Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Саровская Пасха

Архимандрит Никон (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Впечатления участника в торжествах


Совершилось давно желанное, давно столь ожидаемое великое торжество Православия на Руси Святой. Еще раз как бы отверзлось духовное небо над землею, и Церковь земная с благоговением узрела нового молитвенника и предстателя пред Богом за земных братий своих, во славе небесной предстоящего божию престолу. Отныне все православные единым сердцем и едиными устами будут взывать к нему: преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!

Описывать во всех подробностях это торжество для читателей "Душеполезного чтения" нет надобности: без сомнения, они с понятным нетерпением спешили ознакомиться с этими подробностями по газетам. Пишущему эти строки хотелось бы поделиться теми личными впечатлениями, какие вынес он из обители Саровской за эти незабвенные дни.

И что это были за чудные дни! Справедливо некоторые говорили, что мы как бы возвратились на это время ко временам евангельским, как будто Господь, в смиренном образе великого угодника Своего Серафима, ходил между нами, да между нами ли только?.. Со всех концов России получались вести одного и того же отрадно-благодатного свойства: совершались преподобным великие чудеса...

От самого Арзамаса, на протяжении 62 верст, еще задолго до торжества (мы ехали ровно за неделю) почти непрерывною вереницею тянулись богомольцы: то шли группами, распевая священные песнопения, то в одиночку, склоненные под тяжестью своих сумок, видимо утомленные долгим путем, опиравшиеся на свои дорожные посохи; то встречались повозки, в коих везли болящих все туда же, в Саров: ведь там открылся источник исцелений, для всех доступный, ни для кого не иссякающий. За повозки сзади держались старушки, еле передвигавшие ноги... И так до самого Сарова.

А вокруг Сарова, в его дебрях лесных, по берегам речек Сарова и Сатиса, верст на пять к западу и на столько же к востоку, было тесно от народной толпы... И это было еще за неделю до торжества, еще не пришли ближайшие, окрестные жители; что же было в самый праздник? За неделю считали приблизительно до 35 тысяч народа; сколько же его собралось к 19 июля? Говорят, что число богомольцев достигло трехсот тысяч...

Мне дали келию в самом монастыре. Окна выходили за монастырь. И вот в часы ночные в открытое окно можно было любоваться чудною картиной: везде были видны огоньки — то богомольцы, не имевшие возможности поместиться в бараках, которые были для них построены за пять верст от монастыря, разводили свои костры. Слышалось духовное пение, а под самый праздник пели даже пасхальные песни... Сбылось слово великого старца, преподобного Серафима: "Настанет время, когда среди лета запоют у нас пасху"...

Благоговейно было настроение народа. Не только в храмах, не только у святых мест подвигов отца Серафима, но и повсюду народ держал себя как бы в присутствии угодника Божия. Несмотря на то что войска и полиция по необходимости оттесняли народ даже от монастырских стен, несмотря на то что приходилось тысячам народа простаивать по целым дням в ожидании попасть хотя бы в стены обители, и ожидать сего напрасно, не слышно было ни ропота, ни слова малодушного порицания властям... В толпе только и речи было что о новых и новых чудесах преподобного Серафима.

Для удовлетворения хотя в некоторой степени жажды духовного назидания народа образовался проповеднический кружок из прибывших на торжество духовных лиц. В состав его вошли известный протоиерей Ф. Н. Орнатский, священник А. В. Рождественский, редактор "Отдыха христианина", ректор миссионерских курсов из Казани архимандрит Андрей, ректор Петербургской духовной семинарии архимандрит Сергий и пишущий эти строки, редактор "Троицких листков". Проповеди говорились на всех почти ранних и поздних обеднях. Само собою понятно, что основою всех их были жизнь и подвиги преподобного Серафима. При этом происходили трогательные случаи. Когда, например, отец Орнатский в своей проповеди привел незабвенные, дышащие любовию и отеческой нежностью слова угодника Божия: "А вы, когда меня не будет, когда вам скорбно станет, ко мне на гробик приходите, да все так, как живому, мне и поведайте, и я услышу вас, и всякая ваша скорбь пройдет" и т. д. — по всему храму послышались рыдания, сам проповедник едва мог говорить от волнения и слез... После проповедей нередко можно было слышать от всей церкви возгласы: "Спасибо, батюшка, благодарим вас!" Раз пришлось мне говорить в храме Иоанна Предтечи, за воротами монастырскими; видя пред собою и на открытом воздухе, и в храме необозримые толпы народа, который не мог проникнуть в обитель, я избрал темою утешение тех, кто не мог достигнуть края своих желаний — поклониться мощам угодника Божия; и лишь только сказал в проповеди: "Многие из вас, может быть, еще не могли поклониться преподобному Серафиму", как от всей церкви послышался какой-то скорбный вздох: "Ох, нет еще, батюшка!" Глубоко тронут я был этим сердечным вздохом и сказал между прочим моим слушателям: "Не скорбите, братия моя, что вы не получили еще желаемого; ведайте, что если вы не видите угодника Божия, зато он-то вас видит, видит он ваше усердие, ваше желание сердечное и благословляет вас... Смотрите, чудеса его среди вас совершаются, не в монастыре только, а и у источника, да и повсюду; слышите, несутся вести и из Москвы, и из всех краев Русской земли о том, как близок к нам, православным, преподобный Серафим". И нужно было видеть, с какою благодарностью народ принял это слово утешения.

Но чтобы видеть весь подъем религиозного чувства в народе, всю силу той веры, которою он живет другую тысячу лет, надо было пойти на источник преподобного Серафима. Это в трех верстах от обители, где была ближняя пустынька великого старца. Ключ холодной воды бьет сильною струею из горы. Над источником построена часовня, откуда вода отведена в две купальни — для мужчин и женщин. Из купальни вода бежит в речку Саровку.

Трудно описать то, что происходило здесь. Для этого нужна была бы кисть великого художника, слово гениального поэта. Сколько было тут болящих, и каких болящих! Вот где поистине был дом милосердия, о котором говорит святое Евангелие. Поистине тамо лежаше множество болящих, слепых, сухих, хромых, чающих исцеления. Были тут и скорченные, и расслабленные, были со страшно вывороченными руками и ногами, с обезображенными лицами; были прокаженные, один вид коих приводил в ужас; были, наконец, лишенные разума — словом, тут можно было наблюдать все виды человеческих страданий и нельзя было равнодушно смотреть на этих несчастных.

И казалось, что ангел Божий незримо утешает всех этих страдальцев, что угодник Божий тут, с ними, незримо ходит, благословляя их и, по мере их веры, исцеляя их недуги. Весь путь от монастыря до источника был покрыт сплошною массою народа; везде слышалось: "Сейчас прозрела слепая женщина, сейчас преподобный простил хромого, сейчас исцелился скорченный мальчик..." Вот толпа окружает 18-летнюю девушку; она была слепая от рождения; вчера искупалась она и стала отличать солнце на небе как красное пятно; сегодня искупалась и уже различала тени, видела свет, заметила даже блеск золотого креста на груди одного из нас — и невольно припоминались слова евангельского исцеленного слепца: вижду человеки, яко древия ходяща. После мы слышали, что на третий день она стала ясно видеть все.

Мы пришли к источнику в то самое время, как там получил исцеление скорченный мальчик. Он принесен был сюда на руках, но лишь только поднесли его под благодатную струю Серафимова источника, как он почувствовал себя здоровым, выпрямился, и надо было видеть его радость, его блаженство, когда мать помогала ему одеваться. Никогда я не забуду этого светлорадостного личика, этой неземной, ангельской улыбки! Разве только гениальная кисть нашего великого художника В. М. Васнецова умеет изображать такие личики у херувимов и серафимов.

Вечером того же дня этот мальчик уже на своих ножках был приведен матерью к преосвященному Иннокентию на благословение.

Трогательно было видеть, как бывший глухонемой, только что получивший слух и дар слова, учился говорить, повторяя за другими слова: "я рад, благодарю Бога".

Особенно поразила нас такая картина. В большой толпе народа стояла еще нестарая женщина, лет сорока трех, из города Верного Семиреченской области; она рассказывала со слезами умиления о своем исцелении от слепоты, которою страдала девятнадцать лет. "Уж резали-резали доктора-то мои глазыньки, да толку не было никакого, — говорила она. И действительно, в ее глазах не видно было ни век, ни ресниц. — А вот теперь я все ясно вижу, вижу всех вас, вот и деньги считаю", — говорила она, показывая в руках деньги, которые давали ей на благодарственный молебен.

В это время сквозь толпу протеснилась молодая женщина. Добравшись до исцеленной, она пристально стала всматриваться в ее лицо и вдруг воскликнула: "родная моя! Да ты ли это?.. Ведь ты была слепая! Помнишь, ты ночевала у меня в Красноводске?" Бывшая тут же вожатка исцеленной подтвердила, что действительно лицо молодой женщины ей знакомо. И вот эта красноводская странноприимница теперь бросилась на шею исцеленной со слезами радости, поздравляя ее с милостью Божией. А та, отвечая на ее приветствия, говорила ей: "Помню, матушка, что ты тоже жаловалась на свои глазыньки. Иди же, иди скорее к источнику, да ничего не бойся, милая, прямо так под струю-то и подставляй свои глазыньки-то — и будешь здорова. Я вот не видала еще своих деточек-сироток, вот радость-то будет им! Говорили мне наши-то староверы: если вернешься зрячею, то поверим твоему Серафиму... грех им будет, если теперь не поверят".

Таковы совершались дела Божии у святого источника Серафимова. Около часовни виднелось множество костылей, брошенных хромыми и расслабленными как ненужные вещи. Народ после сжег эти костыли: этим как бы хотели сказать: болезнь, где твоя власть? недуги, где ваша сила?

С среды 16 числа начались заупокойные службы. Святая Церковь молилась о упокоении родителей преподобного Серафима, игуменов, при которых он подвизался в обители, и о нем самом — в последний раз. Как трогательны были эти молитвы! Невольно думалось: нам ли, грешным, молиться о тебе, угодниче Божий? Но ты был так смиренен при жизни, что у всех готов был просить молитв себе; но теперь молится за тебя матерь наша, святая Церковь, радуясь твоему прославлению от Бога, готовая завтра же воспеть тебе песни похвальные... А когда молится Церковь, то молится с нею и Сам глава ее — Христос Спаситель, яко великий ходатай Бога и человеков, яко глава обновленного им человечества. Такая ли молитва не дойдет до Бога Отца Небесного? Не только дойдет, но сторицею и в недро молящихся возвратится!

В четверг обитель с радостным трепетом встречала Венчанного Богомольца — православного русского Царя, который прибыл с своею супругою, матерью и многими членами своего царственного дома, чтоб принять участие в великом торжестве своего народа православного, чтоб разделить с сим народом радость его, молитвы его, чтобы поклониться до праха земного новому молитвеннику земли Русской, смиренному "иеромонаху Серафиму", который при жизни своей не иначе себя называл, как "убогим", который целовал руки приходящих к нему, кланялся им в ноги и всех так любовно, так ласково-отечески приветствовал: "радость моя, Христос воскресе!" О, каким сердечным, громовым "ура!" встретил народ своего Боговенчанного Царя! Народ ограждал себя крестным знамением, издали крестил своего "батюшку" с его "матушкой", а Церковь Божия встречала его с подобающим велелепием у святых врат обители и в Успенском соборе. Прямо из сего собора Государь со всеми своими высокими спутниками изволил проследовать в Зосимо-Савватиевскую церковь, где временно почивали, до открытия, святые мощи угодника Божия, и здесь поклонился виновнику сего доброго и светлого торжества. Поздно вечером, после всенощной, Государь и Государыня исповедались в келии преподобного Серафима у иеросхимонаха пустыни отца Симеона, а наутро, за раннею литургией в Успенском соборе, изволили причаститься святых Христовых Таин. Как поучительно было это царское говенье вместе с прочими православными, коих было немало в тот день!

Стоит упомянуть, в назидание православным, что наш батюшка-Царь накануне проехал 62 версты проселочной дорогой, стоял всенощную, исповедался уже в одиннадцатом часу ночи, а к святому причащению все же изволил встать к ранней литургии, которая начинается в пять часов утра. И с ним разделила сей подвиг его Боговенчанная супруга. А затем они ходили пешие до дальней пустыньки — это верст восемь в один конец. Не поучительно ли?

В двенадцать часов дня 18 июля была совершена торжественная последняя панихида об упокоении "раба Божия приснопоминаемого иеромонаха Серафима". В последний раз, при пении "Вечной памяти" Царь и вся за ним церковь, весь русский народ в лице своих лучших представителей, собравшихся на торжество, преклонили свои колена в смиренной молитве за того, кто усердно молится за всех...

В шесть часов вечера раздался чудный благовест к всенощному бдению. Его совершали, в присутствии царственных особ, митрополит, 3 преосвященных, 12 архимандритов, 12 протоиереев и иеромонахов в Успенском соборе обители.

Около восьми часов вечера из собора вышел на литию крестный ход в Зосимо-Савватиевскую церковь, которую так любил при жизни своей угодник Божий, на постройку которой он собирал когда-то пожертвования, в которой он сподобился видеть во время литургии Самого Господа, в которой он часто причащался святых Таин, в которой и теперь временно почивали его святые мощи.

Открылось чудное зрелище. Среди многотысячной толпы народа двумя рядами стояли войска, охраняя путь крестному ходу. Десятки хоругвей, всех видов и форм, тихо веяли, колебались, блестели в тихом воздухе. Массы народа стояли с возжженными свечами. И свечи те не гасли, как бы знаменуя, что тихий и кроткий старец, при жизни своей "льна курящегося не угашавший", теперь внемлет каждому вздоху, каждой слезинке тех, что собрались сюда к нему от всех краев Русской земли... А у кого в эти торжественные минуты, кажется, не было слез? Они невольно подступали к горлу, они катились по ланитам всех... И вот из Зосимо-Савватиевской церкви показалось шествие: вынесли на руках драгоценный гроб, заключающий в себе священные останки. Несли этот гроб 12 архимандритов, а когда гроб был поставлен на носилки, впереди понес сам Государь... Высоко-высоко подняли мы эти священные носилки, и видны они были всему народу, что наполнял весь монастырь... Тихо двигалось шествие; оно направилось мимо собора во имя Живоносного Источника, вокруг Успенского собора, причем останавливалось на всех его четырех сторонах. Усердие народа бросало на путь и деньги, и холст, и разные полотенца... В первый раз на литии, в молитве "Владыко многомилостиве..." послышалось среди лика избранников Божиих имя преподобного и Богоносного отца нашего Серафима, саровского чудотворца... По окончании литии гроб внесен в собор и поставлен на средине церкви.

Всенощное бдение совершалось обычным порядком до величания. Кончилось чтение кафизм. Вышли святители и все священнослужители на средину и расположились вокруг гроба. Пропели "Хвалите имя Господне..." Митрополит отпер гроб ключом и открыл его крышу, которую тут же унесли в алтарь два архимандрита. Вдруг раздалось чудное пение всех стоявших вокруг гроба священнослужителей: "Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме..." Слезы умиления опять у всех показались на глазах... За пением последовал земной поклон пред гробом — первый поклон преподобному Серафиму, яко прославленному от Бога угоднику Его. Это как бы приветный поклон Церкви земной новому прославленному молитвеннику за нас, грешных...

Минуты незабвенные, минуты торжественные и умилительные!..

После чтения Евангелия стали делать опять земное поклонение и прикладываться к святым мощам — сначала святители, их величества и царская фамилия, священнослужители, а потом и народ, который продолжал благоговейное поклонение угоднику Божию в течение всей ночи.

Настало утро 19 июля. После ранних обеден, за которыми было множество причастников, в восемь часов ударили к поздней литургии. Ее совершали те же лица, что и всенощную. Нет надобности говорить, что в общей молитве участвовал и Царь со всеми своими спутниками. Особенно трогательна была минута, когда святые мощи во время малого входа были внесены в алтарь и обнесены вокруг престола при пении: "Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуйя". Когда их вынесли снова на средину церкви и стали опускать в дубовый гроб под сению великолепной раки, то одна женщина быстро просунула руку между нами, несшими гроб, отерла белым платком дно гробницы, в коей мы несли святые мощи, и тотчас же отерла платком личико своей дочери... Девочка тут же заговорила: она была немая... Можно себе представить всю радость матери!.. Свидетелем сего чуда был сам благочестивейший Государь, который на другой день, после напутственного молебна пред отъездом, изволил подозвать к себе эту девочку с матерью и лично с ними беседовать по поводу сего исцеления. Торжество закончилось после литургии крестным ходом вокруг Успенского собора, причем святые мощи были несены в том же порядке, как и накануне.

На другой день обитель с подобающею честию провожала августейших богомольцев в Дивеево. На вечные времена останется светлым воспоминанием это царское богомоленье для обители, как и сам этот праздник навеки останется памятным в истории Русской Церкви, русского народа. И когда переживались эти светлорадостные дни, то мысль невольно иногда обращалась к несчастным отщепенцам нашего народа, удалившимся от родной Церкви: ах, почему их нет с нами! Как благотворно было бы для них быть свидетелями всего того, что совершалось здесь! Не верится, чтоб их сердце могло до того ожесточиться, чтоб не тронуться всею силою благодати, которая тут веяла столь ощутительно... Но увы, их не было тут, они не захотели, все эти искатели новых путей, не знающие старых вековечных путей, Богом открытых в Церкви святой, не захотели они прийти сюда в гордости своей... Что делать с таким ожесточением сердца? Как смирить эту гордыню, мнящуюся быть мудростью?.. Если они честно ищут святую истину, если бы хотели быть добросовестными искателями ее до конца, то кто мешал им производить "строжайшее научное исследование" всех этих чудес Божиих, здесь совершенных? Но они сего не хотели, они заранее решили, как евангельские предки их — фарисеи, ничего не признавать из того, во что с благоговением верит Церковь, верит народ: видимо, аще и от мертвых кто воскреснет, не имут, не имут они веры!.. Честно ли это?

Размышляя над дивными делами Божиими, во дни наши совершаемыми, вспоминая все чудеса Божии, не только в Сарове, но и в Чернигове, и в Курске, и в Борках, Богом сотворенные, невольно становится и радостно, и страшно... Радостно: ведь все это совершается воочию нашею, все это для нас — вернейшее, небесное, непререкаемое свидетельство правоты нашей святой веры, нашего родного Православия. могут ли противостоять таким свидетельствам все велеречивые глаголы современных врагов Церкви, всех этих "союзников борьбы с Православием"? С нами Бог, и расточатся все враги Его, враги Церкви Его святой! Но и страшно... В самом деле, никогда так много не было столь поразительных, столь явных, непререкаемых чудес, как в наше время... Разве во времена первых христиан, разве во времена гонения на Церковь Божию... Но теперь, кажется, не те времена...

И приходит скорбная мысль: уж не потому ли Господь умножает чудеса на Русской земле, чтоб нас сделать безответными на страшном судище Своем? Вразумлял, и многажды вразумлял Он нас разными бедствиями — не слушаем Его вразумлений, живем не по-православному, не являем дел веры своей; и вот Он, в бесконечном милосердии Своем, начинает нас вразумлять Своими благодеяниями, Своими чудесами... Слава Богу, народ благоговеет пред сими знамениями милости Божией — но что наша так называемая интеллигенция, наши мнимообразованные?.. Разверните их любимые газеты за 19 июля: их идеал, богоотступник расстрига Комб, коему они изволят посвящать передовицы в такой день, да некое "иное", только не церковное просвещение... И больно-больно становится на душе, когда вспомнишь, что и во времена Христовы тогдашняя "интеллигенция" так же относилась к Спасителю мира, и... все мы знаем, чем кончилась история богоизбранного народа...

Будем же крепко молиться Господу, да молитвами новоявленного чудотворца не попустит Он, милосердный, всем этим отщепенцам совратить православный народ наш на пути развращенные, да вразумит Он и самих этих несчастных слепцов духовных, на коих грех пребывает по слову Христову (Ин. 9, 41), да обратит их на путь светлой истины Православия.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас, грешных!
 

P. S. 15 августа, час ночи. Окно открыто. На площади между соборами Троицким и Успенским в святой лавре преподобного Сергия шумит народ... Весь минувший день непрерывною вереницею тянулся он, на протяжении около версты, по площади пред святыми воротами лавры, поднимаясь из-под горы и вливаясь волною в обитель. И все это — православные русские люди, пришедшие поклониться угоднику Божию. Но они не успели сего сделать в течение дня. Они и ночью стоят, ожидая очереди... Стоят пять, шесть, восемь часов. Какое терпение! Какая вера! Благослови Господь сих смиренных сердцем и укрепи их на жизненном пути... Вот где сила нашей Руси православной! И пока не иссякла она, эта сила, дотоле будет стоять Русская земля, несмотря на все бури, на все козни и тайных, и явных ее врагов...

То же самое творится и в Сарове, и творится вот уже четвертую неделю... Великие угодники Божии с любовью принимают к себе малых сих и продолжают то святое дело, какое творили при жизни своей на земле...

 
1903 г.


Статьи автора

Козни врагов наших сокруши...

Небесные утешения верующей душе

Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков?

На страже Господней

Авторитет Церкви и наша интеллигенция

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

4.03.2021
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

25.02.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

Начало Русской весны

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

14.02.2021
Священник Алексий Гоков

Седовласая старость – украшение нашей Церкви

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

5.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Протоиерей Михаил Правдолюбов

Об архимандрите Иоанне Крестьянкине

25.01.2021
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

К годовщине смерти протоиерея Всеволода Чаплина.
Протоиерей Всеволод Чаплин о смертной казни, о неправде «христианского» пацифизма, о священном долге защиты Родины и о спорах вокруг личности И.В. Сталина

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

31.12.2020
Протоиерей Александр Шаргунов

К 80-летию протоиерея Александра Шаргунова.
«Красота греха» и современная культура

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

24.11.2020
Священник Георгий Селин

Царство антихриста внутрь вас есть

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

 

НОВОСТИ

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

06.12.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)