Богородица

Новости

Марат Гельман поможет создать в храме протоиерея В.Чаплина арт-галерею современного искусства

20.03.2012

По сообщению сайта «Газета.Ru», глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской Православной Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов о Pussy Riot к делу – решил организовать центр современного искусства на базе храма святителя Николая на Трех горах в Москве, в котором служит. В партнеры себе прот. Чаплин позвал галериста, директора музея PERMM Марата Гельмана.
При храме может появиться центр современного искусства. Настоятель храма прот. Всеволод Чаплин рассказал, что открывать центр он планирует в одном из приходских помещений, будет оборудовано концертно-выставочное пространство, «где можно будет и чаю попить, и послушать музыку, и почитать книгу, и что-то пообсуждать, и выставить художественные работы».
Прот. Чаплин подчеркнул, что выставляемые в храме объекты искусства не должны входить в противоречие ни с вероучением РПЦ, ни с нормами христианской нравственности: «Такого искусства, в том числе умного и модного, сейчас достаточно много. Жалко, что оно не пробивает себе дорогу на культурной площадке общенационального уровня. Что ж, будем создавать свои площадки и формы, пусть маленькие, но, надеюсь, яркие и интересные», – приводит слова Чаплина агентство «Интерфакс».
Будущий центр современного искусства о. Чаплин собирается сделать открытым. «Ждем всех, в том числе и господина Гельмана», – заявил он.
Галерист Марат Гельман подтвердил «Газете.Ru», что он говорил с Чаплиным о создании при храме центра современного искусства. По его словам, это было просто обозначение намерений, и пока что у Чаплина есть только желание открыть такой центр.
В открытии центра Чаплину поможет клуб «АртЭрия», который «развивает фолк и другую музыку, устраивает лекции, выставки, фестивали, концерты» и недавно потерял помещение в Центральном доме работников искусств, где, по словам священника, «коммерческая составляющая стала слишком сильной».
По мнению галериста Гельмана, чтобы создать центр современного искусства, нужны три компонента – воля, умение и понимание. «Чаплин сегодня проявил волю», – сказал Гельман. Он напомнил об опыте организации совместной выставки православной церкви и актуального искусства «Двоесловие/Диалог» (проходила летом 2010 года в притворе храма Святой Татьяны при МГУ на Моховой), который показал, что делать выставки в самом храме – не очень удачная идея. «Слишком много компромиссов, причем с обеих сторон», – заметил Гельман.
Он выразил готовность помочь Чаплину, но отметил и трудности, которые будут сопровождать создание такого центра. «Позиции изначально будут разные, и мы вряд ли найдем общую – как только человек принимает решение быть художником, он становится творцом, а это в каком-то смысле конкурент для церкви. И надо не искать компромисс, а научиться понимать друг друга, научиться разговаривать друг с другом, слышать аргументы друг друга», – отметил Гельман.
Предложение протоиерея Чаплина, очевидно, следствие реакции общественности на жесткую позицию церкви и самого Чаплина в ситуации с Pussy Riot.
Гельман отметил, что крайности могут проявляться лишь иногда и они не должны побеждать. «Не должно быть так, что из-за радикальных жестов церковь перестает интересоваться современным искусством вообще. Тем более что среди художников есть достаточно большое число православных людей», – заключил галерист.

Позитивный опыт взаимодействия Православной Церкви и современных художников, по мнению «Газеты.Ru», пожалуй, ограничивается лишь упомянутой Гельманом выставкой «Двоесловие/Диалог», а вот фактов противодействия много больше. Например, по заявлению православного движения «Народный собор» было возбуждено уголовное дело в отношении кураторов выставки «Запретное искусство-2006» Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова (суд приговорил их к штрафу); картина художника Александра Савко «Нагорная проповедь» из серии «Путешествия Микки Мауса по истории искусства» (измененная гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда) была признана экстремистским материалом за «высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих»; чтобы избежать суда, был вынужден эмигрировать художник и режиссер Олег Мавромати, который в 2000 году провел акцию «Не верь глазам», в ходе которой изобразил распятие, – на него подали иск прихожане церкви Николая Чудотворца на Берсеневке.
По словам Гельмана, в центре при храме не будет ограничения на жанры – возможны любые формы искусства, в том числе и акционизм. «Ведь служба – это тоже акция, ведь она не имеет какого-то функционального значения, это символический жест», – сравнил Гельман.
«Мне кажется, что для православной церкви важно выстраивать отношения и диалог с современным искусством, начинать понимать современный язык», – заключил Гельман.
Агентство «Интерфакс-религия» приводит оценку прот. В.Чаплиным творчества Марата Гельмана: «Некоторые акции у Гельмана были на грани кощунства, но я все-таки кощунством их не считаю. Да, искусство – это неоднозначная область. Я хочу у себя в храме открыть арт-центр и приглашаю Гельмана, поговорим», – сказал представитель Церкви.








Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс