Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Д-р Кароли ТОТ
Богословское, церковное и экуменическое значение митрополита Никодима (Ротова)



Доклад епископа Реформатской Церкви Венгрии д-ра Кароли Тота, президента Христианской Мирной Конференции,
на Евангелическом факультете имени Яна Амоса Коменского в Праге 2 октября 1979 года
на торжественном акте по случаю начала нового учебного года

 

Во-первых, и прежде всего, мне хотелось бы выразить свою глубокую благодарность за предоставленную мне здесь сегодня Вами, господин декан и досточтимые профессора, вами, дорогие друзья, возможность засвидетельствовать свою признательность за присуждение мне степени почетного доктора богословия в подготовленном мной докладе. Вместе с этим мне хотелось бы передать вам сердечный и братский привет от моей Церкви — Реформатской Церкви Венгрии и от духовных академий в Будапеште и Дебрецене. Кроме того, я нахожу особенно приятным долгом поблагодарить вас как президент Христианской Мирной Конференции за ту разностороннюю поддержку, которую оказывал нашему движению ваш факультет. Мой предшественник в епископском звании — епископ А. Берецки, был моим предшественником и в звании почетного доктора, он также являлся почетным доктором вашего досточтимого факультета. Вместе с профессором Иосифом Громадкой, в тесной связи с ним он возродил освященную веками традицию наших Церквей: оба они способствовали возрождению братских отношений между Церковью Чешских Братьев и Реформатской Церковью Венгрии и их дальнейшему развитию, тем самым как бы воссоздавая дружественные связи между нашими народами.

Доклад мой будет посвящен еще одному почетному доктору факультета имени Яна Коменского: скончавшемуся безвременно год назад почетному президенту Христианской Мирной Конференции митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму. В особенности мне хотелось бы остановиться на богословском, церковном и экуменическом значении его личности. Почему я ставлю перед собой такую задачу? Во-первых, потому что нас обязывает к тому Евангелие: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7); во-вторых, поскольку краткая жизнь митрополита Никодима, его церковная и экуменическая деятельность приходятся на время, когда в мире, в межцерковных отношениях и в области служения Церквей миру происходили значительные, революционные изменения. И поскольку речь идет об одной из ведущих личностей Церкви, живущей в условиях первой в мире социалистической страны — Советского Союза, личности, чьей деятельности мы обязаны возможностью размышлять над богословскими высказываниями самой крупной Православной Церкви мира, рассмотрение этой личности может обогатить нас исключительно полезной, поучительной, открывающей новые пути информацией.

Число авторитетных высказываний, выступлений и исследований митрополита Никодима настолько велико, что для моего доклада я нуждался в определенном отборе, в определенном ограничении моей темы. Ни в коем случае я не стану притязать на то, чтобы показать полную картину богословской и экуменической деятельности митрополита Никодима. Кроме того, я полагаю, что не настало еще время для оценки, для измерения прошлого и настоящего значения его вклада в богословское развитие, в углубление экуменических отношений, в утверждение оснований христианской миротворческой деятельности. Но уже сейчас со всей решительностью можно сказать: мало кто из церковных деятелей настолько находился в центре внимания общественности за последние десятилетия, как митрополит Никодим. Многое говорилось и писалось о его экуменической, церковно-общественной и миротворческой деятельности, но очень мало было сказано о его богословском вкладе, направленном на развитие жизни Русской Православной Церкви, о его усилиях, направленных на укрепление Церкви. Его оценивают по-разному: как выдающегося представителя своей Церкви на международных форумах, как церковного дипломата, как одного из президентов Всемирного Совета Церквей, как президента Христианской Мирной Конференции, в значительно меньшей степени получила признание его деятельность как богослова, пастыря, проповедника, истинного сына своей Церкви. Это и понятно, ибо необходимые для этого источники пока недоступны, отчасти из-за языковых трудностей и еще потому, что печать, в том числе и церковная, находит для себя интересным лишь то, что граничит с сенсацией.

Три десятилетия, прошедшие со времени окончания второй мировой войны, по моему мнению, были отмечены для Русской Православной Церкви следующими характерными моментами: во-первых, стабилизацией положения Церкви в советском обществе, основой для которого в значительной степени явилась патриотическая позиция Церкви в период Великой Отечественной войны; при этом весьма интересно проследить за богословским осмыслением Церковью своего положения. С другой стороны, на протяжении этого времени Русская Православная Церковь все больше заставляет говорить о себе как части всемирного экуменического движения. Ее участие в этом движении в течение этого тридцатилетия приобрело такой масштаб, что можно без преувеличения сказать: ни одна другая национальная Церковь не вела такой целенаправленной, разносторонней и глубоко продуманной экуменической работы, как Русская Православная Церковь. Это видно из ее участия во всеправославном движении, в двусторонних богословских диалогах, вплоть до участия во всемирном экуменическом движении, а также в светских международных организациях, таких, как Всемирный Совет Мира.

Как внутренняя стабилизация положения Церкви в советском обществе, так и установление экуменических контактов происходили в условиях социальной ситуации, которую с полным правом можно охарактеризовать как величайшее революционное преобразование в истории человечества. Революционный процесс в Советском Союзе наиболее глубоко, по сравнению с предшествовавшими революционными процессами, затронул экономические корни и структуры общества; целью его является формирование у людей нового сознания. В связи с этим мы постараемся напомнить, насколько высокой оценки заслуживают при этом деятельность Церкви и роль митрополита Никодима в такой деятельности.

Мы уже имели возможность упомянуть о том, что всё, написанное или сказанное до сих пор о митрополите Никодиме, касалось лишь связанных с ним сенсаций. (Исключения в этом смысле представляют только две статьи в «Журнале Московской Патриархии», 1979, № 4, с. 36-56 — протоиерея Василия Стойкова «Служение Церкви и миру», профессора протоиерея Николая Гундяева «Для единства и мира по завету Христа».) Теперь, мне думается, настало время более углубленного изучения. В связи с этим я взял на себя задачу исследовать четыре области, в которых более всего сказалось духовное воздействие митрополита Никодима. Области эти суть следующие:

1. Итоги обновления Русской Православной Церкви;
2. Вопросы соотношения веры и общества в Советском Союзе;
3. Проблема христианского единства;
4. Церковные и богословские основания миротворчества.

Разумеется, такое деление представляет собой всего лишь рабочую гипотезу, ибо все эти вопросы и проблемы трудно отделить друг от друга, и во многом они переплетаются между собой.

 
I
 

1) Под влиянием Папы Иоанна XXIII митрополит Никодим любил называть свои усилия, направленные на укрепление Церкви, «русским аджорнаменто». В это понятие он включал не только вдохновения великого Папы-миротворца, он всячески стремился избежать впечатления, будто имеются в виду нововведения, чуждые русской церковной традиции, хотя и считал неизбежными церковные преобразования, требуемые временем. Какой же смысл обретают основные пункты этого «русского аджорнаменто» в свете деятельности митрополита Никодима?

В первую очередь мне хочется назвать его сознательное обращение к русской богословской традиции, шедшее тремя различными направлениями. Митрополит Никодим недаром обращается к работам выдающихся русских богословов прошлого и начала нынешнего века, а именно знаменитого митрополита Московского Филарета (Дроздова), бывшего одним из замечательных богословов своего времени, а также профессоров В. В. Болотова и протоиерея Павла Светлова. Тогда как основное внимание митрополита Филарета привлекало соотношение русской культуры и Церкви, профессор Болотов обращался в основном к вопросу диалога с неправославными, а профессор протоиерей Павел Светлов занимался вопросом о социальной ответственности Церкви и верующих. В связи с проблемой обеспечения преемственности богословской традиции митрополит Никодим обратился к анализу, исследованию и обработке материалов по истории Церкви после Великой Октябрьской социалистической революции. Эта работа тем более значительна, что подобную грандиозную задачу не ставил перед собой еще ни один из ныне живущих в Советском Союзе историков Церкви. То, что опубликовано по этому важному и бурному периоду истории — по большей части на Западе, — несмотря на высокие научные притязания, никак нельзя считать объективным анализом и оценкой этого периода. Намерением митрополита Никодима было — он часто говорил об этом со мной — написать на основании объективного изучения исторических источников историю Русской Православной Церкви в межвоенное время. Когда он утверждал, что «отрицательное отношение» Русской Православной Церкви к революции в действительности не совпадало с подлинным отношением к ней Церкви, мнение это основывалось на знании, полученном в результате усиленного изучения источников. Истина, бывало говорил он, гораздо сложнее и запутаннее, нежели просто информация, получаемая мировой общественностью в результате одностороннего, а часто и просто ложного, изображения фактов. До сих пор остается неизвестным, насколько митрополит Никодим продвинулся в сборе и обработке материалов, хотя мы знаем, что в последние два года жизни он читал лекции по истории Русской Церкви в Ленинградской духовной академии.

2) Второй чертой «русского аджорнаменто» было стремление митрополита Никодима к обновлению богослужения, и в частности литургии. Широко известно, как предан был он церковному богослужению, какой энтузиазм он проявлял в этом отношении, как охотно он при любой возможности участвовал в литургическом празднестве или сам возглавлял его. Он является автором многих замечательных молитв для богослужебного употребления. В этом отношении для него серьезным являлся вопрос о том, как использовать современный русский язык в богослужебной практике, то есть, каким именно образом там, где это возможно, наряду с церковнославянским языком, на котором и по сей день совершаются богослужения в Русской Церкви, употреблялся бы и современный русский язык. Образцом для него здесь служил митрополит Московский Филарет, писавший еще в прошлом веке о том, что Русская Православная Церковь не может лишать русский народ возможности слушать слово Божие на современном, понятном языке, тогда как это соответствует учению отцов Церкви, духу Восточной Кафолической Церкви и духовным потребностям православного народа (Митрополит Филарет, «Слова и речи», 1886, т. 4, с. 259). Но и в наше время исключительно велики препятствия, стоящие на пути подобных перемен как ввиду силы церковного консерватизма, так и потому, что до сих пор отсутствует удовлетворительный и точный перевод литургии на современный русский язык. Хотя сам митрополит Никодим перевел на современный русский язык немало чинопоследований, до их повсеместного введения дело не дошло; правда, митрополит Никодим делал пробные попытки их использования в храме Ленинградской духовной академии и в Троицком соборе в Ленинграде.

3) Большое значение придавал митрополит Никодим проповеди слова Божия. Он придерживался мнения, что проповедь слова Божия составляет неотъемлемую часть православного богослужения. Проповедь, однако, не должна состоять из простого сухого перечисления истин веры, а должна представлять собой личное свидетельство о Христе Иисусе. Сам он проповедовал за каждой службой, которую он возглавлял. Основными чертами его проповедей были простота и христоцентризм, — обращенность к тайне Воплощения, вочеловечения Бога Слова. «Прочной основой нашего благовествования является Воплощение Сына Божия, в нем находим мы и смысл нашей жизни», — сказал он в одной из своих проповедей. Постоянно звучат в его проповедях темы примирения Бога и человека, тайны Царства Божия, Церкви как Тела Христова. В другой своей проповеди он говорил, что в Церкви Христос заложил крепкую основу Царства Божия и заповедал Своим ученикам продолжать свое служение в мире, то есть осуществление Царства Божия в мире, начаток которому положил Он Сам и которое уже осуществилось «внутрь нас» (Лк. 17, 21), должно охватить всю сферу человеческих отношений и человеческой жизни". Для его проповедей характерны простые и ясные формулировки, изложение важнейших учений христианской веры, внимание, уделяемое этическим требованиям.

4) Важную часть «русского аджорнаменто» составляет воспитание молодого поколения священнослужителей. Широко известно, насколько живо интересовался митрополит Никодим этим вопросом, как он постоянно уделял ему внимание. Во многих своих выступлениях в академии он говорил об ответственности священника. Церкви нужны дисциплинированные, требовательные к себе священнослужители. Когда прихожане видят, что пастырь стремится господствовать над стадом (1 Пет. 5, 3) или же он отличается самодовольством и самоуверенностью, или когда поведение пастыря небезупречно, тогда в приходе пробуждается подозрительность и недоверие по отношению к священнику. Однако, когда пастырь смотрит на себя как на стража дома Божия, то не замедлят последовать и успехи в пастырском служении.

В отношении воспитания пастырей он неоднократно подчеркивал, что священнослужитель должен быть безупречным и верным служителем Иисуса Христа, но одновременно верным сыном своего народа и своей родины. Он постоянно говорил студентам, готовящимся к принятию сана, о трудностях священнического служения. «Пастырь должен быть верным сыном своего народа, всегда готовым разделить его судьбы, исполнить свой патриотический долг, сочетая высшие идеалы христианства с преданностью интересам Отечества» (Речь на торжественном акте в Ленинградской духовной академии, ЖМП, 1978, № 1, с. 44). Здесь мне хотелось бы упомянуть вкратце о том, что я считаю значительной реформой в церковном управлении: митрополит Никодим придерживался со всей строгостью иерархического принципа, принятого в его Церкви, но в то же время, следуя духу истинной соборности, стремился создать некую общину из подчиненного духовенства и своих сотрудников.

 
II
 

Все мысли митрополита Никодима были обращены к вопросу о том, могут ли, обязаны ли христиане заниматься мирскими общественно-политическими проблемами. Вопрос этот был следующим образом сформулирован им в своем докладе на Четвертом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге 1971 года. «Скажем себе, разве вверена нам нашим Господом какая-то ответственность за дела мира, и не стоит ли самая мысль о такой ответственности в противоречии со словами апостола “о горнем помышляйте, а не о земном”(Кол. 3, 2)» (ЖМП, 1972, № 1, с. 40). Далее митрополит Никодим говорит следующее: «Ни один святой подвижник, ни один христианский аскет... никогда не пытался так спиритуализировать учение Христа Спасителя, чтобы христиане превратились в безразличных к миру резонеров, умеющих лишь бесстрастно рассуждать о преимуществах небесных благ перед земными и увещевать угнетенных и страждущих к пассивному терпению перед лицом воинствующего зла или торжествующей неправды» (там же).

Тесная связь между духовным и земным, духовным и светским непрестанно занимала митрополита Никодима, в том числе и в связи с историческим оптимизмом и верой в прогресс человечества в советском обществе. При этом его богословская мысль идет таким путем, используя следующие аргументы: вера в Провидение Божие и прогресс не противоречат друг другу. В этом утверждении он опирается на отцов Церкви, в особенности же на блаженного Августина, говоря о том, что скрытые знаки благодати и милосердия Божия присутствуют и в области земного: «За пределами «града Божия» происходит также постепенное обновление мира, состоящее в созидании сокровенных элементов Царства Божия, на основе рассеянных среди «земного града» и зреющих в нем «сперматических логосов» истины и добра. Процесс этот имеет преимущественно этический характер и имеет основание главным образом в том факте, что и после грехопадения в человеческой природе сохранились многие черты нетленного образа Божия и осталось врожденное стремление к совершенствованию» (там же, с. 42).

Другой из столпов, на которых зиждется общественная ответственность, торжествующая вера в Воскресение Христово. Христианский оптимизм есть оптимизм Воскресшего Христа, ожидание Его славного второго пришествия. «Этот оптимизм есть одновременно надежда на постоянное попечение Божие, пронизывающее все человеческое творение творчеством, спасительной премудростью и силой; таков оптимизм крепкой веры во Христа, Сына Божия, таков оптимизм веры во Святого Духа, приводящего мир к высшему совершенству, благодаря Отцу Небесному» («Христианский оптимизм — оптимизм Воскресения Христова». Журнал ХМК, № 3/4).

Естественно, митрополит Никодим знает и о реальности греха и зла. Но, как и у всякого настоящего православного богослова, у него общественное служение христиан, реальность греха и зла — все это подчинено космическому видению мира, в котором общественное служение христиан неотделимо от евхаристического динамизма литургии, и таким образом «диакония» становится не чем иным, как литургией после Литургии. В такой перспективе реальность греха усматривается не только в несправедливых структурах общества, но и в грешниках, и она обладает космическим измерением, выходящим за пределы человечества и истории (Еф. 6, 12). Человеческая жизнь — не только в индивидуальном, но и в общественном, и во всемирном масштабе не что иное, как борьба между силами зла и мощью добра во Христе («Борьба Церкви за мир и справедливость», «Православная Церковь в экуменическом движении», ВСЦ, Женева, с. 119, на англ. яз.).

Всевозможным видам христианского пессимизма противостоит упование на Сына Божия. «Отрицательный опыт человечества убеждает нас в том, что греховная деятельность людей может привести мир к катастрофе. Из этого надо вывести диалектическое следствие, подтверждаемое также и опытом, что с помощью Божией деятельность добра будет в состоянии избавить мир от катастроф» («Христианское сотрудничество...», см. выше). Поэтому человек есть не кто иной, как соработник Божий, помогающий осуществить конечную цель истории, как она дана в виде откровения во Христе. В этой деятельности, направленной к добру, человек принимает на себя ответственность за жизнь своего поколения, да и за жизнь человечества в целом, то есть за жизнь каждого отдельного человека в настоящем и будущем» («Человеческая общность и солидарность». Журнал ХМК, 1973, июль, на англ. яз.).

Исходя из этого, можно понять готовность митрополита Никодима к диалогу и сотрудничеству. В этом отношении он придерживался такого мнения: «Наша эпоха — эпоха диалога, не только эпоха сосуществования, но и тесного сотрудничества» (Журнал ХМК, 1975). При этом он меньше говорит о мотивах, необходимости и возможности диалога, чем о самих конкретных формах диалога и сотрудничества. Он сам и его сотрудники, да и вся его Церковь, на деле осуществляли диалог и совместное делание, вместо того, чтобы лишь, теоретически рассуждать об этом. Он ставил вопрос следующим образом: как мы можем, сохраняя верность нашим принципам, быть истинными христианами и в то же время сотрудниками тех, кто не разделяет наши убеждения, но стремится применить все свои силы к построению лучшего общества? Как христиане всего мира могут способствовать приданию миру более человеческого облика? Отвечая на эти вопросы, он наполнял новым содержанием понятие аскетизма: «Аскет нашего времени относится к миру не только как к месту динамической борьбы между добром и злом, но и как к месту, где развертывается человеческое стремление к прогрессу и совершенству. При этом понятие аскетизма пополняется новым качеством: следует признать, что христиане мира призваны содействовать прогрессу, то есть они должны приобретать научные знания, содействовать проведению в жизнь технологических достижений; христианин должен выступать за мир между народами, за сотрудничество, должен возвеличивать человеческое достоинство. И при всем этом христиане не должны забывать, что Христос ради нас вочеловечился. Он стал человеком, таким же, как мы, но только без греха. И таким образом он дал нам образец совершенства» (Выступление на III заседании по римо-католическо-православному диалогу). <...>

В заключение этого раздела следует подчеркнуть, что патриотизм митрополита Никодима был основан не только на сознании общественной ответственности христианской веры. Он знал и любил русскую историю, он высоко ценил прошлое и богатое культурное наследие своего народа. Он также признавал и ценил огромные усилия, прилагаемые советским народом для построения нового общества и для поддержания мира во всем мире.

 
III
 

Обращаясь теперь к экуменическому значению дела митрополита Никодима, мы не хотели бы создавать впечатление, будто под этим понимаем исключительно события внешнего характера: все сделанное им в области межправославных отношений, двусторонних контактов или же в рамках экуменических международных организаций, об этом уже написано и сказано немало. Сейчас не время и не место говорить подробно и об углублении контактов с существующими в Советском Союзе неправославными Церквами и общинами. Мне хотелось бы скорее обратить ваше внимание на богословские основы его усилий в этом направлении и на существенные вехи достигнутого.

В наше время существует известная неясность и даже путаница в том, что касается смысла постоянно расширяющихся экуменических контактов. Митрополит Никодим был убежден, что широкие экуменические контакты на различных уровнях призваны способствовать пробуждению и развитию экуменического сознания христиан. А это — сложный и трудный процесс. На вопрос о том, что такое экуменизм, митрополит Никодим отвечал следующим образом: «экуменизм требует от нас, чтобы мы постепенно приближались к другим исповеданиям — с большим вниманием, большим пониманием истинных христианских ценностей, сохраненных этими исповеданиями. Экуменизм должен укреплять в нас потребность лучше распознавать доброе и полезное, что мы должны перенять у других Церквей» («О задачах богословия сегодня», ЖМП, 1968, № 12, с. 63-67).

В отношении экуменического движения им было выдвинуто четыре тезиса:

1. Всемирный Совет Церквей представляет собой ценное место для встречи исповеданий между собой, однако следует четко разграничивать экуменическое движение как таковое и Всемирный Совет Церквей.

2. Вся деятельность Всемирного Совета Церквей должна строиться на двух основаниях: стремлении к восстановлению христианского единства и служении современному человечеству. Эти задачи и цели взаимно дополняют друг друга и нераздельны.

3. Всемирный Совет Церквей призван заниматься общественными и международными вопросами лишь постольку, поскольку они связаны с проблемой единства Церквей.

4. Особенно интересно отметить, как чутко православные, и в частности митрополит Никодим, реагировали на все авторитетные высказывания со стороны экуменического движения, касающиеся экклезиологии этой организации. «Совершенно ясно, что орган, созданный Церквами, и собрание их представителей ни в коем случае нельзя равнять с самими Церквами» (Митрополит Никодим. «Православная Церковь в экуменическом движении», под ред. Пателоса, с. 266, на англ. яз.).

Разница становится сразу же ясной, если побеседовать с православными о понимании единства христиан. Протестантское понимание, согласно которому единство Церквей уже существует, но только недостаточно еще выявлено, отклоняется ими как типично протестантское. По словам митрополита Никодима, разделение Церквей для протестантов означает, что Церкви еще недостаточно сильны для проявления и видимого обнаружения своего единства. Далее характерно протестантской является попытка дать богословское определение единства, нисколько не соответствующее исторической действительности и потому непригодное. В противоположность этому Православной Церкви свойственно иное представление о природе разделения. Согласно ее мнению, причины разделения лежат гораздо глубже. «Грех разделения состоит не в недостаточности осознания якобы имеющегося уже единства, но именно в том, что единство разрушено. Совершенное и полное единство может быть достигнуто всей экуменой не путем “проявления” его или видимого его выражения, а только лишь путем восстановления разрушенного единства, путем возвращения к полному послушанию относительно истины» (Митрополит Никодим. «Православная Церковь в экуменическом единстве», под ред. Пателоса, с. 266). Но где же и в каком направлении может быть обретено единство?

Митрополит Никодим неоднократно высказывал мнение, согласно которому единство Церкви может быть обретено только на основе апостольского Предания, сохраненного и выражаемого неразделенной Древней Церковью. Без возвращения к вере Древней неразделенной Церкви единство невозможно.

Православная Церковь в течение столетий часто бывала принуждена защищать себя и потому вынуждена была нередко замыкаться в узком конфессионализме. «В настоящее же время, которое характеризуется большой открытостью, ириническими (то есть мирными. — Ред.) устремлениями и ясным пониманием особых условии христианского служения миру во всем мире, недостаточно уже только хранить сокровищницу Православия» («Предание и современность», «Stimme der Orthodoxie», 1973, № 1).

Все Церкви должны сопоставить свое учение с учением древних Соборов и иметь мужество исправить исторические ошибки. Все Церкви должны сопоставить свои символические книги и исповедания веры с учением первых семи Вселенских Соборов и отделить догматические истины от богословских мнений, то есть они должны в соборном единомыслии устранить исторически обусловленные неточности и преувеличения, которые могли быть полезными до определенного периода, в настоящее же время стали препятствиями. Теперь уже просто невозможно с гордым и несгибаемым видом настаивать на так называемых старых истинах. (Здесь следует отметить, что в таком подходе митрополит Никодим в значительной мере опирается на мысли проф. В.В. Болотова, который в своих 27 тезисах о «Филиокве» разработал методику такой «проверки» этих истин.)

Следует затронуть еще две темы, имеющие особое значение в богословских собеседованиях с православными. Одна — православное понимание истины, другая — вопрос о Предании. Можно сказать, что в основе православного понимания единства лежит евхаристическое представление о нем. Преломленное Тело Христово, пролитая Кровь связывают нас с Богом и освобождают нас для самоотверженного служения миру. Церкви, живущие в разных частях света, в различных общественных условиях, заняли разнообразные по отношению одна к другой позиции, однако то вдохновение, из которого они исходят, и стоящие перед ними цели тождественны: прославление Бога и спасение человека. В качестве синонимов такого единства могут быть названы — общины, гармония, соединение. Та степень, согласно которой в каждой из Поместных Церквей присутствует полнота кафоличности, проявляется в участии и общности с другими. Таким образом, задача экуменического движения не может состоять в принятии некоего нового исповедания, а именно в осуществлении такой церковной общности. «Поэтому Православная Церковь вовсе не ожидает, чтобы другие христиане присоединились к Православию, как оно существует сегодня, в виде, обусловленном историко-культурной реальностью прошлого и настоящего. Желательно, чтобы все стремились углубить полноту апостольской веры в своих собственных Церквах, причем именно через полноту церковной жизни. Ни от одной Церкви не требуется, чтобы она лишала себя собственных корней, отрывалась бы от культурного наследия своего народа или теряла бы свой отличительный характер» (Митрополит Никодим. «Православная Церковь в экуменическом единстве», под ред. Пателоса).

Мне кажется, что по вопросу о Предании, мы, протестанты, несколько в долгу перед Православной Церковью, ибо то, что, например, сказано митрополитом Никодимом о протестантском понимании Предания, во многих отношениях нуждается в дополнении. В одном из своих выступлений он говорит следующее о понимании протестантами этого вопроса: «Они (протестанты), положив в основу принцип отрицания Предания и свободного толкования Священного Писания, приняли отказ от Предания. Реформация потеряла свою церковность, превратилась в горделивое умствование по вопросам веры, которое, оторвавшись от животворного источника апостольского Предания, обрекло себя на постоянную зависимость от мировоззрения отдельных людей, перестало быть выразителем и авторитетным истолкователем христианского вероучения» (Митрополит Никодим. «О задачах современного богословия», ЖМП, 1968, № 12, с. 66).

В различных высказываниях митрополита Никодима находит выражение убеждение русских православных богословов в том, что Всемирный Совет Церквей достиг теперь такого этапа, что может уже не только изучать спорные вопросы, существующие между Церквами, но и делать попытки формирования богословского единомыслия — консенсуса. Так, особенно высоко они ставят деятельность комиссии «Вера и церковное устройство» в связи с консенсусами о Крещении, Евхаристии и Священстве Тем самым сделаны первые решительные шаги на долгом и трудном пути, ведущем к единству христиан. Хотя можно отметить некоторый прогресс в отношении определения Евхаристии, православные приняли бы и восстановление евхаристического единства в рамках Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Предпосылками для этого были бы единство веры и единомыслие в отношении основ канонического порядка.

Критика со стороны православных в отношении авторитетных высказываний Всемирного Совета Церквей по общественным вопросам может быть правильно понята нами лишь в том случае, если мы вскроем ее богословские корни. Следует со всей четкостью указать, что для православных евхаристическое общение в большей степени является знаком, чем словом или же делом. Отсюда и вытекает определенное созерцательное отношение, составляющее прямую противоположность протестантскому динамическому активизму. Именно по этой причине православные говорят об асимметрии в соотношении обоих направлений экуменического движения — духовного и направления общественной вовлеченности. Для них совершенно невозможно себе представить разрыв между обоими этими измерениями. Для митрополита Никодима также гарантия истинности богословия состоит в единстве земного и небесного.

Православные отмечают, что со времени Монреаля (Всемирная Конференция ВСЦ «Вера и церковное устройство») в экуменическом движении имело место смещение акцентов от Божественного к человеческому, от богословия — к антропологии. Они обеспокоены не самим фактом такого смещения, а тем, что оно не укоренено в более широком контексте отношений в самом стремлении к единству Церквей. Естественно, что они задаются и вопросом о том, какая именно антропология составляет основу этого нового подхода: геоцентрическая или же антропоцентрическая. Именно это лежит в основе острой критики со стороны православных результатов Конференции ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация», проходившей с 29 декабря 1972 года по 8 января 1973 года в Бангкоке (Таиланд) по теме «Спасение сегодня». Основное обвинение состоит в том, что в «Письме Церквам» этой Конференции ни слова не говорится о главной цели спасения — вечной жизни. «Почти исключительное подчеркивание “горизонтализма” в деле спасения на многих христиан, которым дороги священные традиции древней Церкви, может производить впечатление, что в современном экуменизме нарождается новый соблазн стыдливости относительно благовествования о Христе Распятом и Воскресшем, в результате чего умалчивается о самой сущности Его Евангелия из ложной боязни показаться несовременный и утратить популярность» (Протоиерей Николай Гундяев. «Для единства и мира по завету Христа», ЖМП, 1979, № 4, с.53).

Сейчас мне хотелось бы очень кратко остановиться на связи между единством Церквей и единством человечества, поскольку у многих сложилось впечатление, будто бы экуменическое движение отказалось от задачи достижения единства Церквей в пользу задачи достижения единства человечества. Устремления Церквей, направленные на достижение единства, могут быть правильно поняты лишь в свете Промысла Божия о спасении, распространяющегося на весь мир. Евангельская благая весть обращена не только к христианам, но и ко всему творению. Единство Церквей должно сохранить первоочередность в качестве задачи экуменического движения, однако не как самодовлеющую задачу; усилия в этом направлении служат орудием для достижения еще более величественного единства. Всемирный Совет Церквей призван содействовать сближению всех народов мира. Эта задача представляется частью служения, то есть диаконии, Церкви миру. Таким образом, усилия, которые совершаются в настоящее время для осуществления единства всех народов, не могут оставаться чуждыми и Церкви.

 
IV
 

Вкратце и в основных чертах теперь следует сказать о миротворческой деятельности и соответственно о богословском обосновании этого служения митрополитом Никодимом. Известно, что Русская Православная Церковь с самого создания Христианской Мирной Конференции принимала участие в ее деятельности. Решение, приведшее эту Церковь к активной деятельности в ХМК, было не случайным, а вытекало из богословской и экуменической убежденности. Многие деятели Русской Православной Церкви, и в особенности митрополит Никодим, считали христианское движение за мир и деятельность, проводимую в этом отношении всеми Церквами во всех движениях в защиту мира, неотъемлемой частью экуменических усилий Церквей. Митрополит Никодим признавал, что в истории христианских Церквей в определенные периоды, при определенных обстоятельствах Церкви принимали на себя особую ответственность. Какую же задачу Бог может возложить на Церковь в современной существующей в мире ситуации, когда человечеству грозит полное уничтожение? Эта задача может состоять лишь в том, чтобы устранить опасность новой войны. Вместе с профессором И. Громадкой митрополит Никодим с самого начала подчеркивал важность богословской работы Христианской Мирной Конференции. Еще на заседании подготовительной комиссии Второго Всехристианского Мирного Конгресса в Бухаресте в 1963 году он высказывался таким образом: «Если мы к настоящему времени недостаточно четко продумали нашу точку зрения, дали недостаточное богословское истолкование современных событий, мы должны сделать всё, чтобы устранить этот недостаток» (Журнал ХМК, октябрь 1963). Нет ни одного его выступления на Христианской Мирной Конференции, в котором не говорилось бы о богословской основе христианской деятельности в защиту мира. Митрополит Никодим всегда держался мнения, что «Христианская Мирная Конференция весьма серьезное значение уделяет богословскому аспекту своей деятельности. Углубленный анализ христианского учения о мире и его значении в жизни человечества и для блага народов, для всеобщего прогресса является необходимым условием успешного выполнения задач, стоящих перед Христианской Мирной Конференцией» (там же).

В его понимании выявляется библейская основа мира во всем мире как примирение между Богом и человеком. Прежде всего это означает восстановление союза с Богом, разрушенного грехопадением человека. Кровью Христовой на Кресте земное вновь примирено с небесным (Кол. 1, 20). Задача христиан состоит в первую очередь в том, чтобы достигнуть внутреннего мира, мира душевного и сердечного. Но дело при этом заключается не только в том, чтобы дать им возможность наслаждаться этим состоянием. Как посланцы примирения, христиане, с одной стороны, призваны созывать людей для примирения с Богом; с другой стороны, они, согласно учению Нового Завета, должны быть в мире миротворцами. Между обоими этими видами служения христиан нет никакого противоречия, да такого противоречия и не может быть. В поисках богословского основания для миротворческой деятельности митрополит Никодим в первую очередь ссылается на Священное Писание (что особенно четко прослеживалось в его вступительной речи на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге 1978 года). Учение Священного Писания представляет собой надежную, недвусмысленную и достаточную основу для миротворческой деятельности христиан. Митрополит Никодим постоянно подчеркивал, что для христиан мир внутренний и мир внешний нераздельны, а в последнее время он начал даже разрабатывать свое собственное богословие мира: «Церковь есть соль миру, Церковь присутствует в мире как закваска» (из выступления на открытии Пятого Всехристианского Мирного Конгресса). Он неоднократно повторял, что следует непрестанно иметь перед глазами экклезиологическую точку зрения, когда Церкви приступают к насущным вопросам, стоящим перед человечеством. Помимо Священного Писания он часто ссылается и на отцов Церкви (ср. его выступление «Что означает слово “христианский” в миротворчестве», серия изучений ХМК, III, с. 77–78). Он также занимался вопросом о том, не усиливает ли деятельность христиан в защиту мира асимметрию между горизонтальным и вертикальным измерениями христианского свидетельства «Здесь можно только возразить, что служение христиан миру не должно низводить христианство до уровня заботы о чисто посюсторонних вещах» («Что означает слово “христианский”...», см. названное издание).

Митрополит Никодим выделял довольно широкую область сотрудничества в интересах всеобщего мира. В этой связи у него вновь возникала мысль о христианском единстве. Все народы являются участниками развития мировой истории. «Все народы теперь сблизились в исторических рамках современного мира, — это он называл удивительным словом — “планетаризация” человечества. — Богословские корни всего этого обнаруживаются в том, что человечество в совокупности представляет Адама, что все его члены связаны между собой Воплощением, Крестом и Воскресением последнего Адама. Одна из самых удивительных идей о всеобщей связанности человечества — апостольская идея о спасении человечества — являет единство ответственности и всеобщую солидарность» (Митрополит Никодим. «Человеческая общность и солидарность». Журнал ХМК, 1973, июль).

В заключение мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все сказанное мною выше о богословском, церковном и экуменическом значении личности митрополита Никодима носит слишком отрывочный характер и представляет собой лишь первую попытку такого рода оценки. Одно только несомненно — его широкий универсализм является плодом православного богословия.

Интерес митрополита Никодима к экуменизму, его вклад в этой области отличаются оригинальностью и указывают путь в будущее. Его видение единства общественной вовлеченности и духовности веры является для многих, усматривавших противоречие между обоими измерениями христианского духовного бытия и христианского служения, разрешением этой мнимой противоположности.

Таким образом, заканчивая доклад, мне хотелось бы еще отметить, что сделанное митрополитом Никодимом для дела мира и единства христиан оказалось бы невозможным без его глубокой укорененности в жизни своей Церкви. Я убежден, что к нему самому применимо сказанное им о Папе Иоанне XXIII в его книге «Иоанн XXIII — “неудобный оптимист”», изд. Бенцигер, 1978 (на нем. яз.). — Личность митрополита Никодима характеризовалась предельным динамизмом, внутренней свободой, открытостью современности и человеческим реализмом.

 
ЖМП, № 6, 1980
 





АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

27.09.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

12.09.2021
Отрывки из исповеди протоиерея Бориса Николаевского

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

2.08.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

11.07.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

19.07.2021
Эдуард Биров

Метаморфозы-2021.
Как государственники стали борцами за «права личности»

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

13.06.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

24.08.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

 

НОВОСТИ

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

12.09.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии