Богородица

Новости

Новые купюры с храмом без креста.
Всякое ли изображение креста является объектом поклонения?

29.10.2023

В последнее время происходит намеренное использование на изображениях православных объектов, стоящих без крестов, имеет место быть отказ от крестов на эмблемах, логотипах гербах и т.д. 1000 рублей старого образца и нового взопиют о немыслимой тенденции. И у этой тенденции есть явно имя и фамилия.

* * *

На самом деле, года два назад никто бы и не обратил внимание на то, есть кресты на церквях, что нарисованы на купюрах, или нет. И скандала бы не было. Ну, подумаешь, кресты какие-то. Чего шуметь?

Года два назад, в стране победившего либерализма, где не было русских (разве что в виде декорации к клипу Надежды Бабкиной), церковь без крестов смотрелась бы органичным образом будущего. Но, вот незадача, за два,  почти что, года СВО, Россия сильно изменилась. Прежде всего, в ней, неожиданно для многих чиновников, стали жить русские. Завелись откуда-то.

Понимаете, какая штука. Если на Красной площади поёт Шаман, а на новогоднем «Огоньке» в зале сидят ветераны СВО и командиры донбасских подразделений (которые оружие в руки взяли потому что им в 2014-м сказали, что быть русским нельзя), то не возможно делать вид, что Православие и Церковь не имеют отношения к русским и России. И церковь без крестов воспринимается как вызов, даже если это просто мурал или рисунок на купюре.

И главный вопрос у многих: «а чего это кто-то стесняется крестов»? То есть сражаться за русских людей, праздновать воссоединение с Новороссией, мы не стесняемся. А тут боимся обидеть чьи-то чувства? Можно узнать, чьи и кто это чего боится?

Сообщают, что Банк России доработает дизайн обновленной банкноты в 1000 рублей. Но уж заодно, неплохо бы Муравьева-Амурского вернуть на купюры. А то есть ощущение, что тоже кто-то чего стесняется или стыдится.

Когда народ вновь обретает идентичность, начинает видеть себя через призму своей подлинной истории, то это не этнография, а фактор внутренней политики.

Когда солдат на передовой воюет под флагом со Спасом, или с таким же патчем на рукаве, и нет более замполита, а есть священник, то хочется кому-то или нет, но не учитывать это не возможно, ни дизайнерам, ни политикам.

Андрей Медведев

Источник

* * *

Недавно народ шумел по поводу изображения православного храма без крестов на новых деньгах. То, что этот храм стоит до сих пор обезглавленный – никого не возмущало. А что его изобразили таким возмутило. Как по мне, на фоне всего происходящего тот еще повод для беспокойства. Но ладно.

Увидел рассуждения одного уважаемого человека на эту тему: дескать, согласно догмату об иконопочитании крест вообще где попало изображать нельзя, а на деньгах тем более. Поэтому правильно напечатали храм без креста.

Слушайте, я, конечно, понимаю всю эту умилительность с канонами, но каноны (которые законы Церкви, а не которые в храме на утрене или отпевании читаются) – не непререкаемые математические формулы, должна же и логика работать.

С раннехристианских времен есть здания и предметы, которые немыслимы без изображения креста – это храмы или предикаты власти христианских государей, например. Изобразить храм без креста – это изобразить храм поруганным. Изобразить корону без креста – это прямым текстом сказать, что государь – не христианин.

Итак, существует исторический прецедент: решения VI и VII Вселенских Соборов. Они были приняты в определённый период борьбы с иконоборчеством, когда ни о наших рублях, ни о чем подобном и речи ещё не шло. Запрещалось сознательное или непредумышленное поругание креста, специально (!) изображенного на полу (!!) как объект для поклонения (!!!).

Конечно, и монета, и банкнота могут упасть на пол, по ней могут пройтись ногами. Увы, да. Но давайте тогда запрещать всё, несущее изображение креста, что может упасть на пол: иконы, облачения, Священные книги и т.п. Не очевидно ли, что это глупость?

Одно дело – специальное изображение креста на полу, другое – случайно попавшее на пол изображение креста или просто пересечение линий.

Судя по тому, что с древности до сегодняшних дней все христианские государства используют на деньгах изображение храмов с крестами, (а то и святые иконы), а на полу могли быть погребальные плиты с изображением креста, и это никого не возмущало, все эти века этот канон толковался именно так.

Итог: мы не поклоняемся деньгам, книгам, оберткам с изображением креста, дверям и любым пересекающимся линиям, потому что они не для этого предназначены (что и доказывается применением этого канона в истории). Нельзя «незаметно осквернить» крест, образовавшийся на земле от обуви, или изображенный асфальтом на перекрестке. По определению нельзя – потому что эти кресты не изготовлены для специального поклонения.

Более того, мы не почитаем с таким же усердием, как выносимый на середину храма Крест, кресты, нашитые на облачении или выгравированные на утвари. То есть, не лобзаем каждый из них, не кадим каждый из них и т.д. А на той же фелони могут быть изображены десятки крестов и даже иконы. И это тоже не возмущало ревнителей канонов.

Так что даже каноны (законы) Церкви надо применять с умом.

 Источник

 




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс