http://www.blagogon.ru/news/97/
Новости

Член Межсоборного присутствия священник Владимир Хулап снова поднимает календарный вопрос

14.01.2011

На официальном сайте Санкт-Петербургской Духовной академии появилась статья члена Межсоборного присутствия священника Владимира Хулапа «Все ли равно, когда праздновать Рождество? Реформа календаря и пасхалии: история и современность». В этой статье под видом научного исследования 3-х календарных реформ: юлианской, григорианской и новоюлианской, проводится скрытая защита Григорианского календаря и тем самым навязывается дискуссия о возможности введения Григорианского календаря в Русской Православной Церкви. В частности, священник В.Хулап пишет:
«Это не просто теоретический вопрос, т. к. ближайшая серьезная практическая проблема в РПЦ возникнет 1 марта 2100 года, который по юлианскому календарю будет високосным, по "гражданскому" – нет. Т. о. разница между календарями увеличится еще на 1 день и достигнет 14. Соответственно все наши праздники после этой даты "сместятся" на 1 день вперед, т. е. Рождество Христово будет праздноваться 8 января, Богоявление – 20 января н. ст. и т. д. Не хочется сгущать краски, но Церковь в результате этого может оказаться перед серьезной угрозой раскола, т. к. перед нашим священноначалием встанет нелегкая задача объяснить людям, что, если мы храним верность юлианскому календарю, то такое смещение неизбежно. Господь миловал нас в 2000 г., который был високосным и по юлианскому, и по григорианскому календарю, поэтому "скачка" не произошло. Но представим на минуту, что это все-таки случилось. Вероятно, у нас уже была бы "Церковь 7 января" или "Русская Старостильная Церковь" и это не просто пессимистические теоретические прогнозы. Не раз приходилось общаться относительно "проблемы 2100 года" со священниками, которые категорически высказывали мнение, что если бы Рождество с 2001 г. начали праздновать 8 января, они прервали бы общение с каноническим епископатом, "ушли бы в леса", но сохранили "истинную" (!?) дату этого и других неподвижных праздников. И таких, к сожалению, не мало…
Поэтому необходимо не просто глубокое и историческое, но и прежде всего внутрицерковное исследование вопроса календаря и пасхалии, которое является очень сложным и требующим кропотливой работы. Если такого изучения, прежде всего в Духовных Академиях нашей Церкви, не будет, то мы останемся на уровне брошюрок, продающихся в церковных лавках, которые часто просто тиражируют ошибочную информацию. Мы останемся на уровне "православных хулиганов", которые несколько лет назад пытались сорвать проповедь своего правящего Архиерея, прикрываясь "борьбой за истину"» – пишет член Межсоборного присутствия о.В.Хулап.
Оставим на совести о.Хулапа его высказывание о «православных хулиганах». Напомним только, что в 1997 году недавно назначенный на петербургскую кафедру митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в своей проповеди в ставропигиальном Иоанновском монастыре на Карповке неожиданно поднял тему необходимости перехода Русской Православной Церкви на новый календарный стиль, что вызвало возмущение как многочисленных прихожан храма, так и насельниц этой обители. После этого инцидента сам Святейший Патриарх Алексий II был вынужден сделать выговор петербургскому архиерею за недопустимое внесение смуты в церковную жизнь вверенной ему епархии.
На сайте «Русская народная линия» священнику В.Хулапу ответил диакон Владимир Василик. В статье «Григорианский календарь – плод католического империализма», в которой подробно разбирается аргументация члена Межсоборного присутствия, о. Владимир Василик, в частности, пишет:
«Стоит упомянуть "Определение Священного Синода от 17 февраля 1997 года о юлианском календаре: На заседании Священного Синода 17 февраля 1997 года под председательством Патриарха имели суждение о возникших в церковной среде дискуссиях по календарному вопросу. Постановили: Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Члены Священного Синода"
Наконец, так называемая проблема 2100 года, когда разница между юлианским и григорианским календарем составит 14 дней, является надуманной. Никто не будет учинять раскол из-за того, что Рождество по новому стилю будет праздноваться не седьмого января. Потому что мы празднуем его 25 декабря по старому стилю. Это и должно быть в нашем сознании. Остальное – не так важно. А ставить проблему 2100 г. – значит вбивать в наши головы новостильные стереотипы, проводя подмену сакральной даты 25 декабря светской 7 января. К тому же разговоры о грядущем расколе, возможном через 90 лет как раз и создают для него возможную долговременную почву. 2100 год облекается каким-то сакральным значением, все равно что 1492 в Московской Руси – этакой своеобразный конец света. Это напоминает известную историю о Ходже Насреддине, который велел своим слушателям "не думать об обезьяне". Последствия известны.
Из этого следует сделать необходимые выводы: разговоры о смене календаря являются вредными, ненужными и находящимися в явном противоречии с канонической традицией Русской Православной Церкви» – завершил свой ответ священнику Владимиру Хулапу диакон Владимир Василик.
Добавим, что 22 декабря в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Позже Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы.
Один из заданных Патриарху Кириллу вопросов состоял в том, когда все христиане будут праздновать Пасху в одно время и произойдет ли на предстоящем Всеправославном соборе переход на григорианский календарь? Святейший Патриарх выразил удивление по самому факту задания такого вопроса и сказал, что никакого перехода на григорианский календарь не будет (см. http://www.blagogon.ru/news/92/).


Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:
Карта Cбербанка: 6390 0238 9085 1967 80
Яндекс-Деньги: 410012614780266