Богородица

Архив номеров Номер 13

Канонизация Распутина — канонизация блуда


«Наша общая задача и ответственность — не допустить расшатывания церковного корабля» — такое тревожное заявление прозвучало на прошедшем в октябре 2004 года Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Основанием для этого заявления послужила та смута в Церкви, которая разворачивается вокруг имени Григория Распутина. На Соборе был поднят вопрос о личности Г.Распутина, вызвавшей в последние годы среди православных верующих бурные споры, приводящие к церковным нестроениям и даже хуле на Церковь. На Архиерейском Соборе было отмечено, что «образы Ивана Грозного и Григория Распутина преподносятся как символы особой “народной” религиозности, которая противопоставляется “официальной религиозности” Церкви. Инициаторы этой канонизации не могут не сознавать, что само обсуждение такого прославления способно вызвать (и уже вызвало) смущение среди православных верующих, ведет к соблазну и дискредитации самой идеи канонизации святых...»

Этому же антицерковному делу служит и распространение неканонических и кощунственных «икон» «старца Григория».

Дурной пример заразителен: за несколько дней до открытия Архиерейского Собора Русской Православной Церкви т.н. «Свято-Филаретовский православно-христианский институт» священника-обновленца Георгия Кочеткова провел в Москве «научно-богословскую конференцию», где прозвучал призыв канонизировать академика С.С. Аверинцева, правда, спешить с этим, по мнению участника кочетковской конференции, греко-католического игумена Иннокентия Павлова, особенно не стоит: должно пройти определенное время, чтобы произошла мифологизация его образа. На конференции священник Г.Кочетков заявил, что сам институт канонизации святых (т.е. Синодальная комиссия по канонизации святых) себя изжил и полностью прогнил (!) и «лучше канонизировать мусульман и иудаистов, чем блаженную Матрону». Впрочем, Архиерейский Собор не прошел мимо неправославных мнений свящ. Г.Кочеткова, констатировав неправомыслие, содержащееся в его произведениях.

Несмотря на неоднократные обращения Святейшего Патриарха Алексия, предупреждавшего, что призывающие к канонизации авантюриста Распутина — это «провокаторы и враги Церкви», несмотря на заявление Архиерейского Собора, почитатели «старца Григория» не унимаются: «Требуем созыва Поместного Собора! С участием мирян!» И в этом вопросе «демократизации» соборных традиций с почитателями «старца» солидарны современные обновленцы, мечтающие также откомандировать на Собор своих самых просвещенных, реформаторски и антиархиерейски продвинутых мирян, катехизированных по системе священника Кочеткова.

Можно легко представить себе, что на подобном «демократически» избранном Соборе «левая фракция» будет отчаянно добиваться канонизации академика Аверинцева (а заодно и деканонизации преп. Иосифа Волоцкого и младенца-мученика Гавриила Белостокского) и перевода богослужения на русский язык, тогда как «правая фракция» будет кликушествовать за канонизацию «старца Григория (Распутина)» и «за право жить без номеров и паспортов».

Поэтому нам вновь приходится возвращаться к теме, которая, к великому сожалению, ухищрениями врага рода человеческого снова затмевает умы православных русских людей: почитание «святого старца Григория (Распутина)», превратившегося в последнее время стараниями «схимонахини» Николаи (Гроян) в «тайного иеромонаха» (впрочем, и протоиерея Николая Гурьянова та же смиренная матушка-«схимница» Николая возвела в сан «тайного схиепископа Нектария»).

Как справедливо писал в нашем журнале протоиерей Александр Шаргунов, «разговоры о канонизации Распутина, прославившегося своими похождениями, сегодня особенно опасны, потому что в обществе идет беспрецедентная пропаганда растления и порока, все чаще проникающего даже в Церковь. И, конечно, антиправославно настроенным средствам массовой информации очень кстати, что в Церкви кто-то занимается прославлением Распутина, прославившегося уже своими похождениями...

Он был благочестив, но пал и стал искать своему падению оправдание, подводить под него своеобразное богословие, оправдывающее грех: “Не согрешишь — не покаешься”.

Несомненно, — пишет о. Александр, — такое рассуждение Распутина — мост, соединяющий с древними разрушителями Церкви. Ибо это ересь не новая. Но именно о ней святые отцы говорят, что она будет врагом номер один Церкви и через нее раскроются для всего человечества “глубины сатанинские”, по выражению Апокалипсиса».

Таким образом, канонизация «старца Григория Распутина» означала бы канонизацию блуда. От чего да сохранит нас Бог!

Излюбленным возражением почитателей «старца Григория» на очевидные факты, исторические и архивные документы, описывающие блудные похождения Распутина, является ответ: старца оболгали жиды, масоны и враги Самодержавия с помощью подложных документов и сфабрикованных исторических источников. Чтобы убедить читателей, что отнюдь не «наглая клевета на Старца и фальсификация его личности» масонами вызывали и продолжают вызывать отвращение к этому персонажу, внесшему немалый вклад в дело крушения Российской Империи, мы предлагаем ознакомиться с отрывками из воспоминаний и архивных документов людей, которых трудно было заподозрить в каких-либо антидинастических заговорах: это были честные русские патриоты, стоявшие на страже Закона Российской империи, служившие верой, правдой и своей честью Царю и Отечеству. Двое из них приняли в 1918 году мученическую кончину от большевиков.

Почитатели «старца Григория» постоянно пользуются выдуманной ими «уловкой», позволяющей обелить «оклеветанного старца», — у Г.Е. Распутина якобы был двойник, введенный в общество масонами с целью дис­кредитации как Царской Семьи, так и ее «Молитвенника и Друга».

Но существуют серьезные документальные свидетельства, что никакого «двойника» не было, а все «подвиги» свои «старец Григорий» совершал самолично — ибо, как увидит сам читатель, Министерством внутренних дел была дана строжайшая установка следить за каждым шагом Распутина, за всеми его похождениями, которые фиксировались в отчетах агентов...

И, наконец, напомним имена святых новомучеников Русской Православной Церкви, еще при жизни негативно относившихся к Распутину и считавших, что он губит династию и Россию: Великая княгиня Елизавета Феодоровна, митрополит Киевский Владимир, епископ Тобольский Гермоген. Священномученик протоиерей Философ Орнатский, настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге, опубликовал 2 июля 1914 года в газете «Петербургский курьер» рассказ о встрече Распутина с прав. Иоанном Кронштадтским. «О. Иоанн спросил старца: “Как твоя фамилия?” И когда последний ответил: “Распутин”, сказал: “Смотри, по фамилии твоей и будет тебе”».

Н.К.