Богородица

Актуальные статьи

Ганс Кюнг и кризис католического либерализма

2.06.2010

С приходом на папский престол Бенедикта XVI в Римской католической церкви началась эра «либеральной традиции». Сегодня попытки синтезировать консервативный традиционализм с либерализмом и получить «консервативный либерализм» не считаются нонсенсом, однако, в церковной жизни, в отличие от жизни политической, гибрид таких противоположных начал чреват серьёзными последствиями. Осмелюсь предположить, что именно эти последствия стали причиной кризиса внутри Католической церкви.

С юности Йозеф Ратцингер не был чужд либеральному духу католицизма. Он был одним из двух самых молодых богословов на Втором Ватиканском Соборе – Соборе, изменившем лицо католического мира на многие годы. Вторым молодым богословом был сегодняшний оппонент Бенедикта XVI – ставший церковным диссидентом теолог Ганс Кюнг.

Можно сказать, что Папа Ратцингер – кость от кости обновленческого Второго Ватиканского Собора. Однако с годами он стал понимать всю нужность и важность для церкви традиции, и с самого начала своего понтификата пытается внедрить, а если быть точнее, реабилитировать старую добрую католическую традицию. Именно поэтому вечно заходящие в тупик переговоры с последователями архиепископа-традиционалиста Марселя Лефевра, несмотря ни на что, продолжаются. Более того, глава лефевристского Общества св. Пия Х епископ Бернар Фелле в обращении к своим сторонникам сформулировал причину травли в прессе Бенедикта XVI: «Хотя люди в наших кругах справедливо считают, что усилий Папы все еще недостаточно для того, чтобы остановить спад и кризис в Церкви (особенно в свете вызывающих сожаление некоторых действий его предшественника, таких как посещение синагоги и протестантской церкви), – в модернистских кругах, однако, решили, что пришел час дать ему бой!»[1] Либерал для консерваторов и традиционалист для либералов – Бенедикт XVI вынужден вечно лавировать между традицией и модернизмом, этими Сциллой и Харибдой католического мира.

Одним из, если не главных, то, наверное, самых серьёзных выразителей кризиса католического либерализма стал уже упомянутый Ганс Кюнг. На примере того, к чему пришли за свое пребывание в Католической церкви нынешний Папа и оппозиционер-диссидент, мы можем увидеть, какой бомбой замедленного действия оказался для католиков Второй Ватиканский Собор, как он развёл людей по разные стороны баррикад. Молодой либерал Ратцингер пришел к тому, что в 2002 году опубликовал декларацию «Dominus Jesus», документ, в достаточно жесткой форме утверждающий, что единственная во всей полноте Церковь Христова присутствует только в Католической Церкви, управляемой Папой как преемником Петра и находящимися в общении с ним епископами[2]. Это утверждение плавно вытекает из Конституций Первого и Второго Ватиканских Соборов. Пять лет спустя, став Папой, Бенедикт XVI подпишет документ с длинным названием «Ответы на некоторые вопросы, касающиеся учения о Церкви», где повторятся все положения «Dominus Jesus». Говорится в «Декларации» и об инославных: «Верующим поэтому нельзя представлять себе Церковь Христа в качестве просто собрания – расчлененного в себе, но в чём-то единого – Церквей и церковных Общин; также нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она – цель, к которой должны стремиться все Церкви и церковные Общины» (Конгрегация вероучения. Декларация «Mysterium ecclesiae», n. 1). В действительности, «элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической Церкви и, без этой полноты, в других общинах» (Иоанн Павел II. Энциклика «Ut unum sint», n. 14). «Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви» (II Ватиканский Собор. Декрет «Unitatis redintegratio», n. 3).

«Недостаток единства христиан, безусловно, ранит Церковь; не в том смысле, что она оказывается лишённой единства, но «поскольку разделение является препятствием для полного осуществления её универсальности в истории» (Конгрегация вероучения. Письмо «Communionis notion», n. 17; II Ватиканский Собор. Декрет «Unitatis redintegratio», n. 4)[3].

Как мы видим, мотивировка этого утверждения, в том числе, подтверждается и Вторым Ватиканским Собором… Благодаря постановлениям, а главное, духу II Ватиканского Собора Бенедикт XVI достиг уровня глубокого и достаточно консервативного, или, если быть точнее, не особо либерального князя церкви. К чему же пришел его визави Кюнг?

В 1974 г. Кюнг издал свою знаменитую книгу «Быть христианином» (нем. «Christ sein»). В 1993 г. он написал принятую Вторым Парламентом религий мира «Декларацию мирового этоса»[4]. Эта декларация – попытка противостоять постхристианству и дать человечеству возможность глобализации, основанной на духовных принципах. Что важно, «мировой этос» не подразумевает создания единой религии или вхождения всех людей на земле в одну конфессию. Думаю, потому Католическая церковь и не поддержала этот документ, поскольку для неё есть только одна конфессия, в которую должен придти мир – католичество.

Мировой этос – это проявляющаяся во всех сферах жизни общества в целом, и человечества в частности, духовная плоскость. Это понятие включает те базовые моральные ценности, как, например, «не делай другому того, чего не желаешь себе», «не убий», «не укради», которые присутствуют почти во всех религиях. Можно сказать, что мировой этос – это попытка спасти мир от постхристианства. И Иоанн Павел II, и кардинал Йозеф Ратцингер периодически обвинялись Кюнгом в излишнем консерватизме. Возможно поэтому, спустя некоторое время после своего избрания Папой, Бенедикт XVI пригласил Кюнга для приватной беседы. Они проговорили четыре часа. Но, через пять лет, 19 апреля 2010 года Ганс Кюнг обратился с открытым письмом к епископату Католической церкви. В этом письме он подверг резкой критике политику Папы за отказ от реформирования Католической церкви, недопущение епископов к полному управлению ею вместе с собой в духе Второго Ватиканского Собора и призвал иерархов самим созвать новый Собор. Этот призыв Кюнга – самый серьёзный момент его послания. Согласно нормам права Католической церкви, единственный, кто имеет право на созыв Собора – Папа. Если Собор созывается без его инициативы, он, по сути, будет антисобором. И именно на нем Кюнг предлагает духовенству реформировать церковь. Согласно Кюнгу, папа Ратцингер – Папа «упущенных возможностей»[5]. Он упустил целый ряд возможностей: наладить диалог с мусульманами, иудеями, восстановить отношения с протестантами, коренными жителями Латинской Америки, помочь жителям африканских стран (имеется в виду скандал после высказывания Бенедикта XVI о недопустимости использования презервативов), примириться с современной наукой (отказ признать теорию эволюции). Но главное упущение Папы, по мнению либерального диссидента, это нереализованная им «возможность сделать дух Второго Ватиканского собора компасом для всей Католической Церкви, включая непосредственно Ватикан, и таким образом продвинуть необходимые реформы в Церкви»[6]. Чуть ниже посмотрим, так ли это на самом деле. Говорит Кюнг и об оттоке молодежи из церкви, и о сексуальных скандалах. Позволю себе привести цитату из письма Ганса Кюнга. Этот отрывок показывает его отношение к происходящему:

«Упущена возможность восстановления отношений с Протестантскими церквями: вместо этого им отказано в статусе Церкви в полном смысле этого слова и, по этой причине, их священство не признается, а евхаристическое общение с ними невозможно.

Упущена возможность долговременного примирения с евреями. Вместо этого Папа вновь ввел в мессу дособорную молитву о просвещении евреев, он принял в общение раскольнических епископов-антисемитов и активно продвигает вперед беатификацию Папы Пия XII, который обвиняется в том, что не предпринял достаточных усилий для защиты евреев в нацистской Германии.

Факт, что Бенедикт видит в иудаизме только исторические корни Христианства; он не относится к нему всерьез как к продолжающему свое существование религиозному сообществу, предлагающему собственный путь к спасению. Недавнее сравнение нынешней критики в адрес Папы с антисемитскими кампаниями ненависти, сделанное Раньеро Канталамессой во время официального богослужения Великой пятницы в Ватикане, вызвало бурю негодования среди евреев во всем мире.

Упущена возможность диалога с мусульманами в атмосфере взаимного доверия. Вместо этого в его опрометчивой, но симптоматической лекции в Регенсбурге в 2006 г. Бенедикт представил карикатуру на ислам как религию насилия и жестокости и таким образом вызвал устойчивое недоверие со стороны мусульман.

Упущена возможность для примирения с колонизированными коренными народами Латинской Америки: вместо этого Папа заявил со всей серьезностью, что они “жаждали” обращения в религию своих европейских завоевателей.

Упущена возможность помочь населению Африки, позволив использование контроля над рождаемостью для борьбы с перенаселенностью и контрацептивов для борьбы с распространением ВИЧ-инфекции.

Упущена возможность примириться с современной наукой, ясно подтвердив теорию эволюции и разрешив исследования в области стволовых клеток.

Упущена возможность сделать дух Второго Ватиканского собора компасом для всей Католической Церкви, включая непосредственно Ватикан, и таким образом продвинуть необходимые реформы в Церкви.

Этот последний пункт, уважаемые епископы, является самым серьезным из всех. Снова и снова этот Папа дополняет соборные тексты и интерпретирует их в духе, противном отцам собора. Снова и снова он преднамеренно противостоит Вселенскому Собору, который, согласно церковному праву, представляет собой высшую власть в Католической Церкви.

Он принял епископов из традиционалистского общества Пия X обратно в Церковь без всяких предварительных условий – епископов, которые были незаконно посвящены в сан вне Католической Церкви и которые отвергают центральные положения Второго Ватиканского собора (в том числе – литургическую реформу, свободу религии и сближение с иудаизмом).

Он продвигает средневековую Тридентскую мессу всеми возможными способами, а иногда совершает Евхаристию на латыни, стоя спиной к собранию <...>.

Созовите собор. Так же как Вселенский Собор был необходим для проведения литургической реформы, достижения религиозной свободы, экуменизма и межрелигиозного диалога, так же точно Собор необходим теперь, чтобы решить резко обострившиеся проблемы, требующие преобразований. За столетие до Реформации Констанцский Собор постановил, что Соборы должны созываться каждые пять лет. Но все же Римской Курии успешно удалось обойти это установление. Нет никаких сомнений в том, что Курия, боясь ограничения своей власти, сделала бы все, чтобы предотвратить проведение Собора для обсуждения нынешней ситуации. Таким образом, от вас зависит, будет ли созван Собор или, по крайней мере, представительное собрание епископов».

Претензии Кюнга к папе Ратцингеру – типичные обвинения консерватора либералом. Но отступил ли Папа от духа Второго Ватиканского Собора? Обращаясь в этом году к верующим с проповедью в честь праздника Пятидесятницы, Бенедикт XVI сказал следующее: «Там, где имеют место расколы и отчуждение,… эта сила созидает единство и взаимопонимание. Так начинается процесс восстановления единства между различными членами всечеловеческой семьи, внутренне разделенной и рассеянной. Люди, скатившиеся на уровень соперничающих и конфликтующих между собой индивидов, будучи затронуты действием Духа Христова, открываются опыту общения, поглощающему их настолько, что они отныне составляют новый организм, новый субъект – Церковь. Вот результат дела Божия – единство. По этой причине единство становится опознавательным знаком, “визитной карточкой” Церкви на протяжении всей её истории. С самого начала своего существования, со дня Пятидесятницы, она говорит на всех языках. Вселенская Церковь имеет приоритет перед Поместными Церквами, которые призваны пребывать в согласии с ней в соответствии с критериями единства и вселенскости. Церковь никак не может оказаться узницей политических, расовых или культурных ограничений; её нельзя сравнивать с государством или даже с федерацией государств, поскольку её единство имеет совершенно особый характер и стремится превзойти любые установленные людьми границы. Если же отдельный человек или какое-то человеческое сообщество стремятся ограничить себя исключительно собственным мышлением и образом действий, это знак того, что они отдалились от Святого Духа»[7].

Эту цитату можно назвать гимном духу II Ватиканского Собора. Она еще раз подтверждает планетарные амбиции Католической церкви, и, нужно отметить, что на фоне данной цитаты разговоры о «прорыве в отношениях» и союзничестве с православными выглядят, прямо скажем, «заговариванием зубов». Для Бенедикта XVI, как и для его предшественников – есть только одна Вселенская церковь, и отказываться от своей позиции Рим, судя по всему, не собирается.

И Ратцингер, и Кюнг вдохновлены II Ватиканским Собором. Но каждый берёт из его постановлений то, что считает нужным. У каждого из них есть свое видение выхода из того коллапса, в котором пребывает католический мир. Но какая тенденция победит, говорить пока рано.

Недавний «сексуальный скандал», судя по всему, приуроченный аккурат к пятилетию понтификата Ратцингера, поднял одну из самых острых проблем католического мира – целибат духовенства. Сразу отметим, что если на бумаге обязательный обет безбрачия появился при Папе Григории Великом (590–604), то на практике окончательно закрепил его Папа Григорий VII (1073–1085)[8]. Сегодня многие считают, что корни «сексуального скандала» и резкого падения числа людей, видящих своё призвание в принятии священного сана, связано именно с целибатом. Отказ Папы от его отмены, получивший название «целибатократия», по мнению многих, неправилен[9]. Однако был бы он действительно спасением положения или же, наоборот, ещё большей катастрофой, чем скандалы? Да, отменив целибат, Бенедикт XVI, может быть, и увеличит приток в семинарии. Хотя священники, уже принявшие сан до отмены целибата, вряд ли могли бы жениться. Ватикану пришлось бы обратиться к древним канонам, а согласно им, брак священника возможен только до его рукоположения. Так что во многом положение дел останется по-прежнему сложным. Этот шаг будет, несомненно, либеральным – ты свободен не жертвовать частью своих потребностей для Бога. Такая установка тоже не усилит духовную составляющую жизни церкви, много веков учившей будущих священников о необходимости подобной жертвы. К тому же из католической духовной и церковной жизни уйдет часть традиционного долга личной жертвенности. Подобное явление тоже не будет способствовать выходу из кризиса. Нередко радикально значимые события становятся толчком к началу новых процессов, часто принимающих лавинный характер. И не получится ли так, что отмена целибата может стать тем камнем, который нельзя изымать из фундамента Католической церкви? Не повлечет ли это послабление за собой необратимые реформы церковного бытия, а они, в свою очередь, изменят лицо католического мира до неузнаваемости? Может, в этом одна из причин, почему богослов Ратцингер не уступает своих позиций в столь сложном вопросе Папе Бенедикту XVI и пытается реанимировать забытую многими Тридентскую (традиционную) мессу? Однако сегодняшним постмодернистским священникам, почти не знающим латынь, очень трудно служить её.

Безусловно, РКЦ понимает необходимость налаживания отношений с современным миром. Поэтому в конце апреля в Риме прошла конференция «Новая апологетика для нового тысячелетия». Выступая с докладом, глава Конгрегации вероучения кардинал Уильям Левада прямо сказал о насущности создания новой апологетической доктрины, которая должна отвечать всем вызовам современности, актуальным проблемам мира, не забывать об экуменизме и межрелигиозном диалоге и при этом основываться на фундаментальных основах католической веры. «Чтобы наша апологетика была убедительной, мы должны уделить более пристальное внимание тайне и красоте католического вероисповедания, сакральному видению мира. Все это поможет нам осознать и оценить красоту мира как предварение нового неба и новой земли»[10]. Перечнем сфер, на которые должны быть направлены апологетические усилия, кардинал практически дал ответ на письмо Ганса Кюнга – список Левады практически совпадает с перечнем обозначенных Кюнгом проблем.

Вскоре после этого выступления кардинала Ватикан сообщил о том, что он выделяет миллион долларов на финансирование проектов по изучению стволовых клеток взрослых людей[11]. В исследованиях примут участие и будущие священники. Такое участие – прорыв в «научной стратегии» Ватикана. Напомним, что Иоанн Павел II отказался от лечения стволовыми клетками. Не знаю, случайное это, или не случайное совпадение, но известие об изменении отношения к подобного рода исследованиям произошло вскоре после письма Кюнга. И в этом случае встаёт резонный вопрос: почему консерватор Ратцингер на шестом году своего понтификата пошёл на столь серьезную уступку по одному из ключевых вопросов в отношениях Католической церкви и науки? Не побудила ли его к этому боязнь «реформ снизу»? И если Папа начал менять свое отношение к этической стороне одной проблемы, не изменит ли он со временем свое отношение к чему-то другому? Вполне возможно, что финансирование исследований стволовых клеток – только начало процесса пересмотра Папой своих позиций и что в какой-то момент этот процесс может стать необратимым.

Католический либерализм сегодня привел РКЦ к глубокому кризису. Пока ни у консерваторов, ни у либералов Католической церкви нет четкой линии собственного ответа на многие важные вызовы постхристианского общества Западной Европы. Когда, кем и какой выход будет найден, покажет время.



——————————————————————————

[2] 17. Таким образом, существует единственная Церковь Христова, пребывающая в Католической Церкви, руководимой Преемником св. Петра и епископами, состоящими в общении с ним (ср. Конгрегация вероучения. Декларация “Mysterium ecclesiae”: AAS 65 [1973] 396-408). Церкви, которые не пребывают в совершенном общении с Католической Церковью, оставаясь объединенными с ней крепкими связями – апостольской преемственностью и Таинством Евхаристии – являются подлинными поместными Церквами (cр. II Ватиканский Собор. Декрет “Unitatis redintegratio”, n.n. 14 и 15. Конгрегация вероучения. Письмо “Communionis notio”, n. 17: AAS 85 [1993] 838-850). Кроме того, Церковь Христова пребывает и действует также и в этих Церквах, даже если им не хватает полного общения с Католической Церковью и они не принимают учения о первоверховной власти, которой, по воле Божией, обладает Епископ Рима, осуществляющий ее во всей Церкви (ср. I Ватиканский Собор. Догматическая конституция “Pastor aeternus”: DS, n.n. 3053-3064; II Ватиканский Собор. Догматическая конституция “Lumen gentium”, n. 22). http://www.unavoce.ru/library/dominus_iesus.html

[4] Декларация мирового этоса была переведена исследователем творчества Кюнга Е.В. Серёдкиной. Текст документа см: http://anthropology.ru/ru/texts/documents/weltethos.html

[5] Текст документа см: http://www.religare.ru/2_74997.html

[6] Там же.

[8] Шестой Вселенский (Трулльский) Собор отказался от обязательного целибата.

[9] См. статью С. Минина «Целибатократия». http://religo.ru/2010/03/celibatokratiya/



Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс