Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Об общем благе и личной свободе

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

В интернете и средствах массовой информации разгорается дискуссия на важную тему: об общем благе народа и границах личной свободы. О соотношении этих двух понятий в современной России. Тема действительно важная, так что позволю себе высказать некоторые соображения по этому вопросу.

Итак, руководитель театра «Сатирикон», известный актер и режиссер Константин Райкин на съезде Союза театральных деятелей выступил с эмоциональной речью, суть которой сводится к следующему. В стране, по мнению художника, наступают опасные перемены, происходит некий откат во времена тотального контроля и диктата со стороны государства под предлогом заботы об общем благе. В отношении искусства это выражается в закрытии ряда выставок и спектаклей под давлением неких общественных, официозных (как считает Райкин) групп, которые выступают с протестными акциями.

Сразу оговоримся, чтобы было понятно. Практически во всех подразумеваемых спектаклях и выставках присутствовали вещи просто недопустимые с точки зрения здравой морали и традиционной нравственности. И это очень важный и принципиальный момент. То есть спектакли и выставки были закрыты не по каким-то политическим или идеологическим соображениям, а по причине соблазна, который они являют. На это нам следует обратить внимание, потому что причина эта одновременно проста и существенно важна. Больше того, это «звонок» для самих деятелей искусства, но «звонок» не от властей предержащих, а от того самого «гражданского общества» о развитии которого у нас так много говорят в последнее время и которое очевидно устало от засилья распущенности, извращения, хамства и пошлости. Другое дело, что можно не соглашаться с методами действия этих «инициативных групп», но это отдельная тема и мы на ней ещё остановимся.

Теперь об общем народном благе. Существует ли оно в принципе? Да, существует, несомненно, и вот как бы мы не относились к государству, основная его функция именно и состоит в заботе о сохранении и умножении этого общего блага. И вот тут неизбежно встает вопрос: а в чем же это благо состоит и на чем основано? Вопрос не просто важный, а архиважный для самой жизни и существования нашего отечества. Так вот всё более очевидным становится, что нет иного основания для доброго развития нашего общества, кроме как здравая мораль и традиционная нравственность. И сами понятия об этой нравственности и морали неизбывно хранятся в недрах народной жизни, уходя своими корнями в сокровенную область отношений человека с Богом. С этим можно спорить сколь угодно долго, но это реальность, с которой так или иначе придется считаться. И вот тут при внимательном рассмотрении вопроса открывается удивительная вещь.

Оказывается те самые сокровенные отношения человека с Богом, о которых мы говорим, относятся не только к частной жизни человека, не являются исключительно «его личным делом», но и имеют общественное значение и измерение. В православии это объясняется очень просто: Церковь – это общность людей, объединенных Духом Христовым. Из этой общности, по крайней мере в нашем отечестве, произросла и культурная, этическая и политическая общность в которой и мы сами так или иначе родились и выросли. Больше того, та страшная богоборческая идеология, которая владела нами на протяжении десятилетий – и она в своем извечном антагонизме и борении с истиной, переняла очень во многом и эстетику и этику христианскую и по-своему пыталась осмыслить христианскую культуру. Во многом это происходило потому, что любая идея овладевает живыми людьми и в их душах до конца дней продолжается борьба правды и лжи, света и тьмы, любви и ненависти, веры и сомнения… Конечно, у нас многонациональное государство и населяет его множество этносов с самыми различными культурами и верованиями, но безо всякого сомнения можно сказать, что духовную и нравственную основу нашей общей жизни составляет нравственность христианская. Это не трудно увидеть и доказать. И эта традиционная нравственность служит основанием для представлений об общем народном благе. Другого попросту нет, да и быть не может.

И вот тут как раз всплывает тема личной свободы художника. Да и не только художника по большому счету, а всякого вообще человека. Несомненно, свобода эта – неотъемлемая часть человеческой жизни, даже не право, а именно неотъемлемая часть. Но вот что важно понять. В основании своем эта свобода предполагает выбор человеком своих отношений с Богом, истиной, красотой и святостью. Это высшая реальность, запечатленная в нашей душе Творцом и неусыпно охраняемая совестью. И вот у человека есть право жить и творить по совести или противиться ей, удаляясь постепенно в область лжи, уродства и греха. Это право человека. Но человек должен знать, что его добровольное удаление от правды неизбежно приведет его к страданиям и духовной, нравственной смерти. Таков закон жизни, установленный Богом. И на этом именно основано (или должно быть основано) нормальное законодательство, краеугольным камнем своим полагающее Закон Божий. Основано на четком понимании того, что именно есть благо, а что есть зло. И именно такими были до последнего времени большинство законодательств так называемых «развитых стран». И наказание зла в этом мире со стороны государства именно предполагает заботу об общем благе, поскольку зло активно, склонно к распространению и поражает общество, подобно болезни, следовательно, требует пресечения. Это аксиома и в этом пресечении кроме всего прочего состоит охранительная и неотъемлемая функция государства.

Словом, свобода художника воистину безгранична, но она может привести его к страданиям и он должен это отчетливо понимать. Больше того, зачастую страданием и оплачивается творчество и весь вопрос только состоит в том, за что художник готов страдать. За истину или за ложь. Если за истину – то его страдания высоки и честь этому художнику и хвала от потомков, если же он страдает за ложь, то участь такого художника прискорбна вдвойне. Потому что и личная его жизнь больна и ущербна, исполнена горестей и в памяти народной он вызывает омерзение и отвращение.

В своей пылкой и эмоциональной речи Константин Райкин упрекнул Церковь в «гонении» на современное искусство и сравнил это «гонение» с недавним гонением на саму Церковь.

Вот эта цитата: «Церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не Богу служить, а власть обслуживать».

Ну, во-первых Церковь никак не несчастна, а напротив – дай Бог каждому быть причастником Её высокого счастья, познаваемого в сострадании Христу. Во-вторых Церковь, конечно, ничего не забыла. Но от того, что бесы Её гнали и мучили, совсем не выходит ещё, что она должна к бесам относится сочувственно и «толерантно». Это идея по меньшей мере странная. По меньшей мере, потому, что есть ещё и высшая мера, по которой всякое оправдание мерзости и желание её уравнять в правах с благостью – есть грех и преступление. Одно дело жить и умирать за истину и совсем другое – страдать за пропаганду мерзости и греха. Это простые, но очевидные вещи, о которых мы должны говорить. Потому что опасно считать, что нет ни высокого, ни низкого, ни святого, ни грешного, ни красивого, ни уродливого. А всё так себе – средненько и одинаково имеет право на существование. Но хочется тогда спросить рачителей идеи о «равноправии»: в рамках чего, в каком таком сосуде должно храниться дерьмо, перемешанное с медом и для кого? Вопрос может быть звучит резковато, но по существу. Потому что иные действа в сфере нынешнего «актуального искусства» иначе как мерзостью не назовешь. А Церковь, несмотря на множество самых разных и грешных людей, составляющих Её – была, есть и будет Телом Христовым, столпом и утверждением истины. И давайте не будем в равное положение ставить благость и мерзость. И если кто уж имеет право обличать и запрещать с духовной и нравственной точки зрения, то это, конечно, Церковь, а никак не «просвещенные» и зачастую просто потерявшие совесть и здравый смысл «свободные художники». А вот сказать, что Церковь кого-то «травит и уничтожает» – это просто смешно. Потому хотя бы, что у Церкви нет репрессивного органа. И если православные люди возмущаются явным проявлением безнравственности или кощунства – это здоровая реакция на нравственную болезнь общества. Другое дело, что методы противостояния мерзости могут и должны быть законными. Это простая мысль, но очень важная. Потому что, выходя за рамки закона, даже из самых «благих побуждений» мы толкаем мир в хаос. Примеров тому более чем достаточно по всему миру и в самых разных областях. Так что благочестивое и ревностное желание отстаивать правду Божию, похвально, но нам надо искать для исполнения этого желания достойные, праведные средства. При желании эти средства можно найти и тогда стремление к чистоте и святости жизни будет распространяться в нашем обществе именно христианскими, благодатными путями, а не сомнительным путем скандала, эпатажа и «православного» перформанса.

Скажем несколько слов и о «соединении власти и Церкви». Давайте так: цель государственной власти – это материальное благосостояние людей, цель Церкви – спасение души. Но ни то, ни другое невозможно без четкого определения того, что есть благо. И  в этом смысле государство и Церковь опираются на одно основание – Закон Божий. Иначе государство попросту сойдет с ума, свихнется, запутавшись в разноголосице частных болезненно-страстных идей и мнений, как это было уже не раз даже в новейшей истории. Так что единство Церкви и власти не то, чтобы возможно и нужно – оно есть и неизбежно, поскольку государственными делами занимаются и на государственной службе состоят кроме прочих и православные люди, желающие своему отечеству блага не только материального, но и духовного. И эти люди понимают, что одно без другого невозможно. Так что противостояние греху – это нормальная и естественная реакция не только Церкви, но и государства. Только понятие греха в гражданском кодексе облечено в понятие беззакония. Так что, как это не прискорбно для кого-то звучит, пропаганда мерзости и дальше, по всей видимости, будет встречать противостояние по той простой логике, что зло – это плохо, а добро – хорошо. И различение этих понятий, эту «цензуру» не мы придумали и ввели в обиход. Не нам её и отменять, согласитесь.

Ну и несколько слов хочется сказать о современном творчестве. Увы, похоже прошла эпоха великих режиссеров, актеров, да и великих театров. И одна из важных причин этого – утрата ответственности, собранности, если угодно и даже в масштабе всей страны. Да, государство контролировало и даже порой жестко, несправедливо все те «идеологические» сферы, где действовало публичное слово, но эта цензура имела и положительный эффект, а именно воспитывала творческих людей, учила их выражать свои идеи в рамках требований высокой нравственности и традиционной культуры. Вот, я  поймал себя сейчас на этом слове. Ведь даже не в цензуре дело, вернее не в ней только, а в культуре, которую эта цензура зачастую охраняла. И в рамках этой культуры были созданы великие шедевры, воспитано поколение великих режиссеров, художников и артистов.

Теперь же, когда власть и контроль государства ослабели, границы культуры стали явно и неуклонно размываться с катастрофической скоростью. Стало дозволенно всё, что раньше было запрещено, и вот – результатом стал не расцвет искусства, а его очевидный упадок, потому что подлинная культура предполагает определенный аскетизм, собранность, если угодно, сознательную сдержанность и сосредоточенность, глубину проникновения в художественный материал. А «свобода вширь», свобода страстей и похотей быстро обесценила само понятие культуры, фактически разрушая её, потому что от этой «свободы» родилась элементарная распущенность, да ещё и кичливая, кричащая о своих мнимых высоких качествах, правах и достоинствах.

Но как государство больше не вмешивается в сферу искусства, в том числе театрального и позволяет ему развиваться по своим «естественным» законам, так и общество, которое тоже было сдерживаемо и контролируемо государством, теперь проявляет себя свободно в реакции на те или иные проявления общественной жизни. Так что «свободным» художникам совершенно не пристало возмущаться «свободным» же проявлением возмущения и недовольства со стороны гражданского общества. В конце концов, это и есть одно из проявлений той «свободы» к которой мы так стремились и о которой мы сейчас говорим. Поразительно, но призывая власть урезонить «активистов», рачители свободного творчества тем самым призывают «урезонить» и потерявших совесть художников. Потому что «безобразные посягательства на свободу творчества» есть абсолютно адекватная и зеркальная реакция на «безобразные посягательства на свободу нравственности».

Но вот в какой-то момент свободного развития этих «свободных» отношений, кстати во многих областях, и не только в театральном искусстве, – понимаешь, что дело вскоре дойдет с одной стороны до очевидной и ничем не сдерживаемой инфернальности, а с другой – до стихийной реакции вплоть до погромов. Ну, вот это и будет полнейшим и «законным» проявлением свободы, как её хотят понимать некоторые адепты вседозволенности. А, проще сказать – анархии.

И вот в какой-то момент возникает вопрос, а этого ли мы хотим? И в чем собственно смысл и цель жизни общества в целом и индивидуального творчества в частности? А цель, думается, не в разлагающей вседозволенности, а  в созидании блага, неизбежно связанном с самоограничением, ответственностью, глубиной и высотой устремлений. И народ делегирует право организации общей жизни на этих началах собранности и ответственности и высоты устремлений – государству, которое и берёт на себя ответственность за сохранение целого, того целого, в его духовно-нравственной составляющей, о котором мы говорим.

Мнение Константина Райкина о недопустимости контроля в сфере искусства со стороны государства поддержал другой известный актер и театральный деятель Евгений Миронов, заявив, что «общество должно опираться на мнение профессионалов». Звучит убедительно, но как быть с тем, что профессионалы сами имеют порой прямо противоположные мнения и поляризованы до крайности в отношении подхода к театральному искусству. Так что не существует в природе какого-то единого «профессионального» мнения. Более того, и театральные деятели, увы, бывают больны страстями и в «свободном своем полете» порой заносятся в гибельные высоты откровенного и разрушительного слабоумия. Так что же нам теперь, безумие называть прозрением только потому, что оно овладело «профессионалом»?

Без моральной и нравственной составляющей (причем мы говорим о культуре традиционной, ответственной) – театр очень скоро превратится в ту организацию, которой «лучше бы повесили жернов на шею» и утопили в море, за то, что она вершит великий соблазн, развращает и разлагает человеческую душу, губит её. И, напротив, при глубоком и серьезном отношении к своему делу, при ясном понимании: что именно в жизни есть благо, а что зло, что высоко, а что низко, что прекрасно, а что уродливо – только при таком ясном и отчетливом понимании возможно чтобы театр стал выполнять свою главную функцию – не развлекать только, но пробуждать в человеке высшие и лучшие чувства. И если у самих мастеров сцены это чувство высокого, нравственного и доброго отсутствует или размыто, и меняться они ни в каком случае не хотят, то, по крайней мере, и неизбежно общество в своем понимании и чувствовании здорового, должно оградить себя от всего больного и низкого. И я согласен с тем, что должен существовать какой-то экспертный совет, который разным театрам и разным постановкам предоставлял бы разные категории «допуска» если угодно. Потому что очевидно, что одним постановкам просто нужно, что называется «давать зелёную улицу», а иные необходимо ограничить каким-нибудь «подвальчиком для любителей», да ещё и с ограничением на вход в этот подвальчик несовершеннолетним, чтобы мерзостью своей «экспериментаторы» не марали и не развращали под видом «свободы» наших детей. Цензура ли это? Да, несомненно, но без неё не обойтись, если мы хотим добиться оздоровления нашего общества. Потому что всякая гниль и болезнь не стоит на месте,  а стремится заразить и погубить то, с чем соприкасается и во что проникает. И именно потому существует такое понятие как карантин. Когда при возникновении очага болезни его купируют и ограждают остальное общество от этого очага, а уж никак не ратуют о «свободном распространении заболевания» потому только, что у нас объявлено царство свободы и демократии.

В последнее время мы наблюдали немало горячих дискуссий на тему «цензуры и свободы». И я даже думал поначалу, а надо ли вообще писать на эту тему что-то ещё. Но в какой-то момент с удивлением обнаружил, что все разговоры ведутся как-то вокруг да около, а о главном почему-то никто не говорит прямо. А главное-то во всем этом дискурсе несомненно вот что. После крайнего разлада и почти развала, разрушения государства, причем не военным путем, а во многом именно изнутри, посредством растления, разложения народного духа, в последние годы ситуация медленно, но неуклонно начала меняться. И государство начинает думать и заботиться об общем нравственном и духовном здоровье общества. И вот эту именно перемену почувствовали любители мерзости. Все те, кто и дальше хотели бы растлевать общество до тех пор, пока мерзость не будет признанна последней и окончательной нормой. Вот именно эти люди почувствовали для себя опасность и не думайте наивно, что растлители будут мирно сидеть по своим подвальчикам и скромно кормить своей тухлятиной любителей всевозможных «культурных перверсий». Нет, и ещё раз нет! У них широкие планы «перевоспитания общества» и именно угрозу этим своим планам они видят в возрождении сильного, национального государства, опирающегося на традиционные духовные и нравственные ценности. Вот в чём главный конфликт и острота его, несомненно, будет усугубляться, потому что сталкиваются силы несовместимые, силы созидания и растления, красоты и уродства, человеческого достоинства и скотоподобия… И каждый из нас, уже самим своим отношением к происходящему, совершает выбор личной и общей судьбы. И значение этого выбора трудно переоценить. Как сказал известный духовник, схиархимандрит Илий: «На России весь мир держится! Если России не будет – не будет и мира. А Росиия только и держится тем, что при Православной Церкви держится».

 
 



Голосование за статью
 - 
101
 /  - 
2
Комментарии:
Василий 12/12/2016 в 14:33:54
Владимиру Юрганову.
Прежде чем "с неустрашимым сердцем" повторять басни о "тысячах замученных большевиками священников" (как и о "десятках миллионов "репрессированных"), надо бы поинтересоваться, откуда растут ноги у этой фальши. За одно можете "канонизировать" Яковлева, Немцова, Сванидзе и прочих ваших благодетелей. Это они и им подобные канализируют вашу ненависть в "нужном" направлении.
Игорю Б.
Спасибо. Но у меня стойкое неприятие как художественного, так и "документального" кино. Кажется, сегодня начинается по ТВ показ очередного многосерийного пасквиля, о Г.Е.Распутине. До этого был "Царь" П.Лунгина, а ещё ранее "Иисус Христос - суперзвезда" (прости, Господи!). Здесь антихристианство хотя бы налицо. Документальное кино врёт потоньше. Кадры уничтожения "безбожниками" храма Христа Спасителя, например, ужасают всех. А вот о том, что до своего сноса этот храм был в течении пяти (!) лет в запустении и никому, в т.ч. и РПЦ, не нужен, эти кадры не говорят. Такая вот "полуправда". Или съёмка деникинцами жертв своих контрразведок с выдачей их за "жертвы кровавого террора ЧК" - тоже своего рода "хроника", только вот там даже и полуправдой не пахнет. С уважением,
Игорь Б 11/12/2016 в 12:18:17
Владимиру Юрганову и Василию
Я предлагаю отставить костыли в сторону и наругаться, вы оба по своему правы. Я вам предлагаю посмотреть снятый нашими православными братьями документальный сериал РОССИЯ 20 ВЕК. 120 серий. Там можно найти ответы на многие вопросы, в интернете он есть, наберите в поисковике. Первое послание Коринфянам апостола Павла глава 11:19. "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные". Ведь если мнения в собрании разные, то возможно обнаружить наиболее здравые точки зрения.  И решать возникшие проблемы с максимальной пользой для всех на основании слова Божьего.
Владимир Юрганов 11/12/2016 в 08:24:29
Василию
Послушай-ка, умник. Ты видимо считаешь и тех людей, которые канонизировали новомучеников "обработанными антисоветской пропагандой"? Знаешь, что с клеветниками в аду будет? а может быть ты хочешь тысячи замученных большевиками священников деканонизировать, а их мучителей причислить к лику святых? Наподобие Ал. Меня, который мечтал деканонизировать "от жидов умученных"... Честно говоря, удивляет редакция, которая позволяет писать такую грязь.
Василий 07/12/2016 в 14:41:53
Владимиру Юрганову.
Владимир, вы, видимо, сильно обработаны антисоветской пропагандой. Грех не только в фальсификации истории, но и бездумная вера в созданные фальсификаторами "православные" мифы типа "обобществления женщин", "памятников Иуде" или "кровавых жидобольшевиков". Все они давно разоблачены (а у кого есть на плечах голова, никогда бы им и не поверил), стоит только приложить минимум усилий - в интернете всё есть. Вопрос не в этом. Как я понял, вы отказываете большевикам в добродетели только потому, что они в массе своей были атеистами. А разве не сказано негде Господом "Я открылся не знающим Меня?". Или о язычниках: не знающий закона язычник, делающий добро, сам себе закон? Разве только верующим присущи нравственность и справедливость? Что за чушь! Сбросьте чёрные очки, надетые на вас чёртом и тогда в истинном свете увидите с кем был Бог в величайший период российской истории 1917-1953гг. Именно тогда русским народом было построено мощнейшее в мире государство, основанное на принципах общего дома, любви и справедливости. Именно тогда были привиты советскому обществу морально-нравственные ценности, основанные на заповедях Христа. Ну и что же плохого в Христовых заповедях, пусть и воплощённых в жизнь атеистами? Кстати, именно большевики дали Церкви свободу, выведя её из подчинения государству (http://www.great-country.ru/rubrika_articles/church/00006.html). Возражать очевидному - беса тешить.
Владимир Юрганов 06/12/2016 в 17:18:24
Василию
Тебя почитаешь дружок, и сразу дюдя Зю вспоминается: "Нагорная проповедь - это почти Моральный кодекс строителя коммунизма". Не иначе Христос с кодекса списал... А на самом деле - Кодекс этот - как холощеный боров. Из морали вырезали её сущность и причину - Господа Бога. и оставили только Закон, как у иудеев. Хочешь верь, хочешь не верь в Бога, а броху на омовение рук каждый день читай - и тебе зачтется. Нет, не зачтется. Неверующие не спасутся!! А то что мораль сохранялась местами (не будем вспоминать про коммунистические идеи обобществления женщин и тп коллонтаевщину), так это не из-за коммунизма, а вопреки ему. Потому что моих родителей воспитывали бабушки, воспитанные ДО большевицкого переворота в духе Православия. И хоть веры у родителей не было, а всё же зачатки её, и особенно традиции остались. Я далек от гнусной мысли, что мол "при совке русского народа не было, а те кто тут жил не имеют права называться русскими", и носителям этой гнили бил бы по лицу, однако и именовать коммунистов создателями морали не менее гнусно!! Тем паче, что 99% населения жили во блуде, не имея венчанных браков их поучали глумиться над Православной верой.
Василий 06/12/2016 в 13:34:04
Ирине.
***Я молодые годы прожила в СССР и большая часть людей была тогда нравственно здоровой.***
А не задумывались - почему? Ответ прост до неприличия: направляемая "кровавыми большевиками" Советская (т.е. народная) власть на деле реализовала заповеди Христа "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй"... И только с возвратом к буржуазной форме государственного устройства (и, соответственно, отступлением от Христа) нам снова навязано: "убей", "укради", "говори ложь"...
Ирина 05/12/2016 в 17:01:22
Спаси Бог автора, полностью согласна с его взглядом на происходящее в области культуры. Я молодые годы прожила в СССР и большая часть людей была тогда нравственно здоровой. Детей еще удалось уберечь от развращенности, а вот за внуков душа болит и уберечь их от нравственной грязи трудно, но после прочтения статьи появилась надежда - не все еще потеряно, еще есть люди видящие и говорящие, что грязь - это грязь, а не искусство для продвинутого общества.
Игорь Б 05/12/2016 в 02:45:55
Я жил в советском союзе, читал атеистические брошюры, в мои уши закладывались устои коммунизма, социализма, равенства, справедливости, говорили, что я произошёл от обезьяны, в кинофильмах показывали честность искренность, справедливость. Вроде это и хорошо, что так было, что вырастало поколение не порченых людей, но вдруг, в одночасье все рухнуло, везде открылись видеосалоны с разными фильмами, журналы, книги, шмотки, путаны. А посмотрите, какие все стали бандитами, даже меня немного зацепило, и был общий крик: да здравствует свобода, свобода во всем и в искусстве тоже. И вот мы имеем что имеем. 
В 1991 году к нам на производство заходил священник читал нам лекцию, в конце я ему задал вопрос: если бы советский союз отказался от идеологии ленинизма, а принял идеологию православия, но при этом всю культуру и экономику оставил прежней, могло это бы существовать в рамках нормального государства? Священник согласился с такой вероятностью.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 04/12/2016 в 19:59:31
"Тогда сказал Иисус... если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоан.8:31,32).
"Иисус отвечал ...: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" (Иоан.8:34).

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Об общем благе и личной свободе Православный журнал Благодатный огонь
Об общем благе и личной свободе
4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

18.08.2017
Николай Стариков

Болеть за своих

16.08.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протестантизм в Православии

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

14.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Умеем ли мы молиться Богу?

8.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.08.2017
Рассказы матушки Силуаны

31.07.2017
Священномученик протоиерей Михаил Чельцов (†1931)

Протоиерей Михаил Чельцов: «Не переменять, а растолковывать...»

4.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Старая звезда

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

19.07.2017
«Бегайте блудодеяния»

17.07.2017
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

 

НОВОСТИ

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви