Богородица

Актуальные статьи

Следует ли совершать литургию Преждеосвященных Даров обязательно вечером, и можно ли в этом случае до полудня вкушать пищу?

21.03.2023

В некоторых храмах литургии Преждеосвященных Даров в последнее время стали совершаться вечером. Якобы «по церковному уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы». Кроме того, духовенство разрешает тем, кто захочет причаститься вечером, вкушать пищу до полудня (12:00 дня). «В наши дни, – заявляет митрополит Иларион (Алфеев), – для тех, чья профессиональная деятельность в дни Великого поста не прекращается, столь строгое воздержание невозможно и ненужно. Поэтому, согласно существующей практике, там, где литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, желающие причаститься воздерживаются от пищи в течение нескольких предшествующих часов. Этой практике нужно следовать и нам, желающим участвовать в этой прекрасной службе, которая помогает нести подвиг Великого поста и соединяет нас с Господом».

Рассмотрим, соответствует ли такая практика богослужебному уставу. Также проясним вопрос о воздержании от пищи перед вечерним причащением «в течение нескольких предшествующих часов».

Само по себе служение Преждеосвященной литургии в вечернее время может быть оправдано только одним: усилением аскетического делания во время Великого поста, что полностью соответствует смыслу прохождения великопостного поприща, немыслимого без усиления аскезы, как то пост и молитва. Причастник, согласно сложившейся евхаристической практике и каноническим нормам (29 прав. VI Вселенского Собора, 50 и 58 прав. Кафагенского Собора), воздерживается от принятия пищи и пития с полуночи. Когда же ему предлагается воздерживаться от пищи перед вечерним причащением «в течение нескольких предшествующих часов», то естественное для великопостного времени усиление аскетического делания (евхаристический пост) обращается в свою противоположность: до полудня можно успеть не только позавтракать, но и пообедать. В итоге мы получаем пародию на подвиг Великого поста и профанацию аскетического воздержания.

Истинно великопостный, подвижнический и аскетический подход для желающих причаститься за вечерней Преждеосвященной литургией должен заключаться в следующем: от желающего причаститься вечером требуется воздерживаться с полуночи от вкушения еды и питья, как это и соответствует традиции Церкви и канонам для обычной литургии.

Ни в коем случае не следует «догматизировать» время совершения литургии Преждеосвященных Даров: она может совершаться как вечером, в 18:00, так и утром, как это уже много десятилетий практикуется в большинстве московских храмов. Можно, например, в среду совершать Преждеосвященную литургию вечером, а в пятницу – утром. И это будет самым мудрым пастырским решением. Такую практику можно, слава Богу, сейчас встретить в некоторых православных обителях и ее следует всячески поддерживать и распространять.

А вот церковные реформаторы, опять-таки под видом «модернизации через возвращение к традиции», как раз догматизируют время: совершать Преждеосвященную литургию можно и нужно только вечером и никак иначе!

Но ведь Бог наш не связан временем, Он живёт в вечном настоящем. Поэтому и Церковь Его не очень следит за точностью во времени.

Совершение литургии Преждеосвященных Даров было в свое время перенесено на более раннее время исключительно по причине церковной икономии, ибо трудно было причастникам не вкушать совершенно никакой пищи и не пить воды с полуночи до вечера следующего дня.

Если уж строго рассмотреть уставной тезис, согласно которому «по церковному уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы», то мы придем к выводу, что строго говоря служение Преждеосвященной литургии в вечернее время противоречит указанию Типикона.

В Типиконе однозначно указывается, что литургия Преждеосвященных Даров должна во всяком случае заканчиваться до наступления вечера, ибо в девятом часу (после 3-х часов пополудни) уже должно начинаться Великое повечерие (см.: понедельник 1-й седмицы Четыредесятницы. Великий канон начинается «О часе девятом»).

* * *

В обоснование «допустимости» вечернего служения Литургии сейчас ссылаются постановление Священного Синода РПЦ от 28 ноября 1968 г. (журнал № 41). В 1968 году Священный Синод постановил:

«1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным;

2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».

Постановление 1968 года было инициировано митрополитом Никодимом (Ротовым) при поддержке лишь трёх архиереев, проходивших свое служение за границей, – высокопреосвященных Антония, Ионафана и Василия. Этот вопрос, вынесенный на рассмотрение Священного Синода в 1968 году, не выражал ни потребности российской православной паствы, ни желания нашего епархиального Священноначалия. Примечательно, что с соответствующим предложением не выступил ни один из епископов, служащих в Отечестве, но лишь те двое, служение которых проходило за рубежом: митрополит Сурожский Антоний, Патриарший Экзарх в Западной Европе и архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский Ионафан, Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки. Причина их озабоченности очевидна: влияние инославного, прежде всего католического, окружения, где привычным стало служение мессы в любое время суток. Это, бесспорно, является соблазном для православных («Почему у нас должно быть хуже, чем у соседей?»). Крайне важно отметить, что ни один из наших архиереев, кроме названных экзархов Дальнего Зарубежья, не воспринял эту чуждую Православию практику, как полезную или приемлемую для своей епархии. Единственным, кто поддержал предложение западных экзархов, оказался также служивший на Западе архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий, который выразился предельно откровенно: «Вечерние Преждеосвященные литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих. Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодёжи, чем среди старых».

В решении Синода 1968 года непонятно только одно: откуда появился временной промежуток воздержания от пищи в 6 часов? Например, в ночь на Пасху перед началом полунощницы (23:30) читаются Деяния апостолов: именно в это время в древности братия в трапезной храма под чтение Деяний вкушала последний раз постную пищу перед Пасхальным богослужением. Получается меньше шести часов!

Так что евхаристический пост в 6 часов воздержания от пищи со временем может превратиться в 3, и даже в 1 час, как это практикуется у католиков перед причащением на мессе.

Вывод отсюда только один: перефразируя решение Синода 1968 года, следует со всей ответственностью заявить, что воздержание перед причащением с полуночи не только весьма похвально но и канонически необходимо.

* * *

По Уставу служение Литургии в определённые дни полагается не вечером, а «в соединении с вечерней». При этом служение вечерни днём или даже утром ничуть не хуже, чем общепринятое служение утрени вечером или ночью. Это – вопрос традиции, а в Русской Церкви, как признают сами модернисты, вечерних Литургий не было никогда, потому что позднее причастие затруднительно для большинства верующих. Всё-таки, сказано: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2,27).

В результате проведения Преждеосвященной Литургии вечером к вечернему причастию приступают люди, должным образом не постившиеся и не молившиеся на уставном богослужении.

Общеизвестно, что перед причастием христианину полагается присутствовать на всех службах суточного круга, предшествующих Литургии. Если речь идёт не о постовом дне – это, как правило, вечерня и утреня плюс часы. Не меньшие требования, очевидно, должны быть предъявлены желающим причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров, которую, согласно Типикону, предваряют утреня, часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и изобразительны. Причастие в будние дни никак не должно быть более «легкодоступным», чем в воскресенье.

О необходимости непременного говения с полуночи говорится в 58 Каноническом Правиле Карфагенского Собора: «О священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утвержденó сие». Это установление подтверждено в более жёсткой формулировке также 29-м Каноническим Правилом VI Вселенского Собора. Поэтому все рекомендации о «шестичасовом» или «семичасовом» говении перед вечерним причастием попросту противоречат Правилам Апостольской Церкви. Кто не способен исполнить канонические требования для подготовки к причастию в будние дни, тот может «не в суд или во осуждение» причаститься в ближайший субботний или воскресный день.

* * *

Скажем ещё раз: ничего страшного в самой практике совершать Преждеосвященную литургию вечером нет. Об этом говорится и в «Известии учительном»:

«Время служения литургии есть, по древнему церковному обычаю, третий час дня, но также может и раньше и позже начинаться и совершаться Божественная литургия, если будет такая необходимость; только не прежде рассвета дня, тем более, после полудня (ночные литургии на Рождество и Пасху являются исключениями, специально оговоренными Уставом. – Н.К.). Кто так начинает и совершает литургию – согрешит. Но есть в Церкви особые урочные дни, в которые подобает совершать литургию после полудня, тем более, когда литургия совершается вместе с вечерней, например: Преждеосвященные литургии, литургия в Великую субботу, литургии в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в день Пятидесятницы».

Опыт многих приходов и монастырей показывает, что если не слишком сокращать чинопоследования великопостной утрени и часов, то Литургия Преждеосвященных Даров на приходе не должна начинаться раньше полуденного времени. Поэтому стремление к вечернему причащению похвально – но при условии, что великопостную среду или пятницу мы проводим в отрешении от мiрских суетных дел, предавшись долгой уставной молитве полного суточного круга и с разрешением строгого поста лишь после причастия. В противоположность этому, вечернее служение Литургии может оказаться в осуждение тем, кто дерзнет приступать к Святыне, игнорируя предписанное Уставом богослужение и говение.

Призывы к реформированию традиционного православного богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об одном: об отсутствии подлинной веры в Бога у нынешних «креативных» церковных реформаторов. Никого, никогда и никакими человеческими силами обратить ко Христу невозможно: «Никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего», – говорит Господь. Об этом же замечательно сказал архимандрит Рафаил (Карелин): «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут».

В нашем намоленном веками церковнославянском богослужении, в русской литургической практике важен прежде всего духовный опыт подвижников благочестия, молитвенный подвиг наших благочестивых предков. Поэтому наш долг – бережно хранить эту драгоценную жемчужину Православной Церкви и церковного Предания: литургические традиции Русской Церкви и церковнославянское богослужение, которое уже более тысячи лет просвещает русский православный мiр и души верующих.


Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Игумен Всеволод 23.03.2023 в 09:48:36

А для меня, братья, литургия Преждеосвященных Даров (ПД) вызывает очень большое смущение. Создается впечатление, что ПД каким-то таинственным образом в нашей богослужебной практике приравниваются к Личности Христа. Почему мы не кадим престол с освященным Св. Дарами на литургии Златоуста и ВВ троекратно, так как на литургии ПД? Почему мы храним их на престоле, а не на жертвеннике, как во всех поместных Церквах и у нас до Раскола? Почему стоим на коленях во время их перенесения, как не стоим (слава Богу) на полной литургии?

Димитрий Н.Б. 08.04.2020 в 17:50:05

Спаси Христос за статью, всё правильно. Позволю себе немного дополнить.
Пост – в исконном понимании этого слова – это ПОЛНОЕ воздержание от любой пищи (на определенный отрезок времени, разумеется). И если подходить строго по уставу, то в будние дни Великого Поста нужно держать такой пост (полный) до вечера. «До вечера» означает до окончания службы Вечерни. Кстати, это касается не только среды и пятка – дней совершения Преждеосвященной литургии и Причастия – но и понедельника, вторника и четверга. Преждеосвященная Литургия ведь соединена именно с Вечерней – потому-то и до её окончания вкушать не положено (по хорошему счету – никому, а уж причастникам – особенно). В этом и состоит отличие дней Вел.Поста от прочих дней года – там Литургия служится задолго до Вечерни, соответственно, трапеза происходит раньше. А постное время требует от нас бОльшего воздержания. Именно поэтому – снисходя к слабости нашей – Церковь приняла обычай служить в эти дни Вечерню пораньше, вкупе с Часами – чтобы людям не оставаться без пищи слишком долгое время (о чем сказано в статье). Ведь ВЕЧЕР в традиционном церковном представлении – он привязан не к конкретному суточному часу, а может пониматься «символически»: вечернее богослужение – и есть вечер. И таким образом, помолившись Вечерню где-то в 11-12 часов дня, вкушая после этого пищу, обычные люди в меру своих сил соблюдают Пост, «не выпадая» из церковного устава. Кроме того, и согласно Типикону ВЕЧЕР в Посту более ранний (начало Повечерия в 9-м часу)…
Понятно, что в наши дни и «икономные» предписания не все могут каждый день соблюсти. Но «хотя бы» в день причастия Св.Таин человеку следует выдержать пост так, как принято Церковью. Литургия Преждеосвященных Даров (соединенная с Вечерней) завершает суточный «круг» богослужений постного дня. Предполагается, что человек, причащающийся Св.Таин, молился перед этим и весь предшествующий круг: накануне – Повечерие, а с утра – Полунощницу (где она есть), Утреню, Часы, Изобразительны/обедницу. И, разумеется, постился с полуночи этого дня (поскольку до ВЕЧЕРА так и так вкушать нельзя). То есть к Причастию такой человек подходит надлежаще подготовленным – и молитвой, и постом. И лишь в положенное время ВЕЧЕРОМ, причастившись, он вкушает трапезу (само собой, с постной пищей).
А что делают модернисты? Они, получается, привязывают Литургию (Вечерню) к «формальному» вечернему часу (18:00 или сколько-то там еще), но при этом начисто игнорируют привязку поста к богослужебному суточному «кругу». Если вкушать пищу за несколько часов до причастия – получается, трапеза вклинивается где-то между Часами и Вечерней, или между Утреней и Часами. То есть тот самый ПОСТ ДО ВЕЧЕРА - в богослужебном смысле, в любом случае получается нарушенным. А вместе с ним рушится и вековая аскетическая традиция, хранимая Церковью, забытие смыслов и символов постового дня.
Модернисты ханжески напоминают о евхаристическом посте (правда, откуда взялись эти пресловутые 6 часов – непонятно), но самым откровенным образом торпедируют повседневный пост, предписанный в Св.Четыредесятницу. В моем скудоумном понимании, евхаристический пост в эти дни – это как раз и есть нормальное, надлежащее соблюдение постного повседневного устава. А они, получается, своим шестичасовым «евхаристическим» постом этот устав разрушают и из причастников делают таких нарушителей. Видимо, в этом цель и состоит? Совсем, видимо, Бога не боятся. И ведь заврались совсем. Ведь если действительно радеть об облегчении нагрузки на простых мирян, не могущих голодать до темноты – зачем же отменять мудрый обычай служения Преждеосвященной в первую половину дня??? Ведь именно для облегчения он и вводился когда-то!
Да, приводится еще один явно надуманный предлог: мол, люди с утра работают, попасть в первую половину дня на службу не могут. Но почему, спрашивается, этим занятым людям так непременно нужно причащаться именно в среду и пяток? Что, на литургиях в субботу и воскресенье Тело и Кровь Христовы какие-то другие? Желание причаститься – прекрасное желание, но если человек не может попасть к Чаше на данной конкретной литургии - в то время как на этой же неделе в субботу и воскресенье будут еще литургии - неужели ради этого нужно отменять Пост и рушить вековые церковные обычаи? ...Никакими разумными доводами подобное оправдать нельзя. Тут явная диверсия, прикрытая лицемерием, по-другому не скажешь.
Прошу простить за многословный комментарий.

Иоанн 12.03.2020 в 10:23:00

Cогласно официальным церковным документам евхаристический пост, при совершении вечерних и ночных богослужений, должен составлять не менее 6 часов.
От редакции: А откуда взялась эта цифра 6 часов? Почему не 2, или 12?

Антон 21.03.2019 в 23:56:32

2. Что есть преждеосвященная литургия. Но чтобы оставлением священнодействия Божественных даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же Отцы, особенно Отцы Шестого Вселенского Собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего Собора сказано: "Во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне Святого Благовещения, преждеосвященными службу да содевают". Этим положено под вечер, или во время вечернего пения, когда пост позволяет разрешить, отправлять подобие литургии или некоторую ее часть без освящения Св. даров и преподавать в церкви Божественный хлеб...
3. Преждеосвященная учреждена издревле. Сверх того известно, что 52 правило Шестого Вселенского Собора о преждеосвященной литургии не есть правило новое, но подтверждение и одобрение древнего обычая. Что преждеосвященная литургия была задолго до этого Собора, то подтверждают бывшие до него уставы, как свидетельствует Симеон Солунский в ответе на 55 вопрос: "Преждеосвященная литургия издревле учреждена преемниками Апостольскими; это доказывают молитвы и древнее предание. Посему мы веруем, что она имеет происхождение Апостольское и учреждена ради поста, потому что в такое время плача нам должно не праздновать, а плакать, как и другие до нас говорили то же самое".
4. В каком часу начинается и какую приносит пользу ... Симеон Солунский в том же месте: "Дабы нам не быть лишенными благодати Христовых Таинств и умилостивления через священные молитвы, св. Отцы и установили служить преждеосвященную литургию. Совершаем же эту службу в девятом часу (в третьем пополудни), соблюдая постный устав, предписывающий есть однажды в день, вечером" ("Новая Скрижаль" 2013 г. Свято-Успенская Почаевская Лавра. стр. 263-264).

Олег 20.03.2019 в 01:18:12

А где в правилах указанных Соборов (или других) говорится о 12 часах ночи?
От редакции: Настольная книга священнослужителя
Часть III. СУТОЧНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ

Михаил Яблоков 19.03.2019 в 12:07:00

О. Андрею.
А с вечерни начинается уже другой день. Так что это уже четверг и суббота )

о. Андрей 19.03.2019 в 11:11:26

На каком основании Преждеосвященная Литургия совершается в дни Великого поста? Пост – это время покаяния, молитвенных воздыханий со слезами, воздержания телесного и душевного. Причастие – это время ликования и радости встречи с Господом. Пост необходим перед причастием, после него он неуместен, по слову Евангелия: «Сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2,19-20).
Божественная Литургия и причастие совершаются в воскресные и субботние дни, поскольку эти дни не являются великопостными. Умирающего человека причащаем в любое время и в любом месте. Среда и пятница – дни наиболее строгого поста. Для чего именно в эти дни служат Преждеосвященную Литургию с усладительными песнопениями и причастием?

Владимир 19.03.2019 в 08:32:20

За статью, конечно же, особая благодарность, и да хранит Вас БОГ!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс