Богородица

Актуальные статьи

Почему Россия не Европа

8.08.2016
Захар Прилепин


Русские не европейцы уже по тому, что после тысячелетней национальной истории мы всё ещё рассуждаем об этом: достаточно ли мы хороши, чтоб стать европейцами.

Это как если бы какой-нибудь зверь, типа волка, прожил всю жизнь, имел в округе всех волчиц, жрал в округе по зайцу из каждой заячьей семьи, воровал из каждой деревне по телку, загрыз в тех же деревнях по дюжине собак – и вдруг задумался: а может я, блин, птица? Или я бык? Или я охотник? Или я травоядный? Или я рыба вообще?

Идёт к обрыву и думает: сейчас прыгну и либо взлечу, либо в воду упаду, одно из двух, если взлечу – закаркаю, если в воду – сразу нерестись начну.

Волк, блин, не тупи. Ты волк.
Лось, не тупи, ты лось.
Заяц, не шевели ушами, ты заяц.

Итальянцу и французу не придёт в голову пытаться понять европеец он или нет. В России, как мы заметили, больше всего переживают, что «мы не Европа» не совсем русские люди. Русским вообще всё равно. Пусть в Эстонии переживают, Европа ли они. Пусть на Украине уверены, что они Европа.

Не надо лезть в анекдот со своей щетиной.
Плюс русских какой?
Русские могут на себя смотреть глазами европейца (это Галковский подметил).
Европеец в принципе не умеет смотреть на себя глазами русского, он только своими глазами может на себя смотреть.

Особенно гордиться не надо – потому что русский не может посмотреть на себя глазами китайца или японца. Русскому проще подумать, что у них вообще нет глаз.

Но и европеец тоже не может, поэтому не будем огорчаться.
Мы зато можем посмотреть на себя глазами татарина или якута, тут нам уже проще.

Поэтому русский умеет (только не всегда хочет) почти всё то, что умеет европеец, плюс ещё может делать всякие личные национальные глупости (империя, Достоевский, Байканур, Сталинградская битва и прочие фокусы).

Ещё русский любит переодеваться в европейца. Он тогда ходит и косится на себя в зеркало и думает: «...а не отличишь... Неужто не скажут лакею, что я ряженый? Неужто не турнут до самого фуршета?»

На самом деле, если к самому важному в русском характере приставлять эпитет «европейский» – это звучит, скорей, унизительно.

«Европейский писатель Лев Толстой». Европе надо прыгать выше головы, чтоб Лев Толстой стал «европейский писатель». Выше головы – и то за бороду не уцепится.

«Европейская доблесть в России, европейские воинские навыки, европейская воцерковлённость, европейский иконописец Рублёв, династия истинно европейских правителей Рюриковичей, европейский поэт Есенин, европейский композитор Мусоргский, настоящая европейская песня “Ой, то не вечер, то не вечер” и другая настоящая европейская песня “Эх, дороги, пыль да туман...” Истинно европейская улыбка Гагарина...»

Бесконечный список.
Когда всё это произносишь – всем существом чувствуешь: какая всё это дурь, цеплять «Европу» к нашей тележке.
Даже тошнит немного, когда этот список перечисляешь. Как будто пуговицу к живой коже пришиваешь.

Хотя, впрочем, есть и европейские вещи у нас. Европейский писатель Акунин. Европейский режиссёр Звягинцев. Ну, то есть, возможно, Акунину или Звягинцеву хотелось бы так о себе думать. Но даже их ноготком эдак поскрябаешь и вдруг воскликнешь: Вася, ты чо ли? А ты чо как вырядился? Вася, сыми это с себя, а то я тебя пугаюся.

 
* * *

Когда прогрессивному человеку говорят, что Россия – не Европа, он себя чувствует, как будто его заперли в тёмной комнате с очень неприятным, шумно дышащим, поскрипывающим зубами, мрачным существом.
– Что, здесь, правда не Европа? – спрашивает он вежливо, но голос лязгает, – А кто здесь?
Никто не отвечает. Только дышит.

– Мы же всегда были европейской страной... В лучших своих... проявлениях... Эй? Вы кто? Мамочка, да кто же здесь такой? Мамочка, заберите меня отсюда... Боже ж ты мой, что за ужас...

(И тихо начинает молиться: «Россия – это Европа, Россия – это Европа, Россия – это Европа». Дыхание всё ближе тем временем. Никак оно поцеловать хочет).




Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Смирнова Людмила 14.08.2016 в 16:06:45

При обсуждении не отмечена главная черта, отличающая русских от европейцев. Европеец агрессивен, его стремление подавлять тех, кто не они, преобладает. Вспомним крестовые походы. Жестокость, уничтожение инаковых. Тут сошлись менталитетные особенности евреев и европейцев. Евреи, конечно, решают свои задачи, но как ключ к замку подошли к европейцам по менталитету. В русских агрессии нет. Вспомним, как распространялось православие среди малых народов, - уж не огнем и мечом, это точно.
Филиппу:
***Ну разве что Стравинский написал "Половецкие пляски"))))***
"Половецкие пляски" сочинил русский композитор Александр Порфирьевич Бородин. Вы, Филипп, случайно не из Барселоны? Известен эпизод из жизни Игоря Стравинского. Радостно встречая знаменитого маэстро на вокзале в Барселоне, любители музыки сказали Стравинскому: «Барселона ждет вас с нетерпением - здесь очень любят вашего "Князя Игоря"! Они так искренне радовались мне и так восторгались этой оперой, - рассказывал потом Стравинский, - что у меня не хватило мужества разочаровать их, я так и не признался, что "Князя Игоря" сочинил не я, а Бородин...»

Владимир Юрганов 13.08.2016 в 06:28:40

1) предпочтение духовного рациональному. При том, что рациональному тоже отдается должное.
2) почитание Священного предания
3) почитание монашества. а особенно старчества (исихастского монашества) ну и многое другое, пока в ум это пришло.
Есть общая картина, а каждый мазок разглядывать как-то нет ни желания ни умения.

Агапит 12.08.2016 в 10:28:15

Владимиру Юрганову и другим.
Братья, а каковы наиболее существенные, основополагающие признаки Русской (поствизантийской, евразийской) цивилизации в настоящее время?

Владимир Юрганов 11.08.2016 в 17:54:30

Цыганков пишет:
/// Не понравилась статья. Сам жил в Азии периодически, мы и не азиаты. Это точно. ///
А ты Петя, европеец что ли? А я вот русский. Европейцы - это латинская цивилизация. А мы к византийской относимся. Нет никакого ни Запада, ни Востока. Это всё выдумки латинян, которые считают свою цивилизацию единственно "цивилизованной", а всех остальных - варварами. Тогда как цивилизаций море, и все они отличаются друг от друга. Боюсь, даже в муслимах духовности больше, чем в латинянах. Латинский мир отринул духовность ради рациональности и "научного прогресса". А Европой называют именно латинян. Так что мы не азиаты, но и не латиняне.

Алексей Проскурин 10.08.2016 в 22:54:04

Если серьезно о евразийстве. И не только... Шатохин Сергей Антонович. Современное евразийство - политическая демагогия. (http://www.stoletie.ru/geopolitika/). Думы о России. Сборник статей. Москва, 2016.

филипп 09.08.2016 в 00:22:11

Проект "либерализм в России" с треском провалился, теперь "дорогие партнеры" вытащат необольшевизм-евразийство из загашника. <...>

Агапит 08.08.2016 в 22:42:53

***Нынешняя гейропа - это не Европа.***
Безусловно. Это - закат Европы. Но я, отдыхая сейчас в Сухуме и видя полуобнаженных по европейской моде абхазских барышень 15-30 лет, думаю: а когда же в этой республике со строгими прежде нравами пройдёт первый в истории гей-парад? Кстати, посещая службы в абхазских храмах, не могу не отметить, что 90% молящихся - русские, туристы и немногочисленные местные жители. Подозреваю, что и абхазы лелеют несбыточные пока мечты о европейском выборе.

Пётр Цыганков 08.08.2016 в 22:18:19

Не понравилась статья. Сам жил в Азии периодически, мы и не азиаты. Это точно. Прилепин не понимает чётко, что такое "Европа".... Нынешняя гейропа - это не Европа.

Агапит 08.08.2016 в 21:39:26

С. Бригадиру.
Дорогой собрат, согласен с тобой, что Европа - наш заклятый геополитический враг. Но мы не можем отрицать, что Петр Великий прорубал туда окно, не имея в виду либеральные ценности. И как сейчас, так и тогда Европа лидировала в науке, технике, культуре и искусстве. Вот японцы, когда заимствуют что-то из серьёзных европейских ценностей, провозглашают девиз: "европейский ум - японское сердце".
Насчёт мусульманских орд: И. Ильин сказал, что если крокодил съел твоего врага, то это не значит, что крокодил твой друг. Я желаю другого: прихода к власти в Европе правых националистов, распада ЕС, изгнания мусульман и восстановления христианских ценностей.
По теме статьи повторюсь, что Россия - наследница Византии, отдельная Евразийская цивилизация, христианская, где ислам и др. "мировые" религии могут быть лишь терпимы, а не уравнены с православием через дефис или ещё как.
С уважением.

Сельскiй бригадиръ 08.08.2016 в 20:16:38

Все антихристианские идеологии: атеизм, социализм, коммунизм, масонство, фашизм, национал-социализм, либерализм, экуменизм - были привнесены в Россию из Европы или европейцы пытались эти "европейские ценности" нам навязать с помощью оружия. Европа ВСЕГДА была и остается геополитическим соперником России, в какой бы исторической ипостаси Россия не находилась: Русь, Российская Империя, Советский Союз, нынешняя Российская Федерация. Геополитические интересы России и Европы никогда не совпадали. Украина - тому наглядный пример. Евросоюз уже трижды вторгался на территорию России - 1812, 1941, 2014 гг. Россия потеряла от нашествия евроцивилизаторов миллионы жизней своего народа.
Так что Россия - это не часть Европы, а самобытная восточно-православная цивилизация. И Европа - наш вечный и заклятый ВРАГ ! Так будет всегда, пока орды мигрантов и нелегалов с Ближнего Востока и Африки окончательно не уничтожат бывший когда-то христианским код Европы. На что я сильно уповаю. Смерть Европы - это будет смертью нашего вечного врага! Я буду этой смерти только радоваться. И лишь только отечественные либералы не могут никак смириться с мыслью, что Россия - не Европа.

филипп 08.08.2016 в 18:52:13

Для меня Европа, в первую очередь, это музыка Баха и Моцарта, великие писатели и архитекторы, ученые, а не гей-парады и "савет европы" и прочая мерзость. И русская культура впитывала в себя лучшее из европейской культуры на протяжении веков, конечно были издержки и перекосы петровского времени и много-чего другого, но суть от этого не меняется. Россия, это безусловно часть Европы, самобытная и глубокая, а то что у России есть азиатские владения и границы ничего не меняет. <...> Я лично ничего азиатского в русской культуре не вижу и не нахожу. Ну разве что Стравинский написал "Половецкие пляски"))))

Агапит 08.08.2016 в 16:52:54

"Мы зато можем посмотреть на себя глазами татарина или якута, тут нам уже проще" (З. Прилепин).
Это да! Мне однажды татарин показал пальцы, сложенные щепотью, да и говорит: вот так молитесь, вот так солите, вот постолечку и воруйте!

Агапит 08.08.2016 в 16:38:00

Европа - она тоже разная. Сравните "сумрачный германский гений" и черномазеньких румын, макаронников, португальцев. ЕС - искусственное, антинаучное образование, вряд ли оно просуществует долго. А вот либеральная идеология, оплодотворившая народы почти всех континентов, продукт эпохи Возрождения, скорее не европейский, а еврейский, буржуазный, масонский. Россия - это византийская ветвь европейской культуры со своими достоинствами и недостатками.

Сельскiй бригадиръ 08.08.2016 в 16:17:05

Филиппу.
@Россия это великая европейская страна@
Да ну? Неужели Камчатка и Сахалин - Европа? А западная Сибирь? А почему же тогда Япония не Европа? А Канада - тоже страна европейская? Может тогда и Австралия - цэ Эйропа? В Австралии как и в Канаде главенствуют те же общечеловеческие европейские "ценности", что и в Брюсселе и в Лондоне.

филипп 08.08.2016 в 15:21:24

Прилепин - необольшевик с всеми вытекающими из этого бреднями евразийского розлива. Сейчас красные всех мастей и видов чаят реванша и обрабатывают обывателя. Россия это великая европейская страна и если европейцы это игнорируют, то это их беда.

Лидия 08.08.2016 в 12:44:19

"Россия - не Европа" - это как мантру надо повторять нашим смешным западникам-либералам. Россия - евразийская цивилизация, сочетающая элементы Запада и Востока. Все по делу написал Захар Прилепин. Но не соглашусь с некоторыми пассажами: "Пусть на Украине уверены, что они Европа". Украина - часть русского мира и многие так думают, что показал недавний Крестный ход. И не надо называть глупостями - империю, Байканур и Сталинградскую битву - резануло. Да, и Звягинцев имеет право на художественное высказывание. Его фильм "Левиафан" хорошо подметил проблему странного сращения духовенства и коррумпированного чиновничества. Как в воду глядел. Сейчас и Церковь начала бороться с коррупцией! А в целом я очень ценю творчество и общественную деятельность Захара Прилепина - одного из ярких современных писателей. Так держать!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс