Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Телеканал «Царьград»

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ
    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Огонь, вода и медные трубы

9.12.2016
Сергей Комаров

Встретил недавно знакомую женщину, верующую, которая давно уже работает в Церкви. Сказала, что ищет новую работу. Я вспомнил про вакантное место в одной церковной организации. Но знакомая отказалась. Оказывается, она приняла решение никогда больше не работать в Церкви. Заявила, что с нее хватит. «Есть серьезная опасность потерять веру», – объяснила она свое решение.

Подобные слова слышу не первый раз. Действительно, для многих людей работа в Церкви становится огромным искушением. В ежедневных рабочих буднях человек показывает себя таким, как он есть, со всеми духовными болезнями. Впрочем, к грехам своим и чужим мы все привыкли – но если страсти греховные соединяются с внешним благочестием и церковностью, на выходе получается страшный пример лицемерия и ханжества. Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши и потом тебя предает, это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека. Когда коллега соблюдает все внешние правила церковного благочестия, но при этом клевещет на тебя перед начальством, это может стать очень сильным ударом по твоей вере в Бога, Церковь, людей. Открывать в красивой церковной форме гнилое нутро всегда ужасно. Если форма не имеет соответственного содержания, человек может соблазниться, и совсем отказаться от формы, а вместе с ней и от предполагаемого содержания.

* * *

Как-то говорили с одним умным человеком о церковной жизни. Он поделился весьма интересной мыслью – не то, чтобы новой, но весьма оригинально выраженной. Есть такое античное выражение: огонь, вода и медные трубы (фраза широко известна по названию советского фильма-сказки). Древнее изречение говорит о всех испытаниях, которые бывают в нашей жизни. Огонь и вода есть внешние трудности. Медные трубы – это духовно-нравственные испытания славой, всеобщим признанием, богатством, величием внешних форм. Так вот, Русская Церковь наиболее уязвима именно последним искушением. Огонь гонений и воду бедности мы уже переносили, и вновь вытерпим, если потребуется. А вот проверка медными трубами в тысячу раз опасней, и, как правило, приходит на смену огня и воды.

Если б я был дьяволом – рассуждает мой остроумный знакомый – я помог бы нашему Православию победить на всех фронтах. Чтобы все вокруг сделалось православным. Православное законодательство, православная армия, православные институты, школы, больницы, клубы, спортивные секции. Депо имени свт. Николая Чудотворца, детский садик в честь прп. Сергия Радонежского, театр имени св. Иоанна Кронштадтского. Улицы наполнят билборды с цитатами из святых, в компьютерах будет работать православная система «Ортодоксия», в среду и пятницу детям в школе будут давать только постную пищу. Словом, все везде станет православным-православным.

И тогда-то, незаметно для всех, Церковь начнет превращаться в мирское учреждение. К христианству будут относиться так, как в свое время к партийной идеологии. Спорить – не поспорят, но и любить – не полюбят. Будут тихонько ругать на кухне, и рассказывать анекдоты о патриархе. Основная масса будет равнодушно повиноваться. И в один прекрасный момент окажется, что Русской Церкви уже не существует. Остались только формы, за которыми уже давно нет ничего святого. Христос ушел оттуда, и никто этого не заметил.

Таковы соображения моего собеседника. Конечно, это пока еще довольно фантастическая мысль – достаточно отъехать от наших мегаполисов с их более-менее активной церковной жизнью и посетить глубинку, как станет ясно, что пока ни о какой победе Православия и речи быть не может. Наоборот, там хроническая нехватка храмов и священников, проповеди и церковного образования. Пока никаких медных труб не слышно, но – вопрос соотношения церковной формы и необходимого содержания поставлен правильно. Всегда легче формализовать духовное, чем одухотворить форму. Множество церковных организаций у нас внешним образом хорошо устроены, но Христа там бывает трудно встретить, потому что Христа нет в нас.

* * *

К чему может привести увлечение процессом церковной жизни без главного – жизни в Христе – гениально показано в «Великом Инквизиторе» Достоевского. Мы все построили без тебя – говорит Инквизитор Христу. – Мы дали людям все и они счастливы. Счастье – это величина земная. Что еще нужно? Ты пришел мешать нам. Мы завтра сожжем тебя как врага Церкви.

Церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она не была. Сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – очень плохой знак. Ведь в Церкви человек должен найти Христа не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей. Если этого нет, то мы еще ни в чем не преуспели. Получается, форма у нас не являет содержания, это просто вывеска, одна лишь внешность. И если эта внешность обманчива – значит мы еще очень мирские люди.

Обо всем этом нужно размышлять. Причем, перед грядущей столетней годовщиной Октябрьской революции – размышлять особо. Потому что тогда рухнула огромная, пышная форма; рухнула, ибо лишилась содержания. Как лишилась и почему рухнула – об этом стоит поразмыслить, ибо трудности сегодня аналогичны и вызовы времени остались те же. Как было тогда, как может случиться сейчас, о форме и содержании – об этом необходимо много думать.

И про медные трубы тоже лучше не забывать.
 



Голосование за статью
 - 
157
 /  - 
9
Комментарии:
Ирина Фр. 17/12/2016 в 16:03:19
Игорю Б.
Думается, что говоря "смирение", Вы имеете ввиду терпение. У нас почему-то эти слова стали взаимозаменяемыми, хотя смирение - качество богоподобное, нам, грешным, непонятное, а вот терпение нам в самый раз. Будем внимательны к словам.
Ларисе.
Согласна с Вами. "Вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо" - это, между прочим, Новый Завет, 2 Кор, 11, 19-20. Не знаю, как и почему случилось, что внутрицерковные взаимоотношения стали гораздо гаже и подлее внутриофисных. Как произошло, что православное (якобы) мироощущение стало диаметрально противоположным Евангелию, Христу, никогда никого не смирЯвшему, не прогнавшему, не унизившему. Правда, осуждавшему, если судить по обвинениям, выдвинутым Ларисе. Осуждал, да как! Не скупился в выражениях)) И Иоанн Креститель, видимо, осуждал. Порождения, говорил, ехиднины))
Владимир Юрганов 16/12/2016 в 09:12:32
Ларисе
Для нас Православие - это вера во Христа. А для вас - это политический лозунг. Вам нужны победы и вопли на митингах?? Организуйте себе партию, там и вопите. Храмы то тут причем? Хотите богослужения заменить истериками кликушествующих прихожанок, указывавших батюшке, что нефиг ему крестить погружением, а хватит и окроплением? Я бы в храм на порог не пускал.
Лариса 13/12/2016 в 06:36:17
Игорь Б 13/12/2016 в 00:52:03
Эх, православные, во что же нас превратили? Из стада овец Христовых сделали стадом баранов, покорно идущих на бойню, "не осуждая" и "смиряясь". Вам же объяснили уже - «От неправильного и человекоугодливого послушания рождается ложное смирение, отчуждающее человека от даров Божиих, соделывающее его сосудом сатаны». В 17 веке люди на мучения, на смерть шли ради правой веры, а мы теперь "смиренно ждём, когда в храмы нельзя ходить будет". С такими человекоугодниками только к антихристу в лапы. Он вас и в лесу достанет, не сомневайтесь. Хороши православные, трясущиеся в лесу, "в затворе", с банкой тушёнки за пазухой.
Игорь Б 13/12/2016 в 00:52:03
12/2016 в 14:47:25 Ларисе (Владимир Юрганов 12/12/2016 в 13:30:57 Может, я чего-то не понимаю, но когда антихрист в храме сядет, вы его тоже "осуждать" не будете)
Когда антихрист сядет в храме, тогда спасающиеся уйдут в леса в затвор, а кто будет ходить в храм, те примут печать, если нет, то будут репрессированы как сектанты или террористы. Не до осуждения будет. Ну а пока можешь осуждать, кто тебе не понравится, благо мы пока свободны.
фотиния 12/12/2016 в 20:16:23
Лариса, полностью согласна с вами! "Обличить прилюдно" тогда и читая письма отца Иоанна Крестьянкина, где он много и конкретно обличает дела людей, мы выходит участвуем в осуждение, да? Имен не названо, адрес не указан, а для рассуждения очень поучительные истории и Ларисина тоже. Спаси Господи, Лариса, всем же известно что - весь мир приобрящешь, а душе своей навредишь - не будет пользы. Слащавое смеренничество, раболепное служение людям больше, чем Богу - это равнодушие. Равнодушие к Правде Божией и это равнодушие ведет нас ко всякой неправде и ереси.
Сергей Ка. 12/12/2016 в 20:12:18
Можно сказать много умных фраз о том, что кто хочет - соблазняется, а кто не соблазняется, тот мудр... Но про всё это есть одно-единственное и достаточное изречение Христа: "Горе человеку, чрез которого приходит соблазн. Лучше ему было бы, чтоб повесили ему жернов мельничный на шею и бросили в море". Но мы-то "умные", нас уже не только жерновом, а целой горой на шею не испугаешь.
Сергей Ка. 12/12/2016 в 19:59:56
Господи, помилуй! Сколько можно твердить, что церковь это лечебница, где больные... Кто будет обращаться в лечебницу, где все больные заболевают ещё сильнее и (или) умирают? Участвую в Таинствах (тогда же советуюсь с батюшкой), от церковных людей держусь подальше. - идеальная формула разумного отношения к данной проблеме. Вера, Таинства, нравственность, молитва. От прочего приходится отказываться. Увы.
Лариса 12/12/2016 в 14:47:25
Владимир Юрганов 12/12/2016 в 13:30:57
Может, я чего-то не понимаю, но когда антихрист в храме сядет, вы его тоже "осуждать" не будете и "смиритесь"? Или кормить людей просроченными продуктами и накручивать цены в 100 раз на ядовитые свечи это Господу угодно? Как думаете?
Владимир Юрганов 12/12/2016 в 13:30:57
Лариса пишет для Игоря Б. 
/// Кого я осудила?/// 
Я мож чего не понимаю, а это не осуждение? "Когда игуменья сама не ест вчерашнюю еду, а рабочих кормит просроченной или 25-летний староста храма, её племянник, нигде больше не работающий, катающийся на иномарке, заставляет задувать и выкидывать поставленные людьми не прогоревшие парафиновые свечи, которые он сам же и привозит из епархии, потому что они "коптят и портят недавно сделанный ремонт"
Геннадий 12/12/2016 в 10:21:08
Игорь Б 12/12/2016 в 01:04:27 
***Если модернисты захватят наш Храм, то это будет называться "мерзость запустения на святом месте" и уж лечебницей его назвать никак нельзя, буду искать другой*** 
У преподобного Иосифа Волоцкого в 7 слове Просветителя читаем: «Ты же не суди судей, будучи осужденным, и не паси пастыря, будучи овцой, и не говори, что этот — наиболее достойный, а тот не имеет такого достоинства. Но пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели»
Лариса 12/12/2016 в 09:56:13
Для Игоря Б. 
Кого я осудила? Вы путаете осуждение с рассуждением. Откуда вы знаете, как я обращаюсь ко Господу и за кого молюсь?
Игорь Б 12/12/2016 в 01:04:27
Сороковой от Игоря Б. 
Если модернисты захватят наш Храм, то это будет называться "мерзость запустения на святом месте" и уж лечебницей его назвать никак нельзя, буду искать другой.
Игорь Б 12/12/2016 в 00:55:18
Ларисе от Игоря Б. 
Ну вот, взяла и осудила всех прилюдно. А может ну их, я обращусь к Господу, и буду просить у него прощения за себя и за них. Времена последние, скоро возможно в храмы ходить будет нельзя, ну а пока будем приходить к святому месту и спасаться никого не осуждая, ведь прельщённые модернисты наступают.
Игорь Б 12/12/2016 в 00:43:28
Генадию от Игоря Б. 
Все правильно, что пишешь, но мы с тобой ничего не сможем сделать с этими реалиями, кто ты и кто я и кто такой падший херувим, его одолеть может только сам Господь. Нас он учит смиряться ибо без этого не получишь спасение, Серафим Саровский писал: "стяжи Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Как понять это высказывание: ты лично сам молись за гонящих тебя, проклинающих, бьющих и прочее. И по твоему примеру души других в храме будут трезвиться. Есть такое высказывание у апостола, многое может сделать молитва праведника. Ну а так устраивая склоки да ещё на святом месте мы, скорее всего, уподобляемся тем армянам, которые устраивают бои в храме Гроба Господне, кстати, эти кулачные бои привели безбожников в храм и они вскрыли гроб господень, выразив сомнения, что это святое место.
Геннадий 11/12/2016 в 23:32:02
Игорь Б 11/12/2016 в 01:04:44
***Как то один святой долго рассматривал сети дьявольские, размышлял, как можно их избежать, силясь понять, но ответа не находил, пока не услышал глас с неба; СМИРЕНИЕМ.***
У этого святого сказано так: «Смиренномудрие спасается от них и они не могут даже прикоснуться к нему». У другого же святого сказано: «От истинного послушания рождается и истинное смирение: истинное смирение осеняется милостию Божиею. От неправильного и человекоугодливого послушания рождается ложное смирение, отчуждающее человека от даров Божиих, соделывающее его сосудом сатаны».
Лариса 11/12/2016 в 18:41:46
Для Игоря Б.
На работу в храм я не вернусь никогда, ни бесплатно, ни платно. Когда игуменья сама не ест вчерашнюю еду, а рабочих кормит просроченной или 25-летний староста храма, её племянник, нигде больше не работающий, катающийся на иномарке, заставляет задувать и выкидывать поставленные людьми не прогоревшие парафиновые свечи, которые он сам же и привозит из епархии, потому что они "коптят и портят недавно сделанный ремонт", простите, это уже не смирение, а смиренничание. Для чего тогда они продают эти свечи? Потому что навар от них хороший. К сожалению, у нас настолько всё перепутано и утеряна живая вера, что мы не понимаем разницы между послушанием (монашеским деланием под руководством опытного духовника) и рабской покорностью, между истинным смирением и смиренничанием. И то, что сейчас происходит в церквях, песни, пляски и всё остальное, это и по нашей вине тоже. Домолчались, досмиренничались.
Ирина 11/12/2016 в 16:56:55
Мне когда-то в одной православной организации при прохождении собеседования задали вопрос: "Зачем Вам это надо? В светских организациях все как-то понятнее и честнее. А здесь... Такая Византия!".
Сороковой 11/12/2016 в 14:09:04
В свое время Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) не благословлял своих чад идти работать в храм, когда они просили благословение на это. 
Игорь Б., а вы смелый парень, не боитесь дьявола, видите его козни. Игорь Б., вы сравниваете церковь с лечебницей, то есть с больницей. В больнице должны строго соблюдаться определенные правила санитарной гигиены. Представьте, в больнице не стерилизуется хирургический инструмент (валяется в гное от прошлых операций), врачи – в чем пришли с улицы в том и операцию делают. Как вы думаете, будет ли польза от такого лечения?
андрей 11/12/2016 в 13:40:08
для Игоря Б. 
Так никто и не говорит о том, что все плохие, а мы типа одни правильные! Речь идет как раз о другом! О том, что чёрное называют белым и играют в духовничество! Об этом кстати очень здорово говорит архимандрит Лазарь (Абашидзе) в своей книге "Голос заботливого предостережения" (название по памяти!). Правильно сказано в комментариях, что нельзя из-за выгоды якобы для "праведного" дела идти на компромисс с собственной совестью! Ну если пожарная инспекция не разрешает ввода в эксплуатацию гимназии из-за серьёзных нарушений техники безопасности, то по блату можно и договориться. Это же на благое дело!? Ну подумаешь, что в Храме есть что-то "лишнее", ну можно и на дачу отвезти... Там оно надёжней полежит... 
Вы, уважаемый Игорь, читайте как следует, и если уж берётесь комментировать, то комментируйте по сути дела, а не потому, как Вам кажется, или как Вам хочется видеть... Речь в моём случае шла конкретно о том, что настоятель абсолютно старается не замечать того, какой беспредел творит в храме завхоз. Ему не один раз сдавали этого махинатора и прощелыгу с поличным, и толку ровно 0! Куча людей ушла из этого храма из-за этого прощелыги завхоза, а он до сих пор творит безнаказанно свои махинации. Построил себе 3-х этажную дачу и отделывает её за счёт рабочих, которые работают в храме и которым платит храм! И это только капля в море,того что мне пришлось увидеть и лично поучаствовать в этом беспределе. И теперь скажите мне, уважаемый Игорь Б, раз уж Вы такой умный. Где тут духовная сторона проблемы? 
P.S. я кстати не говорил, что такая обстановка нормальна для всей РПЦ! Мне лично известны и другие приходы, где такого бардака в принципе нет.
Георгий 11/12/2016 в 11:59:31
Игорь Б.11.12.16. 
Абсолютно согласен. Cмирение великая сила. Навык, с Божьей помощью, к смирению многое ставит на свои места.
Владимир Юрганов 11/12/2016 в 08:31:52
Тут в церковное начальство камни бросают... Будто бы не сталкивались с выходками малоадекватных прихожан, которые пишут письма от лица всего прихода Патриарху, а настоятелю потом прилетает... Будто бы не видели борьбы приходского сброда против настоятеля, где "неформальные лидеры" прихода пытаются заставить иерея быть на побегушках и делать то, что ему велят (допустим, не крестить погружением), и в качестве борьбы писать клеветнические письма о воровстве, не в состоянии привести комиссии маломальских доказательств... и священники и прихожане случаются негодными... Но большинство то нормальные...
Игорь Б 11/12/2016 в 01:04:44
Андрею и Ларисе от Игоря Б
Я сбился со счета, сколько мне падший ангел внушал, ставил сети между соцработниками по Храму, подталкивая меня уйти. Вкладывал мне мысли + мое личное тщеславие, показывал, смотри какие все нехорошие и так далее.
Как то один святой долго рассматривал сети дьявольские, размышлял, как можно их избежать, силясь понять, но ответа не находил, пока не услышал глас с неба; СМИРЕНИЕМ. Если у тебя нету желание спастись, приобщиться к таинствам, которые помогают в спасении, желание познакомиться со святыми отцами, и просто нету смирения хотя бы капельку, то работа в Храме тебе будет в тягость. Но я думаю, вы вернетесь, не зря же Господь вас привел в Храм, для начала немного поработать.
Лариса 10/12/2016 в 17:35:22
Совершенно согласна с Андреем. Тоже ушла из храма. Надоело лицемерие и рабская покорность церковному начальству, которую почему-то называют "послушанием".
Лиза 10/12/2016 в 17:34:42
Я тоже работаю в храме. У нас много искушений. Я думаю тот, кто попадает работать в храм, наверное поставлен для того, чтобы научиться смирению. Староста храма строгая, но достаточно духовная. Для чего щука, чтобы карась не дремал. Работники храма есть и мало верующие даже есть и некрещёные. Я стараюсь на всё смотреть с точки зрения вечности. Мне что то всех жаль. Меня в жизни тоже предавали близкие люди. Ведь все немощные. Я думаю может дело в том, как ты относишься к работе в храме. Ты служишь Богу или приходишь на работу как в миру. От этого зависит всё.
Игорь Б 10/12/2016 в 02:18:46
Церковь это лечебница, а раз так - то я пришёл в храм как в больничную палату, где находятся больные, а некоторые тяжело больные, с вскрытыми нарывами, из которых вытекает скверна. Доктора батюшки к каждому подходят и прописывают лекарство, а они у всех разные, ибо святых отцов много. И вот ты идёшь среди больничных коек и боишься зацепить кого-нибудь с нарывом, вот криков то будет когда оступишься и случайно толкнёшь такого больного, а тем более у самого разверзлась язва тщеславия, которую ты тоже пытаешься залечить. И вот я, вдруг подумал, пойду в другую больницу, там раненых нету, все здоровы, глядишь и я выздоровею побыстрее, и доктор батюшка там более грамотный и, наверное, святые отцы там другие вместе с Богом. Полная глупость и невежество думать, что, перейдя в другой храм, ты спасёшься, во всех храмах подчиняются одному Главврачу, Который знает все истории болезни каждого, в том числе и батюшек.
Наталия 09/12/2016 в 20:05:22
Мне тоже пришлось поработать в православном коллективе, в Епархии. Зная, какие могут быть искушения, старалась держаться особняком, но всё равно на меня нажаловались моему батюшке-начальнику. Жалоба была абсолютно несправедлива, но я попросила прощения у той, что жаловалась (отношения сразу наладились), понимая, что с нами здесь ещё работает и очень серьёзно, враг рода человеческого. Поэтому невинные слова и поступки могут быть приняты, как зло...
Посмотрела фильм знаменитого итальянца Соррентино "Молодой папа". Рекомендую. Фильм гениальный, потому что, обличая католическую церковь, он не порочит её; в этом же фильме прекрасно показано тотальное лицемерие. А это уже относится и к нам, чадам нашей Церкви. Посмотрите - не пожалеете.
Геннадий 09/12/2016 в 18:23:48
Лично я считаю, что работа в Храме опасна для веры лишь в том случае, когда человек воспринимает Храм, где ему посчастливилось поработать, как простое место работы, и сам Храм в его восприятии десакрализуется. Тех кто работает при Храме нужно только пожалеть и посочувствовать, а не обличать, ведь выпало им большое искушение, но и награда так же не заставит себя ждать, если человек не разочаруется в Церкви и не потеряет веру работая при Церкви, глядя порой на не приятные для глаза вещи. Говорю это тоже не по-наслышке, очень близкий для меня человек, ближе некуда, "работает" при Храме уже более полу-года, не имея возможности присутствовать на Богослужении, не получая зарплату, но видит все и всех, и Богослужение слышит только из притвора.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 09/12/2016 в 17:34:43
Всегда должна быть четкая дистанция между: Сакральное - профанное, Небесное - земное, Бог - маммона, Святое - грешное. И т.п. Если в поисках выгоды чуть эти крайности соединишь - то изменишь Православию, то есть погибнешь. «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τα εκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее». Схоларию – Марк Ефесский (Из Послания к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами)
андрей 09/12/2016 в 16:05:34
Мне тоже "посчастливилось" поработать при одном Храме несколько месяцев. Чтобы не потерять веру, я ушёл оттуда. Сначала я пытался как-то всё оправдывать в поступках руководства, но всему, как известно, бывает свой предел. И когда моя совесть уже не смогла мириться со всем тем, что там творится, то я принял решение уйти. Мне не раз после этого говорили о каких-то якобы "духовных" испытаниях, но всё это лишь болтовня, потому как определённые поступки имеют своё определённое название и своё определённое содержание, и если кто-то ворует, то это воровство и ничего духовного в этом нет и быть не может! И если кто-то относиться к людям как к рабам, то в этом тоже нет никакого духовного содержания. Не нужно придумывать оправданий таким поступкам, а нужно грех называть грехом и абсолютно не важно, кто совершает этот грех - простой мирянин или клирик. Именно такую заповедь дал нам Господь, сказав: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (МФ. 5. 37). Сначала я даже переживал о своём уходе, но потом понял, что абсолютно правильно всё сделал. И больше не хочу работать при церкви ни за деньги, ни за бесплатно, вообще ни как!!!
протоиерей Алексий Касатиков 09/12/2016 в 12:53:57
Автор правильно указывает на многие характерные духовные проблемы, но грешит, как и многие в похожих случаях тем, что повторяет "у нас", "в Русской Православной Церкви" и т. п. Это можно слышать часто и от многих. Например, слышат о каком-нибудь безобразии и говорят: "Ну вот, у НАС всегда так...", как-будто в других странах и народах иначе. А ведь и "Легенду о Великом инквизиторе" Достоевский написал, глядя на папскую, западную церковь, но при этом предупреждал православных, что и у них так же может быть. У всех людей, где бы они ни жили, к какому народу не принадлежали, одна и та же природа, которую мы все унаследовали от праотца Адама, причём после того, как он согрешил. Поэтому и грехи у нас, по сути, одинаковые. И лекарство от них всем нам Христос дал одно - покаяние. И Церковь Он дал нам одну. Поэтому неправильно считать, что замеченное кем-то в РПЦ характерно только ДЛЯ НАС. Это тоже своего рода гордыня - "мы не таковы, как и прочие человеки", даже грехи У НАС особые... Никакие мы не особые, просто по милости Божией нам несколько позже угрожают те духовные опасности, которые в иных местах уже настолько завладели людьми, что для тех людей мы эти грехи воспринимаем чуть ли не как свойство их природы, отличной (?) от природы нашей. И склонны это у них уже не замечать. Но это не так - все мы дети одного согрешившего Адама и все мы спасены Одним Безгрешным Новым Адамом - Христом.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Огонь, вода и медные трубы Православный журнал Благодатный огонь
Огонь, вода и медные трубы
9.12.2016
Сергей Комаров

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

26.02.2016
Священник Валерий Духанин

Долгожданная канонизация

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

14.02.2017
Священноинок Мирон (Гордеев)

Седовласая старость – украшение нашей Церкви

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

9.02.2017
Андрей Бабицкий

Либеральная метаморфоза: не все – люди

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

9.12.2016
Сергей Комаров

Огонь, вода и медные трубы

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

10.03.2016
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
К канонизации архиепископа Серафима (Соболева)

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

 

НОВОСТИ

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви

01.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий призывает отказаться от Всеправославного Собора

30.12.2015
Рейтинг самых читаемых публикаций сайта «Благодатный Огонь» в 2015 году

28.12.2015
Проповедь или соблазн? Об участии иеромонаха Фотия в теле-шоу «Голос»

24.12.2015
Протоиерей Всеволод Чаплин объяснил свою отставку разногласиями с патриархом Кириллом