Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О наших разногласиях

26.05.2017
Священник Александр Цыганков

 

Ни для кого не секрет, что в нашей церкви (имею в виду скорее Русскую Православную, а не наш приход) имеется немало энтузиастов различных церковных реформ. Кто желает упрощения богослужебного языка, кто самого богослужения, кто выборности, кто отчетности, кто умножения общественного активизма, кто единения с инославными. Пожеланий много, хотя можно попытаться дать им общую характеристику. Если на поверхности, то это будет желание «повернуть церковь лицом к народу, а к лесу властям задом». Не вдаваясь в обсуждения отдельных пожеланий – как перечисленных выше, так и тех, о которых я умолчал (некоторые из них я разделяю, многие – нет), замечу следующее.

Мне кажется, что многие из реформаторов, каковы бы ни были любимые ими реформы, ведомы по этому пути обстоятельствами своего вхождения в Церковь. Большое число клириков и прихожан Русской Православной Церкви воцерковились в позднесоветские времена, которые в этой заметке я определяю как период от времен острого диссидентства до Преображенского недоворота (т.е., развитый социализм, известный также как застой, пятилетка пышных похорон, и перестройка – ее взлет и падение).

Интерес к христианству и некоторая церковность в те времена нередко были проявлением инакомыслия. Проявлением достаточно безопасным, учитывая вегетарианский, в основном, характер режима в те годы, и не требующим особых усилий от инакомыслящего. Более того, инакомыслие это было весьма интересным культурологически и приятным эстетически. Замечу, что слово «нередко» в первом предложении этого параграфа стоит там не зря; я ни секунды не думаю, что такова была мотивация всех, пришедших ко Христу в те годы. Но наличие значительного числа людей, воцерковившихся в 70-е/80-е годы, а затем отошедших вполне от Церкви, я имел и имею возможность наблюдать не только в богатой общением интернетной среде, но и в жизни, в т.ч. и среди знакомых, и в родном приходе.

Объяснение такому шагу, звучащее как «это не я изменился, но церковь», мне хорошо знакомо. Очевидно речь идет о людях в Церкви, поскольку «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Естественно, было бы невозможно ожидать постоянства в людях и их обычаях; все же «Mutantur tempora et nos mutamur in illis». Но неужели главное в Церкви это переменчивые люди, а не неизменный Христос?

Может быть изменения настолько сильны, что Христос покинул РПЦ? Действительно, терпел ереси и нестроения, гонения на святых во все времена, апостасию советских времен (не одни же подвиги были), а на передаче Исаакия надорвался и ушел. Но в этом случае я ожидал бы увидеть исход праведников в поисках «обетованной земли». Этого я, однако, не вижу, а вижу только уход во внецерковную, внехристианскую жизнь или продолжение борьбы за реформы. Как ни странно, два этих выбора сочетаются; человек может уйти из Церкви и продолжать бороться за ее реформирование. Хотя казалось бы – зачем реформировать то, откуда ушел Христос? Надо срочно отправляться Ему вслед.

Так или иначе, представляется мне, что значительное число людей, пришедших в Церковь, следуя желанию практически проявить инакомыслие, неизбежно разочаровалось в ней, когда она перестала удовлетворять именно этому требованию. Потеряв аромат оппозиционности, она утратила свое основное качество, привлекшее исходно ту часть прихожан, о которой я веду речь. (С неизбежностью немало этих прихожан стали клириками.) В этом смысле Церковь действительно изменилась.

Таким образом, разочарование, испытываемое частью церковного народа, действительно имеет в своей основе несоответствие между чаяниями и реальностью, которые воспринимаются ими как крушение должного порядка вещей в Церкви. Проявляться оно может по-разному, но так или иначе, недолжная близость к государству будет центральной темой их критики.

Кому-то может показаться странным, но я вполне поддерживаю стремление к сохранению дистанции между государством и Церковью, поскольку соблюдение этой дистанции благотворно влияет на свободу Церкви. Однако же я понимаю, что просто соблюдать дистанцию было бы недостаточно для реформаторов, о которых я завел речь. На меньшее, чем оппозиционность в той же степени, как это было во времена, когда они пришли в Церковь, они не согласятся. Заметим при этом, что времена изменились. Говоря кратко, свободы стало больше. Поэтому если в 70-е годы Церковь была в оппозиции уже самим фактом своего существования, то сегодня ей придется для этого хорошо постараться. Вот о таком месте Церкви в жизни общества и тоскуют те, кто разочарован безвозвратным (надеюсь) уходом в прошлое времен чтения «Собачьего сердца» в «Самиздате».

Людей, действительно, очень жалко. Ведь кроме этой (нередко безобидной) наклонности грустить о Церкви 70-х годов, у них может быть немало прекрасных качеств и талантов. Но все же воспроизведение условий церковной жизни времен развитого социализма для обеспечения душевного комфорта пусть даже и самых замечательных людей я не нахожу ни желательным, ни даже возможным.

А у вас был опыт встреч с людьми, разочарованными потерей Церковью ореола прибежища инакомыслящих?

 

 

Партизанские депеши




Голосование за статью
 - 
57
 /  - 
30
Комментарии:
Мирянин 07/06/2017 в 14:42:38
По-моему, эти вечные диссиденты уже давно вымерли, как мамонты. Те, кто двигает сегодня церковные реформы, - это не наивные инфантильные дяди, начитавшиеся масона Булгакова или гностиков Стругацких в самиздате, и неспособные отличить эту чушь от Евангелия. Кстати, по этой неспособности и всеядности им изначально было не место в Церкви Христовой. Те, кто двигает реформы, - это продолжатели идей Храповицкого, Соловьёва и других подобных деятелей. Они работают при финансовой и информационной поддержке, обучаются в западных богословских школах, многие из них состоят в католической иерархии. У них есть программа с чёткими ориентирами и дисциплина, чтобы её выполнять. Изнеженными интеллигентами тут и не пахнет.
Владимир Юрганов 31/05/2017 в 05:46:15
Феодор пишет:
///Я писал о настоящей, большой беде нашей Церкви – о разочаровании в пастырях! ///
А отчего бы не написать, как ангел Денница "разочаровался" во Творце? Я вот думаю, что большинство прихожан в своих батюшках не разочаровались. В ОТДЕЛЬНЫХ священниках и архиереях разочарование имеется. Но это было, есть и будет ВСЕГДА. Ибо не могут быть все святы. Так и у нас в городе: есть священники, к которым я не пойду (таково мое несовершенство и грех), а есть которым я доверяю. Из этого следует сделать вывод, что всё священство стало недостойным, и надо лезть в пензенские погреба? Разочарую тебя! У нас большинство батюшек нормальные достойные священники, делающие свое дело. А есть и светочи. Так что попал ты пальцем в небо. не удастся вызвать в нас уныние.
Роман 30/05/2017 в 01:12:34
Феодор пишет 28.05.2017: «никогда я к этим попам не пойду…», и вы знаете, я тоже это часто слышу в слово в слово. Здесь видна работа самого дьявола, через масс-медиа и извращенных ересей формируется новое отторжение от православия, тем самым приготавливается почва для прихода новой всемирной церкви, где будет наведен строгий порядок для создания иллюзии истинности и наступит всеобщая благодать.
Роман 30/05/2017 в 00:42:11
Вере Н.
В прошлые времена были настоящие скорби, где Господь раздавал венцы достойным коих было много. Вы правы, что в настоящее время скорбей таких нету, ничего в этом отношении не происходит, поэтому будем танцевать пить и веселится. Но если свой разум держать в трезвости, то можно увидеть повсеместную гибель душ человеческих, страшнее картины и не встретишь в истории.
Виктор П. 30/05/2017 в 00:36:32
Ольге:
***После Гаванской встречи очень много молодежи ушло в неоязычество и это не связано с отсутствием "диссидентских" реформ.***
Откуда у Вас такие данные? Больше похоже на повторение чьей-то выдумки. Т.к. возмущение Гаванской встречей больше всего именно у тех, кто не приемлет в т. ч. и "неоязычество". На самом деле, проблема как раз в другом: после Гаванской встречи большинству - полностью по барабану. Я не про "непоминание", а про неравнодушие.
Виктор П. 30/05/2017 в 00:30:14
Вере Н.
Большая ошибка - ставить местоимение "мы" вместо "я" в таких текстах, как Ваш.
Вера Н. 29/05/2017 в 23:57:46
В контексте общей истории Церкви ничего особенного сейчас не происходит. Наоборот, идет достаточно спокойный период по сравнению с эпохой Вселенских Соборов, с периодом иконоборчества, не говоря уже о временах Великой схизмы и Флорентийской унии. А на Руси - взять хотя бы споры иосифлян и нестяжателей, справу богослужебных книг и трагический раскол 17 века, а потом церковные реформы Петра I и Екатерины II. Полезно вспомнить и обстоятельства синодального перевода Библии... А период церковных нестроений 1917-1943 годов, включая Декларацию Сергия (Страгородского)? А следующие 45 лет жизни Церкви "под спудом"? Слава Богу, сейчас ничего подобного нет. Так стоит ли из мух (Кураева, Кочеткова и т.п.) делать слонов? Сами же говорим одно, а делаем другое - негодуем на встречу в Гаване, а к мощам святителя Николая, доставленным из католического Бари (это ведь один из итогов встречи), стоим в очередь.
Роман 29/05/2017 в 23:29:55
Феодору.
Бедствия это скорби, лекарство для души, они были всегда и будут, если Бог все еще любит нас. Священники находятся на службе, а раз так, то они должны выполнять устав, и ездить на уставных машинах, но в нашу страну, по-видимому, пришла (перестройка) и лидер перестройки сказал, делай как я….
Феодор 29/05/2017 в 20:15:03
Владимир Юрганов пишет:
«Картину "Пьяный крестный ход" не ты нарисовал??»
— Нет, не я. Извините. Наверное, Вы не поняли о чём я писал. Я писал о настоящей, большой беде нашей Церкви – о разочаровании в пастырях! Это действительно тяжёлое и страшное духовное состояние нашего народа и Русской Православной Церкви. Такое состояние Господь лечит огнём – тяжёлыми бедствиями, войной. Так было в 1917 году, и во время Великой Отечественной войны, ещё раньше было татарское иго, сейчас иго другое, а в конце времён придёт и антихрист. Не замечать этого и замалчивать – значит усугублять проблему. Вы упомянули святителя Игнатия (Брянчанинова), тогда вспомните, что писал он о своих современниках – иереях и архиереях и об упадке духовной жизни в Церкви в его время.
Владимир Юрганов 29/05/2017 в 06:49:51
Феодор пишет:
/// Хочу добавить что, по-моему мнению, ни кто не сделал так много для того, чтобы отвратить людей от Церкви как православное священство (иереи и архиереи). Их алчность, стремление к роскоши, пьянство и многое другое, о чём стыдно и говорить, отвратило от Церкви столько народа, что с этим не сравняться ни какие гонения на Веру во все времена вместе взятые. ///
Картину "Пьяный крестный ход" не ты нарисовал?? И в 19-м веке находись такие мерзавцы, которые поливали грязью священство "погрязшее в роскоши и пьянстве", рисуя такие срамные картины и пописывая про то в либеральных газетах. Напомню - это во времена св.Серафима Саровского, Иоанна Крондштадтского, святителя Игнатия. Святость мерзавцев не привлекала, им грязь подавай. Вот её они смаковали с наслаждением... В наше время разве по другому?
Владимир Юрганов 29/05/2017 в 06:42:42
Ольга пишет:
/// сейчас не 70/80-е гг. и люди, идущие в церковь, идут туда не по причине диссидентства, а по другим причинам: ///
Возможно. Но инициаторы реформ как раз те, кто пришел в 80-90х из диссидентства. В том числе и многие из архиреев. Причем именно реформаторы требуют проведения Поместного собора, где горластые представители приходов будут Патриархом командовать.
/// После Гаванской встречи очень много молодежи ушло в неоязычество и это не связано с отсутствием "диссидентских" реформ. ///
Да хватит уже врать!!! Стыдитесь!! В неоязычники огромное количество молодежи ушло задолго до Гаванской встречи. Лет 7-10 назад. Знавал в сети даже одну матушку, которая туда подалась, заведя молодого кавалера-язычника. Её тоже патриарх с папой позвали туда? Молодежь к язычеству привлекает отсутствие понятия греха, что воспринимается как вседозволенность, что навязывается нам ТВ ("Почему мы должны отказываться от удовольствий" - долдонит реклама). Однако и многие язычники все же ориентируются на христианскую мораль. Такие и к Православию относятся положительно, в отличии от отмороженных либералов.
Феодор 28/05/2017 в 21:54:51
Полностью согласен с Ольгой (28/05/2017 в 11:58:33).
Хочу добавить что, по-моему мнению, ни кто не сделал так много для того, чтобы отвратить людей от Церкви как православное священство (иереи и архиереи). Их алчность, стремление к роскоши, пьянство и многое другое, о чём стыдно и говорить, отвратило от Церкви столько народа, что с этим не сравняться ни какие гонения на Веру во все времена вместе взятые. Большинство людей судят о Церкви Христовой по делам Её служителей – священников. К сожалению, мало кто интересуется глубиной Православной Веры, её догматикой и т.д. Мало кто понимает суть учения Христова, даже из воцерковленных людей! Увы! Пастырей много, а паства брошена! Священник же всегда на виду и если он живёт не праведно, то в сознании людей его поведение переносится на Веру Православную. Часто православные священники становятся первой и, увы, непроходимой преградой на пути робкой попытки человека прийти к Богу! Как это страшно и тяжело видеть. Я, как верующий человек, выслушиваю часто справедливые упрёки в адрес священства, которые почти всегда заканчиваются примерно так: «Никогда я к этим попам не пойду!» Да и сам я пострадал от этого. Моё движение к Церкви началось в самом начале 90-х, когда прочитал Новый Завет, синодальный перевод баптистского издания на тонкой папиросной бумаге (другого тогда было не достать). Тогда я уже не был атеистом, но ещё не стал православным. Примерно 12 лет я считал, что Христос и его учение – это одно, а православные священники – это другое. Конечно и лукавый здесь сильно постарался – хотя надо признать, что поле для его деятельности здесь обширное.
Следующим препятствием на пути человека к Богу являются лжеучители вроде Кураева, Осипова и др., которые под видом православия проповедуют нечто совсем иное. Сколько душ ими отравлено! Меня Бог миловал и направил по другому пути. Из-за недоверия к священникам и новым проповедникам, я чтобы «узнать о православии» стал читать «проверенных временем» Святых Отцов первых веков христианства (в кавычках – это моя терминология того времени). И я благодарен Господу за это!
Сейчас в Церкви в духовном плане положение гораздо хуже, чем перед октябрьским переворотом 17 года. Сколько тогда было «обновленцев», «живоцерковников», какой злобой они дышали на оставшихся верных Христу священников и архиереев – бывших своих братьев. Сколько тысяч погубили они своими доносами! Сейчас таких обновленцев среди священства гораздо больше! Отсюда и стремление к реформам в Церкви. Им не нужен Христос – им нужно стадо, с которого бы они получали стабильный доход. Я с болью это пишу. Как мало сейчас истинных пастырей! Как им сейчас трудно! Слава Богу что ещё есть такие – настоящие Батюшки. Да поможет им Господь! Вот это настоящая проблема – разочарование в пастырях! Не думаю, что разочаровавшийся инакомыслящий интеллигент является церковной проблемой, это трагедия конкретной личности, но не Церкви.
Ольга 28/05/2017 в 11:58:33
Не могу полностью согласиться с автором статьи. По части диссидентов-реформаторов 70/80-х гг. согласна, но сейчас не 70/80-е гг. и люди, идущие в церковь, идут туда не по причине диссидентства, а по другим причинам: кто-то ищет Бога, у кого-то проблемы, кто-то ищет смысл жизни, а кто-то из любопытства и т.д..
К сожалению, на сегодняшний день за реформы в Церкви ратуют не прихожане, а руководство РПЦ, начиная от Патриарха и заканчивая правящими архиереями на местах, причем реформы направлены на преобразование Церкви из тела Христова в Институт по примеру Ватикана с параллельным изменением православной догматики, что и вызывает возмущение большинства мирян, а отнюдь не отсутствие реформ из-за диссидентских устремлений. Люди уходят или не идут в церковь, т.к. Церковь как Институт политизируется, участвует не только во внутренней, но и во внешней политике, отменен Поместный собор, нет соборного общения внутри поместной Церкви, устанавливается жесткая вертикаль власти - реформы осуществляется исключительно архиереями и спускаются вниз для исполнения без какого-либо обсуждения. Многим очевидно, что руководство РПЦ плавно встраивается в структуру Ватикана, и именно это возмущает людей и отторгает от Церкви, т.к. не видят правды. После Гаванской встречи очень много молодежи ушло в неоязычество и это не связано с отсутствием "диссидентских" реформ.
Наталия 27/05/2017 в 16:29:43
Спасибо автору: затронута очень интересная и серьёзная тема. На моей памяти конца 80-х годов, когда в Церковь хлынула интеллигенция (простого народа было немного, потому что его вообще немного), т.е. инженеры, учителя, научные сотрудники, врачи, бухгалтеры, студенты и т.п. вот в большинстве своём они и пришли в храм, который в их мировоззрении противостоял власти....
Теперь народ церковный более-менее пришёл в себя, но диссидентство - вещь практически неизживаемая, оно уходит в глубь личности, вроде незаметно, но потом вот и происходит, что происходит: и в Церкви всё не так, и власть не та... Диссидентствующий ум сродни прелести. Зачастую он и вопит о реформе Церкви.
Виктор Ш. 26/05/2017 в 21:12:32
Разномыслие переходящие в разногласие естественный процесс части участников любой организации. В Церкви он заложен ещё при Спасителе. "Не хотите ли и вы отойти?" Тут, я думаю, беспокоиться не о чем. Процесс режиссируется, - "не бойся, малое стадо".)
Геннадий 26/05/2017 в 16:28:55
Инакомыслящие у нас сейчас похоже на уровне выше приходского, и то, что, они делают, оттолкнёт от них тех, кто на приходах, только не надо делать вид, что люди отходят от Церкви, они от таких диссидентов бегут. Свежий пример. Никольский храм в котором престольным днем является день во имя Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, в тот самый момент когда привезены мощи из Бари, и празднуется перенесение мощей святителя Николая, на поверку оказывается, что епископ отменил престольный день в честь святого Николая Угодника, и назначил престольным днем в честь Иконы Божьей Матери. Как такое понимать?
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 26/05/2017 в 15:53:18
Среди множества хронических болезней людей есть два друг-другу сродственных вида: хронически довольные и хронически недовольные... Оба социально и индивидуально опасны. А Церковь обязана решать свои главнейшие задачи при любых ситуациях и так или иначе взаимодействовать со всеми светскими властям.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
О наших разногласиях Православный журнал Благодатный огонь
О наших разногласиях
26.05.2017
Священник Александр Цыганков

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

23.08.2017
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о терпении скорбей и искушений

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

18.08.2017
Николай Стариков

Болеть за своих

16.08.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протестантизм в Православии

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

14.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Умеем ли мы молиться Богу?

8.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.08.2017
Рассказы матушки Силуаны

31.07.2017
Священномученик протоиерей Михаил Чельцов (†1931)

Протоиерей Михаил Чельцов: «Не переменять, а растолковывать...»

4.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Старая звезда

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

19.07.2017
«Бегайте блудодеяния»

17.07.2017
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

 

НОВОСТИ

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов