Богородица

Актуальные статьи

Разогнанные и очень обиженные.
Как патриарх Кирилл сам создал себе мощную оппозицию в РПЦ, «уволив» почти всех членов своей прежней команды

18.08.2019
Александр Солдатов

От редакции сайта «Благодатный Огонь»: При ознакомлении с этой публикацией следует учитывать немаловажный факт, что данная аналитическая статья написана с точки зрения нецерковной либеральной оппозиции по отношению к российской государственности и целостности Русской Православной Церкви и опубликована в либеральном оппозиционном издании «Новая газета». Несмотря на это многие оценки автора весьма точно и реалистично отображают расклад сил в современном истеблишменте Московской патриархии, хотя с выводами автора, настроенного крайне враждебно к Русской Православной Церкви, редакция БО не согласна.

* * *

После 10 лет патриаршества Кирилла (2009–2019) от его легендарной «команды мечты» почти ничего не осталось. Наиболее креативные члены «команды» (отцы Андрей Кураев и Всеволод Чаплин, Сергей Чапнин) перешли в открытую оппозицию, прочие уволенные иерархи тайно накапливают энергию протеста. Жесткая авторитарная вертикаль, построенная в РПЦ за последние 10 лет, когда решения принимает только один человек и эти решения становятся все более непредсказуемыми, чревата своим церковным Майданом. И он тем ближе, чем быстрее нарастают протестные настроения в гражданском обществе в целом, от которого современную РПЦ уже невозможно отгородить.

Поздравляя патриарха Кирилла с именинами на праздник святых Кирилла и Мефодия, Владимир Путин выразил ему «только одно пожелание» — «график свой скорректировать в сторону разгрузки». Звучит как выражение трогательной заботы президента о 72-летнем патриархе? Не совсем. Как сообщил «Новой» источник в администрации президента РФ, в последнее время установилась практика ежедневных докладов о состоянии здоровья Кирилла, которые составляются охраняющими его сотрудниками ФСО. (Кстати, штат этого «патриаршего конвоя», работающего на деньги российских налогоплательщиков, постоянно растет и достигает уже нескольких десятков офицеров.)

Разумеется, доклады имеют гриф «секретно», но при этом довольно широко обсуждаются. Отставной полковник КГБ СССР Вадим Мельников, служивший вместе с будущим патриархом в Женеве еще в 1970-е, вспоминал в своем интервью об их встрече в Москве в конце 90-х. Когда полковник по старой привычке предложил Кириллу водки, тот наотрез отказался: «У меня и так уже три инфаркта было, нельзя мне».

Из-за проблем со здоровьем (а они касаются и нервной системы) Кирилл вынужден работать «вахтовым методом»: после каждых двух-трех недель активности следуют примерно две недели лечения и реабилитации, когда патриарх полностью исчезает из публичного пространства, нередко уезжая за границу (чаще всего в свое поместье в Швейцарии). На самые современные медицинские процедуры предстоятель РПЦ тратит астрономические суммы — это, пожалуй, главная статья его расходов сегодня.

Возможно, проблемами со здоровьем и взрывным темпераментом «шефа» можно объяснить довольно парадоксальную, с точки зрения стороннего наблюдателя, кадровую чехарду, которая началась недавно на высших уровнях управления Московской патриархии. В нынешнем году были отправлены в отставку управляющий делами Московской патриархии (с 2009 года) митрополит Варсонофий (Судаков), председатель Финансово-хозяйственного управления патриархии (с 2014 года) митрополит Марк (Головков) и руководитель Административного секретариата патриархии (с 2009 года) митрополит Сергий (Чашин), которого вообще сослали в Сингапур. Эти митрополиты возглавляли ключевые ведомства патриархии и сформировали ее нынешний «административный стиль». Как гром среди ясного неба прозвучало месяц назад известие об отставке первого викария патриарха по городу Москве (то есть управляющего всеми столичными приходами аж с 1990 года) митрополита Арсения (Епифанова), которого патриарх внезапно отправил в Липецк.

Весьма странно выглядит история перестановок одного из молодых патриарших фаворитов — 34-летнего епископа Серафима (Амельченкова): летом прошлого года он был освобожден от должности главы синодального Отдела по делам молодежи и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а летом нынешнего года освобожден с поста ректора и… назначен главой синодального Отдела по делам молодежи. Другой (тоже 34-летний) патриарший фаворит — Антоний (Севрюк) — напротив, сделал совершенно головокружительную карьеру: в декабре 2017 года был назначен епископом Венским и Будапештским, в феврале 2018-го возведен в сан архиепископа, в мае 2019-го назначен патриаршим экзархом Западной Европы и возведен в сан митрополита. Между прочим, сам Кирилл стал митрополитом лишь в 43 года. В истории РПЦ доселе был лишь один случай возведения в сан митрополита в 34 года — это случилось с духовным наставником Кирилла, давшим старт его карьере, митрополитом Никодимом (Ротовым) в 1963 году.

На безопасную дистанцию от московских церковных дел удалены все члены «старой гвардии» патриарха Алексия II. Митрополит Климент (Капалин), бывший управляющим делами патриархии в последние годы прошлого патриаршества и ставший единственным конкурентом Кирилла на последнем этапе выборов 2009 году, осел на Калужской кафедре и сохраняет в Москве лишь символическую должность главы Издательского совета РПЦ. Его предшественник на посту управделами, митрополит Сергий (Фомин), служит в Воронеже и в столице почти не появляется. Наконец, митрополит Мефодий (Немцов), которого считали главным конкурентом Кирилла до 2003 года, послужив некоторое время в казахстанской ссылке, обосновался на Пермской кафедре.

Распад команды патриарха Кирилла, которой он во многом обязан своей победой на выборах 2009 года, начался в самом конце 2013-го — с громкой отставки протодиакона Андрея Кураева с должности профессора Московской духовной академии. Спустя месяц, по личному звонку патриарха ректору, Кураева изгнали и из МГУ, который он когда-то окончил с красным дипломом и где преподавал более 20 лет.

Когда выгоняли Кураева, он еще не критиковал патриарха, а лишь встал на защиту семинаристов из Казани, подвергшихся сексуальному насилию со стороны своего начальства.

Деятельность Кураева в «команде» патриарха была весьма спорной — накануне патриарших выборов 2009 года он использовал самые радикальные методы «черного пиара», чтобы дискредитировать основного конкурента Кирилла — митрополита Калужского Климента. Но превратив Кураева в своего врага, Кирилл получил неразрешимую проблему: ему просто некого противопоставить харизматичному интеллектуалу, которого полюбили либеральные СМИ и взахлеб читают все архиереи и многие клирики РПЦ, охотно снабжая протодиакона все новыми порциями церковного компромата. На осень нынешнего года анонсирована новая книга Кураева с «системными» разоблачениями современной Московской патриархии, чья история восходит к печально известному «конкордату» Сталина с митрополитом Сергием (Страгородским) 4 сентября 1943 года.

Две «знаковые» отставки ключевых пиар-фигур патриархии состоялись в самом конце 2015 года. Сначала Кирилл уволил ответственного редактора официального «Журнала Московской патриархии» Сергея Чапнина, он теперь постоянно критикует патриарха с либеральных позиций (ему даже приписывают анонимный телеграм-канал «Церквач», через который «утекают» секретные документы из патриаршей канцелярии).

Затем — председателя Отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, возглавлявшего этот Отдел с самого момента создания в 2009 году, а до этого 9 лет самоотверженно служившего заместителем Кирилла в Отделе внешних церковных связей. Теперь Чаплин, известный своими скандальными высказываниями, так же систематически критикует Кирилла с праворадикальных позиций, отсекая от патриарха эту часть политического спектра. «На кормление» протоиерею, внезапно попавшему в опалу, дали маленький, но древний храм преподобного Феодора Студита у Никитских ворот в Москве.

Наконец, в 2018 году был уволен с должности председателя Учебного комитета патриархии занимавший ее 24 года архиепископ Евгений (Решетников), отправленный в Эстонию. Теперь ключевое ведомство, от которого зависит подготовка всех церковных кадров, возглавляет настоятель храма при бизнес-центре «Москва-Сити» протоиерей Максим Козлов. Пока единственной его громкой инициативой на этом посту стала неудачная (хотя битва еще не окончена) попытка слияния Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии с помощью изгнания последней из специально оборудованного корпуса на улице Большая Лубянка.

«Битва за Сретенку» стала первым — еще робким, но уже эффективным — смотром сил гражданского общества внутри РПЦ, сумевшего отстоять (правда, не без участия кремлевского ресурса) от патриаршей бюрократии любимое детище популярного в народе митрополита Тихона (Шевкунова). По легенде, патриарх уже шепнул Тихону после их совместной службы 21 июля: «Я вам этого не забуду»…

По мнению эксперта в Московской патриархии, с которым побеседовала «Новая», сейчас в высшем церковном руководстве оформились три новых «группы интересов», они же — «группы влияния».

«Административная» группа, или группа «двух Савв»

Пожалуй, самой весомой из них становится группа «двух Савв», которую условно назовем «административной». Ее возглавляет 39-летний Тверской митрополит Савва (Михеев), ставший в этом году управляющим делами (говоря светским языком — премьер-министром) Московской патриархии. Подобно более молодому патриаршему фавориту Антонию (Севрюку), он также сделал головокружительную и несколько загадочную карьеру, подлинные причины которой остаются в тени (подобные вещи очень любит расследовать о. Андрей Кураев). В 2014-м стал первым заместителем тогдашнего управделами митрополита Варсонофия, а в прошлом году возглавил Тверскую митрополию.

Говорят, на сентябрьском Синоде патриарх намерен поднять его еще выше, сместив впавшего в немилость Варсонофия еще и с Санкт-Петербургской кафедры.

Вторым Саввой в «административной» группе является заместитель первого, 41-летний епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), переехавший около 10 лет назад в Россию из Франции, где он родился в семье русских эмигрантов, по личному приглашению Кирилла. Долгие годы он тянул на себе всю «черную работу» управления делами — разбирал конфликты, инспектировал епархии — и только в этом году стал архиереем.

К этой группе примыкает глава Информационного отдела патриархии Владимир Легойда. Возможно, именно из среды этой группы патриарх Кирилл готовит себе преемника.

«Академическая» группа

Вторую группу можно условно назвать «академической». В нее входят ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий (Ермаков), в прошлом году переехавший из Петербурга в Москву, и уже упоминавшийся глава Учебного комитета прот. Максим Козлов. Именно они попытались «съесть» Сретенскую семинарию, а также добились отставки неподконтрольного им ректора Санкт-Петербургской академии епископа Серафима (Амельченкова), просидевшего в своем кресле всего год.

Елена Гундяева, вице-ректор Санкт-Петербургской духовной академии и родная сестра патриарха Кирилла. Силу «академической» группы связывают с наличием у нее негласного покровителя в лице вице-ректора Санкт-Петербургской духовной академии Елены Гундяевой — родной сестры патриарха. Именно с нею не смог найти общий язык в городе на Неве епископ Серафим.

«Внешнеполитическая» группа

Наконец, третью группу условно назовем «внешнеполитической» — ее составляют председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) и кадровые церковные дипломаты из Отдела. Иларион — единственный «тяжеловес» из первой команды патриарха, который пока не лишился своей должности. Относительную прочность его позиций связывают с поддержкой «профильными» подразделениями администрации президента РФ, поскольку услуги ОВЦС критически важны на украинском и ближневосточном направлениях, на постсоветском пространстве и в отношениях с Ватиканом.

В первые годы нынешнего патриаршества Иларион даже считался преемником патриарха, но постепенно надоел своему шефу, который все чаще стал позволять себе повышать голос на «министра иностранных дел».

Говорят, особо эпичной была сцена на борту самолета, летевшего из Стамбула, где Вселенский патриарх Варфоломей укорил патриарха Кирилла за деструктивную роль Илариона в межцерковных отношениях. Слухи о неизбежной отставке Илариона и замене его, например, патриаршим фаворитом Антонием (Севрюком) упорно циркулируют уже более года. Но пока Илариону хватает своих аппаратных возможностей удерживать должность. Однако как преемника патриарха эксперты его уже не рассматривают.

Провинциальные архиереи, число которых в РПЦ уже превысило 400, при нынешнем патриархе практически лишены возможности участвовать в большой церковной политике, однако с увлечением следят за соотношением московских групп влияния. Кто-то делает ставку на «духовника президента» митрополита Тихона (Шевкунова), сосланного в Псков, а кто-то видит будущим патриархом Московским Киевского митрополита Онуфрия (Березовского), чей образ монаха-аскета близок простому церковному народу. Разумеется, в нынешней политической обстановке все эти чаяния и прогнозы хранятся глубоко под спудом.

* * *

Активизация политических процессов в России помогает тем зачаткам гражданского общества, которые образовались в РПЦ, осознать свои интересы и заявить о себе. Именно церковное гражданское общество сумело отстоять Сретенскую семинарию, пригласить — без всякой санкции патриархии и Кремля — папу римского в Москву с частным визитом, укрыло в храме протестующих у мэрии 27 июля.

Поскольку внутренняя «вертикаль» в РПЦ жестче кремлевской, то в церковное гражданское общество вовлекаются не только миряне и рядовые священники, но и епископат. Его главное требование — прекратить бесконечные, ничем не обоснованные и прямо запрещенные канонами перемещения архиереев с кафедры на кафедру. Главное требование рядового духовенства — прекратить бесконечные поборы церковного начальства, которые вымывают из приходов все легальные доходы и вынуждают полностью «уходить в тень». А главное требование мирян — соборность, когда церковь не делится на «профессионалов» и обслуживаемых ими за денежку «клиентов» — потребителей «ритуальных услуг», но когда все ее члены, независимо от сана и должности, разделяют ответственность за церковь и участвуют в принятии решений.

Трудами патриарха Кирилла репутация Московской патриархии опустилась очень низко — в массовом восприятии церковь уже почти неотличима от режима и разделяет ответственность за все его пороки и ужасы.


Источник




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Роман 22.08.2019 в 02:23:21

Честно говоря, я уже устал от конспирологии в церковных кругах, одни предположения и высказывания, встречи и прочее, ничего мы сделать не сможем, не сможем выйти на демонстрацию, не сможем осудить, остается молиться пока есть силы и возможности.

Геннадий 21.08.2019 в 16:44:33

Да пора уже сказать, "король голый"© иначе камни возопиют, а мы станем как те иудеи, сделавшие вид, что ничего не случилось, не было Мессии. Столько нововведений, столько вопиющих фактов нарушения канонов и попрания соборности, сколько братаний с еретиками, а патриарх непричем. Похоже, страх Господень мы совсем потеряли, как бы не услышать нам грозное: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Модест 21.08.2019 в 12:27:34

Стиль статейки, конечно, мерзкий. Местечковостью от автора несёт прямо-таки до слёзотечения. Надо полагать, что автор не сам вникал во все внутренние процессы Церкви, а состряпал это на основе материалов более сведущих информаторов, типа Кураева. Впрочем, редакция предупредила...
Что касается фактической части, то тут можно кое-что вспомнить, хотя, конечно, это чисто мирское восприятие процессов, которые, имеют наверное более глубокую природу. Так вот, наиболее шоковым событием ранней деятельности Патриарха вспоминается не возвышение Илариона (Алфеева), а ссылка в Кострому наместника Новоспасского монастыря архиепископа Алексия (Фролова). Шли разговоры о том, что это давнишняя месть владыке Алексию со стороны модернистов. Владыка вроде бы был членом той самой патриаршей комиссии 1997 г. по бесчинствам духовного бандита Кочеткова. Но, не уверен, что место наместника Новоспасского монастыря расчищали именно под Савву (Михеева). На этом месте после владыки Алексия вообще долго никого не было. Поговаривали, что Иларион плотоядно поглядывал на Новоспасский монастырь, но обошлось. Хотя, может и не совсем обошлось, т.к. ходили слухи, что Савва - протеже Илариона. Бесцветный Савва, назначенный наместником, не мог по определению заменить такого блестящего пастыря, каким являлся владыка Алексий. Прославился Савва отменой "неудобных" мест текстов богослужений. Особенно ему "удалась" служба Великого пятка. Также новый наместник "смягчил" строгость входного контроля монастыря, в результате чего на территорию стали пускать неподобающе одетых людей. Первое время это вызывало шок у прихожан монастыря, т.к. при вл. Алексии такое было немыслимо, но потом как-то привыкли. Кстати, у прихожан тогда была надежда, что новым наместником назначат давно служащего в монастыре уважаемого игумена Паисия (Юркова). Но, не сбылось, а позже Паисий был "почётно" сослан епископом в г. Щигры. Ещё ранее в епископы сослали также уважаемого в монастыре игумена Иринея (Тафуню). Также за владыкой Алексием уехал в Кострому иеромонах Петр (Ерышалов). Таким образом, в монастыре практически не осталось знаковых пастырей, способных заменить вл. Алексия. А пришло время и сам Савва отбыл митрополитом насаждать модернистские порядки и потакать сектантам по городам и весям. Впрочем, я не представляю, откуда сейчас могла бы взяться фигура равная приснопамятному владыке Алексию. Хотя, может быть это субъективный мирской взгляд.

Владимир 20.08.2019 в 17:43:04

***что бы не вносились раздоры в Церковь до разделения и неприязни. Это вредно и народу и государству***
Станислав, согласен на все 100%, ибо это дело каждого нормального христианина, но не всегда это получается у того, кто в действительности искренне старается быть христианином.
Милости Божией вам, и тем кого любите!

Станислав 20.08.2019 в 16:41:28

Владимиру.
Хочется видеть священника примером христианской жизни. Но, к сожалению, не у всех это получается и вряд ли получится (много примеров и из 19 века); такова природа человека. Но и христианам надо тоже учится, размышлять, быть активными, а не детьми неразумными. Сейчас все грамотны, могут читать Евангелие, православные книги и поверять по ним действия священников.
Я согласен с Вами, "... что родители заложат в детей, на этом они и будут строить жизнь." Только хотелось бы, что бы не вносились раздоры в Церковь до разделения и неприязни. Это вредно и народу и государству.
Спасибо, Владимир, за дискуссию!

Владимир 20.08.2019 в 15:56:59

Станиславу.
***дух церковный, который создало духовенство Русской православной церкви***
Не церковный дух, конечно такого нет, имел в виду дух, который сформировался в Русской православной церкви, то есть духовное состояние духовенства РПЦ. Я не писатель, прошу прощения, немножко неправильно написал и истинная суть потерялась, но в дальнейшем можно понять, о чём идёт речь. Конечно, духовенство полностью невиновно, НО! родители учат детей или дети учат родителей?
***Духовенство из этой же среды***.
Да, священники, всё духовенство есть выходцы из народа, все мы ГРЕШНЫЕ люди, в том числе и духовенство, все бедные падшие люди, у всех страсти, НО! есть нечто главное из главных?.. Принимая решение стать священником, христианин ДОЛЖЕН понимать самую главную суть Веры Православной? Принимая решение стать священником, христианин должен знать от чего он отрекается? Кем должен стать? Каким образом должен быть? Прежде всего, каким духовным образом должен быть? Чему и как после учить свою паству?! Короче, став священником, христианин должен измениться или не должен?! Или для какого-то священника нормально, что став священником он должен остаться на том уровне и сознания, и прежде всего духовного состояния, на каком пребывал до священства? А Ставленническая присяга, это что бирюльки?! Духовенство произрастает из народа, а становятся ли они образом Христовым? Учат ли они православных христиан принципам духовной жизни? Законам духовной жизни? Решениям проблем духовной жизни? То есть, как стать – быть воинами Христовыми в борьбе со страстями, как очищать душу от скверны, как бороться с грязными мыслями, греховными чувствами, желаниями?! Учат только внешним церковным предписаниям, учат внешним добродетелям. Учёные, профессора, академики, да простые люди правильно знающие своё дело тоже выходцы из народа, и если бы они учили своих учеников не тому, чему нужно учить, России давно бы не стало. Я не говорю кто больше виновен, говорю, что родители заложат в детей, на этом они и будут строить жизнь.

Станислав 20.08.2019 в 15:04:14

Владимиру.
Я в богословии профан. Пишу по интуиции. По 9 Символу веры Церковь едина и включает РПЦ. Есть Святой Дух, а дух церковный, что это? Это же не Церковь и сравнивать их невозможно. Внешние формы Церкви были по традиции предыдущих времен. Не может быть виновным в бедах только духовенство. Оно не может внушить веру, делать добрые дела, если человек захвачен мирским духом (потребительство, стремление к удовольствиям и т. д.). Духовенство из этой же среды. Были времена в Церкви, когда несколько Епископов выводили на верный путь всю Кафолическую Церковь. Допускаются и разногласия для развития, но не для противоборства, вражды. А статья, на мой взгляд в такой подаче информации приводит к дискретизации духовенства, недоверии Церкви, расколу, нелюбви. Нет в ней призыва по духу любви помолиться православным для устранения нестроений.

Владимир 20.08.2019 в 11:27:13

Станиславу.
***«...теперь тот, кто сам о себе говорит, что он "в притворе", даже только "около церковных стен, считает же однако себя в вправе учить всю Церковь, вместе с иерархией. О церковных делах узнают и мнение о них составляют по явно враждебным Церкви "публичным листам (газет), где по церковным вопросам пишут или расстриженные попы и всякого рода церковные ренегаты, или вообще озлобленные и наглые ругатели ("Зная прежде всего то, что в последние из дней придут насмешники с насмешками, идущие всё дальше согласно собственным вожделениям - 2 Пет. 3,3), люди никакого отношения к Церкви не имеющие и ничего, кроме вражды к ней не чувствующие, даже прямые враги Христа»***
"Учить всю Церковь", говорит православный христианин причисленный к лику святых? Во-первых, Церковь Господня, Глава которой Господь Иисус Христос и дух церковный, который создало духовенство Русской православной церкви в Российской империи - православной, это не одно и тоже. Духовенство РПЦ является духовными учителями христианам, и чему научило духовенство, какие семена заложило в духовное состояние русского народа РИ, такие внешние формы и получили. Во-вторых, есть бессовестные люди, есть совестливые люди, и те и другие могут быть умными людьми, которые невооружённым глазом видят, что творится в государстве. О бессовестных - нет речи, но совестливые христиане понимают, что то, что творится в государстве является только СЛЕДСТВИЕМ, а причина породившее следствие живёт в духовном состоянии христиан, которые являются учениками духовных учителей - духовенства РПЦ. Архимандрит Иларион (Троицкий), конечно, святой человек, но говорит только о следствии - о внешних вещах, КРОМЕ ТОГО говорит ТОЛЬКО о бессовестных людях, а о совестливых людях говорит? Или их совсем нет?! Следствие - не появляется само по себе, ибо следствие всегда порождается причиной (он это хорошо знал, иначе НЕВОЗМОЖНО причислить к лику святых того, кто не ничего не знает о духовных законах, или знает, но ничего в них не смыслит!), но когда уже видна беда, тогда начинают выявлять внешних врагов, указывать на них, а об истинных врагах - духовных причинах - не говорят. Истинный враг - причина жила в духовном состоянии как подавляющего большинства духовенства РПЦ РИ, так и христиан. Духовное состояние меньшинства - НЕ МОЖЕТ превалировать над духовным состоянием большинства, чтобы оно диктовало свои условия для создания этим меньшинством ОТСЕБЯТИНЫ - своих внешних форм. Духовное состояние самых отъявленных негодяев - Иуды, прокуратора, фарисеев - НЕ МОГЛО диктовать духовному состоянию человечества свои условия, чтобы САМОВОЛЬНО распять Богочеловека Иисуса Христа. Духовное состояние всего человечества распяло Богочеловека, и отличается человек от человека только в величине греховности! В точности происходило и в РИ. То есть духовное состояние негодяев - НЕ В СИЛАХ было сотворить хаос и кровь, если духовное состояние подавляющего большинства христиан не вмещало этого, ибо тогда бы это был - НЕПОСИЛЬНЫЙ КРЕСТ! Поэтому каждый получил достойное по делам своим. Ещё раз, чему ПОШАГОВО обучали христиан духовные учителя - духовенство РПЦ РИ, со временем то и получили... (насмешники с насмешками). И даже малочисленные праведники - Иоанн Кронштадтский, архим. Иларион (Троицкий), другие - НЕ СМОГЛИ предотвратить надвигающейся беды. Все грешники! Вывод: ДУХОВНАЯ Беда творилась не в Церкви Господней, как и сейчас творится не в Церкви Господней, а как всегда творится в РПЦ - самой большой поместной церкви. Сегодняшняя творящаяся духовная беда в РПЦ - является зеркальным отображением беды столетней давности? Разве сегодня умное духовенство не говорит нечто подобного: «О церковных делах узнают и мнение о них составляют по явно враждебным Церкви "публичным листам (газет), где по церковным вопросам пишут или расстриженные попы и всякого рода церковные ренегаты, или вообще озлобленные и наглые ругатели"»? НО! Послушайте, даже враги бывают правы, поскольку духовенство РПЦ (не все) создало такую духовную атмосферу в церкви, значит, в государстве, что дух выплёскивается безнравственными просто нечистыми действиями как многих из духовенства, так и христиан, которые не последние места занимают в государстве. Немилость видна невооружённым глазом, чтобы её не видеть, чтобы о ней не говорить совестливым христианам нужно ослепнуть и вырвать себе язык, но умные злые упрекают христиан в осуждении бедных святых людей творящих явные - откровенные беспардонные беззакония. От немилости меньшинства над большинством погибла РИ. Немилость - является чистым сатанизмом, ибо сам дьявол немилостивый, хотя и может принимать нравственную личину, но дела всё равно докажут, что дьявол является дьяволом, и люди судят не человека, не душу, а дела нечистые, от которых страдают люди, от которых погибает государство. Где попытки понять истинные причины? ИХ НЕТ! Как не было сто лет назад? Так что не нужно грести всех под одну гребёнку.

Станислав 20.08.2019 в 08:20:09

О вмешательстве мiра в Церковь пишет архимандрит Иларион (Троицкий) в книге ("Христианства нет без Церкви"/.М: "Православная беседа", 1992, 144 с.) так:
«...теперь тот, кто сам о себе говорит, что он "в притворе", даже только "около церковных стен, считает же однако себя в вправе учить всю Церковь, вместе с иерархией. О церковных делах узнают и мнение о них составляют по явно враждебным Церкви "публичным листам (газет), где по церковным вопросам пишут или расстриженные попы и всякого рода церковные ренегаты, или вообще озлобленные и наглые ругатели ("Зная прежде всего то, что в последние из дней придут насмешники с насмешками, идущие всё дальше согласно собственным вожделениям - 2 Пет. 3,3), люди никакого отношения к Церкви не имеющие и ничего, кроме вражды к ней не чувствующие, даже прямые враги Христа».
Яснее не скажешь!

Станислав 19.08.2019 в 13:04:57

В приведенной в статье информации я ничего не понимаю, т.к. у меня нет ни одного официального документа, поэтому нет никаких оснований для обсуждения темы статьи. Но, если РПЦ отделена от государства, то все вопросы должна она сама и решать и вмешиваться светским людям в церковные вопросы думаю, не надо.

Андрей 18.08.2019 в 22:55:50

Статья свидетельствует о том, что второй по значению (первый - президент) враг наших врагов - Святейший Патриарх Кирилл.

В.Семенко 18.08.2019 в 19:41:22

На мой взгляд, это отнюдь не сильная статья. Трюизмы в сочетании с домыслами и передергиваниями. Расточает похвалы Чапнину и Кураеву. Объединяет защиту "Сретенки" и "приглашение" папы этой певичкой, как ее, а также то, что храм о. А.Борисова стал прибежищем для "оранжевых" (как в свое время "филаретовский" монастырь в Киеве). Довольно примитивная манипуляция. Судьба "Сретенки" - действительно очень важный вопрос, а кому интересна эта певичка и "борисовский" итальянец, кроме самих либералов? Да и отстоял "Сретенку" Путин, а никакое не общество.

Геннадий 18.08.2019 в 18:54:24

"Именно церковное гражданское общество сумело пригласить — без всякой санкции патриархии и Кремля — папу римского в Москву с частным визитом"
Я что-то пропустил? И когда это случилось, а главное, кто виновники торжества, поименно? Или это тень на плетень?

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс