Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Почему экстремизм невозможен в лоне Православной Церкви

25.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

 

В последнее время в СМИ как иностранных, так и отечественных, все чаще стали появляться обвинения Православной Церкви в экстремизме. На Украине, где власти пытаются дискредитировать в глазах общественности Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, такие обвинения приобрели системный и массовый характер. В России эти обвинения также периодически возникают. Последний резонансный повод был связан с выходом на большой экран скандально-провокационного фильма «Матильда», когда наиболее радикально настроенные противники этого фильма от имени т.н. организации «Христианское государство – Святая Русь» распространяли угрозы сжигать кинотеатры и частично реализовали свои угрозы через поджоги кинотеатра в Екатеринбурге, машин у московского офиса адвоката режиссера Учителя и его студии «РОК» в Петербурге.

И хотя все эти обвинения явно надуманы и имеют определенного политического заказчика, тем не менее, при постоянном массированном использовании, они способны достигнуть цели и посеять страх и недоверие в светской общественности по отношению даже к такой традиционной, государство- и культурообразующей для России религии, как Православие. Это можно видеть опять же на примере Украины, где под влиянием антиправославной пропаганды многие граждане уверены, что в духовных семинариях и монастырях Московского Патриархата готовят боевиков для Русской Православной Армии и складируют оружие.

Обычно для опровержения обвинений христианства в экстремизме ссылаются на главный вероучительный источник Церкви – Священное Писание Нового Завета, где мы слышим проповедь о том, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4:16) и Он нас учит любить врагов (Мф. 5:42-44), что Христос принес с Собой мир (Ин. 14:27) и провозгласил равенство людей перед Богом (Гал. 3:28), что Господь не только заповедовал не убивать (Мф. 5:21-22), но даже не противиться злу силою (Лк. 6:27-35).

Но, честно говоря, ссылки на Библию мало убедительны, так как мы имеем массу примеров псевдохристианских тоталитарных культов и деструктивных сект, которые оправдывают свои экстремистские доктрины, прикрываясь цитатами из Евангелия о любви, равенстве и братстве. К слову сказать, практически все религиозные террористы свои злодеяния творят «именем Бога милостивого и милосердного».

Тот факт, что Православие является традиционной религией, также не означает, что в лоне Церкви не могут появиться экстремистские течения. Как известно, экстремизм часто возникает и развивается и на почве традиционных религий (наглядный пример тому ислам).

Итак, какие всё же особенности православного вероучения позволяют утверждать, что Церковь и экстремизм несовместимы?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует определиться с самим понятием экстремизма.

Обычно в обществе под религиозным экстремизмом (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) подразумевается вообще всякое проявление нетерпимости к другим религиям и мировоззрениям. Но такое определение делает экстремистской любую веру и учение, претендующих на истину, так как последняя сама по себе не терпит компромиссов с ложью. Например, Православная Церковь, как «столп и утверждение Истины», несмотря на заповедь любви к врагам, будет всегда ненавидеть ложь и поэтому нетерпима к ересям и сектам, искажающим истину.

Конечно, кому-то может показаться замечательной толерантная идеология либерализма, но для воплощения ее в жизнь следует развязать непримиримую войну с религией, уничтожать не только кресты и храмы, но и инакомыслящих верующих. Т.е. впасть в такой же, только либеральный, экстремизм. С другой стороны – именно толерантность приводит к нивелированию нравственных ценностей, стирает границы не только между истиной и ложью, а и добром и злом, что само по себе влечет проявление экстремизма в самых неожиданных формах. Такие явления, как «группы смерти», пропагандирующие самоубийства среди подростков, или культ «Колумбайн», приведший к керченской трагедии в октябре 2018 года, напрямую связаны с глобализацией и культивируемой ею идеологией толерантности. 

Поэтому, чтобы не впасть в крайности, правоведы пытаются выработать наиболее адекватное определение экстремизма, отражающее самые опасные проявления его для общественной жизни, и закрепить это определение законодательно.

К сожалению, и в международном праве тема экстремизма является крайне неоднозначной. Долгое время России хотели навязать европейское определение экстремизма, выраженное в Резолюции «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе», принятой в 2003г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы:

«экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма»[1].

Естественно, это определение не может быть признано удовлетворительным, поскольку несет в себе изначально либеральную идеологическую нагрузку, подразумевающую, что политическая деятельность агрессивного и насильственного характера, не отрицающая «принципы парламентской демократии», экстремизмом не является. Так европейские правоведы и политики допускают возможность т.н. «вынужденного экстремизма»:

«это ситуация, когда крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию в государстве на фоне социально-экономического кризиса, резкого падения жизненного уровня основной массы населения, тоталитарного политического режима с подавлением властями оппозиции и преследованием инакомыслия»[2].

Под вывеской вынужденного экстремизма Запад оправдывает любые противоправные действия по устранению своих политических конкурентов, которые совершались оппозицией во время бархатных революций, в т.ч. во время событий «Евромайдана» на Украине в 2013–14 гг.

Поэтому Россия в своей «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»[3] ориентируется на совершенно иное толкование понятия экстремизма, которое  содержит «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. (ратифицирована и вступила в силу в Российской Федерации 29.03.2003г.):

«экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» (ст.1 ч. 1 п. 3)[4].

Одним словом, под экстремизмом подразумеваются деяния, направленные на подрыв государственности и национальной безопасности. На это определение мы и будем ориентироваться при доказательстве, что в Православии нет места для экстремизма.

Наш главный аргумент о несовместимости православного христианства с экстремизмом основывается на учении Церкви о богоустановленности государственной власти[5].

Для христианства изначально государство в лице Римской империи признавалось как гарант международного мира и служило залогом высшей земной законности и справедливости. Не случайно Спаситель на вопрос фарисеев позволительно ли давать подать Кесарю (т.е., в представлении иудеев, языческой и захватнической власти), ответил: «Воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу…» (Мф. 22:21). По толкованию Святых Отцов, в этом выражении Господь не противопоставил власть кесаря власти Бога, а утвердил должное, основанное на почитании Бога, почитание государственной власти. Вот как в святоотеческом духе это учение Христа раскрыл святитель Филарет Московский (Дроздов):

«“Воздадите Кесарева Кесареви”… Господь, однако, сим не удовлетворился, но простер Свой ответ за предел вопроса, и непосредственно присовокупил другую заповедь: “и Божия Богови», означая сим союз обеих заповедей и неполноту первой без последней… И церковь “да воздает Кесарева Kecapeви”, вознося молитвы за Царя и Государство, внушая своим чадам верность к Царю, Отечеству и законам и укрепляя сию верность клятвою во имя Божие»[6].

Поэтому учение святых апостолов требует от христиан почитание государственной власти, как богоустановленной: «Всякая душа да будет покорна высшим, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены… противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:1-2,4). Причем, первоверховные апостолы требовали от христиан чтить власти и повиноваться им по совести (Рим. 13:5) и со страхом Божиим: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:13,14,17). Отсюда вытекает и требование молиться за власти: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения… за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:1-2).

О том, что со времен апостолов в Церкви почитание государственной власти имело прямое отношение к душеспасению, указывает каноническая строгость наказания тех, кто досаждает (т.е. хулит и ругает) власть имущих. По 84-му Апостольскому правилу священник за таковое преступление извергается из сана, а мирянин отлучается от Церкви. Авторитетный канонист, священноисповедник Никодим (Милаш) так комментирует это правило:

«За оскорбление… законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан»[7].

Исходя из вышесказанного, Православная Церковь утверждает, что «анархия – отсутствие надлежащего устроения государства и общества, – а равно призывы к ней и попытка ее установления противоречат христианскому миропониманию (Рим. 13:2)».[8]

Надо отметить, что Церковь не просто ограничивалась, как сегодняшние сектанты, лояльностью к существующей государственной власти. Под покорностью властям подразумевалось деятельная служба во благо страны и государства. Православная Церковь с апостольских времен была чужда пацифизму в толстовском понимании и не могла служить «пятой колонной» для государственной власти, как это сегодня наблюдается среди сект, исповедующих крайний антимилитаризм (например, «Свидетели Иеговы»*). Уже для первых христиан государственная власть в лице римской империи являлась гарантом международного мира. Священномученик Ириней Лионский († кон. II в.) писал: «И мир пользуется спокойствием чрез них (римлян), и мы (христиане) без страха ходим по дорогам и плаваем, где хотим».

Поэтому воздавать «Кесарю кесарево» значило и исполнять воинский долг по защите государства, а значит и мира. В Евангельском повествовании мы не видим, чтобы Иоанн Креститель, а затем Сам Господь Иисус Христос требовал от уверовавших воинов отказываться от своих воинских обязанностей. Не видно это и в случае обращения апостолом Петром сотника Корнилия.

Также и у раннехристианских авторов мы видим наряду с проповедью мира и любви признание законности казней преступников и войн, которые производила Римская империя для поддержания порядка и стабильности. Так священномученик Климент Римский (†~101г.) утверждает, что не всякое убийство зло, но только убийство невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам. О невиновности законных начальников, производящих казни, учит священномученик Ириней Лионский († кон. II в.). Даже излюбленные пацифистами Тертуллиан (155/60г.–220/40г.) и Ориген (~185г.–~254г.) в своих трудах оказываются махровыми государственниками-империалистами.

В житийной же литературе мы можем наблюдать многочисленные примеры, когда воины-христиане первых веков восхваляются за свою ратную службу, в чем им помогает Господь, и в этом Церковь ни в коей мере не видит нарушения христианских заповедей.

И до сих пор Церковь приравнивает воинскую службу к исполнению заповеди миротворчества, а погибших на своем посту, восхваляет, как исполнивших заповедь Любви по отношению к своим ближним.

На VI и VII Вселенских Соборах Церковь канонически закрепила формулу святителя Афанасия Великого по поводу законности пролития крови ради защиты Отечества:

«Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах»[9].

Конечно, Церковь не может быть безразлична к формам и методам государственной власти. Для православных христиан существует большая разница, кто находится во главе государства – то ли это власть самодержавного монарха, то ли власть гонителей богоборцев, то ли лояльная к религии светская власть.

«Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему»[10]. Однако даже при самых неблагоприятных властителях «гонимая Церковь призвана с терпением переносить гонения, не отказывая государству, преследующему ее, в лояльности»[11] и «не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления»[12].

О неизменности такого отношения Церкви к государству свидетельствует вся история православного христианства.

Сам Спаситель Своей жизнью и смертью показал, что Он чужд всяким революциям и переворотам. Иудеи времен Иисуса Христа чаяли свободы израильского народа от власти римских поработителей. Но вот приходит Мессия, которого евреи так долго ждали как своего освободителя от римской тирании, и говорит: «кесарю – кесарево». Иными словами: «продолжайте платить подати оккупантам». Более того, Господь всячески уклонялся от народа, когда тот желал провозгласить Его царем. Поэтому Христу «свободолюбивый» иудейский народ вопил впоследствии: «Распни! Распни Его!», и «демократически» променял своего Спасителя на мятежника Варавву – борца за «свободу и независимость» Древней Иудеи.

В течение почти 300 лет первые христиане были гонимы императорами-язычниками, но Церковь, подражая своему Спасителю, продолжала терпеть, платя за гонения молитвой и службой государству. Хотя среди христиан было множество воинов, сановников и военачальников, мы не знаем примеров христианских восстаний и государственных переворотов. Показателен пример из жития св. вмч. Феодора Стратилата. Когда его вели на казнь, то народ, уверовавший во Христа, восстал против императора-гонителя, желая освободить святого, но мученик удержал христиан от мятежа словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому».

Само обращение царя Константина Великого в христианство в 312/13 гг. современники, как христиане, так и язычники, приписывают его внутреннему перерождению, а не каким-то дворцовым переворотам и интригам. Интересно, что, согласно древнему житию, народ после крещения царя Константина решил изгнать из Рима всех, не желающих быть христианами, но царь запретил народу, говоря: «не хочет Бог наш, да кто неволею и принуждением к Нему приходит, но если кто свободной волей и с благим намерением приступает к Нему, тому Он благоволит».

Такое же внутреннее перерождение «из Савла в Павла» случилось и с крестителем Руси равноапостольным князем Владимиром, опять же без всяких политических переворотов.

Даже история страшных потрясений, случившихся с нашей страной в XX в., свидетельствует, что Церковь оставалась верна самой себе. После свержения законной самодержавной власти Церковь, в лице своего Предстоятеля святейшего Патриарха Тихона, не стала ни на сторону белых, ни на сторону красных и в течение всего существования безбожной советской власти продолжала оставаться лояльной к государству, несмотря на бесчисленные жертвы православных христиан, страдавших за Веру. Более того, во время Великой Отечественной Войны Церковь благословила своих духовных чад выступить против фашистских захватчиков, хотя те на оккупированных территориях открывали храмы и поначалу всячески демонстрировали свою лояльность к Православию.

Но возникает вопрос: а что является гарантом, что подобное отношение к государству в Православии будет сохраняться и впредь? Ведь перед нами множество примеров, в том числе и в христианских конфессиях, когда казалось, самые незыблемые догматы веры в современных условиях пересматриваются и даже отменяются.

Таким гарантом в Православии является Сама Церковь! Дело в том, что, в отличии от ислама и других христианских сект и конфессий, православное христианство не является «религией Книги» или какого-либо учения. Это религия Церкви, или, другими словами, религия социального института.

Для Православных христиан Церковь именуется столпом и утверждением Истины (1 Тим. 3:15). Не Библию Христос оставляет после Себя, а Церковь: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Согласно православному вероучению, Церковь – это есть Сам Богочеловек Иисус Христос[13]. Апостол Павел именует Христа «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота наполняющая все во всем» (Еф. 1:22–23). Как невозможно отделить главу от тела, так невозможно отделить Церковь от Христа. Через Церковь Господь и Бог Иисус Христос  пребывает с христианами до скончания века: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И как Бог вечен и неизменяем, так и учение Церкви, сохраняемое в Традиции, вечно и неизменяемо.

В силу этого факта в Православии невозможна спекуляция в толковании священных текстов и изменение догматов веры, как, например, в так называемом западном христианстве. Все мы помним один из важнейших тезисов западной Реформации – Sola Scriptura (лат. «только Писание»), выдвинутой отцом протестантизма Мартином Лютером. Все конфессии и секты, относящие себя к протестантизму, до сих пор считают себя последовательными пацифистами. Однако, когда появилась угроза для Реформации, риторика Мартина Лютера резко сменилась с проповеди любви и мира на проповедь уничтожения инакомыслящих. Так, он с лютой ненавистью призывал резать и сжигать еретиков-анабаптистов и католических священников и монахов. И все это на основании Священного Писания. Такие же метаморфозы претерпевают сегодня многие протестантские секты на Украине. Для этого достаточно сравнить их пацифистскую риторику в начале Майдана, а затем призывы к участию в вооруженном конфликте на Донбассе[14]. Чего только стоит позиция нынешнего Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины баптиста А.В. Турчинова, который развязал войну на Донбассе и известен в народе под именем «кровавого пастыря»[15]. Это происходит по той причине, что в протестантизме нет авторитетов. Авторитет только книга – Библия. Поэтому в идеале каждый адепт протестантизма может ее толковать либо в силу своего образования, либо в силу своего невежества.

Противоположный пример авторитаризма с другой стороны нам предоставляет католичество с его папизмом. Римский папа, как непререкаемый авторитет, может не только производить новые догматы веры, а даже пересматривать старые.

В Православной Церкви такие метаморфозы невозможны. Церковь – это строго иерархическая организация, которая подчинена авторитету как Священного Писания, так и Священного Предания – Традиции, закрепленной в церковных канонах и правилах святых отцов. Причем, священноначалие от Патриарха до рядового священника совершает свое пастырское служение не произвольно и не самочинно, а именно в духе Традиции Церкви, которая не позволяет им злоупотреблять своей духовной властью. В случае непослушания авторитету Церкви и уклонению в ересь Церковь исторгает таких членов из своего общения (Мф. 18:15–17). Для православного христианина отпадение от Церкви является самым страшным наказанием, так как без участия в Церковных Таинствах (прежде всего Исповеди и Причастия) спасение для человека невозможно, ибо вне Церкви нет и спасения. При этом отпадение далеко не обязательно происходит видимым образом. Человек внешне может пребывать в церковной ограде, но внутренне находиться в чине отпавших. Поэтому сами православные христиане всегда стремятся соотносить и подчинять свою жизнь церковной Традиции. В силу этих же причин толкование Священного Писания возможно только в духе святоотеческого Предания.

При этом немаловажно, что Церковь, как социальный институт, способна давать обязательства и нести ответственность перед обществом и государством, а многовековая история Православия и строгая приверженность своим традициям дают уверенность обществу и государству, что Церковь всегда была и будет строгой сторонницей стабильности и порядка, выступая против мятежей и социальных потрясений и запрещая своим чадам принимать участие в мероприятиях экстремистского характера.

Таким образом, экстремизм не может исходить из Церкви, так как для него здесь нет ни духовных, ни идеологических, ни исторических оснований. Православная вера не только заложила ценностные основы русской цивилизации, но и всегда была духовным оплотом русской государственности и общественной стабильности, причисляя служение обществу и Отечеству к душеспасительным обязанностям всякого православного христианина. 

Те инциденты, которые позволили ряду СМИ обвинять Православие в экстремизме, были совершены людьми не благодаря своей вере, а из-за своего духовного и религиозного невежества. Часто такие люди представляются от псевдоправославных самочинных организаций, как например, «Христианское Государство – Святая Русь». Крайняя малочисленность этих объединений свидетельствует, что для них нет никакой социальной базы в Православии. Отдельные случаи экстремизма имеют совершенно неорганизованный характер. Так что невозможно говорить о православном экстремизме как системном явлении.

 


 


[1] Резолюция 1344 (2003). Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе // https://www.coe.int/t/r/...Rus.asp#P3_78

[2] Экспертный доклад «Влияние украинского кризиса на экстремистские движения в России». Выпуск II. – М.: ФРИГО «Народная дипломатия», 2015. – С.14

[3] «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753 // https:// xn--80az.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site128/document_file/Strategiya_protivodeystviya_ekstremizmu_v_Rossiyskoy_Federaci.pdf

[4] Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // http://docs.cntd.ru/document/901812033

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001 г. – С. 18

[6] Святитель Филарет Московский (Дроздов). Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича // https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/222#sel=26:24,26:42

[7] Священноисповедник Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями // https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/84#note333

[8] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001 г. – С. 18

[9] Святитель Афанасий Великий. Послание Аммуну монаху // Книга Правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отрец. – М. 2004 г. – С.289

[10] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001 г. – С. 27

[11] Там же, – с.25

[12] Там же, – с.28

[13] Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви» // Собрание творений прп. Иустина (Поповича) Т. III., – М. 2006 г. – С. 318

[14] Украинская революция и христианские церкви (СМИ) // http://www.invictory.com/news/story...html

[15] Черенков М. История «Кровавого пастора»: эволюция медиаобраза Александра Турчинова // https://risu.org.ua/ru/index/..._column/65407


* Прим. БО: Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».


Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
21
 /  - 
6
Комментарии:
Владимир Юрганов 28/01/2019 в 09:00:06
бывают околоправославные экстремисты, которые получают зарплаты, чтобы представлять верующих в виде идиотов или злобных фанатиков. К примеру, т.н. Энтео, который выступал якобы от РПЦ, проводя экстермистские акции. Но отработав свой грант, вернулся к своей обычной политической ориентации и живет с Марией Алёхиной из «Пусси Райот»
Роман 26/01/2019 в 01:59:31
Экстремизм это общее понятие, под эту гребенку можно отнести и апостола Петра, который «извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо». Первый экстремист был сам дьявол, который с подвиг к падению род человеческий, поэтому экстремизм заложен, в той или иной степени, в каждом человеке, и православному священству надо быть на чеку, наблюдать за своими убеждениями и за вверенному ему стаду.
Александр Николаевич 25/01/2019 в 09:36:10
В последнее время всех ревнителей чистоты Православия в экстремисты запишут.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Почему экстремизм невозможен в лоне Православной Церкви Православный журнал «Благодатный Огонь»

Почему экстремизм невозможен в лоне Православной Церкви

25.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

15.02.2019
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

31.01.2019
Диакон Илья Маслов

К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Война за Традицию

3.02.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

О «благоразумном» молчании

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

25.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

Почему экстремизм невозможен в лоне Православной Церкви

17.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

Протоиерей Алексий Чаплин: Порошенко – орудие в руках разрушителей чуждой Западу цивилизации

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

23.01.2019
Иеромонах Сергий (Родченко)

Религиозный майдан на Украине: положительные моменты

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

16.12.2018
Кирилл Александров

Итоги «Объединительного Собора»: Порошенко во главе, Филарет на коне, неудача митрополита Симеона

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

30.11.2018
Павле Рак

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Водою и духом, или О разбавленном христианстве

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.02.2019
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

30.11.2018
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

 

НОВОСТИ

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

14.02.2019
Протоиерей Владимир Головин извержен из сана. Комментарий священника Георгия Максимова

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

22.01.2019
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим