Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Меч обоюдоострый

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

25 сентября исполняется 40 дней со дня кончины выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)


17 августа 2018 года почил архимандрит Лазарь (Абашидзе), ревностный служитель Церкви Христовой и поборник чистоты православной веры, блестящий церковный писатель и публицист, критик церковного модернизма и экуменизма.

Архимандрит Лазарь родился 25 июля 1959 года, был уроженцем Абхазии. Получил светское образование, но ещё в 1980-е годы постригся в монахи. Был переведен в монастырь Бетания (Грузия), в котором благодаря архимандриту Иоанну (Майсурадзе) и схиархимандриту Иоанну (Мхеидзе), которые «работали в собственном монастыре экскурсоводами», скрывая подвиг поста и молитвы, установилась сосредоточенная монашеская молитвенная жизнь.

Этот монастырь стал первым мужским монастырем, который разрешили открыть в советское время в 1978 году. В 1990 году о.Лазарь расписал часовню святой грузинской царицы Тамары. Там же ему было присвоено почетное звание архимандрита (игуменом Бетании был до 1997 г.). В это время о. Лазарь писал о аскетике, молитве, языческих религиях и экуменизме.

Отец Лазарь был автором ряда душеполезных книг и статей, написанных для наших современников – православных христиан конца XX – начала XXI века. Его произведения основаны на учении святых отцов и уставах Православной Церкви. Архимандрит Лазарь неоднократно выступал со словом обличения духовных пороков, наиболее часто встречающихся на пути современного человека, таких как оккультизм, индуизм, йога и прочие. Перу архимандрита Лазарю (Абашидзе) принадлежит, в частности, такая известная в России книга как «Грех и покаяние последних времен: О тайных недугах души», которая неоднократно переиздавалась в последние годы.

Особенно непримиримую позицию он всегда занимал в отношении экуменизма. В 1997 году архимандрит Лазарь был одним из тех настоятелей монастырей и монашествующих, которые написали послание грузинскому Католикосу-Патриарху Илие II с требованием выйти из экуменического Всемирного совета Церквей. В 1997 году Католикос-Патриарх Илия II постановил выйти из ВСЦ.

Царство Небесное и вечный покой архимандриту Лазарю. Упокой, Господи, в селениях праведных служителя Своего...

* * *

Тяжко согрешил царь Давид Псалмопевец, согрешил прелюбодеянием и убийством, но, обличенный пророком, искренно покаялся и был прощен. Однако не избег он тяжкой епитимьи за свой грех. Восстал на него собственный сын его Авессалом, замыслил отнять престол у отца своего и самого его убить. Переманил на свою сторону многих людей Давидовых, чуть не весь Израиль шел за ним. В великом смущении и скорби уходил Давид от погони, но смирялся и признавал заслуженным гнев Божий. Но в решающей битве был убит восставший сын, он запутался своими длинными роскошными кудрями в ветвях дерева в дубраве и был убит воинами Давида. Не желал царь смерти сыну своему, заповедовал воинам перед боем: «сохраните мне отрока моего», и с великою скорбью принял он весть о гибели сына, плакал и взывал: «Авессаломе, сыне мой, сыне мой, сыне мой Авессаломе...» (2 Цар. 16–18).

* * *

В последнее время все чаще и чаще в печати и на устах верующих, как только разговор заходит на тему Церкви, слышатся выдержки, целые правила из Номоканона, книги Правил, из святоотеческих законоположений и поучений о строгости хранения веры православной. Да, никакое время не отличалось в духовном отношении таким беззаконием относительно святых канонов и установлений древних, Самим Духом Святым через святых положенных для ограждения нашей Церкви. И так много стало нарушений — и частных, и общих, — что даже Номоканон стал для нас как бы «опасной» книгой, как для тяжелобольного человека — медицинский справочник болезней: какую страницу ни откроешь, все как бы про его болезнь и все с обещанием самых незавидных последствий. Так что даже многие наши вполне благоразумные пастыри часто советуют своим духовным чадам читать этот законоправильник — чтоб не соблазнились ненароком. Становится все труднее увязать правила и установления святых канонов с неправильностью и неканоничностью нашей жизни. Если по всей строгости захотим сегодня соблюсти эти законы, то должны будем со многих священнослужителей снять сан, большинству мирян на многие годы дать епитимью и не позволить причащаться, многим запретить входить в храм дальше притвора, да и вообще, на большинстве храмов повесить большие замки и разойтись по домам. Это если по всей правде. А если не по всей — то где мера? Может быть, перегиб и здесь, можно и на важнейшие пункты махнуть рукой, оправдавшись: «А, время теперь другое!»? Понятно, что есть опасность уклонения и влево, и вправо. Необходимо избрать средний, «царский» путь, путь узкий и труднопроходимый, скорее тернистую тропу меж двух обрывов. Но как?

Когда-то древние отцы наши вели душеспасительную беседу и задались вопросом: какая добродетель выше всех? Стали называть — каждый то, что предпочитал из своего подвижнического опыта: один назвал пост и воздержание, другой — молитву, третий — молчание, плач, покаяние, иной милостыню и т. д. Но Антоний Великий назвал главным духовное рассуждение, без которого все остальные подвиги не только не принесут пользу, но и неисцельно повредят. Все самое лучшее и самое правильное без духовного рассуждения превращается в коварнейшее зло, отравляет душу более всякого тяжкого греха.

Но что такое эта «духовная рассудительность»? Называют ее еще «разум Христов» или «око ума», а Серафим Роуз очень удачно зовет «православием сердца». Можно сказать, что это есть новое, как бы «шестое чувство», «духовное зрение», которым человек видит духовную сторону вещей, «корни» вещей, событий, протянутые в духовный мир — за пределы обычных рассудочных понятий. Посевается это «чувство» в душе христианина при таинстве миропомазания, а раскрывается и проясняется по мере его личного духовного подвига и роста. Страсти, немолитвенная жизнь, рассеянность, гнев, блуд, зависть, лень и многое другое — затмевают, омрачают это духовное «око», существенная сторона событий меркнет для нас, и мы начинаем видеть только оболочку происходящего, только маску, часто скрывающую истинное, главное содержание. Видим тогда только силуэты предметов, как бы при заходящем солнце. Именно об этом говорит апостол: «Да не зайдет солнце во гневе вашем». Солнце — наше духовное видение: меркнет, день сменяется ночью; когда мы гневаемся, мы перестаем правильно различать происходящее.

Нельзя путать «духовную рассудительность» и «душевную рассудочность». Человек, не развивший эту способность или утерявший ее (что может произойти очень скоро и незаметно), чаще всего целиком отдается логической рассудочности. Его слова и мысли выстраиваются в стройные ряды, всячески выравниваются и отшлифовываются, приобретая вид четких, но суховатых формул. В таком случае логичной, законной правильностью слов и мыслей стараются восполнить то, чего душе не хватает, — Правды Божией.

Чем более мы подвержены ветру страстей и эмоциональным порывам, чем более мы увлекаемся поверхностными настроениями и веяниями душевной атмосферы вокруг нас, чем менее умеем утвердить якорь души своей — внимание во глубинах сердечных, в области Духа, — тем более уносит нас и сбивает на сторону, уводит от той средней, тернистой и узкой дороги, бросает на склоны обрыва и катит в сторону опасной пропасти. Очень многие люди по своему страстному, порывистому, горячечному характеру вовсе неспособны самостоятельно удерживать этот срединный путь, никак не попадают на ту меру «ни на десно, ни на шуе» (ни влево, ни вправо).

Если мы возьмем все спорные вопросы, которые возникали за века в церковных кругах, то найдем, что всегда истина была так тонко расположена в этой «зыбкой» средине, что было необходимо почти не поддающееся никакой логике и рассудочности духовное «чутье», которое умело удерживать вместе логически взаимоисключающие понятия и положения. И именно потому еретики ни в одном уже догмате не могли до конца разобраться, что для «разбирания» необходим был духовный разум, а не разумность, а вот его-то уже и не могло быть у еретика. Часто можно встретить самые точные логические построения мысли, особенно в наше — «умовое» время, в вопросах церковных и духовных, как бы арифметические расчеты — но только вкусивший «аромат Православия» узнает в них сухую, мертвую букву закона без жизни.

Как часто в течение моего десятилетнего настоятельства бетанским монастырем мне приходилось сталкиваться с людьми «соблазнившимися», то есть с теми, кто не мог увязать расхождения святых канонов, правил Номоканона и некоторых событий в жизни Церкви. Как досконально и подробно эти люди излагали правило за правилом, слово за словом — из святых отцов, из учения церковного, — но при всей правильности аргументов выходило, что в Церкви что-то не так и надо истину искать где-то еще, в то время как хлеб Жизни по-прежнему был в храмах и за его поисками никуда уходить не нужно было. Но как было трудно вернуть этим людям мир, ими утерянный! Им не хватало как раз другого — отказаться от поиска правды умом и просто поверить — не знаю как, вот так просто — «безумно»: есть в Церкви нашей Бог, есть святыня, наперекор всем правдам и неправдам человеческим — есть!

Духовное зрение, в отличие от душевного разумения и знания, видит и вглубь, и вширь, и в прошлое, и в будущее, просто видит — необъяснимо, недоказуемо, помимо логики, без анализа и испытания. Бог открывает это знание — в духе человека, в сердце. Душевное же разумение при всей своей «художественности», «остроумности», «хитрословесности» — опирается на сопоставление, сравнивание, подведение одних, других, третьих законов, правил, слов и мыслей. Однако при всей этой изящной архитектуре понятий оно не умеет познать главного: воли Божией. Учение святых отцов свято, но чтобы его вполне правильно применить, нужна еще не меньшая святость, то есть духовность!

Правила и каноны, слова и установления святых отцов для человека, не стяжавшего духа рассуждения, есть «меч обоюдоострый». Сечет он этим мечом «нарушителей» до крови, но при размахе наносит раны и себе самому. Ах, сколько людей на наших же глазах запутались своими «роскошными длинными кудрями» (то есть своими правильными, стройными и причесанными мыслями) в ветвях этих прекрасных деревьев и повисли между небом и землей и были пронзены стрелами врагов своих — наподобие несчастного Авессалома.

* * *

Сейчас в Грузии идет горячая полемика об экуменизме, о нарушении канонов и правил Церкви, об искажении православного вероучения нашими иерархами, иерархами других автокефальных Церквей и вообще всех христиан, так или иначе причастных к экуменическому движению. Возмущенная нарушениями группа монахов и мирян требует разорвать отношения с теми Церквами, которые причастны к экуменизму. Приводятся цитаты и угрозы из Номоканона, книги правил, строгие определения святых отцов. Что говорить? Мое отрицательное отношение к экуменизму всем хорошо известно, и я его не меняю. Все обличения и недовольства, предъявляемые монахами и мирянами этой группы, законны и понятны. Спору нет, действительно правила и каноны нарушаются серьезно, требовать отчета и разъяснения у пастырей Церкви необходимо. Но само требование и заявление о разрыве евхаристического общения есть мера крайняя и вредная — она принесет много зла и страдания и ничего не улучшит. Словами и цитатами из правил вполне можно доказать и отстоять и эту меру, наша логика и буквальный взгляд на правила и каноны вполне могут считать этот выход прямо вытекающим из учения Церкви, но на самом деле такой «выход» может оказаться уходом из Церкви в «никуда».

Однако попробуем посмотреть на происходящее шире. Эти люди часто повторяют: «мы не собираемся раскалывать Церковь, мы вовсе не отделяем себя от Церкви, просто святые отцы запрещают иметь общение с еретиками и мы не хотим причащаться с теми, кто причастен к экуменической ереси». При этом они считают, что нельзя иметь общение не только с теми, кто причастен непосредственно к экуменизму, но и с теми, кто связан как-либо церковно с этими лицами. Но это значит — со всеми! Все мы так или иначе связаны с этими иерархами и священниками. Таким образом, черное пятно накладывается на всю нашу Церковь, на все ее члены — все они объявляются прокаженными. В этих действиях и требованиях заметна жесткость, какая-то холодная, «солдатская» резкость — так мясник безжалостным движением ножа разделывает тушу убитого животного. Смело, густым черным росчерком ставится погребальный крест на целых православных народах. Ведь если сегодня наши «строгие ревнители» требуют прекратить общение с теми церквами, которые входят в ВСЦ, то это само собой означает, что, встань мы на их сторону, завтра мы должны будем перестать молиться за наших братьев-христиан в России, Греции, Иерусалиме, Сербии, Болгарии, на Афоне, — только потому, что они поминают своих иерархов, а те (и то ведь далеко не все) участвуют в экуменических собраниях. А ведь сколько среди этих людей есть самых верных Православию, самых самоотверженных подвижников и исповедников, сколько есть и епископов, категорически не приемлющих экуменизма, сколько есть среди них все еще самых святых людей! Как много сейчас перед моими глазами встает лиц монахов, верующих — из разных стран, из разных Церквей, — которых я встречал на Афоне или с которыми познакомился здесь. И теперь наши «ревнители православия» призывают меня прекратить общение со всеми этими действительно самыми православными нашими братьями?

Я имел счастье четыре раза по месяцу и по два жить на Святом Афоне, увидел и почувствовал довольно основательно дух и образ жизни афонских монахов. Много раз служил литургию вместе с настоятелями афонских монастырей в алтаре — видел их настрой во время праздничных богослужений. Два брата из бетанского монастыря уже более двух лет живут в Ксиропотамском монастыре и увидели, узнали многое, что далеко не скоро и не каждому бывает открыто. Поначалу Афон паломнику открывается с иной стороны, нравится, привлекает, но чем-то всегда кого-либо да и «соблазняет» — и это все есть обычная «история», — всегда при первом знакомстве с монастырем мы бываем настороженны, пытливы, недоверчивы, не можем и не хотим верить, что где-то может быть все так высоко и гораздо лучше, чем у нас. Но когда уходит это все «настороженное» и человек погружается в афонскую жизнь, как в родной дом, тогда душа уже не нарадуется и не перестает удивляться молитвенности, смирению, мудрости, христианской культуре афонских отцов. Есть на Афоне очень много монахов, которые живут там уже двадцать, тридцать, сорок лет и более. Есть отцы, которые живут безвыходно на Афоне, даже почти не выходят из своих келий и несут нелегкий молитвенный подвиг. Во многих монастырях Афона монахи поднимаются на келейное правило в двенадцать часов ночи по нашему времени и три-четыре часа молятся Иисусовой молитвой, а к трем или четырем часам утра идут в храм на общую молитву. Причащаются они четыре раза в неделю. Много раз я наблюдал, с каким благоговением подходили монахи к причастию, как благоговейно служат там литургию. Много раз я говорил себе: «не может быть, не могу поверить, что сегодня, в наше время еще может быть такая святая жизнь, неужели это еще возможно в двадцатом веке?» Братья наши поведали мне, что монахи Афона большие подвижники, но всячески скрывают это от посторонних глаз. Многие из них явно обладают особым даром мудрости и даже прозорливости, только это далеко не всем приметно.

А ведь как Афон переживает происходящие события в Церкви, как пристально следит за всеми экуменическими событиями, сколько пишется там книг и статей против папизма, против ересей, против экуменической деятельности. Афон ведет самую активную работу по борьбе с искажениями православной веры. Сколько книг, журналов, статей, газет с обличениями экуменизма и ересей видели мы на Афоне и в Греции. Следят пристально за событиями в мире и монахи в России. И там есть многие прозорливые и духовные отцы. И в России многие монахи и миряне требовали выхода из экуменического ВСЦ — однако ни там, ни там никто не стал прерывать общения с иерархами. Когда афонские монахи отрицательно отозвались на заявление грузинских ревнителей о прекращении евхаристического общения с патриархом Грузинской Церкви, то последние сразу резюмировали: «Продались!»[1]

Афон продал Православие?! Кто это говорит? Нам хорошо известен образ жизни афонцев и образ жизни наших восставших монахов — о, как жалко сравнение!

Неужели наши монахи думают, что в России, на Афоне, в Иерусалиме не знают святых канонов? Не читали тех святых отцов, которых они цитируют, не знают о тех нарушениях, которые есть в церковной жизни? Неужели они думают, что все эти отцы просто боятся потерять «теплое местечко»? Но это есть самая хамская клевета! Мы видели и знаем, в какой духовной, серьезной атмосфере происходит обсуждение подобных серьезных вопросов — вопросов страшных, крайне существенных на Афоне. Знаем, с каким благоговением и страхом, в каких осторожных выражениях говорят на эту тему в России. Также знаем и в какой «уличной» атмосфере решают эти вопросы наши «ревнители». Мы слышали явные угрозы от этих деятелей, насмешки, чуть ли не школьные, мальчишеские проделки — и это все в отношении священников, архимандритов, епископов! Все это выдает очень нездоровый дух наших «борцов». Здесь «правословие» вытеснило Православие.

Вовсе не тем отличаются монахи всех тех Церквей от этой группы наших «ревнителей», что меньше знают, или боязливее, или холоднее в вере, но тем, что помимо этого, «умственного» знания имеют еще не мало Божьего страха и благоговения, видят кроме этого явного нарушения канонов и правил еще многое и многое. Глубиною намоленного сердца, в котором днем и ночью раздается Иисусова молитва, знают они (а не думают), что нет, это еще не предел, Бог еще не желает этого разделения, нет еще воли Божией на это. Да, странны наши времена, не укладываются они в рамки строгой логики! Мне так передали слова афонцев: «Да, все, что говорят в Грузии, и мы давно и хорошо знаем, знаем и большее и могли бы прервать общение с экуменичествующими иерархами, если бы посчитали это необходимым. Но пока еще это крайне нежелательно, мы предвидим все те самые тяжкие последствия, которые из этого возникнут. Многие люди, действительно желающие спастись, тогда спастись не смогут».

Еще один момент: почему с теми же требованиями мы не выступали прежде, ведь положение и двадцать лет назад было не лучшим. Например, не возмутительно ли было, когда в 1969 году Синод Русской Православной Церкви вынес антиканоническое «разъяснение» о допуске «в порядке икономии» к Святым Тайнам римокатоликов[2] (в 1986 году, ввиду того что «практика не получила развития», это «разъяснение» было отменено[3])? Да и мало ли серьезных нестроений происходило — но что нас удерживало? Думается, что изменилось только то, что братья наши потеряли то чувство меры, страха и духовного чутья, которые только и сдерживают наши горячие умы и языки. Запала им в сердца «бацилла праведности», то «великое искушение для православных последних времен», о котором часто упоминает и от которого часто предостерегает Серафим Роуз. Искушение это становится особенно велико в наш век гордости ума и душевной расслабленности. Ведь для того чтобы стать «подвижником канонической правды», достаточно только умом стать на правильную позицию и добраться до нужных книг — можно сыпать словами и правилами точно и метко, слыть самым смелым ревнителем Православия, и ведь никто не догадается, что в сердцах у этих «ревнителей». Можно отбросить молитвы и посты, смирение и хранение чувств, отдаться страсти гнева, осуждения, насмешничества, попивать крепкий чаек и говорить, говорить и с каждым метким словом как бы расти в своих и чужих глазах. Но «правильность», не смягченная смирением, оставившая без внимания свои страсти, не пропитанная духовным рассуждением, потерявшая знание воли Божией, есть «сверхправильность», духовная прелесть. Она дает «точные» канонические ответы на все вопросы, все раскладывает «по полочкам», но не знает и не видит, как вся эта ее «правда» далека от живой Правды — Божией. И ведь как должно быть сладостно-приятно путем таких «канонических», «математических» расчетов вдруг вычислить, что все почти христиане и монахи во всем мире, все иереи и архиереи «продались», «объеретичились», можно их назвать «иудами», «отступниками», «предателями», и, наконец, остается только малый остаток: «Лот с семьей», спасенный чудесными ангелами в горах, — «последняя цитадель Православия», «глас вопиющего в пустыне». Все это слишком заманчиво!

Но не надо забывать нашим «ревнителям», что и Лот, выведенный из Содома в горы, впал в не меньший содомского грех, упившись вином. Не менее опасно упиваться и праведностью своих слов и мыслей.

Про «сверхправильность» часто писал иеромонах Серафим Роуз:

«Они построили себе карьеру в Церкви на зыбком, хотя внешне и красивом фундаменте: на предпосылке, будто главная опасность для Церкви — в недостаточной строгости. Но нет, истинная опасность сокрыта глубже — это потеря аромата Православия, чему они сами и способствуют, несмотря на всю свою строгость... По-моему, им куда полезнее для спасения души чуток отступить от “уставничества” да прибавить в смирении».

«Новые мудрецы» нашли простой ответ даже на такой сложный вопрос, как взаимоотношение разных православных Церквей. Ревнители утверждают, что все Церкви, держащиеся нового календаря или участвующие в экуменическом движении, — еретические и «ущербные». И вообще их нельзя назвать церквами, а их таинства — благодатными. Между прочим, ведущие из новоявленных «ревнителей» до перехода в Русскую Зарубежную Церковь принадлежали как раз к одной из «еретических» Церквей, например к новостильной Греческой Архиепископии (или старостильной Московской Патриархии) и были ею отстранены от священнослужения. Русская Зарубежная Церковь приняла их из любви, полагая, что кара незаслуженна. Защищали их и отец Серафим с отцом Германом. Однако сами отлученные отцы измыслили так: дескать, Греческая Церковь не имеет благодати Божией, а потому не вправе лишить их сана. Более того, они придумали, будто Греческая Архиепископия потеряла благодать Божию как раз за время между их рукоположением и лишением сана! По их логике выходило: если признать благодатность Греческой Церкви, следует признать и правомерность их наказания, то есть пожизненный запрет на священнослужение... Отец Серафим Роуз предрекал, что со временем «сверхправильные» усилят свое влияние и устроят великий раскол, этакий путч внутри Церкви, однако успехом он не увенчается, и кончат бунтари маленькой, закосневшей в своих догмах сектой:

«Всем этим “мудрецам” недостает главного в православной жизни, на что указывали святые отцы, — страдания. Новая “мудрость” рождена в праздном умствовании, в бесплодных и бессмысленных спорах. Истинно глубокой является мудрость выстраданная, хотя она и не даст “красивого” ответа на всякий глумливый вопрос. Так давайте проникнемся этим страданием».

Конечно, те «сверхправильные», о которых пишет о. Серафим Роуз, та группировка из Бостонского монастыря, которая решила ревностно бороться с «западным» влиянием в Церкви, отличается от наших «ревнителей», но дух, кажется, очень схож.

Вот ведь и наши «ревнители», подобно упомянутым в книге о Серафиме Роузе, всячески стараются связать «уход благодати» из Церкви со своим отходом. Пока они никак не могут сказать, что благодати нет в нашей Церкви, так как это поведет за собой целый ряд самых трудных вопросов. Но главное, тогда под сомнение поставится и священство, и архимандритство их предводителей, да и многое другое.

Те факты, которые мы знаем уже давным-давно и которые мы все еще не считали достаточными для разделения, они стараются искусственно выставить на свет и оформить так, чтоб они представились новыми, вопиющими и недопустимыми событиями, после чего наша Церковь уже будет казаться как бы и не Церковью, хотя, по существу, ничего пока не изменилось к худшему, а даже во многом к лучшему. Эти люди сознательно ставят перед иерархами такое требование, которое те никак не могут исполнить. Да и кто может решиться на то, чтобы рвать евхаристическое общение с церквами Греческой, Иерусалимской, Русской, Сербской, с Афоном? Значит, здесь явно выбирается путь, который непременно поведет к разделению. Ясно, что, прекратив церковное общение с нашей Церковью, они вскоре перейдут в юрисдикцию какой-либо «церкви», которая уже в расколе с нами. Чтобы это понять, не нужно духовного рассуждения. И эти люди говорят: «мы не хотим раскола»? Неужели они так тупо уперлись в одно только правило, что не видят ничего вокруг, дальше завтрашнего дня?

Вначале наши выступления против экуменизма были единомышленны, но теперь наши пути разошлись, мы оказались совсем на разных позициях. Наша цель была — предостеречь, приостановить, помешать, замедлить шаги иерархов к пропасти, просить их отказаться от пагубной экуменической деятельности. Цель уклонившихся от нас на иной путь оказалась крайней: доказать людям, что все иерархи автокефальных Церквей (без исключения) уже в пропасти и никаких отношений с ними иметь уже не имеет смысла. Наша цель была расчистить колодец в нашем дворе, в который стали падать камни, тогда как цель «крайних ревнителей» — завалить колодец комьями грязи и уйти искать воду в чужом дворе.

Один современный церковный автор сравнивает сегодняшнее внешнее состояние нашей воинствующей Церкви с состоянием тяжелобольного, престарелого человека, у которого в результате тяжелых травм были сломаны некоторые кости и повреждены члены. Все эти раны затягивались, кости срастались, но без должного и умелого присмотра — сращивались неправильно, и хотя человек жив и деятелен, но он с болью и страданием владеет своим телом. Если вдруг объявится молодой, бесцеремонный «врач», который решит, что надо этого человека срочно вылечить и для этого нужно сломать все неправильно сросшиеся кости и сживить их правильно, то такое «врачество» скорее убьет или крайне искалечит страдающего. Этот же смысл у святителя Игнатия (Брянчанинова) в словах о том, что «ветхие здания надо ремонтировать с большой осторожностью и знанием дела, иначе реставрация может обернуться полным разрушением». Наши «ревностные борцы», воинственно настроившись коренным образом поправить дело, решили требовать самого глобального разрешения проблем, то есть переделки здания с самого фундамента. Понятно, что такой подход разрушит и то надтреснутое здание, которое еще стоит и еще укрывает от дождя и непогоды многих. Раздробив здание, превратив его в груду развалин, может, они и устроят видимость крова и стен, но на самом деле по их вине многие останутся под открытым небом — и ответ давать за это придется!

Подумаем и о том, что ни один раскол не происходил так, чтобы обе стороны не были бы уверены в своей правоте и «каноничности». Впрочем, в этом восстании, в соблазне верующих, в этом возмущении, безусловно, виновны в большой степени экуменичествующие пастыри Церкви, нарушители правил святоотеческих. Об этом соблазне ясно предсказывалось в нашей брошюре «Пасха без Креста», и происходящее только наглядно подтверждает этот еще один грех экуменизма.

Часто за грехи родителей попускает Господь, что сами сыновья восстают на отцов своих и становятся смиряющим бичом для них. Но что самое страшное в этом самом страшном на земле наказании — это то, что часто сами эти дети гибнут на глазах своих гонимых ими же отцов. И эту двойную муку кто может понести? Взывал Давид к убитому сыну: «Сыне мой Авессаломе, кто даст смерть мне вместо тебе, аз вместо тебе, Авессаломе, сыне мой, сыне мой, сыне мой Авессаломе...»

 

 ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В 1997 году грузинский Католикос-Патриарх Илия II постановил выйти из ВСЦ. — Прим. Ред.

[2] Решение Священного Синода РПЦ о допущении к Святым Тайнам католиков было подготовлено филокатоликом, экуменистом и обновленцем митрополитом Никодимом (Ротовым). — Прим. ред.

[3] В конце 1969 года Синод Русской Православной Церкви под влиянием митрополита Никодима (Ротова) и идей «аджорнаменто» II Ватиканского Собора издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в Православной Церкви.

В 1986 году Синод Русской Православной Церкви приостановил действие этого постановления 1969 года:

Определение Священного Синода (29.07.1986)

«Имели суждение о Разъяснении Священного Синода от 16 декабря 1969 года о допуске в порядке икономии к Святым Тайнам римо-католиков.

Постановили: Ввиду поступающих запросов по поводу данного Разъяснения Священный Синод сообщает, что практика эта не получила развития, и определяет отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Православной Полнотой» (ЖМП, 1986, № 9, стр. 7–8). См.: http://www.blagogon.ru/biblio/201/

 

 Благодатный Огонь № 4, 2000 год




Голосование за статью
 - 
66
 /  - 
4
Комментарии:
Комментариев нет.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Меч обоюдоострый Православный журнал «Благодатный Огонь»

Меч обоюдоострый

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

2.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

27.09.2018
Об антинародном характере пенсионной реформы

29.08.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» по поводу пенсионной реформы

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

 

НОВОСТИ

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина