Богородица

Актуальные статьи

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

11.04.2020
Илья Забежинский

Я читаю уже не первый день высказывания священников, которые призывают мирян не ходить в храмы. И они, знаете, делятся на два вида. Первые, мне понятные, говорят примерно так своим прихожанам:

– Дорогие мои и возлюбленные о Христе. Я знаю, как Вы любите богослужение. Я знаю, как вам хочется приобщиться Святых Таин. Но, пожалуйста, потерпите. Всего несколько недель потерпите, ради своего здоровья, ради здоровья ваших близких. Все пройдет, вирус победят и снова будете посещать богослужение и снова будете приступать к Святым Дарам.

Это мне понятно. Но вместе с тем появилось вдруг какое-то новое такое безпричастное богословие. Примерно те же люди, которые 30 лет потрясали перед нами Шмеманом и твердили о том, что Причастие, Чаша – есть центр христианской жизни, находясь в священном сане, теперь выдают вот такие тексты:

«Жуткая реальность христианского сознания нашего духовенства и мирян – тотальная его прикованность к храму, культу, ритуалу, неспособность полноценно проявить собственную христианскую идентичность за пределами мест богослужений».

Это пишет священник. И там еще такие замечательные в каментах появляются термины «храмобесие» – о, как! Или «храмославие», или «храмовые поклонники», или «храмовое христианство». И через слово Евхаристия, совершающаяся в храмах, именуется «ритуал», «ритуал», «ритуал».

Заменить «храмовую Евхаристию», ритуальную, еще ее называют внешней, предлагается внутренней – добрыми делами, заботой о ближнем.

В принципе, кто бы спорил, что о ближнем надо заботиться, что без деятельной любви к другому человеку нет христианина. Кто-то это отрицает? Но откуда у православных продвинутых попов и не только вдруг такое презрительное отношение к таинству Евхаристии? И к тем, кто за него держится и борется?

Еще раз. Мне понятны движения душ тех священников, которые говорят «потерпите, родные мои». Но когда священник говорит о храмовой Евхаристии «Да чего это вы на ней зациклились?», то мне хочется спросить у них:

– Зачем тогда вы? Вы-то на кой нам тогда сдались, если можно, оказывается вот без всех этих, как вы называете, «ритуалов»?

Все тогда лишь ритуал. И ваши хиротонии – ритуал. И ваши эксклюзивные права крестить, венчать, отпевать, исповедовать, все ваши платьица разноцветные, в которых вы эти ритуалы совершаете – это все тоже ритуал. А вы – никто. Если Евхаристия в храмах не важна, если это лишь ритуал – то вы ничто и никто. И перестаньте нас тогда и учить. Кто вы такие тогда, чтобы нас учить? Что для нас Евхаристия, а что нет. Как нам жить, как нам верить, как к вам и вашим словам относиться.

Мне лично неинтересно мнение священника, который называет Евхаристию ритуалом, по мне так он и не священник. И неинтересно слушать того, кто говорит, какая вам разница, причаститесь вы сегодня или через месяц, или раз в год – это пустой, неважный вопрос. Это человек не из Церкви. Из Церкви – бабушка, которой 85 лет и она небрежет о своем физическом здоровье и рвется в храм. Из Церкви священник, который ее удерживает, боясь за ее жизнь и уговаривает и не просто уговаривает, но утешает ее. Но человек, который обвиняет бабушку в том, что она «прикована к ритуалу и к культу», что у нее «недостаток христианской идентичности» из-за того, что она любит богослужение и тянется к Чаше, и при этом он говорит нам – я священник. Б-р-р-р...

«Утешайте, утешайте народ мой», – говорит Господь.

Ну так, братья мои священники, утешайте...


Источник


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Москит 25.05.2020 в 13:00:22

Евгению
На Православие.ру уже можно не ходить:(

Евгений 24.05.2020 в 13:18:59

Статья более чем месячной давности. Есть уже и более "продвинутые" новшества от настоящих миссионеров. Предлагаю посмотреть вот это рассуждение профессора Осипова по поводу онлайн-новшества: https://pravoslavie.ru/131258.html
Но интересно не само безумное новшество, а та осторожность, с которой знаменитый и уважаемый профессор комментирует его. Как бы чего не вышло? Ни одной ссылки на Писание, на Предание, только слабая апелляция к истории первых веков христианства и недостоверности видеокартинки! Как исключение уже он допускает дистанционное Таинство исповеди, а остальные Таинства, в том числе и Евхаристии - он в сомнении - до соборного решения! Какая беспомощность и толерантность! Кстати, сайт Православие.ру мой комментарий примерно такого содержания, даже более мягкого, не опубликовал.

р. Б. Татьяна 21.04.2020 в 00:06:58

"Жуткая реальность христианского сознания нашего духовенства и мирян – тотальная его прикованность к храму, культу, ритуалу" (с)
Неужели никто не видит, что это слова не православного, а протестанта? А их развелось очень и очень много в теле нашей Церкви, и видимо прав был о. Иоанн (Крестьянкин), что "если мы не разорим это движение, они разорят Церковь"(с). То что так и будет, давно предсказано. Главное распознать этих людей и действовать так как давно указано - УСТРАНИСЬ ОТ ЗЛА.
Не надо их осуждать, они не исправятся. Да и остановить их ныне некому, это тоже понятно в какие времена мы живем. Свт. Игнатий (Брянчанинов) давно все сказал. Обратите внимание также, что все предсказания обрываются на "храмы будут сверкать позолотой, а ходить туда нельзя будет"... и ВСЁ. Видимо далее только "живые позавидуют мертвым".

прот. Андрей (Хвыля) 14.04.2020 в 16:14:49

"Жуткая реальность христианского сознания нашего духовенства и мирян – тотальная его прикованность к храму, культу, ритуалу, неспособность полноценно проявить собственную христианскую идентичность за пределами мест богослужений"
В этой фразе - ужасный смысл и бес-божные слова. Отрицание Церкви. Явный сатанизм.

Владимир Юрганов 14.04.2020 в 11:19:09

Сходил на Вербное, причастился. Очень боялся, что приду ко храму, а двери закрыты. Очень надеюсь, что и на вынос Плащаницы попаду, и на Пасхальное богослужение.

Владимир Юрганов 14.04.2020 в 11:16:56

Говорили бы уж прямо: "Жуткая реальность христианского сознания нашего духовенства и мирян – тотальная его прикованность ко Христу"
Для них Сатана - это просто "символ зла", а значит и Христос для них - "символ добра", никогда не существовавшие в реальности. А так, и без них есть беспричастные "христане" - баптисты всякие, адвентисты, трясуны. Просто смешно называть их Христианами.

Павел 13.04.2020 в 09:19:55

А еще есть откровенные трусы, боящиеся за свою жизнь. Такие как прот.Максим Первозванский, который на Спасе постоянно мелькает и говорит, что дескать один заразившийся может перезаражать священников в храме. И тогда храм закроется. Он не за храм переживает, а за себя лично. Только он забывает о том, что за грехи самих пастырей Господь может закрыть храм!

Никита 13.04.2020 в 04:48:15

Мы, православные, все в разной степени маловерные. Да и, вспоминая древних святых, разве можно нам дать такую веру, чтобы горы сдвигать. Отшельникам - да, возможно, а в мегаполисах никак из-за возможного землетрясения. И получается простое сотрясение воздуха по поводу коронавирусных ограничений, фантазий в собственной голове, по поводу ближних... вместо упования на Творца, который Любовь. Мы призваны до конца своих дней искать в себе Бога, то есть пытаться подражать Христу, мыслить как Он, говорить как Он, трудиться не покладая рук, по мере своих сил. И становиться святыми. Не напрасно в Таинстве Евхаристии на богослужении, а не в ритуале, провозглашается: "Святая святым!".

д. Петр 12.04.2020 в 15:47:49

Эпидемия дала прекрасный повод "православным" реформаторам-священникам начать яростную атаку по всем фронтам на Христову Церковь. Если введение разговорного языка в богослужение, отмена подготовки к причастию и прочее проталкивается с относительно малым успехом в течение уже десятилетий, то здесь кощунство над телом Христовым было принято абсолютным большинством приходов. Остается только уповать на Бога, чтобы Он не позволит нововведениям прижиться.

Александра 12.04.2020 в 14:42:30

Существует мнение, что весь этот коронавирус - всего лишь глобальный эксперимент по переходу к постиндустриальному, посткапиталистическому обществу на фоне надвигающегося небывалого экономического кризиса. Все переходит в онлайн. У меня сложилось впечатление, что церковь тоже хотят перевести в "онлайн". Онлайн-богослужения, исповедь по скайпу, а Причастие и вовсе отменить как необязательный "ритуал".

Никита 12.04.2020 в 08:37:28

Поздравляю всех с Праздником Входа Господня в Иерусалим!
Относительно древних бабушек, которые, не взирая на телесную немощь, постоянно посещают богослужения. Они, думается, олицетворяют в себе то, что есть самое важное в православном верующем. Все увлечения мира, суета, заразившая всех без исключения политика, страсти... - вся эта пагуба для души уже позади, как шелуха осыпаются с души,  ищущей Бога в своей жизни. И такая бабушка приходит в храм, молится о своем, и духовными очами вглядывается в Вечность. Какая она!? Что меня там ждет?

д. Александр 11.04.2020 в 22:57:41

Коронавирус множество уже привычных "штучек" нашей жизни высветил ярче и по-новому. Например, как автор назвал "продвинутых" попов, да еще добавить медийных, одним словом миссионерски-заточенных. Стало заметно, как новые сложные, угрожающие условия заставляют их высказывать суждения, когда надо подождать и других призвать к терпению и здравомыслию. Видимо, сложившаяся привычка быть на виду, "властителями дум" в спокойное время, на бытовом уровне, на переломах подводит. Другой уровень. Вот видим и слышим противоречивые, а то и вовсе несуразные восклицания и заявления. Но и это нам всем во благо.

Марина 11.04.2020 в 22:49:55

Хочу добавить к своему комментарию. Никого я не хочу осудить в своем комментарии. Почему? Потому что считаю, в сложившейся обстановке Церковь во главе с Патриархом вырабатывают тактику своего поведения. Идти наперекор властям нельзя, раздавят! Считаю большой победой, что Патриарх отстоял право совершать богослужения. Верующие разных конфессий оказались не готовы к такому повороту событий. Сразу по команде сверху свернули свою деятельность. На нашем приходе, более половины верующих не ходят в храм. То есть выразили свое послушание Патриарху и священникам. Я хожу, потому что в храме соблюдаются все предписания властей (градусник, дезинфекция, расстояние друг от друга 1,5-2 метра). Скученности нет, значит опасности закрытия нет. Только беспокоит мысль, не подвожу ли я своим поведением настоятеля?

протодиакон Владимир 11.04.2020 в 22:25:40

Хорошая статья. Только жаль, что автор не назвал священников второго сорта поименно. Как говорится, страна должна знать своих героев. И еще: у каждой катастрофы есть фамилия, имя, отчество.

Марина 11.04.2020 в 20:56:25

Лично я для себя поняла сложившуюся ситуацию как первые пробные учения перед приходом антихриста. Так просто объявить тебя врагом общества, если ты не соблюдаешь самоизоляцию или карантин. Какой же ты христианин, если ты подвергаешь ближних опасности заразится! Ты говоришь "да я не болею, хорошо себя чувствую, почему я могу заразить?". А тебе говорят: "а может у тебя скрытая инфекция, может ты носитель". Возникает ситуация когда никаких признаков болезни нет, но ты все равно источник заражения. Такая ситуация в мире повторится ещё ни один раз, пока не будут отлажены все механизмы тотального контроля над каждым гражданином.
Вот прочла статью о.Максима Первозванского, в которой он пишет, что самое главное - это совершение Евхаристии, а не наше причащение. И что есть опасность заражения всех священников и храмы закроются. А где тогда ГОСПОДЬ и Его промысл о каждом? Ну заразятся все, ну закроют храмы, это же воля Господа. Не получится ли так, что мы "страха ради "иудейска" разбежимся и оставим храмы пустыми. А для кого тогда совершается Евхаристия?

Никита Георгиевич 11.04.2020 в 18:02:56

Как же утешительно читать отклики людей, исполненных Духа Святого!

Владимир 11.04.2020 в 13:35:59

Мне думается, что Господь промыслительно, как и пророчили Святые Отцы, через вот таких неверующих в Дух Святой священников, говорит нам, что во многие храмы ходить уже нельзя. Дух Святой покинул такие храмы и остались лишь золочёные купола...

наталья 11.04.2020 в 11:28:51

"Во что верят православные христиане?"
В этой книге митрополит Иларион пишет известную православным истину, ныне им преданную: "Иерархическое священство существует в Церкви именно благодаря всеобщему царственному священству всех христиан. Священник, имеющий рукоположение, но по каким-либо причинам отделившийся или отделенный от Церкви, оказавшийся вне ее организма, выпавший из царственного священства народа Божьего, теряет свои священнические права. Внутри Церкви иерархическое священство неразрывно связано с народом Божьим, и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Все таинства совершаются священником при участии народа, вместе с народом и с согласия народа. Чин Литургии наглядно показывает, что предстоятель священнодействует от лица народа и участие народа в служении не является пассивным. Каждый возглас священника запечатлевается словом "аминь", произносимым народом, каждое благословение священника сопровождается ответным благословением народа. Священник и народ равны: "Мир всем", – говорит священник; "И духови твоему", – отвечает народ; "Благодать со всеми вами", – говорит священник; "И со духом твоим", – отвечает народ. В древней Церкви рукоположение священника и епископа совершалось с согласия народа, причем, как правило, в эти степени возводились лица, им и избранные: в чине рукоположения до сих пор сохраняется возглас "аксиос" (достоин), выражающий одобрение посвящяемому".
Так что ужас нынешней ситуации в том, что мы теперь не понимаем, где Истина. В Церкви? Или у священноначалия и иже с ними, служащими без паствы? Если мир продолжится, то число неверующих увеличится, и совсем не по нашей вине. Глубинное неверие. Когда веришь не Христу, а Патриарху.

лия 11.04.2020 в 07:51:51

Спасибо за статью. Очень разочаровали подобные высказывания священников. Уже не смотрю телеканал Спас, особенно передачу "Ответ священника". Сколько было сказано об исцеляющей силе причастия, о том, что через чашу ничем нельзя заразиться, что священники причащают больных туберкулезом, облизывают лжицу и потребляют дары за всеми. Нам рассказывали о том, что древние христиане под страхом смерти шли и причащались, помню прозвучал даже призыв, что если закроют храмы, как в Италии, ночью будем приходить молиться...
Знаете, невольно пришла в голову такая мысль, а не будут ли эти же люди говорить перед воцарением антихриста: "Примите начертание, а то из-за вас пострадают ваши близкие, подумайте о других, проявите любовь."

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс