Богородица

Новости

Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

13.01.2018

Из нашей почты

А иже аще соблазнит единого малых сих верующих в

мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский

на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 18,6).

 

Светлый Праздник Рождества Христова в наступившем году я решил встретить дома, в главном храме г. Орехово-Зуево, соборе Рождества Пресвятой Богородицы… Дело в том, что я давно перестал посещать местные храмы по причине творящегося в них непотребства (я готов ехать за десятки километров, чтобы по мере своих духовных сил принять участие в соборной молитве, хотя не так часто, как хотелось бы). Но в этот раз обстоятельства сложились так, что я встал перед выбором: либо оставаться в эту святую ночь дома, либо в очередной раз с надеждой на перемены пойти на Богослужение в местный храм. Я, к сожалению (как оказалось впоследствии), выбрал последнее… Перемены действительно произошли, но отнюдь не в лучшую сторону. Но обо всем по порядку.

Ночная литургия с «кратким Всенощным бдением» (как изволил выразиться отец-настоятель) должна была состояться в 00.00 часов по московскому времени. Около двенадцати я приехал в Собор.

Происходящее напоминало масштабное шоу. Храм был наполнен ярким электрическим светом от трех паникадил и новогодних гирлянд. Хор, усиленный аудиосистемой восторженно «партесно» гремел стихиры. Вспышки фотоаппаратов синим светом озаряли иконостас, среди молящихся резво сновал человек из местного телевидения с видеокамерой наперевес, на клиросе непокрытая девица что-то изображала карандашом в блокноте: наверное, одухотворенные мысли молящихся и священнослужителей. Бродящий нетрезвый зритель, увлеченно разговаривающий по телефону, пересмеивающиеся между собой подростки, расталкивающие на своем пути людей дамы в порыве поставить свечи к иконам. Тайные молитвы анафоры, произносимые с театральным придыханием, доносящиеся из мощных динамиков. Здесь было всё, что угодно, кроме молитвы, какой я привык ее наблюдать в одном из московских монастырских подворий. «Ненужные» части богослужения, не вписанные в сценарий (ектения оглашенных, 33-й псалом), были нещадно выброшены. Здесь было срывающееся на крик чтение Апостола, выразительно-театральное чтение в микрофон Святого Евангелия отцом благочинным, почему-то решившим, что «было так» звучит благозвучнее, чем «сице бе» (Евангелие от Матфея, зач. 2)

Сердце плакало, когда один из служащих священников читал молитву пред Причащением, а другой, дабы не терять драгоценного времени, при этом вовсю уже причащал многочисленных прихожан. Вспомнилось: «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Апогеем стало поздравление мэра города (с амвона – по приглашению отца благочинного), в котором речь шла о достижениях города, о реконструкции парка, о том, что какие мы все хорошие, в общем стандартная «рождественская речь».

После того, как настоятель объявил об окончании мероприятия и о том, что «по многолетней традиции» около храма состоится праздничный салют, я уже спешил домой, не в силах смотреть как деньги прихожан вместо действительной пользы нуждающимся будут выпущены в воздух в прямом смысле этого слова…

Вместо послесловия

История повторяется?  В 1920-х гг. Орехово-Зуевский храм был захвачен обновленцами. Среди награждённых обновленческим Высшим церковным управлением в 1929 г. был протоиерей собора – Сергий Гореинов. Стоит отметить, что в те годы обновленцы были честнее, по крайней мере они не старались мимикрировать под православие как нынешние. Сейчас ситуация усугубляется тем, что для большинства среднестатистических прихожан она не кажется чем-то из ряда вон выходящей (например, тайные молитвы вслух, цитаты протопресвитера А.Шмемана в проповедях настоятеля другого Орехово-Зуевского храма, доцента ПСТГУ, сокращение Богослужения чуть ли не вдвое и пр.), т.к. всё происходит в канонических границах Церкви.

Многие склонны во всем доверять пастырям, даже когда на них для вида одета овечья шкура. Другие в поисках благочестия (говорю не по-наслышке) уходят в душепагубный раскол. Третьи впадают в грех осуждения (подобно мне) священнослужителей. Только кто в этом виноват? И кто даст ответ перед Богом за погубленные души? «Горе миру от соблазн! Нужда бо есть приити соблазном: обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 18:7).


Александр Шунин

 




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс