Богородица

Архив номеров Номер 14

Об ошибках нашей миссии среди мусульман

Священник Даниил СЫСОЕВ


Недавно по радио «Эхо Москвы» был проведен опрос: «боитесь ли вы исламизации?» 70% москвичей сказали, что они опасаются роста ислама. При этом наши либералы, представители власти и даже патриотического движения в один голос твердят о «многовековом опыте совместного проживания христиан и мусульман в Российской империи» как об идеале сотрудничества двух цивилизаций. Выдвигается евразийская идеология о близости двух миров — ислама и Православия, будто бы противоположных западной цивилизации. При этом общественное сознание раздирается двумя взаимоисключающими представлениями: с одной стороны, миф о «мирном сосуществовании двух конфессий, верящих в Одного Бога», а с другой — очевидный факт массового исламского терроризма во всем мире. Поэтому стоит сказать несколько слов о нашей истории. Ведь то, что мы наблюдаем в начале третьего тысячелетия христианства, уже неоднократно происходило в нашей стране.

Действительно, на территории России православные и мусульмане живут вместе уже с X века, когда была совращена в ислам Волжская Булгария. И все это время не проходило ни одного столетия, когда бы не велась война с миром ислама. Были века, когда побеждало христианство, были и темные столетия власти мусульман (Золотая Орда приняла ислам в 1314 году). Это «мирное сосуществование» стоило русским нескольких миллионов жизней или убитых во время набегов, или проданных в рабство. Благодарение должно вознести Божией Матери, что православные в России одолели «безбожных агарян» (как называют мусульман наши богослужебные книги). Именно благодаря военной победе христиан и стало возможным сосуществование двух миров. В тех православных странах, где побеждал ислам, чаще христианство исчезало, ибо его носителей вырезали в прямом смысле. Так что опыт контакта с мусульманами у русских богатый. Это и война (не случайно «бусурманин» в русских поговорках — синоним врага), и плен, и усмирение восстаний, и верная служба некоторых мусульман под властью белого Царя, и, самое главное, массовые обращения мусульман ко Христу. Были и времена, когда христиане верно исполняли свой долг и несли благую весть погибающим. Можно назвать в качестве примера касимовское ханство, где множество татар приняло Православие, и проповедь христианства в Казани и Астрахани после завоевания этих территорий Иваном Грозным, принесшее обильные плоды.

Но во время правления недоброй памяти Екатерины II во многом политика империи изменилась. Вместо того чтобы исполнять возложенную Богом еще на св. Константина обязанность защищать Церковь и способствовать присоединению к ней новых чад Божиих, российские императоры стали способствовать распространению и усилению ислама и других ложных верований (буддизма и западных ересей). Именно на российских императорах лежит ответственность за то, что казахи обратились не в христианство, а в ислам (Екатерина II приглашала к казахам мулл). Именно политика Екатерины и ее преемников привела к появлению чеченской проблемы, когда на Кавказ были допущены пропагандисты ислама, совратившие язычников. Уже следующее поколение новообращенных подняло волну террора, приведшее к многовековой войне. Так заигрывание с неправоверием и ложью, ведшееся якобы ради блага России, привело к огромным бедам страны. И это не случайно: Бог не поддерживает тех, кто ради земного блага пренебрегает небесными благами. У Него есть свои люди и среди татар, и казахов, и чеченцев, но предательство русских царей, возводивших мечети там, где могли бы строиться православные храмы, столкнуло их в душепагубную геенну.

Именно в этом заключалось самое страшное, что русские цари за свои деньги строили мусульманам мечети, утверждая последователей Корана в их заблуждении. Мы не можем себе представить, чтобы византийский император или московский великий князь построил мечеть или языческое капище. Но так поступали обмирщвленные императоры, наученные западными гуманистами, будто бы Богу безразлична вера людей. Так ведут себя власти РФ и сейчас. И результат тот же: это рост исламского терроризма и усиление исламской пропаганды, в том числе и среди русских (проект «Русский ислам» набирает силу). К сожалению, сейчас произошло то, чего не бывало все века в Церкви: не только власти, но и некоторые церковные люди утверждают мусульман в их заблуждении, говоря, будто бы мы верим в одного Бога. Это утверждение является ересью и обманом по отношению к мусульманам.

Что же нам делать? Ответ очевиден. Мусульмане обольщены древним врагом — сатаной, и потому договориться можно с ними только на время. Практика показывает, что в мире они живут только тогда, когда чувствуют над собой сильную государственную власть. Это — единственный способ умиротворения их в рамках государства. Но у Церкви есть куда более мощный способ воздействия на заблуждающихся: это бескомпромиссное свидетельство им Господа Иисуса Христа, Единственного Спасителя людей. ВНем — примирение народов. Наша миссия среди мусульман — единственная реальная возможность нормально жить с исламскими народами и в этом, и в будущем веке. Ведь, обратившись к Богу и приняв святое Крещение, они станут нашими братьями, а как хорошо и как приятно братьям жить вместе (Пс. 132, 1).