Богородица

Новости

Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

10.08.2017

 

Сталин в России — не просто «больше чем Сталин», а больше чем любой другой предмет исторической дискуссии о будущем. Рядом могут встать, пожалуй, только споры вокруг Иоанна Грозного. И причина понятна. Именно Сталин и Иоанн IV посмели уничтожать «прогрессивные» элиты. Ленин и Троцкий уничтожали элиты «реакционные», а заодно и простой народ. Петр обычными людьми также не сильно дорожил. Этих, по интуиции наших либералов, трогать можно, как и «реакционеров». А вот «просвещенных», «умных», «лучших» — ни-ни. Такого, в отличие от гибели миллионов социальных «чужаков», некоторые простить не могут по определению. В первую очередь потому, что знают: доверие народа к слою «просвещенных» наглецов — нулевое, а жажда справедливости в обществе весьма высока. Любое «убийство Кирова», даже символическое, способно привести к повторению сценария 80-летней давности.

Поэтому Сталина из последних силы пытаются втоптать в грязь троцкистским сапогом или зиновьевским штиблетом. И больше всего нападают на главное, пожалуй, достижение сталинской эпохи — победу в Великой Отечественной войне, после которой Москва возвратила почти все потерянные территории и контролировала пол-Европы.

Недавно я побывал в музее на Поклонной горе — и увидел немало изображений Сталина, одно его изваяние и даже видеоинсталляцию, на которой вождь «оживает» — смотрит на карту, зажигает спичку, беседует с Черчиллем, а в какой-то момент просто смотрит тяжелым взглядом на праздную публику (между прочим, большинство экскурсантов — иностранцы). Никто по поводу изображений вождя не протестует — как в самом музее, так и в соцсетях, куда я выложил несколько фотографий после культпохода. Да, от имени и образа этого человека никуда не денешься: история той войны без него немыслима. Рузвельт и Черчилль общались с ним без каких-либо опасений и нравоучений. В народе России его авторитет весьма высок, а в Грузии его изображения можно увидеть повсюду, хотя они и приобретают все чаще фольклорно-попсовый характер. Тотальный антисталинизм остался маркером стремительно вымирающей тоталитарной секты либералов советского розлива…

В чем же причина успехов Сталина, за которые его уважают до сих пор? Только ли в «жесткой руке»? У Троцкого она, между прочим, пожестче была… Полагаю, что бывший семинарист, превратившийся в бандита-большевика, уже вскоре после революции понял: если продолжать ее до бесконечности, она пожрет всех своих детей и его в том числе. Поэтому надо не нести счастье коммунизма всей планете, а восстанавливать и далее строить государственность. Избавляясь от тех, для кого «мировая революция» была важнее всего. И тех, кто сохранял разрушительный антигосударственный пафос.

Сталин, возможно, благодаря воспитанию в простой семье, а также благодаря семинарскому образованию, вовремя сумел подстроиться под душу народа, под его вековые интуиции, в которых содержатся и мудрость прошлого, и образ будущего. Его действия в 30-е и 40-е годы были созвучны традиционной православной имперской геополитике — ближневосточной, балканской, среднеевропейской. Думаю, что сказалось влияние одного из семинарских учителей — умнейшего иеромонаха Димитрия (Абашидзе), который юного Джугашвили из духовной школы выгнал, но в период его всевластия особо не пострадал.

В поступках вождя не было никакого особенного политического гения. Сталин просто начал делать то, что в России делала любая адекватная власть, даже имеющая заграничное происхождение или формально связанная с заграничной же идеологией марксизма. Просто власть, поступающая в России вопреки глубинной воле народа и вопреки православному вектору истории, живет недолго и уж точно не одерживает побед — разве что в гражданских войнах, но и их плоды быстро теряются.

Итак, для меня Сталин — просто адекватный обстоятельствам, расчетливый и неглупый человек. Не гений и тем более не святой. Да, сегодня его подчас изображают на иконах, но без нимба, среди других полководцев. Пусть даже рядом с ликами святых, но не вровень с ними. Так изображают многих исторических персонажей, служивших фоном для проявления святости. А иногда даже… действующих иерархов, политиков и бизнесменов, например, когда расписывают новоосвященный храм. Иконы же самого Сталина (видел в Интернете и такие) — конечно, неканоничны.

Тем более что нет ни одного документального свидетельства, что вождь покаялся за свое безбожие, за гонения на веру и Церковь, за гибель невинных людей (впрочем, красных палачей невинными уж точно не назовешь — как и тех, кто предал царя и развалил империю). Если покаяния не было, душа Сталина находится в аду. Впрочем, сохранились некоторые воспоминания, мысль о покаянии допускающие. Так, офицер сталинской охраны Юрий Соловьев утверждал, что вождь молился в одном из кремлевских храмов. О том, что Сталин исповедовался у митрополита Николая (Ярушевича), говорили внук советского лидера Александр Бурдонский и доверенный человек митрополита Любовь Петерсон (ей владыка поведал об этом незадолго до кончины).

О Сталине будут спорить не просто долго — всегда, пока существует Россия. И те, кто стремится — подчас оправданно — возродить политику «сильной руки». И те, кого бросает в дрожь рассказ о об отказе вождя менять пленного сына на немецкого генерала — у самих-то дети пристроены в «добровольных заложниках» стратегического противника и уж точно никогда не пойдут воевать за Родину… Будут спорить и те, кто просто боится великого будущего страны, несовместимого с обывательским комфортом и тихим сном души. Я, впрочем, верю, что Господь не даст России уснуть, успокоиться, отказаться от особой миссии в мире. И поэтому крупные, эпические фигуры ее истории будут для иных примером, для некоторых — кошмаром, но всегда — поводом напрячь ум и совесть.

 

Реальное время




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс