Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

 

Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) своим решением от 29 мая 2013 года (журнал № 57)[1] утвердил для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, следующие именования: «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских»; «Неделя всех святых, в земли Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земли Российстей просиявших». А на заседании 13 июля 2015 года (журнал № 48) Священный Синод утвердил внесение изменений в последование «Недели всех святых, в земли Русской (уже!) просиявших»[2], где полностью заменил употребления наименования «российский» на «русский»[3].

В качестве причины этих изменений было названо то, «что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства». Честно говоря, совсем не понятно, какая разница для прихожан РПЦ других государств, например Японии, между прилагательными «русский» или «российский», а вот для антирусской пятой колонны в Украинской Православной Церкви, которые сегодня открыто выступают за «автокефалию», т.е. независимость УПЦ от Московского Патриархата[4], в свое время это имело огромное значение. Ведь украинские националисты готовы мириться с понятием «руськый», считая себя прямыми наследниками Киевской Руси, но не с «российский», отождествляя последнее с современной Россией[5]. Поэтому «украинофильская» часть священноначалия и духовенства УПЦ, используя доступный административный ресурс, давно уже борется с российским именем в Украинском Православии. Вот как известный киевский обновленец и сторонник автокефалии Украинской Церкви  прот. Андрей Дудченко рапортует перед униатами и украинскими раскольниками на международном симпозиуме в Торонто (Канада) в 2014 г. о своих «успехах» по украинизации УПЦ и делится дальнейшими планами:

«Память “всех святых в земле российской просиявших”… в календарях издающихся Киевской Митрополией [теперь] значится, как “всех святых в землях Руси просивших”, однако во всех церковнославянских богослужебных книгах речь идет именно о «российских» святых. Прилагательное “российский” употребляется и в других службах почитаемым русским святым или иконам Божией Матери. [Поэтому] в богослужебных книгах, которые издаются УПЦ, необходимо отредактировать тексты этих служб, заменяя “российский” на “русский”, или “державу российскую” на “державу нашу” и т.д.»[6]

Таким образом, получается, что Священный Синод РПЦ пошел на поводу у украинских автокефалистов, которые сегодня уже не стесняются открыто выступать против РПЦ и лично Святейшего Патриарха Кирилла.

В связи с этим хотелось бы привести несколько доводов о нецелесообразности искусственной замены «российского» имени на «русское» в новых изданий Требников и Служебников.

Во-первых, эти реформы уже не могут умиротворить «украинофилов» УПЦ, которые в новых политических условиях открыто враждебны уже ко всему русскому.

Во-вторых, внутри России это может быть воспринято как попытку РПЦ засвидетельствовать свою узконациональную направленность. Ведь сегодня бытует стереотип, что «русские» это титульная нация, а «россияне» это граждане Российской Федерации других национальностей.

В третьих, ориентация на современное противопоставление «российское»-«русское» – это явный модернизм, полностью игнорирующий историческую традицию.

Любой историк может подтвердить, что в исторических документах понятия «русский» и «российский» были идентичными. Обратимся, например, к той же истории Украины. «Россия», «Русь», «российский», «русский» как синонимы используют в своих текстах для обозначения территории, народа, языка и религии Украины духовные писатели XVI–XVII вв., такие как монах Иоанн Вишенский, архимандрит Захарий Копыстенский, священномученик Афанасий Брестский и др. Дело в том, что наряду со славянизированной и разговорной формой «Русь», «русский» православные полемисты в своих текстах употребляли греческую транскрипцию этого слова, заменяя «у» на «о» – «Россия», «российский», что в определенной мере должно было служить показателем высокой образованности писателя[7]. Особенно с 20-х гг. XVII в. употребления слова «Россия» (Ρωσία), а не «Русь», стало на Украине своеобразным «брендом православного интеллектуала»[8]. С другой стороны, как подчеркивает украинская исследовательница Н. Яковенко, употребление греческой кальки «Ρωσία», было манифестацией антилатинских (антипольских) настроений в православной среде Украины, указывающий на родство с греческой «материнской церковью» в противовес латинству. А после Брестской унии 1596 г., стремившей оторвать православных Речи Посполитой от Константинопольского Патриархата и подчинить Папе Римскому, «поле для “греческого” именования Руси было расчищено, и слово Россия триумфально ворвалось в употребление православной элиты»[9]. Поэтому сложившееся сегодня мнение на Украине, что понятия «Россия» и «российский» всегда применялись исключительно к населению современной России, а «Русь», «руський», «русин» – было самоназванием населения Украины совершенно не соответствует действительности. Этот тезис еще в XIX в. на основании множества цитат первоисточников опроверг историк Юго-Западного края М.А. Максимович:

«Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до ее присоединения к Руси восточной… или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена: Русь, Русский начали заменять, по греческому произношению их, именами Россия, Российский? Ответ: с девяностых годов 16-го века… вскоре после того, как земля Киевская и все княжество Литовское были присоединены к Польше, на Люблинском сейме 1596 года. Основанием такого ответа служат тоговременные акты, письменные и книги, печатанныя в разных областях Русских, присоединенных к Польше»[10].

Более того, как утверждает авторитетный украинский историк Петр Толочко, греческая транскрипция русского имени «Россия» была перенята в Московском царстве из Киева. Под влиянием гетмана Богдана Хмельницкого, греческая калька «Россия» была перенята писцами царской канцелярии в Москве, которые изменили саму царскую титулатуру, начав употреблять «всея России» вместо прежнего «всея Руси»[11]. После этого греческая форма окончательно востержествовала и в Церкви Российской империи.

Однако, со времен Сталина, по идеологическим соображениям, дабы не было отождествления Церкви с дореволюционной Россией, в официальном наименовании Православной Церкви и титуле Патриарха целенаправленно изменили греческую форму русского имени на славянскую. Вот как об этом говорится  в Записке Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви:

«Одобрив предложения митрополита Сергия (Старгородского), т. Сталин спросил: как будет называться патриарх?… Сергий ответил, что эти вопросы предварительно ими между собой обсуждались и они считали бы желательным и правильным, если бы Правительство разрешило принять для патриарха титул патриарха Московского и всея Руси, хотя патриарх Тихон, избранный в 1917 г., при Временном правительстве, назывался “патриархом Московским и всея России”»[12].

Но эти изменения носили юридический характер и не касались богослужебной традиции Церкви.

В четвертых, грамматические нормы написания имен собственных церковнославянского языка ориентированы на греческую грамматику, исходя из чего, в богослужении более правильно употреблять греческую транскрипцию «Ρωσία» – «Россия», «российский», а не славянскую – «Русь», «русский». Поэтому в большинстве богослужебных текстов мы находим именно греческую форму русского имени, хотя часто могла употребляться и славянская форма, как, например, в службе «Всех святых в земле Российской просиявших», где имена «Россия», «Русь», «российский» и «русский» употребляются как взаимозаменяемые.

Таким образом, проведение искусственной редакции русского имени в богослужебных текстах не имеет под собой никакого основание и может быть расценена не иначе, как попытка модернизации богослужения Русской Православной Церкви.

 

 

 


[1] http://www.patriarchia.ru/db/text/3005123.html

[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/4158601.html

[3] http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html

[4] Духовенство и миряне украинских Церквей просят Вселенского патриарха содействовать объединению и автокефалии украинского православия // http://www.kiev-orthodox.org/site/events/6271/

[5] https://uk.wikipedia.org/wiki/

[6] Протоиерей Андрей Дудченко. Украинская Православная Церковь в поисках украинской идентичности» // http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5189

[7] Петр Толочко. Русь-Мала Русь-руський народ у другій половині ХIII-ХVII ст. / ukrhistory.narod.ru/texts/tolochko-5.htm

[8] Яковенко Н. Вибір імені versus вибір шляху: назви української території (2009) / http://litopys.org.ua/rizne/yak_nazva.htm

[9] Яковенко Н. Вибір імені versus вибір шляху: назви української території (2009) / http://litopys.org.ua/rizne/yak_nazva.htm

[10] М.А. Максимович. Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси / Собрание сочинений М.А. Максимовича. Т. II. Киев. 1877. С. 307-311 / http://zapadrus.su/bibli/2012-09-28-20-56-09/1365-kl-2.html

[11] Петр Толочко. Русь-Мала Русь-руський народ у другій половині ХIII-ХVII ст. / ukrhistory.narod.ru/texts/tolochko-5.htm

[12] Записка Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви. Сентябрь 1943г. / http://www.krotov.info/acts/20/1940/19430904.html

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
58
 /  - 
29
Комментарии:
Юрий 09/02/2017 в 02:08:56
Отец Алексей, вы спрашиваете, кто такое из святых отцов утверждал? Так писали святые отцы на Вселенских соборах "изволися Святому Духу и нам". Или, "Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор.3:16). Церковь управляется Христом, который есть её глава, посредством же Духа Святого. Я думаю, что вы со мной в этом согласны будете, ведь это православное учение о Церкви.
Во-вторых, я не говорил, что если что-то из Священного Предание не исполняется - значит Оно уже не имеет значения. Таких слов у меня нету. Никто не упраздняет слова Священного Писания, наполненные Духом Святым. Не убий не становится убий, а воровство не перестаёт быть грехом. Священное Писание незыблемо. Но Священное Предание по факту, взгляду на Церковь, каждый из нас может воочию увидеть, что Она многое приняла нового и многое из Священного Предания оставила, отложила, забыла или как хотите. Не всегда было так, как это есть сейчас. Я считаю это не апостасией, а действием Святого Духа в Церкви.
С уважением к вам, прошу святых молитв. Я тоже считаю, что все уже сказали то, что хотели. Спаси Господи.
священник Алексий 08/02/2017 в 20:42:48
Юрий, боюсь начнется целая дискуссия не по теме. Но равенство между Священным Преданием и Писанием ставят святые отцы. Преподобный Иустин (Попович) в "Догматике Православной Церкви" пишет: "Поскольку Священное Писание - это записанное Священное Предание, постольку Священное Предание - это устное Священное Писание"; "как Священное Писание, так и Священное Предание во всех отношениях равно необходимы, равно важны, равно незаменимы". В подтверждение святой Иустин приводит по этому поводу и цитаты древних святых отцов.
Очень странный аргумент, что если что-то из Священного Предание не исполняется - значит Оно уже не имеет значения. Исходя из этой логики, если у нас сейчас подавляющее большинство христиан евангельские заповеди не исполняют (хотя бы те, на которых "висит Закон и Пророки": "Возлюби Бога..." и "возлюби ближнего..."), то может и Священное Писание от этого перестает иметь значение?
Ну а это уже Ваши домыслы: "Церковь живая, она одно берет из Священного Предания, а иное оставляет. И в этом выражается действие Духа Святого". Кто такое из святых отцов утверждал?
Юрий 08/02/2017 в 12:42:55
Священнику Алексию.
***Или Вы считаете, если искажалось через переписку или со злым умыслом Священное Писание, то, когда это становилось ясным оно не исправлялось?***
Отец Алексий, дело вовсе не в том, чтобы не допускать исправления (на основании научного исследования) в текст либо перевод Священного Писания. Я не буду останавливаться на обсуждении 1 Иоан 5:7. Ведь речь идет именно о том, что нельзя ставить знак равенства между Священным Писанием и Священным Преданием. Потому что Писание, Слово Божие, в Церкви хранится не искажаемым. Священное Предание же, под действием Святого Духа, пребывает в движении, оно изменяемо. Что-то забывается, что-то появляется новое. Обосную свои слова примером. Неотъемлемой частью Предания являются каноны Церкви, а не только богослужение. Например, Апостольские Правила. Открываем книгу Апостольских Правил и видим, что 4 правило Святых Апостол в современной Церкви нарушается. Правило запрещает вношение в храм начатков плодов, кроме вина, хлеба, ладана и елея (никаких панихидных столов). Нарушается 9 Правило Святых Апостол, велящее отлучать от Церкви всех, кто не пребывает на Божественной Литургии до конца. Нарушается 37 Правило, регламентирующее собор епископов. Как и Правило 43, велящее отлучать мирян от Церкви за пьянство, а священство извергать из сана. Нарушается 44 Правило, требующее извержения клириков за хранение денег в банке под проценты. Правило 47 велит отлучать мирян от Церкви за развод без законной причины, что так же нарушается. Нарушается 50 Правило Апостолов, велящее крестить погружением, а не обливанием. Правило 59 велит клирикам, которые в нужде находятся, выделять средства из церковного имущества, что так же является далеким к действительности. 69 Правило Святых Апостол велит отлучать от Церкви тех, кто не соблюдает пост. Кого за это отлучили от Церкви в наше время?
А это Предание церковное, писал святитель Филарет (Дроздов) в своем Катехизисе: "Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания" (п. 16).
Таких «церковных нарушений» Святых Канонов более чем пятисот в наше время. Да и саму Божественную Литургию ныне не так служат, как служил свт. Иоанн Златоуст. Ясно, что Церковь живая, она одно берет из Священного Предания, а иное оставляет. И в этом выражается действие Духа Святого. Так что я хотел бы сказать, что вместо российский сказать русский, это еще не модернизм и не обновленчество.
священник Алексий 07/02/2017 в 22:00:55
Юрий, как Вы правильно процитировали, я написал "изменять", но я не говорил "дополнять". В качестве основания для изменения может быть искажение богослужебных текстов (о чем я опять же написал на примере "реформы" Патриарха Никона). Или Вы считаете, если искажалось через переписку или со злым умыслом Священное Писание, то, когда это становилось ясным оно не исправлялось? Как это, например, было со знаменитым 1 Ин. 5:7: "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино". Хоть на Востоке греки долгое время пользовались текстом 1-го Послания апостола Иоанна с упущением этого стиха, но в дальнейшем Церковь исправила эту недостачу.
Юрий 07/02/2017 в 01:26:48

Отец Алексий написал: "Богослужение для православных - это Откровение Божие наравне со Священным Писанием. Поэтому нельзя без основания что-либо изменять в текстах служб."
Хотелось бы узнать, на каком основании сделано такое утверждение о равенстве богослужения и Священного Писания. Кто из святых так говорил? Может и в Слове Божием допустимо что-то изменять и дополнять при необходимости, если оно действительно наравне с богослужением?
От редакции: Богослужение - это часть Священного Предания, воспринятого нашей Церковью от Церкви Греческой и во многом ею дополненного. А то, что и Св. Писание и Св. Предание составляют единое Божественное откровение, писал святитель Филарет (Дроздов) в своем Катехизисе: "Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания" (п. 16).

Владимир Юрганов 06/02/2017 в 08:46:38
Как бы мне не было приятно наименование церкви по имени моего народа, всё же была она до октябрьского переворота Греко-российскою, так бы ей и быть. А слово русский все же относится к нации, а не к территории, окормляемой патриархом. И именование церкви имением народа несколько отдает ересью филетизма. Сам я русский националист, но идеи национализма применимы где угодно, но только не в названии поместной церкви. Именоваться она должна по названии государства, а не по названию народа. Даже пресловутая Болгарская православная церковь так именовалась не потому, что основной массой верующих были болгары, а потому что распространялась на Болгарию. Когда там эти причины были смешаны, то данное явление и было осуждено как ересь филетизме на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года. Когда наша церковь была в Руси, то именование Русская Церковь было уместно. Когда же государство стало называться Российская Империя, и церковь сменила название на Христианскую Православную Греко-Российскую. При устранении коммунистами Российской империи и сменили название, но в данных условиях церковь стала как бы распространяться на одних только русских, что не является правдой.
Мирон 04/02/2017 в 07:54:42
Меня признаюсь удивляют последние комментарии, несогласные со статьей.
Ну во-первых для Галины Павловны не плохо бы было ознакомится с комментариями совсем чуть-чуть ниже, прежде чем подымать уже рассмотренный вопрос. Как было сказано, вопрос не в единичном изменении названии службы, а в стремлении упразднить в новой редакции службы вообще слово "российский", в то время как святитель Афанасий употреблял "российский" и "русский", как взаимозаменяемые (читайте внимательно статью, которую критикуете).
Во-вторых: большинство критиков считает вполне допустимым, что сиюминутная идеология или общественное мнение может влиять на Церковное Предание: хотим меняем, хотим возвращаем. Для православного такой взгляд невозможен. Не Русь/Россия создала Русскую Церковь, а Церковь создала Русь/Россию. Употребление в богослужении слов "русский" "российский" не случайное. Оно освящено молитвами русских святых и никого это не возмущало до последнего времени. Считать возможным изменить что-либо в Церкви - значит ставить себя выше святых.
И в третьих: если позволить произвольно заменять слова "российский" на "русский", то почему тогда "украинофилам" не позволить заменять слова "русский" на "украинский"? Принцип то один и тот же: богослужебные тексты волне могут быть исправляемы.
Виктор П. 04/02/2017 в 01:19:50
Галине Павловне
Чем больше Вы кричите о невежах вокруг, тем глупее это выглядит (см. ниже), тем более, "не хотелось", но тем не менее ответили ))).
То, о чём Вы пишете, мне неизвестно - но, наверное, так и было.
Во-первых, речь всё равно не службе новомученикам и исповедникам Российским, которую вы в захлёбе эмоций спутали с совершенно другой (и мягко обошли этот факт свои "возражением").
Во-вторых, официальная позиция РПЦ в тот период, когда и титул был придуман новый (взамен всея России, то есть стоило бы ожидать наоборот глаголемого Вами варианта - но нет), была такой, как была. Мне что - эту статью в пересказе писать дублем? ))) И что вообще меняет некий частный случай? То, что в одной из служб было задумано так, как Вам нравится? Ну, ок. Предлагаю Вам поднять церковные тексты 19 века и посмотреть, как там употребляется (я это знаю, но доктором не буду ))
Галина Павловна 03/02/2017 в 23:17:27
Не хотелось мне отвечать на невежественные замечания. В 1946 году вышла служба, переведенная на русский язык и сокращенная до минимума патриархом Сергием. Оригинальная служба Всем святым, в земле Русской просиявшим, была составлена святителем и новомучеником Афанасием Сахаровым. Помогал ему Борис Тураев и другие отцы, которые, будучи в заключении, продолжали составлять богослужебные последования.
Андрей Иванович 03/02/2017 в 15:38:38

Слово «русский», как нетрудно заметить, является не существительным, а прилагательным. Изначально обозначало оно славян, находившихся под властью русов, т.е. варягов-норманов, пришедших вместе с Рюриком, и составлявших его правящую элиту. Первыми рускими были ильменские славяне, призвавшие Рюрика на княжение. После перемещения в Киев рускими стали и поляне, и северяне и другие местные племена. Так появился геополитический термин «Русь Киевская». Позже св.Андрей Боголюбский – прямой потомок Рюрика, ушел с правящей элитой в Ростово-суздальские земли. Рускими стали меря, мещера, мурома и т.д. Это была уже «Владимирская Русь». После Куликовской битвы, на которую «шли отдельные княжества а вернулся единый руский народ», появилась «Русь Московская», в которую позже вошли и «мордва и чуваша», а они, как известно – «люди наша». С уходом Рюриковичей с вершины политической власти, сменилось и название страны. Согласно исследованиям новопреставленного В. Карпеца, бояре Романовы были примерно тех же кровей, что и Рюриковичи. Поэтому новое царство было преемственным по отношению к прежнему, но имело и принципиально новые политические черты. Именно византийский вектор романовской политики и обусловил «греческие кальки» в терминологии. Вместо «Руси» появилась «Россия». Российскими подданными стали от черкас на западе - до башкир на востоке; от чухонцев на севере - до донских казаков на юге. Но, для внешнего наблюдателя, к примеру – европейца, они являлись не кем иным, как «русскими». Петербургские Романовы, которые были уже не Рюриковичи, и не Романовыми, а представителями общеевропейской датско-германской династии, создали из «России» - «Российскую Империю» включив в нее разнообразных иноверцев и инородцев. Следует отметить, что на протяжении тысячи лет эту огромную разнородную человеческую массу организовывала и направляла инородная элита, имевшая по большей части северо-европейское происхождение. К началу революции под термином «русский» следовало бы понимать славян малороссов, белорусов и великороссов, как чистокровных, так и с некоторой долей инородной (мордовской, финской, немецкой, татарской, кавказской и т.д. и т.п.) крови, объединенных Православным вероисповеданием и присягой на верность Императору. Величина этой доли напрямую влияла на «православность» и «верноподданность» гражданина империи. Сегодня термин «русский» - это пережиток прошлого. Русских, а тем более их правящей элиты ныне не существует в природе. Их вырезали в 20-40 гг. ХХ века. Есть новая общность - «советский народ», как нам о том объявили на ХХV-м, что-ли, съезде КПСС. Или «дорогие россияне», как нас нарек ЕБН. Падения и свершения советского народа велики, никто не посягает на их значимость, но это падения и свершения советского народа. О послеперестроечных россиянах горько и говорить.
Даст Бог, интерес к этой теме поможет преодолеть разделение и выработать единое воззрение на прошлое, настоящее и будущее нашего народа.

Виктор П. 03/02/2017 в 10:02:02

Галине Павловне.
Вы всё перепутали. Автор пишет про новомучеников и исповедников Российских, а Вы пишете "в Земле Русской просиявшим". В оригинале 1946 года: https://goo.gl/gjU39z служба называется: «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим». Можно сделать вывод, что ваши слова списаны с зеркала, с небольшой заменой: "Поэтому весь пафос ВАШЕГО МУДРОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ просто ничего не стоит. Это - незнание или непонимание. Совершенно незачем раздувать из мухи слона на пустом месте".

Виктор П. 03/02/2017 в 09:38:48
Прекрасная статья. Всё верно.
Роман 03/02/2017 в 00:41:08
Если рассуждать с точки зрения державности, что подразумевает воссоединение всех славянских народов, есть такая задумка, то слово Российский является истинным. После революции многие православные русские, не захотевшие присягнуть богоборцам, рассеялись по миру, и они хотят вернуть свою родину, а родина та называлась Россиею в границах православной империи. Но если предположить, как некоторые говорят, что Россия пала как Византия, просуществовав 1000 лет, то слово русский или Российский уже не имеет смысла и на горизонте маячит всеобщее название (экуменический союз мировых держав).
Феодор 02/02/2017 в 20:48:14
Признаться, братья и сестры, меня всегда коробило, когда, например, в дни памяти, Великую равноапостольную княгиню русскую Ольгу величают «великой княгиней российской» и в других подобных случаях. Думаю, что наша общая русская история и культура и наша Русская Православная Церковь – это то самое, что может объединить наш разделённый врагами Великий Русский Народ. Нас разъединили при помощи лжи, и только наша русская правда сможет вновь объединить русских, белорусов и малороссов в единый русский народ. Только правда о нашей общей русской истории, может образумить тех русских людей, которых ложью вынудили считать себя «украинцами». Не надо бояться слова «русский», ведь мы же русские! Уважая другие народы, не стоит уничижать свой!
Считаю, что правильно заменили в богослужении слово «российский» на слово «русский». Давно нужно было это сделать. Привожу цитату П.Б. Струве, которая, как мне кажется, очень подходит к обсуждаемой теме. «Русская интеллигенция обесцвечивает себя в российскую... Так же как не следует заниматься «обрусением» тех, кто не желает «русеть», так же нам самим не следует себя «оброссиивать»... В тяжёлых испытаниях последних лет вырастает наше русское чувство, оно преобразилось, усилилось и утончилось, но в тоже время, возмужало и окрепло. Не престало нам хитрить с ним и прятать своё лицо» / П.Б. Струве, журнал «Слово», 1909 г. 10 марта /.
Галина Павловна 02/02/2017 в 14:52:33
Служба изначально называлась святителем Афанасием (Сахаровым) именно как Служба всем святым, в Земле Русской просиявшим. Святитель имел в виду Святую Русь, куда входили все земли православной Российской империи. В советское время название изменили, а теперь, слава Богу! - вернули первоначальное. Поэтому весь пафос статьи просто ничего не стоит. Это - незнание или непонимание. Совершенно незачем раздувать из мухи слона на пустом месте.
Роман 02/02/2017 в 10:01:01
Это все равно, что пытаться разделить тело Христово на части и потом утверждать свою великую святость. В Евангелие от Иоанна написано, «после сего куска вошёл в него сатана» гл.13.26-27. И как результат мы видим, что происходит на Украине, но если братьев сумели разделить, то и мы страдаем. Братья и сестры время близко, времена исповеднические.
Протопоп Олег 01/07/2016 в 16:49:04
Насколько мне известно, заменить "российской" на "русской" была просьба архиереев из средней Азии и Казахстана, т.к. это не соответствует нынешним границам стран и Церкви. А, вообще, мне все равно, как священнику, главное не меняется смысл праздника. О чем там думают на Окраине - мне тем более не интересно, там давно дух православный заменили на национальное самосознание.
Ирина Фр. 30/06/2016 в 11:08:33
Андрей 29/06/2016 в 18:54:41
///А саму службу читать не пробовали? Или Вы только на названии зациклились?///
Я только на названии зациклилась )). На абзаце, в которого начинается статья. Службу надо называть так, как ее назвал автор. Разве тут могут быть два мнения? Ничего не имею против утверждения про взаимозаменяемость слов "российский" и "русский". Оглядываться, что говорят об этом (или о чем другом) на Украине в период массового помрачения, считаю излишним. Угодить этому свиномордому народику не удастся все равно.
Нина В. 29/06/2016 в 19:12:08
Тропарь: Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, / земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. / Тех молитвами в мире глубоце / Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Ин тропарь: Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.
Андрей 29/06/2016 в 18:54:41
Ирина Фр.
А саму службу читать не пробовали? Или Вы только на названии зациклились? Там употребляется не только земля русская, но и земля российская (например тропари). Или для Вас святитель Афанасий авторитетен ровно настолько, насколько он согласуется с Вашими взглядами, а иначе можно и самого святого поправить, как это сделал священный Синод? Сам святитель не противопоставлял этих двух понятий, как современные националисты, из-за недоброй памяти Ельцина. А если завтра "русский" с двумя сс, кто-то скомпромитирует, тогда надо перейти на "руский" или "руськый" или "русин", как нынешние украинцы? Ведь в статье не говориться, чтобы русский на российский заменить там где это было изначально, а о том, чтобы никто не смел менять по своей прихоти службу Божию, в том числе и поправлять святого Афанасия (Сахарова).
Ирина Фр. 29/06/2016 в 10:59:09
Сельскiй бригадиръ 27/06/2016 в 21:04:53
///Не в 90-х, а в 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли РОССИЙСКОЙ просиявшим, изданная Московской Патриархией///
Дорогой бригадир, сходите в музей при храме Новомучеников в Бутове и посмотрите на экземпляр Службы всем святым, напечатанный лично свт. Афанасием и ему принадлежавший. Она называется "...в земле РУССКОЙ". И знаменитая стихира так же начинается - "Земле Русская, граде святый..." Я на эту тему как-то спорила с директором этого музея. Он тоже говорил, что надо называть землю "российская". Но там все было просто - я привела его к витрине и показала пальцем на экземпляр. Он очень удивился и сказал, что никогда не обращал пристального внимания на экспонат его собственного музея)) А с Патриархией у свт. Афанасия до конца его дней оставались очень сложные взаимоотношения.
Такшта, дорогие россияни...
Агапит 28/06/2016 в 09:53:32
Кстати, до революции, как известно, наша Церковь называлась Христианской Православной Греко-Российской. В советский период появилось новое название - РПЦ. Насколько это правильно? Не отдаёт ли этнофилетизмом ? Не слишком ли узко для Церкви Третьего Рима?
Р.S.: Отдаю себе отчёт, что возвращение старого наименования, уместное, например, в год и по случаю 1000-летия Крещения Руси, сейчас может быть опасным, ведь главный принцип врачебного искусства: "не навреди!"
Агапит 28/06/2016 в 08:08:53
священник Алексий 27/06/2016 в 21:33:35
***Например, в 17 в. при святейшем Патриархе Никоне в богослужебных текстах исправлялись новшества, не находившие подтверждение в древних славянских и греческих рукописях.***
Позволю не согласиться, книжная справа происходила по греческим лекалам, напечатанным в Венеции. А уже из Украины к нам пришло всё то, что называют "украинским барокко". Петр I даже архиереев русских заменил на малороссов. Вот и случилась "украинская порча русского православия".
***Поэтому нельзя без основания что-либо изменять в текстах служб.***
Всё верно! Тем более, что под "землёй российской" очевидно, подразумевалась вся Историческая Россия, а не усеченная РСФСР.
Сергей 28/06/2016 в 08:01:57
Три года пишу в комментариях об этой измене, никто и никак не реагирует, все довольны. ...
священник Алексий 27/06/2016 в 21:33:35
Богослужение - это не свободное творчество. Для православных - это Откровение Божие наравне со Священным Писанием. Поэтому нельзя без основания что-либо изменять в текстах служб. Например, в 17 в. при святейшем Патриархе Никоне в богослужебных текстах исправлялись новшества, не находившие подтверждение в древних славянских и греческих рукописях, что и было основанием книжной справы (я не касаюсь вопроса насколько успешна была совершена никоновская реформа, я говорю о ее принципе). Здесь же налицо современный (модерный) идеологический мотив. Ведь это касается не только указанной службы "Всех святых в земле Российской" просиявших. Уже сейчас изданы новые требники, где вместо привычного для молитвенного слуха «российских», употребляется «Церкви Русской». А дальше, значит, будут редактироваться все службы российским святым и в честь икон Божией Матери, просиявшими своими чудесами в России. А это уже покушение на освященную веками молитвами Церкви традицию употребления формы русского имени.
Сельскiй бригадиръ 27/06/2016 в 21:04:53

Не в 90-х, а в 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли РОССИЙСКОЙ просиявшим, изданная Московской Патриархией: http://archive.jmp.ru/page/index/194609562.html

Нина 27/06/2016 в 20:17:48
Изначально икона по благословению святителя Ковровского Афанасия Сахарова имела наименование "Собор всех святых в земле РУССКОЙ просиявших", а уже в 90-е годы перестроечные кто-то придумал заменить слово РУССКИЙ на Российский неведомо с какой целью. Поэтому статья эта ложная и запутанная.
Агапит 27/06/2016 в 19:04:36
протоиерей Алексий Касатиков:
***Любое новшество, вводимое ради новшества, без разумного его обоснования, уже вносит смуту и даёт поводы к нарушению существующего. За каждое новшество приходится платить.***
Аминь! Ни прибавить, ни отнять. У нас хотя и слово "россияне" скомпрометировано в 90-е покойным ЕБН, но тем не менее давно пора объявить мораторий на всякие новины и псевдореформы, от которых лихорадит страну уже 30 лет. Не мешает довести до сведения, что под словом "русский" следует понимать триединый народ: великороссов, малороссов и белорусов. Оффициальное коммюнике выпустить! Ничего подлее "украинства" я не видел. Вот так - и статья противоречивая, и пост получился противоречивый. Диалектика единства и борьбы противоположностей.
С Апостольским Постом Редакцию и читателей!
Надежда 27/06/2016 в 16:33:53
Очень противоречивая статья. С одой стороны "русский" и "российский" идентичные понятия, а с другой - замена на русский, это модернизм.
протоиерей Алексий Касатиков 27/06/2016 в 14:57:33
Кажется, ещё один общий аргумент можно добавить против этого и, вообще, очень многих новшеств. Всякое устоявшееся в течение продолжительного времени выражение (обычай, установление и т. п.) хорошо уже тем, что его использовали задолго до нас те, с кем мы хотим сохранять духовное единство. Любое новшество, вводимое ради новшества, без разумного его обоснования, уже вносит смуту и даёт поводы к нарушению существующего. За каждое новшество приходится платить. Далеко не всегда цена соответствует пользе, получаемой от новшеств. Особенно опасны неуместные новшества в те времена, когда и без того смута витает в воздухе.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского Православный журнал Благодатный огонь
Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского
2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

2.06.2014
Евгений Широков

Прозападная деятельность внутри Русской Православной Церкви

17.08.2016
Священник Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление

3.08.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Об одежде и целомудрии


Песенные флеш-мобы в Запорожье и Донецке (ВИДЕО)

 

НОВОСТИ

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов