Богородица

Новости

О защитниках псевдоиконы, или как ее предпочитают называть некоторые, «картины Патриарха с Троицей»

17.10.2023

В сети появилось такое «иконописное» изображение:

 

Спикер Патриарха В.Р. Легойда в своем чатике (https://t.me/vladimirlegoyda/7443) разослал ЦУ, как следует освещать это событие, но при этом его аргументация хромает на обе ноги. Сводятся аргументы к тому, что, дескать, это не просто Патриарх и Троица, а, дескать, Патриарх и Троица возвышаются над Русью, что это якобы не икона, и вообще это подарок.

Ну, начнём с аргумента, что это не икона. Легойда пишет:

«На картине на заднем плане изображена Троица, причем не как икона, а как образ, очевидно символизирующий Русь, к которой ведет дорога с храмом на холме».

Кому это очевидно, что это символизирует Русь? В глаза в первую очередь бросается фигура Патриарха и Троицы, а внизу мелкая декорация, то есть суть полотна не о Руси. Да и как вообще по какому-то храму можно понять, что это Русь? Какой-то храмик мелкий где-то там под ногами Троицы.

Но суть не в этом: нам активно продвигают мысль, что изображения Бога не на иконах, а в виде картин – это нормально. Пардон, это не нормально когда Бога изображают не для поклонения и молитвы, а для декорации. Вы никогда не слышали, что одна из десяти заповедей говорит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7)? И это касается ведь не только слов. Суть этой заповеди сводится к тому, что Бог – это объект почитания, а не связка слов, не фон. А нам сейчас активно внушают с высоких трибун батюшки, вставшие на защиту чести Патриарха, что «фоновый Бог» – это ОК. Простите, вы Богу служите или Патриарху? Ничего не попутали в этой жизни?

Далее о спорности этого полотна:

– Никто и никогда не закрывает на иконах и полотнах Бога, т.к. всегда и на иконах и на картинах важное выводится на передний план, второстепенное – на задний. Троица у нас второстепенный элемент по сравнению с Патриархом?

– Такая конструкция, что кто-то закрывает Бога и выведен на передний план однозначно может иметь прочтение, что это или некто имеющий прямое отношение к Богу, или как минимум его посланник и вестник – дескать Троица позади и посылает вперёд к людям эту фигуру. Отрицать это – отрицать очевидное.

– В иконографии и картинах и даже фотографиях размер имеет значение. Всегда. Поэтому когда кто-то или что-то изображается несоразмерно большим других, то это символ значимости. Это вопрос акцента. Что такое акцент в композиции? Это когда есть какие-то предметы, а другой предмет изображается иначе, он выделяется. Акцент может быть в цвете, форме или размере. Но всегда делается для того, чтобы обратить внимание зрителя именно на важный момент. Здесь акцент в размере выставлен в отношении Троицы и Патриарха, которые несоразмерно крупнее всего на земле. Вы видите пропорции храма, Троицы и Патриарха? Патриарх изображён несравненно больше храма (и соответственно простых людей в храме) и даже больше по пропорциям, чем Троица. Это с точки зрения композиции должно подчёркивать его несравненно бὀльшую значимость, чем другие люди и даже бὀльшую значимость, чем значимость Троицы. Для нас Патриарх равнозначен или больше Троицы?

И в конце-концов, что бы вам не подарили: это же в патриархии выбирают, что потом вешать на стены, а что деликатно убрать куда-то. Не так ли? В данном случае дело выглядит так, что кое-кто просто подчёркивает жизненную позицию. Спросите у любого епископа, значит ли его мнение хоть что-то, когда Патриарх уже сказал своё слово. Если человек честный, то он вам сразу скажет, что в Синоде и в разных мероприятиях есть только одна модель отношений и поведения: мнение Патриарха и те, кто должен быть с ним согласен. Других вариантов не существует, потому что Патриарх никогда не принимает, чтобы кто-то был с ним несогласен. И это знают все. Поэтому данное полотно, видимо, психологически очень соответствовало мировосприятию Патриарха, что он один великий и значимый, а прочие – мелкие и ничтожные где-то там на фоне вокруг него – поэтому, видимо, полотно и повесили на всеобщее обозрение.

Я понимаю, что иногда поступает команда сверху писать то-то и то-то, но доказывать, что Бог в Троице как фон для картины – это ОК и нарушать этим публично заповеди Божии – это не очень хорошо. Иногда думайте, кому вы служите.

Александр Вознесенский

 

Источник




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс