Богородица

Библиотека

Обращение духовенства Русской Православной Церкви 1995 года по поводу католической экспансии



ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ
СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II


Ваше Святейшество!


Активная экспансия римо-католичества, и, в частности, униатства, на территориях Украины, Белоруссии и особенно Сербии, выражающаяся как в захвате православных храмов, так и в кровавой бойне, геноциде православного населения и тысячах беженцев, свидетельствует о неизменности давних стремлений Ватикана к расширению своего влияния на Восток.

В России католическое проникновение осуществляется более прикровенно. Ватикан назначает своих епископов в те районы, где отсутствует католическое население. Один из российских католических епископов недавно откровенно заявил, что Россия – не православная страна, и поэтому обвинения католиков в прозелитизме несправедливы.

На Новосибирскую кафедру Ватиканом назначен епископ-иезуит. Заметим, что Устав этого ордена запрещает его членам занимать иные епископские кафедры, кроме миссионерских.

Пропаганда латинства у нас ведется при поддержке католических издательств («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» и др.) и средств массовой информации (журналы «Символ», «Истина и жизнь», «Новая Европа», радио «Благовест», «Радио Ватикан»).

В этих условиях нас особенно настораживает открытое сотрудничество некоторых клириков и мирян нашей Церкви с теми католическими структурами, которые занимаются прозелитизмом на территории России.

Так, с июня 1995 года начала вещать новая радиостанция «Христианский церковно-общественный канал», которую возглавляет сотрудник Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата прот. И. Свиридов.

«Христианский церковно-общественный канал» состоит из двух основных блоков: радиостанции «София» и католической радиостанции «Благовест» (директор – гл. редактор прокатолической русскоязычной газеты «Русская мысль» И. Иловайская-Альберти), вещающей на всю территорию России, также (через филиппинское и литовское радио) с территории Филиппин и Литвы.

Составители передач этого радиоканала постоянно заявляют, что радиопрограммы составляются православными и католиками с целью лучшего ознакомления с вероучением и жизнью обеих Церквей-«сестер», однако в целом передачи «Христианского церковно-общественного канала» носят откровенно католический характер: сообщаются последние новости из Ватикана, рассказывается о католических праздниках и святых, делаются обзоры папских энциклик, многие события общественной и политической жизни комментируются с католической точки зрения.

Как это ни печально, немалую лепту в дело католической пропаганды вносит называющаяся «православной» радиостанция «София», которую возглавляет о. И. Свиридов, зав. сектором Отдела по катехизации Московской Патриархии[1].

В работе «Христианского церковно-общественного канала» помимо прот. И. Свиридова участвуют о.о. А. Борисов – президент Российского Библейского Общества, Иннокентий (Павлов) – секретарь Российского Библейского Общества, Игнатий (Крекшин) – секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, Г. Чистяков, В. Лапшин, А. Гостев.

В передачах этой радиостанции из уст клириков Русской Православной Церкви часто звучит защита догматических лжеучений католицизма, апология латинских святых, католическое (униатское) толкование многих церковных канонов и просто сомнительные высказывания, не имеющие ничего общего с вероучением Святой Православной Церкви; подвергаются ревизии и искажению, называются сомнительными и даже ошибочными святоотеческое богословие и творения святых отцов, их согласная отрицательная оценка латинства объявляется безграмотной и невежественной; неоднократно заявлялось о недостоверности жизнеописаний святых, почитаемых Церковью; предлагался переход нашей Церкви на католический григорианский календарь.

Например, священник московского храма свв. Космы и Дамиана В. Лапшин заявил в прямом эфире: «Что касается католиков, то я честно скажу, что для меня католики – такие же православные, как и те, кто называет себя православными, то есть я их не хочу тут даже отделять».

Другой клирик этого же храма Г. Чистяков доказывал радиослушателям, что подвиг великого исповедника Православия святителя Марка Эфесского, отстаивавшего на Флорентийском соборе чистоту и истинность православного вероучения против латинства, объясняется не чем иным, как... борьбой за сохранение гибнущей Византийской империи, находившейся в стадии разрушения. Хотя общеизвестно как раз обратное: имперские власти настаивали на унии именно в надежде получить помощь Запада против турок. Таким образом, в глазах о. Г. Чистякова догматические расхождения между латинством и Православием не имеют никакого значения, поскольку порождены историческими условиями прежних эпох (что очень напоминает «объяснения» марксистских историков, объяснявших подвиги многих православных подвижников сменой общественных формаций и классовыми противоречиями эпохи). В другой радиопередаче о. Георгий Чистяков публично признался, что «не знает, самая ли истинная православная вера или нет», и призвал относиться к ожидаемому современными иудаистами «Машиаху» как к Самому Иисусу Христу (!).

Сотрудничество с католическими миссионерскими структурами клириков и мирян нашей Церкви не ограничивается одним участием в католическом радиоканале. Некоторые из них состоят также членами редколлегий и редсоветов ряда католических периодических изданий: прот. И. Свиридов – прокатолической русскоязычной газеты «Русская мысль», о. Г. Чистяков – московского католического вестника «Истина и жизнь». До недавнего времени в состав редколлегии иезуитского католического журнала «Символ» входил В. Никитин, являющийся главным редактором печатного органа Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии «Путь православия»[2].

По сообщению «Радио Ватикан», в конце августа 1995 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных сношений МП, назначил сотрудника этого отдела о. Георгия Зяблинцева представителем Русской Православной Церкви в комиссию Католической церкви по беатификации (первая стадия канонизации) доктора Фридриха Гааза. У кого-то может возникнуть недоуменный вопрос: а какое отношение православные имеют к этому сугубо внутреннему делу католиков? Ведь подобного вопиющего факта – участия в инославном мероприятии канонического характера – еще не было с тех пор, как в 1054 году латинство отпало от Христовой Церкви.

Имели место случаи пропаганды католических воззрений в духовных школах Русской Православной Церкви. Так, в Православном университете св. Иоанна Богослова, ректором которого является игумен Иоанн (Экономцев), а также в Саратовской духовной семинарии до недавнего времени преподавали (а возможно, и поныне преподают) католические священнослужители.

В вышеупомянутом храме свв. Космы и Дамиана в Столешниковом переулке уже не один год осуществляется широкая распродажа католической литературы, в том числе вероучительного и миссионерского характера.

Создается впечатление, что Ватикан пытается создать внутри Русской Православной Церкви прослойку духовенства, лояльную к католическому вероучению и служащую делу заключения унии. Особенно прискорбным является тот факт, что не последнюю роль в этом деле играет сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации прот. Иоанн Свиридов.

Считаем необходимым также отметить, что все упомянутые нами выше лица являются сторонниками неообновленчества. Церковные реформы, предлагаемые современными обновленцами, поразительно напоминают реформы, осуществленные в католической церкви II Ватиканским собором, которые привели католицизм в состояние глубочайшего кризиса. Таким образом, деятельность католичествующего неообновленчества представляет страшную угрозу самому существованию Православной Церкви.

Смиренно просим Вас, Ваше Святейшество, принять меры против дальнейшего проникновения латинства в ограду Святой Церкви.

Испрашиваем Ваших Первосвятительских молитв, смиренные послушники Вашего Святейшества


архим. Платон (Игумнов), секретарь Ученого Совета Московской Духовной академии;

архим. Венедикт (Князев), проректор Ученого Совета Московской Духовной академии;

архим. Алипий (Кастальский), Свято-Троицкая Сергиева лавра;

игумен Феофилакт (Безукладников), настоятель подворья Оптиной пустыни в Москве;

игумен Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря в Москве;

игумен Сергий (Объедков), настоятель храма свт. Николая в Голутвине;

игумен Всеволод (Варющенко), преподаватель МДА;

игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николая на Берсеневке;

прот. Димитрий Акинфиев, настоятель храма свт. Николая в Хамовниках;

прот. Прокопий Харитошкин, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках;

прот. Василий Воронцов, преподаватель МДА;

прот. Николай Кречетов, настоятель храма Спаса Преображения на Болвановке;

прот. Леонид Ролдугин, настоятель храма Рождества Христова в Измайлове;

прот. Валентин Асмус, храм свт. Николая в Кузнецах, преподаватель МДА;

прот. Аркадий Шатов, настоятель храма блгв. Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице;

прот. Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, преподаватель МДА;

прот. Николай Ситников, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне;

прот. Георгий Студенов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве;

прот. Георгий Мезенцев, настоятель храма Св. Троицы в Листах;

прот. Николай Смирнов, настоятель храма мч. Иоанна Воина на Якиманке;

прот. Николай Петров, настоятель храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках;

прот. Владимир Чувикин, настоятель храма свт. Николая б. Николо-Перервинского монастыря;

прот. Димитрий Смирнов, настоятель храма свт. Митрофания Воронежского;

прот. Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель МДА;

прот. Геннадий Нефедов, настоятель храма Богоявления б. Богоявленского монастыря на Никольской, преподаватель МДА;

прот. Александр Куликов, настоятель храма свт. Николая в Кленниках;

прот. Стефан Пристая, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове;

прот. Алексий Чулей, настоятель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница»;

прот. Феодор Рожик, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе;

иерей Михаил Осколков, настоятель храма свв. Афанасия и Кирилла Александрийских в Сивцевом Вражке;

иерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых б. Алексеевского монастыря, преподаватель МДА;

иерей Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии «Радонеж»;

иерей Георгий Фомин, настоятель храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем Поле;

иерей Олег Стеняев, храм иконы Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке;

иерей Димитрий Иванов, настоятель храма свт. Димитрия Ростовского в Очакове;

иерей Александр Трепыхалин, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами и др.

(всего 109 подписей).

6 (19) декабря 1995 г.


[1] С начала 1996 года о.И.Свиридов уволен из Отдела по катехизации Московской Патриархии.

[2] О том, каким В. Никитину видится путь Православия, говорится в его статье в прокатолической и антиправославной газете «Русская мысль» (14.02.92, №3916), где он сокрушается об отвержении Русской Церковью унии с Римом после Флорентийского собора 1439 г. и предлагает исправить это теперь. «Именно Римская Церковь, – говорится в статье В.Никитина, – призвана к восстановлению единства в христианском мире... С достижением этого вожделенного единства мы связываем надежды на подлинное, а не иллюзорное духовное возрождение в России».