Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Ангелы и камеры

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

 

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным.

Песнопение, исполняемое во время Великого входа на Литургии в Великую субботу

 

Наверное, почти любому из нас в нынешнее время дня не прожить, чтобы не увидеть кого-нибудь снимающего что-либо на телефон. Или самому не поснимать. Любые ситуации и поводы: день рождения, встреча со старым другом, забавный случай, чья-то неловкость, ошибка, трагедия, интимная жизнь – все, буквально все на камеру и скорее-скорее в интернет. Доступность получения цифрового изображения с последующей возможностью выставления картинки на всеобщее обозрение сделала человека не живущим собственно, а каким-то наблюдателем за жизнью. Последствия этого превращения, кажется, только начинают проявляться, но уже хорошо заметны все шире распространяющаяся эмоциональная тупости. Это логично и неизбежно – ведь снимающий уже не живет в полноте тем событием, которое хочет запечатлеть. Он отстраняется и занят только тем, чтобы как можно лучше снять, уже предвкушая как потом будет показывать отснятое френдам в интернете. Эта доминанта притупляет все прочие чувства, а отстранение, вошедшее в привычку, становится причиной появления в сети кадров со смартфона с запечатленными на них гибнущими в питерском метро людьми. Это ведь не камера наблюдения сняла. Это кто-то стоял и хладнокровно (ну или со слезами на глазах – это сути не меняет) наблюдал через камеру телефона за человеческим страданием. А сколько этого добра на всевозможных видеохостингах. Даже монтируют целые сборники из человеческих трагедий.

Особенно тревожит то, что этот же процесс давно уже вовсю касается Церкви и людей церковных. И речь даже не о том, что почти у каждого прихожанина в кармане смартфон или телефон и многие заражены той же страстью. Речь о том, что стремление к созданию впечатляющей картинки разрушает чувство благоговения к святыне. Мы давно не смущаемся тем, что на архиерейских (уже и не только на архиерейских) богослужениях по всему храму устанавливают камеры и операторы в самые важнейшие моменты молитвы беззастенчиво шарят объективами по лицам прихожан в поисках пресловутой «картинки» (да что операторы – теперь уже роботы этим занимаются: уставится на тебя во время службы такой стеклянных глаз – какая уж там молитва…). Священнослужители привыкли и не смущаются тем, что во время Херувимской их просят отодвинуться от Престола, чтобы фотографу было удобнее заснять предстоятеля с воздетыми руками – эффектный же момент, правда?

Как-то в одной православной газете попалась на глаза заметка о детском конкурсе фотографии и здесь же был опубликован снимок, занявший первое место. На нем молодая женщина, на коленях припавшая к иконе. Ах, как умилительно! Поймал мальчик момент, браво! Мальчику бы объяснить, что негоже подглядывать за чужой молитвой, быть может вызванной большим горем, и тем более выставлять чужую скорбь на всеобщее обозрение. А ему – грамоту!

Как незаметно все это произошло. Откуда взялось и когда стало обычным это стремление выставлять на торжище самое сокровенное и свое и чужое? Вот и в православных изданиях тысячи, сотни тысяч однотипных снимков уже давно никому не интересных. Архиереи, священники, диаконы с воздетыми руками и орарями. Монахини с опущенными длинными ресницами и прихожанки с кокетливо-небрежно наброшенными платками, дети со свечками и прочее и прочее и прочее. Вот мы скользим взглядом по фотографии, на которой человек приобщается Божества и равнодушно, переворачиваем страницу. А кто-то может быть и зевнет. Ну и, спрашивается, зачем все это было? Съемка, смущение прихожан, работа дизайнера, типографии, бумагу зачем потратили? Зачем? Ну можно хотя бы само богослужение исключить из объектов съемки? Это ведь не сложно – определить рамки. Настоящий фотограф или оператор найдет как и что снять и вне богослужения.

Нужно сказать, что даже тем священникам, которые негативно относятся к фото- и видеосъемке богослужения, становится все труднее противостоять этому, модно говоря, «тренду». Потому что начальство требует отчетов с приходских мероприятий (а богослужение или крестный ход у нас тоже, зачастую, именуют мероприятиями) непременно с фотографиями.

Этой статьи, возможно, не было бы, если бы мне не пришло в голову посмотреть видео освящения храма Новомучеников в Сретенском монастыре. Храм действительно великолепен. Поэтому, собственно, и захотелось взглянуть видеозапись хотя бы фрагментарно, чтобы увидеть интерьеры храма, хотя обычно трансляции богослужений не смотрю по вышеописанным причинам. С первых кадров становится понятно, что на съемку не поскупились. Множество камер, быстрая смена планов, статичных кадров почти нет. Наружная съемка ведется с дронов, внутри храма камеры постоянно двигаются, одна или несколько камер имеет возможность перемещаться из пространства храма в алтарь, таким образом даже алтарь и св. престол могут сниматься прямо сверху. Еще раз обратите внимание – камера может висеть прямо над престолом! Мимоходом подумалось о том, как она нам будет расталкивать ангелов… и вдруг мне прямо-таки нехорошо стало от одной догадки. Решил проверить и перетащил курсор ближе к концу ролика, где по времени должна быть главная часть Литургии. И вот оно! Эпиклеза. Патриарх призывает Св. Духа на Дары. И где же камера в этот момент? Догадались? Правильно! Висит прямо над головой Патриарха, вперив свой наглый цифровой взгляд в Чашу с Христовой Кровью!

Воистину «витии многовещанные яко рыбы безгласные» не смогли бы выразить всего, что захотелось высказать, увидев эту картину. Святыня, которую всегда берегли от праздного холодного взора. Святыня, превышающая всякое разумение, дороже которой нет ничего во всей вселенной, выставлена напоказ. Официально. Для всех желающих поглазеть. Куда дальше ехать то, православные!? Можно ли найти объяснение и оправдание тому, что происходит? Как можно верить в то, что на Престоле Истинные Тело и Кровь Спасителя нашего и допускать, чтобы кто-то бегал вокруг с фотоаппаратом или же ездили краны с видеокамерами? Разве это не все равно, что искать нужный ракурс, снимая Живого Бога на Кресте!?

В защиту могут сказать, что трансляция богослужение через телевидение или интернет дает возможность участвовать в нем тем, кто не может присутствовать в храме по причине отдаленности или собственной немощи. Не спорю – это, действительно, для многих большое утешение. Но для такого «дистанционного» участия в богослужении (если речь идет именно о молитве, а не о развлечении) достаточно двух-трех статичных камер, находящихся в храме и направленных на иконостас, т.е. снимающих с тех точек, где стоят прихожане. Кстати, в этом случае спокойно можно обойтись без оператора. А все эти летающие камеры разве для молитвы? Чьими глазами видит зритель богослужение, летая над людьми в храме и над Престолом в алтаре? Ангельскими, что ли? А следующим шагом, видимо, будет монтирование камеры go pro куда-нибудь в митру архиерея. Так сказать, почувствуй себя епископом…

Честно говоря, надеяться на какие-либо изменения в обсуждаемом вопросе не приходится. Разве только на то, что самое худшее уже произошло. Хотя в свете последних событий перспектива новых открытий чудных уже в ближайшее время становится практически неотвратимой. Судя по всему, «прогресс», если и тормозится, то только техническими возможностями.

Пока же многие просто терпят все это видео и фотобезобразие на службах. Наверное, есть и те, кто так погружен в молитву, что просто не замечает ничего вокруг. Но рано или поздно уже всем станет все равно и вот тогда большой вопрос: захочет ли Дух Святой участвовать в этих наших видео и фотосессиях? Не получится ли, что кроме «картинки» ничего не останется?

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
440
 /  - 
10
Комментарии:
Никита 10/12/2017 в 11:28:28
Много что тут можно сказать; но скажу главное, что снимать службу нужно именно «уметь». Да да, именно уметь, это очень важно! Если ты снимаешь Литургию, то делай это по принципу: меня не должно быть видно, а у меня потом всё что нужно видно! И ещё момент: таинство Причащения не снимают, нам даже архиерей не даёт право этого делать. Я в этот момент камеру убираю. Но не все этого понимают и так и норовят с камерой чуть ли не в Чашу лезть!!! Также я негативно отношусь к тем, кто снимает в храме со вспышкой, любые кадры можно сделать и без неё!!! А к тем, кто снимает на телефон - ну если ты и снимаешь на телефон, то делай это максимально аккуратно, а не чтобы «все увидели», и выбирай момент!!! Всем желаю радости, мира в душе здоровья в теле и только удачных кадров!!!! ;)))))
Игорь Б 03/12/2017 в 00:59:39
Лучше тихонечко, никому не мешая, пускай снимают, если так можно выразится, насколько совести хватит, чем о суетном мирском громко разговаривать, пускать детей как по детской площадке, ходить-бродить во время литургии, короче сказать, ублажать бесам. Апостасия всех любопытствующих видеосъёмок произошла в храме Гроба Господнего, где вскрыли плиту и на четвереньках лазали и сканировали приборами последней технологии, думаю; доколе это все.
Феодор 30/11/2017 в 22:00:02
Благодарю за статью! Никогда не смотрел трансляции Богослужений. Воспринимаю это как кощунство. Съёмки таинств, да ещё в алтаре! Даже слов не нахожу как выразить скорбь по этому поводу. Как вы думаете – те, кто всё это благословляет, не понимает, что творит или же делает это намеренно? И что лучше (или хуже) первое или второе? Один иеромонах в Задонском монастыре на мои сетования по похожему поводу ответил: «В храме не должно быть ничего, что напоминало бы о мире!»
Вообще это большая и трагическая тема – инородные предметы в храмах. Как то в далёком 1984 году, когда я учился в Питере, решили мы курсанты сходить ради любопытства в Александро-Невскую Лавру. Когда я зашёл в храм, то как будто в каком-то другом мире оказался: полумрак, горящие свечи, иконы, люди почему-то стоящие на коленях – до сих пор эта картина стоит в памяти. Какое-то новое, ранее не известное чувство зародилось во мне. Что-то великое начало, почти не уловимо, пробуждаться в душе. Я ведь до этого никогда в своей жизни не был в настоящей церкви. Какие-то смутные воспоминания из далёкого детства, когда бабушка водила меня ещё совсем маленького в церковь, которая в нашем райцентре находилась в обычном доме, после того как в 50-х годах разрушили последний храм в нашем городе. Но благодаря антирелигиозной пропаганде я вырос убеждённым атеистом. Но тогда в Лавре, что-то зашевелилось в душе. Но эта зарождавшаяся, ещё весьма слабая тяга души к Богу была моментально и грубо разрушена, когда мы увидели над входом в собор обращённые к алтарю электронные часы. Может быть помните, были такие в советское время, большие часы с зелёными лампочками. Так вот этот неуместный в храме предмет вызвал у нас смех и стойкое убеждение в лицемерии попов, которые морочат головы людей сказками о Боге, а сами не против технического прогресса. Простите за такие слова. Кто знает, может быть именно эти злополучные часы, не по праву находящиеся в святом месте, почти на двадцать лет задержали моё обращение к Богу. Для меня является поразительным то, что мы комсомольцы-атеисты понимали и чувствовали всю неуместность этого чужеродного, такого ничтожного по современным меркам предмета в храме, а современные архиереи с высшим духовным образованием допускают такие кощунства в храмах. Тем более первый среди равных … Это не созидает – это разрушает Веру в человеке и разрушает Церковь. Не ужели они не понимают? Увы, думаю, что понимают.
Татьяна Д 29/11/2017 в 22:21:06
К этому планомерно и целенаправленно шли лет двадцать. Сначала шоу "За стеклом". Народу нравится. Потом видеокамеры там ... сям ... В автобусе так сразу предупреждают. Мол будешь, козел, совершать акты вандализма... Как будто ЗэКов перевозят. И что? "Это для кого-нибудь унизительно? Унизительно это было для героев Оруэлла, потому, что они были ЛЮДИ. А для нас уже все нормально. Хошь пальчики откатать, хошь в сортир с видеокамерой. Для нашей же безопасности. Как сказал поэт - Согласились ... И стали уродами.
Владимир Юрганов 29/11/2017 в 19:10:43
В одном приходе сторожем служит величайший фотограф современности - Георгий Колосов. Лучше него никто не снял крестный ход. А вот снимал ли он во храме богослужение - не видел и сомневаюсь. А он пишет: "В 1992 году я бросил фотографию. Русский Север - моя единственная тема - иссяк к тому времени и внутри, и вовне. Происшедший от веры отказ от творчества решился безо всяких сожалений, сам собой. В голове еще роились два дерзких проекта с глубоким мистическим наполнением – один занятнее другого, но не было никаких волевых импульсов к их реализации. И слава Богу! Творческая воля человека обычно не совпадает с волей Божьей из-за того, что ко спасению души не направлена. Да и шедевры наши в симфонии Творца звучат в лучшем случае провинциальной актерской отсебятиной в шекспировском тексте. Однако творческий опыт, если он выведен из-под власти законов мира сего, радость творения разделить помогает. Чтобы так произошло, необходимо не только разрешиться от страсти к творчеству, но и все вторичное, все, что создано безумным человеческим произволением, вывести из круга интересов. Тогда беззащитная природа – мир Божий – возвращает художника к началу его жизни".
ortheos 27/11/2017 в 14:55:42
Существует вполне конкретное отношение святых к кощунству под названием "видеосъемка богослужения". "Явился русский «синематографер» — на карточке: «Пантелеймон Васильевич Кобцев. Синематограф» — просил позволения снять для кинематографа наше богослужение. Как же можно! Для представления, точно в театре, — нельзя!" (св. Николай Японский, дневники, 21 февраля 1910 года)
Евгений Савченко 27/11/2017 в 04:07:53
Замечательная статья и комментарии к ней! ДОСТАЛИ фотографы, постоянно мельтешащие во время службы. Несколько раз приходилось вообще граждан без комплексов наблюдать: щелкали с клироса, мешая хору, забирались ногами на перегородку на солее, выполняя цирковые трюки ради удачного кадра. Вот такая нынче "духовная" жизнь.
Светлана 12/07/2017 в 15:54:51
Я журналист, писала статьи для своего храма, и мне также предложили делать съемку и фотографии. От съемки я отбилась под предлогом неумения, но фотографировать пришлось. И во что превратились для меня службы! Ни радости в праздники, ни ощущения благодати, ни простого участия в службе, причастие стало проблемой. Только одно заботило - не упустить выразительный кадр, найти точку для съемки, интересную деталь...
А потом мне все так это надоело! Духовной жизни не было! А ради чего? Чтобы снимки, на которых одни и те же лица, одни и те же моменты литургии и, служб и молебнов ставить на сайт храма... Какая бессмысленная работа! И она мешает мне МОЛИТЬСЯ... Я отказалась, в самой категоричной форме, чтобы никогда больше мне не вручали камеру! Отношения с настоятелем храма и клиром, испортились, но я нисколько не жалею об этом.. Мне надо душу свою спасать, а пиаром заниматься.
Елена Х 08/07/2017 в 14:55:53
Статья очень актуальная. Мне наличие фотокамер в церкви отравляет духовную жизнь и вызывает негативные эмоции и досаду каждый раз, как с этим сталкиваюсь. Пытаешься их не замечать, но безуспешно. Разговаривать с фотографами бесполезно, не понимают. А когда фотографирует псаломщик в стихаре со стороны солеи в сторону молящихся, вообще, печально.
Владимир Юрганов 28/06/2017 в 12:17:49
Александр Горшков очень верно описал всё в статье. Однако же я любитель, и предпочитаю не брать камеру во храм, ибо иду туда молиться, а не работать фотографом. Вот даст батюшка урок - отснять, тогда иное дело, да и то душа будет разрываться между молитвой и фотографированием.
Александр Горшков 28/06/2017 в 11:07:26

Статья очень актуальная, интересная и поучительная, спаси Господь автора за труд и смелость высказаться по этому поводу. Я длительное время работаю в православной фотожурналистике и тоже попытался обобщить свой скромный опыт и личную позицию в статье "Фотограф в храме Божьем". Буду благодарен всем, кто выскажет свое мнение и чем-то дополнит: http://cherkasy-orthodox.com.ua/index.php/actualno/259-photograph

Владимир Юрганов 27/06/2017 в 11:48:58
Желание снять в церкви что-то - это искушение от бесов. По себе знаю. В церкви не снимать надо, ты туда приходишь молиться. До съемки ли?? Хотя и искушают, а всё равно противишься искусу, возвращаешь себя к службе. Но иногда и не удерживаешься, когда начинают снимать авторитетные для тебя в духовном плане лице. А разок я снимал освящение куличей на Пасху, на улице. Так батюшка наш, о. Святослав со всего кропила залепил прицельно мне в мордень, и заулыбался... Вот мне и урок! Вот, кого блудной бес отвлекает от службы, а кого - фотографический. Отвлекся ты, фотограф - вернись к молитве, бесу на поругание.
Елена 27/06/2017 в 07:17:41
Благодарю за статью. Дай Бог всем осознать, что это кощунство. Великое кощунство, которое изгоняет и страх Божий, и, как следствие, надежду спасения.
Андрей 26/06/2017 в 18:47:17
Архиепископ Аверкий Таушев. Вопросы и ответы. 1958 г.
ВОПРОС: Допустимо ли фотографирование отдельных моментов богослужения, снимания фильмов с богослужений, св. таинств, напр. крещения, освящения плодов, разных помещений, жилых домов?
ОТВЕТ: Фотографирование храма допустимо вне совершения в нём богослужения. Позволительно также фотографирование процессий и молений на открытом воздухе. Совершенно недопустимо производство фильмовых съёмок в храме во время божест. Литургии, а равно и фильмов совершения св. таинств. По смыслу самого слова «таинство», особенно в отношении Литургии, наблюдать совершение таинств могут лишь те, кто участвует в данном богослужении молитвенно. По канонам Церкви не должны наблюдать совершение главной части Литургии иноверцы и оглашенные, готовящиеся к крещению. Если этот закон и нарушается, нарушение не даёт права идти дальше, делая таинство предметом фильмовой картины.
Роман 26/06/2017 в 12:04:47
Любопытство или осквернение - в данной статье задается вопрос. Посмотрим, как вскрыли плиту Храма Гроба Господнего, пошарились там, создали компьютерную 3D модель, или как роботом манипулятором с камерой залезли в мощи св. Николая, и т.д. Я смотрел видеохронику большевистских погромов со вскрытием и пристальным обглядыванием мощей святых угодников и пр. Ну а теперь что мы возмущаемся про фотосъемку, это всего лишь грех фотографа или оператора, он выполняет бесовскую работу, отвлекает людей от молитвы. У всех этих фотографов есть благовидный предлог: нужно нести с помощью технологий веру в людские атеистические массы, а про слово Божие и чтение святых отцов забыли. Но я допускаю, что все эти манипуляции разрушают истинную веру и делают благодатную почву в умах людей, создать новый модернистский подход к религии.
Евгений 26/06/2017 в 10:38:34
Почин был сделан давно, когда в конце 80-х молодой послушник Псково-Печерского монастыря заснял на камеру жизнь обители, включая Богослужение и Причастие. И затем эти кадры не были благоразумно сокрыты, но включены в фильм.
Надежда 26/06/2017 в 00:18:41
"…Она нам будет расталкивать ангелов…".
А может, ангелы разлетелись, за ненадобностью?
Агапит 25/06/2017 в 22:44:30
Всё верно! И трансляций богослужения на улицу либо по ТВ быть не должно! Можно, конечно, сделать краткий официальный репортаж по поводу освящения храма, но то, что происходит в алтаре, оно не для посторонних глаз. На то и Врата закрывают и Завесу задергивают, а тут такое!
Виктор П. 25/06/2017 в 21:15:13
Наконец-то нашёлся тот, кто это сформулировал. Хотя и видно, что смягчил-таки в нескольких местах, ну да ладно. Отдаю должное, что после вопроса "зачем?" есть ответ: "потому что начальство требует отчетов с приходских мероприятий (а богослужение или крестный ход у нас тоже, зачастую, именуют мероприятиями) непременно с фотографиями". Начальство? Ну, хоть так. В общем, спасибо, отче.
P.S. Как же они ДОСТАЛИ со своими безкончеными "красивыми" фотосессиями из храмов и с церковных мероприятий, со своими "детскими личиками", "пламенем свечей в темноте", - и конечно, ещё хуже то, что описано в статье. Тьфу.
Екатерина 25/06/2017 в 20:48:14
Батюшка, спаси вас Господь. Жаль, что большинсто священства молчанием продвигает "прогресс" всё дальше и дальше, как очарованные и пастыри, и овцы... Больно до слёз за всё происходящее с нашей Верой...
Ольга 25/06/2017 в 20:17:35
Спаси Господи за статью! Хотелось бы, чтобы побольше людей ее прочитали. Еще заметила, что если раньше было вывешено объявление, что съемка фото и видео только по благословению, то сейчас зачастую люди не спрашивая благословения и в храмах во время богослужения, и во время паломнических поездок снимают на камеры. И когда я сказала один раз, что, мол снимать только по благословению можно, очень удивились, почему нельзя.
Марина Самарцева 25/06/2017 в 19:33:27
Что я могу сказать?... ГРУСТНО. Очень! Сокровенное превращено в НОЛЬ! Деградация, и все! Жаль Святого Духа!... Нас жаль! Но не будем унывать, будем верить, надеяться, любить ... и бороться! (Что нам еще остается....)
Елена 25/06/2017 в 18:44:54
Уже давно получилось, к несчастью. Профанация церковной жизни настолько сейчас многогранна и многопланова, что ...ясно - без демонической силы это невозможно. Но, давно не говорю ни с кем на эти и многие близкие темы - безполезно. Увы.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Ангелы и камеры Православный журнал «Благодатный Огонь»

Ангелы и камеры

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

2.04.2020
Протоиерей Александр Новопашин

Коронавирусное «богословие»

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

27.03.2020
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

19.03.2020
Протоиерей Константин Буфеев

К дискуссии о служении пассий

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

11.03.2020
Николай Каверин

Следует ли совершать литургию Преждеосвященных Даров обязательно вечером, и можно ли в этом случае до полудня вкушать пищу?

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

4.03.2009
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

14.03.2020
Иеромонах Иоанн (Курмояров)

Как соотносятся между собой католическое учение о Страстях Христовых и православная служба «Пассии»?

27.02.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Начало Русской весны

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

6.03.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Пост и его значение

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

3.03.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии