Богородица

Актуальные статьи

Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

11.03.2023

 


    Прихожанка. Скажите, в какой день и во сколько у вас будет служиться пассия?

    Пресвитер. В нашем храме пассии не совершаются.

    Прихожанка. Как?! Совсем?

    Пресвитер. А почему они должны совершаться?

    Прихожанка. Но ведь Великий пост идет.

    Пресвитер. Да, я знаю.

    Прихожанка. А разве пассии не должны совершаться Великим постом?

    Пресвитер. Они вообще не должны совершаться в нашем богослужении, тем более Великим постом.

    Прихожанка. Вот это новость! А почему?

    Пресвитер. Потому что нет указаний на ее существование в Уставе Православной Церкви.

    Прихожанка. А откуда же эта служба появилась?

    Пресвитер. Чинопоследование этого «богослужения» составил в середине XVII века Киевский митрополит Петр (Могила).

    Прихожанка. А кто это? Вы уже не раз его имя упоминали и в не очень выгодном свете.

    Пресвитер. Это автор «Исповедания православной веры», составленного по латинским книгам и схемам[1], а также знаменитого и очень популярного у нас Большого Требника (Евхологиона), в котором отдельные чины и последования сопровождаются пояснительными статьями, взятыми из римского «Ритуала» папы Павла V-го. Из одного этого уже видно, что он достаточно свободно обращался с латинскими книгами, и, что всего печальней для нас, «то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее предание»[2].

    Прихожанка. Значит, и пассия – это латинский обряд?

    Пресвитер. Несомненно. В этом можно убедиться, узнав не только о его происхождении, но и из самого духа, который он в себе заключает.

    Прихожанка. А мы можем это сделать сейчас?

    Пресвитер. Давайте попробуем. Как вы знаете, пассии совершаются 4 раза в год: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста, хотя существует практика совершения их в другие дни недели: среду или пятницу. В переводе с латинского passio означает страсть, страдание. И как ясно из самого названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются повествования об этом по очереди из каждого Евангелия. Поются песнопения из богослужения Великой пятницы. А в самом конце произносится проповедь с поучением об Искуплении.

    Прихожанка. А акафист?

    Пресвитер. Позже ко всему перечисленному добавили еще и пение акафиста Страстям Господним. Но в раннем чине его не было. Первоначально пассии были распространены только в южных областях России, и лишь к XX веку их стали совершать в нашей Церкви повсеместно.

    Прихожанка. То есть до XX века у нас пассии не совершались?

    Пресвитер. Представьте себе. И никто из известных мне святых на эту тему даже не рассуждал, если не считать св. Афанасия, ограничившегося высказыванием, что заимствованные от латинян пассии не вполне соответствуют духу православного Церковного Устава[3].

    Прихожанка. А что в них плохого? Ведь служение пассий помогает нам достичь конечной цели Великого поста – сораспятия со Христом – и лучше подготовиться к празднику Пасхи!

    Пресвитер. Это Вы сами придумали или кто-то подсказал?

    Прихожанка. Это я усвоила из проповедей на пассии.

    Пресвитер. Я так и думал. Но боюсь, что Вы и те, кто Вам это говорил, глубоко заблуждаетесь.

    Прихожанка. Поясните.

    Пресвитер. Во-первых, давайте поговорим о сораспятии. Насколько я понимаю, употребляя этот термин, Вы имеете в виду некое чувство к страдающему Христу. Правильно?

    Прихожанка. Не некое, а конкретное чувство сострадания. Вся обстановка на пассии располагает к тому, чтобы живо поскорбеть о человеческой неправде и об ужасных мучениях Христа. Этим мне пассии и нравятся.

    Пресвитер. А Вас не настораживает тот факт, что сораспинаться со Христом, сопереживая Его крестную муку, есть едва ли не самое существенное в западной аскетической практике подражания Христу и что основной «добродетелью» католических святых является «компассио», т.е. сомучение со Христом, выражаемое поглощением Его внешним страдальческим видом, вплоть до стигматизации?

    Прихожанка. А что такое стигматизация?

    Пресвитер. Стигматизация – это как бы овеществленное сострадание Христу. Стигматы в буквальном переводе с греческого языка означают укол, клеймо. Стигматами называют постоянно кровоточащие язвы, являющиеся на теле подвижников в местах крестных страданий Иисуса Христа, т.е. на голове, груди, ладонях и ступнях. Эти раны, как считают специалисты, появляются тогда, когда сознательная жизнь целиком поглощается каким-нибудь ярким образом, сопровождаемым мощным мысленным внушением, стремящимся перенести страдания воображаемого образа в физические ощущения тела[4]. По утверждению св. Игнатия Брянчанинова, старания западных подвижников и сводятся в основном к тому, чтобы «оживить чувства, кровь и воображение»[5]. Особенно любят они это делать при воспоминании о земных страданиях Христа. Первый стигматик, Франциск Азисский[6], по свидетельству жизнеописателей, «опьяненный любовью и состраданием ко Христу, иногда поднимал кусок дерева с земли и, взяв его в левую руку, правою водил по нему на манер смычка по скрипке, припевая французскую песнь о Господе Иисусе Христе», которая оканчивалась слезами жалости о страданиях Христа и усиленными вздохами[7]. Он же первый и стал утверждать, что степень святости определяется степенью страданий при виде распятого Христа[8].

    Прихожанка. Я этого не знала, хотя что-то отдаленное об этом и слышала.

    Пресвитер. К той же цели стремится и автор фильма «Страсти Христовы».

    Прихожанка. А что, этот фильм плохой?

    Пресвитер. Вопрос некорректный, потому что понятия «плохой» или «хороший» есть понятия относительные. Помните шутку: что русскому хорошо, то немцу смерть. Что полезно одному, другому может оказаться неполезным. В каких-то случаях и яд может оказаться полезным... Но то, что фильм этот сделан в лучших традициях католической духовности, нет никаких сомнений.

    Прихожанка. Ну, не знаю, мне фильм понравился, и не мне одной...

    Пресвитер. А Вам не показалось, что он чрезмерно натурален, местами жесток к зрителю?

    Прихожанка. Да, я согласна, что для имеющих, например, слабую нервную систему этот фильм может оказаться пагубным. Но в целом же фильм потрясающий!

    Пресвитер. Вот Вы и ответили на свой вопрос. Этот фильм – потрясающий нервную систему. Но причем здесь духовная жизнь? На этот счет, мне помнится, есть интересное письмо св. Игнатия. Сейчас поищу... А вот оно. Смотрите, здесь и характеристика обсуждаемого нами фильма и рекомендация отношения к нему: «Не читай (в нашем случае, не смотри) никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною; они могут завлечь в пропасть – и завлекают туда многих. Упоминаемое тобою “действие”, произведенное в тебе чтением Писания (просмотром фильма) – какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя (как ужасно больно было Спасителю в это время и какие нечеловеческие муки Он вынес ради нас), было “кровяное”. Пойми: потрясены были нервы. Таковые действия отвергаются в духовном подвиге, называются “прелестными”, т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему, потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до которого дойдено напряжением воображения и чувствительности»[9]. Хорошо ли это? По его словам, очень нехорошо, ибо создает почву к самообольщению. Чтобы этого не случилось, «должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв»[10].

    Прихожанка. А что же тогда имеет в виду св. ап. Павел, когда говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос»? (Гал.2:19-20)

    Пресвитер. Совсем не то, что имеют в виду католики и им сочувствующие. Сораспинаться Христу надо не желанием вжиться в Его состояние и ощутить мысленно или чувственно то, что ощущал Он при Своем распятии, а умерщвлением страстей. В сораспятии Христу ветхий наш человек распинается с Ним в купели крещения, освобождаясь от грехов (Рим.6:3-7), так что человек перестает делать неугодное Богу.

    Прихожанка. Спасибо за разъяснение.

 

 


[1] При составлении его он пользовался «Римским Катехизисом» и «Суммой» (большим Катехизисом) Петра Канизия, а также малым Катехизисом П. Сото и другими сочинениями.

[2] Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Минск. 2006. С. 48.

[3] Св. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших. Примечание № 141.

[4] Ж. Дюма // Ладыженский М.В. Свет Незримый. – М., 1998. С. 186–187.

[5] Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 163 (255, 32). С. 322.

[6] Годы жизни: 1182–1226 г.

[7] См.: Ладыженский М.В. Свет незримый. С. 199.

[8] См.: Цветочки святого Франциска Ассизского. Гл. 44. – М., 1990.

[9] Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 158. С. 286.

[10] Там же. С. 286.

 

Публикуется в сокращении.

Источник.


От редакции БО: Полностью соглашаясь с мнением автора статьи о недопустимости чина пассии в православном богослужении, полагаем уместным заявить, что мы считаем «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», подписанное Константинопольским Собором с участием всех православных патриархов в 1645 году, одним из чистейших источников православного вероучения. Редакция полностью разделяет отношение к «Православному исповеданию», выраженное прп. Амвросием Оптинским: «Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу “Православное Исповедание” Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время». Поэтому текст «Православного исповедания» помещен на «Книжной полке БО»: http://www.blagogon.ru/biblio/587/.


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Игорь 17.03.2023 в 05:43:24

Вся католическая ересь основана на дьявольской прелести, ибо не защищена благодатью истины, а значит, отвергнута Богом. Пассия пришла к нам от еретического запада, а значит, по сути, оскверняет наши храмы, хотя внешне все выглядит благолепно и правдиво. Очищение нашей церкви грядет через наступающие скорби и по видимому другого выхода нету.

Дмитрий 29.03.2021 в 18:12:34

Пассию, кажется, необходимо рассматривать в Свете Воскресения Христова или не рассматривать вовсе. Пассия безусловно чуждый нам ДУХОВНЫЙ опыт, хотя бы потому что Пассия есть прославление Смертных Мук Спасителя, но дальше этого "прославления", к тому же слащавого до отвращения, не простирается, а Воскресение? Смертепоклонники какие-то, право слово. Поэтому в католичестве главный праздник - Рождество Христово, как и у протестантов, которые свели, в итоге, все христианство к воспоминанию о нем - сели, побренчали на гитаре, попели, помянули "добрым словом" и пошли - "жить поживать да добра наживать", поелику вместо нас САМ Господь отстрадал. Избранные. Амен.

Дмитрий 29.03.2021 в 17:35:39

Иван.
Украинские униаты это не Церковь, но преступная организация, поскольку является неотъемлемой частью СС, правда "туземного разлива". Чтобы их сформировать галичан причислили к арийским народам специальным указом от 1943 года, где "стопроцентный украинец" -  это галичанин "грекокатолического вероисповедания" - "сверхчеловек" на все Карпаты и не только. Кадинал Слипый - военный преступник. Это у него брали "благословление", "на труды", Сахаров с Боннэр, а нынешнего папу воспитывал бывший капеллан дивизии СС "Галиция". Собором спасли людей, поскольку он состоялся ДО завершения трудов Нюренбергского Трибунала и опубликования Заключительного Акта. Обоим событиям нынче 75 лет.

Александр 26.03.2021 в 13:36:29

Моя родственница долго пела в церковном хоре и однажды ей поставили диагноз онкология. Прошла операция, химиотерапия, радиотерапия и т.д. и ни священник и ни одна "сестра" не только не поинтересовались и даже не позвонили, вот и цена всей вашей болтовне!

Леонид 29.03.2019 в 09:41:16

15/07/2011] Дмитрий спрашивает:
Откуда взялось, сейчас такое распространенное мнение, что требник Петра Могилы прокатолический. Спрашивал у священника, один из доводов был, что там есть чин, при котором болящему священник дает испить воды со служебного копия, как с православной точки зрения объяснить этот чин?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий! Митрополит Петр Могила причислен Церковью к лику святых. Его Требник был перепечатан несколько лет тому назад в издании Подворья Троице-Сергиевой Лавры. Сомнение в православии Требника Петра Могилы – очередная уловка модернистов, которые хотят показать борцов с католицизмом чуть ли не проводниками католицизма, для того, чтобы незаметно проталкивать свои протестантско-рационалистические концепции в Церковь под видом очищенного и обновленного Православия. Молитва над больным, с благословением его копьем, имеется в современных требниках, а что касается освященной воды с копья, это местный обычай, имеющий фрагментальный характер.

Михаил Ершов 21.03.2018 в 21:13:27

Благодарю протоиерея Вадима Леонова за его статью о Литургии Преждеосвященных Даров http://www.blagogon.ru/biblio/885/

Наталья 19.03.2018 в 14:01:31

Я никогда за всю свою жизнь не видела служения пассии в церкви. С детства. И вдруг они появились в церквях прямо через одну. Сменила приход, с началом служения пассий на нем.
Когда-то мне пришлось поставить перед собой вопрос. Чем моя православная церковь отличается от свидетелей иеговы или от другой секты. Так вот - в том числе и сосредоточенной и глубокой молитвой, без вовлечения страстей, экстаза разгульных эмоций и прочих греховных допущений. Чрезмерные страдания и сострадания православному христианину считаю не полезными, а пассия их провоцирует, как и народное пение способствует появлению экстаза и неправомерного "возношения " молящихся, и многое другое, практикуемое сейчас в наших церквях.

Павел 05.03.2018 в 10:04:57

Принципиально не хожу на пассии.

Михаил Яблоков 03.03.2018 в 21:16:46

Нельзя служить Пассии! Великая Пятница одна единственная в году, и не надо ее тиражировать.

Феодор 02.04.2017 в 20:59:17

"Пресвитер. Это автор «Исповедания православной веры», составленного по латинским книгам и схемам, а также знаменитого и очень популярного у нас Большого Требника (Евхологиона) (???), в котором отдельные чины и последования сопровождаются пояснительными статьями, взятыми из римского «Ритуала» папы Павла V-го. Из одного этого уже видно, что он достаточно свободно обращался с латинскими книгами, и, что всего печальней для нас, «то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее предание»."
Очень полезная статья, что касается пассии, но крайне прискорбно то, что автором брошена тень на великого борца за Веру Православную на оккупированной католиками части русских земель.
Что касается Требника Петра Могилы, то в книге Таинства и обряды Православной церкви (Изд. Паломникъ, 2008 г.) в разделе виды требников и их содержание пишется следующее: «Требник митрополита Киевского Петра Могилы был составлен и издан им в 1646 году с целью дать юго-западному духовенству не только вновь обработанную официальную богослужебную книгу, очищенную от погрешностей и заблуждений, вкравшуюся в церковную обрядность малороссийских церквей под влиянием католичества, но и цельное всестороннее практическое руководство по всем случаям совершения частного богослужения. Петр Могила составил свой требник на основе греческих евхологиев и древнеславянских письменных источников. Однако в свой требник он включил некоторые чинопоследования с объяснительными замечаниями из римского требника 1615 года, редактированного ещё при папе Павле V в 1603 году. …Требник не получил повсеместного распространения и признания…».
Как видим данный, требник имел конкретного адресата – малороссийское духовенство, находившееся под сильным давлением католиков. Предполагаю, что Петр Могила включил в свой требник те второстепенные римские чинопоследования, которые уже вошли в обрядовую жизнь, и возможно полюбились народом, с целью искоренить из них всё католическое и придать им Православное содержание. Это хоть и не соответствует Уставу, но гораздо меньшее зло, чем раскол, которое в условиях вражеской духовной и физической оккупации грозил бы гибелью Православной Церкви в Малороссии. Последствия жёсткого исправления заблуждений в обрядовой сфере мы видим в реформах Патриарха Никона. Последствия церковного раскола дорого обошлись нашей Державе и до сих пор ещё не преодолены.
В заключение хочу добавить, что в церковной практике существуют следующие виды Требника: Большой, Малый, Дополнительный, Малый в двух частях, Требник в трёх частях (новый 1980-1984 гг.) и Требник Петра Могилы (малораспространённый). Евхологион – это греческий Требник, объединённый со Служебником в одну книгу. Большой Требник это переведенный ранее на славянский язык греческий Требник, дополненный Патриархом Иосафом I приложением Соборных постановлений и изданный им в 1651 году. Как видим Большой Требник, Требник Петра Могилы и Евхологион – это три разные книги! Почему автор статьи объединяет их в одну – непонятно. Но такая «неточность» порождает помысл сомнения: «Если автор путается в таких понятиях, то можно ли доверять статье в целом?».
Уважаемая редакция, в таких вещах нужно расставлять все точки над «i», иначе борясь с одними заблуждениями, будем порождать другие – ещё более вредные. Если я не прав поправьте, буду рад узнать правду.

Роман 02.04.2017 в 13:30:56

Традиционное понимание волка в овечьей шкуре в наше время устарело, Как пишет О.Н. Четверикова, в наше время разработаны весьма (успешные) технологии для трансформации личности человека в трансгуманистическое мышление. Ввиду этого, нам православным тяжело распознать того самого волка в овечьей шкуре. Единственное спасение - ничего не менять, не дополнять в конструкции нашего православного корабля, и идти проложенным, нашими святыми отцами восточной Церкви, курсом.

Дмитрий 31.03.2017 в 13:53:55

Присоединенных униатов в рясах было несколько тысяч. Православных священников, которые оставались на свободе на 1939 год, несколько сотен на весь Союз, включая митрополита Сергия, а еще к православной церкви присоединили обновленцев. Можно много разных благочестивых традиций принести с собой и разнести по всей стране среди этих "глупых ревнителей", кто там уследит.

Иван 30.03.2017 в 17:30:25

Что касается униатов и 1946 года. Вот отрывок из дневников священномученика Афанасия (Сахарова):
"На днях Е[гор] Е[горович] привез мне от епископа Исаии 2-й № журнала за текущий год. Там на 17-й странице — о воссоединении западно-украинских униатов. Весть об этом событии до меня дошла летом 46-го г. и весьма обрадовала меня. Но в августе того же года в Мариинской пересыльной тюрьме я встретился с униатскими митрополитом Львовским [Йосифом Слипым] и епископом Станиславовским [Григорием Хомишиным]. Где третий епископ, взятый вместе, они не знали, а четвертый умер в Киевской тюрьме, — на Украине всего и было 4 епископа. И моя радость рассеялась… Православной Церкви не нужны насильно присоединенные. Позднее я встретился с рядом украинских священников, некоторые, мне казалось, были близки к воссоединению, если бы не такою «любовию» воссоединяли. На «собор» во Львове 8–9 марта 46-го г. священники были привезены, причем их семьи не знали, куда их повезли. Только во Львове им самим объявили: будет собор. Или присоединяйтесь, или… И не стыдятся теперь ставить это «воссоединение» в заслугу и писать: «отторгнутое насилием воссоединено любовию». Ужасно. Ужасно… И многое другое в том же №. Чтение журнала произвело на меня такое впечатление, что на другой день пришлось пригласить врача, и меня теперь пичкают и порошками, и горькой микстурой." - http://predanie.ru/afanasiy-saharov-svyaschennoispovednik/

Дмитрий 30.03.2017 в 16:39:32

Митрополит Ювеналий:
"В Русской Православной Церкви в послевоенный период стало широко распространяться богослужение, посвященное Страстям Христовым, которое в церковной традиции именуется Пассией"
А куда делись священники-униаты с территорий, присоединенных к СССР в 1939 году?
"28 мая (1945 г.) была создана так называемая «Инициативная группа по воссоединению Грекокатолической церкви с Православной», во главе которой стал священник Гавриил Костельник." - Статья в Википедии.
А сколько оставалось священников РПЦ МП до присоединения (по Цыпину вроде бы около 150-250 приходов на весь Союз точных данных нет, но в Москве оставалось открытыми около 40 приходов). Обновленцев, также присоединенных к церкви в этот период, как мне кажется, не стоит противопоставлять униатам. Возможно это и есть основная причина широкого распространения Пассий, а также причина других явлений.

Василь 30.03.2017 в 01:09:15

БЛАГОЧИННЫМ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ
В Русской Православной Церкви в послевоенный период стало широко распространяться богослужение, посвященное Страстям Христовым, которое в церковной традиции именуется Пассией и включает в себя вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым, отрывка из Евангелия, повествующего о страдании Спасителя, и соответствующей проповеди. Цель совершения Пассии — в период Великого поста помочь верующим настроиться на духовный подвиг, а так же не ослаблять силы в прохождении говения, тем самым достойно подготавливаясь к встрече Великого дня Пасхи Господней — Светлого Христова Воскресения.
В настоящее время не все верующие имеют возможность посещать богослужения Страстной седмицы, когда день за днем вспоминаются великие события истории искупления рода человеческого. Тем самым, совершение Пассий, на которых в течении четырех воскресных вечеров прочитываются все евангельские свидетельства о крестном подвиге Господа нашего, могут быть полезны в духовной жизни христианина. В 2013 году Московской Патриархией было издано отдельное чинопоследование этого богослужения. Несмотря на все вышеперечисленное, к сожалению, некоторые пастыри по лености и нерадению игнорируют это богослужение, которое для духовной пользы хорошо было бы совершать.
+Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский
http://mepar.ru/documents/circulars/2014/03/17/6128/

Фотина 28.03.2017 в 23:06:46

Агапит пишет: "Травмировать людей", вот даже как! Где отмена аж до ран душевных доходит - не отменяйте. А другим уже одно название: Пассия - звучит не благоговейно и акафист [на обиходный распев!] в честь Страстей Христовых отвлекает, рассеивает ум. Страх Божий ослабевает. На нашем приходе не служат таких служб. Есть Крестопоклонная неделя и Стастная - мы идём за Спасителем на Голгофу, Церковь так учит и каждое слово церковных служб проникает в сердце. Пение же акафиста на Пассии, да на два клироса, о Страшных Страданиях Бога нашего - это может быть и дерзостью.
В пример Святых приводите? Они ВСЕГДА пред Богом и в Богомыслии и в распятии собственных страстей трудились, их смирение ограждало их от прелести, а я кто? Лучше держаться Устава Великого Поста, и будет несомненная ВСЕМ православным польза.

Агапит 27.03.2017 в 17:36:23

Андрей:
@Также можно отметить, что Пассия традиционно пользовалась широкой популярностью и не находила отторжения в народном благочестии.@
Вот именно по этой причине, а также с учетом того, что пишет по данной теме о. И. Мотыка, пока лучше всё оставить так, как оно есть. Не надо (по крайней мере сейчас) травмировать людей ни реформацией, ни контр-реформацией.

Протоиерей В. 27.03.2017 в 16:56:45

Андрею.
Прекрасный комментарий! Спаси Господь!

Андрей 27.03.2017 в 15:55:09

Духовный смысл Пассии в православном богослужении
В современной богослужебной традиции совершение Пассии сталкивается со многими противоречиями. До сих пор слышно много споров о том, можно или нельзя совершать эту службу. В качестве основного довода против приводится западное происхождение Пассии, и, как следствие этого, ее называют католическим нововведением.
Другой аргумент, высказываемый против совершения Пассии, это отсутствие упоминания о ней в Типиконе. Однако при более внимательном рассмотрении проблемы обоснованность этих претензий можно если не опровергнуть, то, по крайней мере, подвергнуть сомнению. Вопрос об отсутствии этой службы в Типиконе нужно рассматривать с позиции изменяемости православного богослужения. Устав не допускает вольностей в чинопоследовании основных частей богослужения. Однако со временем происходят изменения в последованиях второстепенных. Причин тому много: гонения, особенности национального характера народа, местные богослужебные традиции, географическое положение и т.д.
Кроме того, появляются и новые формы богослужения, такие, как Пассия. И более позднее ее (относительно Типикона) происхождение не является подтверждением того, что она противоречит духу или букве Устава. Также можно отметить, что Пассия традиционно пользовалась широкой популярностью и не находила отторжения в народном благочестии.
Мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы.
Текст акафиста Страстям Господним был составлен в середине XIX в. архиепископом Иннокентием Херсонским (Борисовым). Хотя за основу архиепископ Иннокентий взял униатский акафист, но последний был тщательно переработан и приведен в соответствие с православными догматикой и благочестием. Кроме того, многие исследователи христианского богослужения, говорят, что в период с XIV по XVII вв. вопрос о духовной пользе сопереживания страданиям Христа поднимался не только в западном богословии.
В связи с этим появление Пассии в православном богослужении уже видится не просто повторением новомодной западной традиции, но самобытным осмыслением серьезного духовного вопроса, причем осмыслением явно аскетическим. Немаловажно также и то, что католические молитвенные практики традиционно отличались яркой эмоциональностью и образным представлением. Католическая Пассия, затрагивая главным образом область чувств, вызывает у человека чувство сопричастности именно историческому моменту. Основным результатом этого сопереживания становится попытка понять, что чувствовал Христос в момент несения Креста, оставленный учениками и оплеванный толпой, какие муки испытывал Он на Кресте в момент Распятия и т.д. Через подобное переживание, прочувствовав весь ужас последних часов земной жизни Христа, осознав и свою вину за смерть Христа, человек должен осознать свою греховность и прийти к покаянию. Однако подобные душевные состояния не могут быть подлинно духовны, поскольку напоминают больше ощущения зрителя в партере театра. Он может глубоко и искренне сопереживать талантливо поставленному представлению, но при этом оставаться черствым к собственному духовному положению, не воспринимать призыв к покаянию как направленный лично к нему. В православном понимании сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние. Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних? Можем ли мы так же, как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему Распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», то есть «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».
Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.
Есть и более обоснованные претензии в адрес этого богослужения. Уже со второй седмицы Великого поста, нарушая последовательность событий, в богослужение начинают вставляться песнопения, иллюстрирующие события Великой Пятницы. И этим якобы нарушаются логика и порядок церковного богослужебного года. Теряется и путается педагогический и назидательный смысл тех событий, которые предлагает нам Устав для молитвенного сопереживания в течение Великого Поста. Но если посмотреть шире, то мы увидим, что есть дни, которые также выпадают из общей смысловой связки Великого Поста и даже не считаются постными в богослужебном смысле — это дни воскресные. По своему смысловому значению любое воскресение есть малая Пасха, и духовно оно переживается именно как победа Христа над смертью, ниспровержение власти греха и диавола. И если бы не литургия Василия Великого, совершаемая по воскресным дням Великого поста, и не продолжающееся ограничение в пище, эти дни мало бы отличались от любого воскресенья вне поста.
В связи с этим совершение Пассии вечером в воскресный день приобретает некую логику и оправданность. После небольшого отдохновения верующие люди, идущие путем поста, вновь сосредотачиваются для дальнейшего постного делания. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе. Кроме того, по мысли составителей богослужебного чина Пассии, она в обязательном порядке должна заканчиваться проповедью.
Таким образом, у священнослужителей всегда есть возможность прокомментировать и объяснить смысл этого богослужения, если кто-нибудь будет смущаться приведенными выше возражениями против обоснованности его применения. Как уже упоминалось ранее, несмотря на то, что Пассия не уставное чинопоследование, оно уже нашло свое место в современной практике великопостного богослужения и стало традиционной особенностью Великого поста.
Служба Пассии всегда находила и находит живой молитвенный отклик в сердцах верующих. Поэтому, если не искать в этой службе противоречия Типикону и уставной традиции, а попытаться понять для себя ее истинный смысл, тогда, несомненно, можно извлечь из нее духовную пользу.
От редакции: При желании можно оправдать (и для этого подыскать соответствующие "оправдательные" публикации) и совершение неуставной "литургии ап. Иакова", и совершение т.н. "крещальной литургии", и обновленческие службы с вынесенным на середину храма престолом, как это было летом прошлого года в храме Всех Скорбящих Радосте на б. Ордынке, и кощунственное совершение т.н. "миссионерских литургий", и служение на русском языке, и причащение не натощак и т.д. и т.п.
Прот. Сергий Булгаков в свое время даже пытался оправдать поступок Иуды: мол, без него Христос Спаситель не совершил бы Свой искупительный Подвиг....

Андрей 27.03.2017 в 14:31:49

Александр b. написал:
///@А что именно в "Исповедании веры" свт. Петра, подписанном "во всегдашнее употребление" на Соборе в Константинополе (с определением "читать книгу сию, и не отвергать оной") в 1645 году всеми патриархами Православной Церкви, неправославно?@
Там всё даже слишком "православно" (так же, как и пассия), например вот это: "Крещение есть омытие и истребление первородного греха"......///
Читаем св. Максима Исповедника: "От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние". Слово о подвижнической жизни, 44. http://www.hesychasm.ru/library/max/maximus_log.htm Оригинал: Τῆς μὲν γὰρ προγονικῆς ἁμαρτίας, διὰ τοῦ ἁγίου βαπτίσματος ἐλευθερώθημεν· τῆς δὲ μετὰ τὸ βάπτισμα τολμηθείσης, διὰ τῆς μετανοίας ἐλευθερούμεθα. ΛΟΓΟΣ ΑΣΚΗΤΙΚΟΣ, μδ´. http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/tributes/osios-maximos/14.htm
@Или вот это: "Во-вторых, поелику человеческая природа отвращается от ядения невареного мяса, а между тем надобно было, чтобы чрез принятие Плоти и Крови Христовой, человек соединялся со Христом"@
Читаем бл. Феофилакта Болгарского: "Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя и кажется нам хлебом. Так как мы слабы и не решились бы есть сырое мясо и человеческую плоть, то нам преподается хлеб, хотя на самом деле это – плоть". Толкование на Евангелие от Матфея. 26. https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/26
Так что св. Петр Могила излагает православное святоотеческое учение совершенно точно. А вот у вас, судя по всему, какая-то совсем не православная вера. Похоже, осиповская.

иерей Илья Мотыка 27.03.2017 в 11:51:58

Конечно не предусмотрена, так как появилась позднее. Только желаю автору статьи сказать прихожанам Иоанно-Богословского собора г. Саранска, что пассии впредь не будет. И выслушать их ответ. Кстати мои прихожане скажут тоже самое, так как они молились в том соборе на протяжении всего советского периода.

иерей Илья Мотыка 27.03.2017 в 11:19:59

Когда говорят что во время Пассии поются фрагменты Страстной Седмицы это не верно и не логично. Но по аналогии начиная с дня памяти Николая Чудотворца во время Рождественского поста появляются элементы Рождественской службы. А это не только противоречит, но даже предписывается уставом. Естественно никто не собирается заменить Пассией службу Страстной седмицы. Это было бы тяжким уставным преступлением и богослужебным разбоем.
От редакции: Пение рождественских ирмосов начиная с праздника Введения Пресвятой Богородицы предписаны Типиконом. Пассия с пением песнопений Страстной Седмицы и чтение страстных Евангелий с акафистом Типиконом не предусмотрена.

иерей Илья Мотыка 27.03.2017 в 11:06:29

Вообще то Евангелие читается, не только на полиелельной службе, но и на всенощном бдении. Служба на Страстную Пятницу не является, ни всенощным бдением, ни полиелеем, но Евангелие читается. Устав предполагает чтение Акафиста на службу субботы Акафиста. Но не пишет, что если акафист будет отслужен еще в какой либо другой день тяжко согрешит. Если Великий пост есть приготовление к славному Христову Воскресению, то налагать санкции за песнопения Страстной седмицы есть противоречие духу устава.
От редакции: Если Великий пост есть приготовление к славному Христову Воскресению (а это так!), то тогда давайте за каждым вечерним богослужением Великого поста петь пасхальный канон. И налагать санкции на пасхальные песнопения Великим постом, согласно Вашей логике, будет противоречием духу устава.

Агапит 27.03.2017 в 10:19:53

Павел 27/03/2017 в 09:35:11
@Никогда принципиально не пойду на пассию, которая предвосхищает Страстную седмицу.@
Вот оно, зерно истины. Фрагменты уникальных служб Страстной Седмицы переносятся на более ранний срок. Это нелогично, неверно. Но вот экзальтированности католической ни здесь, ни в Страстных богослужениях нет, не присуще это Православной Церкви. Ни греки, ни старообрядцы, ни единоверцы Пассию не совершают.
С другой стороны, это богослужение совершал, например, такой консерватор, как митр. Иоанн (Снычёв), есть его проповеди "На Пассии". Допускает возможность служения Пассии и архим. Рафаил (Карелин).
"Святитель Лука Крымский и старец, архимандрит Иоанн Крестьянкин пассию служили", пишет о. Илия Мотыка.
Так что лучше, на мой взгляд, оставить всё как есть: лично я от перестроек, реформ и революций просто устал. Предоставим этот вопрос на благоусмотрение Церковных властей.
Протоиерей В.:
@ На Страстной седмице, среди недели, не у всех будет возможность посетить храм... @
Но это - беда этих людей, и никакая Пассия никогда не заменит богослужения Страстной. Никогда!

иерей Илья Мотыка 27.03.2017 в 10:18:21

Да служба не уставная. Но она не противоречит ни букве, ни духу устава. И самое главное это повсеместная, церковная богослужебная традиция, существующая как минимум более 100 лет и освященная опытом многих русских святых и подвижников благочестия.
От редакции: Как же не противоречит ни букве ни духу устава? Если по Уставу служба не полиелейная, то Евангелие не читается. А об акафисте и песнопениях Страстной Седмицы в будние дни ВП и речи быть не может.

Павел 27.03.2017 в 09:35:11

Никогда принципиально не пойду на пассию, которая предвосхищает Страстную седмицу. Пассия - это латинская профанация.

иерей Илья Мотыка 27.03.2017 в 09:11:30

В любом случае устав предполагает возможность чтения Евангелия вечером в будние дни Великого Поста. В этом году это как минимум на Иверскую икону Божьей Матери, 1 и 2 обретение честной главы Иоанна Предтечи, блаженной Матроны Московской, 40 мучеников Себастийских и Благовещения.
От редакции: Честный отче, Вы с такой упорностью пытаетесь оправдать неуставное богослужение! Приведенные Вами примеры строго оговорены Типиконом (Марковы главы). Чтение Евангелия воскресным вечером Великого поста Типиконом не предусмотрено. А предусмотрено Уставом совершение великопостной вечерни и утрени. И этого вполне достаточно для великопостной молитвы.

Владимир Юрганов 27.03.2017 в 07:23:20

Протоиерей В. пишет:
/// Предложите свой вариант великопостной воскресной вечерни. ///
Для какой цели, если всех устраивает то, что есть? Ради того, что бы что-то реформировать?

Александр b. 27.03.2017 в 00:19:37

Уважаемые модераторы, а по какой причине не опубликован мой комментарий? Свщмч. Илариона (Троицкого) запрещено цитировать на данном ресурсе?:)
От модератора: Комментарии не по теме Пассии пропускаться не будут. Редакция БО почитает труды свт. Петра Могилы и его "Исповедание православной веры". Всерьез спорить на тему т.н. "католического схоластического влияния" на русское богословие, которое постоянно является предметом спекуляций модернистов, в формате комментов невозможно, это слишком большой вопрос.

Фотина 26.03.2017 в 23:32:40

Полностью согласна со словами редакции БО, и это очень важная тема, а "не второстепенная". А слова Андрея наиболее разрушительно действуют, т.к он утверждает, что мы только на Страшном Суде узнаем, прав был св.Петр Могила или нет, это скрытая хула, а не неосуждение. И не нужно приписывать людям желание ссориться, когда они защищают позицию Святителя Тихона Патриарха-исповедника, или прав он или нет, тоже мы на Суде только узнаем?! Все правы! И ребята, давайте жить дружно, "маленькая" ложь не помеха! - вот что сквозит в "единственно светлом, православном" мнении Андрея. Его слова хуже агрессивности реформаторов. Это лжесмирение, которое навязывается как "доброта, миролюбие", является сладким ядом равнодушия [может не осознанный], свт. Игнатий предупреждал об этом лжесмирении.

иерей Илья Мотыка 26.03.2017 в 23:05:19

Уважаемая редакция, скажите пожалуйста какие святые отцы принимали персональное участие в составлении Типикона сиречь устава лавры Саввы Освященного? Какой собор его утвердил? Это никто не знает. Так как это анонимный автор. А утвердили его современную редакцию московские патриархи конца 17 в. Иоаким и Адриан. Это сугубо дисциплинарный документ важность и актуальность никто не оспаривает. Но он не отменяет русские богослужебные традиции не изложенные в уставе. В частности чтения на часах в 2-6 седмицы Великого Поста Евангелия. Эта практика появилась в 15 в. и никогда не преследовалась русскими духовными властями и сейчас распространена повсеместно.
От редакции: Типикон, сиречь Устав лавры Саввы Освященного на Руси был принят свт. Алексием митрополитом Московским, по благословению прп. Сергия Радонежского, который его духовно инициировал. Учениками прп. Сергия он был распространен. Впоследствие Устав претерпевал несущественные изменения.

иерей Илья Мотыка 26.03.2017 в 22:28:01

На полилейные праздники на какой бы день седмицы они не выпадали предполагается чтение Евангелия. Такими праздниками являются 1 и 2 обретение главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Себастийских. По уставу это чтение происходит на вечерне соединенной с литургией Преждеосвященных Даров.

Протоиерей В. 26.03.2017 в 21:06:19

Кто читал страстные Евангелия? Кто читал акафист Страстям Христовым? Кто слышал стихиру Днесь висит на древе? Что здесь не православно?! Прочтите проповеди, сказанные на пассии святителем Лукой Войно-Ясинецким, архимандритом Иоанном Крестьянкиным, архимандритом Кириллом Павловым, митрополитом Иоанном Сычёвым и прочими отцами. Пробудитесь! Понятно, что все грамотные и все ищущие (Образ). Смотрите в корень. Любовь Христова да пребудет со всеми нами!
От редакции: Страстные Евангелия, стихира "Днесь висит на древе" согласно Уставу, хорошо продуманному свв. отцами, должны читаться и петься только на страстной Седмице. Евангелия Великим постом кроме воскресных дней вообще не читаются, тем более чтение Евангелия в воскресенье вечером неуместно, т.к. в будние дни ВП, начиная с вечера воскресенья и до утра пятницы, службы совершаются великопостным напевом без евангельских чтений. Чтение акафистов Великим постом (на Пассиях) также неуместно, противоречит великопостному покаянному настрою Четыредесятницы и выглядит эклектично (кроме чтения Акафиста Божией Матери в субботу акафистную 5-й седмицы ВП).

Протоиерей В. 26.03.2017 в 20:54:20

Так напылили, пока меня здесь не было! Хотелось бы внести ясность. Я не переношу Кочеткова, Меня, Шмемана и прочих иже с ними. Протестанты - бедные люди. Католики - иудово отродие. Давайте вернёмся к главному вопросу. К Пассии.

иерей Илья Мотыка 26.03.2017 в 19:20:42

Александру b.
Не нужно повторять раскольничью клевету. Иоаким был патриарх-борец. Никогда не страдал он религиозным индеференизмом. С католическими заблуждениями боролся лично, являясь автором полемических книг.

Ирина 26.03.2017 в 19:19:42

Судя по тону комментария, протоиерей Л. - это вероятно известный настоятель московского храма Климента Папы Римского на Третьяковке о. Леонид Калинин. А известен он тем, что уже писал, что все будет так, как решит священноначалие. А нам не гоже со свиным рылом да в калашный ряд.

Военный наблюдатель 26.03.2017 в 19:05:59

Протоиерей Валентин АСМУС:
К оценке богословия Святителя Петра Могилы, митрополита Киевского
http://www.blagogon.ru/biblio/86/

иерей Илья Мотыка 26.03.2017 в 18:50:59

Борцы с реформами, на самом деле церковные комсомольцы. Они замахнулись на любимую многими прихожанами службу. Те же борцы с католическим влиянием борются не с католической заразой, а со стройной и жесткой православной школой. Борются с творениями митрополита Макария Булгакова и архиепископа Антония Амфитеаторова, которые воспитывали русское духовенство не расплывчатой размазней, но бойцами-богословами.

Александр b. 26.03.2017 в 18:50:51

Иерею Илье Мотыке.
@Православное исповедание Петра Могилы было одобрено московскими патриархами 17 в. Иоакимом и Адрианом. И было основным учебным пособием в русских духовных школах до 20-х гг. 19 в.@
Вот это и прискорбно... Вместо "Точного изложения Православной веры Иоанна Дамаскина" пользуемся суррогатами, поэтому и пожинаем плоды. Кстати хороший авторитет патриарх Иоаким, который заявлял: "Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю". А в отношении канонизации никак не удивили, в последнее время сомнительные канонизации стали приметой времени.

иерей Илья Мотыка 26.03.2017 в 14:07:48

Православное исповедание Петра Могилы было одобрено московскими патриархами 17 в. Иоакимом и Адрианом. И было основным учебным пособием в русских духовных школах до 20-х гг. 19 в.

иерей Илья Мотыка 26.03.2017 в 13:27:46

Митрополит Петр Могила был канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата в 1996 г. В 2001 внесен в месяцеслов Русской Православной Церковью.

р.б. Андрей 26.03.2017 в 09:26:35

Дмитрию на ком. от 26.03.17 1:50:
Вы ничего не поняли из написанного мною... Я православный ортодокс и консерватор. Я против любых революций и эволюций в духовной сфере. Я за то, чтобы богослужение, установленное нашими благочестивыми и святыми предками, сохранялось и беспрекословно соблюдалось всеми. Я также как и Вы наполняюсь праведным гневом на все новшества и богохульства, творимые ныне в храмах и на Соборах и встречах и не вижу разницы между плясками Пусей и "православными" концертами в храмах. Разве только в том, что у Пусей была идея. Патриарх перед этим вторгся в их гнилое болото - проповедовал на рок-концертах. Их же это жутко возмутило и они, не понимая, что творят, стали контрпроповедовать с амвона, указывая нам на изъяны нашего архипастыря и требуя его наказания... Их справедливо наказали, а того, про кого они пели, нет и вряд ли накажут в сложившихся условиях. Остается лишь по их примеру просить, но не с амвона и богохульствуя, а в домашних молитвах, и просить не "... накажи!..", а "... Вразуми! Обрати и преобрази! Дабы он не погиб и не погибло, ведомое им в погибель стадо!..."
Можно конечно с пеной у рта биться за отмену Пассий, а добившись желаемого, на мгновение успокоиться... Главное чтобы потом, когда наступит отрезвление после опьянения достигнутым, души наши не охватило уныние от осознания того, что мы как Дон Кихоты бились с воображаемыми врагами великанами и не совершили деяний, которые от нас требуются сейчас и которые будут несвоевременны и бесполезны в будущем... Чтобы мы не убивались потом как Ветхозаветная дщерь Сионская, посыпая пеплом свои головы... Пеплом, который останется от обуявшей соли... Соли, которую крепкую и соленую вложил в наши сердца Создатель, давший нам верные рецепты для ее точного и правильного использования.

Дмитрий 26.03.2017 в 01:50:44

Протоиерею Л.:
@...он показал, к чему ведут "реформы" даже под самыми благовидными предлогами@
- на этом точка! Никаких реформ, обновлений, модернизаций не надо! И толерастно обниматься с модернистами под предлогом лишь бы не ссориться (быть в дружбе с мiром), тут та же логика, как в заимствовании благочестивых обрядов у язычников (как-будто есть иные пути, ведущие к спасению кроме православия - как будто возможно спасение без Христа) и их "оправославить".
р.б. Андрею:
@нас опять в очередной раз пытаются рассорить, разодрать на части на малые остатки верных, выдвигая в качестве предмета для ссоры второстепенные вещи и деяния@
- соблюдение Устава вещь второстепенная?! Первостепенная значит - миролюбивые посиделки за чаем в "общине", наблюдая за "православными" танцульками на общинных праздниках, под православный тынц-тынц, с гостями "фоколярами" и католическим священником? (Возможно, даже, обсуждая с"братьями" "служение" в каком-нибудь хосписе.) Надо пытаться сохранять малые остатки - «соль земли» от окончательного размывания экуменической болотной водой (с лягушками) из брандспойта, всякими реформаторами, а не брататься с любым человеком, надевшим на себя рясу православного священника и утверждающего не православные идеи.

Протоиерей Л. 26.03.2017 в 00:43:53

Традиции поместных Церквей порой очень отличаются, но это не мешает им быть едиными во Христе. Елена Сергеевна меня упрекнула, сказав, что в 17 веке не было Пассии... Да, и многого другого не было. Но перечеркнуть, как старообрядцы-раскольники (исключаю здесь единоверцев) все, что было после 17 века - это значит перечёркивать столетия живой жизни Церкви с ее прожитым и накопленным опытом. Не стоит так примитивизировать жизнь Церкви. Она многогранна и сложна, поэтому, соглашусь, что любые грубости в ней - неуместны!

Протоиерей Л. 26.03.2017 в 00:16:22

Рабу Божиему Андрею.
Вы единственный из всех нас, кто точнее всего сформулировал недопустимость выбросов таких тем, которые разрушают единство Церкви. Спасибо Вам за это. Могут быть в Церкви и разномыслия, но не должно быть злобы и разделения, которые ведут к расколу и погибели. 17 век уже давно прошел и он показал, к чему ведут "реформы" даже под самыми благовидными предлогами. Поэтому стоит избегать злобы, основанной на чувстве собственной безупречности и правоты. Эта злоба - не Божие дело! За чистоту Православия нужно бороться православно, на Соборе, силой Духа Святого, а не желанием истребить своих оппонентов. Вам, раб Божий Андрей, далось то, чего нет у других - выразить подлинный Евангельский Дух. И дай Бог, чтобы Им Церковь жила во веки!
От модератора: Вы уж себе выбирете один какой-то ник: или "Священник Л." или "Протоиерей Л.".

Дмитрий 25.03.2017 в 22:40:55

"Глупые ревнители", "высушенный мухомор", "мох человеческого невежества", как только православных перманентно умиленные, любвеобильные иноверцы кочетки (и их протоиереи) не обзывали. Чтобы не удостаиваться этих и др. эпитетов, православным надо было заимствовать благочестивые обряды, начиная с римлян и всех покоренных римлянами народов, а немного позднее - всякие восточные культы и, еще позднее, отдельные идеи и обряды из мусульманства. И как тогда подвиг православных мучеников может быть охарактеризован кочетками? Потому они и не чтут особо православных мучеников и, особенно, православных новомучеников. Католическая религия более гибкая и прогрессивная, особенно после известных событий, но она на такой прогресс была обречена с самого основания. Почему бы обновлянам не совершить свой камингаут и не перейти уже открыто в католичество, или, там, в протестантство, или может сразу в какой зороастризм, кто знает где их истинные корни и где корни того же католицизма.

Александр b. 25.03.2017 в 22:26:46

Киприану
@А что именно в "Исповедании веры" свт. Петра, подписанном "во всегдашнее употребление" на Соборе в Константинополе (с определением "читать книгу сию, и не отвергать оной") в 1645 году всеми патриархами Православной Церкви, неправославно?@
Там всё даже слишком "православно" (так же, как и пассия), например вот это: "Крещение есть омытие и истребление первородного греха". Или вот это: "Во-вторых, поелику человеческая природа отвращается от ядения невареного мяса, а между тем надобно было, чтобы чрез принятие Плоти и Крови Христовой, человек соединялся со Христом".
И еще: напомните, когда Могила вдруг стал святителем?

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 25.03.2017 в 21:37:29

И "Пассия", и какие-либо иные заимствования или у католиков, или у протестантов, или у язычников, или где-либо еще у иноверцев, могут восприниматься как полезные. Но это - не плод жизни самой нашей Церкви, а отклонение от Нее, признание Ее духовной и творческой якобы немощи. На самом же деле это - слабость Ее конкретных маловерных пастырей, сомневающихся в полноте Откровения и в силе Церкви. Церковь имеет полноту Откровения, имеет жизнь во Христе, и не нуждается в инородных заимствованиях. Существенно, от какого духа берутся заимствования! Таковы будут и стратегические последствия. Православие в таких случаях будет постепенно вытесняться, подменяться лукавыми духами и делами. Вера - слабеть и деформироваться. Поэтому апостол и предупреждает: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1Ин.4:1).

иерей Илья Мотыка 25.03.2017 в 19:19:30

Удивительно службу которую совершали русские святые и подвижники благочестия и многие десятилетия, осуждают современные умники-теоретики. Ту службу, которая распространена уже столетие в России повсеместно вдруг стали хулить. Значит святитель Лука Крымский и старец, архимандрит Иоанн Крестьянкин пассию служили, а кому-то это зазорно.

Киприан 25.03.2017 в 19:16:06

Спаси Господь за примечание!

иерей Илья Мотыка 25.03.2017 в 19:12:14

Ныне действующую редакцию Типикона как действующий нормативный документ утвердили московские патриархи Иоаким в 1685 г. и Адриан в 1691 г. Эти же патриархи утвердили "Православное исповедание" и "Большой Требник" Петра Могилы. Они не считали что эти книги противоречили друг другу.

р.б. Андрей 25.03.2017 в 17:49:45

Братия! Вот опять нас опять в очередной раз пытаются рассорить, разодрать на части на малые остатки верных, выдвигая в качестве предмета для ссоры второстепенные вещи и деяния, отвлекая от вещей и деяний, которые в действительности должны занимать наш разум и сердце! Подымаемый в статье спорный вопрос второстепенен, если не третье-степенен. Оттого будут читаться пассии или нет не зависит наше спасение. Читая их и слушая чтение их в храме, мы не подражаем католикам! Ни к одному из грехов эти деяния не относятся. Прав или не прав был митрополит Петр (Могила) мы узнаем лишь на Страшном суде! Мы же не вправе судить никого, так как одно Суд Божий, и совсем другое суд человеческий. <...>

Сергий 25.03.2017 в 16:37:17

"Первый стигматик, Франциск Азисский, по свидетельству жизнеописателей, «опьяненный любовью и состраданием ко Христу, иногда поднимал кусок дерева с земли и, взяв его в левую руку, правою водил по нему на манер смычка по скрипке, припевая французскую песнь о Господе Иисусе Христе», которая оканчивалась слезами жалости о страданиях Христа и усиленными вздохами." (c)
Это сопереживание, или упоение Его страданиями?

Киприан 25.03.2017 в 16:19:14

А что именно в "Исповедании веры" свт. Петра, подписанном "во всегдашнее употребление" на Соборе в Константинополе (с определением "читать книгу сию, и не отвергать оной") в 1645 году всеми патриархами Православной Церкви, неправославно?

Елена Сергеева 25.03.2017 в 15:07:30

Вопросы к протоиерею Л.
До середины XVII — до внедрения пассии — выходит, что у нас Православная вера, по Вашему, была «высушенным мухомором»? Люди переживают о сохранении чистоты Православия таким, каким нам завещано Святыми старцами. А Вы их оскорбляете злыми словами. Называя людей глупыми, стаей, упертыми, узколобыми, Вы забываете Евангелие, запрещающее нам унижать человека, тем более, их умственные способности. Какой веры Вы сами, извольте спросить, будете? Наши православные батюшки так людей не оскорбляют.

Геннадий 25.03.2017 в 14:29:37

"«Соль обуевает» – Церковь перестает быть Церковью, а становится «лже-церковью», имеющей принять Антихриста, как своего «Meccию», кроме «малого остатка» истинно-верующих, который, по слову святителя Игнатия, становится «все скуднее и скуднее». Вся современная культура и вся человеческая жизнь, направленная лишь на обезпечение внешнего, чисто-земного благосостояния людей, усиленно и поспешно подготовляют мир к воцарению Антихриста. Итак, крайнее время для каждого из нас – определить, где мы и с кем мы: в этом «малом остатке» истинно-верующих, в этом «малом стаде» Христовом, по выражению Самого Христа Спасителя (Лук. 12, 32) – со Христом или с его врагом – Антихристом? Этому учат нас богомудрые творения святителя Игнатия! Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилл, США, 1968"
Сказано не нами, а авторитетным в РПЦ пастырем архиепископом Аверкием (ТАУШЕВЫМ), и если выбирать кого слушать, то выбор скорее падёт не на анонимного протоиерея Л., постеснявшегося назвать свое имя.

иерей Илья Мотыка 25.03.2017 в 14:20:13

Пассия это обычная вседневная вечерня плюс акафист страстям Христовым, который был составлен святителем Иннокентием Херсонским (Борисовым) да чтение Евангелия. Служба неуставная, но традиционная. Ее служат в русских провинциальных приходах лет уж более ста.

Россиянин 25.03.2017 в 13:27:44

Протоиерею В.
Один из примеров многих святых "глупых ревнителей и упертых узколобых" - святой Марк Эфесский:
«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τα εκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее». Схоларию – Марк Ефесский (Из Послания к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами).
А тон Ваш явно не протоиерейский, а базарный. Так базарят те, кто в глубине души чувствует, что очевидно не прав.

Владимир 25.03.2017 в 13:21:52

Протоиерею" Л.
А вы точно протоиерей Русской Православной Церкви? По словам вашим - это вы ожидовленный и злобный либерал, готовый порвать всех, кто не преемлет ваших "пгоггессивных" обновлений. Ну да, вы видимо подельник тех жидолиберастов (ваши слова - это их повторение), кто нас считает "быдлом", то есть не вы, "протоиерей" для нас, православных христиан, который должен оглашать Истину, а мы,для вас,"быдло" и "упёрто-узколобые" недочеловеки, которые как рабы должны не Господу а вам, "падшим ангелам", поклоняться, непресекая вашу ложь? Так что-ли, а, неуважаемый "батюшка Л"? И "сушёный мухомор" - это тоже скорее вы, закостеневший в своём отступничестве, такой же прельститель малых сих, как и все эти "кураевы, кочетковы, митрофановы" и иже с ними. Кому служите-то и Бога-то не боитесь? И злой вы очень, прямо одержимость какая-то...

Протоиерей Л. 25.03.2017 в 05:03:20

Не превращайте Православие в высушенный мухомор! Православие открыто ко всему, что ведет человека ко Спасению! Пассия, хоть и заимствована у латинян, но не противоречит ни на йоту православному богословию и богослужению. А вы, глупые "ревнители" готовы стаей собраться и порвать любого, кто мыслит не как вы, уперто и узколобо! В вас злости больше, чем в ветхозаветных жидах! И вера ваша - сушеный мухомор, а не Божественное, Святое, Светлое и Благодатное ПРАВОСЛАВИЕ!

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 24.03.2017 в 22:53:11

Протоиерею В.
Можно было бы в ответ привести великое множество однозначных высказываний святых отцов, но помещаю здесь лишь один фрагмент:
Из Обращения Святейшего Патриарха Тихона к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви):
«…Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованием времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм. На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения. Божественная красота нашего истинного назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской ревности, молитвенного горения, подвижнического труда святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах устава, должно сохраняться в святой Православной Русской Церкви неприкосновенною как величайшее и священнейшее ее достояние. Совершая богослужение по чину, который ведет  начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви…» (Москва 4/17 ноября 1921 год. Обращение Святейшего Патриарха Тихона к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви). http://www.blagogon.ru/biblio/120/

Дмитрий 24.03.2017 в 22:48:24

Протоиерей В, какие языческие традиции оправославило христианство? Где в Типиконе эти традиции? В Божественной литургии крупных соборов г. С.Петербурга есть униатские, ой, католические изменения? Это нормально?! Ради мiрских удобств Вы поддерживаете внесение языческих (католических) искажений? Какой старец Вам ее благословил?

Елена Н. 24.03.2017 в 22:42:11

Протоиерей В:
@Предложите свой вариант великопостной воскресной вечерни@
Уважаемый протоиерей В., в Постной Триоди есть великопостный вариант воскресной вечерни.

Россиянин 24.03.2017 в 22:34:17

Протоиерею В.
Отче, а по Вашему мнению Новый Завет уже устарел? Дальше тексты из Него: «Ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников» (3 Ин. 1:7). «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:21-22). «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6:14-16)
И Вы поэтому-то дерзновенно рекомендуете: "Предложите свой вариант великопостной воскресной вечерни". Отступничество от Христа начинается с малых шагов и с благих намерений... Любовь Христова подменяется чувственной католической влюбленностью. Чувственные дамочки стонут от сладострастия. Протестанты завидуют.

Протоиерей В. 24.03.2017 в 21:14:03

Много языческих традиций христианство оправославило. Что в этом плохого? Даже в Божественной литургии есть католические внесения. И тоже ничего. Воскресеный вечер, великий пост. По-моему нормально. На Страстной седмице, среди недели, не у всех будет возможность посетить храм... Предложите свой вариант великопостной воскресной вечерни. Я служу Пасию более 20 лет по благословению старца, святителя, который тоже любил её совершать.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 24.03.2017 в 20:00:12

По существу статьи с ее автором согласен... Чувственность и аскетика противоположны друг другу также как ложь и истина, смерть и жизнь..

Россиянин 24.03.2017 в 19:54:07

Прежде чем что-либо заимствовать, узнай, а от какого оно духа. "Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят" (Мф.24:5). Есть благолепие, а есть красивая прелесть...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс