Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Сетевые беседы с народом игумена Петра (Мещеринова)

Николай КАВЕРИН


Имя игумена Петра (Мещеринова) — руководителя Школы молодежного служения Центра духовного развития молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре в последнее время все чаще и чаще встречается в церковных СМИ. Православные журналы и газеты считают за честь напечатать очередное размышление просвещенного и либерально-критически смотрящего на современную церковную жизнь игумена, пригласить его в радиоэфир или ежевоскресное околоцерковное ток-шоу на телевидении. У многих православных верующих, ознакомившихся с нетрадиционными высказываниями о. Петра о Церкви, возникают сразу же недоуменные вопросы: ну, мы знаем о разрушительной реформаторской деятельности московских священников-неообновленцев Георгия Кочеткова и Владимира Лапшина. Но неужели и в центральном московском монастыре подвизается игумен, чьи взгляды никак не укладываются в традиционное православное вероучение? К тому же игумен Петр (Мещеринов) уже прослыл как выразитель крайних антипатриотических идей, как пламенный борец с «клерикализмом» в Русской Церкви и хитрый противник введения в российские школы, вопреки усилиям всей церковной общественности, общеобразовательного предмета «Основы православной культуры», разжигающего, по мнению о. Петра, «антизападную истерию и ксенофобию», «ура-патриотизм и обскурантизм».

Игумен Петр отличается и неуместным для православного священнослужителя крайним рационализмом при оценке церковного Предания. Почти всё сверхъестественное в житиях святых и в современной жизни Церкви сразу объявляется о. Петром «яко не бывшее». Такой рационалистический подход к Преданию Церкви, отрицающий всяческие чудеса, присущ обыкновенно крайним протестантам.

Но можно предположить, что скорее всего не только рационализм мышления заставляет о. Петра отрицать некоторые события церковной истории. Например, святителя Николая якобы не было на Никейском Соборе, ибо житийное описание его конфликта с Арием не политкорректно, и действия его — заушение еретика Ария — не толерантны, а следовательно, не совместимы с евангельскими представлениями. В общем, святитель Николай — опасное воплощение воинствующего клерикализма, а любое проявление клерикализма в Церкви, ведущего возмутительную активную борьбу с «либерализмом», согласно о. Петру, не соответствует «евангельским ценностям».

Справедливости ради нельзя не отметить, что помимо явно протестантских и космополитических идей, которые, по мнению о. игумена, и есть чисто евангельские («я представляю Евангельские интересы»![1] — смиренно заявляет он на своем интернет-форуме Центра духовного развития молодежи www.cdrm.ru), о. Петру свойственна порой и глубокая проницательность по некоторым проблемам нашей церковно-общественной жизни. Так, например, его трезвая оценка младостарчества, кликушества вокруг ИНН и новых паспортов, современного околоцерковного мифотворчества и даже резко отрицательная, как это ни странно, оценка реформаторской деятельности священника Георгия Кочеткова («он отталкивается от действительно существующих в Церкви проблем, но решает их на уровне ужаснейшей, кондовейшей самодеятельности — типа духовного оркестра клуба им. Зуева, что приводит его почти к сектантству»[2]) являются весьма здравыми и вызывают полное согласие. Очень глубоко церковной и актуальной представляется и статья игумена Петра «О ценностях имперских, либеральных и других». По всем этим проблемам неоднократно с болью выступал и наш журнал.

Но, к сожалению, в целом мы не можем принять либеральный дух, содержащийся в идеях игумена Петра, — «частного лица», как он сам себя позиционирует в своих «критических высказываниях». «Я выступаю с позиции частного лица, считая ее наиболее приемлемой для себя»[3], — заявляет о. Петр. Но часто «позиция частного лица» вступает в резкое противоречие с позицией священнослужителя Русской Православной Церкви — игумена Петра (Мещеринова), что может быть чревато раздвоением личности.

Особое негодование вызывает у о. Петра патриотическая идея. Патриоты, в сочинениях о. игумена, только и занимаются как «поисками врагов» в лице масонов, евреев, Америки и мировой закулисы. «Русь!!! Армия!!! Держава!!! Все плохие, одни мы хорошие!!!»[4] — смердяковствует о. Петр. Ко всему этому о. игумен ставит на вид церковным людям «имперский национализм», «ксенофобию», «традиционный зоологический антисемитизм», «обскурантизм», «антиамериканизм» («в церковных СМИ наличествует, мягко выражаясь, злобное отношение к США, утверждение, что они для нас — враг номер один»), хотя «нравственный уровень американцев гораздо выше, чем у нас» (из статьи о. Петра «Церковные СМИ и патриотизм» 2005 года[5]).

На интернет-форуме игумену Петру был задан вопрос: «Внешних врагов и злопыхателей у нее (Америки) никогда не было?»

Отец Петр отвечает непонятливому совопроснику: «Я вот, хоть тресни, не понимаю: ну что нам плохого сделала Америка??? Создаётся какая-то ксенофобская иррациональная мифология. Ну приведите реальные примеры, подтверждённые фактами, доказывающие злодеяния Америки против нас... Между прочим, Америка — страна более христианская, чем Россия… Если уж говорить о геополитике, то не противовес нам Америка, а естественный союзник… Я думаю, что если бы наша матушка-Россия имела бы такую же военную мощь и такой же силовой авторитет в мире, как Америка, мы бы вели себя точно так же (если не хуже): насильно вернули бы себе всякие прибалтики и украины, развязав в них войну, навязывали бы миру национально-псевдоправославную идеологию, и т.д. Мир во зле лежит, сказал Апостол. Обратите внимание: весь мир; Россия вовсе не исключена из этого. Кстати, именно на этом настаивает наша мифология: мы — особые, не такие, мы святые (ну или малые дети, коих соблазняет кто хочет)... мы всё равно лучше, Америка — всё равно хуже...»[6] Но «надоедливый» вопрошающий никак не может «угомониться» и задает следующий вопрос: «Так врагов у нас никогда и никаких не было?» На что получает «оригинальный» ответ:

«Господи! Ну никак русскому человеку от еврейского вопроса не уйти... Что же за наваждение!!! Конечно, жиды во всём виноваты. Это они наш бедный народ развращают, спаивают, мешают г-ну Путину во всех его замечательных начинаниях... и т.д., и т.п. Вообще, удобная позиция. Мы — ангелы с крыльями, и всё бы у нас было бы “в шоколаде”, если бы не эти коварнейшие евреи, пьющие по субботам кровь христианских младенцев...»[7]

Русская культура, согласно о. игумену, вторична по отношению к западной, вследствие чего игумен Петр признается в пламенной любви ко всему западному (от Баха, Моцарта, Диккенса до США)[8] и нелюбви к таким русским православным писателям, как Иван Шмелев («сводит православную церковность к лубочности и еде…»)[9], Иван Ильин («глубоко не евангельский философ»)[10], Сергей Нилус («кликуша, параноик, духовно крайне нетрезвый человек, фальсификатор»)[11]. Ну, последнее очень даже понятно: ненавистные «Протоколы» не дают спокойно спать о. игумену в своей келье. «Кто такой старец Филофей? — вопрошает отец Петр. — Святой? Но его нет в святцах… Если подходить к этому со строгих святоотеческих позиций, возникает вопрос — не в прелести ли он? Очень не исключено»[12].

Касаясь вопроса о подвиге воина-мученика Евгения Родионова, о. Петр (Мещеринов) заявляет, что «имеется полуистеричная кампания»[13] по его канонизации. Да и вообще о. Петр на своем форуме высказывается за то, чтобы «Страсбургский суд объявил Российскую армию организацией, осуществляющей преступления против человечности»[14].

Итак, мы видим, что поиском врага в лице православных русских людей — от старца Филофея до митрополита Иоанна (Снычева) (труды которого «просто глупы»[15]) — да и традиционного Православия в целом занимается сам игумен Петр — «уполномоченный представитель Евангельских интересов» в Русской Православной Церкви (см. выше). В качестве «евангельской» альтернативы патриотизма о. Петр предлагает проповедь Христа. Кто же бы с этим спорил, только вот, читая многие сочинения руководителя Центра развития молодежи, никакой проповеди Христа в них не найдешь. Только лишь злобное обличение «клерикализма» в ограде Церкви, «имперского ура-патриотизма» и антисемитизма, да еще откровенный призыв к расколу: «Вообще-то я тоже в некотором смысле экстремист. Я понимаю, что раскол — это ужасно. Но иногда мне (я высказываю сугубо личное мнение) думается, что неплохо, чтобы было что-нибудь типа раскольчика. Пусть в него уйдут все зилоты, ревнители, ИНН-исты, геронтофилы, национал-патриоты и прочая публика. Пусть в своей церкви делают, что хотят»[16]. А может, лучше самому о. игумену в раскольчик уйти, да заодно прихватив с собой оо. Г.Кочеткова и В.Лапшина? Пусть тогда в своей церкви делают что хотят: хоть по-русски, хоть по-григориански, хоть без иконостаса, хоть даже совсем без икон — как захочется! И тогда не надо будет о. игумену так напрягаться и «противостоять существующей клерикально-детсадовской идеологии»[17].

Приведем мнение о. Петра о некоторых православных СМИ. На реплику из полемики на Интернет-форуме: «У нас уже есть один канал — Радонеж. Там выступают достойнейшие люди. Уровень передач высочайший, содержание в большинстве случаев тоже очень высокого уровня» — отец Петр отвечает так: «Да, там и я выступаю время от времени. Но выступления по меньшей мере 50% авторов лично меня совершенно не устраивают, а к некоторым (В.Н. Осипов, В.Л. Махнач и др.) вполне применима статья уголовного кодекса за разжигание межнациональной розни»[18]. Ну что ж, грозить собратьям по вере уголовным кодексом — это очень даже либерально и, вероятно, соответствует «евангельским принципам» о. игумена.

Следующий вопрос на форуме отцу Петру: «Что Вы думаете о журнале “Москва”? Насколько выступающие на его страницах священнослужители отражают официальную позицию Русской Православной Церкви?»

Отец Петр отвечает: «Вы имеете в виду, наверно, приложение к оному журналу под названием «Благодатный огонь». Моё мнение о нём двойственное. С одной стороны, там бывают хорошие статьи. Например, в 11-м большая и трезвая статья про Распутина; в 11-м и 12-м ?? наконец, поднят вопрос о пророчествах Прп. Серафима Саровского, которые приписаны ему, и др. — С другой же стороны, журнал занимает “зилотскую” позицию и крушит всех подряд: о. Меня, Осипова и проч. Слон в посудной лавке. Особенно меня раздражают статьи архим. Рафаила Карелина. Вот образец (по моему мнению) злобного фарисейства и некорректной полемичности»[19].

Еще один вопрос: «Как улучшить Русский Дом? В смысле журнал...» Ответ о. Петра — сама воплощенная толерантность вкупе с политкорректростью: «Им бы всем (редакции и авторам упомянутого журнала) неплохо было бы поработать с хорошим психотерапевтом... А может, даже и с психиатором...»[20] А может быть уж, батюшка, всех сразу в психовозку да на принудительное лечение? Смерть врагам плюрализма и толерантности?!

Любовь к отечеству, согласно представлению о. Петра, не заповедуется нам в Священном Писании. Любовь к отечеству, к Святой Руси — это, согласно о. игумену, «не по-евангельски», зато в конфликте на Ближнем Востоке игумен Петр определился сразу: «Я целиком и полностью на стороне Израиля»[21]. Вот это — «по-евангельски», по-нашему!

Игумен Петр заявляет: «Нет учения о патриотизме и у Отцов Церкви… Лишь в XIX веке у некоторых церковных писателей (свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский и др.) в связи с начавшимися глобализационными процессами появилась, как противостояние им, патриотическая проповедь. Но это, очевидно, прикладной случай в Церкви»[22]. Здесь о. игумен совершает подмену: во времена вышеупомянутых святых начинались не «глобализационные процессы», а революционные, которые не вызывают у о. Петра никаких отрицательных эмоций, как в случае ненавистной патриотической проповеди (всего лишь «прикладной случай»!) Не является ли и сам игумен Петр (Мещеринов) либерально-протестантским «прикладным случаем» в Православии? Правда, этот «прикладной случай» из Центра развития молодежного движения при Даниловом монастыре претендует на непогрешимость, безапелляционно утверждая: «абсолютное большинство членов Русской Православной Церкви (и, возможно, большинство клириков) имеют об учении и жизни Церкви очень смутное представление»[23]. Подразумевается, что только игумен Петр (Мещеринов), «выступающий с позиции частного лица», а не священнослужителя Русской Православной Церкви, имеет об учении и жизни Церкви подлинно евангельское представление. А если выступать не с «позиции частного лица», то это уже махровый клерикализм, с евангельскими представлениями никак не совместимый.

Баптистский подход к церковной жизни у игумена Петра выражается очень отчетливо: Евангелие в его сочинениях постоянно противопоставляется Церкви и ее Преданию, канонам, церковности. Например, пост, оказывается, можно рассматривать или с позиции «евангельских ценностей», или с позиции «церковных ценностей». И вообще, церковность в понимании о. Петра никак не может быть тождественна с Евангелием: церковность — это «клерикализм, неуважение к людям, агрессивность, обскурантизм, недоверие к свободе, неприятие правды, сребролюбие»[24]. Церковность, в отличие от Евангелия (какое вообще нелепое противопоставление для служителя Церкви!), «вполне может призывать гнушаться врагами Божиими и ненавидеть врагов Отечества», «церковности необходимо количество (поэтому у нас 80% населения — “православные”)»[25]. Или вот такое странное противопоставление: «Старание современных воцерковителей направлено на проповедь Церкви, а не Христа, на привитие людям прежде всего церковных, а не евангельских ценностей»[26].

Противопоставление о. Петром Церкви Христовой и Христа, ценностей церковных и евангельских — это откровенная протестантская проповедь, своеобразный «православный баптизм», граничащий с хулой на Спасителя и Его Евангелие: Церковь — Тело Христово, а ценности церковные всегда зиждутся на ценностях евангельских. Иначе мы пребываем в какой-то лжецеркви, основанной не Христом и не на Евангелии.

Вообще-то такие воззрения руководителя Школы молодежного служения не удивительны, если учесть, кто для «молодежного игумена» является духовным ориентиром. На вопрос корреспондента газеты «Кифа», издаваемой братчиками священника Георгия Кочеткова: «А какие-нибудь вдохновляющие примеры есть в окружающей действительности?», — игумен Петр отвечает: «В окружающей действительности я могу назвать имена митрополита Антония Сурожского и о. Александра Шмемана…»[27]

Напомним, что именно протопресвитер Александр Шмеман отличался крайне критическим отношением к Православной Церкви, презрением к церковности, Священному и церковному Преданию, святоотеческим трудам, аскетизму, традиционному православному благочестию, церковным традициям, молитве, постам, духовности… Прот. А.Шмеман в своих «Дневниках» даже не скрывал этого: «…Я не люблю, не могу любить Православной Церкви» (с. 248), которая, по мнению о. Шмемана, к тому же больна подспудной «шизофренией». Вероятно, именно такая оценка о. А.Шмеманом Православной Церкви наиболее близка игумену Петру: «Протопресвитер Александр Шмеман… пожалуй, как никто другой в наше время, чувствовал суть и смысл Церкви — это несомненно»[28].

«Книгу дневников о. Александра Шмемана я читал, как будто пил чистую свежую воду»[29], — пишет игумен Петр. Комментируя слова отца А.Шмемана из его «Дневников»: «Лично я вообще бы отменил частную исповедь» (с. 35), о. Петр признается: «И я не люблю исповедовать — может быть, потому, что в Русской Церкви исповедь “привязана” к Причастию»[30]. Итак, один священнослужитель не любит исповедовать — это мучительно и скучно, другой — крестить детей, третий вообще тяготится каким-либо богослужением и уходит за штат, чтобы иметь много времени сниматься в кино в роли «старца Григория Распутина» — спрашивается: зачем вообще такие люди принимают священнический сан? Священство, и тем более монашество, — это крест, который не может быть легким. А судя по космополитическим и проамериканским высказываниям о. Петра, его стремлению как можно сильнее и быстрее «отолерантить» российское общество и Русскую Церковь, из него мог бы получиться неплохой активист СПС, воинствующий либерал каспаровской «Другой России» или, на худой случай, ведущий радиокомментатор «Эха Москвы». Вот где пригодились бы его таланты, не будь он игуменом.

Впрочем, нельзя сказать, что о. Петр никогда не размышлял о таком пути. Отвечая на вопрос «Почему разводиться можно, а уйти из монахов нет?», он подчеркивает: «Всегда нужно учитывать вот что: имеет ли человек право на ошибку? В брачных отношениях вопрос этот решается Церковью хоть и со снисхождением, и с сожалением, но — положительно. Почему монашество — исключение? Вот человек понял, что он переоценил свои силы, ошибся… Бывает же так? Кольми паче Бог... а у нас из Бога делают тирана какого-то»[31].

Так что не только исповедовать не любит игумен Петр (Мещеринов). «А я скажу, какие службы я не люблю, — пишет он:

1) Вмч. Фёдору Тирону в субботу 1-й седмицы В. Поста… Ни одному двунадесятому празднику нет стольких песнопений; вдобавок, все они весьма византийские (т. е. многословные и витиеватые)…

2) Патр. Гермогену Московскому… Основное ее содержание — ура-патриотическое экзальтированное восхваление Святой Руси…

3) Всем святым, в земле Российской просиявшим…

4) Казанской иконы Б. М. — в икосе канона службы написано, что Божия Матерь погубляет не чтущих образ Её. Приплыли!»[32]

Или такое признание о. игумена: «Будь моя воля, я бы всенощные вообще не служил (служу их за послушание о. Наместнику — он так благословил) — мне — за два часа

очень нравится утреня с Литургией по-гречески, без часов можно всё отслужить»[33].

И еще пара откровений игумена Петра на интернет-форуме сайта ЦДРМ.

Вопрос: Буду благодарен за информацию по «календарному вопросу». Почему Юлианский календарь правильнее Григорианского?

Ответ игумена: Нипочему. Правильнее григорианский[34].

Вопрос: Скажите, а приход у вас новостильный?
Ответ: Новостильный[35].

Удивительное откровение! Если это действительно так, то игумен Петр (Мещеринов) не только позиционирует себя в прессе и в Интернете «как частное лицо», но и служит на своем подмосковном приходе в с. Долматово «как частное лицо», ибо Русская Православная Церковь на новый календарный стиль не переходила и переходить не собирается. О послушании Церкви уже не говорим, о послушании о. наместнику можно в отдельно взятом приходе и позабыть. Главное для «частного лица» — это свобода! В том числе и в богослужебном «творчестве». Игумен Петр так и пишет: «Русские православные люди в массе своей малочувствительны к свободе. Свобода для них — отнюдь не одна из главных христианских ценностей. Старый стиль, например, или охранение церковно-национальных внешних традиций гораздо значимее и важнее порой нежелательной и даже опасной свободы… Нечувствителен к свободе? Но в порядке ли тогда твое христианское делание?»[36] Тут мещериновский анархизм «частного лица» замешивается на махровой русофобии да на трудах нового «учителя Церкви» протопресвитера Александра Шмемана.

«Вообще я считаю, — заявляет о. Петр, — в Церкви всего должно быть много и “по интересам”… Например: нравится людям русский язык богослужения — пусть будут соответствующие приходы. Не нравится — приходы традиционные… Латинский обряд — пожалуйста, пусть будет соответствующий приход. И т.д.»[37]. Прямо-таки образец либеральной толерантности и плюрализма! От какого еще православного батюшки услышишь такие «прогрессивные» словеса! Ведь кругом, по выражению о. Петра, окопались «так называемые “ревнители” казарменно-строевого единообразия»[38]. Ну не понимают эти проклятые обскуранты, шовинисты да зилоты трэнда нашего либерального времени!

«Я считаю,— продолжает о. игумен, — что Священное Писание за богослужением непременно нужно читать на русском языке»[39].

«А может ли настоятель храма решить этот перевод своей волей?» — вопрошает прогрессивного игумена участник интернет-форума.

«Настоятель храма может в том случае, если он уверен, что на него не настучат Епископу… Многие осознают необходимость. Но почти никто не делает. Потому что православные тут же поднимут ужасный шум: обвинят в ереси, обновленчестве, модернизме, жидовстве, масонстве, непатриотизме и проч. Никто не хочет связываться; а высшая церковная власть более всего хочет мира и стабильности»[40].

Странно, если бы наша высшая церковная власть хотела не мира и стабильности в Церкви, а революции, церковной смуты и раскола. По мысли же о. Петра, в Церкви только великие потрясения могут вернуть ее к «евангельским принципам».

Может быть поэтому, когда один из собеседников игумена Петра, высказываясь о Святых Отцах, пишет: «Как раз для меня в Отцах Христос отобразился мало. Кроме некоторых случаев из их жизни и совсем некоторых отрывков из их трудов ничто в них не отображает для меня Христа…», — игумен отвечает ему: «Браво! в самую точку… Всё так и есть. Из Отцов сделали — уж не знаю, чуть ли не идолов, по которым мы непременно должны “равняйсь — смирно”, поэтому они не убедительны для человека, который заведомо не принял установку на их сверхобязательную авторитетность»[41].

Если авторитетность прот. Александра Шмемана да митрополита Антония Сурожского для о. Петра выше святоотеческих творений, то можно только констатировать душевно-протестантскую прелесть, в которой пребывает критически мыслящий игумен.

В рамках ответа о книге свт. Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти» пользователь интернет-форумом Центра духовного развития молодежи получает от о. Петра такой совет: «Сожгите эту книгу… Читайте Священное Писание, и Новый, и Ветхий завет… читайте владыку Антония Сурожского… Любовь Божия сильнее, чем Ваши грехи. Плюньте на грехи, смотрите на Христа»[42]. Совет, достойный войти в «сокровищницу» баптистской мысли! А «плюньте на грехи» — это уже из шмемановского наследия. Самому святителю Игнатию (Брянчанинову) игумен Петр дает на своем форуме такую оценку: «…Свт. Игнатий не имел систематического духовного образования (профессора богословия его раздражали), а богословствовал только “по Отцам”. Итог: очень узкое, тяжелое и во многом неверное и неточное богословие самого свт. Игнатия»[43].

К о. Петру (Мещеринову), а точнее — к его «интернет-советам» читать Священное Писание, не прибегая к учению Отцов, применимы слова самого святителя Игнатия: «Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его Святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание» (Сочинения… Т. I. СПб., 1865. С. 26; М., 1993. С. 108).

Но игумен Петр сам себя, видимо, считает великим «духоносцем», о чем он без лишней скромности заявляет в своей «Декларации о Святом Духе»: «Я знаю Святого Духа. Он всегда пребывает во мне… Иногда же Дух чувственно касается моего сердца, и тогда я эмоционально ощущаю, переживаю Его… И вот, я свидетельствую: “я знаком со Св. Духом”»[44]. Ну прямо-таки «православный пятидесятник»! Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает остерегаться подобной экзальтации и самообольщения: «Если же прежде явственного пришествия Святаго Духа — удела святых Божиих — кто возомнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывая себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: будете яко бози(Быт. 3, 5). И этот-то голос кажется ему голосом истины!» (Истина и дух // Сочинения… Т. I. М., 1996. С. 121).

Поэтому к чему такому экзальтированному «духоносцу» какие-то там «Отцы», когда есть подходящий современный «заменитель» святоотеческой мудрости — сочинения прот. А.Шмемана и митрополита Антония Сурожского, — «духовный» суррогат нашего времени.

А вот что святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о выборе духовного руководства. «Нахожу учение, повторенное всеми Отцами, что единственный путь к спасению — последование неуклонное наставлениям Святых Отцов. “Видел ли ты, — говорят они, — кого прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов — знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению Отцов, из которого составляется догматическое и нравственное Предание Церкви”» (Плач мой // Сочинения... Т. I. М., 1996. С. 560).

В заключение скажем, что мы не занимаемся «поиском врага» в лице игумена Петра (Мещеринова) — человека весьма умного и талантливого — и полемика с руководителем Школы молодежного служения на страницах «Благодатного Огня» пусть будет воспринята как некое братское увещание (хотя и нелицеприятное), в надежде, да вразумит Господь наш Иисус Христос о. игумена перестать выискивать врагов в православных людях, воспитанных в традициях и Предании Церкви, и сеять в неутвержденные молодые души плевелы церковного либерализма, космополитизма, реформаторства и откровенного протестантизма в православном обличии. И это братское увещание «молодежного батюшки», на наш взгляд, носит строго евангельский, а не ксенофобский характер.Ru


Примечания

Цитаты из высказываний о. Петра (Мещеринова) приведены по материалам открытых некоммерческих источников (основная часть которых расположена на Форуме Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. http://forum.cdrm.ru/ ). Формулировка некоторых вопросов незначительно изменена, формулировка высказываний игумена Петра приведена с сохранением всех грамматических и синтаксических особенностей, за исключением собственных имен авторов вопросов. Цитируемые сообщения охватывают период с 23.02.2004 по 10.05.2007 и даются по состоянию на 10.05.2007)

1. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1847&st=45
2. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=1192&st=10
3. Там же.
4. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=74&st=15
5. Доклад на конференции «Церковь и СМИ» 4 октября 2005 г. в Издательском отделе РПЦ. Полный текст см. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1129/
6. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=721&hl
7. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=390&hl
8. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=3535&st=75
9. Доклад на круглом столе «Церковь и дети: поиск новых путей церковной работы с подрастающим поколением в современных условиях». 9 ноября 2006 г. в Даниловом монастыре. Полный текст см. http://www.cdrm.ru/project/09-11-06/2.htm
10. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1596&st=30
11. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=24&st=30
12. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=708&hl
13. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=190&st=30
14. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1847&hl
15. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=390&hl
16. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=116&st=15
17. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1383&st=30
18. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=1192&st=40
19. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=183&hl
20. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1262&hl
21. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=2651&hl
22. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=3598&st
23. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=74
24. Проблемы воцерковления. Доклад на конференции «Задачи, принципы и организация катехизической деятельности Русской Православной Церкви» на Рождественских чтениях. МГУ, 31 января 2007 г. Полный текст см. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=3578
25. Там же.
26. Там же.
27. Игумен Петр (Мещеринов). Мы не осознаем, что время изменилось. Газета «Кифа», 2007, № 3, 4. Полный текст см.: http://gazetakifa.ru/content/view/803/ , http://gazetakifa.ru/content/view/887/
28. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=2868&hl
29. Игумен Петр (Мещеринов). Читая Шмемана. Альфа и Омега. 2006. № 2. Полный текст см.: http://www.kiev-orthodox.org/site/bookshelf/1332/ .
На ту же тему см.: Образ Церкви в дневниках протопресвитера Александра Шмемана: Круглый стол в редакции газеты «Церковный вестник» // Церковный вестник. 2006. № 6.
30. Игумен Петр (Мещеринов). Читая Шмемана…
31. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1512&st=15
32. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=209&st=15
33. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=1353&st=10
34. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1712&hl
35. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=393&st=20
36. Игумен Петр (Мещеринов). Читая Шмемана…
37. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=55&st=70
38. Там же.
39. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=116&st=10
40. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=116&st=20
41. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=2294
42. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=423&hl
43. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=751&st=15
44. Игумен Петр (Мещеринов). Декларация о Святом Духе. См.: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/rek-lit/teolog/petr/DeklaracoDuhe.htm

Статьи автора

Постмиссионерский декаданс

Миссионерский патерик

Обновленчество под маской «миссионерства»

Сверхчастое причащение и обновленчество

Смердяков от православия

Царский путь архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Неполиткорректные заметки: глядя из Москвы

Священство выше царства

Толерантность — это не добродетель, а диагноз

Хакеры контрреволюции против оранжевых «янычар глобализации»

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

18.02.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

 

НОВОСТИ

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

18.10.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии