Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Алексий Чаплин: Порошенко – орудие в руках разрушителей чуждой Западу цивилизации

17.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

 

Интервью Эльдара Торбиева с протоиереем Алексием Чаплиным


— Зачем Порошенко накануне выборов поднимать церковный вопрос?

— Многие с недоумением воспринимают настойчивость Петра Порошенко в церковном вопросе. Действительно, Православная церковь на Украине сегодня совсем не играет той политической и социальной роли, которую она играла, например, во время Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. Поэтому в XXI веке ставить религиозный вопрос во главу угла своей политики, как это сделал так называемый президент Украины, кажется не чем иным, как возвратом в Средневековье и откровенной глупостью.

Но, на мой взгляд, в этом вопросе Порошенко очень последователен и современен. Дело в том, что его заокеанские хозяева геополитически рассматривают весь мир как совокупность различных культурно-религиозных сообществ или цивилизаций. С их точки зрения, Россия — это не просто страна, народ или государство, а центр чуждой для Запада православной цивилизации, к которой, естественно, относится православная Украина. С этим можно соглашаться или не соглашаться, однако именно в таком контексте Россию и Украину рассматривают те, кто стоит за спиной у Порошенко. Для них всякий житель Украины, считающий себя православным, по определению является «русским», даже если этот «русский» считает себя украинцем и его православие носит формальный характер.

Поэтому слова бывшего советника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, что «после разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие», сказанные им сразу после развала СССР, не просто частное мнение, а программа действия на будущие десятилетия. Сегодняшняя церковная политика Петра Порошенко — это не предвыборная кампания, как думают некоторые, но реализация плана Запада по отторжению Украины из цивилизационной сферы России, а в более глобальном смысле — раскол вообще всей православной цивилизации.

— Но есть ведь православные грузины, православные греки и даже православные японцы, разве не могут быть православные украинцы? Почему они обязательно русские?

— Дело в том, что Православная церковь на Украине с момента своего рождения в водах Днепра на Киевщине всегда себя именовала именно Русской Церковью. Официальный титул киевских митрополитов всегда содержал приставку «и всея Руси», вплоть до воссоединения Киевской митрополии с Московским патриархатом.

Это говорит о том, что Церковь Киевской митрополии не мыслила себя ограниченной пределами только Украины, а осознавала себя духовным центром всей Руси, в том числе и Московской. Не случайно Церковь Украины в своих исконных богослужебных текстах не знает украинских святых и украинских святынь, но только русских святых и русские святыни. Это не только дань традиции, оставшейся со времен Киевской Руси.

До крещения князем Владимиром Русь представляла из себя конгломерат племен: древляне, поляне, северяне, кривичи, чудь, весь, меря и прочие. И только Церковь связала эти племена духовными узами, и население Киевской Руси ощутило свою общность, став прихожанами единой Русской церкви. Само Русское имя в церковном значении выражает идею духовного единства этой общности.

В современном понимании её наиболее емко выразил преподобный Лаврентий Черниговский (Проскура): «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь». Поэтому для верующих «Русский мир» это не какая-то политическая концепция, а часть Священного Предания Церкви, содержащаяся в богослужении, святоотеческом наследии и житиях святых.

Не случайно борьба за православную веру против насаждения унии на Украине в конце XVI — первой половине XVII вв. отождествлялась с борьбой за Русское имя. Достаточно вспомнить речь Богдана Хмельницкого на Переяславской Раде в 1654 г. где он обвиняет католиков в стремлении «искоренити церковь Божию, дабы имя Руское не помянулось в земли нашей». И хотя сегодня Церковь на Украине называется украинской, по своему духовному содержанию она русская. И это прекрасно осознают враги России, поэтому руками Порошенко пытаются уничтожить историческую Православную церковь Украины и создать лжецерковь, оторванную от Церковного предания.

— И сегодняшняя ПЦУ — это и есть лжецерковь?

— Конечно. ПЦУ основана на совершенно новом фундаменте. Как в свое время переписали историю Украины, так и украинские раскольники пытаются переписать церковную традицию Украины, заменив «русское» на «украинское». Понятное дело, что меняется не только имя, но сама суть: если в основе церковной русскости лежит единство народов во Христе, то в основе церковного украинства — национальное обособление. Что из этого более соответствует христианскому духу, думаю, объяснять не надо.

При этом надо учитывать, что для верующих церковная традиция имеет не человеческое происхождение, а Божественное. Поэтому пытаться изменить ее — значит грешить хулой на Духа Святаго. Отсюда видно, какого качества будет «вера» украинских раскольников, если они ради своей идеологии готовы менять то, во что Церковь верила тысячелетие.

— Но тем не менее украинские раскольники считают себя православными?

— Вопрос не в том, кем они себя считают, а в том принадлежат ли они Православной церкви или нет. В свое время часть населения Украины приняла унию. Оставаясь внешне православными, они сменили лишь религиозную юрисдикцию и подчинились Папе Римскому. И хотя сами они могли называть себя православными, но православные их таковыми уже не считали.

Дело в том, что в отличие от других христианских конфессий православное христианство не является «религией Книги» или какого-либо учения. Это религия Церкви, или, другими словами, религия социального института. Для православных христиан именно Церковь — «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15). Не Библию или учение Христос оставляет после себя, а Церковь (Мф. 16, 18). Причем не много «церквей», а одну Церковь. Как невозможно отделить главу от тела, так невозможно отделить Церковь от Христа (Еф. 1:22-23). Через Церковь Господь и Бог Иисус Христос пребывает с христианами до скончания века (Мф. 28, 20).

По этой причине вне истинной, т.е. православной, Церкви нет спасения, потому что вне Церкви нельзя прийти к единению с Богом. Следовательно, православными могут именоваться лишь те, кто принадлежит к истинной (т.е. канонической) Церкви. Даже если вера человека носит внешний характер, само его обращение к канонической Церкви, пусть даже только ради крещения и отпевания, вынуждают его признавать истинность всего того, чему учит и наставляет Церковь.

Так вот, украинские раскольники — это сборище, отколовшееся от Церкви, а значит, автоматически переставшее быть православным. Причем это не просто заблуждающиеся люди, а откровенные безбожники. Ведь если они, называя себя православными, не страшились в течение четверти века находиться вне Церкви как «Киевский патриархат», значит, грош цена их вере.

— Но ведь ПЦУ — это уже не «Киевский патриархат», и Вселенский патриархат признает её каноничность. Разве это ничего не меняет?

— Меняет, но только для Вселенского патриархата. Хотя сегодня сама филаретовская организация УПЦ КП формально прекратила свое существование, но фактически она трансформировалась через так называемый «Объединительный собор» в другую раскольническую группировку под названием «Православная церковь в Украине» (ПЦУ), только теперь якобы признанную мировым православием через посредничество Вселенского патриархата.

Несмотря на претензию на каноничность, гнилая начинка из неверующих безбожников в этой организации осталась прежней, включая и их главарей (слышим лжемитрополит Епифаний — подразумеваем лжепатриарх Филарет). И вот эту организацию в православном понимании абсолютно неверующих людей сегодня Вселенский патриархат оправдывает и без покаяния принимает в церковное общение, признавая их братьями во Христе. Это все равно, что труп привязать к живому человеку. Этот духовный труп Вселенский патриархат привязал к себе. И как живой человек неизбежно умрет от трупного яда привязанного к нему мертвеца, так и Вселенский патриархат с этого момента перестает быть Церковью.

О духовном омертвении Константинополя свидетельствует тот факт, что тех православных на Украине, кто в течение двух десятилетий отстаивал свое право принадлежать к истинной канонической Церкви, Константинополь объявляет вне закона. Естественно, после этого возникает вопрос: Божиим ли Духом он руководствуется? Дух Божий не может обитать там, где ложь признается за истину.

— Но ведь Вселенский патриархат оправдывает свои действия тем, что он хочет уврачевать раскол.

Разве можно уврачевать раскол между истиной и ложью? Вот, например, УПЦ — эта та Церковь, которая является прямой наследницей тысячелетней православной традиции Украины, берущей начало со времен Киевской Руси и основанной на вере святых. А ПЦУ — это новое образование, в основе которого лежит отрицание всего русского и той традиции, которая взрастила сонмы святых угодников. Как стамбульский патриарх Варфоломей думает уврачевать то, что отрицает друг друга? Это неизбежно его привело к тому, что он стал гонителем истинной канонической церкви на Украине.

— Но действия Вселенского патриархата могут признать другие поместные церкви, что повлечет раскол всего православного мира.

Церковь всегда одна, как один Господь наш Иисус Христос. Существование поместных православных церквей не отменяет Единство Церкви Христовой, так как все они являются «великими членами тела Церкви Вселенской», имеют «единую Главу — Христа и единый дух веры и благодати». Допустить, что Церковь может расколоться, — значит допустить, что раскололся Сам Христос, а это ересь. «Раскол» на языке Церкви означает не разделение единого на несколько частей, а «отпадение», «откалывание» некоторой части от единого целого с утратой свойств этого целого, т.е. какая-то часть христиан откололась от истинной Церкви и перестала быть Ею, подобно тому, как ветвь, отрезанная от древа, усыхает и превращается в хворост, но само древо остается собой.

Если какая-то из поместных Церквей последует за Константинопольским патриархатом, то она просто отпадет в раскол и перестанет быть Церковью, как сегодня перестал ею быть Константинопольский патриархат.

Так уже было с Католической церковью, которая отпала от православия в 1054 г. Надо понимать, что сам момент отпадения не случаен. Как ветвь на древе засыхает постепенно, и, только когда совершенно усохнет, отсекается. Так и впадения в раскол — это итог постепенного оскудения духовной жизни в недрах самой поместной церкви. Вселенский патриархат давно обвинялся в модернизме и экуменизме. Именно это его привело в раскол, а не интриги Запада и дипломатические просчеты России. Поэтому раскола православного мира не будет, а будет разделение на овец христовых, которые останутся в Церкви, и козлищ, которые Церковь покинут.

— Вам не кажется, что к ереси модернизма и экуменизма стамбульского патриархата следует добавить «восточный папизм»? Действительно ли он имеет основания в канонах Православной церкви?

— И его тоже. Никакого основания в канонах он не имеет, как и папизм римский. Но здесь следует понимать, что всякая ересь всегда пытается найти свое обоснование либо в Священном Писании, либо в Священном Предании. И спорить с ними надо не по букве, а по духу. Фарисеи и законники обвиняли в нарушении Закона самого Спасителя, но он посрамил их, показывая, что Закон следует соблюдать по духу, а не по букве.

Вот, например, чего добивается Варфоломей? Дележа канонической территории? Или утверждения безбожников в их безбожии за счет посрамления верных чад Церкви? Разве об этом должен думать архипастырь? Разве каноны даны для того, чтобы разорять, а не созидать?

— Но стамбульский патриархат прикрывается тем, что народ Украины просил церковную автокефалию, а Московский патриархат не хотел её давать. Поэтому дал её Константинополь.

Для верующих естественно желание сохранять единство, а не обособляться. Поэтому появление поместных автокефальных церквей — это процесс вынужденный и связан напрямую с сохранением веры, а не с политическим созреванием того или иного народа. Всем известно, что Русская Православная Церковь стала независимой от Константинополя по причине подписания Константинопольской патриархией Унии с католиками, что фактически означало уклонение греков в латинскую ересь. В этих условиях для сохранения православной веры Русская Церковь была вынуждена избрать своего митрополита взамен митрополита-униата Исидора, присланного из Константинополя.

Требования автокефалии со стороны Украины могло быть обоснованным только в случае впадения в ересь Московской патриархии, а об этом, как известно, кроме украинских маргиналов, никто не заявляет. И даже Варфоломей не прервал евхаристического общения с Русской Православной Церковью.

А теперь давайте зададимся вопросом — а зачем украинскому народу автокефальная церковь? У украинцев какое-то другое православие, отличное от русского? Или если этот народ ненавидит русских, то он должен потакать своему греху ненависти и молиться «украинскому» Христу в украинской церкви? С какой стати вообще обретение государственности может являться причиной для появления поместной церкви? Мы веруем в государство или в Церковь? Если вам кажется, что независимость Церкви определяется государством, а не Богом, тогда зачем вообще какая-либо Церковь? Будем все молиться государству и президенту. Как ни крути, эти причины явно не имеют с верой ничего общего.

— Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события вокруг УПЦ? Усилится ли давление на Церковь?

— Украинская хунта сделает все, чтобы на Украине была только одна «православная церковь» — ПЦУ, вне зависимости от того, признают ее другие поместные церкви или она останется только детищем Варфоломея. Чтобы окончательно переориентировать цивилизационной вектор Украины на Запад, нужно упразднить истинную каноническую церковь и создать новую «западную церковь». В идеале это униаты и католики. Поэтому скорее всего ПЦУ — это структура, созданная для перевода большинства населения Украины в униатство.

Уже сейчас этот сценарий озвучивают как иерархи униатов (глава УГКЦ Святослав Шевчук), так и иерархи Константинопольского патриархата (например, архиепископ Памфилийский Даниил). В этих условиях УПЦ официально будет упразднена и уйдет в «подполье». Апеллировать к закону и общественному мнению на Украине — напрасная трата времени. Сила Церкви в молитве, а не в митингах и адвокатах. Только Бог может сохранить свою Церковь.

С другой стороны, пора бы верующим в России и на Украине осознать, что именно Бог и попустил это испытание православным за наши грехи. Если не будет нашего покаяния, как в России, так и на Украине, то и не будет изменения в лучшую сторону. Но мне кажется, что большинство считает, что менять в себе нечего…

 

Источник

 




Голосование за статью
 - 
54
 /  - 
3
Комментарии:
м.Савва 18/01/2019 в 13:33:50
Станислав, все верно. В каком-то смысле, это перенос взгляда с причины на следствие. Если Константинополь не имел бы захватнических намерений, он бы не посягнул на Святое - Канонические территории. Теперь же, когда проливается кровь, а начнет проливаться еще более, делать виноватыми осатаневших от признания Варфоломея, не вполне прилично, тем более для священника. Несчастные люди, введенные в кураж и заблуждение Волком, он и должен стать главным получателем от Пастырей....
Станислав 18/01/2019 в 07:27:54
На мой взгляд, основным орудием в руках Сатаны для разделения Православия сейчас является Вселенский патриархат во главе с Варфоломеем.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Протоиерей Алексий Чаплин: Порошенко – орудие в руках разрушителей чуждой Западу цивилизации Православный журнал «Благодатный Огонь»

Протоиерей Алексий Чаплин: Порошенко – орудие в руках разрушителей чуждой Западу цивилизации

17.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

14.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил акт антицерковного вандализма, отслужив обновленческую литургию на русском языке

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

6.03.2019
Михаил Тюренков

Геополитика мирового Православия: Будут ли созданы церковные «НАТО» и «Организация Варшавского договора»?

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

25.02.2019
Сергей Смирнов

Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

31.01.2019
Диакон Илья Маслов

К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Война за Традицию

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

17.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

Протоиерей Алексий Чаплин: Порошенко – орудие в руках разрушителей чуждой Западу цивилизации

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

30.11.2018
Павле Рак

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Водою и духом, или О разбавленном христианстве

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

 

НОВОСТИ

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

15.04.2019
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)