Богородица

Актуальные статьи

Евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

30.03.2024
Священник Алексий Кнутов


Причащение Святых Таин христианами натощак – древняя общецерковная норма[1]. Её устанавливают 16-е правило святителя Тимофея Александрийского, каноны 41 (50)[2], 47 (58) Карфагенского Собора и 29-е правило Пято-Шестого Вселенского (Трулльского) Собора. Кроме того, в указанном 47-м каноне отцы Карфагенского Собора, говоря о том, что Божественную Литургию можно служить только натощак, делают отсылку к I Вселенскому Собору:

«мы слышали о Никейском исследовании веры: о священнодействии, случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие»[3].

Каноны устанавливают не только общий принцип, но и специально оговаривают случаи, когда Литургия служится не в обычное, утреннее, а в более позднее время – после обеда, вечером: при поздней Евхаристии причащение также должно совершаться натощак. В 41-м каноне Карфагенского Собора говорится:

«Аще же память будет неких в вечернее время скончавшихся епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими»[4].

В процитированном выше 47-м правиле также говорится о том, что при позднем служении Литургии (после обеда) её совершают «не ядшими».

Как известно, одобренный на Архиерейском Совещании РПЦ в 2015 году документ «Об участии верных в Евхаристии», ссылаясь на решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, дозволяет шестичасовой евхаристический пост перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время (п. II.2).

Решение Священного Синода в 1968 году было принято в ответ на прошения зарубежных архиереев на основании исторической справки профессора Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенского. Профессор Н.Д. Успенский сообщил, что «прямых правил, которые отменяли бы воздержание и разрешали бы приобщение Преждеосвященными Дарами ядших, нет», но указал, что 29-е правило Трулльского Собора упоминает «неких отцов», разрешавших причащение Святых Даров в Великий Четверг ядшим «по некоторым местным причинам, полезным Церкви». Таким образом, заключает Н.Д. Успенский, «церковная иерархия, очевидно, может разрешать причащение Святых Таин и на литургии Преждеосвященных, совершаемой вечером ядшими, установив для них пост не в продолжение всего дня, а в несколько часов, насколько это будет признано “полезным для Церкви”».

Действительно, 41-е правило Карфагенского Собора разрешает в качестве исключения раз в году (в Великий Четверг) причащаться не натощак. Однако канон 29 Трулльского Собора это правило отменил, указав:

«Правило отец Карфагенского Собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе разве людьми неядшими, кроме единого в году дня, в который вечеря Господня совершается. Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость: то последуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, яко не подобает в Четыредесятницу, в четверток последней седмицы разрешати пощение и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».

Рассмотрение двух этих правил приводит к следующим выводам:

1) Каноны 41 (50) и 47 (58) Карфагенского Собора однозначно говорят, что отцы Карфагенского Собора допускали причащение только строго натощак. Единственным исключением был Великий Четверг, никаких других случаев не предполагалось. Поэтому рассматривать этот канон в качестве прецедента для возможности причащаться не натощак в другие дни года некорректно.

Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом. Это – торжественный день воспоминания о Тайной Вечере, в который совершается полная Литургия. Очевидно, вкушение пищи до Причастия в Карфагенской Церкви дозволялось не потому, что люди не могли воздерживаться без пищи и питья до Причастия, а в подражание евангельским событиям, когда Господь причастил апостолов уже после вкушения ими трапезы (Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25)[5].

Знаменитый византийский канонист диакон Алексий Аристин, предупреждая возможные попытки пересмотреть канонический запрет и обратиться непосредственно к евангельским событиям Тайной Вечери, писал:

«Ибо хотя Господь тайнодействовал Пасху с учениками своими после вечери, но мы не должны, по богословскому гласу, следовать примерам, которые выше нас, а соблюдать обычай Церкви, и священники не вкушая пищи и питья должны приносить в алтаре Святые Дары, точно также и причающиеся их не должны перед сим вкушать пищи и питья»[6].

2) Но даже если допустить, что 41-й карфагенский канон создаёт прецедент для возможности причащаться не натощак, обязательность евхаристического поста остаётся непреложной, так как отцы Трулльского Собора – по статусу Пято-Шестого Вселенского – отменили данное постановление поместного Карфагенского Собора. Это решение, принятое на общеправославном уровне, с того времени и доныне стало нормативным для всех Поместных Церквей. Причащение Святых Христовых Таин должно совершаться натощак всегда, в том числе и на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время.

* * *

Для полноты освещения этого вопроса к каноническому анализу хотелось бы добавить несколько аскетико-литургических рассуждений.

Установленное богослужебным уставом служение Литургии Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней (здесь не важно, насколько точно в «вечернее» время: в 14:00, 15:00, 18:00) входит в общую систему аскетического подвига Великого Поста, когда вкушение пищи позволяется лишь один раз в день после вечерни. И поэтому воздержание от пищи и питья до Литургии Преждеосвященных Даров в Пост – это одновременно и соблюдение евхаристического поста, и поста Великого.

Стремление соблюсти букву устава о служении этой Литургии в вечернее астрономическое время[7] будет неминуемо приводить к вопросу о возможности нарушения не только Великого Поста, но куда более важной нормы о евхаристическом посте теми, кто не может воздерживаться в течение всего дня. Поэтому церковная икономия реализуется здесь не через сокращение евхаристического поста, а через служение Литургии в более раннее время – что на практике и делается. Поэтому вполне уместно признать: те, кто по состоянию здоровья не могут выдержать длительный евхаристический пост, по смирению да причащаются на полных Литургиях или на тех Литургиях Преждеосвященных Даров, которые служатся в более раннее время.

В заключение хотелось бы привести отрывок из статьи протоиерея Андрея Ткачёва, который по рассматриваемой теме пишет:

«Непривычно длинный евхаристический пост – единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется...»[8].

Таким образом, служение Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время и причащение на ней задумано для сильных духом и телом. Те, кто не в состоянии понести подвиг длительного воздержания, могут причащаться в другое время.

 

 ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Под причащением натощак в соответствии с устойчивой традицией понимается полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения (п. II.2 документа «Об участии верных в Евхаристии», принятого на Архиерейском совещании РПЦ в 2015 году). Сам факт этой традиции свидетельствует о том, что преобладающим в ней является не физиологическое отсутствие в желудке какой-либо пищи и питья, а именно сам подвиг воздержания от вкушения чего-либо до Святого Причастия при наступлении нового астрономического дня. Это означает, что дискуссии, связывающие воздержание перед причащением со временем, необходимым для переваривания пищи, понижают аскетическое понимание евхаристического поста до поста всего лишь «технологического».

[2] В скобках указывается нумерация канонов Карфагенского Собора по Книге правил.

[3] Епископ Никодим (Милаш), комментируя этот канон, пишет: «Среди правил Никейского Собора (I Всел.) нет такого постановления, но возможно, что об этом, так же как о дне празднования Пасхи и о разрешении священникам жениться, рассуждали на Никейском Соборе и сделано было соответственное заключение, хранящееся в тех актах, которые принесли с собой бывшие на соборе африканские отцы (Карф. 1)» (Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. II. C. 197).

[4] Объясняя этот канон, епископ Никодим указывает, что «правило приводит ещё тот случай, когда после обеда приходится совершить поминование (παράθεσις, commendatio) по некоторым умершим, причём служилась по обычаю и Литургия. Относительно этого правило постановляет, что Литургию может совершать только не обедавший священнослужитель, если же пообедал, то поминование должно ограничиваться только молитвами без Литургии» (Там же. С. 191).

[5] Владыка Феодор Вальсамон, комментируя 29-й канон Трулльского Собора, пишет: «Святые отцы, собравшиеся в Карфагене, зная, что Господь наш Иисус Христос совершил свою таинственную Пасху и преподал бескровную Жертву уже после того, как совершил с своими учениками законную Пасху и вкусил от нее, повелели, чтобы диаконы и священники, прикасающиеся к Святыне, были не ядшими в остальное время, но в Великий Четверток священнодействовали после вкушения пищи» (Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 374).

[6] Из его объяснения на 41-й (50-й) канон Карфагенского Собора (Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 501).

[7] Здесь можно отметить, что совершение этой Литургии в некоторых храмах РПЦ совсем уже вечером (после 17:00) превосходит в этом отношении даже строгую афонскую традицию, по которой Литургию Преждеосвященных Даров служат на несколько часов раньше (около 14:00 в пересчёте с так называемого византийского времени).

[8] Андрей Ткачёв, протоиерей. Литургия Преждеосвященных Даров. http://www.pravoslavie.ru/46030.html


 Источник

Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Валерий 22.03.2018 в 21:03:27

Михаилу Яблокову.
Про Вечерню всё понятно. Если заход солнца в 18, то 15 это 9-й час по солнцу и в это время служится служба 9 часа и Вечерня и это время до захода называется вечером. Мы с Вами наконец с этим разобрались. И с икономией тоже. Благодарю за терпение.

Михаил Яблоков 22.03.2018 в 20:12:03

Валерию.
@Не путайте бытовой язык и язык Типикона@
У вас хорошо получается только перекладывать с больной головы на здоровую! Это вы не понимаете, что «вечер» в светском понимании не соответствует «вечеру» в понимании Типикона. Никогда Преждеосвященная литургия вечером не служится, как не служится вечером и все остальные литургии, предваряемые вечерней. Но совершаются они перед вечером, самое позднее в 15.00. Что вам ещё не понятно?

Валерий 22.03.2018 в 19:50:54

Сельскому бригадиру.
История служб часов конечна интересна, но Типикон нигде не говорит, что их надо читать в тот час, как они называются. А вот про Утреню и Вечерню говорит и специально оговаривает исключения. Например сегодня, в Четверток Великого канона, Утреня, из за своей продолжительности, должна была начинаться раньше обычного, в четвертый час ночи, ну а заканчиваться как и положено около восхода солнца. Вчера закат был где без четверти 7 пополудни по мск времени. Значит Утреня должна была начаться без четверти 11 и до восхода. Т.е. не спать всю ночь, поэтому Типикон и разрешает сегодня вино ради бывшего бденного труда. Но это для монастыря только применимо. Понятно что в приходах эту Утреню не бдят. Почему вопросы икономии решают миряне, а решение архиереев не приемлется? Это модернизм или уклонение от Церкви в раскол?

Сельскiй бригадиръ 22.03.2018 в 19:05:05

Валерию
Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. На 1-м часе вспоминается взятие Христа под стражу и предстояние Христа на суде Каиафы, на 3-м сошествие Святого Духа на апостолов, на 6-м распятие Спасителя, а на 9-м – Его крестная смерть.
Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за исчисления времени суток в древнем Израиле. Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.
В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.
Часы имеют своё строго установленное время их совершения в храме. Час 1-й соответствует 7:00 утра и он должен читаться после утрени. 3-й и 6-й часы соответствуют, соответственно, 9:00 и в 12:00, когда они и должны читаться в соотвестствии со смыслом часов. В древности часы служились, как и положено – в 7:00 и 9:00 часов утра, в 12:00 и 15:00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию.
Таким образом, если по принципу икономии в церкви часы не читаются в соответствии с временным их смыслом, то и служение утрени вечером, а ЛПД утром полностью оправдано с пастырской точки зрения. Иначе наше богослужение превратится в хаос.

Валерий 22.03.2018 в 18:45:13

Михаилу Яблокову
 Вы почитайте внимательно Типикон. Не путайте бытовой язык и язык Типикона. В Типиконе, ещё раз объясняю, "утром" называется часть ночи перед восходом солнца, а "вечером" часть дня перед заходом. Повечерие служится ночью а не вечером. Там даже есть слова "Сподоби Господи в нощь сию...", в отличие от Вечерни, где эта молитва со словами "...в вечер сей...".

Валерий 22.03.2018 в 18:33:26

Вячеслав, в какой главе Типикона вы прочитали что службы 3 и 6 часов должны читаться в 9 и 12?

Михаил Яблоков 21.03.2018 в 21:33:29

Вечеславу В.
Обновленцы и модернисты часы вообще не служат. Так как они не вписываются в их лжеименный плотской разум.

Михаил Яблоков 21.03.2018 в 21:30:54

Валерию.
Вам я уже объяснил, но все равно упорно не хотите ничего понимать! Утреня совершается не утром, а перед утром (утром служится литургия, а не утреня); а вечерня - не вечером, а перед наступлением вечера (вечером служится повечерие). И прекращайте ваше обновленческое словоблудие и лукавство. Тем более, что самые главные лжецы пред Богом - это обновленцы и модернисты, пытающиеся своим рациональным умишком - плотским мудрование - познать богоустановленный святоотеческий богослужебный чин.

Вячеслав В. 21.03.2018 в 17:18:23

Валерию.
@...а второе - с ног на голову переворачивается суточный круг.@
А разве при служении полной литургии во всех приходах РПЦ не "переворачивается с ног на голову суточный круг": перед литургией читаются 3-й и 6-й часы, которые должны читаться, соответственно, в 9:00 и в 12:00?

Валерий 21.03.2018 в 16:18:51

Михаил, я не вижу здесь никакого модернизма, тем более если это принято на Архиерейском совещании. При служении Преждеосвященной до обеда два нарушения - одно это по немощи сокращается пост, а второе - с ног на голову переворачивается суточный круг. А при служении Преждеосвященной вечером нарушение одно - по немощи сокращается пост. И здесь нет никакой модернистской гордыни, как Вы говорите, а только желание хотя бы в богослужении не лгать перед Богом, которому слава во веки. Аминь.

Михаил Яблоков 21.03.2018 в 04:26:11

Валерию.
По немощи Преждеосвященная литургия служится утром. Так во всяком случае было всегда. А служить ее вечером, при этом отобедав, как стало практиковаться только в последнее время, это уже не по немощи, а по гордыне и по модернистскому зуду. Извращается весь смысл литургии и поста.

Валерий 20.03.2018 в 23:55:12

Есть утреня до полуночи, а не после, как обычно. Но утрени перед заходом солнца что-то я не припоминаю. Есть вечерня не в 9- час от восхода солнца, а раньше, но не раньше 6 часа от восхода, т.е. полудня. И это исключения из правил. Есть разрешение вкушать на первой седмице хлеб с солью и воду для немощных и престарелых во вторник вечером, если они не могут хотя бы три дня, т. е. до вечера среды попоститься. И именно для таких немощных причастие дают в среду вечером. А "могущие" сохраняют пост до Евхаристии. Но большинство же так, по Типикону не могут уже совершать пост. И икономия для них вышла за рамки Типикона. Это что модернизм от гордости или немощь человека 21 века?

Валерий 20.03.2018 в 23:33:42

Михаилу Яблокову.
И до захода тоже. И вечерни до полудня тоже нет в типиконе.

Михаил Яблоков 20.03.2018 в 21:10:53

Валерию.
Конечно, Типикон часть Предания! И именно Типикон в некоторых случаях назначает служение утрени с вечера. И нет ни одного примера, где бы Типикон допускал служение утрени после восхода солнца.

Валерий 20.03.2018 в 17:23:34

Михаилу Яблокову.
А разве Типикон не часть Предания.

Михаил Яблоков 20.03.2018 в 07:47:11

Валерию.
И что дальше? Отцы служили утром, а профессура не согласна? :) Церковная наука является служанкой Предания, а не наоборот. Наука, даже церковная, всегда основывается на плюрализме мнений ученых, а Предание не допускает никакого плюрализма в принципе, и всегда непрерывно передается от одного поколения христиан к другому.

Сельскiй бригадиръ 20.03.2018 в 00:14:48

Валерию.
Основным содержанием поста являются не только ограничения в пище, ее количестве и качестве, но и ограничения в развлечениях, ограничения в свободном времени (которое в большей степени отдается молитве). Но наибольшая строгость - это ограничение в совершении Евхаристии. Поэтому согласно правилам свв. Отцов, правилами Вселенских соборов запрещено совершение полной литургии в будничные дни В.П. Еще в IV в. 49-м правилом Лаодикийского Собора постановлено "не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений." Например, при совершении полной литургии Великим постом в субботы и воскресенья прекращаются Великие поклоны св. Ефрема Сирина и отменяется великопостный распев. Разрешается пища с постным маслом. Так что в субботы и воскресенья пост немного послабляется по сравнению с будничными днями В.П.

Валерий 19.03.2018 в 23:50:13

Сельскому Бригадиру
А как Вы думаете, почему нельзя совершать Евхаристию в будни Великого поста, а только в субботы и воскресенья?

Валерий 19.03.2018 в 23:37:46

Михаилу Яблокову.
Михаил, для Вас цитата из Православной энциклопедии: "Время совершения Согласно Типикону (главы 32, 49), Л. П. Д. должна оканчиваться прямо перед вечерней монастырской трапезой, или ок. 16.00 ч. по совр. счету времени. Т. о., уставное начало Л. П. Д. соответствует 14-15 ч. по совр. счету. Собственно говоря, на это указывает уже сам чин Л. П. Д., 1-ю половину к-рого составляет служба вечерни. Позднее начало литургии и причащение Святых Тайн не с утра, а перед вечерней трапезой в соответствии с 41-м (50-м) прав. Карфаг. и 29-м прав. Трул. предполагают особо длительное воздержание от пищи в дни совершения Л. П. Д. Это полностью согласуется со статусом Л. П. Д. как сугубо великопостной службы. Однако совр. ритм жизни в большинстве случаев не позволяет устанавливать совершение Л. П. Д. на 14-15 ч. дня, поэтому она обычно служится с утра. Это противоречит содержанию нек-рых ее песнопений и молитв, на что обращали внимание мн. церковные авторы (см., напр.: Успенский. Литургия. 1976; ᾿Αλεξόπουλος. 2008)".
Для Сельского бригадира.
Да, согласен, что 6 часов евхаристического поста это не из древних канонов, а из практики современной приходской жизни, где перед пасхальной Литургией не соблюдают пост Великой Субботы так, как написано в Типиконе, а только 6 часов и на Рождество тоже так, если есть ночная служба.
Что-то православные ослабли духом и телом. На днях был в школе на родительском собрании и учительница рассказала, что дети мусульмане во время своих постов ничего не ядят, говорят, что нельзя до захода солнца. Да помню и у прп. Паисия Святогорца читал, что дети в его детстве в постные дни ничего не вкушали до службы 9-го часа. И Вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров перенесли на утро потому, что очень кушать хочется.

Михаил Яблоков 19.03.2018 в 21:50:47

Сельскому бригадиру.
@Таким образом определения как Св. Синода 1968 года, так и Архиерейского совещания 2015 года антиканоничны@
Эти решения канонически ничтожны, по причине того, что противоречат каноническому праву Соборной Православной Церкви! Их решения не могут иметь никаких юридических последствий, и не представляют собой никакого канонического интереса.

Сельскiй бригадиръ 19.03.2018 в 21:25:37

Валерию.
***воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов***
Почему именно 6 часов? Взято явно с потолка. Ответа не получил.
Повторяю: это определение противоречит святым канонам Церкви.  В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора).
Таким образом определения как Св. Синода 1968 года, так и Архиерейского совещания 2015 года антиканоничны.

Михаил Яблоков 19.03.2018 в 21:23:54

Валерию.
@Причащение Преждеосвященными Дарами совершается на Вечерни, которая служится во многих храмах утром ("воздеяние руку моею - жертва вечерняя"; помните такие слова?)@
На вечерни причащение никогда не бывает! Причащение бывает только на литургии. Если вы не понимаете, в чем заключается смысл Литургии Преждеосвященных Даров, то лучше воздержитесь от дилетантских комментариев.

Валерий 19.03.2018 в 21:11:43

Сельскому бригадиру:
Я делаю ссылку на Архиерейское совещание: Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».
А какое совещание или синод или собор разрешили ввести новые сутки, где вечер стал утром а утро вечером.
Темноты не боюсь. Боюсь лжи, которая звучит в наших молитвах, когда мы утром благодарим Бога за прошедший день и просим сохранить нас в наступающую ночь; а вечером когда уже день подошел к концу благодарим Бога за, что мы после сна пришли в храм, чтобы Его прославить и просим благословения на труды наступающего дня и .... идем спать. Сплошная ложь. Или может наши молитвы это заклинания и не надо в них искать смысла?
Михаилу:
Причащение Преждеосвященными Дарами совершается на Вечерни, которая служится во многих храмах утром ("воздеяние руку моею - жертва вечерняя"; помните такие слова?).

Михаил Яблоков 19.03.2018 в 20:22:52

Валерию.
Причащение возможно только при посте с полуночи, об этом все каноны говорят! Никто это отменить не может; не может никак низшая инстанция отменить решение высшей инстанции! Это ещё презумпция Римского права. На вечерне причащения не бывает. Причащение бывает только на литургии, которая может по Уставу начинаться с великой вечерни. «Архиерейское совещание», указанное вами, ничтожно в отношении канонов Церкви.

Сельскiй бригадиръ 19.03.2018 в 20:15:33

Валерию.
***или по икономии с полудня текущаго дня***
А на чем основана такая странная "икономия"? В канонах однозначно сказано, что причащаться можно только строго натощак, т.е. воздерживаться от пищи и питья с полуночи. Откуда появился этот странный временной промежуток воздержания за ЛПД "с полудня"? Только не ссылайтесь на решение Св. Синода 1968 года. Оно было предложено 2-мя зарубежными  митрополитами и поддержано митрополитом-модернистом Никодимом (Ротовым).

Валерий 19.03.2018 в 20:08:28

Михаилу Яблокову
То что богослужебные сутки начинаются с вечера, т.е. перед заходом солнца по астрономическому времени или в 5-6 пополудни в приходской практике это я и не оспариваю. Мы же начали наш диалог с того, что если служить Вечерню, как положено по уставу, вечером, то пост перед Причащением на такой Вечерне Преждеосвященными Дарами нужно совершать по Типикону с вечера предыдущего дня или по икономии с полудня текущаго дня, как написано в документе одобренным Архиерейским совещанием в 2015г. "Об участии верных в евхаристии". (Там кстати нет ничего иррационального кроме самой Евхаристии).

Михаил Яблоков 19.03.2018 в 20:00:10

Валерию.
Надо служить так, как служили наши благочестивые предки. Мы не умнее и не святее, и не благочестивее их. Дай Бог нам хоть частично стяжать их святость и благочестие!!! А не что-то новые выдумывать... по своей гордыне... Богу нашему слава!

Сельскiй бригадиръ 19.03.2018 в 19:52:47

Валерию.
А в чем для вас проблема, если утреня служится вечером? Темноты боитесь?

Валерий 19.03.2018 в 19:49:05

Сельскому бригадиру
Конечно в любом правиле есть исключение, но беда когда исключение становится правилом.

Валерий 19.03.2018 в 19:43:43

Михаилу Яблокову
Михаил, я думал что Типикон "утром" называет часть ночи перед восходом солнца, а "вечером" называет часть дня перед заходом и так служат на Афоне, т.е. по астрономическому времени. В приходах мы подстраиваемся под жизнь прихожан, живущих по поясному времени. И одно дело сдвинуть службу вперед или назад на час-два для удобства прихожан, а другое дело поменять местами утреню и вечерню. Ведь в наших приходских сутках получается такая картина: сначала вечер, который воспевает Вечерня, потом утро, которое прославляет Утреня, потом идем на ночной сон, читая "молитвы на сон грядущим", потом опять утро с утренними молитвами и день. Вот такие новые сутки. Куда там новостильникам до нас, новосуточников. У старообрядцев этого нет, поэтому такие сутки относительно новые.

Михаил Яблоков 19.03.2018 в 19:17:28

Валерий.
Отрешитесь от плотского рационализма! День начинается с вечера, а не с утра. Православие все иррационально :) Поймите это, и не заблуждайтесь.

Сельскiй бригадиръ 19.03.2018 в 18:59:32

Валерию.
Конечно сойдет. Ибо в Типиконе имеются такие прецеденты служения утрени вечером. Бог не связан временными рамками. То что с пастырской точки зрения полезно для Церкви, то и допустимо. "Аще изволит настоятель - творим бдение" (с).

Валерий 19.03.2018 в 18:56:30

То есть по вашему если я человеку утром говорю "Добрый вечер" а вечером "Доброе утро" это по меньшей мере будет странно а Богу и так сойдёт.

Михаил Яблоков 19.03.2018 в 16:09:54

Валерию.
@Так и я за то чтобы утреня была утром а вечерня вечером а не наоборот@
Вы не поняли. Утреня служится не утром, а перед утром (по Уставу - ночью, сразу после полуночницы, или накануне вечером), а вечерня - не вечером, а перед вечером. Вечером служится по Уставу повечерие, а не вечерня.

Сельскiй бригадиръ 19.03.2018 в 15:11:09

Валерию
***Так и я за то чтобы утреня была утром а вечерня вечером а не наоборот.***
Надо ли служить утреню непременно с утра? Призывая служить утреню обязательно утром, ревнители т.н. «литургического возрождения» ссылаются, как правило, на мнимую утрату реального смысла времени, если утреня служится с вечера: на ектении произносится прошение «исполним утреннюю молитву нашу», тогда как за окном – вечер, а протодьякон Кураев голосит о чём-то утреннем.
Но, руководствуясь этой точкой зрения, служить утреню просто перед литургией будет также неправильно: возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» перед славословием должен, согласно Уставу, совпадать с восходом солнца. А это соблюдать практически невозможно.
В Греции утреня служится с утра, однако утреня эта изрядно искорёжена и скукожена: сразу после Великого славословия даётся возглас на начало литургии (у греков в отличие от нашей Церкви другой устав – Константинопольский).
То ли дело у нас в России! Утреню с вечера можно служить не спеша, читая положенные две кафизмы, не сокращая канон (да хоть на 14 – пожалуйста!), полностью пропевая все стихиры… Что практически неисполнимо и утомительно, когда утреня служится с утра.
Да и в Типиконе есть примеры, когда совершение утрени предписывается однозначно совершать вечером: утреня четверга и субботы 5-й седмицы Великого поста должна начинаться в 22:00 («в 4-й час нощи»), а утреня Великого Пятка – в 20:00 («во 2-й час нощи»).
Утреня вечером – это правильно и с пастырской точки зрения: утром в будний день, посетив литургию в храме, можно не опасаться опоздать на работу, в офис или в институт.
Для нас важнее содержание, а не время совершения богослужения. Иначе мы уподобимся фарисеям, взваливавшим на людей бремена неудобоносимые.
Всё в нашем богослужении, каким мы его имеем на сей день, прекрасно служит делу нашего спасения. А если кому-то мешает спасаться слово «живот» вместо «жизнь», или утреня, совершаемая с вечера, то тут требуется вмешательства более опытного духовника: для таких людей абсолютно закрыта духовная составляющая богослужения, которую они пытаются компенсировать буквой – «возвратом к древним формам и традициям», что само по себе абсурд. Невозможно взрослого человека заставить втиснуться в его детскую одежду.
Говорят об «утрате реального смысла времени», когда утреня служится вечером. Но ведь и часы соответствуют строго определённому времени! Тогда давайте будем и здесь последовательны, читать их в положенное время суток и посмотрим, к чему мы в результате приходим.
Часы имеют своё строго установленное время их совершения в храме. Час 1-й соответствует 7:00 утра и он должен читаться после утрени. Следовательно, в этом случае утреня должна начинаться самое позднее в 5 утра (и это при том, что в Москве метро открывается в 5:30!). А дальше, по окончании литургии, верующие, духовенство и весь причт храма сего должны дожидаться положенного времени прочтения 3-го и 6-го часов (соответственно, в 9:00 и в 12:00)? Или читать часы, как и полагается перед литургией, нарушая тем самым «соответствие реального и литургического времени»? Чтобы выйти из подобной трудноразрешимой дилеммы времени и пространства, наиболее ревностные реформаторы решают этот вопрос радикально: просто не читают в своих храмах часы.
Это в будние дни. А что мы будем наблюдать под воскресение? Если накануне – всенощная, то утром, в 7:00 – 1-й час, далее – литургия.
Как быть дальше? Или мы служим литургию сразу после прочтения 1-го часа, т.е. в 7:10, или ждем до 9:00, когда по смыслу полагается чтение 3-го часа, и только по его прочтении – служится литургия? Если служим литургию в 7:10, то она окончится около 9:00. Сразу после этого, т.е. в 9:00 будет прочитан 3-й час, а ещё через три часа, т.е. в 12:00 – 6-й час. Естественно, в пустом храме. Да и чтение 3-го и 6-го часа после литургии – это нарушение последования суточного круга богослужения и равнозначно тому, как если Херувимскую песнь и Великий вход совершать после запричастного стиха, или после отпуста.
Так что давайте будем служить и впредь утреню, особенно в составе Всенощной, с вечера, не обращая внимания на возражения со стороны всевозможных «улучшателей» и реформаторов с миссионерской направленностью.
И давайте дорожить нашей русской богослужебной традицией. Не будем ломать то, что прекрасно служит делу нашего спасения.

Валерий 19.03.2018 в 14:26:58

Михаилу Яблокову
Так и я за то чтобы утреня была утром а вечерня вечером а не наоборот.

Михаил Яблоков 19.03.2018 в 13:05:24

Валерию.
Не надо ничего выдумывать! Это все от гордыни. Надо служить так, как служили отцы всегда на Руси вплоть до Новомучеников и Исповедников - Преждеосвященную литургию утром, как и все прочие литургии. И так все службы на своих местах. Утреня служится перед утром, вечерня - перед вечером.

Валерий 19.03.2018 в 08:37:32

Михаилу Яблокову
Значит у нас в Великий пост почти никто не поститься даже одни сутки вкушая пищу несколько раз в день и даже ночью после захода солнца и получается что евхаристический пост это самый большой промежуток между трапезами. Тогда не понятно для кого вообще это Причащение после вечерни, для немощных и больных, как подразумевает Типикон, или для здоровых, которых практически нет. Может тогда не морочить голову другим и себе и чин Причащения Преждеосвященными Дарами вставить не в Вечерню, а в Утреню и тогда всё будет на своих местах. И не будет в храмах всё наоборот - Вечерня утром а Утреня вечером.

Михаил Яблоков 19.03.2018 в 07:52:30

Валерию.
Вечерняя трапеза по Типикону всегда поставляется после вечерни. А вечерня совершается за два часа до захода солнца (так на Афоне во всяком случае, в России все монашеские уставы с Афона). Модернизм же современного служения заключается в том, что такого бреда, как служении вечером литургии (имеется в виду в 17.00 или 18.00), никогда ни на Руси, ни в Греции не было. Это только недавно стало практиковаться. Всегда литургия совершалась утром. По немощи? - да, но раньше люди были гораздо благочестивее и духовно, и физически сильнее, чем сейчас. Сейчас немощь намного больше, чем у наших благочестивых предков. Однако предлагается немощным современным неофитам совершенно поститься с 12.00 ночи до 7.00 вечера, ничего не вкушая, даже воду! Но это лукавство. Ясно, что никто так поститься строго не будет, а пообедают за 6 часов до Преждеосвященной, а потому будут причащаться после еды. Вот, в чем модернизм.

Валерий 18.03.2018 в 21:33:00

Михаилу Яблокову
Вечерняя трапеза, по Типикону, почти всегда в одно время и Причащение должно быть перед ней. Многие, как мне известно, ужинают где-то после 7 пополудни. Поэтому служение Вечерни с Причащением в 5 или 6 пополудни на приходах - это не модернизм, а служение с учетом объективной жизни мирян. Если всегда служит Вечерню в 3 пополудни и после неё ужин, Повечерие и всё, тогда во сколько Вы предлагаете спать ложиться? Ведь Устав всё в суточном круге учитывает.

Валерий 18.03.2018 в 20:39:50

В приходской практике собрать прихожан в будни в 11 пополуночи чтобы отслужить 3, 6, 9 часы и Вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров и закончить причащение около 2 часов пополудни весьма проблематично, в отличие от монастыря. Да и вечернее причащение связано с тем что в будни Великого поста трапеза только одна - после Вечерни, а в субботы и воскресенья две. На языке Типикона "поститься один день" означает не вкушать пищи от вечерни до вечерни. А в обиходе "поститься' значит есть постную пищу несколько раз в день. Как жить по Типикону или по икономии?

Геннадий А. 13.03.2018 в 11:58:24

Правильная статья!

Михаил Яблоков 13.03.2018 в 11:02:01

Если смещение литургии Преждеосвященных Даров на утреннее время (вопреки Уставу) можно объяснить немощью (в трудности соблюдения евхаристического поста), то перемещение ее на поздний вечер, что так же вопреки Уставу, можно объяснить только модернистской гордыней!

Михаил Яблоков 13.03.2018 в 09:57:45

Литургия Преждеосвященных Даров должна начинаться никак не позже 15.00 (9-й час дня по византийскому времени), так как по Уставу в 18.00 уже правится великое повечерие, а после литургии перед повечерием еще поставляется трапеза. Поэтому служение Литургии Преждеосвященных Даров вечером в 17.00 или 18.00 - модернизм.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс