Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Письма с Кавказа монаха Арсения


Кто-то, скрывший свое имя и аккуратно отрезавший ножницами начало писем с обращением к адресату, оставил записку, прикрепленную скрепкой к конверту:

«Борис Корди (архимандрит Арсений), родом грек, родился в 1904 г., умер около 1939 г. Он рано потерял родителей. Учился в Средней школе сельскохозяйственного уклона (колонии), организованной в первые послереволюционные годы под Москвой Лидией Мариановной Арманд. Окончил в середине 20-х годов.

В школе он близко сошелся с Олегом Поль, который был несколько старше его и преподавал в школе математику. Оба они, почувствовав большую склонность и интерес к Православию и монашеству, твердо решили отправиться на Кавказ, где, вплоть до Абхазских берегов, располагались в то время скрытые (иногда подземные) скиты, кельи, церкви, жили отшельники, старцы, обоего пола монахи.

Перед отъездом на Кавказ Борис, обладавший художественными способностями, по окончании школы работал в столярной мастерской в Абрамцеве, где учился изготовлению кустарных деревянных изделий (ложек и т.п.), рассчитывая в будущем иметь заработок, сбывая их в приморских городах и курортах. На Кавказе Борис принял монашество, а Олег стал иеромонахом. Через некоторое время все скрывавшиеся на Кавказских горах были обнаружены, арестованы, осуждены. Олег Поль был расстрелян. Борис Корди выслан на Урал. По окончании срока он поехал в Алма-Ату, к матери Олега — Марине Станиславовне, которая была преподавателем музыки. Борис жил в Алма-Ате и работал оформителем в музеях, на выставках и т.п. до 1938 или 1939 года, когда все представители духовенства, находившиеся в ссылке или после ссылок в городах Южного Казахстана, были снова арестованы и осуждены. Борис, по слухам, умер во время этапа».


Первое письмо

...Обитаю я теперь высоко в горах, вдалеке от селения, людей, среди леса и гор.

Жизнь здесь иная, чем в миру. Порядок жизни похож на монастырский, но все-таки в некотором отличается от монастырской.

Мне, кроме двух моих сожителей, не приходится видеть никого из людей. В селение я не хожу, отчего и не вижу никого из посторонних. Но этим я не печалюсь, а по правде сказать, так доволен. У местных монахов есть хороший обычай — это к соседу не ходить без необходимости. Хотя невдалеке и живет один монах, но его совсем не слышно и не видно.

Здесь — лес и вообще — природа, птицы и даже климат иначе, нежели в России. Например, птиц совсем не видно и не слышно, будто бы их и нет здесь. Со всех четырех сторон горы и леса. За несколько сажень от нашей кельи — пропасть, на дне которой шумит река (шум, который только и нарушает полную тишину, которая здесь царит).

Вот в такой тишине, среди этой суровой природы и живут монахи. Я говорю «суровой» оттого, что это — действительно так.

Мы живем высоко, так что и сейчас даже над нами ходят облака. На вершинах соседних гор выпал снег, и у нас без пальто холодно ходить. Погода же очень изменчива: то подует ветер с гор, что хоть шубу одевай, то начнет палить солнце; но жарко очень не бывает, потому что дует почти беспрерывно ветер с гор.

На небольшой поляне находится маленькая келья, срубленная топором, кое-как; покрыта аршинной дранкой и вместо рам — просто вставлены стеклышки в отверстие (очень небольшое) для окна. Кубатура обычной кельи колеблется от 1–2 куб. саженей. Низенькая дверь, так что даже мне приходится наклонять голову. Назади дома находится навес, под которым лежат дрова и где готовят пищу над костром (очагом). Возле дома растет картошка и др. некоторые огородные овощи, кукуруза.

Во всей здешней пустыннической жизни такая во всем убогость. И так это идет к монашеской жизни. Вместо, например, табуретки — чурбан и т.д. У другого монаха невозможно узнать, из какого материала сшита куртка! До такой степени она в заплатах. Ходят здесь монахи в лаптях — редко у кого есть сапоги.

Встаем рано, иногда даже в темноте. Длинные молитвенные правила, потом — работа. В часов десять варим завтрак. Потом — опять работы. Едят монахи два раза в день и один раз пьют чай. Пища состоит из картошки с фасолью или картошки с капустой (что-то вроде борща). Это — обычная пища монахов (некоторые употребляют масло, а другие и не употребляют).

Днем читают вечерню, а вечером — вечернее правило. В общем, исполняя все по уставу, идет на молитву часов пять в день. Кто может (кто в силах)— те встают ночью и читают полунощницу. Ах! Как хорошо вставать ночью, читать и петь полунощницу!

Не очень давно я с Олегом ходил в одну пустыньку. Это — верстах в 17-ти от нас, но, так как дорога очень трудная по горам, то около дня ходьбы. Туда мы ходим в церковь. Ближе церкви нет.

По лесу разбросаны кельи монахов друг от друга на расстоянии 1/4–11/2 версты. В сторонке находится церковь. Монахов — человек 15 живущих, и приходящих (таких, как мы) — человек 10. Церковь имеет вид обыкновенной кельи, но несколько попросторней. На крыше ее стоит деревянный крест. Внутри нет разделения между Алтарем и общей церковью. Впереди стоит Престол; в левом переднем углу — жертвенник, а в задней (западной части) стоят монахи. Вот вам вид церкви пустынников, которую они сами себе выстроили.

Как интересно, — войдешь в церковь, а там стоят седые, строгие монахи, в мантиях, стоят и схимонахи в схиме. Олег и я — самые молодые изо всех здешних монахов. Есть несколько таких, которые пошли в монахи в 15 лет, а теперь уж им под 50 лет. Но удивительно — они выглядят моложе. Некоторые— лет на 15 моложе кажутся. Как здесь служат, мне не приходилось встречать прежде. С такой властностью, так и чувствуется, что они совершают самое важное дело. Так серьезно. Лица — сурово-мужественные, а души — кроткие и совершенно лишенные всякой раздражительности. Мне пришлось работать несколько дней на постройке кельи с этими монахами и двумя схимонахами. Один из них, как начнет рассказывать, как к нему залез медведь на кукурузу, то совершенно невозможно удержаться от смеха. Они умеют и смеяться.

Удивительно, как живут эти пустынники.

Знаете, чтобы смолоть пуд кукурузы, ее тащат за 5–6 верст. Им приходится самим совершенно все делать. По ночам же стерегут кукурузу от медведей, которых в нынешний год необыкновенно много. Даже днем залезают в огород. Их очень просто гонят: или палкой, а то — камнями.

Чтобы описать всю пустынническую жизнь подробно, то надо написать целую книгу — и пишут...

А какое здесь обращение?! Очень трудно в миру встретить подобное. Это — простые крестьяне, в большинстве случаев прожившие всю жизнь или большую ее часть в лесу! Некоторые здешние монахи живут 25–30 лет. Из таких монахов и мой старец. Ему нет и 50, а он уже 30 лет как монах. К нему относятся другие с большим уважением... На вид же ничего особенного не представляет.

Мне же он больше и больше нравится. На редкость универсальный человек. До всего большой мастер, в особенности — до иноческой жизни. Олег говорит, что он совершенно исключительный монах, то есть один из тех, каких немного, и больших духовных достижений.

Вы хотя и говорите, что в пустыне нет трудностей, соблазнов и, что нетрудно бороться, так как нет людей, но я с вами никогда не соглашусь, а скажу, что бывает на самом деле обратно.

Самое трудное положение человека — когда он совершенно один живет (это отшельник) Если жить в пустыне вдвоем, втроем — это хорошо. Чтобы пуститься на одиночное житье — нужно много подготавливаться и испытывать себя, так как это — самое трудное и для неопытных и молодых очень опасно. Да и не всякий может на это идти. Вы, может, читали в Житиях Святых, что случалось с пустынниками, отшельниками? Но, по крайней мере, наверное, знаете про преп. Сергия, когда он жил один, бесы трясли его келью и многое другое творили. И теперь сколько угодно случается подобное, но в меньшей степени, с совершенными монахами-отшельниками. Может быть, вы не поверите, но как уж хотите.

Здесь про бесов говорят самым обыкновенным образом. Сколько угодно самых разных случаев с монахами бывает.

Мирянину может показаться неправдоподобным, но все это оттого, что сним и не может подобное случиться. Да и с монахами, так не со всеми, а с теми больше, кто ревностнее.

Мой адрес, который я, кажется, оставил вам, — не действителен, так передайте, пожалуйста, и кланяйтесь от меня всем. Прощайте.

Боря.
22/IX-26 года,
Кавказ

Второе письмо

Неизвестно мне, получили ли Вы мое письмо, в котором я писал о здешних местах, нашем образе жизни и о сожителях.

Провел первую зиму в пустыне, живя под руководством старца-схимника. Как своим старцем, а также и здешним образом жизни — очень доволен. Считаю великим счастьем, что живу здесь. Занимался зимой рукоделием и читал книги: Добротолюбие, сочинения еп. Игнатия Брянчанинова, Аввы Дорофея, и еще другие прекраснейшие произведения св. Отцев. Очень бы Вам советовал, для большего и более близкого ознакомления с православным монашеством прочитать книгу Аввы Дорофея. Она небольшая, но по содержанию — великолепная.

Выходить из пустыни мне зимой не приходилось, и проводили мы жизнь в полной тишине и безмолвии, несколько месяцев.

24 марта (ст. ст.) я принял монашество. Это — величайшее время во всей моей жизни. Время самых высоких переживаний и чувств. Поистине— великое Таинство (постриг и после него человек делается другим по существу, и правильно делают, что меняют имя, так как принявший ангельский образ становится другим, чем был прежде. Делается другой ум, сердце, и испытываешь переживания, незнакомые прежде). Действительно, великое это дело и страшное, и Писание говорит, что «Ангели видяху, удивляхуся, когда человек, бывши во плоти хочет соделаться выше естества».

Вспоминаю Ваши слова — «Как можно, имея столько недостатков и слабостей, то есть бывши полным греха и — дерзать — принимать Ангельский образ?». Когда человек захотел исправить свою жизнь и всецело посвятить себя Богу, тогда он обыкновенно принимает Ангельский образ. Приносит покаяние о всех своих прежних грехах, на что и получает полное прощение оных. Дает обеты монашеские и невидимо причисляется к лику святых. И если после пострижения человек умрет, то душа его попадет в среду святых. Но так как мы по своей немощи все-таки грешим, то на это дано Спасителем Таинство Покаяния.

В сущности, монашеская жизнь — есть жизнь во всегдашнем покаянии. По мере покаяния получаем освобождение от прежних грехов и страстей и делается человек, по истечении многих лет подвига — бесстрастным, украшен­ным добродетелями, и некоторые сподабливаются еще дара чудотворения.

Монашеская жизнь есть Ангельская жизнь бывши еще во плоти, конечно, если живешь согласно обетам.

Некоторые люди думают, что нужно сначала достигнуть, а затем и дерзнуть принимать столь великий образ, то есть монашество. Но мы своими усилиями ничего не сможем сделать и до старости-смерти стараясь, не будем достойны Ангельского образа. Но стоит человеку сознать свою немощь, покаяться, — как он и получает прощение своих грехов, освобождение от страстей и сделается святым со временем[1]. Все св. Отцы учили, что единственное спасение есть через покаяние.

Простите меня, что я долго не писал. Я чрезвычайно редко пишу и то очень мало кому. И от других почти не получаю ничего. Вспоминаю Вас и за все, все прежнее — благодарю. Никогда не забуду того, что сделали Вы для меня. Поминаю и молюсь.

Незадолго перед Троицею разогнали скит и других монахов и монашенок-пустынниц нашего района. Прогнали куда угодно из леса и глухих гор, а также и тех, которые жили у селений на положении поселян. Мы не имеем теперь постоянного жительства, так как свою пустыньку принуждены были оставить. Все это произошло по содействию митроп. Евдокима (обновленческого. — Прим. ред.). Обличают монахов в том, что они препятствуют в некоторых селениях к переходу на сторону живоцерковников, которые захватили все побережье и Кубань, но с несколькими селениями ничего у них не выходило. Прогнавши монахов, они надеются преуспеть в своем деле.

Мы находимся, как странники-изгнанники, в совершенно неопределенном положении. Без сомнения то, что нашим местопребыванием останутся эти Кавказские горы. Если не удастся жить спокойно на одном месте, как жили зимой, то охотно будем жить так, как представится возможным, то есть не иметь келий, а переходить с места на место среди гор и зарабатывать рукоделием. Старец знал и прежде живущих пустынников таким образом. Находясь в шалаше, наделают ложек, в селении обменяют на продовольствие и опять живут, безмолвствуя, читая и занимаясь молитвой и размышлением. Такой образ жизни имеет хорошую сторону: отучает от привязанности и к чему-либо земному. Дает себя чувствовать более странником и пришельцем на этой Земле. Приучает заботиться лишь о стяжании нетленного богатства.

Конечно, жить так, как жили зимой, — спокойнее, но если нельзя будет в будущем так жить, то будем скитаться, как странники, по безлюдным местам, чем возвращаться в мир. Правда, будет труднее, но вместе со скорбями посылается и утешение, а также и сила на перенесение их. Во время скорби и Бога чувствуешь ближе, а скорбь делается в радость.

Монах Арсений.
Кавказские горы
 

P.S. Когда я жил в миру, то приходилось слышать, что от Православия отталкивает какая-то (кажущаяся) скорбь, покаяние и плач о грехах. На самом деле, когда при пострижении иеромонах одевает рясу на постригаемого, то говорит: «И облачися в ризу веселия», еще поминает о непрестанной радости о Господе. Оно кажется противоречием, но этого нет. Плач о грехах своих — есть великий дар, который очень немногие имеют. Даруется же Богом в награду за многие подвиги. Поистине — блаженны плачущие, как сказал Христос, ибо они утешатся, И действительно, хотя другому может показаться странным и непонятным, но в этом плаче и есть утешение, радость, самое большое наслаждение духовное — предвестник будущих вечных наслаждений. Плач о грехах есть благодатное посещение, им омывается душа от грехов. Он есть второе крещение, как говорят св. Отцы. Плач о грехах есть примирение с Господом. Поплакавший о своих грехах получает полное очищение от всего скверного и имеет такой вид, как будто бы человек тот только что родился, то есть душа того человека имеет такой же светлый и чистый вид, как и у новорожденного. О, великое это дело и славное! Будем непрерывно молить Господа, чтобы он не лишил нас столь чудного Дара.

Стяжевается плач многими трудами, да и то очень немногие его получают. Прежде всего необходимо полное сознание своей ничтожности и немощи. Признать себя хуже всякой твари, как говорит пророк Давид — «Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (Пс. 21, 7). Считать себя недостойным всякой Божией милости и не признавать никакой добродетели за свою. Так оно и на самом деле есть. Всякий, считающий, что он может чего-либо достигнуть или уже достиг, — в обольщении. Сами ничего не имеют, кроме произволения. И можем лишь желать по силе трудиться, а что получаем — все от Бога, который, взирая на наши труды, посылает в награду ту или иную добродетель. Но всякий, признавший ее своею, — добродетели той лишается. Так учат св. Отцы. Очень жалко, что большинство людей, и даже моих знакомых, не знает, недостаточно знакомо с Православием и монашеством. Советую очень прочитать «Лествицу» преп. И.Лествичника. Тогда будете иметь иное и более правильное представление о монахах.

Ваш доброжелатель
м. Арсений.
 

P.P.S. Читали мы заметку в газете о монахах-имяславцах. Эта заметка — полная клевета и сплошная ложь. Монахи-имяславцы нам прекрасно известны и знакомы. Суждение наше об этих монахах беспристрастно, так как мы им совершенно не сочувствуем, так как они совершенно отлучились от Церкви.

Во-первых, даже число монахов и монахинь неправильно: монахов было 30, а монахинь — 8. Потом, монахи были очень строгой и чистой жизни и имели хорошие отношения с поселянами. Монахов-имяславцев прогнали прежде кавказских пустынников. Пустынников же прогнали совершенно безо всякой вины.


Третье письмо

Хочу несколько познакомить с нашим житьем. Например, расскажу о недавно нами совершенном путешествии, которое оставило самое лучшее впечатление и воспоминание.

6 июля (ст. ст.) мы вдвоем со старцем (схимонахом Даниилом) направились в далекие горы, в глубокую пустынь, к отцам-отшельникам. Старцу желательно было повидать своих старых знакомых, с которыми он много лет не виделся, и также ему хотелось показать мне, как живут другие пустынники. К тому же интересно было посмотреть природу Кавказских гор. Шли по горным тропам по направлению к Абхазии. Шли крутыми скалами, ущельями, проходили великолепные луга-пастбища, где пасутся буйволы, лошади, козы и др. рогатый молочный скот абхазцев, имеретинов и греков. Огромные пространства среди гор, равнины на много верст и, кроме того, горы со спокойно пологими склонами — все эти места покрыты густой сочной травой, едва не скрывающей человека. Места необыкновенно живописные. Ярко-зеленые горы с пространными пастбищами, на которых местами виднеются стада, местами протекают горные речки, среди одних луговин. Так тихо и уединенно там. Подымались мы выше в горы, так что хребты, которые перевалили мы, были более 2,5 версты над уровнем моря! Подымаешься, а ледники спускаются с гор, становятся ниже нас. Воздух редкий и прохладный. Растительность альпийская, яркая. Низкий альпийский олеандр с желтыми мелкими цветами. Много встречали совершенно незнакомых ярких цветов. В кустарниках живет немало птиц с мохнатым, теплым оперением. Громко поют и весело себя чувствуют. Говорят, что, если взять этих птичек с гор вниз, то они не переносят перемены воздуха и— умирают. Тишина в тех местах совершенно мертвая, разве что поблизости кустарников слышно пение птичек. Людей в тех местах встретить можно очень редко. Спускаясь с этих хребтов на другую их сторону, мы попали в полосу пихтовых лесов. Ах, что же это за красота — пихты! Огромнейшие, стройные, спокойно и величественно стоят, и кругом их распространяется смолянистый запах, похожий на ладан. Толщина пихт достигает двух и более аршин в диаметре, а высотой, говорят, они бывают до 50саженей (мне рассказывали монахи, мерившие высоту таких пихт). Одно удовольствие быть в таком лесу... Сколько речек горных приходилось переходить. Они неглубокие и неширокие, но с такой головокружительной быстротой текут, что переправляться через них бывает иногда страшно. В другом месте идешь и любуешься на высокие скалистые горы с белыми снежными вершинами, с вечными ледниками.

Приходилось среди пихтового леса высоко в горах ночевать. Интересно и приятно.

Пропутешествовав 2,5 дня и пройдя свыше ста верст, мы наконец достигли отцов. Они живут за очень высокими горами со всех сторон. Ихнии келии, группами, поблизости между собой построенные, находятся на порядочном расстоянии скит от скита, то есть группа келий имеет своего иеромонаха и келийную церковку, так что образуют из себя скит. И такие скиты раскинуты по склонам хребтов, но в местах теплых, невысоких и благоприятных для существования.

Таких церковок-скитов всего в тех местах до десяти. Есть и монахини-пустынницы. Их даже больше, нежели монахов. В среднем монахов — человек 100, а монахинь — 200. Живут в более или менее уединенных друг от друга местах. Копают огороды и все необходимое для существования собирают с огородов. Земля и климат прекрасный и теплый. Занимаются рукоделием — ложками, а монахини вяжут что-нибудь. Не очень далеко от монахов живут поселяне — русские (малороссы), где и находят сбыт рукоделия.

Место глухое и далеко от берега, 80 верст. Причем приходится переваливать через два хребта очень высоких.

Впечатления от посещения скитов весьма светлые и хорошие. По воскресеньям и праздничным дням в церковках бывает служба, и так бывает хорошо, будто как и не на земле.

Пробывши у этих отцов, мы направились дальше и ходили в Новый Афон. Там пробыли два дня. Осмотрели все достопримечательности и пошли в Сухум, затем далее к Батуму и зашли в один древний монастырь. Да, я забыл, когда мы были около Сухума, то заходили в Каманский монастырь, это — то место, где умер св. Иоанн Златоуст. Там и гробница его находится. Храм IV века. Пройдя за Сухум 80 верст, были еще у очень интересных монахов-пустынников, проживших в пустыне 20–28 лет. Замечательные монахи и впечатление оставили самое наилучшее. Когда мы пришли в один скит, состоящий из пяти монахов и иеромонаха, то они оставили все работы и устремили все внимание на гостей. Старались угостить самым лучшим образом, как можно в пустыне. Они живут на уступе хребта на вержении камня друг от друга. Мы прожили среди них несколько дней, и они приглашали нас чуть не наперебой то в одну келию, то в другую. По случаю гостей в своей церковке устраивали торжественные службы. Много беседовали на разные духовные и богословские темы.

Я премного рад был от посещения этого скита. Он очень уединенно расположен.

Ходили мы еще дальше в горы к отцам, живущим совсем уединенно. Это — старые кавказские пустынники. Старцы из старцев. Начитанные, испытанные и весьма опытные в иноческой жизни, спокойные, со светящимися любовью глазами. Они производят и внешним своим видом необыкновенно приятное впечатление. Особенно замечательные, мне понравились два старца, к которым и другие отцы относятся с большим уважением, доверием и даже, некоторые, и с благоговением.

Прошедши на берег, мы сели на пароход, так как весьма устали от хождения по горам и даже физически ослабли. Приехали в Адлер, но, к несчастию, я на пароходе что-то захватил и, в нездоровом состоянии, все-таки дотащился до пустыни, находящейся в горах от Адлера 55 верст.

Придя в пустыньку, я свалился от болезни и вот уже 6 недель не встаю с постели, и даже ходить разучился, так как ноги не держат от слабости. Причина-то понятна: от дороги организм ослаб, на пароходе, находясь среди людей, я что-то захватил, и болезнь в ослабленном организме нашла благоприятные условия и пошла развиваться. Сначала было не шибко, но спустя неделю по приезде домой я так сильно заболел, что в течение 12 дней лежал пластом в сильном жару днем и ночью. Временами я терял сознание и, как рассказывал старец, я бредил. Лекарств никаких нет и неизвестно, какая болезнь. Делали мне в течение двенадцати дней и ночей без остановки холодные компрессы. Старец с удивительной заботой, как мать, не отходил от меня. К тому еще установилась ненастная погода и присоединилась еще другая болезнь — ревматизм.

И лежал я пластом на кровати, не имея возможности к движению, в сильном беспрерывном жаре и боли, кажется, выше человеческих сил, во всех костях, суставах и теле и с особо острой болью в голове. Вижу, что не жилец я больше на свете и старец тоже не надеется, так как действительно такое было дело. Причастили меня запасными сухими Дарами. Попрощался я со своим старцем, оставил разные завещания и стал ждать смерти. Одного хотелось, чтобы пособоровали меня. Но не было иеромонаха. Вдруг на следующий день приходит к нам знакомый иеромонах. Мы все сильно были удивлены. Погода была к тому ненастная, а он жил в пятидесяти верстах от нас и пришел по своим каким-то нуждам. Вот, действительно, промысл Божий. И так меня пособоровавши, совсем приготовили к переселению из сего скорбного мира в мир лучший, вечный и радостный. Через некоторое небольшое время болезнь начала отставать, боли прекратились, и я стал оживать. По прошествии времени я начал даже ходить. Но вот беда. Во время болезни я долгое время ничего не ел и сильно ослаб. Мне говорят, что необходимо поправляться. Но ведь употреблять обычную пищу — нельзя, так как эти все огородные растения: картошка, фасоль, помидоры, и т.п., да и хлеб — тоже кукурузный, каштановый— тоже не годятся. Выходит, находясь в пустыни — болеть нельзя, совсем не подходит, тем более поправляться совсем трудно. Необходимо ходить в селение за молоком, хлебом и др. В первое время старец старался и, что мог, доставал. Но теперь стало хуже, так как нет средств для приобретения масла, хлеба, круп, молока. Мы долго думали, как нам быть, и наконец решили. С его благословения, аз недостойный, дерзаю обращаться к Вам, как к благодетелю. Преклоняюсь к Вашим стопам и смиренно прошу, да не откажите и сколько можете, помогите убогим и нищим пустынникам в болезни.

Господь Вас не оставит за это, а мы будем от всего сердца молиться за Вас.

Надоело болеть, и одно время начал мечтать, что, мол, скоро поправлюсь, так как начинал было понемногу ходить. Но, видно, не так суждено было. С неделю назад появилась у меня лихорадка, да не такая, которая трясет через день, а треплет каждый день. При здоровом состоянии эта болезнь здесь, на Кавказе, изматывает человека, а других и в гроб сгоняет. Тут же при ослабшем состоянии здоровья она привязалась. Совсем не к месту. Опять потерял возможность ходить и лежу не вставая. Видимо, еще долго придется лежать. Иногда думается, что не суждено мне более двух лет жить в пустыне, хотя мечтал состариться в ней. Но на все — воля Божия. За все — слава Богу!!! Простите.

Смир. мон. Арсений, в миру Боря.

Четвертое письмо

...Сам Господь вразумил Вас прислать хину. Так она пригодилась!

Когда начались регулярные приступы малярии, то мы поспешили употребить решительное и сильное средство — лекарство местного изготовления. Выпивши в один прием смеси раки, красного вина и хины (всего смеси было немного более полстакана), прекратили этим приступы. На другой день приступа не было, но появились боли в желудке в сильнейшей степени. От этого стало невозможным употреблять пищу. Предполагали, что был у меня брюшной тиф. Пришлось питаться одним молоком, употребляя его в ограниченном количестве и осторожно, но боли продолжались и чуть не каждый день были приступы, сопровождавшиеся страшнейшими и невероятнейшими болями, какие только можно представить. Несколько раз не ожидали, что я останусь жив. Последний приступ продолжался с вечера и чуть ли не до самого утра. Тогда, совсем распростившись со своим старцем и Олегом (ныне о. Онисимом, который живет сейчас вблизи Сочи. Услышав об острой степени болезни, он пришел к нам), я никак не думал, что доживу до утра. Но по милости Божией приступ кончился.

Когда сообщили докторице о болезни, то она никак не могла ничего понять и советовала положить меня в больницу. На другой же день меня доставили в больницу на Красную Поляну.

При осмотре докторица обнаружила, что никакого тифа не было, просто застарелая лихорадка (находясь в колонии в 1922 году, я болел малярией около двух лет) Оказывается, что от лихорадки могут болеть пищеварительные органы, голова и т.д. Потом оказался еще аппендицит. С немалым удивлением докторица сказала, что он (аппендицит) уже проходит. Впоследствии, когда она узнала о том, что я уже семь лет не ем мяса, то тут она и объяснила нам: неядение мяса вас и спасло.

В больнице за меня серьезно взялись и в течение девяти дней поставили меня на ноги, так что вчера я выписался и даже добрался до одних поселян, тут же в Красной Поляне. Сижу второй день и жду погоды, так как третий день льет почти без перерыва дождь. Когда прояснится, то придется взять у кого-нибудь из имеретин или греков лошадь и верхом добираться до своей пустыньки.

Вспоминаешь слова Аввы Дорофея и убеждаешься в истине его слов. Он писал, что хорошо пребывать в келии на безмолвии, но также хорошо иногда выходить из келии, чтобы, находясь вне келии, оценивать безмолвие.

Около двух недель я нахожусь вне своей келии, среди мира и людей. Сейчас очень ясно видно, насколько большая разница в образе жизни у мирских людей и монахов.

Так сильно соскучился по пустыне. Своя келия, находящаяся в лесу, сейчас представляется особенно драгоценной, а безмолвие и уединение — неоценимыми.

Очень не вовремя болею-то я. Здесь наступает осень. Сыпятся каштаны, пора копать картошку, нужно на зиму заготавливать материал (болванки) для ложек, за которыми нужно ходить близко к берегу, от нас за 35 верст. Бывало, все это делали вместе со старцем, а теперь ему приходится делать и поспевать одному, так как я еще нетвердо стою на ногах

Совершенно не дождусь, когда же поправлюсь.

Главное, сознаешь то, что другим являешься в тягость и обременение, асам не способен помогать при всем желании. Другой же раз и без дела устаешь, оттого что походишь, и потому приходится ложиться.

Старец же, спаси его Господи, заботливо услуживает и несет все тяготы безропотно.

Сию минуту приехал он на лошади, которую взяли у имеретина, и я сейчас отправляюсь к себе в горы верхом.

Недостойный молитвенник Ваш
смиренный монах Арсений.

Пятое письмо

...Я наконец оправился от болезни. Уже более месяца, как прекратили появляться приступы. Буду надеяться, что лихорадка оставила меня. Теперь сижу дома в своей келии и провожу жизнь в обычном порядке. Ждем зиму. До сего времени стоит у нас сухая и ясная погода. Но в ближайшем времени, ожидаем снега. Тогда уж сразу наметет аршина 1,5–2 и прекратится всякое сообщение от нас в селение. Мы уж будем тогда совершенно отрезаны от мира в течение двух или трех месяцев.

Очень хорошо тогда бывает сидеть в келии и безмолвствовать. Так особенно тихо бывает зимой. Все деревья оденутся в снежные покровы, и горы совсем белые так величественно стоят, и ничто не нарушает тогда той таинственной тишины, которая царит кругом на далеком, далеком расстоянии. И отвыкнешь тогда слышать всякий шум. Никуда из келии не выходишь, кроме как до родника, находящегося в десяти саженях от келии.

По субботам и перед большими праздниками мы ходим к старцу и совершаем вместе бдение и на другой день возвращаемся опять к себе. Такой порядок жизни был и у древних Египетских, Сирийских и Палестинских Отцов, живших в пустыни. Ну, вот так и живем. В течение дня совершаем каждый у себя круг монастырской службы в положенное время: то есть ночью, утром, под вечер и вечером. В общем, идет времени на совершение правил 5–6 часов.

Когда же окрепнет снег (образуется наст), то бегают волки, которых здесь достаточно. Другой раз вечером вдруг начинают выть где-нибудь под горой, а то и вблизи, за келией. Иногда даже и по поляне бегают. Сначала было жутко, когда только что приехал сюда, а теперь — привык.

Милость Божия да будет с Вами.

Недостойный молитвенник Ваш
монах Арсений.
11–24 дек. 1928 года


[1] Никогда человек не может быть достоин Ангельского образа, но Господь даровал по неизреченному милосердию своему возможность человеку, бывши во плоти — подражать бесплотным Ангелам и стать выше естества. И мы, видя столь великое милосердие Божие, сознаем себя недостойными сего великого образа, ежечасно молим Владыку о наших согрешениях, которые всегда совершаем, просим у него прощения и помощи к исправлению.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

12.09.2021
Отрывки из исповеди протоиерея Бориса Николаевского

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

2.08.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

11.07.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

19.07.2021
Эдуард Биров

Метаморфозы-2021.
Как государственники стали борцами за «права личности»

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

13.06.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

24.08.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

 

НОВОСТИ

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

12.09.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии