Богородица

Новости

Патриарх Кирилл развеял пацифистский миф о недопустимости причастия участников СВО

22.02.2024

Проблема допуска к таинству причастия воинов, участвовавших в боях в зоне СВО, не должна возникать у священников, как она не возникала в отношении святого князя Александра Невского после сражения на Чудском озере, заявил Святейший Патриарх Кирилл на собрании духовенства Московской митрополии, отвечая на довольно глупый и, вероятно, навеянный идеями пацифизма, весьма неуместными во время СВО, вопрос священника Димитрия Выдумкина:

— Нередко священники встречаются на исповеди с воинами, которые только что вернулись из зоны СВО и непосредственно участвовали в боевых действиях. Какой практики, на Ваш взгляд, целесообразно придерживаться в вопросе допущения или временного недопущения таких военнослужащих до Святого Причастия?

— А почему возникает вопрос о недопущении?

— По причине их участия в убийствах в недавнем прошлом.

— Не возникала проблема в отношении Александра Невского после Чудского сражения – допускать его к причастию или не допускать, – сказал Патриарх Кирилл (http://www.patriarchia.ru/db/text/6104660.html).

Архиерейское совещание РПЦ в июле 2023 года постановило, что причастие для участников боевых действий может быть ограничено священником на время покаяния только в особых случаях: в частности, в случае совершения военных преступлений, приведших к гибели людей. В постановлении также отмечалось, что воины, участвующие в боевых действиях, нуждаются в особом пастырском внимании и заботе.

От редакции сайта «Благодатный Огонь»:

Церковное сознание принципиально отделяет случай убийства врага на поле брани от всех других видов убийств. К убийству на войне существует два канонических подхода. Первый отражен в 13 правиле святого Василия Великого:

«Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин».

В этом правиле святителя Василия Великого не содержится категорического требования, а только рекомендация, адресованная, вероятно, воинам с особо обостренной совестью, которым убийство, совершенное на войне, причиняет душевные страдания. Святитель Василий дает здесь что-то вроде совета три года удерживаться пролившим кровь от причащения.

Толкование Зонары:

«Не в виде обязательного предписания, а в виде совета предлагает святой, чтобы убивающие на войне в течение трех лет воздерживались от причащения. Впрочем, и этот совет представляется тяжким, ибо он может вести к тому, что воины никогда не будут причащаться Божественных Даров, и в особенности лучшие, – те, которые отличаются отвагой: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире… Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернить рук своих, то все погибнут и варвары всем овладеют».

Насколько снисходительно это правило, можно понять, сравнивая с другими каноническими предписаниями, которыми следовала древняя Церковь. В остальных случаях она не советовала, а предписывала отлучать виновного: за вольное убийство на 20 лет, за аборт на 10 лет, за невольное убийство на 10 лет.

Второй подход отражен в послании святого Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху, которое было утверждено как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах:

«Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется».

Толкование Зонары:

«Прежде всего – убивать запрещено, но убивать врагов на войне похвально и достойно великих почестей. Таким образом, одно и тоже в одном случае не позволительно, а в другом позволительно и зависит от различия случаев, лиц и способов».

В дисциплинарной практике православная Церковь не подвергает прещениям воинов, убивающих на войне, руководствуясь этим правилом свт. Афанасия.

Между этими мнениями свт. Василия Великого и свт. Афанасия Великого нет противоречия, просто святитель Василий считал, что само по себе пролитие крови требует некоего очищения, даже если человек выполнял свой долг перед Церковью и Отчеством.

В Катехизисе свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского, сказано:

«Вопрос: Всякое ли отнятие жизни есть законопреступное убийство?

Ответ: Не есть беззаконное убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то:

1) Когда преступника наказывают смертию по правосудию.

2) Когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст пишет:

«Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякого убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению» («Восемь слов против иудеев»).


Сейчас идет борьба между глобалистским устроением Нового либерально-тоталитарного мирового порядка (проект наднационального государства Последних времен, во главе которого и воцарится Антихрист как всемирный Правитель), и Российским Государством как Третьим Римом и Удерживающим пришествие Антихриста.

А посему долг православных верующих, проживающих на территории Российской Федерации, отстаивать даже с оружием в руках Третий Рим – Российское Государство с помощью и самых перспективных современных ракетных комплексов, способных нести ядерное оружие. А русскому духовенству обязательно освящать это оружие! Ибо чем дольше Удерживающий будет препятствовать воцарению Зверя (Антихриста) на всей планете, тем большее число людей сможет войти в Царствие Небесное.

Церковь считает войну неизбежным в этом мире злом, которое часто спасает нас от еще большего зла. На войне православный христиан поднимает меч, чтобы спасти не себя самого, а свой народ, своих ближних, свою веру, свою Родину или просто постоять за правду. И без этого меча не смогла бы существовать Церковь земная, потому что члены ее погибли бы от рук врагов православия или иноплеменников. Но в воинском деле православные люди уповают не столько на собственную силу, сколько на помощь Божию в справедливой борьбе, и на первый план выходит жертвенность воина: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Любые пацифистские идеи, а тем более озвучиваемые представителями духовенства, в настоящее время являются предательством нашей Родины. Это намеренный удар по русскому солдату, защищающего ценой своей жизни суверенитет Государства Российского.





Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс