Богородица

Актуальные статьи

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

5.06.2017

 

В сети появилось обращение иеромонаха Богородице-Рождественского подворья с. Федосьино Арсения (Железнова). Отец Арсений читает Евангелие в праздник Святой Троицы 4 июня вопреки традиции Русской Церкви лицом к народу и произносит после этого пламенную антиэкуменическую проповедь...

Никто не отрицает пагубности экуменизма, и об этом «Благодатный Огонь» постоянно публикует соответствующие статьи. Однако непонятно, как у наших ревнителей и пламенных борцов с «ересью ересей» экуменизмом (между прочим, святые Отцы ересью ересей именовали иконоборчество) может уживаться критика того же экуменизма и богослужебные обновленческие реформы.

Да, молчанием предается Бог. Именно поэтому будет уместным напомнить досточтимому о. Арсению о недопустимости богослужебных обновленческих реформ и экспериментов у себя в храме.

Прежде всего возникает вопрос: а какой миссионерский смысл в чтении Евангелия лицом к народу? Разве и так не слышно? Да, на вечерне 1-го дня Пасхи по традиции Евангелие читается священником или архиереем в царских вратах лицом к народу. Но этот случай специально оговорен Типиконом и тут заложен глубокий смысл этого пасхального чтения: в воспоминание вечернего явления Господа ученикам.

Елена Тростникова как-то писала о чтении Евангелия за богослужением:

«Я хочу видеть не лицо священника или диакона, а затылок! И повернутое ко мне текстом Евангелие. Вот сейчас, когда вижу затылок, когда, если близко стою, вижу развернутые страницы – вот он, церковный корабль! Он весь динамически устремлен туда, вперед – в Царские врата, в Царство Божие, в вечность. Он просто-таки взрезает волны!

Это – боевой клин! И стадо, идущее за пастырем – как на Востоке.

Евангелие – вершина Литургии оглашенных – и есть это боевое оружие, прежде всего. И чем больше оно отзовется (и плод даст) в душах слушающих, тем оно более – боевое оружие. И мы здесь и сейчас, под его предводительством – вместе с предстоятелем.

А теперь развернем на 180 градусов – “к народу”. Происходят – для меня – две печально-очевидные вещи.

1) Пространство замыкается, из клина в круг, пропадает перспектива бесконечности впереди, и алтарь – никак не в фокусе происходящего, вне линии действия.

2) Из единого народа Божия (с предстоятелем) распадаемся на “клир и мир”: на того, у кого Евангелие в руках и кому оно принадлежит, на чтущего и разумеющего (с одной стороны) – и просвещаемых, обучаемых, – с другой стороны, по другую сторону...

Разверни священника к народу – и пропадет единственность Евангелия Пасхальной вечерни, при котором священник овеществляет, являет собою читаемое – как “ста Христос посреде их” после Своего Воскресения. Отец Сергий Правдолюбов из года в год говорит нам про этот вечер, что нельзя не прийти ради этого “лицом к народу”, единственного в году».

А вот мнение епископа Саратовского и Вольского Лонгина (ныне митрополита):

«Чтение Священного Писания в алтаре – очень древний обычай, дошедший до нас с тех времен, когда только еще определялся устав богослужения. Действительно, священник, не только при чтении Евангелия, но и при совершении священнодействий, стоит спиной к молящимся. Это свидетельство того, что он предстоит пред Богом: народ находится за ним. Это образ библейский – образ пастыря, пастуха, который, как известно, идет впереди своих овец, своего стада, и ведет его за собой. На практике это проявляется так: священник возглавляет богослужение, от лица людей возносит молитвы к Богу, и, конечно же, он обращен туда, куда обращен народ <…>.

При чтении Евангелия в алтаре в больших храмах иногда не все слышат слово Божие. Вот почему при службах архиерейских (а архиерейская служба с древнейших времен совершается в крупных храмах, соборах) Евангелие износится из алтаря на середину церкви. И если Вы бывали на такой службе, Вы, наверное, заметили, что протодиакон читает Евангелие на той же самой кафедре, на которой стоит Архиерей – в центре, среди народа, но, опять же, обратившись к Святому Престолу. Лишь однажды в году Евангелие читается лицом к народу: на Пасхальной литургии, когда как бы из дверей Гроба благовествуется о том, что Христос воскрес.

Если проблема в том, что молящимся плохо слышно и не все могут следить за чтением, можно найти простой выход: при современных технических средствах в храмах устанавливается акустическая аппаратура, и, когда Евангелие читается в алтаре, тем не менее, слышно всем.

Кстати, католики после второго Ватиканского собора, который принял массу решений о литургических реформах, “повернули” священника лицом к народу. До сих пор в старинных католических храмах Европы можно увидеть такую картину: древний Престол, который стоит на своем месте – в алтарной апсиде, забыт и заброшен. И есть небольшой столик, как правило, он стоит посреди людей, иногда даже в проходе между скамьями. На нем священник совершает все службы, обряды, повернувшись лицом к народу. Хотя в свое время было очень много сторонников этого нововведения, оно не улучшило восприятие богослужения молящимися, более того, в очень многих католических приходах Европы люди призывают духовенство вернуться к старой практике, которая сохранилась сегодня в Православной Церкви. Так что не случайно наша Церковь сохраняет эту древнюю традицию: она осмысленна и соответствует содержанию евангельской проповеди».

И самое главное. Следует напомнить досточтимому о. Арсению, что в распоряжении патриаршего Местоблюстителя новомученика митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 года чтение Евангелия лицом к народу упомянуто в ряду неразрешенных нововведений. Этот канонический документ в нашей Церкви никто не отменял!

Из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского):

C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма.

2) Опущение молений об оглашенных на литургии.

3) Чтение Евангелия лицом к народу.

...

13) Введение в богослужебную практику русского языка.

14) Употребление произвольных возгласов и молитв.

15) Произвольное сокращение и изменение богослужебного последования в ущерб молитвенному и праздничному содержанию (выпуск части стихир, канонов, антифонов, в которых картинно и живо изображается Царство Божие, богоугодная жизнь святых, высокая и неизменная радость о Господе даже среди скорбей, — в результате чего остаются только обломки церковного последования). И т. п.

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.
 

Патриарший местоблюститель митрополит Петр
благочинный прот. С. Смирнов


14 сентября 1925 г.

Публикуется по: ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95.

Может быть лучше иным нашим ревнителям и обличителям экуменизма начать с себя и со своих приходов, чтобы требования Типикона, разработанные и утвержденные для нашего спасения, не нарушались, ибо Бог повелел: «не передвигать пределов вечных, которые положили отцы твои» (Прит. 22:28).


P.S. Появилось сообщение, что в сентябре 2017 года иеромонах Арсений (Железнов) ушел в раскол, заявив о том, что он прекращает поминать своего правящего архиерея архиепископа Александровского и Юрьев-Подольского Евстафия и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Поводом для непоминовения, по словам о. Арсения, стала поддержка Священноначалием экуменизма, участие Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей, совместные богослужения представителей епископата и клира Русской Православной Церкви с инославными, иноверцами и еретиками, именование представителями Московского Патриархата еретиков «в сущем сане», встреча Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском в Гаване и т.д. и т.п. Очевидно, что священнослужитель, отказавшийся поминать за Богослужением правящего архиерея и Предстоятеля Русской Православной Церкви, автоматически перестает быть клириком Русской Православной Церкви и считается находящимся в расколе с ней, ибо иерархичность является основным свойством Церкви.

* * *

Священник Георгий Максимов о том, почему не надо слушать тех, кто призывает не ходить в храмы, где поминают патриарха:


 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Владимир А. 25.09.2017 в 11:52:56

Михаилу Яблокову 19/09/2017 в 22:28:53
Поддерживаю вашу позицию. Однако, по терминологии добавлю. 1-е пр. св. Василия Великого упоминает три возможных состояния отделившихся: еретики, раскольники, самочинное сборище. Двухкратный Собор 861 года под председательством св. Фотия Великого, в 15-м правиле ввел еще одно возможное состояние – канонический разрыв, отсутствующий в 1-м пр. св. Василия Великого. Это следует из того что, о тех, о которых 15-е пр. говорит «достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений» никак нельзя сказать, что они являются «самочинным сборищем» в смысле указанным в 1-м пр. св. Василия: «самочинными сборищами - собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище» Поэтому, канонически, более корректно использовать термин «канонический разрыв», но не «самочинное сборище».

Михаил Яблоков 21.09.2017 в 13:10:29

Игорю Б.
А вам не показалось, что здесь вашего духовного окормления никто-таки не испрашивал? Не берите на себя больше, чем положено.

Игорь Б 21.09.2017 в 01:08:12

Агапиту и Яблокову.
За нападки друг на друга, да и еще прилюдно, Господь вам попустит скорби для вразумления.

Михаил Яблоков 20.09.2017 в 14:55:49

Агапиту.
У тебя глубокое духовное повреждение, Агапит. То ты со "старым" обрядом трясешься, как курица с яйцами, то явных апостатов защищаешь. Это все лишний раз подтверждает, что обновленчество и "старообрядчество" - это одно.

Агапит 20.09.2017 в 13:52:20

***А тебя бы вообще на фронте не оказалась. Драпанул бы при первой возможности*** (М. Яблоков).
Я отслужил срочную в рядах СА, уволился ст. сержантом. Не пропустил ни одних военных сборов. В настоящий момент - капитан запаса. Словесную дуэль с тобой продолжать не намерен, иначе окружающие не увидят разницы между нами. Честь имею!

Михаил Яблоков 20.09.2017 в 13:02:24

Агапиту.
А тебя бы вообще на фронте не оказалась. Драпанул бы при первой возможности.

Агапит 20.09.2017 в 10:30:20

М. Яблокову.
И ты думаешь, что кого-то убедил? Даже и не пытайся, ты сам призываешь к расколам своими абсурдными письменами, хотя бы вот этим: "Я лично считаю непоминовение на данный момент фальстартом, однако не осуждаю непоминающих и не считаю их находящимися вне Церкви. Допускаю, что такая каноническая мера будет вполне допустима в самое ближайшее время. Апостасия священноначалия, увы, налицо".
На фронте тебя бы за твою демагогию расстреляли бы без трибунала.

Наталья Егоровна П. 19.09.2017 в 23:55:45

Удивительно! Оказывается обновленчество может сочетаться с "ревнительством не по разуму". Вернее наоборот. С гнильцом оказались наша "ревнители.

Михаил Яблоков 19.09.2017 в 22:28:53

Насчет иеромонаха Арсения Железнова. Согласно 1-го канонического правила свт. Василия Великого, раскол является безблагодатным. Однако ничего подобного не сказано про т.н. самочинное сборище. Нельзя автоматически считать непоминающих безблагодатными раскольниками! Самочинное сборище - это еще не раскол. Раскол - искусственно созданная параллельная церковная структура (иной алтарь) с синодами и архиерейскими хиротониями. Самочинное сборище - это только община непоминающих во главе с епископом или священником. Никто из святых не называл их безблагодатными. У нас даже в святцах большое количество святых непоминающих, однако они не были раскольниками. Раскольников, как известно, не канонизируют. Непоминающим свое время был и свт. Григорий Палама, когда он отказался поминать патриарха Иоанна Калекаса, причем до его соборного осуждения. Так же и св. Максим Исповедник. Можно привести примеры и других святых. Не так уж все просто, как это излагает свящ. Георгий Максимов... Я лично считаю непоминовение на данный момент фальстартом, однако не осуждаю непоминающих и не считаю их находящимися вне Церкви. Допускаю, что такая каноническая мера будет вполне допустима в самое ближайшее время. Апостасия священноначалия, увы, налицо.

Михаил Яблоков 19.09.2017 в 21:21:26

И еще. Клятвы снимаются только при условии покаяния! А никто каяться и не собирался... Более того, раскольники только посмеялись над беззубым собором 1971 года. Это примерно тоже самое, как Стамбульский патриарх Афиногор "снял" анафемы с католиков ) Смешно ) Клятвы не человеки, а Дух Святой накладывает. Не прельщайтесь, расколофилы.

Михаил Яблоков 19.09.2017 в 21:06:07

Игорю К.
1. Современные бесчисленные "старообрядческие" секты (взаимно друг друга проклявшие) не имеют к старому обряду ни малейшего отношения. Старый и истинный обряд содержит только Святая Церковь Христова.
2. Клятвы на раскольников налагались всеми Восточными Патриархами. Ни один из Восточных Патриархов клятвы не снимал. На Руси снятие клятв продавил экуменист, модернист и филокатолик м. Никодим Ротов, которого самого надо посмертно предать анафеме за антицерковную деятельность.
3. Никакого снисхождения к раскольникам быть не может. И мы с ними не на равных условиях, они - вне Церкви Христовой, вне благодати. Только искреннее покаяние в расколе и отречение от лжеобряда может способствовать их присоединению к Церкви Христовой.

Игорь К. 19.09.2017 в 19:33:02

Михаил, а послания, определения РПЦЗ о старом русском обряде и староообрядцах. Они тоже экуменисты и обновленцы? Как-то не скажешь про них.
1. Почитать древние богослужебные обычаи и обряды, содержащиеся в богослужебных книгах Русской Церкви до середины XVII столетия, православными и спасительными.
2. Запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи Соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как наложенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими; ... Итак, мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и молимся о том, чтобы мы, если на то будет воля Всемилостивого Бога, могли бы участвовать в таком богоугодном деле. Мы верим, что с обеих сторон требуется воля следовать спасительным заповедям Христовым в исповедании, что не обряды наши сами по себе приближают нас к Богу, но покаяние наше, смирение, готовность к взаимному прощению, любовь и все христианские добродетели устрояют нам наше спасение. И т.д.
Но это не по теме. Интересно было бы услышать мнение о Георгия о последней статье о.Феодора Зисиса.

Агапит 19.09.2017 в 19:28:10

М. Яблокову.
@Старый обряд только в Церкви. Вне Церкви нет никакого старого обряда@
С этим невозможно не согласиться. Но беда ещё и в том, что в Церкви царит даже календарное разделение, не говоря уж о богослужебных различиях у нас и греков, например. Насчет "единоверия" - оно сейчас не существует. В Москве есть 3 старообрядных прихода, никто их упразднять не собирается. Настоятель берсеневского прихода игумен Кирилл (Сахаров) никакой не обновленец, а, напротив, консерватор, фундаменталист и антиглобалист. Побольше бы таких "обновленцев"! 
А в общем-то, хватит об этом.

Михаил Яблоков 19.09.2017 в 18:27:58

Агапиту.
Старый обряд только в Церкви. Вне Церкви нет никакого старого обряда. Собор 1971 г. продавил обновленец и экуменист м.Никодим Ротов, он же и любил служть по "старому" обряду. Сейчас этому подражают самые ярые экуменисты и обновленцы. Единоверчество себя изжило. Оно должно быть упразднено.

Агапит 19.09.2017 в 17:32:44

***Ладно, проехали.*** (М. Яблоков)
Михаил, предлагаю "дорожную карту": мы признаём старообрядцев безблагодатными раскольниками, но также не ставим под сомнение красоту и литургическую ценность дораскольного обряда, исходя из деяний Собора 1971 года. Следует также признать, что староверы - самое консервативное из христианских течений, принципиально не допускающее никаких "новин". Не будем забывать, что это наши соотечественники, русские люди. Вон в июдаизме много течений, но попробуй тронь еврея - какой гевалт подымится!

Михаил Яблоков 19.09.2017 в 16:40:19

Агапиту.
Ладно, проехали.

Агапит 19.09.2017 в 15:59:58

М. Яблокову.
Дорогой Михаил! Я знаю Вас по форуму РНЛ ещё с 2009 и всегда очень ценил Вашу верность Православию. Помниться, мы вместе отбивались от пользователей "Одиноков" и "Eugenie", лоббирующих европравославие. Так почему же мы теперь по разные стороны баррикад? Я что, призываю кого-то уйти из Матери-Церкви в раскол? Никак! Вам же знаком журнал "Зарубежное военное обозрение"? Вы же понимаете, зачем изучается боевой опыт и вооружение армий противника? Так и здесь, мы должны заимствовать тот консерватизм, те методы. что существует у людей старого обряда, (и РПЦЗ), чтобы противостоять новобновленцам, словно метастазам духовного рака, пронзавшим тело Матери-Церкви. А "обряд" - это дело вторичное, кому как ближе, тот так и молится.

Михаил Яблоков 19.09.2017 в 15:32:54

Агапиту.
Это не имеет значения. Все епископы и священники, ушедшие в обновленческий раскол, были тут же лишены сана канонической церковной властью. Но дело-то не в этом. А в том, что у "старообрядцев" "иерархия" восстановлена обновленцами!!! Так как в пределе они одно органическое целое.

Геннадий 19.09.2017 в 15:23:06

Евгений 19/09/2017 в 14:46:38
спасибо за ссылку, от души отлегло...

Агапит 19.09.2017 в 15:22:48

Геннадию на 19/09/2017 в 14:22:54
С этими господами говорить не о чем. Пустая трата времени.

Агапит 19.09.2017 в 15:19:57

Яблокову
@"Свою" историю нам не надо нам впаривать. Никола Позднев был принят новозыбковцами в сущем "сане" от обновленцев (на самом деле у обновленцев никаких санов быть не может)@
Г-н Яблоков, Вы бросьте заниматься ерундой, я Вам этого не позволю! Как говорят военные, "здесь Вам не тут!" Итак, Никола (Позднев) стал архиереем еще до уклонения в обновленчество. Изучайте на пенсии матчасть! "В 1921 году овдовел, избран викарным епископом и был пострижен в монашество. С 11 июля 1921 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии." А в обновленчество он уклонился в 1922. К сведению, как и Сергий, наш будущий Патриарх.

Михаил Яблоков 19.09.2017 в 15:04:43

Владимиру Юрганову.
@Для нас старообрядчество является антиподом истинного Православия@
Именно так. К старому обряду эти бесчисленные секты не имеют ни малейшего отношения.

Михаил Яблоков 19.09.2017 в 15:02:15

Агапиту.
Не выдумывайте. "Свою" историю нам не надо нам впаривать. Никола Позднев был принят новозыбковцами в сущем "сане" от обновленцев (на самом деле у обновленцев никаких санов быть не может) без всякого покаяния и присоединения. Поэтому их "восстановление" иерархии еще покруче, чем у австрияков! )) "Старообрядчество" и обновленчество - это две стороны одной медали. И те, и другие - революционеры.

Евгений 19.09.2017 в 14:46:38

Я приведу лишь два свидетельства выдающихся Святых Отцов, Учителей и Исповедников, чтобы стало ясно, где находится Церковь и кто уходит из Церкви, чтобы, с одной стороны, еретичествующие экуменисты закрыли свои сквернословные рты и прекратили запугивать несведущих пугалом раскола, а, с другой стороны, чтобы наши «сторонники тишины и спокойствия» еще раз хорошенько подумали и начали действовать смелее, в большей степени сообразуясь со святоотеческим учением Церкви, и чтобы они боялись не изолированности от людей, а изолированности от Бога и Святых...(Ф. Зисис).

Агапит 19.09.2017 в 14:23:34

@Неслучайно новозыбсковская "иерархия" была "восстановлена" обновленческим епископом Николай Поздневым.@ (М. Яблоков)
Вы, Михаил, как мантру твердите Ваши псевдонаучные измышления вроде "старообрядчество=обновленчество", да к тому же ещё искажаете факты. Во-первых, Никола (Позднев) покаялся в своем обновленчестве и стал старообрядцем-беглопоповцем в сущем сане, а во-вторых, был ещё епископ Стефан (Расторгуев), из единоверцев, и "16 сентября 1929 года епископ Стефан присоединился вторым чином (через миропомазание) к Древлеправославной церкви, объединившей старообрядцев, ранее называвшихся «беглопоповцами»/.../ Наличие в церкви двух архиереев создало каноническую возможность для рукоположения новых епископов."
P.S.: Конечно, раскол от этого не перестал быть расколом, но это-трагедия русского народа, изменившая весь ход истории. Ведь до 25-30% великороссов были староверами! А Вы с прямолинейностью солдафона в одном из постов высказали сожаление о том, что царизм их всех не уничтожил. И какой Вы христианин после этого? Торквемадой себя возомнили, подполковник?

Геннадий 19.09.2017 в 14:22:54

Владимир Юрганов:
***Для нас старообрядчество является антиподом истинного Православия. А РПЦ(з) также***
Это архиепископ Зарубежной Русской Церкви Аверкий (Таушев) и архиепископ Иоа́нн (в миру Михаил Борисович Максимо́вич) являются подобными старообрядцам и раскольникам?

Владимир Юрганов 19.09.2017 в 12:49:30

Агапит пишет:
/// Старообрядчество в целом является неким антиподом обновленчества, тем, чем была для нас РПЦ(з) до объединения. ///
Для нас старообрядчество является антиподом истинного Православия. А РПЦ(з) также. Достаточно вспомнить вопли по поводу безблагодатности "сергианства". Отдельные персонажи в РПЦ(з) были замечательные (перечислять смысла не вижу). а в целом - истеричная борьбу с русскими советского периода. Недаром же записные ЦРУшные русофобы типа Назарова рядятся в сторонники именно РПЦ(з)

Михаил Яблоков 19.09.2017 в 12:10:07

Владимиру Юрганову.
@Введение двоеперстия - это именно обновленчество@
Совершенно верно! "Старообрядчество" - это самое настоящее скрытое обновленчество. Неслучайно новозыбсковская "иерархия" была "восстановлена" обновленческим епископом Николай Поздневым.

Агапит 19.09.2017 в 12:09:56

@... в Русской Церкви свои вековые традиции и их нужно соблюдать.@ (М. Яблоков)
ИМЕННО!

Агапит 19.09.2017 в 12:07:15

Владимиру Юрганову.
Уважаемый Владимир, этим летом на БО была обстоятельная полемика, посвященная старому обряду, там Вы найдете ответы на все поставленные Вами вопросы. Исходя из решений Поместного Собора РПЦ МП от 1971 года, посещать единоверческие храмы, креститься двуперстно и вообще молиться по дониконовским чинам мне никто запретить не может!

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 19.09.2017 в 11:00:58

Все эти "инновации", как "новые", так и якобы "старые", рождаются самопревознесением себя выше Церкви. Почти всегда закономерный итог - отпадение от Православия и подмена его лжемудрием. То есть духовной гибелью.

Владимир Юрганов 19.09.2017 в 09:41:18

а вообще конечно цирк!! Обновленец обновленца в обновленчестве обвиняет... что там про бревно в глазу?

Владимир Юрганов 19.09.2017 в 09:12:10

Михаил Яблоков пишет:
/// И Никон, и Аввакум, и Неронов из одного кружка "ревнителей благочестия", т.е. они все обновленцы и модернисты того времени. ///
Только хотел сказать. Введение двоеперстия - это именно обновленчество. А раскол - это попытка противоборствовать искоренению обновленчества под личиной "сохранения традиции", которую обновленцы только что насадили.

Владимир Юрганов 19.09.2017 в 08:45:45

Агапит пишет:
/// богослужение по старому обряду максимально приближено к дониконовскому. Ведь книги-то с текстами сохранились ///
да-да, главное, что бы сохранились искаженные переписчиками дониконовские тексты. И внезапно выдуманное двуперстие. Не беда, что двуперстия нигде больше не было, и выдумал его какой то местный Григорий, как в Риме календарь, дабы свое имя прославить геростратом. Главное - "сохранить".

Владимир Юрганов 19.09.2017 в 08:41:47

Агапит пишет:
/// У людей старого обряда настолько всё надёжно законсервировано, вплоть до внешнего вида, трёхпогружательного крещения ///
Мой друг - из семейства традиционных пятидесятников (всё деревня такая была). Так вот у них крестят погружением. даже погружением на водоёмах. Означает ли это, что ты православным, крещенным окроплением, предпочтешь пятидесятников?

Владимир Юрганов 19.09.2017 в 08:36:29

Наталья пишет:
/// в давние времена Её истории ересью ересей было иконоборчество, как напомнил автор, то теперь другая беда - экуменизм ///
Если теперь "беда" - экуменизм, то иконоборчество следует поощрять?

Агапит 09.06.2017 в 17:10:11

@От модератора: Уважаемые Михаил и Агапит. На следующей неделе на БО будет выставлена статья, посвященная расколу XVII века и старообрядчеству и там вы сможете продолжить ваши прения.@
Спаси Христос, что предупредили! Я как раз постараюсь подготовиться!

Геннадий 09.06.2017 в 10:20:33

"Пожелаю успехов нашему дорогому Президенту, равно и тем, кто займется воссоединением старообрядчества со вселенским Православием" (Символом воссоединения должен стать Александр Невский, а не протопоп Аввакум. диакон Владимир Василик: РНЛ http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/07/)
Похоже этот вопрос уже решенный, грядет воссоединение РПЦ и т.н. старообрядчество. Хотелось бы увидеть материалы на эту тему и рецензию на эту статью на РНЛ диакона Владимира Василика.

Михаил Яблоков 09.06.2017 в 09:37:09

Агапиту.
Прекращайте проповедовать раскол! Вы тем самым явно подтверждаете, что в наше время единоверие превратилось в "троянского коня" для разрушения Русской Православной Церкви. Те, кто утверждал единоверие (император Павел, митр. Платон) категорически не допускали перехода православных христиан в единоверие, а причащаться у единоверческого священника можно было только перед смертью за отсутствием православного. На это имеются соответствующие указы Святейшего Синода. Не надо это забывать! Единоверие - это жесткая икономия, а не старые традиции и обряды. Самые древние традиции и обряды в хранит Православная Церковь, а не всякие временные унии... Единоверие явно отжило свое, оно уже не созидает, а разрушает.
От модератора: Уважаемые Михаил и Агапит. На следующей неделе на БО будет выставлена статья, посвященная расколу XVII века и старообрядчеству и там вы сможете продолжить ваши прения.

Агапит 09.06.2017 в 07:12:54

Вы, Михаил, ни на один из пунктов моего поста 08/06/2017 в 17:24:07 НИЧЕГО не ответили. Значит, процесс Вами проигран, прения завершены.

Михаил Яблоков 08.06.2017 в 21:50:17

Агапиту.
Я вам про единоверие уже сказал, повторяться не буду. Авторитет - это святые отцы, а не ваши сомнительные и неверующие историки.

Агапит 08.06.2017 в 21:29:29

Михаилу Яблокову.
Свт. Димитрий Ростовский родился 11 (21) декабря 1651 в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало. В отношении обсуждаемой нами темы этим сказано многое, если не всё. Святителя же я чту. И митр. Платона с императором Павлом, учредившими 27 октября 1800 года единоверие, такожде почитаю.

Михаил Яблоков 08.06.2017 в 20:20:38

Агапит.
Свт. Димитрий Ростовский.

Агапит 08.06.2017 в 20:13:56

Михаил Яблоков:
***Они для меня не авторитет :)***
Никола́й Фёдорович Ка́птерев — русский историк церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук. И этот человек для Вас не авторитет? А кто ж тогда авторитет? Феофан Прокопович? Впрочем, эту дискуссию можно и прекратить.

Михаил Яблоков 08.06.2017 в 19:47:00

Агапиту.
Они для меня не авторитет :) Да и прекращайте проповедовать "тайное знание". Все уже давным-давно известно. История раскола - это позор.

Агапит 08.06.2017 в 19:33:16

Михаилу Яблокову 08/06/2017 в 18:43:13
Очень поверхностно. Прочтите Зеньковского, Каптерева.

Михаил Яблоков 08.06.2017 в 18:43:13

Агапиту.
И Никон, и Аввакум, и Неронов из одного кружка "ревнителей благочестия", т.е. они все обновленцы и модернисты того времени. Просто Никон их кинул (как в лучших традициях 90-х), а они на него обиделись и пошли на попятную. Все идеологи раскола - самые настоящие модернисты и обновленцы! Не случайно новозыбковцы "восстановили" свою иерархию от обновленцев. "Старообрядчество" и обновленчество - это две стороны одной медали. И чем быстрее вы это поймете, тем лучше для вас. Поэтому все обновленцы так любят "старообрядцев". Любят служить по "старому" обряду. И то, и другое - протест против Церкви, ее истинных обрядов и традиций. И не надо сравнивать РПЦЗ со "старообрядческими" сектами. В РПЦЗ все хиротонии были законны, а у раскольников священства нет, это мужики в рясах.

Агапит 08.06.2017 в 17:24:07

Михаилу Яблокову
1. Митр. Иларион - протоиерею Иоанну Миролюбову. "Вы напомнили нам, отец Иоанн, о словах Вашего наставника, говорившего, что в первую очередь мы должны быть учениками Христа и сверять свою жизнь с Евангелием. Только во вторую очередь мы можем называть себя не просто христианами, а православными, восточными христианами. И лишь в третью очередь мы можем говорить о тех или иных обрядах, с которыми сопряжено наше благочестие.... древний обряд напоминает нам о единстве между миром человеческим и миром ангельским. Он напоминает нам о той чистой молитве, которая выражается в древних песнопениях знаменного распева, в котором каждая попевка отображает молитвенное воздыхание человеческой души" http://www.oldrpc.ru/news/1109/
2. Вы рассуждаете о единоверии с чисто утилитарной точки зрения, т. е. с позиции "выгодно/невыгодно". На самом же деле есть некая мистическая связь между догматом, обрядом и состоянием человеческой души. А по-Вашему выходит, что все труды БО и его сторонников в борьбе за сохранение синодальной Традиции - напрасный труд, ведь из любой Традиции можно "сделать идола".
3. Насчет "троянского коня" - это Вы тоже зря. Кому надо - сразу идут на Рогожку, а в общинах в Михайловке, Студенцах, Рубцове и на Берсеневке люди отдают себе отчет, ПОЧЕМУ они именно там, а не где-либо ещё. 
4. Старообрядчество в целом является неким антиподом обновленчества, тем, чем была для нас РПЦ(з) до объединения. Это такой маячок, который делает совесть обновленцев неспокойной. (Мнение частное.)
5. Любовь к русской богослужебной старине попросту генетически неискоренима и пребудет в людях во все времена.

Михаил Яблоков 07.06.2017 в 20:10:33

Агапиту.
1. Единоверие имело положительный значение в начале 19 века. Сейчас же оно превратилось в "троянского коня".
2. Не хранение традиций само по себе спасительно, а хранение благодати. Само по себе хранение традиции ничто. Можно и из традиции сделать идола, и это уже будет не традиция, а обрядоверие, наподобие брахманизма.

Агапит 07.06.2017 в 17:12:00

Михаилу Яблокову
///Дело в том, что благочестие хранится не человеческими усилиями, а благодатью Святого Духа. А раскол (по свт. Василию Великому) безблагодатен. Поэтому отсутствие благодати в расколе "восполняется" или обрядовой показухой, или душевным расположением.///
Михаил! Во-первых, я приводил в пример не раскольников, а старообрядные приходы в лоне РПЦ. Во-вторых, я это делал для того, чтобы показать, что принципиальность в хранении Традиции служит вакциной от многих заболеваний.

Роман 07.06.2017 в 00:30:59

Когда корабль под парусами в бушующим море, изменять на ходу правила и конструкцию, значит жди беды.

Михаил Яблоков 05.06.2017 в 21:52:58

Дело в том, что благочестие хранится не человеческими усилиями, а благодатью Святого Духа. А раскол (по свт. Василию Великому) безблагодатен. Поэтому отсутствие благодати в расколе "восполняется" или обрядовой показухой, или душевным расположением.

Агапит 05.06.2017 в 20:24:39

"Отец Арсений читает Евангелие в праздник Святой Троицы 4 июня вопреки традиции Русской Церкви лицом к народу и произносит после этого пламенную антиэкуменическую проповедь..."
Вот в Воронеже молодые батьки съездили на экскурсию в грекоязычные церкви, переоблачились в греческие камилавки и подрясники, наверное, и фелони не заставят себя долго ждать, и почти вся эта молодежь читает Евангелие лицом к народу, хотя митрополит там - человек старой школы, и никого не принуждает к сему. Кстати, в отличие от патриарха Кирилла, своего ровесника, воронежский владыка читает тайные молитвы "втай", а не в микрофон. А вот то, что мы видим у о. А.Борисова в Столешниковом - это, в принципе, калька с Греции...

Агапит 05.06.2017 в 20:14:12

Наталии.
Полностью с Вами согласен. У людей старого обряда настолько всё надёжно законсервировано, вплоть до внешнего вида, трёхпогружательного крещения и подготовки к Причастию (говение - это седмица сухоядения плюс очень трудное молитвенное правило на каждый день), что они и причащаются только постами, 4-5 раз в год, и дискуссий, подобно тем, что разгораются время от времени на БО о частоте причащения, там попросту нет, неактуально это для них. Вот так вот они и застрахованы от обновленческо-экуменической ползучей реформации.
Михаилу Яблокову.
По этой же самой причине я готов утверждать, что богослужение по старому обряду максимально приближено к дониконовскому. Ведь книги-то с текстами сохранились, крюки (знамена) сохранились, образцы облачений в музеях - сколько угодно, а главное - люди, передававшие Традицию из поколения в поколение, несмотря ни на что, чьи потомки живы и поныне. Тот же о. Иоанн Миролюбов, например.

Михаил Яблоков 05.06.2017 в 19:14:54

Агапиту.
На Афоне паремии и Апостол читаются лицом на восток, так же как и у нас. Не думаю, что для афонитов это новизна; там соблюдаются древние богослужебные традиции непрерывно. Современные же т.н. "старообрядцы" не имеют отношения к дореформенному богослужению.

Наталия 05.06.2017 в 18:37:14

Агапиту:
вы сказали очень верную мысль: "Мне нравится, что у людей старого обряда, в частности у единоверцев (не хочу делать рекламу раскольникам), самая мысль о каких-либо новинах является крамольной".
Да, представляете, что такое новины в Церкви - это Голливуд. Какие новины? Как так можно не понимать, что так называемые новшества - это всё равно, что прогресс в нашей несчастной цивилизационной жизни. Всякие новшества в Церкви, якобы необходимые и принципиальные, как, например, русский язык Богослужения - это прогрессивная жизнь в духе и духа... Господи, какая прогрессивная жизнь? и в каком духе? ТУПИК.

Агапит 05.06.2017 в 18:00:39

Михаилу Яблокову.
***Все остальные чтения Евангелия - в царских вратах лицом к народу. Объясняется это тем, что Благая весть обращена к народу, а не к Богу. Однако в Русской Церкви свои вековые традиции и их нужно соблюдать***
1. Исходя из этой логики, Паримии и Апостол на Афоне тоже читают лицом к народу?
2. Мне нравится, что у людей старого обряда, в частности у единоверцев (не хочу делать рекламу раскольникам), самая мысль о каких-либо новинах является крамольной.

Наталия 05.06.2017 в 16:43:27

Прошу прощения, но замечу автору, что Православная Церковь - живая, и если раньше, в давние времена Её истории ересью ересей было иконоборчество, как напомнил автор, то теперь другая беда - экуменизм. Это же так понятно.
Простите и с великим праздником Сошествия Святаго Духа на апостолов. Духовной радости, несмотря ни на что, даже на погоду.

Надежда 05.06.2017 в 11:32:33

"…С устройством торжественной встречи", – это тоже бывает (не имею в виду архиерейские службы).

православный Антон 05.06.2017 в 10:16:09

Всё ждал, когда же наконец движение наших необразованных горе-ревнителей, призывающих к расколу РПЦ, выльется в какой-либо постмодернистский тренд. И вот наконец наглядный пример постмодернизма: гремучая смесь ревнителя не по разуму и обновленца-грекофила. Печально.

Михаил Яблоков 05.06.2017 в 09:12:08

На Афоне только воскресное Евангелие (на воскресной утрени) читается священником с престола (не к народу). Но Евангелие располагается не прямо на престоле, а правее - на правой стороне, так как престол символизирует гроб Господень, а Ангел, благовествовавший Воскресение, находился "в десных". Все остальные чтения Евангелия - в царских вратах лицом к народу. Объясняется это тем, что Благая весть обращена к народу, а не к Богу. Однако в Русской Церкви свои вековые традиции и их нужно соблюдать.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс