Богородица

Актуальные статьи

Коронавирусное «богословие»

2.04.2020

В связи с распространением коронавируса, введением жесткого карантина во многих странах мира возник чрезвычайно острый вопрос: может ли вирус передаваться через Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы. Даже вполне устная приходская традиция свидетельствует простую истину – через святыню никакая зараза не передается. Однако в социальных сетях пришлось встретиться с весьма экстравагантным богословием заштатного архимандрита Кирилла (Говоруна), который полагает, что вирус все же передается непосредственно через Святые Тайны.

В частности, архимандрит Кирилл пишет:

«А так вирус – это часть творения Божия. Как физическая реальность, вирус – благ, как и все что сотворено в этом мире».

Для начала – не совсем понятно, что такое «часть творения». Конкретный вирус (covid-19) не является и не может являться непосредственной «частью» творения Божия, он есть следствие того искажения, которое привнесено в мир грехопадением Адама. Человек, будучи смысловым центром всего тварного мира, пав, «обрушил», «утащил» за собой и все тварное бытие. То искажение, тление, которому подверглась человеческая природа после грехопадения, стало «достоянием» и всей прочей тварной природы и микроорганизмов в частности. Поэтому дозволено утверждать, что Бог не создавал болезней и вредоносных (по отношению к человеческому организму) вирусов, но таковые стали следствием искаженной (в силу человеческого грехопадения) природы. Поэтому нельзя утверждать, что вирус (covid-19) сотворен Богом. Это элементарная богословская ошибка, можно даже сказать школьная ошибка, за которую даже первокурснику семинарии дозволительно поставить «неуд».

Далее архимандрит Кирилл пишет:

«Мы считаем наводнения, вулканы, тайфуны злом, но они – естественная часть природного процесса, и поэтому не являются онтологическим злом. Также змеи и пауки, которые нас кусают, смертоносны для нас, но по своей природе она благи».

Потрясающая богословская безграмотность. И сам сатана по природе своей был благ, ибо его природа ангельская – творение Божие. В том то и дело, что зло содержится не в природе (естестве, натуре), а в личности (ипостаси) разумного существа – человека или ангела. Зло – не в природе, а в личности. И об этом архимандрит может прочитать в трудах свт. Григория Нисского, прп. Максима Исповедника.

Поэтому, конечно же, мы не считаем вулканы, тайфуны злом, ибо они не личности, а природные явления. Но эта природа повреждена, искажена, данное ее состояние глубоко противоестественно изначальной Божественной гармонии и благу, а следовательно эти явления способны приносить людям зло (в смысле страдания)[1]. Природа Божиих созданий – змей и пауков, тоже повреждена, а потому они способны вредить человеку и данный природный процесс (в рамках эволюции поврежденного мира) нельзя назвать естественным как это делает автор. В учебнике протоиерея Олега Давыденкова «Догматическое богословие» сказано:

«В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании, и всему материальному космосу противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад»[2].

Природа повреждена и процессы, происходящие в ней, нельзя назвать естественными (т. е. согласными с замыслом Божиим).

Далее архимандрит Кирилл пишет следующее:

«Вместе с другими бактериями и прочим, коронавирус – это часть экосистемы созданной Богом».

Опять двадцать пять. Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?

Видимо для того, чтобы на данный вопрос дать утвердительный ответ, архимандрит Кирилл совершает просто запредельное по своей экстравагантности заявление:

«Воскресшее тело Христа, которым мы причащаемся, было онтологически таким же телом, что и наше. В нем продолжали жить те же микроорганизмы, которые живут в нашем теле. Его отличие от нашего тела лишь в том, что эти микроорганизмы не могли его убить».

Интересно, а из какого Евангелия архимандрит Кирилл сделал вывод о том, что в Воскресшем Теле Христа «продолжали жить те же микроорганизмы». Хотя бы одно мнение хотя бы одного святого отца способен привести в пользу своей «потрясающей» гипотезы архимандрит Кирилл? Но даже если мы примем во внимание дерзкую мысль архимандрита Кирилла о том, что в Воскресшем Теле Христа обитали паразиты, но не причиняли Ему вреда, то каким образом они могут причинить вред тем, кто, причащаясь Святых Христовых Таин, становится единотелесным Христу? Ведь мы призваны причащаться «во исцеление души и тела», а не в принятие некоей акциденции (случайного присутствия) каких-то опять же случайных и не соответствующих самой природе Тела и Крови элементов.

Прп. Иоанн Дамаскин пишет о Таинстве Причащения:

«Очищаясь через это, мы соединяемся с телом Господа и с Духом Его и делаемся телом Христовым»[3].

Также прп. Иоанн подчеркивает:

«Причащением же называется (Таинство) потому, что через него мы причащаемся Божества Иисуса. А общением и называется, и поистине является вследствие того, что через него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие как в Его Плоти, так и в Его Божестве... Ибо так как мы причащаемся от единого Хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым и единой Кровию, и членами друг друга, составляя одно Тело со Христом»[4].

Смысл Таинства Причащения состоит не в том, что мы, причастники вкушаем «частичку» Христа, а в том, что мы как бы «вбираемся» в Его Тело, природно «усвояемся» Им Самим (каждый из причастников только в той степени, в которой он сам подготовил себя молитвой и покаянием). В Святой Чаше после преложения Святых Даров обретаются не «частички Христа», но в каждой частице – весь Христос, в Его воскресшей, а потому нетленной, безболезненной, святой человеческой природе, которая неслитно, неразлучно, нераздельно, неизменно соединена с Божественной природой Второй Ипостаси Святой Троицы.

Для того чтобы понять смысл и значение Таинства Святого Причащения в жизни христианина, попытаемся представить следующую картину. На какой-то части планеты произошла мощная техногенная катастрофа, скажем, мощный термоядерный взрыв, в результате которого вся данная территория, включая людей, проживающих на ней подверглась тяжелейшему радиоактивному заражению. Предположим, ситуация такова, что на данный момент не представляется возможным вывести всех людей из зоны действия радиации, ибо действие смертоносного излучения таково, что пораженные им люди не смогут жить в естественных условиях, т. е. на «чистой территории».

Для того, чтобы такая возможность появились, этим несчастным людям требуется в достаточной степени изгнать из своего организма радиацию. Таковая возможность открывается в случае, если какая-то часть продуктов (допустим, вода), потребляемая ими, будет своим происхождением иметь не зараженный мир, а будет привезена извне, т. е. с «чистой территории». И вот в один из дней колонна гуманитарной помощи пересекает блокпост и цистерны с чистой водой «из другого мира» оказывается в «зараженной среде». Однако, для того, чтобы зараженному человеку употреблять «чистую воду» для изгнания из него радиации, необходима тщательнейшая подготовка его организма, определение оптимальной дозировки и т. д. Неправильное же «лечение» может привести к летальному исходу.

Выше была приведена достаточно грубая и с технической точки зрения, возможно, не вполне точная аллегория касательно того, как поврежденное первородным грехом человеческое естество может быть исцелено посредством постепенного приобщения (соединения) с нетленной природой Богочеловека. Пораженная «радиацией» греха, тления и смерти природа человека возникла в естестве первых людей вследствие их личного отступления от Бога. Однако, по причине онтологической тождественности природы Адама с природой его потомков все люди рождаются на свет уже зараженные этой «радиацией» первородного повреждения, которая неизбежно передается по наследству. Поскольку человек является богообразным существом во Вселенной и, соответственно, онтологическим «стержнем» тварного мира, постольку он олицетворяет физический мир пред Создателем, а соответственно, искаженное состояние человеческого естества неминуемо отражается и на состоянии всего окружающего мира, потому Бог и говорит Адаму: «проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Физический мир вторичен по отношении к человеку, а соответственно, избавление этого мира от «радиации» тления должно произойти через человека, через восстановление его природы. Апостол Павел говорит: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20-21).

Итак, человек (его личность и природа, поскольку человек есть природно-личностное соединение) есть единственное качественное связующее звено между миром тления и миром Божества. И природу человека от жала смерти (1 Кор 15:56), от неизбежного процесса тления реально спасти только соединением с другой человеческой природой, а не с каким-то иным вселенским «материалом» будь то вода, огонь, воздух или камень, которые по определению всегда вторичны и качественно примитивны по отношению к человеку. В отличие от вышеприведенной аллегории (о техногенной катастрофе и зараженной радиацией территории) погибающего человека в истлевающем мире невозможно спасти «чистой водой», поскольку сама вода, как материал, есть принадлежность зараженного мира и сама «инфицирована» тлением. Свт. Афанасий Великий пишет:

«Дух Святой отличен от единства тварного бытия»[5].

Поэтому «материал» для спасения человека должен с одной стороны соответствовать человеку. Другими словами – быть настоящим человеком. С другой стороны должен быть отличен от тварного бытия, которое заражено грехом.

Вторая Ипостась Святой Троицы – Бог Слово (будучи до воплощения не частью тварного бытия) воспринял тленное человеческое естество (неукоризненные страсти), и силой Божественной природы воскрес из мертвых для того, чтобы, согласно словам прп. Максима Исповедника, «чрез Себя и в Себе обновить естество человека»[6]. Таким образом, человеческая природа воскресшего Христа, которая неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно соединена с Его Божественной природой стала тем материалом иного мира, тем «антидотом», соединяясь с которым, у человека появляется возможность аннигилировать «радиацию» тления в себе. Поэтому Господь говорит: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

Итак, повторимся, Святое Причастие есть «материал»[7], единственный и уникальный «материал» радикально отличный от всего прочего тленного естества, которым мы окружены. Согласно же «богословию» архимандрита Кирилла получается, что и сам «антидот»… ненастоящий… несовершенный… Он тоже подвержен всему тому тлению, коему подвержен и весь прочий «субстрат» окружающего нас мира. Подобное утверждение попросту обесценивает Таинство Причастия, как таковое, обесценивает и Жертву Христову, обесценивает и саму веру. Что же может быть страшнее, когда человек, облеченный саном архимандрита в весьма критический, а можно даже сказать, трагичный момент жизни людей, расшатывает в них самое главное – веру?

Сторонников традиционного отношения к Таинству Причащения архимандрит Кирилл Говорун обвиняет… в докетизме… Он пишет:

«Они (докеты) считают, что Тело Христа, в том числе Евхаристическое, неподвластно законам природы. Докеты, а позже евтихиане, тоже считали, что человечество Христа было онтологически иным, чем наше».

То, что Тело воскресшего Христа было неподвластно законам природы и было иным, чем наше, любой человек может прочитать в Евангелии. Воскресший Христос мог проходить сквозь стены, Он неожиданно появлялся и исчезал, делался неузнаваемым, а после позволил Луке и Клеопе узнать Себя… Что же касается ереси докетизма, то его сторонники полагали, что человеческая природа Христа призрачна, иллюзорна, она силой Божией возникала («казалась», от др.-греч. δοκέω – «кажусь») в сознании тех, кто соприкасался с Богом. В этом смысле последователем докетов является – увы, сам архимандрит Кирилл. Ведь он предлагает принять идею, согласно которой в Святых Тайнах содержится лишь призрачная полнота Божества. Рассуждения же архимандрита о дуализме и попросту не выдерживают никакой критики.

Наконец, архимандрит Кирилл восклицает:

«Зло – не в природе, а в выборе, который делает человек. Поэтому настоящее зло – не в вирусе, а в том, например, когда человек, вместо того, чтобы заботиться о своем ближним, выбирает игнорировать законы природы, приходит в собрание и заражает других людей!».

Невозможно с этим не согласиться, а потому священноначалие Русской Православной Церкви рекомендует людям, почувствовавшим недомогание воздержаться от посещения «собраний». Все верно! Но какое отношение этот последний абзац непосредственно имеет к Таинству Святого Причащения? И хотелось бы задать вопрос самому автору. Когда некий священнослужитель своими сомнительными «богословскими» опусами вводит свою паству в великое смущение, рождая в них недоверие к самому главному Таинству их жизни, калеча в них веру, вводя в отчаяние – это проявление любви? Вспомним, что говорит нам сам Христос: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, том лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42).

И в заключении хотелось бы предложить читателю достаточно необычную для данной статьи мысль. Ведь если спросить напрямую – а может ли в результате причащения в человека «войти» зараза коронавируса? Отвечаем, да. Может и сам сатана войти. Но совсем не по причине того, что Святые Тайны являются переносчиком опасного вируса, а уж тем паче сатаны. В Евангелии мы читаем: «И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана» (Ин. 13:26-27). Не с самим куском, а после него… В Евангелии же читаем: «Кто веру имеет и крестится – спасен будет» (Мк.16:16). И данный принцип веры т. е. искреннего, благоговейного и покаянного прихождения к Таинству Крещения действует и по отношению ко всем другим Таинствам Православной Церкви. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит такие суровые слова:

«Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя. Если же приступаешь с верою, то человеки будут совершать видимое, а Дух Святый сообщит невидимое»[8].

И этот принцип относится ко всем иным Таинствам Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

«Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи», – молимся мы перед принятием Святого Причащения. Апостол Павел пишет: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:28-29). Оказывается, если человек без должной веры, покаяния и благоговения, без страха Божия, но с наличием всех прочих страхов приступает к Святым Тайнам, то его лицемерие, неверие и двуличие делает его беззащитным перед самим сатаной, а тем более и перед всеми стихиями мира сего. И сатана входит в такого человека, даже и в «теле» злосчастного коронавируса. Однако это происходит не по причине причастия человека Святым Тайнам, а как раз наоборот – по причине отказа от причастности Им, т. е. Самому Богу. Пусть человек чисто формально и вкусил от Чаши, но своим лукавством, неверием, малодушием и трусостью он отказался от Христа, персонально с ним Таинства не произошло, и он обнаружил себя как некогда Адам… голым, беззащитным. Потому мы и молимся перед Таинством Причащения такими словами: «ни лобзания Ти дам, яко Иуда», т. е. не с лицемерием, как Иуда я должен подойти к Святым Тайнам.

А что тут можно сказать об архимандрите Кирилле (Говоруне), который придумал весьма неуклюжую (а по-сути богоборческую, богохульную) «богословскую» теорию, согласно которой зараза передается через Святые Тайны? Очевидно, что это не так и данная очевидность является не просто плодом догматического учения Православной Церкви, но и вполне ощутимым фактом из священнической практики. Иереи и диаконы после причащения мирян сами потребляют Святое Причастие и за всю историю Православной Церкви не наблюдалось никаких инфекционных вспышек в среде духовенства. Более того, священники индивидуально причащают и больных людей – с открытыми формами тех или иных инфекционных заболеваний… И опять же – никаких инфекционных вспышек в среде служителей алтаря. Если бы все было так, как утверждают разного рода «горе-богословы», то, поверьте, священники, как «вид» исчезли бы из пространства человеческой истории.

С другой стороны, конечно же, мы не можем требовать от наших прихожан подобной стойкости и должны нисходить до многих, в том числе и моральных немощей наших пасомых. Предположим некий человек, будучи уже пожилым и с ослабленным иммунитетом, действительно боится подхватить эту заразу и, конечно же, не через Причастие, а просто от окружающих его в храме людей. Что же делать? Если откровенно, то я вообще здесь никакой проблемы не вижу. Ведь если человек не при смерти, то он может совершенно спокойно переждать пандемию дома и не ходить в это время в храм. Прп. Мария Египетская, память которой совершается в пятое воскресение Великого Поста, причащалась в своей жизни всего два раза! И столь редкое причащение не помешало ей стать величайшей православной святой.

И все же кое в чем с архимандритом Кириллом (Говоруном) можно согласиться. Да, коронавирус в каком-то смысле можно назвать «добром»… Дело в том, что в результате эпидемии covid-19 и информационной пандемии очень быстро и явственно выявилось – кто есть кто. Кто действительно искренне веруют во Христа и в исцеляющую силу Его Тела и Крови, а кто в своей трусости и подлости давно в душе своей предал и продал всех.

Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии
протоиерей Александр Новопашин

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Кстати, нахождение в этом списке «злого» тех же вулканов неуместно. Вулканы выполняют важнейшую функцию – выносят на поверхность Земли питательные вещества. Без вулканической деятельности жизнь не Земле вообще была бы невозможна. С древних времен люди знают о плодородии вулканической почвы, поэтому и стараются жить в непосредственной близости от них, невзирая на опасность.

[2] Олег Давыденков, протоиерей. Догматическое богословие. https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/8

[3] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры» Кн. 4; Гл. 13

[4] Там же.

[5] Афанасий Великий, свт. СС. Т.З, С.-Посад, 1903, с.36-40).

[6] Максим Исповедникпрп. Цит. по http://www.evangelie.ru/forum/t126880.html

[7] Да простит меня читатель за такие грубости, но, увы, разбирая «богословие» архимандрита Кирилла (Говоруна) невозможно обойтись без подобного (быть может, не всегда благочестивого) «разжевывания».

[8] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/tajnovodstvennye-pouchenija/

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Андрей Титов 12.04.2020 в 22:09:33

"Свт. Афанасий Великий пишет: «Дух Святой отличен от единства тварного бытия»[5]. Афанасий Великий, свт. СС. Т.З, С.-Посад, 1903, с.36-40).
ВНИМАНИЕ: батюшка поверил Осипову и привёл выдуманную осиповскую "цитату". Св. Афанасий такого не пишет. "Поставленная при цитате ссылка 14 гласит: Афанасий Великий. Творения. Т.III. С‐Посад. 1903. С.36‐40. Мне показалось странным, что такая короткая цитата, а в ссылке указаны целых пять (!) страниц. То есть, троеточие заменяет три полных страницы текста... Но наиболее необычным оказалось то, что на означенных страницах указанного издания этих слов тоже не нашлось. Профессор подтверждает этой цитатой свой важнейший тезис о том, что никакого пресуществления быть не может. Ведь, если имеет место не множество тварных сущностей, а только одна единственная, то ей «не во что» пресуществляться, то есть менять сущность, так сказать, некуда (см. [2]). Цитата важная, потому что древняя и потому что принадлежит святому, прозванному Великим. И её-то у него нет. Однако цитата всё-таки нашлась… у преподобного Иоанна Дамаскина, который в Третьей Книге «Точного изложения…» пишет: «священный Афанасий… говорит: а что Дух Святый выше твари, отличен от ЕСТЕСТВА тварного бытия»".
А. Люлька. Единая природа всей твари и путаница цитат.

Фотина 04.04.2020 в 21:24:12

Мигелю.
***капля яда в лжицу - и всё***
Вы о чём? О какой капли яда? Кощунствуете в воображение?

Лев Хоружник 03.04.2020 в 09:55:24

Говорун, конечно, еретик, и тут всё ясно. Но чем лучше прот. А.Новопашин? Прочитайте внимательно, что он написал: «Итак, человек (его личность и природа, поскольку человек есть природно-личностное соединение) есть единственное качественное связующее звено между миром тления и миром Божества. И природу человека от жала смерти (1 Кор 15:56), от неизбежного процесса тления реально спасти только соединением с другой человеческой природой, а не с каким-то иным вселенским «материалом» будь то вода, огонь, воздух или камень, которые по определению всегда вторичны и качественно примитивны по отношению к человеку. В отличие от вышеприведенной аллегории (о техногенной катастрофе и зараженной радиацией территории) погибающего человека в истлевающем мире невозможно спасти «чистой водой», поскольку сама вода, как материал, есть принадлежность зараженного мира и сама «инфицирована» тлением».
Во-первых, он отделяет личность (ипостась) от природы, что сразу же выводит его за рамки святоотеческого богословия, где нет такого различия.
Во-вторых, он исходит из того, что всё зло в процессе тления, чем опять же выводит себя за границы святоотеческого богословия.
Разве прот. А.Новопашин не знает о том, что после всеобщего воскресения мертвых все, включая и грешников в аду, обретут нетленные тела? И разве ничего не знает он о том, что падшие духи и ныне нетленны? Знает. И что это такое «качественное (?!) связующее звено между миром тления и миром Божества»? Если серьёзно отнестись к его словам, то тогда нужно признать самостоятельное существования двух миров – мира тления и мира Божества, что уже будет манихейством. Прот. А.Новопашин просто добросовестно излагает антиюридическую ересь А.И. Осипова, вот и всё.

Никита 03.04.2020 в 08:19:35

Фото в начале статьи, кто не знает, архим. Кирилла Говоруна из плеяды Интернетовских батюшек. Бог ему Судия, а не мы кроме поставленных на то, чтобы охранять чистоту Православия в РПЦ, таких как видный прот. Александр Новопашин.

Николай Пронин 03.04.2020 в 08:16:06

Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной:
Вопрос 18. В сем члене положено слово Творца: действительно ли Бог есть Творец всех вещей?
Ответ. Без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей.

Диана 02.04.2020 в 23:50:32

Недавно, месяца 3 назад, мелькала информация в документах, опубликованных Джулианом Ассанжем, о том, что архим. Кирилл (Говорун), клирик Украинской ПЦ, автор т.н. "майданного богословия", сторонник авокефалии для УПЦ, является агентом ЦРУ. Это ВСЁ объясняет. Поэтому ни капли не удивилась, прочитав о его участии в "богословской" межконфессиональной конференции по вопросу окормления лиц нетрадиционной секс. ориентации в церкви. В резолюции определили необходимость выработки "пастырски-чуткого" подхода к содомитам. Эти Говоруны подведут богословскую теорию абсолютно подо всё, за что им заплатят их 30 серебренников.

Вадим Борисов 02.04.2020 в 18:41:28

Слава Богу! СпасиБО о. Александру Новопашину. Наконец-то для нас хоть какая-то духовная оценка происходящего и четкая богословская проработка вопроса о причащении. Получается, если до этого недостойные причастники только на свою голову это принимали, то сейчас могут эпидемию всеобщего мора умножить.

Мигель Краснов 02.04.2020 в 17:08:55

Вот мнение авторов РНЛ: https://ruskline.ru/news_rl/2020/04/02/a_nuzhny_li_tainstva_voobwe

Antony_Zet 02.04.2020 в 16:47:37

Михаилу Яблокову
Простите, не понял. Может, Вы имели в виду предыдущего оратора?

Михаил Яблоков 02.04.2020 в 15:43:44

Antony_Zet
У вас есть что возразить по существу?

Михаил Яблоков 02.04.2020 в 15:38:20

Архим. Кирилл (Говорун) фактически отвергает обожение (преображение) Плоти Христовой, являясь по сути антипаламитом. Всецело обоженные Кровь и Тело Христовы не могут быть источником заразы и смерти, так как являются источником жизни и бессмертия для всего творения Божия! Плоть Христа есть новое творение! Не в смысле, что она была заново сотворена и не заимствована от Пресвятой Богородицы, а в смысле всецелого обожения от самого зачатия, хоть и пребывала промыслительно под покровом «кожаных риз» безукоризненных страстей нашего ради спасения до Славного своего Воскресения. Но мы причащается именно воскресшей Плоти Христа, то есть, уже нетленной, нестрадательной и бессмертной. В ней уже нет ничего от последствий грехопадения Адама. Никаких безукоризненных страстей. И никаких вирусов там быть не может по определению, так как вирусы - следствие грехопадения. Более того, не только Кровь и Тело Христово не могут быть источником заразы, но священные сосуды (чаша, лжица), которые благодатью освящаются от соприкосновением с ними. Болезни же наши от маловерия и недостойного причащения.

Antony_Zet 02.04.2020 в 15:08:43

Философ Эрих Фогелен – ложный ориентир для православных, продвигаемый Романом Вершилло, гл. редактором сайта "Антимодернизм.ру".
Небезызвестный Роман Вершилло, позиционирующий себя как борец с модернизмом и другими вызовами времени, посредством своих сайтов «Антимодернизм» и «Два града» продвигает чуждую Православию систему понятий и философию, что не может не вызывать тревогу. Данные понятия и философия им заимствованы у философа Эриха Фогелена. Любой, кто знаком с современным «Антимодернизмом», испытает острое ощущение дежавю, прочитав такие термины, как «порядок бытия», «порядок в душе», «духовный беспорядок», «духовная болезнь» и, конечно же, «гностицизм». У Вершилло они имеют, мягко говоря, неясное значение, но взяты они им из откровенно мутного источника.
Предлагаем наш перевод статьи Гленна Шрама «Новый гностицизм: философ Эрих Фогелен находит, что древняя христианская ересь очень даже жива». Статья написана неправославным автором, некоторые богословские моменты пересекаются с православным учением (понимание «тысячелетия» и первородного греха), а какие-то вещи необходимо «отфильтровывать» при чтении (выражение «личный Спаситель», толерантность, демократия и инославие).
Из данной статьи Вы узнаете о концепции гностицизма Эриха Фогелена, которую Роман Вершилло извратил, многократно усугубив её минусы, об её серьёзных проблемах, об отношении Фогелена к христианству и его антихристианских выпадах. Иронично, что Фогелен, боровшийся с «современным гностицизмом», был гностиком в классическом понимании, являясь платонистом. Цель настоящей публикации — показать, насколько спорные вещи навязывают православным некоторые «антимодернистские» деятели. https://antirockcult.ru/filosof-eric-voegelin-prodvigaemyj-romanom-vershillo/

Мигель Краснов 02.04.2020 в 13:44:39

"зараза передается через Святые Тайны"
Зараза, как и отрава, передается не через Св Тайны, а через способы их преподачи. Это же очевидно. Капля яда в лжицу - и всё. Но, как сказал о. А.Ткачев, «если у тебя вера такова, что ты боишься причащаться или в храм Божий зайти, или к иконе приложиться, твое место не в храме, сиди дома и не лезь».

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс