06/2016 в 01:20:10 Агапиту.
***Проблема в том, что я по убеждению являюсь православным монархистом. И мне досадно, что как бы православные государи (Романовы) недооценивали величия нашей Церкви, которое выражается в патриаршестве и в соборности.***
Александр, никакой проблемы нет, я также монархист по убеждениям, каковым, по моему мнению, и должен быть всякий православный христианин. Монархистами были свв. Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Николай Велимирович, Феодор Студит - так что консенсус отцов налицо! Нарушение Симфонии между Царством и Церковью началось ещё при Алексее Михайловиче, далее последовал погром всей Русской культуры при Петре, после - 4 Императрицы, и сплошь бироновщина. Народ разделили на шляхту и быдло. Последующие Государи были воспитаны немецкими мамами и вряд-ли вообще имели глубокую веру. Так что Вы очень верно написали: "как бы православные." Александр III и Св. Царь-Мученик пытались исправить ситуацию, но было поздно. Бог поругаем не бывает. Немецкий абсолютизм внутренне сгнил, Империя пала, Синод признал Временное правительство. Но мы ни в коем случае не должны отказываться от монархического миросозерцания, эти ошибки Русских Царей детально анализируют в своих трудах свт. Серафим Соболев, Иван Ильин, Иван Солоневич. Всем рекомендую.
Александр из Од. 04/06/2016 в 01:20:10
Агапиту.
Проблема в том, что я по убеждению являюсь православным монархистом. И мне досадно, что как бы православные государи (Романовы) недооценивали величия нашей Церкви, которое выражается в патриаршестве и в соборности. Ну, Петр дров наломал, а остальные-то что? Никакого дележа власти между Царем и Патриархом нет. Во всяком случае, в идеале, должно быть гармоничное взаимодействие - симфония властей, а отнюдь не какофония. А соборности боятся те первоиерархи, в ком совесть нечиста...
Александр Бутов 04/06/2016 в 00:18:26
Редакция "БО": "чем же так ... (далее неразб. - Прим. ред.)
Наталия 03/06/2016 в 19:23:28
Худиев относится к тем вездесущим и всеядным авторам Интернета, который имеет своё мнение обо всём. Он учит человеков Десяти заповедям Божиим неустанно, он рассуждает о политических проблемах, он объясняет практически в каждом своём тексте, что значит "христианская любовь" и как должны жить люди - даже боязно за автора столь широкого диапазона. Но до чего же надоел этот либеральный православный мыслитель, учитель нравственности и толерантности.
FrVladimir 03/06/2016 в 19:02:34
Господа новоделы и славянское "едину" (=одну) перевели в "единую", подобно партии "Единая Россия"...впрочем, именно сiе зело символично...
Антон Мацнев 03/06/2016 в 17:24:44
На мой взгляд, вообще перевод символа веры м. Иларионом не имеет смысла. Существуют разъяснения сделанные святыми людьми, из которых очевиден и понятен смысл. Некая попытка сделать, что либо, в надежде, что это получится лучше чем у святых, уже сделавших это. Как например, перевод псалмов протоиереем Леонидом Грилихесом, который видимо решил, что это будет лучше, чем сделанное 70 толковниками, но в итоге вышло так, что нужно приплясывать и ударять в там-там под такую рифму. Само по себе сомнительное начало. Поэтому, как мне кажется, основное, что хочет выразить гражданин Худиев, это не то, чтобы доказать правоту митрополита, а показать, что все, кто пытается разобраться, задает вопросы и подвергает критике деятельность священноначалия, сеют смуту и раздор. Но он это делает в мягкой форме. Но есть такие, кто делает то же, но в оскорбительной форме. По сути, всем вопрошающим, просто пытаются заткнуть рот, мягко или грубо.
Худиев бы лучше обратил свое внимание на тех лиц, которые, например, придумали использовать в обидных целях слова зилот и ревнитель, которые пишут оскорбительные памфлеты с явной целью побольней задеть и укусить этих самых "зилотов и ревнителей", да отправить в дурдом. Такие способы и приемы как раз и сеют смуту и раздор, порочат Церковь и священноначалие. Возможно его вкрадчивый стиль, послужил бы тогда на пользу.
Агапит 03/06/2016 в 15:54:13
Иной раз поражаешься противоречиям человеческой натуры: митрополит-экуменист и модернист возглавляет направление по взаимодействию со старообрядчеством, освоил древний чин и совершает служения в Патриаршем центре в Рубцове по старому обряду...
Агапит 03/06/2016 в 15:53:40
Павел 03/06/2016 в 15:15:08
***посмотрите на лица Худиева, Никифорова с Радонежа - не хватает кипы на головы. А уж если смотреть на лицо митрополита Илариона (Алфеева), то вы там не увидите Христа: злобный, пустой, надменнный взгляд.***
Павел, зря Вы это...
Агапит 03/06/2016 в 15:45:55
"Александр из Од. 02/06/2016 в 22:40:39
***Вообще самое уязвимое свойство нашей Церкви именно "Соборность". По ней били и продолжают бить все те, кто не любит Православие. При онемеченных Романовых никаких поместных соборов не было.***
Дело в том, что никакой начальник, будь то церковный или светский, не желает делиться своей властью, а также противится любому внешнему контролю. Во все времена светская власть стремилась подчинить себе Церковь. Петр Великий - это вообще отдельная тема, он не только уничтожил патриаршество и соборное управление, но изгнал с кафедр русских архиереев, заменив их украинцами. Тогда был нужен Феофан Прокопович, сейчас Иларион Алфеев, всё повторяется.
Что касается Поместных Соборов в новейшее время, то их прекратил созывать ещё приснопамятный Алексий II, вероятно, не без влияния тогдашнего ОВЦС и его главы. Да только зачем нужны такие Пом. Соборы, где состав делегатов подбирается неизвестно кем и как. Вспомните Собор, на котором избрали патриархом м. Кирилла. Достаточно и Архиерейских Соборов, но только если эти архиереи избраны на свои кафедры Епархиальным собранием из числа достойнейших, авторитетных священнослужителей, и возглавлять они должны свои кафедры пожизненно, а не быть вассалами Патриарха и его окружения.
Павел 03/06/2016 в 15:15:08
посмотрите на лица Худиева, Никифорова с Радонежа - не хватает кипы на головы. А уж если смотреть на лицо митрополита Илариона (Алфеева), то вы там не увидите Христа: злобный, пустой, надменнный взгляд.
Анатолий 03/06/2016 в 14:12:09
Татьяне 03/06/2016 в 12:02:15
@Когда-то Худиев публиковал честные остроумные аналитические статьи....@
Похоже мобилизовали в спешном порядке для защиты корпоративных интересов. Или работает тоже под брендом имени митрополита Волоколамского (Алфеева). Или хочет показать себя верным членом его команды или влиться в нее. Иначе бы молчал. Как молчит множество несогласных. Остается только гадать. Но судя по всему не правым путем пошел. Где теперь Сергей ваш талант, который вы демонстрировали раньше? Вы же сами Сергей записали аудиокнигу "Бог есть". Там великое множество удачных аргументов. Вот вам еще один аргумент для сомневающихся в существовании Бога. Стоит только покривить душой, как Он отходит в сторонку от таких. Отходит Он от неправых сердцем, как вам известно.
Татьяна 03/06/2016 в 12:02:15
Когда-то Худиев публиковал честные остроумные аналитические статьи. Но сейчас, например, когда он выступает по "Радонежу", испытываешь неловкость за его сервильные тягучие увиливающие от сути вопросов комментарии. Иногда просто пустейшие. А перевод Символа веры совершенно не актуален. Что же в нем непонятного для русского человека?!
Анатолий 03/06/2016 в 11:58:43
Владимиру Юрганову.
@Совокупный Иларион "вселенский" или всё же "соборный" ) Прости меня Господи за дерзость.@
Это пятая колонная под крышей ОВСЦ. Предполагаю, что эта православная пятая колонна пользуется поддержкой светской пятой колонны. Хорошо бы проверить финансирование. Не удивлюсь, если будет обнаружен иностранный спонсор этого коллектива авторов. Но такое впечатление, что все пущено на самотек и этим никто не занимается. Поэтому стали возможны митрополиты-бренды и патриархи-проекты. Конечно, при такой постановке дела находятся люди (зилоты, ревнители), которые ссылаясь на каноны Церкви им мешают заниматься их деятельностью. Кстати какой деятельностью? Чем они занимаются на самом деле. Всегда заняты, постоянно у них переговоры. Зачем они нужны Церкви со своими диалогами? Ни они не нужны, ни их диалоги, ни их переводы, которые вносят только суету и смуту. Убрать их всех и воздух только чище станет.
Игорь Рысин 03/06/2016 в 09:09:19
Уважаемая редакция журнала "Благодатный огонь"! Худиев прав, говоря о том, что слово "Соборная" означает "что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов", поскольку именно это определение содержится в Катехизисе митр. Филарета Московского и Худиев лишь цитирует его. Почему его нужно понимать не буквально? Да, вы совершенно справедливо пишете о том, что не только на епископов возложена ответственность за чистоту и благоденствие Церкви, но в Символе Веры об этом не сказано. Худиев прав и в этом. Если же в Символе Веры ничего не говорится о соборности в значении "демократичность", то перевод митр. Илариона, как ни относись к самому переводчику, не вносит принципиальных изменений смысла.
От редакции:
1.
Мы нисколько не оспариваем определение свт. Филарета Московского. Нас лишь удивляет тот факт, что митр. Иларион выбросил слово «соборная» из своего перевода, хотя оно означает именно то, что Вы цитируете. Почему даже в XIX веке термин «соборная» не был равнозначен термину «вселенская» в общем смысле? Потому что собственно «вселенная», т.е. земля населенная, или ойкумена, не была вся охвачена христианством, как это было в эпоху свт. Кирилла Иерусалимского, так и в наше время. Поэтому определение свт. Филарета Московского (как и свт. Кирилла) нуждается в комментарии. Мы согласны, что Соборная Церковь включает в себя верующих всех времен и народов, но в отношении ее пространственного распространения оба выше указанных святителя, по всей видимости, выражали лишь свое упование, что так будет когда-то в грядущие времена (утверждали это in spe).
2. ***Да, вы совершенно справедливо пишете о том, что не только на епископов возложена ответственность за чистоту и благоденствие Церкви, но в Символе Веры об этом не сказано. ***
Но в Символе веры ничего не сказано и о том, что Церковь вверена епископам. А раз там это не сказано, то этого и нет. – Такова ваша логика, предполагающая самое широкое толкование слово «соборная». Следовательно, перевод Символа веры митр. Илариона (Алфеева) не укладывается в ваши установки и как следствие неточен и не приемлем в качестве пособия.
Владимир Юрганов 03/06/2016 в 06:17:57
Многие возражают даже против крайне бережного перевода Псалтири Юнгеровым... А уж такое как тут - не иначе как машинный перевод с обновленческой правкой. Сравните у Юнгерова: "Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня. Ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить...."
Страшно подумать, что как бы перевел м. Иларион.
Владимир Юрганов 03/06/2016 в 06:14:57
Семенко пишет:
/// Просто под именем Илариона работает некая группа модернистски настроенных авторов и идеологов. Он в ней - важный элемент, не более. ///
Совокупный Иларион "вселенский" или всё же "соборный" ) Прости меня Господи за дерзость.
Владимир Юрганов 03/06/2016 в 06:03:05
Семенко пишет: ***Коллеги, нападая на митр. Илариона, вы, как мне кажется, не вполне понимаете специфику данного феномена. Митр. Иларион - никакой не богослов и даже, как говорят, никакой не композитор***
Скажите нам правду - он композитор такой же как и переводчик? Беда, когда завхозы идут в переводчики (( Вспоминается Кот и щука.
Владимир Юрганов 03/06/2016 в 06:01:19
Агапит пишет:
/// "VI. И взошёл на небеса, и сидит справа от Отца." ///
Ещё и петь это заставят на Литургии. Думаю м. Илариону самому не под силу такое на музыку положить. Шнитке попросит или Губайдуллину... чтобы музон поавангарднее был, более рваный, с синкопами.
Адриан 03/06/2016 в 00:15:37
1. П. Кирилл самовластно уничтожил соборность в нашей Церкви. К этому необходимо "богословское" основание: "вселенская церковь", в смысле планируемой мешанины из всех религий. П.Кирилл, будучи еще митрополитом, вдохновенно защищал это направление и назвал его "наш дом". Скорее всего потому он и стал патриархом. Страшно подумать, что масоны с 70-х повсюду правят свой тайный спектакль (например, ІІ.Ватиканский "собор". Tеперь нас "подтягивают").
2. Худиев уже давно засветился. Он действительно духовно неглубокий человек. К сожалению, и "Радонеж", религиозное СМИ, которое так нужно для духовного просвещения народа, работает, по сути, впустую и занимается преимущественно околоцерковными темами.
Евгений Савченко 02/06/2016 в 23:34:28
Перевод тяжёлый к восприятию даже на русском языке, громоздкий, прямо сказать, хреновый (особенно игра с заменой причастий "воскресшаго", "возшедшаго", "седяща" на глаголы: воскрес, взошел, сидит...). Читаю в брошюре 11-й член Символа веры и глазам не верю! Церковь действительно обращается к миссией ко всем народам, не является "этнографической сектой" (даже более того, в Церкви как в Теле Христовом нет не только ни иудея ни эллина, ни мужеского пола, ни женского!!!), но НЕ МОГУТ являться Церковью бывшие её члены, впавшие в ересь, исказившие догматику, учение о таинствах, перевернувшие с ног на голову принципы духовной жизни (Терезы и Францисски)...
Александр из Од. 02/06/2016 в 22:40:39
Вообще самое уязвимое свойство нашей Церкви именно "Соборность". По ней били и продолжают бить все те, кто не любит Православие. При онемеченных Романовых никаких поместных соборов не было. Каким-то чудом осенью 1917 года удалось собрать собор и выбрать патриарха Тихона.... Затем большевистский террор и опять пауза в проведении соборов, - только для выбора нового патриарха.. Вот рухнула коммунистическая власть в 1991 году и появилась надежда на нормализацию церковной жизни, но не тут-то было! Приходит п.Кирилл Гундяев, ломает устав Церкви и фактически запрещает проведение Поместных соборов. Теперь его правая рука м.Иларион искажает понятие "Соборность" в Символе Веры. Совсем потеряли страх Божий и стыд перед народом православным. И нас еще считают раскольниками и горе-ревнителями.... Но Бог посрамляем не бывает. Он Ревнитель, а не теплохладный наблюдатель и свою Церковь Он в обиду не даст.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 02/06/2016 в 22:15:14
Такие тексты как Символ веры оплачены кровью многих мучеников и освящены Духом Святым. И не нам (независимо от статуса) их менять, даже едину букву!
Сергий. 02/06/2016 в 20:44:10
Для бесплатного распространения. 110 тыс. экземпляров. А кого обяжут распространять? Разверстают по епархиям, далее по приходам?
Ксюша 02/06/2016 в 18:18:16
Константинопольский патриарх Варфоломей тоже вместо слова Соборная употребляет слово Вселенская, выступая публично. Здесь они с митрополитом Иларионом действуют в одном ключе.
В.Семенко 02/06/2016 в 15:54:03
Коллеги, нападая на митр. Илариона, вы, как мне кажется, не вполне понимаете специфику данного феномена. Митр. Иларион - никакой не богослов и даже, как говорят, никакой не композитор. Это чисто карьерный проект, как его личный, так и двигающих его наверх церковных и светских кураторов. "Свои" богословские опусы он в лучшем случае редактирует, причем весьма поверхностно. Просто под именем Илариона работает некая группа модернистски настроенных авторов и идеологов. Он в ней - важный элемент, не более. Все эти переводы, никому, по сути, не нужные - общий тренд, коего придерживаются данные группы. Идет поток, вал катится. В этом потоке есть разные перлы, одни совсем безграмотные (как книга, получившая в богословских кругах название "ПсевдоИсаак"), другие получше, но тоже весьма слабые и в конечном счете малограмотные, другие вроде ничего (монография об имяславцах). Просто разные люди пишут. Если не будет Илариона (ну в смысле отправят его митрополитом в Аргентину или еще куда-то), группа найдет себе другую вывеску-прикрытие. Хотя, впрочем, столь подвинутых на карьере и честолюбии людей в нашей Церкви немного. К тому же, придется раскручивать по новой. Так что "митрополитик", как проект, слишком многим дорог, и так просто его не сдадут, не надейтесь!
Александр 02/06/2016 в 15:37:08
И зачем вообще затевался этот перевод, ведь все и так понятно без митрополита Илариона (Алфеева). Или простых мирян за идиотов считают? Ах, да! Миллионы православных, отдавших свои жизни за Христа и за други своя, были "глубоко не осведомлены в предмете" и без этой книжонки сделали свой подвиг не совсем "вселенским".
Игорь Р 02/06/2016 в 15:17:19
Отвратительное, даже орфографически безграмотное, творчество
Евгений Савченко 02/06/2016 в 15:12:24
Согласен в Владимиром Юргановым: Символ веры понятен и без перевода. Это ведь, к примеру, не стихиры Пятидесятницы на "Господи воззвах..." с греческим синтаксисом (инверсией) и не всегда понятными сразу фразами. А вот слово "во Единую..." можно было бы и пояснить. В греческом оригинале: "μιαν", то есть "единственный, единый, неделимый". Так и Православная Церковь - единая, единственная и неделимая. Остальной "христианский мир", претендующий на глобальность-универсальность, - вовсе не христианский мир, а по сути - еретичествующее сборище. Так что "Благодатный Огонь" упрекнуть не в чем.
На Вселенском соборе радели за чистоту и точность богословских формулировок и буквально дрались из-за "единосущный" и "подобносущный". А сейчас разрешение на вся, позволена словесная эквилибристика и двусмысленность. Позволю горькую шутку: в следующем издании Символа веры главы ОВЦС ожидается filioque....
Агапит 02/06/2016 в 14:53:51
"VI. И взошёл на небеса, и сидит справа от Отца."
1. Вот наилучшее доказательство, что нельзя отказываться от ЦСЯ - вот этот бездарный подстрочник.
2. Широкое представительство духовенства всех степеней вкупе с мирянами на Соборах, начиная с епархиальных собраний, совершенно необходимо, Но в Русской Церкви это произошло, пожалуй, лишь единожды: на Соборе 1917-18гг. Ясное дело, что никакое начальство, церковное либо светское, не пожелает делиться властью с кем бы то ни было.
3. Вместе с тем, зная, что хранителем веры является весь церковный народ, лично я с пониманием отношусь на разделение Церкви на "учащую" и "учимую", потому как чтобы учить, надо иметь знания, а у нас паства иной раз и аборт за грех не считает. Как кто-то сказал: Русь крещена, да не просвещена!
Анатолий 02/06/2016 в 14:46:59
Иерею Владимиру 02/06/2016 в 13:08:36
@Чем митрополиту Иллариону не понравился термин "Соборная" это его дело.@
Нет иерей Владимир! Вам ли не знать, что Символ Веры поется за каждой Литургией, а Литургия это "служение", "общее дело". И Вы знаете это. Поэтому Символ Веры - это общее дело всех членов Церкви, а не личное дело отдельно взятого митрополита. Даже если будь он четырежды Волоколамским (Алфеевым). И если ему не понравился термин "Соборная", который присутствует в Символе Веры, он должен молчать об этом своем мнении, или уходить из Церкви, а не тиражировать его бесплатным тиражом в 110 000 экземпляров. Это вопиющее безобразие и безответственность - искажать Символ Веры и при этом оставаться в Церкви. И происходит это безобразие благодаря попустительству и молчаливому согласию таких как Вы. Мало того, что Вы сами безразлично относитесь к основам Веры, от которой Вы кормитесь, Вы еще и позволяете себе обвинять в раздорах не того, кто допускает это вопиющее безобразие - искажение Символа Веры, а тех кто отстаивает Веру.
Владимир Юрганов 02/06/2016 в 13:54:07
Не пойму, вообще зачем переводить Символ веры на современный русский? Ведь он же понятен практически каждому русскому? Только ради одного - исказить!
Россиянин 02/06/2016 в 13:31:57
Судя по обстоятельствам цепи событий и содержания обсуждаемого "труда" г.Худиева, вполне можно предположить, что ему была дана команда, а может быть и из своего чиновничьего рвения он сам решил идолопоклоннически выслужиться перед высоким начальством. Вот и появилось нечто лукавое, лживое, лицемерное и противное. Не стыдно, г.Худиев?
иерей Владимир 02/06/2016 в 13:08:36
Чем митрополиту Иллариону не понравился термин "Соборная" это его дело. Соборная, Вселенская и Кафолическая это суть одно и тоже, как пишет в пространном катехизисе свт. Филарет Дроздов. Вопрос в другом. Зачем редакция Благодатного огня акцентирует внимание на этом, разжигая тем самым огонь раздора между верующими, вводя в грех осуждения мало разбирающихся в этих вопросах людей?
От редакции: Уважаемый малоразбирающийся читатель! Прежде чем обвинять нас в раздорах, вчтайтесь внимательно в наши аргументы; если сможете - опровергните их. А еще лучше внимательно ознакомьтесь с ходом работы Вселенских Соборов по соответствующему четырехтомнику.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры Православный журнал «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

13.11.2016
АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

10.12.2018
Елизавета Пашкова

К 100-летию со дня рождения А. Солженицына.
А.Солженицын и ИМКА

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

4.12.2018
К 10-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

30.11.2018
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

20.11.2018
Священник Александр Шумский

«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

13.12.2018
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

30.11.2018
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

 

НОВОСТИ

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия