Богородица

Актуальные статьи

Седовласая старость – украшение нашей Церкви

14.02.2024

 

«Дряхлая седина, соединенная с окрыленной верой, служит украшением церкви, и этому особенно радуется церковь»

Святитель Иоанн Златоуст

 

Мне кажется совершенно ошибочным чествовать праздник Сретения Господня, как сейчас принято, «Днем православной молодёжи». Ибо это воистину день православного старчества. Ведь именно праведные старцы – Симеон и Анна – встречают и принимают в этот день в Иерусалимском храме, как бы от лица всей Ветхозаветной Церкви, Небесного Старца – Богомладенца Христа. И хотя их телесные очи видят сорокадневного Младенца, но их духовное око зрит «Ветхого деньми», т.е. Самого Вечного Бога («Сказание о Сретении Господнем» свят. Димитрия Ростовского). Эта встреча закономерна. Она запечатлела образ всего Ветхого Завета, как образ праведной старости. Не случайно в Моисеевом Законе почитание старчества напрямую связано с почитанием Самого Бога: «Пред лицéм седáго востáни и почти́ лицé стáрчо, и да убои́шися Гóспода Бóга твоегó: Аз Госпóдь Бóг вáш» (Лев. 19:32), а премудрый царь Соломон говорит: «Венец славы – седина, которая находится на пути правды» (Прит. 16:31). И действительно, только старость Ветхозаветной Церкви более всего оказалась плодоносной и способной дать Богу тот дар чистоты и целомудрия, без которого не могло бы совершиться Боговоплощение и наше с вами спасение. «Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь», – пророчествует царь Давид (Пс. 91:13-16). Такие праведные старцы и старицы, как Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, сподобились в своих чадах принести истинный плод своей праведности и веры, свободный от плотских страстей и устремленный к вечности. Из их чресел произошли святой патриарх Исаак, «больший из рожденных женами» святой Иоанн Предтеча и, наконец, Тот Чистейший Сосуд, вместивший в Своем чреве Самого Бога – Пресвятая Богородица.

Но и в Новозаветной Церкви старчество не утеряло своей роли, а напротив, расцвело. У нас сейчас часто сетуют, что в храмы мало ходит молодежи. Мол, у Церкви, в которой мало молодых прихожан, нет будущего. При этом нередко ссылаются, как на положительный пример, на успешную «молодежную политику» протестантских «церквей». На мой взгляд, такие рассуждения лживы. Во-первых, как можно ставить в пример Истинной Церкви беззаконные сборища? Дьявол всегда пытается прельстить, но разве подобает истинным служителям Божиим пользоваться дьявольскими уловками? А во-вторых, мне кажется, что как раз то, что наша Церковь по преимуществу является Церковью стариц и старцев, само по себе свидетельствует о Её истинности и святости (я здесь имею ввиду подлинное старчество, к которому должен стремиться на склоне своих лет всякий христианин, а не тот старческий маразм, в который впадают люди, укорененные годами в своих похотях и страстях). Молодость всегда приземлена и непостоянна, всегда в плену увлечений и бурлящих страстей, она как трость, колеблемая ветром. «Юность сама по себе слаба и удобопреклонна к злу», – говорит святитель Иоанн Златоуст, а в другом месте он раскрывает свою мысль следующей характеристикой юношества:

«Юность, бессмысленная, надеющаяся на долгую жизнь; юность, мятежная сердцем, заботящаяся только об удовольствиях; юность, часто и во многом погрешающая, злоугождающая плоти; юность, вводимая лестию в обман, грязь, несчастная, трава легко увядающая, колос легко сокрушимый; юность, сон легко предающийся забвению, тень беспредметная; юность, неверующий в Бога возраст, ленивое сердце, надменный взор, светильник легко погашаемый; юность, волнение крови, друг нечистоты; юность, необузданный конь, способный на всякое губительство».

Напротив, седовласая старость уже живет не земным, а небесным. Она уже знает цену «земным радостям», а немощи и пережитые скорби не позволяют ей уповать на собственные силы, но только на Божью помощь. В своём непрестанном ожидании встречи с Творцом старость более соответствует Церкви, будучи столпом и утверждением истинных ценностей жизни и смерти.

Блаженный Феодорит Кирский пишет:

«Мы состаревшагося называем совершенным, а юнаго – несовершенным. Посему и Пророк старостию означил будущее совершенство, в котором возрастет во много крат умноженный плод правды, и для всех явною соделается Божия правда».

Не случайно с древнейших времён именно старцы были руководителями христиан в духовной жизни. Эсхатологическое значение старчества запечатлено в Откровении апостола Иоанна Богослова, где угодники Божии Ветхозаветной и Новозаветной Церкви представлены в образе двадцати четырех старцев, сидящих на престолах вокруг Престола Божьего (Откр. 4:4). И до сих пор Церковь своих служителей, несмотря порой на их молодость, в силу их священства, нарекает при рукоположении «пресвитерами», т.е. старцами.

Консерватизм Православия – это тоже печать старчества, а проявления модернизма – это искусственная попытка омолодить нашу Церковь. Вместо того, чтобы приучать молодых людей подражать святым старцам, мы угождаем прихотям молодых. Но привлекает ли последнее на самом деле молодежь? Скандальные переходы русских молодых людей в ислам не являются ли следствием попытки отказа от консерватизма, особенно в работе с молодежью? Мы тут завлекаем юношей и девушек всеми правдами и неправдами в храм Божий: переводим язык богослужения, сокращаем службы, устраиваем «миссионерские литургии» и рок-концерты, катаемся на байках и играем в футбол, снисходительно относимся к откровенно блудному внешнему виду наших современных «прихожан» и с сарказмом говорим о длинных юбках и бородах (мол, это не важно), пытаемся примирить веру с наукой и философией, называя Жития Святых благочестивой ложью, боремся со средневековыми пережитками в Православии монархизмом и империализмом, говорим о гуманизме и преимущественном пацифизме нашей веры – и все это ради желания соответствовать современности в глазах современной публики. Но нынешнее поколение русских мальчиков и девочек бросают высшее образование, философию и науку, и обращаются не к прогибающимся под современный мир православию, а к нарочито противопоставляющему себя современной цивилизации исламу, с его крайним иррационализмом и примитивизмом, отсутствием гуманизма и пацифизма. Эти вчерашние дети православных закутываются в платки и подчеркнуто носят в повседневности бороды и одежду напоминающую подрясники, молятся на совершенно непонятном языке и с трепетом и точностью стремятся совершать обряды, а вместо Третьего Рима идут сражаться за халифат. Мусульмане не заморачиваются молодежной и социальной политикой своей религии, а просто напоказ неукоснительно и строго соблюдают традиции и обряды своей веры (ведь внутренне содержание у них действительно хромает на две ноги). Самое интересное, что многие эти традиции они переняли у нас, но мы все это посчитали мало значащим, устаревшим и препятствующим приходу в храм молодежи. Если считать, что консерватизм может отпугнуть молодежь, то следует посмотреть на переполненные молодыми людьми мечети или храмы так называемых старообрядцев. И если мы хотим действительно, а не мнимо, омолодить нашу Церковь, мы должны свято блюсти Священное Предание, в том числе и обрядово-внешнее, как самое дорогое наследие святых старцев. Ибо только Бог молитвами святых наших отцов способен преобразить верой буйное юношеское сердце.

Опираясь на опыт истории христианства, можно с уверенностью сказать, что только старчество было, есть и будет оплотом Православия. Поэтому седина наших прихожан не позор, которого надо стыдиться, а подлинное украшение нашей Церкви, а скудость в ней молодежи, воспитанной в традициях «поколения пепси» – свидетельство того, что здесь нет ничего временного и сиюминутного, а только вечное и небесное.


 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Дмитрий Г. 20.02.2022 в 21:35:09

Действительно, а почему на 15 февраля назначен день православной молодёжи? Почему не день православного ребёнка, к примеру? Последнее лучше бы соответствовало тому возрасту Богомладенца Христа, в котором Он предстаёт в Евангельской истории этого дня. Еще накануне, 14 февраля, празднуется день святого Валентина. Так может стремлением обуздать волну празднования дня страстной влюблённости объясняется введение дня молодёжи? Как бы в противовес устраивают свои "православные" Сретенские балы (хорошо, что хотя бы не Страстные балы, по случаю окончания Великого поста), занимаются увеселительной благотворительностью (против последнего выступал свщмч. Иларион (Троицкий)). 

Ну, и наконец, ещё хотелось бы напомнить, если кого смущают старушки и старички в Церкви, что после всеобщего воскресения они снова будут молоды: "обновится яко орля юность твоя" (Пс. 102).

Дмитрий 15.02.2021 в 23:08:55

Сергей Вяз: ***Церковь не имеет возраста она вечно юна и вечно мудра.***
Пусть так, стало быть можно сказать - "Христос не имеет возраста - вечно юн и вечно мудр". Точнее - "Бог не имеет возраста - вечно юн и вечно мудр".
Уважаемый Сергей Вяз. Вы случайно не ошиблись адресом, эта "премудрость" не нашего "двора", не православного. "В Бхагавадгите Господь Криша говорит: "...Бог вечно юн. Он удивительно поэтичен и безконечно мудр, радостен и свободен".
P.S. Чего только нынче в Церковь не тащат - политика "открытого православия" однако, читай - "проходного двора".

Владимир 15.02.2021 в 11:00:24

Поздравляю редакцию сайта «Благодатный Огонь» и всех православных христиан с двунадесятым праздником - Сретение Господне! Всем - милости Божией.

Владимир 15.02.2021 в 10:53:41

***Мне кажется совершенно ошибочным чествовать праздник Сретения Господня, как сейчас принято, «Днем православной молодёжи»***
Согласен! Есть же светлый двунадесятый праздник Сретение Господне, этого мало? Для духовенства всех поместных православных церквей мира, этого оказалось мало, и они приплюсовали ещё один праздник. Со временем День православной молодёжи будет на устах у христиан, а Сретение Господне обретёт второй план, когда-то и вовсе его не вспомнят. В точности происходит, когда празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и когда празднуется двунадесятый праздник Преображения Господня, христиане УЖЕ давно говорят ТОЛЬКО о яблочном и медовом спасе, ибо сами многие священники не только говорят так, но и пишут слово - "спас" с большой буквы. Не бывает ни яблочного, ни медового, ни каких других фруктовых спасов, есть освящение мёда, яблок, фруктов. Это оскорбление Господа Иисуса Христа! Истинная - беда из бед в том, что на совещании, иерархи, представлявшие все поместные православные Церкви утвердили этот праздник в день празднования двунадесятого праздника - Сретение Господне. Дьявол на то и дьявол - лукавый - гений из гениев, как говорит свят. Игнатий? По логике, то, что сегодня творится в православном мире, в котором есть простые ученики, а есть духовные учителя, которых Бог поставил быть учителями - последствия должны быть просто ужасными.

Сергей Вяз 15.02.2021 в 07:38:15

Согласен с о. Алексием. Особенно в том, что "мы должны свято блюсти Священное Предание, в том числе и обрядово-внешнее, как самое дорогое наследие святых старцев". Только вот наш "консерватизм" проявляется чаще в нудном сетовании по поводу любых внешних движений - тупиковый путь в старческий маразм, который точно не следует консервировать. В 2006 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил, что «Святая Церковь обращает свою материнскую заботу к людям всех возрастов. Но сегодня, в переломную историческую эпоху, когда от молодого поколения зависит путь нашего Отечества в XXI веке, Русская Православная Церковь призвана явить миру свое юное лицо. Пастыри и миряне должны стараться раскрыть перед молодыми людьми радость духовной жизни во Христе, красоту христианских человеческих отношений, создать притягательный для юных душ образ Церкви».
Церковь не имеет возраста, она вечно юна и вечно мудра.

Сергей Вяз 15.02.2021 в 07:18:23

День православной молодёжи – международный праздник, официально утверждённый в 1992 году на XIV ассамблее глав всех поместных православных церквей и отмечается в день Сретения Господня 15 февраля. Фактически, этот праздник появился благодаря международной молодёжной организации «Синдесмос», основанной в 1953 году во Франции. Корни парижские, но утвердили же на уровне глав церквей без малого 30 лет назад...

Евгений 14.02.2021 в 19:07:28

Прав, кончно же, автор статьи. Но тренд продолжается. Открылся ещё один кладязь "праздников". Вот недавно прошёл Всемирный день больного и он освещался на сайте Православие.ру, и в мероприятиях по случаю этого дня участвовали священники. Ведь гениальная мысль! Сколько состояний у человека только за один день может быть и по каждому случаю - праздник!
Надо хорошенько подумать, как освоить миссионерски этот посыл! Куда об этом написать, в межсоборное присутствие? Ну а здравый смысл, по завету Кураева, пока поцелуем и поставим на полку, пусть отдохнёт.

Дмитрий 14.02.2021 в 16:50:03

"День православной молодежи" придумал Кураев.
Ольга.
Какова бы ни была отрицательная сторона дела, в отрицание ли "дня валентина " или еще чего, но вот содержательная вызывает приступ рвоты, особенно в свете последних гнусных "комплиментов" Кураева в адрес Церкви. Святой и Праведный Иосиф был весьма преклонного возраста, но вот Богородице на тот момент исполнилось 15 лет. Встреча Ветхого и Нового Завета никак не может носить "символический характер", тогда и встреча человека с Богом возможна только как "символическая" - призрачная. Это безусловно протестантский взгляд на вещи. Однако и то и другое - действительные факты действительной истории и в этот день ВОПЛОТИВШИЙСЯ СЫН БОЖИЙ, ЦАРСКИЙ НАСЛЕДНИК, ВСТУПАЕТ ВИДИМО, ФАКТИЧЕСКИ, не "символически", в СВОИ ЗЕМНЫЕ ПРАВА, но многие ли пришли поклониться "пеленочнику"?

Марина 14.02.2021 в 16:40:02

Вода камень точит. Это выражение знают все. Лучше попытаться хоть что то сделать, чем молча наблюдать за тем как молодежь катится вниз! Пусть пока и не прижился праздник "День молодежи", но это чистый ручеек в луже. Хотя бы какое то сопротивление!

Станислав 15.02.2019 в 07:23:20

Сегодня узнал из статьи, что есть такой праздник - "День православной молодежи". Тогда можно ввести и другие праздники в честь православных ученых, воинов, инженеров, крестьян и .т.д.. Дата праздника совпадает с, так называемым, "Днем Святого Валентина". И смешно видеть, как грубо, топорно борется Православие с этим модным поветрием. И молодежь, которая пока вне церкви, видит это и тем более из-за протеста не пойдет в храм.
Верная статья - нельзя заигрывать с молодежью, обращая веру в игру и уводя ее от истины.

Роман 13.02.2019 в 20:10:44

Даже с точки зрения человеческой логики, человек в преклонном возрасте умудренный жизненным опытом с сединою у весках, только он может дать совет молодому, тем более у нас в стране объявили, что старики на пять лет помолодели. Посмотрите сколько молодых необстрелянных гибло на полях Великой отечественной особенно там, где в отряде не было опытного старослужащего.

Татьяна Д 22.02.2017 в 17:50:23

Статья замечательная! Превращение храма из места БОГОСЛУЖЕНИЯ в молодежный клуб произошло на моих глазах. Это один из московских храмов. И возразить аргументированно сложно. А еще там во время литургии ВСЕ поют. Такое общее пение было запрещено на одном из Соборов. Спасибо за статью!

Вера 18.02.2017 в 23:47:53

Спаси Христос, о. Алексий за статью, не встречала таких ясных, расставляющих ВСЕ по СВОИМ местам статей, в отношении молодежи сегодня. Преподаю в воскресной школе более 15 лет, в самом начале, как и свойственно начинающему педагогу, "гонялась " за "новаторством" и как правило, до конца учебного года оставалось 60-50% воспитанников. Но слава Богу духовник оказался похожим во взглядах на Вас и доходчиво пояснил, что дает это самое "новаторство". Сегодня школа - это пчелиный улий. Любимые уроки - церковнославянский язык, Катехизис, девочки сами избрали форменную одежду - длинные платья ( это как пример). Слава Богу за ВСЕ!

Ольга 16.02.2017 в 12:26:44

Идея проведения "Дня православной молодежи" в праздник Сретения лишь в том, чтобы отреагировать на день валентина. Это не правильно и не полезно!

Владимир Юрганов 16.02.2017 в 10:36:18

У нас в приходе было много молодежи (там окормлялся большой фольклорный ансамбль). Я ходил туда несколько лет. Молодежь обзавелась детьми, и детей к причастию приводили десятки. И иные дети подрастали и выходили замуж (это заметнее чем женились, т.к. девочки пели на клиросе). Никакого конфликта с пожилыми не было. Вместе организовали фольклорные праздники. Батюшку отправили за штат по неведомым мне причинам. Новый настоятель оставил все как есть. Сменили и его. А уж новый-новый выгнал клирошан, привел своих клириков и своих прихожан. Убрал иконы, которые были, заменил другими. С тех пор больше туда не хожу. Подозреваю, что там как раз молодых не сильно любят. Хаживал в другой приход - там волком глядят на "чужих", вплоть до того, что исповедуют/причащают через губу. Тоже не захочешь лишний раз зайти. Вот и поедь куда-нибудь, придешь исповедаться, а тебя на порог не пустят - "чужой"...

Марина 16.02.2017 в 09:57:46

"Консерватизм Православия – это тоже печать старчества, а проявления модернизма – это искусственная попытка омолодить нашу Церковь. Вместо того, чтобы приучать молодых людей подражать святым старцам, мы угождаем прихотям молодых".
Идея проведения "Дня православной молодежи" в праздник Сретения правильная, полезная по замыслу. Но так как мы все поголовно немного "прельщены", то где-то это принимает уродливые формы. Наблюдая бурную приходскую жизнь в нашем храме, у меня появляются мысли о том, что если у меня появится время, все-таки я не буду участвовать в приходских мероприятиях своего храма. Все наши активные прихожане немного похожи на сектантов. Это проявляется в подобострастном отношении к настоятелю, лихорадочному блеску в глазах, отсутствию самостоятельного мышления, суета и беготня во время богослужений, желание петь всегда и везде и многие другие характерные для сектантов черты поведения. Слава Богу, настоятель и батюшки у нас не сторонники идей реформации Церкви. А ведь попадись наши приходские активисты под окормление о. Антония Шугалея, то плясали бы они половчее верующих Ильинского храма г. Апрелевки.

Агапит 15.02.2017 в 14:18:54

Ярослав 15/02/2017 в 10:17:40
@Упор на молодежь значит упор на мирской успех.@
Да, только дело за малым - включили - не работает, хотели как лучше - получилось как всегда...
Сегодня за Литургией прочли Послание патриарха Кирилла к молодёжи. Видать, старею, ничего не понял...:)
Со св. Праздником всех!

Ярослав 15.02.2017 в 10:17:40

Упор на молодежь значит упор на мирской успех. Известность, слава, почет, деньги. У старых людей нет возможности сделать церковную организацию процветающей в материальном плане.

Владимир Юрганов 15.02.2017 в 06:26:04

Не в том дело, кто главнее, а кто ниже: молодежь или старцы. Важно другое - их стали противопоставлять другу другу и там самым натравливать друг на друга. А по уму каждый должен занимать свое место в иерархии. Именно тогда и будет незыблемый порядок.

Владимир Юрганов 15.02.2017 в 06:23:07

А в Новосибирске проходит "молодежный крестный ход". где впереди батюшки в облачении с иконами ступают, а сзади - молодежь с шариками. Ну просто как баптисты. И православные активисты ещё и гордятся проведением этого "мероприятия" на день Петра и Февронии. А на критику говорят: Мы должны показать прочим, что мы такие же люди как они, а не фанатики.

Роман 14.02.2017 в 23:09:54

Не хочу приводить цитаты из святых отцов, ибо их великое множество, но скажу с вашего позволения своим языком. Раньше даже в мою бытность, молодёжь считалась отроками, и поперек батьки никто и вякнуть не мог, и это было вполне естественным на протяжении десятков тысяч лет. Но в последнее время решили сделать революцию, и цыплёнок стал главнее петуха, про курицу не говорим. Можно не смотреть на другие страны, достаточно событий в нашей отчизне, это майдан, да майдан, молодёжь, правый сектор, десятки убитых замученных мирных жителей. Ну, наконец, вы все кто не понимает, да обратитесь вы к пророчествам нашего Господа Иисуса Христа, который предупреждал о последних временах, «И восстанут дети на родителей, и умертвят их (Мф.10:21,22). Я уж не говорю про ювеналов как узаконенный апогей этого пророчества, но я вижу на примере своей семьи; моя дочь учится в православной школе, казалось бы, все хорошо, но воздействие мира через интернет, кино, сверстники, мода и прочее, не раз я слышу от нее (помолчи я лучше тебя знаю) и духовно она пытается умертвить меня, слава Богу, я в это подкован и быстро становлю ее на место. Но сколько семей с простыми не сведущими родителями, сколько трагедий, сколько той родительского умерщвления происходит. Вопрос что делать, хочется сказать поздно, пора сваливать, но нет, есть молитва, есть прошения к Богу, ибо, что не может человек то может Бог. Ну а те, кто продвигает идеи равенства молодежи со старшими, те просто иуды против истины, немедленно везде и всегда изобличать их, и тогда у нас будет шанс еще выиграть время для спасения.

Ольга 14.02.2017 в 19:03:10

Спасибо за статью. Давно хотелось об этом. "День православной молодежи" придумал Кураев, когда митрополит Александр был главным по делам молодежи.

Виктор П. 14.02.2017 в 18:19:09

Ирине Фр.
Ну как-то так, да (( Последнее (про паломничество) - безобразие вопиющее просто. Всё с ног на голову.

Ирина Фр. 14.02.2017 в 16:21:19

Виктору П. 14/02/2017 в 15:29:33
///Кстати, реально достали своей "молодежью"///
Это глобализация. Одна из ее примет. Начиналось все это еще в перестройку, с помощью всесоюзного просмотра фильма "Легко ли быть молодым?", из которого следовало, что все хорошие места заняты старперами, которых давно надо бы в утиль. Как видим, церковное руководство никак не в арьергарде по установлению Нового Мирового Порядка. У нас в храме "молодежь" ездит в паломничества безплатно. А "старперы" - за свои кровные, пенсионные.

Виктор П. 14.02.2017 в 15:29:33

Кстати, реально достали своей "молодежью". Везде, где можно, суют, очень назойливо. Какие-то тусовки создают постоянно - смешно смотреть на самоуверенных и самовлюбленных малолеток, которые периодически еще и поучают. Статья верная.

Агапит 14.02.2017 в 14:26:00

@Мне кажется совершенно ошибочным чествовать праздник Сретения Господня, как сейчас принято, «Днем православной молодёжи».@
1. Можно ли придумать ещё что-то более пошлое? Уж в чём, а в уме и образованности выпускнику Гнесинки, слушателю Консерватории и Оксфорда, руководителю общецерковной Аспирантуры митр. Илариону (Алфееву) не откажешь. Если он курирует неообновленческий проект в нашей Церкви, то почему всё так пОшло? Напрашивается единственный ответ: потому что бездуховно, как бездуховны любые искусственные модернистские потуги.
2. Согласен с о. Мироном насчёт тяги европейской (и частично нашей) молодёжи к исламской культуре и по-настоящему традиционным ценностям, так тщательно разрушаемым русофобскими СМИ уже 30 лет кряду. (Вспомнился мне фильм "Маленькая Вера", вышедший при Горбачеве. После на экраны советских кинотеатров вышли откровенно порнографические "Калигула" и "Империя чувств."...)

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс