Богородица

Актуальные статьи

О «благоразумном» молчании

3.02.2019

Выступая 31 января в Государственной Думе, Патриарх Кирилл, между прочим, сказал: «Всегда патриархи среди прочих своих обязанностей имели обязанность <…> произнесение правды в глаза власти». Это замечательные по своей важности слова, особенно перед лицом участившихся случаев попрания правды теми, кто претендуют на власть.

Известно, что когда в Петрограде произошел государственный переворот, и к власти пришло Временное правительство, Священный Синод не только не осудил это очевидное беззаконие, но и поспешил выразить своё признание новой власти. Но уже через несколько месяцев, в результате всё более разраставшегося разгула безбожных страстей начались в России невиданные гонения на Церковь, которые продолжались так или иначе весь период правления пришедших «на плечах» Временного правительства к власти большевиков. Так предпочтение человеческого мнения Божественному, эйфория одних и «благоразумное молчание» других стало причиной беспрепятственного распространения и водворения зла в масштабах и последствиях, доселе невиданных.

Мы все сейчас возвышаем голос в защиту Церкви: и Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Онуфрий и духовенство с мирянами – все призывают «мировое сообщество» осудить творящиеся на Украине беззакония. И очевидно, что это хорошо и правильно! Но что же было в самом начале этих беззаконий? Когда появилось известное «Обращение украинских Церквей и религиозных организаций» о Европейском пути развития Украины. Когда от имени народа, но без совета и согласия с ним стали провозглашаться на государственном уровне радикально-националистические лозунги и идеи? Когда начались беспорядки на Майдане с явным и грубым попранием законности? Мы, представители Церкви, по благословению священноначалия говорили: «это не наше дело», это политика, а мы в политику «не лезем». И что же?

Недавно в интервью телеканалу «Радио Свобода» архиепископ УПЦ МП Климент (Вечеря) высказался на тему лояльности Украинской Церкви по отношению к нынешнему режиму. Так владыка напомнил о непризнании УПЦ «аннексии Крыма», о призывах иерархов к Путину «остановить агрессию», о полной поддержке «всех инициатив Украинского руководства», связанных с событиями на Востоке Украины. Я напомню, что вследствие этих «инициатив» на Донбассе погибло 138 детей, не считая женщин и стариков!.. Что это, как не политические заявления, хоть и вынужденные? Я понимаю, в каком трудном положении находятся сейчас архиереи, священники и миряне УПЦ МП, но как же горько вспоминать, как в самом начале беспорядков на Украине церковное руководство, вместо того чтобы дать ясную оценку совершающимся беззакониям, заявляло что «нас это не касается». И вот – коснулось, да ещё как!

Но кто-нибудь спросит: что же могла сделать Церковь в той ситуации? Что вообще должна делать Церковь в условиях всевозможных народных бунтов и смут? Разве призвание её не заключается в том, чтобы умиротворять вражду, гасить пламя розни? На это надо сказать однозначно, что никогда ещё в истории «благоразумное молчание», там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово – не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися беззакониями.

Во время начала беспорядков на Украине Церковь, несомненно, могла бы возвысить свой голос, инициировать общенародный опрос по наиболее острым вопросам государственной жизни с тем, чтобы мнения наиболее влиятельных и многочисленных групп населения были учтены в принятии важнейших общеукраинских решений. Ведь с самого начала существования «независимой» Украины было понятно, что единственным обязательным условием существования этого государства, сохранения его целостности, является учет разницы мировоззрений двух наиболее многочисленных групп населения, настроенных с одной стороны прозападно, а с другой – пророссийски. Учет во всех областях: в вопросах веры, культуры, языка, образования и экономики… Но Церковь не возвысила голос. И другой силы, способной позаботиться об общем интересе украинского народа – на тот момент не оказалось. В результате к власти пришла прозападная элита, посредством грубого обмана, насилия и вероломства вознамерившаяся навязать всему народу Украины своё видение перспектив развития государства и общества. Это нарушило прежний хрупкий баланс интересов и сил и естественным образом привело к сопротивлению. И это притом, что реальных предпосылок для начала войны на тот момент не существовало. Пусть хрупкий, но годами сохранялся мир.

Сейчас уже понятно, что политика «молчания Церкви» и запрета «Политического православия» были осуществлены сознательно определенными силами для более удобного и безальтернативного проведения в жизнь «Западного проекта». И уже тогда голоса всех жителей Украины (в том числе и православных) никто не собирался учитывать именно потому, что картина разделения мнений, интересов и устремлений была бы очевидна настолько, что неизбежно пришлось бы выстраивать систему компромиссов и договоренностей, «сдержек и противовесов», что не входило в планы прозападных элит, решивших силой «продавить» и осуществить свой проект на всей Украине. Но тем более Церковь должна была возвысить свой голос, потому что были тогда ещё силы, способные услышать её голос, силы, способные консолидироваться с тем, чтобы в самом начале конфликта перевести его в «правовое поле». Но этого, увы, не случилось. И те самые представители церковной администрации, кто в то время говорили о том, что все эти процессы «не касаются Церкви» – сейчас активно участвуют в построении национально-политической антицерковной структуры под западным протекторатом. Нас просто обманули, чтобы, заткнув рот кляпом запрета «Политического православия», осуществить собственный политический проект, но с противоположным знаком – со знаком противления Церкви.

Теперь, когда развал и хаос и братоубийственная война, возникшие в результате государственного переворота на Украине коснулись миллионов верующих, в том числе и православных, кто из нас посмеет сказать, что это всё не касается Церкви?! Конечно, не только касается, но и стало её болью, скорбью и обратилось в молитвенный плач. И, может быть, в будущем мы не станем так уж решительно отстраняться от решения вопросов, которые касаются всей полноты народной и общественной жизни?

Но может быть, – скажет кто-то опять, – воля Божия именно и состояла в том, чтобы Церковь молчала и в безмолвии совершала своё восхождение на Голгофу, неся свой крест? Вне всякого сомнения, ничего в этом мире не совершается без воли Божией, вопрос только в том была ли в этом молчании воля Божия по благоволению или только по попущению – в виду нашего малодушия и желания «более угодить человекам, нежели Богу» (см. Деян. 5, 29). Ведь и Господь не молчал перед сильными мира сего, а обличал их неправду, за что и был предан на страдания и смерть. И только тогда «положил храние устам своим» когда было сказано всё, что нужно было сказать для отделения правды от лжи.

И быть может быть даже не Церковь молчала на Украине в те дни, а Церковное руководство, промышлением Божиим поставленное в административном отношении на одну высоту с сильными мира сего, не захотело озвучить голос Церкви. Может быть именно «политика лояльности» помешала избежать втягивания Церкви в политику? Тем более что тогда ещё открытый и честный призыв прислушаться к мнению всех жителей Украины, не встретил бы такого организованного сопротивления, как это стало возможно, когда к власти пришли явно безбожные и радикально настроенные силы.

Православная Церковь, несомненно, может благотворно влиять на общенациональную, государственную и политическую жизнь, а, говоря проще на жизнь народа, не только внутренним преображением каждого из своих членов, но и содействием в принятии правильных в общенациональном масштабе решений. И если влияние политики на Церковь, безусловно, недопустимо, то можно сказать, что влияние Церкви на политическую жизнь – во всех отношениях перспективно, полезно и благотворно.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

р. Б. Татьяна 10.02.2019 в 22:14:28

Для Тамары
***А сопли пускать по поводу болезни души за укро-православных - это лицемерие.***(с)
Для Вас может быть и лицемерие, и сопли. А я православная христианка, и они для меня - братья и сестры, которых ныне ненавидят и презирают на Украине, как и в большевисткие времена, и во все времена гонений. Хотя признаю, что гонения пока вполне относительные - ну выгонят из теплого храма, не расстреливают и не топят же пока. Надеюсь, так и останется. Поэтому болею за то, как они выстоят в вере, ибо когда дело дойдет до нас - никто не знает как себя поведет. Не стоит зарекаться, стоит только посмотреть на афонских монахов, признавших самосвятов, и ужаснуться.

Тамара 10.02.2019 в 21:37:10

Татьяне.
***Все это возникло вовсе не по причине госпереворота. А в результате многолетнего молчания и соглашательства с нацистской политикой государства ЕГО НАСЕЛЕНИЯ, этого государства - граждан Украины, в том числе и верующих. А вовсе не Церкви, тем более ее руководства. Нечего теперь искать крайних, винить им нужно только самих себя.***
Вот и о чем речь. А сопли пускать по поводу болезни души за укро-православных - это лицемерие.

р. Б. Татьяна 10.02.2019 в 17:34:25

Олег Евсеев
***Когда церковь обличала ?..*** (с)
Если танцевать от печки, то Церковь была создана Христом вовсе не для обличения. Для спасения тех, кто хочет спастись. От обличений афонитов, признавших раскольников-самосвятов (хотя и не все), им не жарко и не холодно. Они свой выбор сделали. Судить вообще не наше дело.

Олег Евсеев 07.02.2019 в 14:02:31

Если уж начинать, то от печки. Когда церковь обличала царей Романовых за раскол, за уничтожение патриаршества, за ограбление церкви, за мучения митрополита Арсения, за разврат и отцеубийство и т.п.? Про ограбление и голодомор народа можно не вспоминать... Что Украина - центр вселенной, то уже всем понятно. Но где же ваши гневные обличения в расколе церкви в Эстонии? Не знали и забыли?... смешно, право. Вот скоро в Эстонию понаедут укры, и может тогда забвение пройдет?

р. Б. Татьяна 05.02.2019 в 23:00:14

Константину
Если Вы хотите вести содержательный диалог, то извольте отвечать по существу. Что такое "политическое православие"? Не знаете? Это кстати вопрос по статье, а не "нападки на оппонента". Тогда и говорить не о чем, как и о каких-то "заявлениях", которые "всё бы изменили" (видимо, митр. Онуфрию надо было выдвинуться депутатом в Раду или прикупить какой-нибудь канал и там вещать - только кто бы его слушал?). Вы неспособны даже посмотреть, сколько народа вышло и встало плечом плечу с теми монахами - не более десяти со всего майдана. Поэтому все иллюзии свои не надо тут выдавать за некую "истину", которую я отвергаю. Я же говорю, что только неверующий может считать, что человеческими силами можно изменить то, что происходит по воле Божией. И еще и винить других в том, что они что-то там "не сделали". Винить надо только самих себя - но это относится к православным. У Вас же какие-то свои понятия о вере православной. Что-то близкое к западной традиции, где Папа вообще рулил государствами и указывал королям, что им делать. Но в Евангелии (если Вы его читали) сказано прямо - "кесарево кесарю, а Божие Богу"(с) Поэтому я "оправдатель"? Ну ну. Продолжайте и дальше тут писать чушь.

Константин 05.02.2019 в 22:23:30

р.Б.Татьяне
Вы лжёте. И, как и положено троллю, перекладываете с больной головы на здоровую - думая кого-то убедить. Придётся напомнить и цитировать, что Вы тут понаписали.
////но Вы же не понимаете что другие пишут, видимо поэтому переходите на глупые оскорбления. ////
Враньё. Я прекрасно понимаю и пишу строго по существу: соглашаясь, в основном, с автором статьи, а также отвечая на Ваши, даже фейковые замечания - например, про монахов, которые, якобы, ничего не сделали. Именно что они, НА СВОЁМ УРОВНЕ, сделали, а статья говорит об ОФИЦИАЛЬНОЙ позиции. Ещё раз: прежде чем брызгать слюной в монитор, надо хотя бы прочитать материал - а Вы и этого, как видно из Ваших комментариев, сделать не удосужились. Оскорблений не было - а вот Вы с чего-то решили, что можете переходить на личность.
///Мне непонятно вообще, что такое «Политическое православие» (кто его "запрещал"?). ///
Это пять! Вы же сами и расписались, что вообще не владеете вопросом (то есть, не только статью не прочитали, но даже предмета не знаете!), но при этом пытаетесь спорить и хамить незнакомым людям! Сначала хотя бы разберитесь, о чём речь, а потом лезьте в дискуссию. В другом случае, я бы пояснил, что это такое (многолетняя проблема УПЦ перед майданом), но не троллю. Для Вас есть гугл.
///Почитав бред, что Вы тут пишите - вопросов более не имею. ///
У Вас их и не было - была лютейшая чушь и нападки на оппонента.
///Представляю картину маслом - "патриарх Кирилл делает официальное заявление на баррикадах майдана. Все тут же раскаиваются и расходятся по домам. Занавес."///
Очень глупый и старый приём - абсурдизация позиции, приписываемой оппоненту. Спорьте сами со своими фантазиями.
///Уж простите, но именно так это выглядит со стороны.///
Я Вас прощаю, но со стороны как раз выглядит ровно так, как я описал - см. выше.
///Я уж молчу про Ваши выпады про содомитов и брак.///
Бессовестный Вы человек всё-таки. Про содомитов упомянули Вы, а не я - ну как же можно так врать, когда всё здесь же ниже на странице! Вот:
***р. Б. Татьяна 03/02/2019 в 23:41:47
Константину
@затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня@ (с)
Так это всё можно адресовать всем православным и православному руководству во всем мире и в смысле торжества ЛГБТ-ценностей, ****
На это я Вам и ответил, что нельзя сравнивать молчание и т. д., удивляясь повороту Вашей мысли. Я ненавижу лицемерие, и я не верю Вашим елейным словам: "Душа моя болит за православных Украины". Ничего у Вас не болит. Здесь подробно (хотя и очень "политкорректно") описано, как сами (не священство и миряне, разумеется) рыли себе яму, но Вы это всячески оправдываете, а потом "болеете" за тех, кто в этой яме оказался. Автору. О. Димитрий, вот так оно и было, всегда находились оправдатели, не так ли?.. Наглядно. Спасибо, что показали (не только рассказали).

Роман 05.02.2019 в 01:15:43

р.Б. Татьяне
***Нечего теперь искать крайних, винить им нужно только самих себя***
Вы абсолютно правы, начиная от Адама с Евой, винить нужно только весь род людской, и нечего дальше говорить, мы немощны, и для вразумления посылаются нам изверги рода человеческого. Там где не может человек - может Бог, нам остается только в чистой одежде прийти к Господу с плачем покаянным и испросить у него помилования.

р. Б. Татьяна 05.02.2019 в 00:54:11

Прошу прощения у о. Димитрия, за сказанные в минуту раздражения слова о "глупой статье". Душа моя болит за православных Украины, и хотя я понимаю, что приближается для них Литургия Верных, все равно смотреть на это тяжело (хотя пока гонения несравнимые с временами красных). Просто не поможет тут политическая борьба, поймите. Силы духа вам и любви, на пути к Христу. Простите, если обидела.

р. Б. Татьяна 04.02.2019 в 22:31:46

Почитав дискуссию тут и выпады "политических православных", прихожу к выводу что статья вообще глупая. Вот хоть это - "Теперь, когда развал и хаос и братоубийственная война, возникшие в результате государственного переворота на Украине коснулись миллионов верующих, в том числе и православных, кто из нас посмеет сказать, что это всё не касается Церкви?!" (с). Все это возникло вовсе не по причине госпереворота. А в результате многолетнего молчания и соглашательства с нацистской политикой государства ЕГО НАСЕЛЕНИЯ, этого государства - граждан Украины, в том числе и верующих. А вовсе не Церкви, тем более ее руководства. Нечего теперь искать крайних, винить им нужно только самих себя.

р. Б. Татьяна 04.02.2019 в 22:16:29

Константину
***И вообще, что и кому Вы пытаетесь доказать, к чему это словоблудие?*** (с)
Я ничего не пытаюсь Вам тут доказать, это бесполезно (с самого начала это писала) - но Вы же не понимаете что другие пишут, видимо поэтому переходите на глупые оскорбления. Мне непонятно вообще, что такое «Политическое православие» (кто его "запрещал"?). Почитав бред, что Вы тут пишите - вопросов более не имею. Представляю картину маслом - "патриарх Кирилл делает официальное заявление на баррикадах майдана. Все тут же раскаиваются и расходятся по домам. Занавес." Одни носятся с "социальным служением", другие с "политическим православием". Как будто мало сект и ересей вокруг. Причем даже не понимают глупости написанного, и обижаются. Уж простите, но именно так это выглядит со стороны. Я уж молчу про Ваши выпады про содомитов и брак. Все это к православию имеет отношение чуть большее, чем никакое.

Константин 04.02.2019 в 21:21:10

р.Б.Татьяне.
Прекратите истерику, во-первых. Во-вторых, Вы не читали то, что пытаетесь комментировать - ещё раз обращаю внимание. В-третьих, причём тут монахи, если речь идёт об официальной позиции УПЦ / РПЦ (те монахи, кстати, остановили кровопролитие на то время пока стояли между майдановцами и "Беркутом", - зачем так глупо подмахивать под себя факты)? Автор статьи, клирик УПЦ, (не я, а, по буквам, А-В-Т-О-Р) пишет: "официальной позицией Церкви было молчание".
Глупо в комментариях под статьёй постоянно цитировать её, если даже тролль может промотать вверх и сам прочитать. Сделайте это. И вообще, что и кому Вы пытаетесь доказать, к чему это словоблудие?

р. Б. Татьяна 04.02.2019 в 20:06:39

Константину
Если Вы за свои слова ответить неспособны, всё на кого-то сваливаете, то какое тролление может быть? Вот что это Вы имели в виду? - ***Причём тогда вообще содомиты? Если Вы вспомнили ни к селу, ни к городу про "отделение" - про них тогда вообще неуместно Церкви заикаться, ведь если Церковь и государство никак не пересекаются, то Церковь и не должна лезть в его дела, в т. ч., в распределение гражданских ролей в браке***(с)
Впрочем, по существу Вы отвечать не будете, это и так понятно. И кто тут тогда тролль? По существу Вам отвечено, что выходили монахи на майдан. Помогло это? Нет. Но Вы же не хотите понимать ничего. Увы.

Константин 04.02.2019 в 19:55:39

***Зря Вы так пропитываете себя ненавистью и злобой, только хуже себе же сделаете. ***
И не мечтайте ))) А лучше хотя бы научитесь читать то, что комментируете, и пишите по делу, не переходя на личность собеседника, о которой Вы понятия не имеете.

Константин 04.02.2019 в 19:52:27

р.Б.Татьяне.
Нельзя так грубо троллить: это не я, а автор статьи написал, о. Димитрий )))) Читать надо хотя бы то, на что кидаетесь. )))

р. Б. Татьяна 04.02.2019 в 19:39:25

Константину
***Мы, представители Церкви, по благословению священноначалия говорили: «это не наше дело»***(с)
Т. е. вы вообще не верующий? Тогда Вам простительно писать тут всякую ерунду про - "если Церковь и государство никак не пересекаются, то Церковь и не должна лезть в его дела, в т. ч., в распределение гражданских ролей в браке" (с)
Почитайте хотя бы Евангелие, тогда у нас будет предмет для разговора, а так, говорить не о чем с Вами. Вы видимо не верите, что браки совершаются на небесах, а кто я такая, чтобы Вас в этом убеждать? Но странно, что у Вас отсутствует простой здравый смысл. Ну выходили монахи на майдан, с увещеваниями - что-нибудь изменилось? Нет. Зря Вы так пропитываете себя ненавистью и злобой, только хуже себе же сделаете.

Константин 04.02.2019 в 19:27:21

р.Б.Татьяне.
Вы пишете какую-то ерунду и статью Вы не читали. Речь идёт об УПЦ и в целом РПЦ, о её молчании, много лет, пока самих петух не клюнул. Автор же правильно указывает - что когда всё начиналось на майдане, они "абстрагировались". Цитата для ленивых:
"Когда начались беспорядки на Майдане с явным и грубым попранием законности? Мы, представители Церкви, по благословению священноначалия говорили: «это не наше дело», это политика, а мы в политику «не лезем»".
Где хоть одно заявление (не говорю про действия) в защиту пленных и политзаключённых. На минуточку: такие заявления в защиту тех, кто воюет на украинской стороне, были, и капелланы от УПЦ в ВСУ тоже были. Молитву, о которой пишете, внимательно читали?
***У нас вообще то Церковь отделена от государства****
Вообще-то автор пишет в основном, про УПЦ, но опустим. Причём отделение Церкви от РФ?! Причём тогда вообще содомиты? Если Вы вспомнили ни к селу, ни к городу про "отделение" - про них тогда вообще неуместно Церкви заикаться, ведь если Церковь и государство никак не пересекаются, то Церковь и не должна лезть в его дела, в т. ч., в распределение гражданских ролей в браке.

р. Б. Татьяна 04.02.2019 в 16:55:49

Константину
***они не покрывают молчанием насилия над людьми*** (c)
А кто покрывает молчанием насилие над людьми? Это такой же грех, как и все остальные, и о мире на Украине во всех храмах России молятся не первый год. У нас вообще то Церковь отделена от государства, и чем Вы возмущаетесь я просто не понимаю.
УПЦ - это каноническая церковь нашего Патриархата (это уже Юрию). Не только молчание, но уже и общение прервано с насильниками над ней, или Вы предлагаете крестовый поход объявить? Так этого нет в православной традиции - это первое. Во вторых, это всё равно не поможет. Лучше задумайтесь, почему молчат остальные ПЦ. Может поймете, что это показатель "в мире охладеет любовь".

Георгий (Юрий) 04.02.2019 в 12:22:03

Статья хорошая и правильная… и «углы в ней сглажены», потому, что резче уже нельзя…
Хочется обратить внимание на один вопрос – нашего Воссоединения с Россией. Для нас, православных и многих других крымчан, это было Чудо Божие. явленное в Силе! Равнозначное переходу народа израильского через Чермное море! Которое произошло ВОПРЕКИ государственной политике и административного аппарата Российского государства. Это потом Государство должно было выстраивать (и до сих пор выстраивает) свою политику в соответствии с этим Чудом. Как Церковь говорит об этом? Составлен ли молебен о Воссоединении православного народа? Вспоминают ли пастыри о силе молитвы в те тревожные дни, когда по благословению нашего митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, в храмах Божьих (Великим постом!) читались акафисты свт.Луке Крымскому каждый день?! И помнят ли о исполнении молитвы всего православного народа Крыма, когда мы официально вошли в состав России – 18 марта – день памяти свт.Луки Крымского?! Вспоминают ли в этот день 2014 года, ту «пасхальную радость» которая осенила всю крымскую землю, хотя еще и шёл Великий Пост?! Как Церковь относится к этому Чуду? … мы все эти годы именуемся «украинской» церковью… Мы, православные христиане, молившие Бога о воссоединении со своей родиной Россией…

Константин 04.02.2019 в 00:29:45

р.Б.Татьяне.
Здесь огромная разница: не реагируя на ЛГБТ, они не покрывают молчанием насилия над людьми. Промолчать о том, что быть лгбт грешно - не то же, что промолчать про насилия, убийства и грабежи. Кстати, на лгбт реагируют, и, что ещё забавнее, даже Денисенко как-то выступал против ))) Но с Вашей главной мыслью согласен.

р. Б. Татьяна 03.02.2019 в 23:41:47

Константину
@затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня@ (с)
Так это всё можно адресовать всем православным и православному руководству во всем мире и в смысле торжества ЛГБТ-ценностей, и паны Варфоломея, да во всем.
"Что ни царство, то свое исповедание, а там – что ни область, а далее – что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан. Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми апостолами и хранится в Церкви Православной, но и из этих не малая часть будет только по имени православными, в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, ибо возлюбят нынешний век. Вот какая широкая ожидается область отступления! Имя христианское хоть и будет слышаться повсюду и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же полное отступление" (с).
Увы, не видно Максимов Исповедников, все более о "социальном служении пекутся" да о том, как бы золоченые храмы не потерять. Не в упрек, это просто факты.

Роман 03.02.2019 в 23:29:33

Когда голосуют, то учитывают голоса за и против, но есть и воздержавшиеся, которые промолчали, их за основу не берут. Что в итоге, в итоге победят те, кто в большинстве, ну а если большинство промолчало, то происходит захват активным меньшинством пассивного большинства. Поэтому автор статьи прав, молчать не надо, но если говорить, то только через призму учения святых отцов восточной церкви.

р. Б. Татьяна 03.02.2019 в 23:24:52

"Но Церковь не возвысила голос. И другой силы, способной позаботиться об общем интересе украинского народа – на тот момент не оказалось" (с)
Наивная статья, о силе Церкви в наше время особенно. Неужели непонятно, что они там в меньшинстве, причем в подавляющем? И единственный выход был - это вообще уйти в подполье, не к кому там взывать, не к кому!

Константин 03.02.2019 в 22:43:00

Двоякое впечатление. С одной стороны, тщательно сглажены все углы (даже там, где не сглаживается) С другой - о. Димитрий (может, вообще первый в СМИ, а не бложиках) обозначил то, о чём старательно не говорят. Я тут банальность напишу, но всё же: "Сначала они пришли за социалистами, и я молчал — потому что я не был социалистом. Затем они пришли за профсоюзными активистами, и я молчал — потому что я не был членом профсоюза. Затем они пришли за евреями, и я молчал — потому что я не был евреем. Затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня".

наталья 03.02.2019 в 19:08:48

Согласна с мнением отца Димитрия. Легче молчать, чем говорить... В веке нынешнем лукавом это молчание очень выгодно. Домолчались. Сдаётся мне, что уже поздно и говорить, ситуация движется в известном направлении.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс