Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Оптимизация» или зачистка?

16.07.2019
Владимир Семенко

9 июля Священный Синод Русской Православной Церкви решил провести т. н. «оптимизацию» Московской Духовной академии и Сретенской семинарии.

Пожалуй, ни одно решение Синода, принятое в последние годы, не вызывало такой бури эмоций, как последнее, «валаамское». При этом ни у людей церковных, ни у тех, кто далек от Церкви, нет ни малейших иллюзий по поводу того, что Синод просто проштамповал то, что было, по сути, безо всякой подготовки, прямо на месте «спущено» ему тем человеком, который сегодня практически в одиночку управляет церковной институцией, то есть патриархом Кириллом. Большинство наблюдателей озабочены судьбой Сретенской семинарии, до последнего времени лучшего конфессионального учебного заведения в РПЦ, совсем не стесняясь в выражениях. Дошло до того, что даже очень не любящая критиковать церковную и светскую власть редакция «Русской народной линии» высказалась с небывалой для себя резкостью, заявив ни много ни мало, как об «ошибочности» данного «решения священноначалия»! Уже одно это ярко свидетельствует, что мы имеем дело с ситуацией какого-то совсем нового качества даже в сравнении с тем, что делалось в недавнем прошлом и делается сейчас нашим церковным официозом. Однако на фоне зашкаливающих эмоций многих комментариев хочется сработать на контрасте и высказаться для начала чисто аналитически. Не стоит забывать одно из главных правил нашего жанра: аналитик, который сразу впадает в эмоции и начинает морализировать, должен срочно менять профессию, поскольку допускает недопустимое смешение жанров (что вовсе не отменяет справедливости самих по себе моральных оценок). Итак, что же, собственно, произошло (точнее, происходит, поскольку другое правило однозначно говорит о невозможности рассматривать отдельное событие вне общего контекста происходящего)?

Выскажем парадоксальную мысль: если внимательно всмотреться в этот контекст, то станет вполне понятным, что последние решения Синода, конечно, содержат в себе некое новое качество, но в принципе вполне логично укладываются в общий тренд, сформированный не сегодня. А последний, говоря мягко, довольно негативен.

В этой связи стоит начать с другого громкого решения того же Синода, ничуть не менее революционного – перемещения главного викария патриарха митрополита Арсения «вон из Москвы». По нашему глубокому убеждению, это отнюдь не рядовое кадровое решение вполне в духе нынешнего патриаршества, для которого бесконечное тасование отнюдь не бесконечной кадровой колоды является фирменным стилем и свидетельствует о фундаментальной проблеме. А именно, о все большем исчерпании финансовых и других ресурсов системы, когда, пытаясь залатать все более вопиющие дыры, как материального, так и духовно-морального плана, система, вместо того, чтобы кардинально, качественно перестроиться, начинает пожирать самое себя.

Как известно, митрополит Арсений играл совершенно особую роль в нынешнем истеблишменте РПЦ, будучи главным московским викарием почти 30 лет, то есть заведомо бóльшую часть своей церковной карьеры. Через него проходили немалые финансовые потоки самого богатого города России. Выстроенная им квазивизантийская система была явлением в известной степени уникальным. Если в других епархиях (да и в новых, созданных патриархом Кириллом московских викариатствах) настоятели и благочинные в последние годы весьма часто жаловались на непомерно завышенные аппетиты архиереев, устанавливающих непомерные поборы, то те, с кем работал митрополит Арсений, находились в своего рода оазисе. То есть немалые деньги со всех, с кого можно, он, конечно же, собирал, и через него они перетекали наверх, куда следует. Иначе он, изначально не будучи членом команды патриарха Кирилла, не удержался бы на своей должности ни одного дня. Но, понимая, что завтра и через год потоки не должны иссякнуть, в отличие от многих выдвиженцев нынешнего Предстоятеля, никогда не перегибал палку. Он держал в голове колоссальный объем информации, будучи в деталях осведомлен о финансовом положении и прочих деталях житья-бытья практически каждого московского настоятеля и хорошо знал, для кого какой взнос «наверх» окажется посильным; никогда не возлагал на отцов чрезмерного финансового бремени. Вряд ли где в родимой РПЦ есть еще такой архиерей, который мог не только взимать положенную дань с настоятелей, но, при необходимости, напротив, спонсировать кого-то из них, видя, что тот находится в трудном положении, прекрасно понимая, что когда это положение изменится, батюшка сумеет быть благодарным. В конечном счете, как говорится, по гамбургскому счету владыка, не побоимся этого слова – своего рода гений церковной экономики. Здесь, конечно, можно говорить о порочности самой системы, это другой вопрос. Занимаясь анализом реальности, то есть прикладной аналитикой, мы, как указали выше, не впадаем в морализирование. Но, оставаясь в рамках данной системы, невозможно не признать, что владыка Арсений является в ней признанным виртуозом. За счет своих уникальных качеств он на протяжении без малого тридцати лет обеспечивал бесперебойное поступление денег в церковную казну, играя незаменимую роль в структуре церковного управления. И поэтому патриарх Кирилл никак не мог убрать его с занимаемой должности, как бы ему того не хотелось, прекрасно понимая, что возможное иссякание финансовых потоков – достаточно серьезный аргумент, побуждающий смирить всякие привходящие личные эмоции.

Что же вдруг произошло? Неужели патриарх Кирилл вдруг на ровном месте проявил необъяснимое самодурство, наконец, убрав с более чем серьезной должности «чужого» человека? Думается, что это все же не вполне так. То есть, конечно, импульсивность фундаментальных решений – это в последнее время, к сожалению, фирменный стиль нашего Предстоятеля. Но своя, пусть и ущербная, логика в данном решении, тем не менее, просматривается. Все дело здесь в общем кризисе системы, в том числе и финансовом. Поскольку стиль и целый ряд деяний «Великого Господина и отца нашего» сильно не нравится некоторым серьезным людям во власти, оные предпринимают вполне конкретные шаги по ограничению его финансовой самостоятельности. Банки «Пересвет» и «Софрино» Господин и отец более не контролирует; само предприятие «Софрино» близко к банкротству, поскольку потеряло главный фактор своей незаменимости – монополию на изготовление церковной утвари; гостиница «Даниловская» в условиях жесткой конкуренции и очень среднего менеджмента переживает далеко не лучшие времена… И т.д. и т.п. С провинциальных епархий и митрополий давно отжали все, что можно и что нельзя. Центральное и южное викариатства Москвы, до последнего времени подчинявшиеся владыке Арсению, оставались едва ли не последним резервом, едва ли не последним местом в родимой РПЦ, в котором отцы настоятели и благочинные еще не в полной мере ощутили всю прелесть непередаваемо нежного стиля «асфальтоукладчика». В условиях усиления финансового кризиса, когда взять денег неоткуда, а взять их, тем не менее, во что бы то ни стало надо, квазивизантийский стиль владыки Арсения, рассчитанный на долгую перспективу относительно спокойной жизни, в конце концов пришелся явно не ко двору. Какая уж тут Византия, когда деньги нужны сейчас и как можно больше! Не отказываться же, в самом деле, от престижной роскоши патриаршего бытия! Эдак во «власти» и уважать перестанут… Так что теперь центральные московские приходы ожидает судьба всех остальных. Как говорил мне один знакомый батюшка, который как раз собирался пожаловаться бывшему главному викарию на «начальника» своего викариатства, «он, наверно, думает, что у меня тут печатный станок»… Понятно, что максимум года за два отжав досуха финансовый ресурс с последнего оазиса непуганой церковной жизни, наш Самый Главный Церковный Начальник столкнется с тем, что вожделенные потоки иссякнут совсем, поскольку, как понятно, в центральных московских приходах, как и во всех других, нет печатного станка, но кризис и порождаемая им тряска всей системы такова, что на столь долгую перспективу начальник и его присные, естественно, не загадывают. Называется ситуативное поведение, вполне в тренде сегодняшней российской жизни.

Ну и, кроме того, чтобы закрыть данный аспект нашей темы, нужно сказать еще последнее. В свете усиливающихся экуменических контактов РПЦ, видимо, с точки зрения патриарха Кирилла, даже такой умеренный и сдержанный традиционалист и консерватор, как митрополит Арсений, неуместен на столь важной и значимой должности. Он, конечно, византиец, но кто его знает, как поведет себя в решающий момент… Ведь у каждого человека есть свой предел… 

По сути то же самое мы имеем и во взволновавшей многих ситуации со Сретенской семинарией и Сретенским монастырем (мне, как профессиональному издательскому работнику, обидно, что никто не вспоминает про точно так же обреченное издательство). Только здесь следует говорить о том, что происходящее является следствием исчерпанности ресурса совсем иного рода.

Не секрет, что за последние годы число желающих поступить в семинарию и в дальнейшем связать свою жизнь со служением в качестве клирика сильно упало. Многие семинарии испытывают почти недобор, в силу чего качество абитуриентов (а следовательно, и выпускников) оставляет желать лучшего. Давно миновали те времена, когда в семинарию (по тем временам среднее учебное заведение) стремились люди с высшим техническим и гуманитарным образованием и даже университетским. Сегодня выпускников МГУ и других престижных вузов никаким посулами не заманишь в состав клира. (Впрочем, никто и не старается…) Ореол таинственности и сакральности вокруг церковной институции давно развеян, и это, в общем, все знают. В этих условиях Предстоятелю не остается ничего другого, кроме как концентрировать оставшийся образовательно-кадровый ресурс поближе к центру, усиливая личный контроль за ним. Не может же он, в самом деле, признать то, что давно очевидно для всех грамотных наблюдателей, а именно: что семинарская система конфессионального образования (основанная на принципе закрытых учебных заведений, в которых принимают юношей, имеющих за плечами лишь среднюю школу), готовящая по преимуществу всецело послушных и абсолютно не самостоятельных исполнителей патриаршей воли (а не самостоятельных и мыслящих личностей, что выходят из стен университетов), давно уже исчерпала себя! Парадокс: патриарх Кирилл, который все время подчеркивает, что нужно быть на уровне требований т.н. «современного мира», упорно держится за архаичную семинарскую систему, по происхождению своему абсолютно не православную, пришедшую к нам с Запада (то есть по сути папистскую по духу и, так сказать, методу). И понятно почему. Зачем ему нужны слишком независимые личности, по определению склонные к самостоятельному мышлению?

В этих условиях Сретенская семинария была настоящим оазисом, как и Центральное и Южное викариатство Москвы, хотя и в другом смысле. Создавший и взрастивший ее владыка Тихон, имеющий в церковных кругах стойкую репутацию умеренного консерватора, как не парадоксально это звучит, сумел в лучшем смысле реализовать на практике главную идею, которую все время артикулирует патриарх Кирилл: соединить традиционность, традиционное православное содержание образования будущих пастырей с лучшими достижениями современного мира, теми, которые в принципе можно использовать. Уровень ее выпускников качественно, на порядок превосходил соответствующий уровень других аналогичных вузов; даже в условиях, когда общий интерес к служению в Церкви падает, детище владыки Тихона являло собой яркий образчик процветания и конструктивной работы. Понятное дело, что в логике, которой руководствуется Предстоятель, и этот ресурс следовало, так сказать, централизовать и прибрать к рукам. А то, что в результате пресловутой «оптимизации» он, как бы это помягче сказать, потеряет свои очевидные преимущества… Ну кого это интересует! Тем более совсем не интересно «начальству» то, что за всеми «оптимизациями» стоят живые люди (и преподаватели и учащиеся). Ведь все они существуют лишь для того, чтобы «исполнять приказания»!

Бюрократия, тем более модернистская, по природе своей не создает никакого ресурса, она на это совершенно не способна; зато умеет хорошо и на каком-то этапе продуктивно «осваивать» тот ресурс, который создан ранее. То, что последний при этом выхолащивается и теряет свой, так сказать, органический характер, бюрократию абсолютно не интересует. Ибо для нее главная и единственная цель – решение сугубо ситуативных задач. При этом нынешний Предстоятель руководствуется своим, скажем так, весьма специфическим представлением о Церкви, в основе которого – мечта о Риме, прельщенность мнимым величием римокатолицизма, абсолютно прéлестная утопия, внушенная ему его учителем митрополитом Никодимом. Вникать в анализ этой утопии сейчас для нас нет никакого практического смысла, поскольку, как мы уже указали выше, наша цель – анализ реальности, а не фантазий. Все, что существует в нашей Церкви, будучи создано другими и до него, воспринимается им как строительный материал, который можно и нужно использовать для реализации своей мечты. Эта утопия реализуется им вопреки всему: давней исчерпанности экуменической идеологии; общему кризису христианской цивилизации в современном мире; падению авторитета Церкви в современном российском обществе, хорошо видящем и понимающем лежащие на поверхности доминирующие тренды в развитии нашей церковной организации и т.д. и т.п. Никакие компромиссы с носителями более-менее традиционных православных ценностей, кто бы они ни были – епископы, священники, статусные миряне и тем более простой православный народ, здесь невозможны в принципе. Не в силу какой-то злонамеренности нашего властного субъекта, а просто потому, что понятие принципиального (а не ситуативного) компромисса с кем-либо и с чем-либо вообще, изначально отсутствует в его модели мира. Здесь возможно лишь неуклонное движение вперед. Если человек по природе своей не способен летать или жить в воде, то никакой искусственно привитый навык и никакое воспитание не исправят этого «недостатка». Ибо такова природа вещей.

Мировая история свидетельствует о том, что утопия по природе своей сначала пожирает жизненную органику, живой жизненный ресурс, а затем рушится, погребая под своими обломками то, что еще осталось. Не будем вдаваться в исторические примеры; они и так очевидны. То, что при этом практически всегда, в той или иной форме, имеет место предательство, ничуть не меняет этой общей закономерности, будучи всего лишь, так сказать, конкретным «способом» обрушения утопии.

Сегодня, вместо развития органичных форм церковной жизни, в РПЦ доминирует спускаемая сверху утопическая, разрушительная модель. Все реальные, практические работники «на местах» (где они еще остались) должны без устали трудиться ради того, чтобы подтвердить истинность пресловутой доктрины «новой миссии». Похоже, очень высокие властные мужи в РПЦ искренне верят в то, что у нас действительно семимильными шагами растет число «катехизируемых», бурными темпами увеличивается число прихожан, а всякого рода богемные персонажи с пониженной социальной ответственностью, ставшие завсегдатаями программы телеканала «Спас» «Парсуна», реально воцерковляются в назидание сторонникам устаревших принципов (основанных на святых отцах) миссии «старой». Старательно надуваемый мыльный пузырь грандиозного успеха «самого великого патриарха», пиаровский шарик непобедимого величия «сильной Церкви» (некоторые прямо говорят, что гнойник) рано или поздно лопнет, и для всех нас наступит момент истины. И тогда…

Однако наименее правильно было бы здесь списывать все на одного человека, воспринимая ситуацию как какую-то нежданную напасть, которая безо всякой нашей вины вдруг свалилась на нашу голову. Мыслить так – означало бы совсем удалиться от реальности. Следует задаться главным вопросом: почему Господь (без воли Которого, как мы знаем, ни один волос не упадет с головы человека) попускает все эти трагические события? Правильнее всего здесь – избегать упрощенных объяснений той реальности, с которой мы имеем дело. Суть же ее, как представляется, выражена в заголовке одной из наших книг, где прямо говорится о разрушении нашей земной Церкви, причем не извне, а изнутри нее. И вот здесь уже нужно, наконец, сказать о главном.

«Святые девяностые», когда Церковь начала стремительно возрождаться, не были нашей заслугой; они были Божиим даром всем нам. Их вымолило поколение новомучеников, не пожалевшее самой жизни ради веры. Те, кому посвящен великолепный новый собор Сретенского монастыря, ныне у него уже отнятый. Те, же, кто пришел в Церковь тогда (среди которых, конечно, были разные люди), те, кто поначалу радостно и с энтузиазмом окунулся в воссоздание нашей церковной жизни, в большинстве своем, к сожалению, не восприняли от поколения мучеников самого главного: вера – это не просто Божий дар людям; получив его безо всяких заслуг, нужно быть готовым в любой момент заплатить за него всем, что у нас есть, вплоть до самой жизни, готовым к жертве. Нельзя не признать: в огромном большинстве своем мы к жертве во имя веры, увы, не готовы. Кто из нынешних страдальцев, чье дело разрушается бездушной и чуждой подлинно православному духу церковной бюрократией, проявил такую готовность совсем недавно, когда это было необходимо? (При этом отнюдь не рискуя ни жизнью, ни даже свободой). Кто возвысил свой голос в защиту веры после абсолютно беззаконной встречи в Гаване (когда по сути плюнули в лицо всему Архиерейскому Собору, грубо нарушив его бесспорные канонические права)? Кто из авторитетных и влиятельных архиереев, процветающих священников и статусных мирян противостоял беззаконному сборищу на Крите? В той же Греции, в других Поместных Православных Церквях выступали известные епископы, духовники, богословы, в нашей же число таких активных и ревностных людей можно буквально пересчитать по пальцам. Кто из, так сказать, статусных церковных авторитетов противостоит нашествию церковного модернизма и неообновенчества? Более того, эти вписанные в мейнстрим, преуспевающие люди еще и постоянно держат под подозрением тех немногих, кто свой голос в защиту веры все-таки возвышает. «Не надо обострять, главное – дело» – вот лейтмотив этой «взвешенной» (по сути, конъюнктурной) позиции? Ну и? Неужели не ясно, что если с нашей стороны нет готовности стоять за веру, то religio, то есть связь между Богом и людьми, неизбежно нарушается, и мы оказываемся во власти чисто земных стихий? Никакое, самое продуктивное и блестяще организованное дело не имеет никакого значения перед лицом Бога, если место каждодневной готовности к жертве (каковой готовностью, собственно, и созидалась Церковь) заступает real politic и, на первый взгляд, такой умный, такой «трезвый» расчет. В деле веры не может быть договоренностей, ценой которых в конечном счете становится сама вера.

Происходящее сегодня – не просто трагедия и «напасть». Это еще – и суд Божий над нами, над поколением «святых девяностых», что на данный момент явным образом не сумело быть достойным святой крови новомучеников, той крови, которой куплен подходящий к концу наш церковный расцвет.




Голосование за статью
 - 
140
 /  - 
17
Комментарии:
Роман zh. 18/08/2019 в 11:37:13
Верующие с высшим техническим образованием имеют аналитический склад ума. Поэтому мы можем видеть правду сквозь пелену церковной пропаганды. Для всяких там семенко, 90-е годы являются святыми. А для моего народа это трагедия. Священник Константин Буфеев в 2008 году сказал на проповеди: "этот кризис для вас благо, это заставляет вас прийти в церковь". Ничего личного, чистый бизнес.
Олег Евсеев 02/08/2019 в 22:37:25
Зачем всё пропало? Просто у Бога нашего нет неприкосновенности по типу депутатской. Кризис настал и у митрополита Тихона (любви ему и радости). Вот и чудно, что агитатор и пропагандист безусловного послушания и непоколебимого смирения не подчинился Патриарху, а стал жаловаться бабушке и искать её заступления (коим не преминул похвалиться). Новомученики ведь только боролись, а побороли и победили всех и вся нынешние безгрешные церковники. Вот Господь и инспектирует оазисы. Суд у всех будет, слава Богу! Так что ещё ничего не пропало. А где наше не пропадало, зачем его искать?
Адриан 16/07/2019 в 23:26:16
"Кто из нынешних страдальцев, чье дело разрушается бездушной и чуждой подлинно православному духу церковной бюрократией, проявил такую готовность совсем недавно, когда это было необходимо (вступиться за Истину. - А.Р.)?"
Почему наследники Апостолов, наши архиереи такие боязливые? Но боязливые, к сожалению, не только наши. Пендантом к Кириллу является такой же волюнтарист, экуменист и филокатолик лжеконстантинопольский ("лже" потому что Константинополь пал в апостасии) Варфоломей. Оба властолюбивые и оба разрушают Церковь. Но повсюду ожидательное молчание. Православие сильно скомрометировано этой трусостью, а также осквернением украинской лжецерковью (ПЦУ) св. православных обрядов, литургии, священных сосудов, облачений, текстов и песнопений. Дьяволу удалось внести в Православие хаос, и оно, как последний враг его, поколебалось. Люди, особенно молодежь, почувствовали это и потому не хотят садиться на ставший, по видимости, зыбким корабль, созданный Христом и имеющий цель защитить верных в житейских бурях и привести в тихую гавань спасения. Но Господь нас заверил, что Церковь Его врата адова не одолеют. Будем молиться и трезвиться, чтобы нам в этом хаосе отличить Истину от семулякров.
Сергий Агапов 16/07/2019 в 19:51:24
Святитель Николай Сербский писал: «Замени слово "суд" словом "кризис" и читай… Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово "суд" вместо слова "кризис". Наступала засуха, говорили: "суд Божий!", наводнение — "суд Божий!". Начиналась война или эпидемия — "суд Божий". И на теперешнюю …катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не "судом", а "кризисом". Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово "суд", была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божьего. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис».
Кризис внутри православия очевиден. Достаточно вспомнить нашу свару с Константинопольским Патриархатом. И прав Владимир Семенко, называя нынешние беды Судом Божьим. По грехам и делам нашим попущено это. А не потому что в Константинополе или еще где нашелся какой-то вредный патриарх.
Сергей g. 16/07/2019 в 15:11:37
«Это еще – и суд Божий над нами, над поколением «святых девяностых», что на данный момент явным образом не сумело быть достойным святой крови новомучеников, той крови, которой куплен подходящий к концу наш церковный расцвет».
Когда читаешь такое, то становится ясно, что это говорит либо великий святой, говорящий от Бога, либо, увы, сумасшедший, который так верит в свои «тараканы», что приписывает им «божественное» происхождение. За пять минут проскакать от Сретенской семинарии до Божьего Суда – это ж надо такое суметь!
Анатолий 16/07/2019 в 12:12:22
Данная статья может рассматриваться как пособие по изучению апостасии. Как и многие другие статьи Владимира Семенко, в которых изображаются густые и безобразные плевелы, и даже не просто плевелы, а ядовитый борщевик выросший там, где должна быть нива.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
«Оптимизация» или зачистка? Православный журнал «Благодатный Огонь»

«Оптимизация» или зачистка?

16.07.2019
Владимир Семенко

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

10.07.2020
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

 

НОВОСТИ

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны