Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Ересь ли кочетковщина?

Священник Константин БУФЕЕВ


Совершенно ясно и понятно воистину
всем людям, что и святителям, и
священникам, и инокам, и простым
людям — всем христианам подобает
осуждать и проклинать еретиков и
отступников...
Преп. Иосиф Волоцкий
 
Вскоре после печально известных событий, происшедших 29 июня 1997 года в храме Успения в Печатниках, когда члены братства "Сретение", возглавляемого московским священником Георгием Кочетковым, учинили хулиганское надругательство над священником Михаилом Дубовицким, братство святителя Марка Ефесского выпустило книжку под названием "Школа церковной смуты", посвященную богословским аспектам и ходу развития этого инцидента. Книжка составлена из свидетельств очевидцев и непосредственных участников описываемых событий, церковных постановлений и гражданских документов. Главная тема книги вынесена в заголовок первой статьи сборника: "Ересь кочетковщины" (статья опубликована также и в журнале "Благодатный огонь" № 1).
Характерно, что до выхода в свет сборника "Школа церковной смуты" дискуссия в прессе велась в рамках обсуждения допустимости или недопустимости применения русского языка в богослужении, возможности служения без иконостаса или меры дозволенного в искажении уставного чина богослужения. До трагедии 29 июня полемика с о. Кочетковым и его последователями проходила не единожды и приковывала внимание православной общественности. Когда о. Кочетков спровоцировал и организовал покушение на священническую честь, здоровье и человеческое достоинство сослужащего с ним священника Михаила Дубовицкого, эфир и печать были наполнены свидетельствами о разбойном бесчинстве, равно как и попытками доказать, что этого не было. Но когда в книге "Школа церковной смуты" вопрос наконец-то был поставлен ребром и антицерковное явление названо собственным именем, это вызвало у многих неудобство и смущение. Не слишком ли резко сказано: "ересь кочетковщины"? Вот если бы, к примеру, говорилось об "особом богословском мнении священника Георгия Кочеткова" — можно было бы продолжать дискуссию до бесконечности.
С тех пор никакой содержательной критики в адрес составителей сборника не прозвучало. Поэтому осталось ответить на один-единственный вопрос: в какой степени справедливо именовать учение и деятельность о. Кочеткова ересью?
Слово "ересь" употребляется как в общепринятом, так и в богословском строгом значении. О первом, обиходном значении в Полном церковнославянском словаре писал священник Г. Дьяченко: "Ересь по большей части означает такое лжеучение, которое противно Православию". Соответственно, слово "еретичествовати" означает "иметь противное православной вере мнение". В сборнике "Школа церковной смуты" убедительно показано, что о. Кочетков содержит и распространяет противное православной традиции учение по меньшей мере по вопросам о церковной иерархии, о таинствах крещения и Евхаристии, о самой Церкви и другим важнейшим догматическим вопросам. В свете такого положения к священнику Кочеткову вполне применимо слово "ересиарх", к течению его последователей — "еретики", а к их деятельности — глагол "еретичествовати".
Рассмотрим теперь подробнее, какую оценку может иметь деятельность секты о. Кочеткова в строгом богословском значении. В своем 1-м каноническом Правиле святитель Василий Великий пишет, что древние христиане "иное нарекли ересью, иное — расколом, а иное — самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгнувшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками — разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами — собрания, составляемые непокорными пресвитерами и епископами и ненаученным народом". К какой же градации свт. Василия Великого должна быть отнесена кочетковщина?
Это зависит от того, какую вину видеть в деятельности братства "Сретение" и ее предводителя.

Уголовно-нравственный аспект деятельности кочетковцев

Можно свести всю вину деятельности кочетковцев к хулиганским и экстремистским выходкам. Тогда претензии будут не столько духовными, сколько уголовно-юридическими. Потребуется не Кормчая книга или Книга Правил, а уголовный кодекс.
К такого рода бесчинным действиям членов братства "Сретение" следует, очевидно, отнести моральное оскорбление и физическое насилие над гражданином Михаилом Дубовицким, произведенные над ним как над служащим священником 29 июня 1997 года в храме Успения Богородицы в Печатниках, заключающиеся, в частности:
— в объявлении его психически больным человеком еще до приезда врача-психиатра;
— в насильственном задержании его в алтаре;
— в угрозах и оскорблениях в его адрес;
— в насильственном снятии с него священнического креста;
— в насильственном снятии богослужебного облачения;
— в грубой, насильственной госпитализации в психиатрическую лечебницу;
— в клевете, продолжающейся поныне, будто его никто "пальцем не трогал".
Кстати, сорванный рукой мирянина священнический крест экстремисты-кочетковцы так и не вернули законному владельцу (а это тоже уголовно наказуемое деяние: хищение чужой собственности).
Однако оставим суждение об этой стороне конфликта людям, более компетентным в юриспруденции.
В чем должны каяться хулиганы и экстремисты в том случае, если они желают обратиться к Церкви?
Очевидно, они должны сокрушаться в своих содеянных бесчинствах. Не говорить, на чем настаивают кочетковцы, что "этого не было" и что никто отца Михаила "пальцем не тронул", а признать вину и испросить прощения, в том числе печатно и в тех СМИ, где они публиковали около двух лет клевету. Без признания своей вины такое прощение будет лишь фарсом и глумлением над евангельской заповедью отпускать согрешения брату "до седмьдесят крат седмерицею" (Мф. 18, 22).

Кочетковщина как самочинное сборище (парасинагога)

Можно увидеть вину о. Кочеткова в организации самочинных сборищ без благословения правящего архиерея.
Действительно, в братстве "Сретение" проводятся четко организованные различного уровня закрытости собрания. Их подробно назвал и описал сам о. Георгий в своем журнале "Православная община" (№ 1). Это так называемые "молитвенные встречи", "евангельские встречи", "огласительные встречи", "открытые встречи". Все эти самочинные сборища имеют регулярный характер, проводятся несколько раз в месяц и не имеют никакой связи с православным храмовым богослужением. Спекулятивным богословским обоснованием этих неблагословенных собраний иногда выставляется стих из книги Деяний Апостольских: "И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (Деян. 5, 42).
Особым, более сакраментальным "полулитургическим" видом практикуемых самочинных сборищ являются "агапы". О них подробнее скажем ниже.
Если все вышеупомянутые виды самочинных сборищ кочетковцев носят характер встреч тихих, домашних, то так называемые ежегодные "соборы" проходят громогласно, собирают более тысячи человек, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья. Кочетковские "соборы" задуманы и проходят как несомненно церковное мероприятие, имеют завидную организацию. Одна беда: совершаются в обход благословения правящего архиерея — Патриарха.
Крайне важно отметить, что и "соборы", и все прочие бесчинные сборища братства "Сретение" не прекратились после запрещения о. Георгия Кочеткова в служении. Происходит дерзейшая вещь: вместо того чтобы принести плоды покаяния и прекратить неканоническую деятельность, запрещенный священник продолжает возглавлять большие и малые молитвенные собрания.
Мало того, не прекратился набор в новые "катехизические" группы. Таким образом, кочетковская секта продолжает свой рост через новые поколения оглашаемых. Запрещенный Патриархом священник продолжает сколачивать вокруг себя новую церковную оппозицию из доверившихся ему людей!
Такие действия очевидно подпадают под определение самочинного сборища (или парасинагоги), о котором известный толкователь Книги Правил епископ Никодим (Милаш) писал: "Это определение Василия Великого парасинаноги напоминает тех непокорных власти духовных лиц, кои, обходя своих законных епископов, самочинно хотят служить и в Церкви против коих издано было много правил (Ап. 31, IV Всел. 18, Трул. 31 и т. д.)". Здесь о. Георгий Кочетков узнается очень явственно.
В чем должны каяться организаторы и участники самочинных сборищ, если они желают примириться с Церковью?
Ясно, что главными плодами покаяния должны стать объявление неправомочности проводившихся неблагословенных собраний, прекращение созыва сектантских сборищ и признание участия в них грехом против Церкви.
Без публичного исповедания этой вины секта кочетковцев не прекратит своего обособленного от Церкви существования.

Кочетковщина как раскол

Есть все основания расценивать действия кочетковцев как раскольнические. Об этом содержательно говорилось, в частности, во многих докладах на Международной богословской конференции "Единство Церкви" в 1994 году в Москве. Справедливость такого взгляда заключается в том, что братство "Сретение" явно тянет на себя церковное одеяло. При этом спокойный диалог с православными священниками (как показал и пример с о. Михаилом Дубовицким) для сектантов оказывается затруднителен.
Одним из характерных признаков кочетковщины является наличие в этой секте своей альтернативной иерархии. В сборнике "Школа церковной смуты" об этом написано весьма подробно. "Семьи-общины" неиерархичны лишь в традиционном церковном смысле в силу того, что отрицают апостольскую иерархию. Фактически братство "Сретение" представляет собой весьма организованную иерархическую структуру. Во главе каждой "общины" имеется "глава семьи", именуемый "пресвитером", различаются старшие и младшие братья, "полные" и "неполные" члены "семьи". Наконец, "главы", или "пресвитеры", всех "семей" имеют над собой единого главу — о. Кочеткова, который, таким образом, воспринимает на себя естественную функцию "епископа", как возглавляющий совет "пресвитеров" и созывающий ежегодный "собор" своего братства. Таким образом, в кочетковщине отрицается не принцип иерархичности как таковой, но церковная апостольская иерархия для "православных общин" заменяется некой новой иерархией с самим Кочетковым во главе. Подобными подменами занимались еще древние гностики, за что были обличаемы святыми отцами-апологетами: "Что, если бы апостолы не оставили бы нам писаний? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили Церкви?" (св. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания. Кн. 3. Гл. 4)
Кочетковский раскол, слава Богу, пока не проявлен так откровенно, как старообрядческий, карловацкий или украинский. Но говорить об исторжении сокрытого раскольничьего корневища можно будет только тогда, когда члены братства "Сретение" принесут покаяние в том, что пользовались услугами своих избранных общиной "пресвитеров-самосвятов". Иными словами, до тех пор, пока самими кочетковцами не будет признана, обличена и упразднена (распущена) существующая иерархия в их секте, то есть пока сохраняется иерархическая структура, чуждая Православной Церкви, они остаются нераскаянными раскольниками.

Кочетковщина как ересь

Однако вину о. Георгия Кочеткова и его последователей можно видеть не только в отдельных экстремистских проявлениях или проведении самочинных сборищ при наличии раскольнического устроения.
Главный грех кочетковцев заключается в проведении ими так называемых "агап", которые представляют собой самое настоящее кощунство, глумление над святым евхаристическим таинством тела и крови Христа Спасителя. В таком случае они оказываются хульниками, еретиками.
Лично мне осознать это помог Сам Господь. Однажды на исповеди (не в том храме, где я сейчас служу) одна женщина спросила меня: "Батюшка, а всякий ли хлеб есть тело Христово?" Я удивился неожиданному вопросу и ответил, что, конечно, нет, не всякий, но лишь тот, который освящается и возносится в Церкви на божественной литургии. Во взгляде исповедницы оставался вопрос. Поэтому я стал далее подтверждать свои слова известными рассуждениями об артосе и служебных просфорах — о том, что даже сей освященный церковный хлеб не следует почитать телом Спасителя. Вспомнил, что антидор сравнивают иногда с ризой Христовой, то есть всего лишь с одеждой, облекающей тело Господа. Прихожанка меня внимательно выслушала и под конец сказала: "Теперь я поняла, что, кажется, заблуждалась". И она исповедалась в страшном кощунственном грехе, о возможности совершения которого я никогда прежде не слышал и не читал. Грех этот заключался в том, что она, прочитав в Евангелии стих "сие творите в Мое воспоминание" и не сообразуясь с церковным содержанием его смысла, восприняла слова Иисуса Христа как призыв к действию и начала "причащаться" у себя дома хлебом и вином. Так она "причащалась" некоторое время и даже иногда разделяла "духовную трапезу" с подругой. При этом ни с какими сектантами она в своей жизни не общалась и была вполне благоговейна.
Для той женщины исповедь закончилась как обычно — разрешительной молитвой. А меня самого услышанное перед крестом и Евангелием заставило вспомнить и заново пережить то, в чем я участвовал на "агапах" в братстве о. Георгия Кочеткова. Параллели были слишком очевидны. И там и здесь — домашняя обстановка. И там и здесь — преломление хлеба и освящение вина. И там и здесь — попытка "исполнить" Евангелие, то есть заповедь Спасителя "сие творити". И там и здесь — очевидная профанация, простота, которая хуже воровства. Похоже, что и там и здесь мутил воду один и тот же бес. Различие было лишь в масштабах. Исповедавшаяся мне женщина действовала как одиночка, стихийно. Кочеткову же (между прочим, еще до его рукоположения в священнический сан) удалось организовать целые ритуально обставленные собрания — "агапы".
Я не знаю, как зовут того беса, и потому не могу увековечить описанную мною духовную болезнь его именем. Можно, конечно, было бы назвать это явление по имени той женщины, просветившей меня своей исповедью. Но гораздо больше видится оснований, чтобы назвать данное антицерковное святотатственное явление именем того, кто не остановился на собственном прельщении, но прельстил многих, кто не излечил свой духовный недуг в таинстве святого покаяния (как эта женщина), но стал насаждать враждебный православию дух в людях, вовлекая соблазненных в еретическое движение. По справедливости описанное духовное явление должно быть названо по имени своего виновника — ересью кочетковщины.
В толковании на 6-е Правило II Вселенского Собора канонист Зонара писал: "Под именем еретиков разумеются те, которые приемлют наше таинство, но в некоторых частях учения погрешают и не согласны с православными". Это одна из самых метких оценок о. Георгия Кочеткова и его деятельности. Он действительно всегда "принимал" и "принимает" наши таинства — крещение, Евхаристию и другие, — но в "некоторых частях" так искажает и дополняет их, что явно погрешает против православной традиции. Об этом также обстоятельно изложено в книжке "Школа церковной смуты".
Вернемся снова к 1-му Правилу свт. Василия Великого. Вселенский учитель после перечисления нескольких ересей подчеркивает их общее отличие от кафолического Православия: "Здесь есть явная разность в самой вере в Бога". Святитель Василий Великий пишет о Боге потому, что он жил в эпоху, когда преобладающая часть лжеучений сводилась к вопросам тринитарных и христологических искажений богооткровенной истины. Иногда говорят, что в "агапической" деятельности кочетковского братства вроде бы впрямую не высказывается никакого особого учения о Боге. Однако это не так. По мнению авторитетных православных богословов нашего века: архиепископа Серафима (Соболева), архимандрита Иустина (Поповича) и других, мы живем в эпоху распространения ересей экклезиологических, то есть лжеучений о Церкви. Поэтому деятельность о. Георгия Кочеткова, его братства еретична как посягающая на чистоту Невесты Христовой, на единственность и святость Тела Христова, как пытающаяся подорвать столп и утверждение Истины, как подменяющая незыблемые вереи Церкви вратами адовыми.
Вспомним также классическое определение ереси, принятое церковными канонистами. Зонара писал, что "еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались". Это определение да заградит уста тем, кто говорит, что ересью позволительно называть лишь лжеучение, осужденное на Вселенских Соборах.
Приведем в этой связи глубокое и верное рассуждение сербского богослова преподобного Иустина (Поповича) из его книги "Православная Церковь и экуменизм": "Экуменизм — это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А всему этому есть общее евангельское название — ересь, ибо в течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют, отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион". В этот легион входит и кочетковское братство "Сретение".
Кочетковщина еретична не только в своих проявлениях, но и в глубинной своей сущности, а именно в своей экклезиологии. Священник Кочетков сознательно размывает границы Церкви, при этом совершая двойной грех. С одной стороны, он предельно умаляет значение православного Предания во всех его проявлениях: в догматическом, каноническом, богослужебном. С другой стороны, напротив, гипертрофированно большое значение он придает духовным традициям других конфессий, прежде всего протестантских. Священник Кочетков писал: "Нет и никогда не будет строгих определений Православия, а значит, и инославия, православности, ереси и раскола" (Вестник РХД. 1994. № 169. С. 16). Дух у протестантов, по убеждению о. Кочеткова, "православный и не отступающий от полноты богооткровенной Истины" (Православная община. 1991. № 4. с. 52). На так называемых "Афанасьевских чтениях" в октябре 1993 года о. Георгий призывал "решительно и смело пересмотреть свое привычное... отношение с инославными церквами и даже с другими религиями", полагая, что это "не даст возможности назвать нехристианами или еретиками, не членами истинной Церкви большинство неправославных" (Афанасьевские чтения. М., 1994. С. 111). Дело его не расходится со словами.
Ересь кочетковщины является одной из частных разнородностей ереси экуменизма, поскольку о. Георгий Кочетков предложил свой практический вариант "синтеза" Православия и баптизма. В книге "Школа церковной смуты" об этом написано так: "Он сам никогда не скрывал, что идея "агап" заимствована им из духовной практики баптистов. Полноту христианства он видит как восстановление утерянного единства традиции Евхаристии, с одной стороны, и традиции "агапы", с другой стороны. Согласно такому взгляду, Евхаристию сохранило Православие, а "агапу" — баптисты". Таким образом, производится кощунственное смешение святого церковного таинства Евхаристии с измышленными человеческими установлениями сектантов.
Итак, в узком кругу членов одной "семьи-общины", считающих себя чадами Русской Православной Церкви, без всякого общения с кем бы то ни было из представителей Православия или инославия кочетковцы проводят чисто протестантские (баптистские) ритуалы хлебопреломления. Если божественную литургию нередко называют брачным пиром Небесного Жениха Христа, то "агапические" сборища кочетковцев справедливо будет сравнить с потаенным блудодеянием в извращенной форме. Более привычно под практикой экуменизма понимать внешние церковные контакты, выражающиеся в межконфессиональных диалогах, совместных молениях и в общем хлебопреломлении представителей различных религиозных конфессий. В сравнении с этим еретическая практика кочетковщины может быть названа внутренним экуменизмом.
Как должны каяться еретики, если они желают быть приняты в церковное общение? Ответ на этот вопрос однозначен. Сектанты-еретики должны отречься от своих неправославных взглядов, проклясть свои греховные заблуждения и прекратить прежнюю порочную практику. Для кочетковцев это означает: с покаянием признать вину в проведении кощунственных "агап" и отречься от них.
Без проклятия и роспуска "агапических" собраний кочетковцы так и останутся нераскаянными еретиками.

О покаянии кочетковцев и их прощении

Сразу вскоре после запрещения в священнослужении патриаршим указом священника Георгия Кочеткова и его сподручных из братства "Сретение" стали раздаваться голоса о том, что все они или ни в чем не виноваты, или уже покаялись и должны быть возвращены в лоно Церкви. Однако никаких заметных плодов покаяния — ни в тех действиях, которые подходят под разряд хулиганских бесчиний по отношению к о. Михаилу Дубовицкому, ни в тех действиях, которые квалифицируются как раскольнические или связанные с образованием парасинагоги, ни тем более в тех действиях, которые определяются как еретические, — ни о. Георгий Кочетков ни его последователи не явили. Напротив, в демпрессе из их лагеря постоянно слышатся лишь речи об их безвинности, страдании за правду, о том, что они стали жертвой какого-то мифического злого заговора. Поэтому весьма странно слышать об их якобы свершившемся покаянии.
Пусть кочетковцы сперва с извинением вернут снятый ими с шеи о. Михаила в алтаре священнический крест. Пусть публично признают греховными свои бесчинные сборища и псевдоиерархию. Пусть, наконец, проклянут свои "агапы", являющиеся глумлением над Святой Евхаристией.
В сети кочетковщины путем соблазна были вовлечены сотни и тысячи людей — поэтому покаяние о. Георгия Кочеткова может быть только гласным.
Но похоже, что еретики хотят, чтобы Церковь их простила без всякого покаяния с их стороны.
Преподобный Иосиф Волоцкий в 16-й главе своей книги "Просветитель" вынес в заглавие следующую мысль: "Здесь же собраны свидетельства святых книг о том, что если еретик или отступник начнет каяться не по своей воле, но лишь будучи обличен и осужден, то такое покаяние нельзя принимать". В той же главе ревностный святый муж писал: "Если бы они сами, до обличения, стали каяться и сами по себе исповедали бы свое отступление, то покаяние их было бы принято. Но они не сделали этого и стали каяться лишь тогда, когда были обличены и осуждены на смерть, и потому покаяние их не принимается. Ведь Бог говорит через пророка: "Говори о грехах своих прежде, чтоб оправдаться" (Ис. 43, 26)". На кочетковцев, сколько мы можем судить, никакого давления не оказывалось ни со стороны церковного священноначалия, ни со стороны государственных органов. Исковое заявление на обидчиков своего мужа, священника Михаила Дубовицкого, его супруга из прокуратуры добровольно забрала. Тем самым пострадавшие явили пример истинного христианского прощения своих врагов, а распоясавшиеся еретики остались один на один со своей совестью. Пусть же услышат кочетковцы грозные слова преподобного Иосифа и успеют добровольно, без понуждения принести покаяние в грехах против Церкви и лично против о. Михаила Дубовицкого! Помоги, Господи!
Нельзя лишь допускать, чтобы формальное покаяние их превратилось в глумление и фарс, чтобы после примирения в братстве сохранялись "агапы" и действовала псевдоиерархия.
В заключение приведем слово Константинопольского Патриарха Фотия в ответ на вопрос Калабрийского епископа Льва о действенности крещения, совершенного мирянином: "Если в свободной стране, где христиане наслаждаются миром и где много священников, кто-либо из мирян, презирая порядок церковных священнодействий и надмеваясь гордостью, дерзнет совершить это дело, то есть крещение, таковые после строгой епитимьи за свой поступок совершенно устраняются от получения священства... Ибо кто презрел благодать до ее получения, тот не усомнится попрать и полученную". Что бы сказал святитель Фотий о человеке, который, "презирая порядок церковных священнодействий и надмеваясь гордостью", до получения благодати священства дерзает освящать именем Христовым хлеб и вино на домашних сборищах — "агапах"? Какую "строгую епитимью" и "устранение от получения священства" провозгласил бы сей ревностный православный архипастырь за посягание на совершение таинства тела и крови Спасителя? А слово его, как грозное пророчество, исполнилось на о. Георгии Кочеткове: поистине "кто презрел благодать до ее получения, тот не усомнится попрать и полученную"!
1998

От редакции сайта: См. также статью священника Константина Буфеева «Повеждь Церкви» в разделе «Библиотека».



Статьи автора

Отец Александр Мень: сказочник или сочинитель апокрифов?

Об эволюционистском богословии Тейяра де Шардена и протоиерея Александра Меня

Настало время установить праздник обретения мощей Святителя Тихона

«Шестодневъ» против эволюционизма. Интервью со священником Константином БУФЕЕВЫМ

О триединстве эволюционизма, гуманизма и экуменизма

Об антиправославном устроении в братстве священника Георгия Кочеткова

Может ли православный не быть креационистом?

Эволюция в Православии

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

27.05.2021
Андрей Иванов, Борис Котов

Пророчество Петра Дурново

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

13.05.2021
Святитель Игнатий Брянчанинов

О чистоте

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

30.05.2021
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

 

НОВОСТИ

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

09.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

07.06.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

21.03.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!