Богородица

Библиотека

Священник Вадим КОРЖЕВСКИЙ
Очищаются ли забытые грехи в Таинстве Соборования?


Прихожанка. Благословите, батюшка.

Пресвитер. Спаси Вас Господи!

Прихожанка. Батюшка, уже неделя прошла с последней нашей беседы, а я никак не могу «отойти» от нее. Настолько услышанное необычно и ново, что «переваривается» с трудом. И знаете, что я подумала?

Пресвитер. Что же?

Прихожанка. Что кроме исповеди и того, что мы уже перечислили, есть еще одно средство очищения от греха.

Пресвитер. И что же это за средство?

Прихожанка. Соборование! Не случайно же Церковь призывает к соборованию хотя бы раз в году.

Пресвитер. Почему Вы решили, что к этому призывает Церковь?

Прихожанка. Ну как же!? В каждом храме ежегодно Великим постом совершается соборование для всех желающих.

Пресвитер. Это я знаю. Только не могу понять, причем здесь Церковь?

Прихожанка. Я не понимаю Вашего вопроса.

Пресвитер. Мы же с Вами уже говорили, что церковные традиции и учение Церкви не всегда могут отождествляться, и чтобы сказать, так учит Церковь или к этому призывает Церковь, надо сначала выяснить действительно ли это так.

Прихожанка. А что, здесь тоже что-то не так?

Пресвитер. Вот давайте об этом и поговорим, если у вас есть время.

Прихожанка. Время для разговора с вами у меня всегда найдется!

Пресвитер. Для начала скажите, учит ли Церковь о соборовании?

Прихожанка. Да! Я помню, что об этом пишет апостол Иаков.

Пресвитер. А что именно он пишет?

Прихожанка. Точно не помню, только смысл...

Пресвитер. Хорошо, давайте тогда прочитаем. Вот как он пишет в 5 главе своего Послания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет Пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14–15).

Прихожанка. Да, да, именно это я и имела в виду.

Пресвитер. А почему священнодействие, о котором поминает апостольское слово, называется Соборованием?

Прихожанка. Наверное, потому что совершается соборно.

Пресвитер. Что вы имеете в виду?

Прихожанка. То, что все вместе в храме собираются для совершения Таинства.

Пресвитер. А совершить его вне храма, например дома, можно?

Прихожанка. Конечно, если кто-либо по причине болезни не может прийти сам, то к нему приходит священник.

Пресвитер. А будет ли оно тогда соборным?

Прихожанка. Ой! Не знаю. Наверное, нет. Или я что-то не так говорю.

Пресвитер. Соборованием это Таинство называется в силу того, что молитва здесь должна твориться целым собором священников.

Прихожанка. Да? А сколько должно быть священников?

Пресвитер. От трех и более. Традиционным считается число семь, по счету читаемых Евангелий и помазаний. Кстати, в силу того, что видимым знаком исцеления служит освященный молитвой елей, оно называется также Елеосвящением.

Прихожанка. А я никогда не видела, чтобы Елеосвящение совершали несколько священников.

Пресвитер. А я вам больше скажу. В настоящем своем виде соборование должно совершаться не просто собором священников, а обязательно во главе с их епископом [1].

Прихожанка. Да как же тогда возможно будет пособоровать всех желающих?

Пресвитер. Конечно, пособоровать можно и без епископа, и даже одному священнику, но только в исключительных случаях. А когда исключение становится правилом, невольно возникает вопрос о законности совершаемого.

Прихожанка. А разве не исключением является то обстоятельство, что у нас священников пока мало, а желающих собороваться много?

Пресвитер. А кто вам сказал, что практика соборования всех желающих тоже является законной?

Прихожанка. Если бы она была незаконной, ее бы не допускали. Хотя... исходя из того, что я уже от Вас слышала, это очень слабый аргумент. А Вы не знаете, откуда такая практика появилась?

Пресвитер. Скорее всего этому способствовало утверждение той восточной традиции, согласно которой в четверг или субботу Страстной недели разрешается всем желающим без разбору приступать к Таинству Елеосвящения.

Прихожанка. То есть не мы этот обычай придумали?

Пресвитер. Вот именно, что обычай. Святитель Димитрий Ростовский так и говорит, что соборование всех желающих на Страстной совершается «по затвержденному церковному обычаю, а не по писаному преданию».

Прихожанка. А откуда такой обычай мог появиться?

Пресвитер. Трудно сказать в точности. Но известно, что уже в древности встречались такие случаи, когда здоровые, присутствуя при Елеосвящении больных, просили пресвитеров допустить и их к святому помазанию для получения благословения Божия и освящения или для утоления какого-либо легкого недуга, облегчения душевных страданий и скорбей. Снисходя к их просьбам, некоторые священники помазывали и здоровых, читая над ними те же молитвы, что и над больными. Говорят, что и древние славянские рукописи Требника также рекомендуют помазывать «всех требующих благословения сего»[2], а в некоторых случаях дозволялось помазывать сами стены дома, где совершалось таинство. Последнее, как явно несообразное с совершаемым, постепенно перестали делать, тогда как первое, хотя тоже несообразное, продолжается и до наших дней.

Прихожанка. А с какого времени такое Соборование стало совершаться?

Пресвитер. Предполагается, что свое начало подобная практика получила в Восточной Церкви около V–VI веков, так как его употребление имеется в практике коптов, отделившихся от Церкви в середине V века, и яковитов, отступивших от нее в VI столетии.

Прихожанка. А у нас подобная практика с какого времени появилась?

Пресвитер. На Руси общее Елеосвящение стало известно лишь со второй половины XVI или первой половины XVII веков[3], хотя и оно совершалось только в Московском Успенском соборе и некоторых кафедральных соборах России, а также в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Кирилло-Белозерском и Соловецком монастырях.

Прихожанка. И все?!

Пресвитер. Представьте себе. И совершалось оно только в четверг Страстной седмицы, а не по нескольку раз в период Великого поста, и тем более не в другие уставные посты, как это стало практиковаться ныне почти в каждом храме.

Прихожанка. А как же они могли всех желающих пособоровать?

Пресвитер. Мало того, что не все желающие могли собороваться, но начиная с XVIII и вплоть до начала XX века эта практика постепенно стала забываться, так что уже во времена преп. Амвросия Оптинского этот обычай сохранялся только в Москве и Киеве[4].

Прихожанка. Что вы говорите!

Пресвитер. Причем чин совершения общего Елеосвящения того времени совпадал с чином совершения его в греческих монастырях и несколько отличался от чина, совершаемого ныне у нас повсеместно.

Прихожанка. И в чем же это отличие?

Пресвитер. Главное отличие в том, что помазание совершалось не семь, а один раз со словами: «Благословение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во исцеление души и тела рабу Божию (имя) всегда, ныне, и присно и во веки веков, аминь». У нас же, как вы знаете, этот чин совершается по типу, предназначенному для совершения над одним больным, как это изложено в Требнике.

Прихожанка. И что из этого?

Пресвитер. А то, что некоторые из-за этого общее соборование даже не считали таинством[5]. Если же еще учесть всякие несуразности, допускаемые ныне при совершении таинства, то невольно задумаешься о правомочности его совершения.

Прихожанка. А что за несуразности Вы имеете в виду?

Пресвитер. Да хотя бы практику брать домой масло, оставшееся после совершения Таинства, которое, кстати, должно быть только оливковое и никакое другое, и помазывать им в течение года места своих болячек, в том числе и новых.

Прихожанка. А что, этого нельзя делать?

Пресвитер. Вот видите, Вы тоже так делаете и не считаете, что брать вещество таинства у Вас нет никакого права. Вам же не приходит в голову брать с собой воду, в которой вы крестились или освященные в Таинстве Евхаристии хлеб и вино! Почему же вы считаете, что можете брать с собой елей и использовать по своему назначению, вне таинства?

Прихожанка. Так дают же!

Пресвитер. А должны сжигать в церковной жаровне. Такое указание можно найти в любой настольной книге священнослужителя. Правда, некоторые, вырывая из контекста слова св. Иоанна Златоуста, приписывают ему то, что он совсем не имел в виду. И говорят, написано же у него: «Прими святый елей и помажь им все свое тело, язык, уста, шею, глаза».

Прихожанка. А он действительно так говорит?

Пресвитер. Говорит, но эти его слова никакого отношения не имеют к Таинству Соборования. Говоря так, он имел в виду всего лишь обычай брать елей из лампад от св. мощей, чудотворных и чтимых икон, и им с верой и молитвой крестообразно помазывать себя и ближних своих. Вот его слова полностью: «Прими святый елей и помажь все свое тело, язык, уста, шею, глаза, и никогда не впадешь в кораблекрушение пьянства, так как елей своим благоуханием напоминает тебе о подвигах мучеников, обуздывает всякое невоздержание, удерживает в великом терпении и побеждает душевные болезни»[6].

Прихожанка. Простите, батюшка, но из-за моих вопросов Вы так и не объяснили, почему общее соборование Вы не одобряете.

Пресвитер. Главным образом из-за того, что мало кто задумывается о том, что участие в Таинстве Соборования может иметь неверную мотивацию, а значит, и привлекать вместо благословения осуждение Божие, как и при участии в любом другом таинстве Церкви с несоответствующей каждому таинству целью.

Прихожанка. Что вы имеете в виду?

Пресвитер. А то, что сейчас многие к Таинству Соборования относятся как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний или, что еще интересней, как к достаточно легкой, хотя и не всегда бесплатной, возможности получить прощение всех по забвению не упомянутых на исповеди грехов.

Прихожанка. А я буквально недавно читала, кажется, у преподобного Амвросия Оптинского, что соборование очищает забытые прегрешения.

Пресвитер. Действительно преподобного Амвросий не раз упоминает, что Таинство Соборования «очищает забытые и недоуменные грехи»[7] и что именно в «прощении забвенных прегрешений» состоит главная его польза[8], но при этом он не утверждает, что оно очищает все забытые грехи.

Прихожанка. А что же имеет в виду св. апостол Иаков, когда говорит, что если больной сделал грехи, то через соборование они ему простятся.

Пресвитер. Чтобы понять, о прощении каких грехов говорит апостол Иаков, необходимо для начала ознакомиться с правилами относительно совершения этого таинства.

Прихожанка. А где эти правила можно найти?

Пресвитер. Все необходимые правила можно найти в «Настольной книге для священно-церковно-служителей», составленной С.В. Булгаковым, а также в книге прот. Михаила Архангельского «О тайне святого Елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения».

Прихожанка. И что же это за правила?

Пресвитер. Первое и основное правило относительно совершения таинства заключается в том, что совершать его можно только над больными.

Прихожанка. Простите, а можно сразу уточнить, Вы имеете в виду болезни только тела или души тоже?

Пресвитер. Под болезнями для совершения соборования подразумеваются, как правило, такие расстройства, которые так или иначе влияют на телесное самочувствие.

Прихожанка. А если кто-то болен психически?

Пресвитер. Такие болезни, которые психиатрия привыкла называть душевными (психическими), аскетика обычно именует нервными заболеваниями. Нервы же относятся к органам телесного состава, а следовательно, и так называемые душевные болезни по сути своей являются болезнями телесными, вызываемыми часто и чисто физическими причинами.

Прихожанка. А если просто плохо на душе. Мучают тоска, уныние, сильная скорбь.

Пресвитер. В этих состояниях, вопреки бытующему мнению, Таинство Елеосвящения не должно быть преподаваемо, ибо это не болезни, имеющие свою причину в органическом расстройстве, а именно состояния души, происходящие большей частью от внешних причин: вследствие потери родных, одиночества, расстройства житейского благосостояния, преследования от врагов и т.п. Для врачевания этих состояний рекомендуются меры нравственного свойства, к каковым относятся словесное утешение, состоящее в увещании, назидании, беседах, чтении, а также молитва, труды и прочее.

Прихожанка. Значит, это не может быть поводом для соборования?

Пресвитер. Скажу Вам больше: не всякому даже больному телесно требуется соборование, а только больному тяжело.

Прихожанка. А откуда это видно?

Пресвитер. На это, во-первых, указывает апостольское слово: «да призовет». Призывает же тот, кто уже не может прийти самостоятельно. Во-вторых, в молитвословиях самого чинопоследования таинства испрашивается «восстание от одра» того, кто именуется не просто болящим, а «люте болящим», недуги которого именуются «горькими болезнями», «неисцельными язвами», «болезнями тлетворными».

Прихожанка. Вот как!

Пресвитер. А так как Таинство Елеосвящения установлено и совершается для благодатного исцеления только больных тяжкими недугами, то из этого естественно вытекает еще одно правило, согласно которому нельзя совершать его над имеющими еще достаточное здоровье. Ведь Господь, установивший это благодатное врачевство, сказал, что «врача требуют не здравии, но болящии» (Лк.5:31). Следовательно, обычай помазывать здоровых тем елеем, который освящается для больных, неправомочен. Вот почему одно из правил гласит, что «маслоосвящение не бывает за канон, точию за недужных, по Апостольскому уставу»[9]. Смысл правила таков: Елеосвящение бывает правильным, законным (по канону) лишь тогда, когда совершается по Апостольскому установлению (Иак.5:14) над больными, а не над здоровыми или умершими.

Прихожанка. Понятно.

Пресвитер. Но не только имеющим достаточное здоровье запрещается участие в Таинстве Елеосвящения, но и далеко не всяким больным таковое участие разрешается безусловно.

Прихожанка. Еще интересней!..

Пресвитер. В этом отношении очень показательным является то правило, согласно которому лишаются соборования приговоренные к смертной казни, хотя бы они были при этом даже тяжко больными.

Прихожанка. А почему, позвольте узнать?

Пресвитер. Потому что неуместно молиться об избавлении от смерти и продолжении жизни того, который неминуемо должен подвергнуться лишению жизни согласно вынесенному судом приговору.

Прихожанка. А как же практика соборования перед смертью? Я, например, к своей маме приглашала священника, чтобы он ее пособоровал и причастил...

Пресвитер. Практика соборования перед смертью родилась из чуждой Православной Церкви идеи, что соборование является напутствием перед смертью.

Прихожанка. А что, разве это не так?

Пресвитер. Конечно, нет. В содержании чина Елеосвящения нет даже малейшего намека на приготовление болящего к смерти.

Прихожанка. А что же тогда является напутствием перед смертью?

Пресвитер. Таковым напутствием в православной традиции является причащение Святых Таин с предварительной исповедью и разрешением грехов. «Для отходящего, – по словам св. Феофана Затворника, – не столько потребно Елеосвящение, сколько Исповедь и Причащение, потому что Елеосвящение идет больному, чающему выздоровления»[10].

Прихожанка. А если человек еще не умирает, но у него уже «все» болит по старости лет?

Пресвитер. Даже в глубокой старости при отсутствии болезни как таковой нельзя собороваться, ибо старость сама по себе со всеми соответствующими ей немощами не является болезнью, а лишь возрастным периодом, ничем в сущности своей не отличающимся от любого другого периода человеческой жизни (младенчества, отрочества или мужества). Глубокие старики могут пользоваться свойственным их возрасту здоровьем, не испытывая болезней, и даже умирать безболезненно, от одной старости, и поэтому нет оснований в старости, проходящей без болезней, совершать Елеосвящение. Только тогда Елеосвящение сохраняет свой благодатный смысл и значение, когда старость постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние.

Прихожанка. А нельзя ли им собороваться, так сказать, для профилактики, чтобы не заболеть?

Пресвитер. Вот именно, что нельзя собороваться в виду только предстоящих в будущем опасностей, болезней или смерти. Отсюда, кстати, запрещается собороваться при отправлении в опасное путешествие или на войну, а также во время повальных болезней: чумы, холеры и т.п.

Прихожанка. А еще есть правила, не разрешающие соборовать больных?

Пресвитер. В отношении к разуму таинство Елеосвящения не может быть преподано таким больным, которые находятся в сумасшествии, лишающем разумения, какого бы возраста они ни были, и таким, которые имеют еще несовершенное сознание, к каковым причисляются младенцы до 7 лет.

Прихожанка. И детей нельзя соборовать? Почему?

Пресвитер. Видимо, потому, что благодать Таинства Соборования усвояется лишь при условии сознательного ее восприятия...

Прихожанка. Значит, нельзя соборовать и тех, кто вследствие болезни уже лишился сознания, впал, например, в кому?

Пресвитер. Если это таинство не совершается при недостаточном сознании больных, то тем более нельзя совершать его над больными, находящимися в бессознательном состоянии, в каковое могут они впадать в различных болезнях головного мозга, при агонии, во время сна, включая и летаргический, в припадках эпилепсии и т.п.

Прихожанка. Логично. А еще есть правила?

Пресвитер. Есть. Их можно классифицировать по типу «отношения к Церкви».

Прихожанка. Я так понимаю, что согласно этому правилу нельзя соборовать некрещеных и не исповедующих православной веры...

Пресвитер. И еще тех, кто не вполне сохраняет этой вере верность.

Прихожанка. Что Вы имеете здесь в виду?

Пресвитер. В первую очередь отлучения в той или иной степени.

Прихожанка. А о каких степенях отлучения Вы говорите? Я не очень понимаю.

Пресвитер. Церковное отлучение, согласно канонам, обычно имеет три степени. К первой степени относится отлучение от причащения, без лишения церковных молитв и духовного общения[11]. Ко второй – отлучение не только от причащения, но и от молитв и от духовного общения с верными[12]. А к третьей – «анафема», или изгнание из общества христианского с лишением даже внешнего с ним общения [13]. Исходя из этого, к таинству св. елея не могут быть допускаемы не только совсем отлученные от Церкви, но и кающиеся, т.е. временно отлученные от участия в Таинствах и соборных молитвах.

Прихожанка. То есть, вы хотите сказать, что таких отлученных, хотя бы и больных, соборовать тоже нельзя?

Пресвитер. Мало того, сюда же следует отнести и тех больных, которые приобрели болезни по собственной злой воле через намеренное членовредительство, принятие ядовитых веществ, покушение на самоубийство, раны, полученные от других во взаимно злонамеренном единоборстве, драке, кулачных боях, на дуэли, в грабительствах, разбоях, оскоплениях и т.п., потому что таковые тоже подпадают под разряд кающихся и, следовательно, теряют право на совершение Елеосвящения.

Прихожанка. А это право они теряют навсегда?

Пресвитер. Нет, конечно. Они вновь его приобретают после окончания церковной епитимии, сроки которой определяются теми же правилами.

Прихожанка. Как все разумно!

Пресвитер. И еще есть правило, согласно которому нельзя совершать Елеосвящение вторично над одним и тем же лицом в течение одной и той же болезни, как бы она ни была тяжела и сколь бы долго ни тянулась. В первый раз такое положение было выражено письменно в «Большом Требнике» в следующей форме: «Во едином и том же недузе тайна сия (св. елея) да не повторится, разве аще (недужный), долзе болезновав и к здравию пришед, паки в беду смертную впаднет».

Прихожанка. А что значит, «к здравию пришед, и паки в беду смертную впаднет»?

Пресвитер. Это означает, что вторично Елеопомазание может быть преподано однажды елеосвященному в таком только случае, если он, выздоровев после первого помазания, опять подвергнется этой же беде. Таинство это не должно повторяться над одним и тем же лицом именно в одной и той же болезни.

Прихожанка. А ведь этого никто из нас не знает.

Пресвитер. А теперь давайте вдумаемся во все эти правила и посмотрим, насколько обоснованным является широко распространенное мнение о том, что Таинство Елеосвящения является как бы неким дополнением к Таинству Исповеди, но не в особом случае, когда немощь болезненного тела не позволяет вполне воспользоваться последним, а вообще, будучи его безусловным продолжением, с уникальной возможностью избавиться от всех по забывчивости не сказанных на исповеди перед священником грехов.

Прихожанка. И что же?

Пресвитер. Если это мнение верно, тогда непонятно, почему Церковь лишает такого необходимого средства отправляющихся на войну, опасное путешествие или в глубокой старости, а тем более уже осужденных на смерть преступников? И если в таинстве, что называется, автоматически отпускаются все забытые и недоуменные грехи, тогда почему не допускаются к его участию недостаточные в разуме или лишенные его?

Прихожанка. Законный вопрос. И каков же ответ?

Пресвитер. Очевидно, что Церковь лишает этого таинства во всех вышеперечисленных случаях потому, что цель его заключается не в подчищении оставшихся грехов, а в чем-то другом. И доказательством тому может служить случай, о котором повествует архиепископ Вологодский Никон.

Прихожанка. Так, так. Что это за случай?

Пресвитер. «Когда мне было девять лет, – вспоминает он, – в нашем селе Чашникове, в 25 верстах от Москвы, умерла просфорница приходской церкви в возрасте 85 лет. Всю свою жизнь она провела в благочестии и чистоте и перед своей кончиной пожелала освятить себя Таинством Елеосвящения. Таинство это совершал над ней священник села Чашникова отец Иоанн в присутствии всего села. Болящая во все время соборования была в полной памяти. Как только прочтено было последнее, седьмое, Евангелие, она стала все более и более слабеть. Свеча выпала из ее рук, и дыхание незаметно прекратилось. Священник благословил усопшую иерейским благословением и, обратясь к родным, предложил им одеть ее в погребальные одежды, а сам стал разоблачаться. В этот момент все присутствующие видят, как усопшая открывает глаза, и слышат, как она тихо, но ясно говорит: «Святителю Христов, отче Николае! Тот грех содеян мной в юности и забыт мной. Но я виновна в нем и каюсь Господу перед тобой. Святитель Божий, прошу тебя, прости и разреши меня от этого греха». И с этими словами она тихо предала свой дух Богу»[14].

Прихожанка. Вот тебе и раз!

Пресвитер. Как видите, и из этого случая можно сделать вывод, что далеко не все забытые грехи прощаются в Таинстве Елеосвящения.

Прихожанка (в задумчивости): Да.

Пресвитер. Да и так ли уж это необходимо? Мы в прошлый раз уже говорили о том, что забытые грехи врачуются скорбями, Богом определяемыми.. Видов скорбей много. Один из них – болезни нашего организма.

Прихожанка. А ведь, правда, мы же болеем за грехи!

Пресвитер. Вот, вот! Помните, прошлый раз мы рассматривали смысл домашних бедствий.

Прихожанка. Очень хорошо помню. Я после этого нашла объяснение некоторым своим домашним «проблемам»...

Пресвитер. Но что говорить о них, если, по слову того же св. Иоанна Златоуста, «самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам порой враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями; если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему»[15].

Прихожанка. А кем заповедано? Богом?!

Пресвитер. Это же очевидно. Следовательно, кто не желает, чтобы к нему Господь применил такой способ очищения, тот пусть воспользуется любым из вышеперечисленных способов очищения. Но воспользуется до того, как Господь накажет его. Если же кто не успеет или не захочет, то ему придется потерпеть посланное наказание Божие, благодаря Его за попечение о нас. Если же кто-то при этом оказывается не в состоянии выдерживать заслуженного им наказания в виде болезни телесной, то «пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и, может быть, их молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14–15). Ибо «много может усиленная молитва праведного» ... (Иак.5:16)

Прихожанка. Споспешествуемая!

Пресвитер. Я рад, что Вы это усвоили. Но при этом не надо забывать, что это всего лишь один из способов очищения грехов, и далеко не единственный.

Прихожанка. Значит, я все-таки была права, когда сказала, что это еще один способ очищения грехов?

Пресвитер. Да, так и есть. И к этому способу прибегает лишь тот, кто не воспользовался вовремя исповедью или другим каким-либо способом.

Прихожанка. !!!

Пресвитер. Но даже если и прибегнет болящий, исповедуя свою немощь, к помощи других, то он должен понимать, что благодать Божия, действующая на него через освященный елей, обнаруживает это действие по-разному: в одном – постепенным и совершенным избавлением от болезни, в другом – лишь временным облегчением от нее или даже только возбуждением сил к благодушному перенесению ее.

Прихожанка. И все-таки я не поняла, какие же грехи прощаются через соборование?

Пресвитер. Что до грехов, то обещанное прощение, очевидно, подается только от тех грехов, которые привлекли соответствующее наказание Господне, а не всех вообще, как многие несправедливо стали думать. В этом, собственно, и заключается, как мне кажется, суть данного Богом Таинства Елеосвящения.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ц. В. 1891, 28 // Булгаков. С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. 2. – М., 1993. С. 1277.

[2] Венедикт (Алентов), иером. К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения. – Киев, 2004. С. 74.

[3] По рукописному уставу Иосифо-Волоколамского монастыря.

[4] Преп. Амвросий Оптинский. Собрание писем к мирским особам. № 148. С. 155.

[5] Например, прот. Архангельский, С.В. Булгаков и другие.

[6] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 2. Беседа о мучениках. – М., 1994. С. 712.

[7] Преп. Амвросий Оптинский. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Изд. Оптиной пустыни. 2003. С. 237.

[8] Там же С. 237.

[9] 163 правило Номоканона.

[10] Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. VIII. Письмо № 1329. М., 1994. С. 85.

[11] 1 Всел. 11; Анк. 5, 6 и 8 и пр.

[12] 1 Всел. 12, 14; Анк. 4, 9; Св. Григория Неокес. 8, 9, 10 и пр.

[13] Св. Петра Александр. 4; Св. Вас. Вел. 84, 85.

[14] Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника. № 200. – Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1996. с. 104.

[15] Св. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. Беседа на 3 псалом. С. 10.


Источник