http://www.blagogon.ru/news/201/
Новости

В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоится миссионерская Божественная литургия

13.07.2012


По сообщению сайта «Вода живая», 14 июля в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга в рамках фестиваля «Академия православной музыки» состоится миссионерская Божественная литургия. Богослужение возглавит ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий. С комментариями выступит протодиакон Андрей Кураев

За богослужением прозвучат песнопения в исполнении сводного хора участников фестиваля – 120 певчих. Вместе с профессионалами выступят участники уникального просветительского проекта, проходящего при поддержке Администрации президента РФ по благословению Патриарха Кирилла. 

«Чтобы человеку было легче присоединиться к общецерковной молитве, необходимо понимать значение того, что происходит в храме. Если раньше эта традиция передавалась из поколения в поколение в православных семьях, то сейчас она практически утрачена», – отмечает протодиакон Андрей Кураев.

По его словам, «сейчас все чаще служатся миссионерские Божественные литургии, на которых подробно разъясняется значение и историческое происхождение моментов чинопоследования. Благословляется чтение Священного Писания на русском языке для лучшего его понимания».

Как отмечается в сообщении «Воды живой», «на миссионерскую литургию приглашаются все желающие. Можно пригласить знакомых, редко бывающих в храме из-за того, что им не все понятно в богослужении».


От редакции: Проект так называемой «миссионерской литургии» был разработан на базе Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Предложены были к исполнению такие «интересные» нововведения, как, например, служить литургию всегда с открытыми Царскими вратами, читать Священное Писание лицом к народу. Читать Священное Писание на двух языках (на русском и церковнославянском), или вообще только на русском. Священнические «тайные» молитвы читать вслух. Но самая главная особенность «миссионерской литургии» состоит в том, чтобы по ходу службы объяснять народу, что означает, символизирует тот или иной момент богослужения.

Такие «миссионерские литургии» с непременными многочисленными остановками богослужения для «миссионерских комментариев» являются настоящей профанацией православного богослужения. Это – какая-то «игра в литургию»: «а сейчас, братья и сёстры, я буду делать то-то и то-то...». Непонятно, почему пояснения «происходящих священнодействий и исполняемых молитвословий» (т.н. «комментарии») нельзя провести во внебогослужебное время, не нарушая молитвенный строй литургии и её сакрально-мистическую целостность? Какой смысл в подобных объяснениях именно на литургии, а не на специальных огласительных беседах, возможно, с использованием видеоматериалов?

Однако в последнее время в рамках продвижения в жизнь т.н. «миссионерского императива» различным епархиям настойчиво рекомендуется проведение подобных «миссионерских литургий», которые представляют собой самое настоящее глумление над православным богослужением. Поэтому напомним слова протоиерея Александра Шаргунова: «Совершаются и так называемые “миссионерские литургии”. Характерно, что в практику вводятся объяснения по ходу службы. Это профанация таинственной жизни Церкви, глубокое непонимание природы молитвы. Как будто нельзя заранее раздать желающим тексты с этими объяснениями. Научатся ли переступающие порог храма самому главному – благоговейному, со страхом Божиим вхождению в Церковь, истинной вере – вследствие такого “миссионерства”?» (http://www.blagogon.ru/articles/15/)

Если собравшиеся в храме нуждаются в объяснениях лектора и экскурсовода, готовы ли они к молитве? И самое главное: не будут ли подобные «миссионерские» комментарии мешать молиться постоянным прихожанам храма?

И наконец отметим, что беда наших постмиссионеров именно в том, что они в своей постмиссионерской гордыне забывают, или же не хотят понять, что если и возможно что-то сделать по привлечению людей к Церкви, то только своим примером христианской жизни. И главное, что в конечном счёте обращает людей к Истине только Сам Бог и любые усилия человеческие чаще всегда остаются втуне: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Замечательно сказал об этом явлении архимандрит Рафаил (Карелин): «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут».




Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:
Карта Cбербанка: 6390 0238 9085 1967 80
Яндекс-Деньги: 410012614780266